накаты на стенах ссср
Зачем в СССР вешали ковры на стены: объяснение традиции
Любовь к коврам в России времен СССР объясняется необходимостью тепло- и звукоизоляции, а также исторической традицией.
Так, в 60-х годах ковры были практически незаменимой составляющей квартир россиян. Их вешали на стены с помощью специальных петель, говорится в статье газеты Milliyet, Турция.
Как отмечает издание, во время урбанизации в СССР люди из сел и деревень стали переезжать в городские многоквартирные дома. Зимой в них было холодно, поэтому шерстяные ковры использовали для теплоизоляции всего жилища.
Еще одна причина – звукоизоляция. Стены были тонкими, из-за чего сложно было уснуть, слыша звуки работающего телевизора, криков детей, шумного выяснения отношений в квартирах соседей. Поэтому ковры стали вешать и на стены, чтобы хоть немного приглушить шум.
Кроме того, во времена СССР наличие ковров в квартире говорило о зажиточности и демонстрировало достаток семьи. Очевидно, эта традиция пришла из Европы XVI века, где купленный на Востоке ковер считался показателем статуса.
Так, в квартирах инженеров и чиновников красовались изготовленные на заказ дорогие ковры. Простые же люди, чтобы приобрести товар, записывались в очередь и могли прождать больше года.
Также в быту были популярны некоторые суеверия, связанные с коврами. Например, считалось, что прибить ковер к стене – к ссоре в семье. Поэтому ковры вешали на стены с помощью пришитых к ним петель, которые затем крепились на гвозди.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, что означают узоры на коврах из СССР: раскрыт секрет.
Интерьер в советскую эпоху: интересные факты и принципы дизайна
Отправим материал на почту
Советская власть четко делила весь дизайн на две части – капиталистический и социалистический. К первому было только одно отношение – крайне отрицательное. К второму же предъявлялось лишь два требования – чистота и практичность. Такой подход неудивителен, если дизайнерские обязанности выполнялись архитекторами. Поэтому отношение к советскому интерьеру у людей весьма неоднозначное.
Советский интерьер по годам
Какие бы мнения ни бытовали, но оформление квартир в Советском Союзе все-таки было. Правда не все могли себе это позволить. Стили копировались с западных, а потом ненавязчиво выдавались за свежепридуманные, с социалистической подоплекой. Но даже тогда, когда строгая советская цензура позволяла реализацию, то все получалось довольно-таки топорно.
А причина банальна. В магазинах напрочь отсутствовали нужные материалы. А те, что были, или не вписывались в концепцию, или выглядели серо и уныло. Поэтому настоящий дизайн могли себе позволить либо художники, либо люди с руками из нужного места. Остальные вынуждены были довольствоваться тем, что предлагала советская промышленность.
Первые десятилетия после Октябрьской революции
Руководство страны с первых дней начала реквизировать квартиры у буржуев и заселять их народом из трущоб. Но жилья на всех не хватало и происходило уплотнение. В те времена еще не было никаких норм, рассчитанных на одного человека. Партия решила переселить всех нуждающихся из землянок и хибар, а ее приказы безоговорочно выполнялись.
Поскольку власть сразу упразднила гостиные, столовые и кабинеты, то для народа оставалась только спальня. Порой в ней располагалась семья до десятка человек и стиль оформления был только один – с миру по нитке. В комнате могли спокойно соседствовать простая железная кровать, деревянный сундук из села и ажурное кресло в стиле ампир, которое осталось в помещении после буржуев. А дубовый паркетный пол застилался грубой дорожкой.
Сороковые года прошлого столетия
В войну многие люди были довольны койкой в бараке. А после победы большинство из-за нехватки жилья, разрушенного артобстрелами, продолжали ютиться в коммуналках. Счастливые обладатели квартир создавали советский интерьер из того, чем удавалось разжиться и были этому рады.
В стандартную обстановку комнаты входила кровать с панцирной сеткой, большой платяной шкаф, круглый стол и несколько разнокалиберных стульев, по числу жильцов. Немногие имели буфет, кожаный диван и письменный стол с лампой. И лишь избранные могли позволить себе «сталинский ампир» с добротной резной мебелью и трофейными предметами роскоши.
50-е и 60-е года
Оттепель многое изменила. Приоткрылись границы и народ увидел, что в соседнем социалистическом лагере люди живут по-другому. Руководство страны отвечает на это строительством новых домов в духе неоклассицизма. Просторные квартиры на главных улицах городов страны оформлялись стандартно. Высокие беленные потолки, на стенах обои, паркетные полы.
Вот обставляли помещения по-разному, опираясь на свой достаток. Но поскольку заселялась в эти квартиры элита, то в помещениях начал появляться какой-никакой стиль, скопированный с запада. Для простого народа строились коробки с малогабаритными комнатками, в которые жильцы перетащили нехитрый скарб из коммуналок и бараков.
Но экономическое положение в стране понемногу выправлялось и вскоре наладился выпуск товаров массового потребления. В продаже появились серванты, кресла, журнальные столики и даже первые телевизоры.
Трудяга уже мог накопить денег на новый диван, но вот поставить его было некуда. Поэтому он располагался на месте кровати. Днем он выполнял свои функции, а ночью роль спального места. А вот телевизоры и телефоны могли позволить себе единицы.
Интерьер 70-х и 80-х годов
Страна преодолела пик своего процветания. Все семьи с детьми расселились по квартирам с гостиной и спальней (а то и двумя). Работа на производстве приносила стабильный доход, который частично откладывался на сберкнижки. Промышленность начала думать о нуждах трудящихся.
В магазинах появились красивые вещи, которыми можно было украсить дом. Серванты и буфеты заменились стенками, пришедшими из ГДР и Югославии. Для кухни начали выпускать красивую и практическую мебель. Вместе с экономикой налаживался и интерьер в квартирах.
Беда была другая. Товара на всех не хватало невзирая на строгость пятилетних планов и обещания правительства им обеспечить. И хотя деньги у народа уже были, купить на них можно было немного. Из-за повального дефицита приходилось выстаивать многомесячную очередь, чтобы приобрести новый телевизор или модные пару кресел с журнальным столиком.
Ремонтом в народе каждый занимался самостоятельно. Поэтому интерьеры получались такие, которые позволяли возможности что-нибудь достать. И в основном происходило клонирование соседских обстановок. Стандартный советский стиль оформления включал в себя предметы, которые можно было купить в магазинах города.
Предметы, составляющие советский стиль
Сегодня многие рассказы старшего поколения вызывают у молодежи недоумение и улыбки. Тинейджеры не понимают, как можно было гордиться или восхищаться некоторыми предметами из домашней обстановки заката социализма. А между тем точную копию оформления из советского прошлого можно найти и в сегодняшних квартирах.
И это не вчера созданный ретро стиль. Просто обстановка в доме поменяла уже пару поколений. И поскольку она создавалась из-за практичности, а еще и не лишена своеобразной привлекательности, то ее годами не переделывали. А ко многим предметам из того времени применяют такое слово, как «эпатаж».
На сегодня это вызов чрезмерной роскоши скороспелых нуворишей. А в прошлом столетии так пытались бунтовать против всеобщей бедности. И по сути современный советский интерьер включает в себя несколько обязательных определенных предметов.
Стенка
Мебельный гарнитур на всю стену в гостиной, который заменил сервант. Хотя последний также можно встретить в некоторых интерьерах. Стенка являлась эталоном благосостояния семьи, поэтому у нее не только практическая роль в доме, но и сугубо моральная. Вместилище всех нужных и ненужных вещей в квартире одновременно выступало в роли витрины, демонстрирующей все ценности, которые смогла накопить семья.
Гостевая зона
В нее входит журнальный столик и два кресла по бокам. В советское время эти предметы можно было купить по отдельности, но чаще всего они шли в комплекте с диваном. В те времена кресла выгодно отличались по крепости, поскольку делались из натурального дерева.
Изначально этот предмет служил для совместного принятия пищи. Но поскольку слишком громоздкая вещь на кухню не помещалась, то ее устанавливали в гостиной, где она, вместе со стульями, занимала половину полезной площади. Использовали такой стол несколько раз в году, когда дом посещали гости. Но к закату социализма был разработан стол-книжка, который раскладывался по праздникам, а в будни превращался в тумбу и не занимал много места.
Телевизор
Это не плазменная панель на стене. А огромный ламповый агрегат, который устанавливался на четыре отдельные ножки. Иногда под него покупали специальную тумбочку. До телевизора в красный угол гостиной устанавливалась радиола. По габаритам прибор лишь немного уступал ТВ и очень ценился домашними за его многофункциональность. Аппарат позволял послушать не только радиотрансляции на различных волнах, но и прокрутить граммофонные пластинки.
Швейная машина
Присутствовала не во всех домах, но те, кто имел ее, страшно этим гордились. Машинка с ножным приводом была незаменимым в хозяйстве предметом. На ней можно было отремонтировать вещи, пошить новые, а когда ее складывали, то она превращалась в письменный стол.
Кухонный гарнитур
Мечта всех хозяек. Создавался специально для малогабаритных кухонь и выпускался в двух расцветках – в белом и под дерево. Изначально шел, как бюджетный вариант, поскольку делался из ДСП. Ненадежность материала компенсировалась народными умельцами, которые усиливали крепления и научились менять оформление фасадов. Но невзирая на недостатки некоторые экземпляры еще сохранились до наших дней.
Советский интерьер трудно представить без скатертей на столах. Ими также закрывались все крупные предметы. От тумбочек в прихожих до телевизоров в гостиных. Для этих целей у каждой хозяйки был целый набор различных кружев. От небольших салфеток, которые подкладывались под вазы с цветами на столе, до занавесок на окнах.
Ковер
Этот предмет для оформления интерьера можно поставить даже первое место в списке. Это сейчас он вызывает недоумение, когда его видят на стене. А в прошлые времена ни одна квартира не обходилась без этого украшения. Ведь особенности советского стиля заключались в том, что в помещении не было ни одной голой стены. Если на ней не висел ковер, то ее закрывали плакаты со знаменитостями тех лет.
Историю начинали небольшие и дешевые гобелены с изображением оленей или медведей. Но с появлением хрущевок там сразу же обосновались толстые и ворсистые экземпляры. В первую очередь это было связано с тонкими стенами. А ковер начал выполнять функции изолятора. От уличных стен стал экономить домашнее тепло, а на внутренних позволял приглушить слишком громкого соседа.
Ковер быстро превратился в эталон роскоши. Его обязательно дарили на свадьбах, юбилеях и даже передавали по наследству. А их количество на стенах и полах сразу говорило о достатке в семье. И порой встречались квартиры, где ими были увешаны все стены и до сантиметра закрыты все полы.
Заключение
Закрытое советское пространство диктовало свои условия. Роскошь была непозволительна, поскольку считалась влиянием загнивающего запада. Но идеи все же проникали даже через «железный занавес». По редким фотографиям с западным образом жизни, художники копировали в своих квартирах либо американский быт, либо европейский интерьер.
Советский период интерьера был знаменит своим дефицитом, практически, на все. И поскольку выбор был крайне ограничен, то довольствовались тем, что есть. В СССР выпускалась хорошая мебель. Были и произведения искусств. Совмещая всего понемногу, умельцы создавали свой интерьер, который впоследствии и назвали советским. И хотя многие считают его пережитком прошлого, все-таки это история страны.
Ретро стиль всегда найдет своего поклонника, а мода коварна и переменчива. Поэтому никто не может гарантировать, что интерьер, рожденный на закате Советского Союза, никогда не вернется в наши жилища. Ведь все новое – это хорошо забытое старое.
Заключение
И сейчас все чаще можно встретить предметы из прошлого, которые идеально вписываются в минималистический стиль оформления. Артефакты из двадцатого века занимают места в современных квартирах нередко повышая их стоимость. И в тренде снова незамысловатые формы, а также простота и практичность предметов обихода.
Во многих странах (не в СНГ) не клеят обои вообще, а красят стены с накатом.
Насколько это красиво и долговечно?
Покраска с накатом требует определённого профессионализма, опыта.
А обои можно поклеить самостоятельно, тут и особый опыт не нужен.
Если рассматривать с этой точки зрения, то обои лучше, их просто проще клеить.
Покраска накатом многослойная на тёмный фон краски наносится светлый фон (цвет) и на финише поверхность покрывается воском, лаком.
Далее, под обои не обязательно стены выравнивать в идеальный ноль, толстые обои, или обои с рельефом, могут скрыть не большие неровности.
Если клеите стеклообои, то они ещё и армируют поверхность, то есть даже мелкие трещины не страшны.
В случае покраски стен поверхности выравниваются в ноль.
То есть используются финишные шпаклёвки, шпаклёвка шлифуется, грунтуется и.т.д.
Цена подготовки поверхности под обои значительно дешевле цены подготовки стен под покраску.
Под обои иногда достаточно только штукатурки, например гипсовую штукатурку «Ротбанд» можно затереть и далее клеить обои не используя финишные шпаклёвки.
Обои проще ремонтировать, можно даже локально переклеить, повреждённые участки окрашенных поверхностей с трудом поддаются ремонту..
Покраска накатом вне конкуренции, если эстетическая составляющая на первом месте, это дорого, это сложно, но очень красиво.
Обои бюджетный, вариант отделки помещений и если цена вопроса на 1 местом, то лучше обои.
Каменная штукатурка времен СССР — под шубу, рваный камень, штриховка
ИмхоДом › Форумы › крыши утепление и отделка › Каменная штукатурка времен СССР — под шубу, рваный камень, штриховка
В отделке наружных стен зданий в СССР была популярна каменная штукатурка, имитирующая фактуру мрамора, гранита, туфа, известняка. Для достижения этого эффекта накрывочный слой, после его затвердения, обрабатывают ударными инструментами. В цементно-песчаный раствор добавляют известковую составляющую на 10-20% объема и крошку декоративного камня. Когда накрывочный слой затвердеет, его обрабатывают бурчадой («под шубу») или троянкой («под штриховку»).
Т.к. слой каменной штукатурки должен быть не менее 10 мм, то раствор наносится в несколько приемов. Сначала делают обрызг, затем по истечении 1 — 1,5 часов наносят слой грунта. Тщательно уплотняют и выравнивают его. Если на поверхности грунта образовалось много раковин, то следует тем же раствором, слегка разбавленным водой, залить их и загладить полутерком.
Толщина накрывки должна быть от 4-7 мм для гладких фактур и до 10-25 мм для рельефных. Наносится она в два слоя: сначала тонкий слой более жидкого раствора, который не нужно выравнивать, затем, когда первый начал схватываться, сам раствор, который выравнивают после того, как грунт впитает излишки влаги из раствора. Второй слой необходимо тщательно уплотнить, постукивая торцом или гранью деревянного бруска шириной от 60 мм. При этом удаляются все образовавшиеся пустоты.
Накрывочный слой выдерживают 5-7 дней до полного затвердения, ежедневно смачивая его поверхность водой от 2 до 6 раз в день, в зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха. Если по истечении этого времени на поверхности накрывки нет смятия раствора и выкрашивания зерен, а при ударе по штукатурке острым предметом раздается глухой звук, то можно продолжать работу.
Каменная штукатурка может иметь различную фактуру, напоминающую натуральный камень, иметь выделанные кромки под бучарду, борозды, «под шубу», «под штриховки» и другие. В отличие от известково-цементных штукатурок, которые обрабатываются в полупластичном состоянии, фактуру каменной штукатурке придают после затвердения раствора, раскалывая заполнитель.
В затвердевшем состоянии поверхность каменной штукатурки обрабатывается путем оттирки брусками или наковки с использованием ударных инструментов (бучарда, зубило, троянка). В пластичном состоянии используются цикли с зубьями. Налипший раствор следует убирать проволочной щеткой. По мере использования зубья тупятся, поэтому цикли нужно время от времени менять.
Бучарда — это металлический молоток, обе ударные плоскости которого имеют пирамидальные зубья. Крепко держа ее двумя руками и равномерно ударяя ею, делают насечки на поверхности штукатурки. При этом зубья бучарды разбивают верхний слой штукатурки и зерна каменного наполнителя. Расколотые камни блестят и искрятся. Удары должны наноситься с одинаковой силой, равномерно, чтобы поверхность, полученная наковкой, была ровной. Наковка заканчивается, когда весь верхний слой штукатурного слоя вместе с частью зерен каменной крошки будет сколот.
Троянка — это стальное зубило, остриё которого разделено на 3 части. Троянкой или простым зубилом равномерно наносят удары под углом 45° и скалывают верхнюю пленку штукатурки.
Для получения лакированной камневидной штукатурки поступают следующим образом: поверхность грунтуют поливинилацетатной краской, покрывают клеящим раствором, наносят цементно-известковый раствор без каменного наполнителя, затем наносят искусственную, мраморную или гранитную крошку размером 2-5 мм. Крошку следует набрасывать с силой с расстояния 40 — 50 см. Когда клей высохнет, наносится защитный лаковый слой.
1. Отделка «под шубу». При использовании бучарды, имеющей крупные зубья, получают крупнозернистую фактуру. Если у бучарды мелкие зубья, получится мелкозернистая фактура. Особо крупнозернистую фактуру выбивают шпунтом.
2. Отделка «под штриховку» бороздками. Выполняется при помощи бучарды с лезвиями. Глубина борозд зависит от высоты лезвий.
3. Отделка «под дюны». Выполняется зубилом. С его помощью скалывается тонкий слой штукатурки. Получаются неглубокие углубления.
4. Отделка «под рваный камень» или «грубоколотый песчаник». Используются зубила, шпунты и скарпели. В разных местах затвердевшей поверхности инструментами откалывают куски раствора. Образуются неровности.
5. Отделка «под тесаный песчаник». Как в предыдущем случае, откалывают небольшие кусочки штукатурки. Чтобы получить фактуру, напоминающую борозды или желоба, работают троянкой или скарпелем. Т.к. размеры и форма зубьев троянки бывают разные, то борозды и желоба получатся в сечении треугольными или закругленными и разной ширины.
При использовании скарпеля можно делать крупные или фигурные борозды. Чтобы получить мелкие борозды, циклю ведут вдоль правила как по направляющей. В этом случае в раствор необходимо добавить известковое тесто (не более 10% объёма), слюду, а песок берут крупностью 1,5 мм.
6. Отделка «каменная крошка без наковки». Это наиболее простой, эффективный, менее трудоёмкий метод. На свежий известково-цементный цветной грунт кельмой с сокола набрасывают каменную крошку. Её предварительно смачивают и при желании смешивают со слюдой. Затем каменную крошку вдавливают соколом в пластичный раствор. Чтобы получившаяся штукатурка блестела, после полного высыхания с нее нужно смести цементную пыль веником или щеткой. В этих целях можно также отшлифовать штукатурку шлифовальными машинками.
Цветная минеральная, мраморная или гранитная крошка дает возможность придавать каменной штукатурке различные цветовые оттенки. Использование битого бутылочного стекла вместо каменной крошки обойдется намного дешевле. Следует заметить, что при отделке каменной крошки без наковки необходимо использовать мелкие (не больше 5-7 мм) фракции заполнителя.
7. Обработка штукатурки кислотой. Это более производительный способ в сравнении с циклеванием или наковкой. Протравливание отделочного слоя 5-10%-ым раствором соляной кислоты придает поверхности каменной штукатурки рельефность и выразительность. Применяя разные способы обработки кислотой, можно получить различную фактуру. Так, используя вертикальное прочесывание полупластичной штукатурной поверхности с помощью гвоздевой щетки и последующее протравливание ее кислотой, можно получить мелкошероховатую фактуру. При травлении штукатурной поверхности, содержащей цветные заполнители, образуется фактура «под терраццо».
Если в состав штукатурки входит гранитный заполнитель, то применяют более слабый раствор кислоты (3-5%). Её с осторожностью наносят при помощи распылителя или кисти. Кислота начинает пузыриться, «кипеть» — происходит травление. После окончания процесса необходимо промыть поверхность водой.
Если обрабатываемая кислотой штукатурка содержит камни, то необходимо предварительно насечь штрихами ленту у кромок камней, используя для этого скарпели или троянки. Насечку делайте, держа инструмент в направлении от камня, чтобы не сколоть его кромку. Обработку углов выступающих стен фасада тоже делают в виде лент, которые насекают штрихами, используя скарпель или троянку.
по материалам back_to_SSSR
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
Накат вместо обоев
Накатка узорными валиками.
А тут раз Покупка ЗДЕСЬ и на Etsy по доступным ценам. И проще. Главное не забывать валик держать в вертикальном положении.
Декоративные приемы при окрашивании позволяют получить на поверхности стен специальные эффекты. Здесь можно проявить не только мастерство, но и фантазию. В одних случаях за счет использования различных приемов получает наложение на основное покрытие второго цвета. В других — краска используется для того, чтобы придать поверхности вид другого материала, например, дерева или мрамора.
Рисунок на окрашенную поверхность стены можно нанести, используя рельефные резиновые валики.
Накатку выполняют следующим образом:
• смочив валик из губки краской, накатывают рисунок вертикальным движением станка сверху вниз;
• станок необходимо перемещать равномерным плавным движением, следя за тем, чтобы в рисунке не было разрывов или наслоений.
Для получения разноцветных рисунков применяют последовательную накатку рисунка валиком колером разного цвета.
Накатка узорными валиками придает поверхности декоративно-художественный вид, скрывая дефекты штукатурки или бетона (пустоты, микротрещины, нарушение ровности, царапины и другие аналогичные дефекты).
Накатку выполняют валиками с различными узорами, которыми закатывают довольно толстый слой фактурной шпатлевки или окрасочной пасты (краска с большим содержанием мелкого минерального заполнителя фракции до 0,1 мм и большого количества пигментов).
Узорные валики изготовляют, наклеивая на жесткий резиновый или деревянный цилиндр мягкую кожу, поролон, пористую резину, губку (рис. 115, а), на которых нанесены различные узоры: линейные (рис. 115, в), геометрические, штриховые (рис. 116, а), стилизованные (рис. 117, а) или натуралистические мотивы растительного мира, неопределенно-структурные (рис. 118, а).
Рис. 116. Отделка стен штрихами и мелким узором (а) двойным валиком с пружинными стяжками (б)
Деревянные цилиндры пропитывают олифой, что предохраняет их от набухания. Ширина валиков зависит от назначения: широкими валиками (до 20 см) отделывают большие поверхности, малыми (3см) с тем же рисунком — места в углах комнаты, у дверных и оконных проемов.
Для нанесения линий используют роликовые валики (рис. 115, б), они бывают разъемными, что позволяет наносить штрихи в два цвета (рис. 115, в). Штриховую отделку поверхностей выполняют двойным валиком (рис. 116, б). Один из валиков — питательный — изготовлен из микропористой резины. Валик с рисунком прижимается к питательному валику пружинами.
Валики, которыми выполняют рисунки по мотивам растительного мира (рис. 117, а), состоят из резинового цилиндра, на который нанесен рисунок.
Рис. 117. Отделка поверхностей стилизованными узорами (а) и набор валиков для отделки (б)
Рисунок, накатываемый валиком, может быть одно-, двух- и трехцветным. Рисунки в два-три цвета накатывают с помощью комплекта валиков. Это дает возможность создавать на отделываемой поверхности красивое цветовое сочетание.
Рис.118. Отделка поверхностей неопределенно-структурным узором (а) и набор валиков для отделки (б)
Для повышения качества работ и производительности труда используют для накатки узора специальный инструмент ЦНИИПС (рис. 119, а), который состоит из резервуара 2 для краски, двух металлических питательных валиков 1, подающих краску, щитка-ракли 4, снимающего излишки краски с питательного валика, и узорного валика 3. Конструкция инструмента позволяет накатывать поверхности только в вертикальном направлении. При пользовании инструментом создается чистый и равномерный узор по всей поверхности, так как происходит непрерывная подача красящего состава на узорный валик. Резервуар заполняют краской так, чтобы она не попадала непосредственно на узорный валик и не переливалась через край.
Приспособлением, показанным на рис. 119, б, можно накатывать поверхности в различных направлениях. Для получения узора одинаковой насыщенности следят за насыщенностью питательного валика, смазывая его окрасочным составом с помощью кисти-ручника.
Рис. 119. Инструмент для накатки поверхностей резиновыми валиками: а — аппарат ЦНИИПС, б — приспособление для накатки с валиком из микропористой резины; 1 — питательные валики, 2 — резервуар, 3 — узорные валики, 4 — шиток-ракля, 5 — валик из микропористой резины
Для нанесения узора приготовляют окрасочный состав из водной меловой пасты с пигментами, который заклеивают 10%-ным раствором животного или растительного клея, на ведро готового состава добавляют 20— 30г олифы. Если составы готовят на клее КМЦ, меловую смесь с пигментом заклеивают 7—8%-ным раствором клея. Применяют также клеевосковойили клеемасляно-восковой составы, эмульсию ЛОР и казеиново-восковые эмульсии, различные синтетические шпатлевки (КЛМ, эмульсин, латексноперлитовую). В шпатлевки добавляют пигментные пасты требуемого цвета.
Консистенцию краски или шпатлевки определяют пробной выкраской. Консистенция в значительной степени зависит от сорта резины, из которой изготовляют рисунок: твердая резина требует более густой краски, мягкая — более жидкой.