Нарушения сна при сдвг
СДВГ и нарушения сна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это хроническое заболевание, которое вызывает различные виды гиперактивного и деструктивного поведения.
Понимание СДВГ
Людям с СДВГ часто трудно сосредоточиться, спокойно сидеть и контролировать свои импульсы.
СДВГ поражает миллионы детей каждый год, и во многих случаях это состояние сохраняется и во взрослой жизни.
По данным исследования, заболевание гораздо чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек.
С другой стороны, распространенность среди взрослых мужчин составляет немного выше, чем распространенность у взрослых женщин.
Точная причина СДВГ неизвестна.
Однако исследователи считают, что генетика и определенные факторы окружающей среды могут способствовать его развитию.
От СДВГ нет лекарства, но несколько методов лечения могут помочь уменьшить тяжесть симптомов.
Симптомы СДВГ
Симптомы СДВГ могут появиться у детей в возрасте от 2 лет и обычно уменьшаются с возрастом.
Общие симптомы СДВГ включают:
Симптомы СДВГ могут влиять на многие сферы жизни.
Люди с этим заболеванием часто испытывают трудности со школой, работой и отношениями.
У них также более вероятно наличие сосуществующих состояний, таких как тревога, депрессия и нарушения сна.
Что говорят исследования о нарушениях сна
Считается, что расстройства сна являются одним из наиболее распространенных типов сосуществующих состояний среди взрослых и детей с СДВГ.
Исследователи не совсем уверены, почему СДВГ и расстройства сна часто возникают вместе.
Однако считается, что симптомы СДВГ могут затруднить успокоение, достаточное для того, чтобы заснуть.
Это может вызвать различные проблемы со сном, которые затрудняют полноценный ночной отдых.
Недавние исследования также показывают, что генетические и структурные аномалии мозга могут иметь значение.
Многие лекарства от СДВГ также являются стимуляторами. Это может вызвать проблемы со сном, особенно если они будут приняты позже днем.
Недостаток сна может усугубить некоторые симптомы СДВГ.
Однако плохое качество сна обычно по-разному влияет на детей и взрослых.
Когда дети не высыпаются, они обычно становятся более гиперактивными.
Взрослые же, наоборот, обычно чувствуют себя более утомленными и испытывают недостаток энергии.
Общие нарушения сна
Нарушения сна определяются как состояния, которые препятствуют нормальному сну.
По данным Национального фонда сна (NSF), большинству взрослых требуется от 7 до 9 часов сна каждую ночь.
Малышам и детям старшего возраста может потребоваться от 8 до 14 часов, в зависимости от их возрастной группы.
Общие нарушения сна у людей с СДВГ включают:
Бессонница
Бессонница — это расстройство сна, из-за которого трудно заснуть, уснуть или и то, и другое.
Люди с бессонницей обычно не просыпаются отдохнувшими.
Это может помешать им нормально функционировать в течение дня.
Бессонница может повлиять на ваши:
Это имеет тенденцию становиться более распространенным с возрастом, поскольку происходят изменения в режиме сна и общем состоянии здоровья.
Симптомы бессонницы часто включают:
Синдром беспокойных ног (СБН)
Синдром беспокойных ног (СБН), также известный как болезнь Уиллиса-Экбома, характеризуется непреодолимой необходимостью двигать ногами.
Это желание обычно возникает из-за дискомфорта в ногах, такого как пульсация, боль или зуд.
Эти неприятные ощущения часто возникают ночью, особенно когда человек лежит.
Движение может временно устранить дискомфорт.
СБН может повлиять на людей любого возраста, но, как правило, со временем усиливается.
Это может затруднить сон, что может привести к дневной сонливости и усталости.
Симптомы RLS включают:
Апноэ во сне
Апноэ во сне — серьезное нарушение сна, при котором во время сна временно останавливается дыхание.
Люди с апноэ во сне часто громко храпят и чувствуют усталость даже после полноценного ночного отдыха.
Существует три основных типа апноэ во сне:
Хотя существуют разные типы апноэ во сне, все они имеют одни и те же общие симптомы.
Эти симптомы включают:
СДВГ И НАРКОЛЕПСИЯ
СДВГ также тесно связан с нарколепсией, редким заболеванием, характеризующимся непрекращающимся клеванием и чрезмерной дневной сонливостью.
Согласно обзору литературы за 2020 год, 33% людей с нарколепсией испытывают симптомы СДВГ.
Диагностика нарушений сна
Врачи должны проявлять особую осторожность при проверке нарушений сна у людей с СДВГ.
Нарушения сна и СДВГ имеют частично совпадающие симптомы, что может привести к неправильному диагнозу.
Если кто-то с СДВГ жалуется на проблемы со сном, его врач запросит подробный анамнез сна.
Для этого нужно спросить человека о:
Врач также может дать им дневник сна. Их попросят использовать дневник, чтобы записать свои привычки сна за несколько недель.
Если врач подозревает нарушение сна, он может назначить другие диагностические тесты.
Для диагностики нарушений сна используются два основных теста.
Ночная полисомнография
Тест ночной полисомнография делается в лаборатории в то время как человек спит.
Человек подключен к оборудованию, которое контролирует жизненно важные функции, а также активность сердца, легких, мозга и ног во время сна.
Люди с нарушениями сна:
Домашний тест на сон
Как следует из названия, этот тест проводится дома.
Выполняется так же, как ночная полисомнография.
Человеку будет предоставлено оборудование для наблюдения, которое он сможет использовать дома во время сна.
Аномальные измерения показателей жизненно важных функций, движений и дыхания, как правило, указывают на нарушение сна.
Лечение нарушений сна
У людей с СДВГ важно составить хороший план лечения нарушений сна. Это часто связано с психотерапией или медицинскими процедурами, которые способствуют нормальному сну.
Некоторые распространенные методы психотерапии включают:
Некоторые медицинские процедуры, которые могут помочь при нарушениях сна, включают:
Изменения образа жизни и домашние средства
Также важно внести определенные изменения в образ жизни.
Некоторые изменения образа жизни и домашние средства, которые могут помочь при нарушениях сна, включают:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иметь расстройство сна в дополнение к СДВГ непросто.
Однако с помощью правильного лечения и изменения образа жизни вы можете значительно уменьшить симптомы СДВГ и улучшить свой сон.
Нарушения сна при сдвг
Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.
Авторизация
Зарегистрироваться сейчас
Сайт SDVG.LIFE является продолжением книги и поэтому новые материалы должны соответствовать тем же стандартам, что и книга.
Отсюда правила для участников обсуждений:
На первые несколько постов введена премодерация.
В здоровом теле здоровый сон
Н едавние исследования показали, что даже небольшое, но хроническое недосыпание имеет более негативный эффект, чем кратковременное или даже долговременное полное лишение сна (как, например, у врачей в резидентуре).
У здорового ребенка безо всяких СДВГ, дислексий и расстройств поведения начинаются:
Увы, когда у ребенка появляются эти признаки, четко напоминающие симптомы Синдрома, то мало кому в голову (включая врача) придет, казалось бы, очевидный вопрос: “А что, если ребенок просто не высыпается?”
Ребенок может не высыпаться по следующим причинам:
2. Поздно ложится спать.
3. Имеет проблемы со сном, например, апноэ во сне (остановка дыхания во сне).
4. Кто-то или что-то не дает ему нормально спать: например, ночные бдения папы-алкаша, дебилы во дворе, свет фонаря с улицы, ветка дерева, бьющаяся в окно.
Проблема: Непоседе трудно уснуть из-за:
Мелатонин вырабатывается шишковидной железой, которая контролирует циклы сна и пробуждения.
Дефицит мелатонина приводит к проблемам со сном, а также к раку, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и ожирению (список не полный).
По крайней мере, это хорошо для глаз, так как при работе в ночное время из монитора не льется яркий свет.
Если ребенок испытывает трудности с засыпанием в комфортной безопасной среде, то необходимо обратиться к врачу.
В отношении сна, город — самое плохое место. Родители приходят с работы в 7 или 8 вечера. Им еще нужно сделать дела по дому, потом провести время с ребенком и отдохнуть самим. Пока то да се, уже 11 часов вечера.
Если есть желание и возможность, то одна из самых лучших перемен в стиле жизни, которую вы можете сделать, это ложиться в 9 вечера и вставать в 5 или 6 утра.
Это удивительным образом влияет на работоспособность, настроение и в целом повышает качество жизни.
Естественно, что перевод часов будет рушить режим 2 раза в год, но он будет рушить его в любом случае, когда бы вы ни ложились.
К сожалению, даже родители не всегда знают, получает ли ребенок качественный сон.
Идет это, в первую очередь, от неинформированности. Если ребенок храпит, то нужно не умиляться, а бить тревогу, так как храп типичен при апноэ во сне — остановках дыхания в состоянии сна на срок от нескольких секунд до нескольких минут.
Вот типичный паттерн храпа при апноэ во сне: похрапел, затих, снова похрапел, снова затих и т. д.
Можно сделать аудиозапись сна ребенка, и дать послушать паттерны храпа вашему педиатру или специалисту по сну.
Хотя пик апноэ во сне приходится на возраст от 2 до 5 лет, это состояние может происходить в любом возрасте и иметь негативные последствия для тех, кто им страдает.
Бывают случаи, когда апноэ во сне не сопровождается храпом.
При апноэ во сне ребенок не только не высыпается, но мозг его недополучает кислород.
Одной из частых причин апноэ во сне являются увеличенные аденоиды или гланды. В одном из экспериментов у 22 детей-Непосед с увеличенными аденоидами/гландами их удалили и через год провели повторную диагностику на предмет наличия Синдрома.
У 11 детей поведение, обучаемость, психическое состояние улучшились настолько, что можно было говорить об излечении от СДВГ.
Дети, у которых есть апноэ во сне, сомнамбулизм, синдром усталых ног, нарколепсия, бессонница или другое нарушение сна, могут быть диагностированы как Непоседы.
Соответственно, причины непоседского поведения устраняются при устранении проблем со сном.
Для этого есть не только лекарства, но и специальные терапии, например, хронотерапия.
Даже если симптомы Синдрома не вызваны нарушениями сна, то при устранении недосыпа, Непоседа все равно будет в большом выигрыше.
Проблемы со сном типичны для Непосед:
По статистике от 25 до 50 % детей и подростков-Непосед имеют проблемы со сном! Это в 2-3 раза больше, чем у Ботаников.
Представьте себе, скольким деткам можно помочь, устранив их недосып!
Трудно сказать, сколько по времени сна необходимо, так как здесь очень много индивидуальных вариаций. Но, в среднем, ситуация такая:
Вот вопросы, которые может задать себе родитель:
Часть информации о проблемах сна была взята из статьи доктора Алана Грина (Alan Greene). Вот как он заканчивает свое повествование:
“Мы, родители, знаем, какими мы становимся сердитыми, упрямыми, капризными и “не в своей тарелке”, когда недосыпаем. Если наши дети чувствуют себя так же, то наш долг — помочь им найти решение этой проблемы”.
От звуковых раздражителей можно использовать ушные затычки и/или включить в комнате белый шум (т.е. что-то монотонное, например, шум дождя или шум Вселенной).
Этот шум будет фоном, через который другим звукам будет нужно еще пробиться.
Белый шум помогает концентрации внимания и… сну.
Вот 10 часов белого шума Вселенной:
Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) и сон
Что такое СДВГ?
Около трети детей с диагнозом СДВГ были диагностированы в возрасте от 2 до 5 лет. Симптомы СДВГ обычно появляются в дошкольном возрасте, тогда как проблемы со сном могут появиться несколько позже, в 7 или даже в 12 лет.
Каковы симптомы СДВГ? (Диагноз)
Для диагностики СДВГ; профессионалы используют Пятое издание Диагностического и статистического руководства Американской психиатрической ассоциации (DSM-5). В нем перечислены критерии СДВГ и разделены на две группы симптомов: невнимательность и гиперактивность / импульсивность.
Симптомы невнимательности:
Симптомы гиперактивности / импульсивности:
Если ребенок младше 16 лет, у него должно быть не менее шести симптомов любой из этих групп; а если человеку 17 лет и старше, у него должно быть не менее пяти симптомов. Они должны длиться более 6 месяцев и присутствовать до такой степени, что мешают учебе или работе.
Некоторые симптомы могут совпадать с симптомами других проблем; таким образом, взрослым с СДВГ может быть ошибочно поставлен диагноз нарколепсии или идиопатической гиперсомнии, тогда как детям с СДВГ может быть поставлен неправильный диагноз лишения сна и наоборот.
Типы СДВГ
Имея в виду вышеупомянутые симптомы, человек может относиться к одному из трех типов СДВГ:
Обратите внимание, что у одного человека СДВГ может измениться со временем, так как симптомы могут измениться.
Проблемы со сном у пациентов с СДВГ
Дети и взрослые с СДВГ могут испытывать большое количество нарушений сна. Они включают:
A учиться у детей сообщили, что если проблемы со сном лечить надлежащим образом, это может быть решением проблем с вниманием и гиперактивностью для некоторых.
Когда взрослые недосыпают, они, как правило, проявляют признаки усталости; но дети становятся гиперактивными и проявляют такие симптомы, как импульсивность, частые ошибки, отсутствие концентрации и раздражительность. По этой причине следует уделять особое внимание различению СДВГ и недосыпания у детей.
Бессонница
Как у людей с СДВГ беспокойный сон; они могут часто просыпаться из-за чрезмерных движений тела, храпа (особенно если они также страдают апноэ во сне) или кошмаров.
Обычно их сон легкий в первой половине ночи, но с приближением утра их нелегко разбудить.
Инерция сна
Инерция сна особенно опасна, если человек за рулем. Исследования показал, что инерция сна более изнурительна, чем бессонница всю ночь.
Повышенная дневная сонливость
Чрезмерная дневная сонливость у взрослых с СДВГ проявляется в виде усталости, недостатка энергии и внимания, неспособности выполнять приказы или правильно реагировать. Дети, напротив, могут быть более разрушительными и больше двигаться, но они также не могут сосредоточиться или выполнять приказы.
Не рекомендуется спать в течение дня в течение дня, потому что тогда больше шансов получить всплеск энергии ночью.
Обструктивное апноэ во сне
Апноэ во сне тесно связано с ожирением и чаще встречается у мужчин, чем у женщин, но у людей с СДВГ нередко бывает апноэ во сне, независимо от возраста и веса.
Апноэ во сне обычно возникает из-за сужения дыхательных путей. Обычно они громко храпят и часто перестают дышать ночью. Это останавливает приток кислорода к мозгу, поэтому человек просыпается, чтобы сменить положение. Многочисленные пробуждения плохо сказываются на качестве сна, потому что они не позволяют пациенту достичь глубоких восстановительных стадий сна и почувствовать себя отдохнувшим по утрам.
Синдром усталых ног
Страдающие синдромом беспокойных ног жалуются на неприятные ощущения в неподвижном состоянии, поэтому у них постоянно возникает желание пошевелить ступнями и ногами. Когда они ложатся спать, возвращаются зуд, ноющие, тянущие ощущения. Синдром беспокойных ног может не давать им спать по ночам надолго.
Периодическое расстройство движения конечностей
Нарушение задержки фазы сна
Это, естественно, приводит к позднему вставанию, затруднениям с подъемом и трудностям в первой половине дня. Это может быть особенно неприятно, если у человека есть утренние дела и обязанности.
Лекарства и сон
Некоторые из проблем со сном могут быть побочными эффектами лекарств от СДВГ.
Однако авторы также отмечают, что метилфенидат, если его принимать во второй половине дня, может иметь успокаивающий эффект, поскольку он снижает активность в ночное время и помогает улучшить качество сна.
В 2017 году Европейский колледж нейропсихофармакологии (ECNP) представил нам интересный предложение о природе СДВГ.
Новое одобренное FDA медицинское устройство для лечения СДВГ во сне
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило маркетинг и использование первого в мире устройства для лечения СДВГ в апреле 2019 года. Monarch Устройство внешней системы стимуляции тройничного нерва (eTNS) можно получить только по рецепту врача.
В приведенной ниже таблице показаны результаты улучшения СДВГ после восьми недель использования устройства.
На своем сайте компания NeuroSigma рекламирует устройство для лечения СДВГ, эпилепсии и депрессии у пациентов старше 7 лет.
Объявление FDA заявляет, что систему Monarch eTNS можно использовать для пациентов в возрасте от 7 до 12 лет, которые не принимают никаких рецептурных лекарств от СДВГ. Его нельзя применять детям младше 7 лет, тем, кто носит инсулиновую помпу или имеет активные имплантируемые кардиостимуляторы или нейростимуляторы. Систему Monarch eTNS также не следует использовать рядом с аппаратом МРТ или мобильным телефоном, поскольку они могут прерывать сигналы от устройства.
Как лучше спать с СДВГ?
Проблемы со сном, связанные с СДВГ, успешно решаются хорошей практикой. гигиена сна. Это означает создание набора здоровых правил, которые должны стать вашей привычкой.
Гигиена сна может потребовать от вас изменить некоторые нежелательные привычки и внедрить новые. Обычно это означает, что вам нужно немного самодисциплины и доброй воли, но это очень хорошо окупается.
То, что приятно перед сном, может быть индивидуальным, но есть список научно доказанных вещей, которые ухудшают качество сна и замедляют время сна, а также вещей, которые делают сон лучше и восстанавливают силы.
Эти советы полезны как для детей, так и для взрослых.
Чего следует избегать:
Что ты должен делать:
Информация на этом веб-сайте не предназначена для замены личных контактов с квалифицированным специалистом в области здравоохранения и не предназначена для использования в качестве медицинской консультации. Прочтите нашу полную медицинский отказ от ответственности.
Дополнительные ресурсы
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.
3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.
4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.
5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.
Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.
Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.
Шизофрения. Отличительные признаки:
1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.
3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.
4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.
5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.
6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.
7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.
8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.
Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.
Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?
Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?
Ребенок с СДВГ. Советы родителям
1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.
2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.
3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.
4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html
Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости
1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.
2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.
3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.
4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.
5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.
Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ