надпись на дверях в метро

Великий и могучий с переводом на таджикский: почему переделаны указатели в метро

Ирина Мишина

Не преступление, совершенное мигрантами, не их массовая драка, а простая надпись на таджикском (фарси) и на узбекском взорвала российское общество. В интернете уже размещена петиция, адресованная мэрии Москвы: «Требуем вернуть старый дизайн табличек на дверях Московского метрополитена и убрать надписи на таджикском и узбекском языках!«.

Проблема в том, что любой народ и любая страна заинтересованы в сохранении единого культурного пространства. Язык – едва ли не самая важная составляющая этого культурного пространства. С его помощью сохраняется единство народа, единство территории, единство нации. Именно поэтому посягательство на родной язык любой народ воспринимает болезненно, едва ли не как вторжение врага на свою территорию.

Лика Ионкина:«Скоро русских станет меньшинство, и на русском будет написано снизу, а на таджикском и узбекском сверху, как для титульных наций».

Izya Shlemovich:«Толерантность наша не знает осмысленных границ. ».

Шквал эмоций захлестнул москвичей настолько, что департамент транспорта Москвы был вынужден выступить с пояснениями. Их суть свелась к тому, что надписи на указателях станций «Прокшино» и «Лесопарковая» Сокольнической и Бутовской линий московского метро продублировали на таджикском (фарси) и узбекском, чтобы сделать удобнее передвижение для мигрантов в данном районе.

В пресс-службе дептранса пояснили, что от этих станций ходят автобусы в миграционный центр, расположенный в подмосковном Сахарово. «Наша задача — делать метро понятным и комфортным для разных пассажиров. Например, схема метро на электронном табло в вагонах дублируется на девяти языках», — отметили в департаменте.

Тут возникает закономерный вопрос: а как же быть с законом, согласно которому трудовые мигранты из стран СНГ по приезде в Россию обязаны сдавать экзамен по русскому языку для получения патента? Или обязательный экзамен стал необязательным? Не секрет, что многие документы выдают мигрантам формально, особо не утруждаясь ни проверкой их знаний русского, ни изучением биографии на предмет принадлежности к криминальным группировкам. Так что было бы неплохо, если бы проверили наконец все центры, которые выдают сертификаты о прохождении экзамена на знание русского языка. Ибо странная складывается ситуация: документы о владении русским языком есть, а самого русского языка — нет. Не могли же массово подделать столько документов…

На самом деле, надписи на таджикском и узбекском появились не сегодня. Такую практику начали вводить примерно год назад. Именно тогда на экранах в вагонах метро появились надписи на других языках. Мы попросили прокомментировать это «растворение» русского языка в иностранных кафедру русского языка филологического факультета МГУ и кафедру общего языкознания Российского университета дружбы народов. Однако, в обоих случаях нам ответили отказом после совещания с деканатом. Ситуация, согласитесь, странная: специалисты, которые призваны отслеживать и анализировать состояние современного русского языка, его идентичность, как выяснилось, стоят от этого в стороне.

Тем временем, политологи охотно делятся своим мнением по поводу произошедшего.

Надписи в метро по-таджикски и по-узбекски сами по себе не такая уж великая проблема. Дело в другом. Московская мэрия, активно лоббирующая завоз сотен тысяч новых рабочих из средней Азии, абсолютно не учитывает при этом мнение коренного населения. И недовольство по этому поводу, судя по всему, дошло до крайней точки. Продублированные надписи в метро стали лишь поводом.

Примечательно, что вице-мэр говорит не о том, что Москве нужны 200 тысяч строителей или, например, разнорабочих или курьеров. Он говорит, что нужны именно мигранты без указания цели их использования. При этом в Москве даже не рассматривают возможность привлечения рабочей силы из российских регионов (а желающих наверняка предостаточно) – предпочтение отдается завезенной из других государств дешевой и низко квалифицированной рабочей силе.

Источник

«Главный символ метро — надпись «не прислоняться»

Архитектор Николай Шумаков раскрыл «МК» все тайны столичной подземки

Знаменитая красная буква «М» — это вовсе не настоящий символ московского метро, уверены корифеи подземки. А недавняя катастрофа на «синей» ветке якобы совсем не означает, что спускаться под землю опасно для жизни. Можно ли навсегда обезопасить пассажиров от крушений поездов и падений на рельсы? Почему второе кольцо решили строить всего в одной станции от первого? Сколько на самом деле стоит богатое убранство станций? Обо всем этом рассказал «МК» главный архитектор «Метрогипротранса» Николай ШУМАКОВ.

надпись на дверях в метро. 713315203 7693207. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-713315203 7693207. картинка надпись на дверях в метро. картинка 713315203 7693207. Ирина Мишина

Фото предоставлено Метрогипротранс.

— Николай Иванович, вы работаете с «подземным миром». А в кабинете у вас стоит телескоп. Часто на звезды смотрите?

— Смотрю (смеется). Иначе зачем бы он здесь стоял.

— Вы посвятили проектированию метро гигантский отрезок жизни. В «Метрогипротрансе» вы уже более тридцати лет. Оглядываясь на недавнюю трагедию на «синей» ветке, скажите честно: подземка достаточно безопасна?

— На самом деле метро проектируется как самый безопасный транспорт. Нормы строительства метро — самые строгие после, наверное, космоса. Другой вопрос, что эксплуатировать надо грамотно.

— И все же чуть ли не каждый день кто-то да свалится на рельсы…

— Да, цифры действительно страшные. Их на людях не озвучивают, постоянно засекречивают. Сотни человек ежегодно (по данным «МК», это примерно 300 человек — прим. Авт.). Попытки самоубийства, случайные падения в часы пик… Не все гибнут, слава богу.

— Неужели нельзя как-то иначе запроектировать станции, чтобы люди не бросались под поезд?

— Конечно, можно. Достаточно поставить светопрозрачные перегородки у края платформы. Это выглядит как сплошная стеклянная стенка с дверьми, которые при всем желании руками не раздвинуть. Весь мир это делает. Во всяком случае, на востоке: Шанхай, Сеул, Токио. В Париже на новых линиях, в Германии тоже перегородки есть. Мы, кстати, ездили изучать опыт в Сеул. Там раньше стояли перегородки высотой метр шестьдесят. Так люди через них перепрыгивали. И это корейцы, с их небольшим ростом! В итоге теперь там перегородки высотой два двадцать. Через такую уже запросто не перемахнешь. У нас так не делается, наверное, по двум причинам. Первая — это система ведения поездов. Она сложилась еще с 30-х годов и существует по сей день. Чтобы ставить эти перегородки (а мы их проектировали, вся база давно готова), придется все менять в корне. Поезда должны останавливаться строго у начала платформы, и двери вагонов и перегородок должны быть строго совмещены. Ну, может плюс-минус двадцать сантиметров. У нас такого нет. Более того, у нас в час должно пройти сорок пар поездов. Это интервал движения — полторы минуты. В тех городах, где стоят такие перегородки, интервал должен быть раза в два больше. Москва себе такой роскоши позволить не может.

— А вторая причина?

— У нас десять видов поездов, и они совершенно разные. Ну и двери у них тоже, соответственно, разные. Правда, эту проблему тоже можно решить, загнав одни составы на одну линию, а вторые — на другую и так далее… Но не все так просто. Все центральные и кольцевые станции, которые строились в сталинскую эпоху, — это памятники архитектуры. А раз памятник, то ничего чужеродного вносить туда нельзя категорически. Если эту проблему решить, тогда можно собраться и все сделать.

— Вроде все решаемо, а воз и ныне там.

— Бывший начальник метро, в смысле «бывший бывший», Дмитрий Гаев ставил такую задачу, и Солнцевская линия проектировалась с новой системой ведения поездов и защитными перегородками.

— Не получилось?

— Да. Его отстранили, потом он умер. Новому начальнику, Беседину, было не до того. Потом он поменялся на совсем нового начальника. Пока всем не до этого. Но при политической воле эта проблема решаема. Почему говорю о политической воле? Потому что все нынешние вопросы, которые я тут сейчас насчитал, требуют затрат. Одна только установка ограждений — дело очень дорогое. Это же не просто стеклышко в обрамлении из нержавейки, а очень сложная система управления. Но возможно все. Было бы желание.

надпись на дверях в метро. 3593467 4650272. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3593467 4650272. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3593467 4650272. Ирина Мишина

Фото предоставлено Метрогипротранс.

— Почему нет желания?

— На самом деле оно было и периодически возникает. На определенном этапе, когда мы проектировали третий пересадочный контур (второе кольцо метрополитена. — Авт.), нам дали задание: запроектировать на каждой станции защитные перегородки. Но потом пришла команда больше этим не заниматься. А как ты, дорогая, думаешь, где второй пересадочный контур? Почему после Кольцевой линии идет сразу третий?

— Действительно странно. Есть еще одна проблема. Не такая страшная, как падения на рельсы, но неприятная. Входные двери в метро. Конструкция весьма коварная: чуть замешкался — и получил дверью по носу…

— Проблема такая действительно есть. Плохие двери, старые, плохо работают, с плохими доводчиками… До последнего десятилетия они производились на нашем метростроевском заводе. Конструкция, конечно, надежная. Откроется-закроется всегда. Но, как говорится, с аномалиями. Дверь то слишком быстро открывается, то слишком туго. Поэтому сейчас доводчики используются другие, немецкие. И программа замены дверей существует. Будут новые дверные профили, нетравмоопасные. Но, если честно, дело не только в самих дверях. Еще очень важно отработать систему воздушной завесы в тамбуре. Она у нас работает, к сожалению, везде по-разному.

— Давайте пофантазируем. Предположим, я — мэр города. Хочу метро у себя построить. С чего начать?

— Ни с чего. Будь ты хоть мэр, хоть губернатор, сейчас ничего у тебя из этой затеи не получится. Не построишь ты у себя в городе метро.

— Почему? Курс доллара и евро виноват?

— Объясняю. Раньше, в советское время, была конкретная госпрограмма. Она соблюдалась беспрекословно. Город достигал миллиона жителей — и можно было строить метрополитен. Выходило постановление партии и правительства. Выделялись деньги. Институт — а это, как ни странно, «Метрогипротранс» (смеется), — разрабатывал технико-экономические обоснования. Затем — стадия проекта, реализация… Все было четко отработано. А потом все изменилось. Денег ни на что не стало хватать. Ускорение жизни, перестройка, гласность… Вся эта стройная система сломалась начисто. Хотя было одно исключение. Рига не была городом-миллионником. Она и сейчас им не является. Но как столица одной из прибалтийских республик тоже получила право иметь метро. Мы достаточно долго этим занимались. Наверное, лет пять уж точно. Запроектировали трассу, рабочие уже начали съезжаться в Ригу. Но это было в середине 80-х… А после 87-го все обвалилось.

— Сегодня во что все упирается? Деньги? Политические решения?

— Вот хороший пример: Челябинск. Более 20 лет там строится метрополитен. «Первый участок первой линии» — так он называется. Я это хорошо знаю, потому что мы («Метрогипротранс». — Авт.) занимались этой темой. И за 20 лет метрополитен там не пущен. Построена половина путей, какие-то станции. Их всего-то четыре на этом участке. Но раз финансирования нет, то и стройки нет. Все упирается только в деньги. Тут никакое политическое решение не поможет. Метрополитен — очень уж дорогое удовольствие. Так что единственные города, в которых идут хоть какие-то телодвижения, — это Москва и Санкт-Петербург. А в целом в России строительство метро закончилось и вряд ли в обозримом будущем вновь начнется.

— От некоторых проектов новых станций московской подземки прямо дух захватывает. Настоящие произведения современного искусства! А все, что строилось с 70-х, уныло и безлико. В чем причина? Сейчас стали денег больше выделять на архитектуру или просто в конце прошлого века всем было наплевать, как выглядит метро?

— Здесь сразу несколько причин. Начиная с 30-х годов сформировалась традиция метро. Стройка шла под лозунгами «Мы строим светлое будущее», «Метро — дворец для народа» и т.д. Так было до 1955 года. Потом Хрущев одним указом ликвидировал все «излишества». Все рухнуло просто в одночасье. На готовых постройках сбивали лепнину, архитекторов и художников лишали госпремий… Борьба со «сталинским ампиром» прошла быстро, активно и успешно. То, что Сталина выкинули из Мавзолея, — это еще ерунда. А вот то, что сделали со стройкомплексом… Архитектуру поставили на колени. Она и сейчас, по сути, в той же позе стоит. Разве что чуть-чуть приподнимается. Это был чисто политический шаг. Каких-либо выгод никто не получил. Тогда создали завод при Метрострое, который «клепал» одинаковые панели. Результат — совершенно безликие и утилитарные станции-«сороконожки». Их так прозвали из-за того, что на каждой новой станции было по сорок пар колонн. Официально они назывались ТС-109 — типовая станция 109. По этой схеме строился весь метрополитен, причем не только в Москве, но и по всему СССР… Отделка — из керамической плитки, мрамор — только до определенной высоты и с особого дозволения. Каждый шаг был жестко регламентирован.

надпись на дверях в метро. 3736268 1269084. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3736268 1269084. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3736268 1269084. Ирина Мишина

Фото предоставлено Метрогипротранс.

— Не было у вас желания похоронить все типовые проекты под сукном и построить что-нибудь эдакое, оригинальное и уникальное?

— Вообще это было бы даже дешевле. Но даже сейчас существуют проекты типовых станций. Конечно, их стало гораздо больше, да и все типовое не должно идти в ущерб архитектуре. Но каждая станция строится в уникальных условиях: географических, гидрогеологических… Дает ли ускорение типовое строительство? Пожалуй, нет.

— Когда вы впервые ощутили, что метро — это творческая площадка?

— Пожалуй, с приходом перестройки. Тогда все смотрели на Запад — чуть шею не свернули (смеется). Метрополитен тоже не остался в долгу. Я пришел в институт в 1977 году. Лет через десять встал на ноги, потом стал главным архитектором. Тогда я сам для себя поставил задачу: возродить традиции метро. Тем более что была надежная поддержка от заказчика. Тогда ведь подземка строилась только на деньги Москвы, это сейчас федеральные деньги. Имея надежную опору в лице тогдашнего начальника метро Дмитрия Гаева, мы с ним вместе разработали программу возрождения метрополитена. И результаты этой программы налицо: «Битцевский парк», «Жулебино», «Алма-Атинская», «Борисово», «Лермонтовский проспект», «Шепиловская», «Зябликово», центральный участок Люблинско-Дмитровской ветки…

— Но это уже совсем другой язык архитектуры.

— Конечно, это не пограничники с собачками (имеется в виду станция «Площадь Революции». — Авт.). Все высказано чисто архитектурным языком. Хотя вот на «Славянском бульваре» и во втором вестибюле «Маяковской» были привлечены художники. Там отлично сработал синтез архитектуры и монументально-прикладного искусства. Конечно, это лишь редкие всплески. Мы пытались почаще привлекать художников, но не получилось.

— Почему? Кисть мастера влетает в копеечку?

— На самом деле вся отделка станции — это в прямом смысле копейки. Она стоит в пределах погрешности, один-два процента от общих расходов на стройку. Можно сказать, что вся отделка обходится вообще бесплатно. Но заказчиков каждый раз останавливает боязнь показаться излишне расточительными. Ведь люди видят только отделку. Народу ведь не докажешь, что хоть бриллиантами выложи всю станцию — максимум до четырех процентов дотянет. Но чисто психологически заказчик себя перебороть не может. Хотя был один уникальный случай. На станции «Битцевский парк» вся стена облицована живописным рукотворным стеклом. Кони, деревья… Это компьютерная графика, доработанная вручную.

— На этот раз денег не пожалели?

— Да этот проект обошелся практически бесплатно. Художники ничего не заработали. Но пассажиры удовлетворение получили — это самое главное. Да и для самих художников поработать в метрополитене — это счастье. Столько публики одновременно! Но этот пример — исключение, не более того.

— «Второе кольцо» решили строить в одной станции от существующей кольцевой ветки по той же причине? Боялись прослыть расточительными в глазах народа?

— Вообще-то изначально «большое кольцо» проектировалось в паре станций от конечных. Это видно по Каховской ветке. Она должна была стать частью нового кольца. Все изменило одно политическое решение. Глупость, конечно. Но теперь уже ничего не поправишь. Новое кольцо притянули к Ходынке. Это ведь район с гигантским экономическим потенциалом. Так что метро будет проходить именно там. Никто не в силах этого изменить.

— Есть ли что-то из нереализованного в метро, о чем вы искренне жалеете?

— Это изначальный проект станции «Мякинино». Это блестящий проект скульптора Саши Рукавишникова. Он делал фонтан для вестибюля станции «Волоколамская». Потрясающий, изящный фонтан в форме парящей бабочки. Но заказчик опять-таки испугался. Уж слишком масштабно, дорого выглядит. Проект задвинули в дальний угол.

— За столько лет, что вы тесно связаны с метрополитеном, появилось ли в подземке что-то, что лично для вас стало ее символом?

— А вот по-твоему — какой он, символ метро?

— Буква «М» красная. Раньше в одном обрамлении, теперь — в другом…

— А вот и неверно! Настоящий символ метро — это надпись «Не прислоняться» на дверях вагонов. История с ней связана удивительная и смешная. На каждую дверь каждого вагона, в том числе и на двери новых «Русичей», эту надпись наносят вручную. Делает это вечно пьяный «дядя Вася». Трафарет у него существует с 35-го года, он весь затек, порван. «Дяди Васи» с годами друг друга сменяют, а трафарет все тот же. И вот он его «тюкает» губкой на каждую дверь. Надписи получаются везде кривые, косые, с подтеками. Вот он — настоящий символ метрополитена! Что там буква «М»? Она есть на каждой станции, а «Не прислоняться» — на каждом вагоне по нескольку штук. Типы вагонов меняются, а «дядя Вася» один, и он пьяный, со сломанным трафаретом… Так что даже новый дизайн «Русичей» меркнет перед этой вечной надписью.

— Неужто весь метрополитен — в этом? А как же фраза Ильфа и Петрова о том, что «вместе с булыжной мостовой исчезает и человеческий булыжник»? Они ведь приписывали эту миссию именно подземке.

— Честно говоря, я сам до сих пор верю в то, что архитектура, в том числе и архитектура метро, может изменить и воспитать человека. Глупость это? Может быть. Ведь и из хрущевок вышли замечательные, приличные люди. Наверное, любой педагог скажет, что человека формирует семья, а не стены. Но мне уже пошел седьмой десяток лет, а я продолжаю наивно в это верить.

Источник

Надписи на входных дверях МЦК начали дублировать на английском языке

надпись на дверях в метро. photo 2017 08 01 10 19 25(10). надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-photo 2017 08 01 10 19 25(10). картинка надпись на дверях в метро. картинка photo 2017 08 01 10 19 25(10). Ирина Мишина

Навигацию на входных дверях станций Московского центрального кольца обновят до конца лета. Вместо надписи «Вход» укажут название станции и номер линии МЦК на схеме метрополитена. На ряде станций указатели «Выход» получат номера, чтобы пассажирам было проще ориентироваться в городе. Все таблички будут продублированы на английском языке. Обновленная навигация уже появилась на станциях Кутузовская, Автозаводская, ЗИЛ, Дубровка, Угрешская и Андроновка.

«Современные указатели — часть нового единого стандарта всей навигации метрополитена и МЦК. Система поможет пассажирам определять верный маршрут следования и без труда находить нужные выходы в разветвленных подуличных переходах», — рассказал первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов.

Всего на дверях МЦК расклеят почти 2,5 тысячи новых стикеров. На платформах станций метро и МЦК также появляются новые навигационные световые коробы, стелы и схемы. Они сделаны из прочных и эстетически привлекательных материалов.

В вестибюлях уже разместили информационные стенды, на которых можно посмотреть схему метро и карту ближайших улиц. В подземных переходах также повесили карты прилегающих территорий. Каждый выход из МЦК и метро пронумерован, на картах указано, какой именно выход ведет к достопримечательностям и объектам социальной инфраструктуры. На схемах также можно увидеть, какие маршруты наземного транспорта отходят от станций МЦК.

Новая навигация внедряется по всему Московскому метрополитену. На всех дверях уже заменили таблички «Вход» и «Выход». Ранее метро также отказалось от пессимистичного указателя «Выхода нет», заменив его нейтральными «Прохода нет» и «Входа нет».

Источник

В Москве на двух станциях метро появились указатели на таджикском и узбекском языках

В метро Москвы на станциях «Прокшино» и «Лесопарковая» появились указатели на таджикском и узбекском языках. Столичные власти объяснили такую меру тем, что от этих станций отправляются автобусы в миграционный центр «Сахарово».

надпись на дверях в метро. 3524780. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524780. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524780. Ирина Мишина

надпись на дверях в метро. 3524782. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524782. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524782. Ирина Мишина

Обновлению подверглись почти все надписи на станции метро «Лесопарковая» — начиная от указателей на выход и табло с перечислением других станций и заканчивая даже окном полиции. Несколько табличек на самой станции и на выходе из неё — также на русском, таджикском и узбекском — указывают направление к остановке, откуда автобусы везут в миграционный центр в Сахарове. Правда, вестибюль у «Лесопарковой» — всего один.

надпись на дверях в метро. 3524784. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524784. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524784. Ирина Мишина

надпись на дверях в метро. 3524786. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524786. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524786. Ирина Мишина

Тем не менее, иностранцы отмечают, что с появлением новых указателей навигация стала удобнее. Один из координаторов действий мигрантов Тимур рассказал, что многие из них, приезжая в Москву, не знают русский язык, и поэтому для них важно, чтобы они могли увидеть надписи на родном языке при поездке в «Сахарово».

надпись на дверях в метро. 3524788. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524788. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524788. Ирина Мишина

Местные жители, в свою очередь, на вопросы отвечали неохотно, а один из них сказал, что против многообразия языков народов Центральной Азии в московском метро. Он полагает, что для мигрантов достаточно надписей на английском языке, и утверждает, что в западных странах схожих возможностей для россиян не делают.

надпись на дверях в метро. 3524790. надпись на дверях в метро фото. надпись на дверях в метро-3524790. картинка надпись на дверях в метро. картинка 3524790. Ирина Мишина

К слову, на соседних с «Лесопарковой» станциях метро указателей на таджикском и узбекском нет.
Некоторые пользователи соцсетей ранее выражали своё недовольство появлением в метро табличек на таджикском и узбекском.

Источник

Надписи на дверях в метро заменят новыми табличками

С дверей столичного метро совсем скоро исчезнут надписи «вход» и «выход». В рамках подготовки к Кубку конфедераций их заменят табличками со схемами станций и всеми пересадками, которые можно сделать на каждой из них. Надписи будут продублированы на английском языке.

Как рассказали в метрополитене, таков новый стандарт информации, который скоро начнут действовать в подземке. Кроме того, в преддверии Кубка конфедераций на дверях появятся специальные стикеры с символикой турнира, где будет рассказано, как удобнее передвигаться на метро во время соревнований. Подробнее – в сюжете телеканала «Москва 24».

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *