надпись на берлинской стене

Надписи на Рейхстаге

надпись на берлинской стене. 15676145 303. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-15676145 303. картинка надпись на берлинской стене. картинка 15676145 303. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

надпись на берлинской стене. 17567317 401. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-17567317 401. картинка надпись на берлинской стене. картинка 17567317 401. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Военный лазарет и родильное отделение

В годы Второй мировой войны окна Рейхстага, который в системе архитектурных и идеологических символов диктатуры национал-социалистов никакой роли не играл, замуровали. В некоторых его помещениях фирма AEG наладила производство радиоламп, в других разместили военный лазарет и акушерское отделение берлинской клиники «Шарите» (Charité).

надпись на берлинской стене. 5323789 7. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-5323789 7. картинка надпись на берлинской стене. картинка 5323789 7. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Рейхстаг после взятия Берлина в 1945 году

На протяжении первого послевоенного десятилетия здание, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном виде. В 1954 году из-за угрозы обрушения взорвали остатки купола, хотя, по мнению некоторых архитекторов, без особой на то необходимости. Вскоре решили провести ремонт, однако в условиях разделенной Германии не было ясно, в каких целях использовать здание Рейхстага.

Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен (Paul Baumgarten), выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также, что вполне соответствовало прагматичному духу 1960-х годов, удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались после нее.

До воссоединения Германии

В 1971 году державы-победительницы приняли новое Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (Viermächteabkommen über Berlin) о статусе этой части разделенного города. В период разрядки напряженности Советский Союз, США, Великобритания и Франция договорились о том, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ, но Федеративная Республика Германия получала право представлять его интересы на международной арене, если они не затрагивали стратегические вопросы и проблемы безопасности.

Этот договор воспрепятствовал планам проводить некоторые пленарные заседания бундестага в Западном Берлине. Правда, в отремонтированном здании Рейхстага иногда проходили собрания фракций и слушания комиссий, на которые депутаты прилетали из Бонна. Но эти мероприятия носили, скорее, символический характер: они демонстрировали стремление ФРГ объединить страну.

Одно из самых значимых событий в современной немецкой истории произошло около здания Рейхстага 3 октября 1990 года. В полночь на флагштоке перед западным порталом был поднят черно-красно-золотой флаг объединенной Германии. Именно в этот день, менее чем через год после падения Берлинской стены, произошло формально-юридическое воссоединение страны.

Память о 1945 годе

Во время ремонта здания в 1995-1999 годах, перед переездом столицы Германии из Бонна в Берлин практически все изменения, внесенные Баумгартеном, исправили, ориентируясь на оригинальные планы Валло. Но реконструкция, конечно же, не преследовала цели восстановить Рейхстаг в прежнем виде. Сохранение следов истории было одним из условий открытого международного конкурса, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

надпись на берлинской стене. 55552272 401. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-55552272 401. картинка надпись на берлинской стене. картинка 55552272 401. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Берлин осенью 1945 года

О взятии Рейхстага в 1945 году посетителям и депутатам сегодня напоминают надписи, сделанные солдатами Красной Армии. Сейчас, благодаря специальной реставрационной технологии, они выглядят так, будто появились только вчера. Все солдатские автографы, обнаруженные на стенах после снятия «баумгартенской» облицовки, сначала зафиксировали на фото, а затем перевели на немецкий язык.

Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами.

надпись на берлинской стене. 47746368 401. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-47746368 401. картинка надпись на берлинской стене. картинка 47746368 401. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Во время экскурсий по зданию гиды любят повторять историю про первых депутатов, попавших в Рейхстаг после переезда парламента из Бонна в Берлин. Один из них, увидев автографы советских солдат, подумал, что это свежие следы, оставленные какими-то хулиганами в только что отремонтированных помещениях. Депутат позвонил в управление делами парламента, чтобы рассказать об этом вопиющем безобразии, но там ему объяснили происхождение и смысл этих надписей. Отметим, что не всем депутатам понравилась тогда идея сохранить исторические напоминания, но поддержки они не получили.

В последние годы в Германии вышли две книги, рассказывающие о тех солдатах, которые оставили свои имена на стенах Рейхстага. Немецким историкам удалось идентифицировать их и выяснить судьбы многих из них.

Источник

Впечатляющие автографы на стенах Рейхстага

надпись на берлинской стене. 92cd414a00a84fb487be04e43931351a61281w. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-92cd414a00a84fb487be04e43931351a61281w. картинка надпись на берлинской стене. картинка 92cd414a00a84fb487be04e43931351a61281w. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Десять лет назад Рут Вальтер — моя немецкая бабушка, как я её называю, рассказала мне, какое неизгладимое впечатление произвела на неё в своё время экскурсия по зданию Рейхстага в Берлине. Нет, её потрясло не само здание с его необычными архитектурными сооружениями, не его масштабы, а всего лишь несколько стен и ниш коридоров с многочисленными надписями советских солдат, оставленные ими там в конце войны, в мае 1945 года. Когда она показывала мне фотографии стен Рейхстага с надписями на русском языке, в её глазах стояли слёзы: «Они ведь сражались не только за свою Родину, но и за нас тоже. Рискуя своими жизнями, они подарили нам мир». А меня в свою очередь потряс не столько факт оставленных надписей, сколь то, как об этом говорила немка, пережившая войну.

Некоторое время спустя я познакомилась с сотрудницей Рейхстага и побывала там по её приглашению. Я прошла по всем коридорам, где на стенах сохранены автографы советских солдат и была впечатлена, тронута, потрясена и горда увиденным.

Чуть позже у меня появились некоторые материалы о первых ветеранах, которые побывали в Берлине, посетили здание Рейхстага и обнаружили там свои фамилии. На основании этих материалов и рассказов мы тогда опубликовали несколько статей в Ростокской русско-немецкой газете.

Я хочу вас познакомить только с небольшими выдержками из тех статей и фотографиями с автографами наших солдат, которые я сделала во время посещения Рейхстага.

«Первым из советских солдат нашёл свою подпись в 2001 году Борис Сапунов. В то время президент Бундестага Вольфганг Тирзе распорядился задокументировать в архиве Рейхстага этот, первый на тот момент, случай.»
Вот уже почти четыре года как не стало Бориса Сапунова. Он был главным научным сотрудником отдела русской культуры, заведовал аспирантурой Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, доктором исторических наук. Многократно приезжал в Берлин.

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Немецкие газеты, журналы, радио и телевидение очень широко освещали эти моменты. Вот одна из статей о Б. Сапунове с заголовком «Победитель возвращается назад».

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Борис Золоторевский (в центре) во время посещения Рейхстага.

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Сестра Бориса Золоторевского живёт в Берлине и несколько лет назад мне довелось побывать у неё в гостях и по скайпу даже пообщаться с самим Борисом Золоторевским. Она любезно позволила мне сделать копии нескольких фотографий, документов и воспоминаний. Своих и брата.

Людмила Носова побывала в Берлине в апреле 2005 года, в честь 60-ой годовщины освобождения из концентрационного лагеря. Она приехала с группой женщин из Украины, которые пережили Равенсбрюк.
Во время посещения Рейхстага она оказалась возле стены северного крыла здания на первом этаже и сообщила, что её муж тоже здесь расписался. Во время штурма Рейхстага ему Алексею Носову едва было девятнадцать. После некоторых поисков имя было найдено. Большими буквами, кириллицей на стене было написано «Носов».

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Общение с женщинами, благодаря которым я узнала о надписях, их отношение к автографам на стенах Рейхстага не смогло оставить меня равнодушной. Сделав фотографии стен, на которых сохранены надписи, я составила тогда список всех читаемых фамилий, фраз. Более 300.

Это исторически уникальная память о солдатах и офицерах советской армии, которые дошли до самого Берлина. К сожалению, многие из этих солдат, так никогда и не узнали, что их имена на Рейхстаге сохранены, и спустя 72 года всё ещё читаемы. Другие же не знают об этом просто из-за отсутствия информации. Ведь увидеть эти автографы можно только побывав в самом здании Рейхстага.

Возможно, кто-то из вас прочтёт родное, знакомое имя и будет знать, что память об отце, о деде или прадеде в виде его автографа запечатлена на стенах Рейхстага!

Касьянов
Борис Т.
Сталинград
9 мая 1945 г. сталинградцы в Берлине!
капитан Чистяков
капитан Рубцов П.А.
л-т. Черк(а) (Г)
л-т. Габидулин
л-т. Менее(в)
серж. Попов
серж. Серк(п)ов
серж. Мухин
Чеканов Иван
.
Сталинграда

Сталинградцы
Шпаков П.
Матяш
Золотаревский

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

надпись на берлинской стене. no avatar. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-no avatar. картинка надпись на берлинской стене. картинка no avatar. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Источник

Что рисовали на Берлинской стене в 1980-х и почему эти рисунки стали культовыми

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 8. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 8. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 8. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Искусство Берлинской стены 1980-х годов было художественным отражением событий холодной войны в Европе. Пятнадцать лет после победы союзников во Второй мировой войне были отмечены массовым перемещением мигрантов из Восточной Германии в Западную, поскольку Восточные немцы становились всё более недовольными отсутствием экономических возможностей в контролируемом Советским Союзом Восточном блоке. Осознавая потенциальную потерю своего человеческого капитала, советские и восточногерманские чиновники решили построить барьер, разделяющий Восточную и Западную Германию, а также Восточный и Западный Берлин.

надпись на берлинской стене. BerlinWall. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Берлинская стена была, по сути, двумя стенами с «полосой смерти» между ними. Эта полоса барьера имела сторожевые вышки, прожекторы и электрические ограждения, угрожающие любому, кто попытается пересечь границу. В то время как Восточная стена тщательно охранялась и оставалась нетронутой на протяжении всей холодной войны, к середине 80-х годов западногерманские художники начали украшать Западную стену. Искусство на Берлинской стене часто характеризовалось подрывной символикой, которая критиковала стену и то, что она символизировала.

1. Берлинская стена

надпись на берлинской стене. BerlinWall 2. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 2. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 2. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Роль Берлинской стены как публичного произведения искусства началась в середине 1970-х годов, когда стена была модернизирована до более высокой и гладкой поверхности, которая была идеальным холстом для уличного искусства. Художники начали покрывать стены политическими лозунгами, шутками и произведениями искусства в середине-конце 1980-х годов, когда подземная городская уличная арт-сцена начала расти среди населения Берлина.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 1. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 1. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 1. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

То, что западные берлинцы когда-то считали «стеной позора», всё чаще становилось художественным публичным проявлением чувств и идей населения города. Многие посетители города оставляли свои собственные следы на стене, делая искусство Берлинской стены разнообразным отображением различных языков и культурных идей со всего мира.

2. Искусство на Берлинской стене

надпись на берлинской стене. BerlinWall 3. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 3. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 3. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Художники Западной стены часто делали всё наспех. Обычно они брали с собой только несколько разных цветов для рисования и работали быстро, чтобы избежать поимки восточногерманскими властями. Хотя западногерманская полиция обычно закрывала глаза на художников стены, стена считалась частью восточногерманской территории и постоянно патрулировалась восточногерманскими властями в поисках беглецов и людей, вандализирующих стену.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 4. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 4. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 4. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Необходимость рисовать незамеченными привела к тому, что граффити стало широко использоваться на Западной стене. Эта новая форма искусства была в значительной степени принесена американскими художниками, которые были частью бурно развивающейся уличной арт-сцены в Нью-Йорке в 1960-х и 70-х годах.

Увлечение граффити продолжалось среди берлинских художников после обрушения стены, когда массовая уличная арт-сцена охватила Берлин на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов. Кроме того, было увеличено количество больших фресок и других проектов уличного искусства, которые характеризуют город сегодня, продолжая наследие искусства на Берлинской стене.

3. Символизм

надпись на берлинской стене. BerlinWall 5. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 5. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 5. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Художники часто делали свои работы символическими для стены, на которой они рисовали. Искусство на Берлинской стене было формой бунта против репрессий и раскола, которые стена внесла в повседневную жизнь берлинцев. Это был способ для художников выразить своё презрение к стене и её значению, превратив тусклую каменную поверхность в художественное проявление экспрессии и бунта. Это давало художникам города возможность иметь видимость контроля в ситуации, которую они, казалось бы, не могли контролировать.

К концу 1980-х годов эти две стены представляли собой огромный контраст между жизнью в Западной и Восточной Германии. В то время как Восточная стена оставалась пустой и серой на протяжении всего своего существования, Западная стена постепенно превратилась в полотно длиной в мили, запечатлевая свободу выражения, которой западные берлинцы обладали в своей повседневной жизни. К 1989 году стены стали гораздо больше, чем просто барьерами, они стали контрастными продуктами двух противоположных систем управления, культуры и художественного выражения.

4. Тьери Нуар

надпись на берлинской стене. BerlinWall 6. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 6. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 6. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 7. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 7. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 7. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Его работы характеризовались карикатурными картинами, сделанными из минимальной палитры цветов. К 1990 году Тьери нарисовал на Берлинской стене более пяти километров картин. Многие из его работ сегодня часто считаются культовым стилем искусства Берлинской стены. Его картины были замечены во многих средствах массовой информации за пределами стены от художественных галерей по всему миру до обложки альбома группы U2 1991 года «Achtung Baby».

5. Искусство на Западной стене

надпись на берлинской стене. BerlinWall 16. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 16. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 16. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

В 1986 году американский художник Кит Харинг был приглашён музеем Чекпойнт Чарли внести свой вклад в растущую сцену искусства Берлинской стены. Кит рисовал фигуры, которые были переплетены вместе с цветами немецкого флага, представляя разделение немецкого населения. К сожалению, фреска была закрашена в течение нескольких дней другими художниками, мотивы которых до сих пор остаются загадкой. Эта часть станет центром искусства Берлинской стены до конца её существования.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 9. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 9. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 9. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Рисуя на том же участке стены, что и Харинг, художник Рон Инглиш нарисовал обширную фреску в 1988 году. Используя находившихся поблизости восточногерманских диссидентов в качестве наблюдателей, он смог закончить фреску за полторы недели. Искусство на Берлинской стене стало коллажем разнообразных идей и художественных выражений людей всех слоёв общества.

6. Галерея Ист-Сайд

надпись на берлинской стене. BerlinWall 10. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 10. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 10. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

После того как стена была снесена в 1989 году, художники Дэвид Монти и Хайке Штефан встретились с официальными лицами ГДР (Германской Демократической Республики), чтобы обсудить создание произведения искусства из Восточной стены. Было решено, что часть стены на Мюленштрассе будет сохранена в качестве публичной художественной выставки. Художники были приглашены для создания произведений искусства на стене, и многие из них до сих пор выставлены на всеобщее обозрение. Это произведение искусства было в значительной степени сосредоточено вокруг свободы и освобождения, которые почувствовали восточные немцы после разрушения стены. К концу 1990 года более ста художников со всего мира создали произведения искусства на Восточной стене.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 13. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 13. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 13. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Галерея Ист-Сайд — это выдающаяся современная выставка Берлинской стены, расположенная на реке Шпрее. Длиной почти в полтора километра, она является одной из крупнейших в мире художественных галерей под открытым небом и одной из главных туристических достопримечательностей Берлина.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 11. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 11. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 11. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Одной из самых известных работ является работа Дмитрия Врубеля, написанная в 1990 году. На ней изображён социалистический братский поцелуй между президентом СССР Леонидом Брежневым и президентом Восточной Германии Эрихом Хонеккером в 1979 году.
Ещё одним ярким примером творчества на стене является работа «Test the Rest» Биргит Киндер. На этой картине изображён Трабант, самый популярный автомобиль Восточной Германии, пробивающий Восточную Боковую стену.

надпись на берлинской стене. BerlinWall 12. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 12. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 12. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Без внимания не осталась и работа «Это случилось в ноябре», которая была написана Кани Алави в 1990 году. На ней изображены лица восточных немцев, которые хлынули на запад после обрушения стены. Эта картина была вдохновлена целым рядом эмоций, которые Алави видел на лицах восточных немцев, когда наблюдал за разрушением стены из своей берлинской квартиры.

7. Вдохновение

надпись на берлинской стене. BerlinWall 14. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 14. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 14. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Искусство на Берлинской стене вдохновило волну уличного искусства как во время существования Берлинской стены, так и после неё. Берлин сегодня известен как одна из столиц уличного искусства в мире, с обширными фресками, написанными на многочисленных стенах по всему городу.

Многие художники Берлинской стены, такие как Тьери Нуар, вдохновляли абстрактный, минималистский стиль искусства, основанный на скорости и преднамеренном отсутствии деталей. Многие считают методы, используемые для создания искусства на Берлинской стене, неотъемлемой частью многих фирменных стилей уличного искусства города сегодня.

8. Искусство на Берлинской стене: Международное наследие

надпись на берлинской стене. BerlinWall 15. надпись на берлинской стене фото. надпись на берлинской стене-BerlinWall 15. картинка надпись на берлинской стене. картинка BerlinWall 15. Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.

Когда была снесена Западная стена, куски искусства были проданы с аукциона людям и учреждениям, которые хотели владеть частью истории Холодной войны. Сегодня сотни остатков стены выставлены по всему миру.

Три картины выставлены в саду центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Существует также плита стены за пределами штаб-квартиры Европейской комиссии в Брюсселе. Искусство Берлинской стены, размещённое в таких высоко ценимых местах, иллюстрирует, насколько важна и знакова эта стена как символ ХХ века и периода Холодной войны.

Искусство Берлинской стены живёт сегодня в музеях, университетах, галереях, парках и других местах по всему миру. Несмотря на то, что стена рухнула более тридцати лет, международное уважение к художникам Берлинской стены показывает огромную силу их искусства, поскольку оно сумело пережить Советский Союз, Холодную войну и, в конечном счёте, саму стену.

Читайте также о том, для чего на самом деле была построена Берлинская стена и какое она оказала влияние на жизнь простых горожан.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

Окончание Второй мировой войны в Европе, которое «де факто» наступило вместе с капитуляцией Берлинского гарнизона 2 мая 1945 г., вызвало вполне естественный эмоциональный подъем в войсках армий антигитлеровской коалиции.

Следствием явилось появление многих тысяч победных надписей на стенах поверженного Рейхстага, преимущественно воинов Красной Армии, ставших своеобразным символическим приложением к акту о капитуляции Германии, в виде «протоколов солдатской славы».

Эти необычные «солдатские протоколы» хоть и не имели юридической силы, но были публичными, и полностью выражали мысли и чувства победителей. Они почитались всеми – от солдата до маршала. Достаточно сказать, что маршал Г.К. Жуков, посетивший Рейхстаг 3 мая 1945 г., поставил свою подпись сначала в «солдатском протоколе», расписавшись на одной из колонн, а уж затем – 8 мая – в «Акте о капитуляции Германских вооруженных сил».

Начало посещения Рейхстага военными делегациями запечатлел и «Журнале боевых действий 150 стрелковой дивизии», штурмовавшей Рейхстаг:

Краткие, лаконичные слова военного документа очень точно передают психологическую атмосферу тех исторических дней, и объясняют мотивы посещения Рейхстага многочисленными делегациями пехотинцев, танкистов, летчиков, артиллеристов, тыловых подразделений. Вполне естественно, что каждый воин-победитель хотел каким-то образом запечатлеть факт своего пребывания в знаковом для каждого воина Красной Армии здании, путь к которому занял долгих четыре года. Запечатлеть необходимо было не для истории – для своего внутреннего мира!

Кто-то первым взял обугленный кусок дубового паркета и начертал на мраморной стене: «Рядовой Иванов дошел до Берлина!», поставил дату и указал свой город.

И началась цепная реакция настенной солдатской переклички, в которой были названы сотни городов, разбросанных на безбрежных просторах Родины, и фамилии многих тысяч воинов многонациональной Красной Армии.

В этом едином эмоциональном порыве было выражено все – монолитное единство, триумф Победы, и радость людей, которым в жестокой и беспощадной лотерее войны выпал счастливый билет на дальнейшую возможность жить, созидать, создавать семьи и растить детей.

«Протоколы солдатской славы»

Пожалуй, лучше всего об удивительной атмосфере победного мая 1945-го могут рассказать только сами участники тех далеких событий…

Маршал Советского Союза Георгий Жуков, в 1945 г. – командующий 1-м Белорусским фронтом:

«…Утром 3 мая вместе с комендантом Берлина Н.Э. Берзариным, членом Военного совета 5-й армии Ф.Е. Боковым, членом Военного совета фронта К.Ф. Телегиным и другими мы осмотрели рейхстаг и места боев в этом районе. Сопровождал нас и давал пояснения сын Вильгельма Пика Артур Пик, воевавший во время войны в качестве офицера Красной Армии. Он хорошо знал Берлин, и это облегчило изучение условий, в которых пришлось драться нашим войскам.

Рейхстаг – это громаднейшее здание, стены которого артиллерией средних калибров не пробьешь. Тут нужны были тяжелые калибры. Купол рейхстага и различные массивные верхние надстройки давали возможность врагу сосредоточить многослойный огонь на всех подступах. Условия для борьбы в самом рейхстаге были очень тяжелые и сложные. Они требовали от бойцов не только мужества, но и мгновенной ориентировки, зоркой осторожности, быстрых перемещений от укрытия к укрытию и метких выстрелов по врагу. Со всеми этими задачами наши бойцы хорошо справились, но многие в тяжелых боях пали смертью храбрых.

Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены надписями наших воинов. В лаконичных фразах, в простых росписях солдат, офицеров и генералов чувствовалась их гордость за советских людей, за Советские Вооруженные Силы, за Родину, за то, что, преодолев неимоверные трудности, они пришли в логово фашизма – в Берлин и в трудных сражениях одержали победу.

Поставили и мы свои подписи, по которым присутствовавшие там солдаты узнали нас и окружили плотным кольцом. Пришлось задержаться на часок и поговорить по душам. Было задано много вопросов. Солдаты спрашивали, когда можно будет вернуться домой, останутся ли войска для оккупации Германии, будем ли воевать с Японией и так далее».

Маршал Советского Союза Иван Якубовский, в 1945 г. генерал-майор, заместитель командира 7-го гвардейского танкового корпуса:

«…Запомнилось дымящееся здание рейхстага, черный скелет его купола, гордо реющее Знамя Победы, темно-серые колонны и стены, ставшие гранитными страницами народной летописи. Это были автографы Победы: фамилии советских воинов, взволнованные слова о пройденном и пережитом.

Александр Холин, в 1945 г. инженер-майор войск связи 1-го Белорусского фронта:

«…Недалеко от Бранденбургских ворот с севера на юг вытянулось на целый квартал приземистое мрачное здание, украшенное по углам кубическими башнями и увенчанное огромным куполом в центре.

У основания купола застыли в воинственных позах бронзовые скульптуры всадников в латах, вооруженных копьями. На карнизах крыши тоже мифологические скульптуры, чудом уцелевшие от ураганного огня советских воинов, штурмовавших это здание. Это было здание, к которому так стремились наши солдаты, главное здание немецкой столицы – рейхстаг Германии.

На верхней площадке когда-то застекленного купола развевается. Красное знамя, символизирующее победу советского народа над фашистской Германией.

Трепещут от ветра алыми огоньками флаги и флажки, укрепленные советскими воинами на угловых башнях, на карнизах крыши, в окнах, амбразурах и у бронзовых фигур, украшавших рейхстаг.

Еще и сейчас сквозь торчащие позеленевшие ребра его купола пробивается серый дым от догорающих дубовых панелей, паркета и мебели.

Стены рейхстага – двухметровой толщины. Окна замурованы кирпичом, только оставлены бойницы для ведения огня. Нижний этаж усилен земляной насыпью, а все подступы к зданию изрыты зигзагами рвов и окопов. Врытые в землю бронеколпаки, доты, танки и другие укрепления создавали сплошное кольцо плотного огня вокруг рейхстага, поражавшего каждую пядь земли на подходах к нему.

Все это превратило рейхстаг в своеобразную неприступную крепость. Но советский воин взял ее штурмом, от которого все стены были выщерблены осколками снарядов, иссечены ливнем свинца и стали. Белели известью пробоины от артиллерийских снарядов. Жалкими останками выглядели теперь все эти доты и дзоты, танки, самоходки и другая вражеская военная техника, безуспешно пытавшаяся приостановить наступательный порыв наших бойцов в битве за последнюю цитадель фашизма – рейхстаг.

Высокие, массивные каменные колонны, поддерживавшие портик, нависший над главным входом в рейхстаг, были почти до самого верха исписаны именами и фамилиями советских солдат и офицеров, с боями дошедших до логова фашистского зверя. Каждому хотелось оставить здесь свой автограф или сообщить всем, что друг его уже никогда сюда не придет.

Вот и сейчас, спустя уже несколько дней после водружения Знамени Победы над куполом рейхстага, отовсюду подъезжали и подходили наши бойцы и офицеры, чтобы взглянуть на этот последний оплот фашизма, во имя сокрушения которого каждый из них дрался с врагом в течение всех долгих лет войны.

Лучи яркого солнца, проникая через зияющие пробоины в замурованных стенах, окнах и сквозь выбитые стекла купола, хорошо освещали залы и комнаты бывшего немецкого парламента, заполненные советскими воинами. С большим любопытством осматривали мы бесчисленные комнаты и залы, путаясь на лестницах и переходах, тщетно пытаясь определить, для чего они предназначались ранее.

По бокам широкой лестницы, ведущей из колонного зала вниз, стояли каменные скульптуры, одетые в кольчуги и латы, со шлемами и коронами на головах. Скульптуры полностью сохранились потому, что эта лестница во время штурма рейхстага была завалена сломанной мебелью, ящиками из-под боеприпасов, мешками с песком и различным хламом.

Так же как и у входа в рейхстаг, стены, колонны и даже балконы были исписаны здесь кусками обвалившейся штукатурки, мелом, углем и неизвестно откуда появившейся краской.

Буквально везде, куда могла дотянуться рука, были начертаны имена, фамилии, звания, а также даты, названия местности, откуда кто прибыл и каким путем, вроде: «Из-под Москвы через Прибалтику в Берлин», «Сталинград – Берлин», «Мы из Киева», «Были и мы из Якутии», «За родные города Кавказа» и другие надписи.

Всеми этими бесхитростными фразами и словами, написанными на стенах рейхстага руками бойцов и командиров, выражались долгие чаяния советских воинов, дошедших наконец-то до Берлина!

Многие уроженцы Кавказа, Сибири, Средней Азии, Центральной России и всех советских республик, сплоченные большевистской партией в борьбе за освобождение нашей Родины от коричневой чумы, пришли в Берлин победителями и оставили свои фамилии и автографы в назидание тем, кто когда-либо снова вздумает поднять руку на Советское государство!

Поддавшись общему настроению, мы решили оставить на стенах рейхстага свои автографы, нашли свободное местечко и у основания колонны расписались и поставили дату – 8 мая 1945 года. Пусть знают радистов!

Мог ли я надеяться, надевая военную форму, что мне посчастливится дойти до Берлина, доведется увидеть своими глазами не только развалины столицы третьего рейха, но и побывать в рейхстаге Германии и вместе с другими воинами поставить свою подпись на его стенах!

Выйдя из рейхстага, осмотрев и сфотографировав его со всех сторон, подошли к протекающей неподалеку реке Шпрее. Довольно узкая река, напоминающая канал, с высокими бетонными и гранитными берегами, производила унылое впечатление. Кругом разбитые решетки ограждения, затопленные пароходики, взорванные и рухнувшие в воду мосты».

Иван Клочков, в 1945 г. лейтенант, командир огневого взвода 76-мм пушек 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии:

«…Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены лаконичными надписями, в которых советские солдаты и офицеры выражали чувства радости победы, гордости за свою великую, могучую Родину. Надписи были сделаны всевозможными красками, углем, штыком, гвоздем, походным ножом.

Автографы на рейхстаге знаменовали для нас завершение тяжелого ратного пути». Для воинов-освободителей начался уже другой – мирный отсчет времени…».

Радость Победы союзников по антигитлеровской коалиции над поверженным нацистским режимом в Германии быстро сменилась прохладой в их отношениях.

Заброшенное здание Рейхстага оказалось на территории британского сектора Западного Берлина, который стал эпицентром ожесточенной европейской и глобальной конфронтации. Началось планомерное уничтожение всего, что напоминало о подвигах Красной Армии и ее вкладе в Победу над нацизмом.

Внутренние помещения Рейхстага наглухо облицевали гипсокартонными панелями, под которыми скрыли следы боев и относительно небольшие участки с солдатскими надписями, которые были обнаружены лишь в 1995 г., во время второй по счету реконструкции здания. От большинства надписей, оставленных победителями, не осталось ни одного видимого следа. Так происходило вытеснение нежелательных остатков недавнего прошлого, а листы гипсокартона превратились в «белые пятна» истории, под которыми были скрыты и сохранены бесценные для человеческой истории реликвии – 715 автографов Победы воинов многонациональной Красной Армии…

В 1990 г. произошло объединение Германии и заседавший с 1949 г. в Бонне бундестаг ФРГ принял решение о переносе столицы в Берлин и, соответственно, о переезде парламента в бывшее здание рейхстага. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.

Встал вопрос – что делать?

Была создана специальная комиссия под председательством Риты Зюссмут – спикера бундестага, в которую вошли и дипломаты из России. Объединенная комиссия приняла решение о сохранении надписей как памяти об очень сложной истории отношений двух стран – Российской Федерации, как наследницы Советского Союза, и Германии.

Члены комиссии хорошо понимали, что взятие Рейхстага в 1945г. в республиках бывшего Советского Союза считалось триумфальном финалом войны. С ним ассоциируется взятие Берлина и вообще победа над Германией.

Началась научная реставрация автографов Победы. Не все немецкие политики согласились с таким решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».

Главный хранитель исторического наследия Берлина профессор Гельмут Энгель был солидарен с Норманом Фостером: «Надписи – это лучшее доказательство того, что в германской истории был этап, когда один человек по имени Гитлер поставил под вопрос само существование немецкого народа. Надписи – это огненные письмена на стене, предупреждающие парламентариев, чтобы они никогда больше не допускали повторения этого».

В мае 2015 г. член российско-германской совместной комиссии историков А.И. Борозняк в докладе на международной научной конференции «Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность» отметил: «После реставрации специалисты Нормана Фостера выставили надписи для обозрения на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла. Общая длина 25 участков с надписями превысила 100 метров. В настоящее время их может посмотреть каждый желающий, предварительно записавшись на экскурсию на сайте Бундестага. Остальные автографы Победы, недоступные для обозрения, законсервированы, т.е. сохранены для потомков».

Сохраненные большинством голосов бундестага надписи говорят о том, что отношение к нацистскому периоду истории – это отношение выздоровевшей страны, понимающей весь размах и глубину исторических событий. Сегодня надписи защищены слоем прозрачного прочного раствора – он бережет солдатские автографы Победы от непогоды и рук вандалов.

Германия прошла уникальный процесс покаяния, интеллектуального и морального осознания собственной истории, осуждения преступлений, совершенных при национал-социализме. Процесс осознания был длительным. Он начался в 1960-е, когда первое поколение послевоенных немцев стали студентами и наступила большая перетряска общественного сознания и его денацификация.

Стране пришлось признать свою вину перед другими народами. Причем вину абсолютного большинства населения – аргументы о том, что немцы не знали о холокосте, о преступлениях против цыган, коммунистов, врагов режима, инвалидов оказались несостоятельными. Большинство немцев знали о преступлениях, тем не менее, поддержка третьего рейха и нацистского режима Адольфа Гитлера была массовой.

Германии пришлось признать, что все это – плоть от плоти немецкая история и культура, а не какое-то недоразумение или ошибка. И это привело новое поколение немцев к совершенно иному взгляду на собственную роль в послевоенном мире, на ответственность перед соседями.

В духе этого понимания в 1960-х годах началось сближение с Польшей, ГДР, СССР, а главный континентальный враг и неприятель Франция стала ближайшим экономическим партнером.

Таким образом, современная Германия хорошо осознает свою историческую миссию и ответственность перед другими народами, и не пытается от нее уйти. Доказательством служит сохранение в стране видимых артефактов, напоминающих о нацистском периоде истории Германии, как предостережение для нынешнего и будущих поколений – это часть сегодняшней немецкой культуры и идентичности. К этому же относится и сохранение для потомков части исторических победных надписей на стенах здания Рейхстага.

1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М.: Олма-Пресс. 2002. С.
328-329.
2. Журнал боевых действий 150-й стрелковой дивизии. ЦАМО РФ, Фонд
972, Опись 1, Дело 296, Лист 186.
3. Якубовский И.И. Земля в огне. М.: Воениздат. 1975. С. 546-547.
4. Холин А.Т. Радисты фронта. М. Воениздат. 1985. С. 163-166.
5. Клочков И. Ф. Мы штурмовали рейхстаг. Л. Лениздат. 1986. Стр. 159 – 160.
6. Die Wtlt. 2993. 18.V.
7. Frankurter Rundshau. 2005. 2.V.
8. Борозняк А.И. Надписи на стенах Рейхстага – памятник
освободительной миссии Красной Армии в Европе. Доклад на
международной научной конференции «Великая Отечественная –
известная и неизвестная: историческая память и современность»,
Москва-Коломна, 6-8 мая 2015 г.

*После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 100 авторов надписей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *