На сон грядущий мусоргский текст
На сон грядущий мусоргский текст
То диалогическое начало, которым проникнуты эти сценки, чувствуется даже в монологах, в том же «Жуке». Более того, здесь виден даже сам захлебывающийся маленький рассказчик:
— Няня, нянюшка! Что случилось, няня, душенька!
Конечно, только что подбежал. Говорит быстро, запыхиваясь.
— Я играл там на песочке, за беседкой, где березки; строил домик из лучиночек кленовых, тех, что мне мама, сама мама нащепала. Домик уж совсем построил, домик с крышкой, настоящий домик…
Лучинки от мамы — не воспоминание ли о далеких годах в Кареве? И может быть, и маленький Модинька некогда пережил эту жутковатую и удивительную историю?
— Вдруг. — ребенок перебивает сам себя, замирая от маленького радостного ужаса. — На самой крышке жук сидит, огромный, черный, толстый такой, усами шевелит, страшно так, и прямо на меня все смотрит. Испугался я… А жук гудит, злится, крылья растопырил. Схватить меня хочет… И налетел, в височек меня ударил.
Пауза после несколько тревожного повествования. Начинается то, что ребенку кажется загадочным:
— Я притаился, нянюшка, присел, боюсь пошевельнуться. Только глазок один чуть-чуть открыл… И что же? Послушай, нянюшка…
Музыка тихонько ускоряется. Ребенок рассматривает «уже не страшное» насекомое:
— Жук лежит, сложивши лапки, кверху носиком, на спинке и уж не злится, и усами не шевелит, и не гудит уж, только крылышки дрожат. Что ж он, умер? Иль притворился.
Конец — и живой, и умиротворенный. История с жуком ушла в прошлое. Музыка запечатлевает обычное, жизнерадостное состояние ребенка.
Маленький шедевр — «С куклой» — появится уже в декабре. Девочка укачивает куклу «Тяпу». Поет ей колыбельную песенку. Здесь — милая детская подражательность, когда маленькая няня «совсем, как взрослая», но все-таки — звуками это запечатлено — еще ребенок. Поет монотонно, как и покачивает:
Остановка. По-детски строгий «нянин» голос:
И снова, как обычно «стращают» непослушных детей взрослые:
Снова пауза. И следом — маленькая утопия, «Беловодье» на детский лад:
Мягкая пауза. Кукла уже почти совсем уснула. И маленькая няня только еще разочек повторяет:
Следом пришла и вторая вечерняя сценка — «На сон грядущий». Детская молитва, которую старательно начинает произносить, возможно, та же девочка, что только что угомонила свою «Тяпу»:
Господи, помилуй папу и маму и спаси их, Господи!
Господи, помилуй братца Васеньку и братца Мишеньку!
Господи, помилуй бабушку старенькую. Пошли ты ей доброе здоровьице, бабушке добренькой, бабушке старенькой, Господи!
А далее — перечисляются тети и дяди, множество имен, которые произносятся все быстрее, чтобы и никого не забыть, и поскорее всех назвать. И уже скороговоркой:
…И всех их, Господи, спаси и помилуй! И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку, и Дашу, Пашу, Соню, Дуняшку…
Здесь маленькая молельщица сбивается…
— Няня, а няня! Как дальше, няня?
Речь взрослого резко отличается от речи ребенка. Слова произносятся «по-затверженному»:
— Вишь ты, проказница какая! Уж сколько раз учила: Господи, помилуй и меня, грешную!
И маленькое существо пытается повторить точь-в-точь:
— Господи, помилуй и меня, грешную! Так, нянюшка?
Та же фраза, сказанная взрослым с «заученным» выражением, холодновато, у ребенка звучит с неподдельным старанием, мягко. И на слово «грешную»,пропетую тоненьким голоском, изнутри самой музыки падает теплый лучик: в нем трепещет подлинный смысл молитвы, произнесенной безгрешнымидетскими устами.
«В углу» Мусорянин посвятит милому Витюшке Гартману. Не то — в ответ на подаренные картины, не то увидев в маленьком, худеньком архитекторе с вечными фантазиями в голове что-то по-детски трогательное, не то услышав от этого непоседы истории про его давние детские шалости. «Жук» посвящен Стасову, под отеческой опекой которого находится композитор. А чудные сценка с Тяпой и наивная молитва — посвящены детям. «Тяпу» — дорогим племянникам, «Танюшке и Гоге Мусоргским», «На сон грядущий» — своему крестнику, Саше Кюи.
Это была уже не случайная удача, какою могла показаться написанная в 1868-м первая вещь, «С няней». И это не просто изумительно точные «музыкальные картинки». Это был целый мирок. Одно из целомудреннейших сочинений во всей мировой музыке.
Как часто писатели стремились к особому произведению о детях, такому, чтобы взрослые не мешались, чтобы этот непонятный и чуткий мир существовал в книге сам по себе. «Страна, населенная детьми», — однажды такая строчка появится в черновых записях Достоевского. И как ответ самому себе, он произнесет в одном из произведений: «Дети снятся и мерещатся». Мусоргский первым сумел сделать эту страну живой, осязательной. Нисколько не вмешиваясь в детский мир, но тонко и точно его запечатлевая.
Год 1870-й — и жизнь «Могучей кучки». Почему-то именно теперь потянуло к обобщениям. 19 апреля 1870 года Стасов отправил Римлянину письмо. Хотел было сказать Корсиньке несколько добрых слов, но вдруг его прорвало, и «Бах» начал сыпать характеристиками, сказав о каждом:
«Знаете ли, из всей компании Вы самый мыслящий — это, кажется, я уже раз говорил Вам, ну да ничего, мне вот пришлось повторить. Кюи — страстный, но вовсе не думающий и ровно ни об чем не способный думать, у него головы нет, да притом же, при всем таланте, ему ровно ни до чего нет дела. Мусорянин — просто выходит из всех пазов вон, по свойству своего таланта, но головою довольно ограничен, критики никакой и ни о чем, не надумывается и не размышляет ровно ни по случаю чего бы то ни было; Бородин — ужаснейший консерватор и никогда не сделает ни единого шага вперед в чем бы то ни было, а скорее 100 шагов назад, он все бы с удовольствием заморозил, чтоб ничто не двигалось, — не странность ли все это! Что за странный склад людей талантливых не только у нас, да и везде на свете!! Что за соединение золота с какой-то самой дрянной известью или глиной, что за засорение таланта — вечным хламом? Балакирев — орел во всем музыкальном, и мне нечего прибавлять к тому, что всякий из нас чувствует до корней души, и такого другого человека мы на своем веке, конечно, не увидим; но его Ахиллесова пята — это прозаичность и кривизна головы во всем немузыкальном. Зато во всем музыкальном — что за человек. Ну а Вы: никто больше Вашего не предан своему делу, никто больше Вашего не сидит вечно на своей университетской скамье. Как я ни посмотрю, Вы никогда не перестаете учиться, никогда не развлекаетесь ничем, поминутно возвращаетесь к своему прямому делу: то музыку учите,то оркестровку следите, то разговор возвращаете от посторонних предметов (и часто вздоров) на ту же музыку; наконец, постоянно все наблюдаете и разбираете, все взвешиваете и оцениваете».
Осенью 1870-го будет еще одна попытка понять и оценить каждого. Надежда Николаевна Пургольд, «Милий оркестр», ведет дневник [108]. И снова — те же лица. Почти все. Но в несколько ином освещении. Только положить рядом письмо «Баха» и дневник «Оркестра», и в глаза бросится не сходство или различие в суждениях, но разность самого зрения.
Отрывки из дневника Н. Н. Пургольд опубликованы в кн.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. II. М., 1935. С. 81–98.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
М.П.Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»
21 марта 1839 — 28марта 1881
В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.
« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»
Фрагмент передачи «Абсолютный слух».
Рубрики: | Композиторы Вокальное искусство Классика для детей: Твой друг Музыка |
Метки: Мусоргский вокальный цикл
Процитировано 10 раз
Понравилось: 15 пользователям
Мусоргский
Жизнь и творчество русского композитора
Вокальный цикл «Детская»
Мир детских чувств, радостей и огорчений раскрыт композитором в созданном им в это время вокальном цикле «Детская» на собственные слова. Трудно представить себе более искреннее и поэтичное воплощение образов детства! Мастерство Мусоргского в передаче тончайших оттенков речевой интонации представлено здесь с поистине импрессионистическим богатством эмоциональных красок. А искренность тона и правдивость повествования отражают отношение композитора к внутреннему миру детей — без слащавости и фальши, но с теплотой и нежностью. Первая пьеса, открывающая цикл,— «Дитя с няней»— была написана раньше, весной 1868 года, еще при жизни Даргомыжского (она посвящена ему). В начале 1870 года Мусоргский написал еще четыре пьески: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий»; две последние пьески — «Кот Матрос» и «Поехал на палочке» — написаны в 1872 году. Их не назовешь песнями, тем более — романсами; это вокальные сценки для одного или двух исполнителей; но театральной сценичности, масштабности в них нет — настолько они тонки, искренни и интимны. Предполагались еще две пьесы — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей»; их Мусоргский играл друзьям, но не записал.
Первая пьеска, «С няней», завораживает обаятельнейшей правдивостью передачи речи ребенка: «Расскажи мне, нянюшка, расскажи мне, милая, про того, про буку страшного. » Главное выразительное средство — мелодическая линия; это настоящая речь, мелодизированный и интонационно гибкий речитатив. Несмотря на множество повторений звука на одной высоте, здесь нет монотонности. Линия воспринимается как необычайно богатая, потому что самые яркие слоги текста — ударные — естественно совпадают с мелодическим скачком, и, кроме того, повторения звука в мелодии приходятся на смену гармонии, игру регистров, динамическую смену в сопровождении. Здесь каждое слово текста как драгоценность; наблюдениями и находками композитора в области музыкального воплощения детской речи можно наслаждаться бесконечно.
Пьеска «В углу» начинается с «высокой» эмоциональной ноты нянюшкиного гнева: бурление безостановочных восьмых служит аккомпанементом ее обвинений: «Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял! Ахти! Все петли спустил! Чулок весь забрызгал чернилами! В угол! В угол! Пошел в угол!» и, утихая,— «Проказник!» А ответ из угла — бесподобен по жалостности; закругленные интонации в миноре с ниспадающим окончанием и «хныкающим» мотивом в аккомпанементе начинаются как оправдание. Но как замечателен психологический переход: убедив самого себя в собственной невиновности, малыш понемногу меняет тон, и интонации из жалобных постепенно переходят в агрессивно-восходящие; конец пьески — это уже вопль «оскорбленного достоинства»: «Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила; Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!»
Пьеска «Жук», передающая возбуждение малыша от встречи с жуком (он строил домик из лучиночек и вдруг увидел огромного черного жука; жук взлетел и ударил его в височек, а потом сам свалился), построена на непрерывном движении восьмых в аккомпанементе; взволнованный рассказ приводит к кульминации происшествия на резком аккорде, комично копирующем «взрослые» драматические события.
В песенке «С куклой» девочка убаюкивает куклу Тяпу и, подражая своей нянюшке, поет монотонную колыбельную, прерываемую нетерпеливым криком: «Тяпа, спать надо!» А навевая своей Тяпе приятные сны, она поет про чудный остров, «где не жнут, не сеют, где цветут и зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые»; Здесь мелодическая линия усыпляюще-монотонна; а в гармонии причудливо соединяется минор (обычный для колыбельных песен) и мажор (как подразумеваемая и «просвечивающая» основа). Там, где заходит речь про чудный «экзотический» остров, сопровождение отвечает на текст красивой статичной гармонией.
«На сон грядущий» — это наивная детская молитва во здравие всех родных, близких и дальних, а также приятелей по играм (с ускорением перечисляемых).
В пьеске «Кот Матрос» история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем, также изложена во взволнованном пульсирующем ритме безостановочных восьмых; замечательны остроумные приемы фортепианной звукоизобразительности — иллюстрация описываемых событий (звук скрежета по клетке, дрожанье снегиря).
«Поехал на палочке» — живая сцена игры в лошадки, прерываемая коротким разговором с приятелем Васей и омраченная падением («Ой, больно! Ой, ногу!». ). Утешение мамы (ласково- умиротворяющие интонации) быстро излечивает боль, и реприза бодра и резва, как в начале.
«Детская» была издана в 1873 году (в оформлении И. Е. Репина) и получила широкое признание у публики; в кружке музыкантов «Детскую» часто пела А. Н. Пургольд.
От именин до поминок в клубах едкого дыма,
Чтобы увидеть цель, надо выпрямить спину,
Разрушая структуру. Вечер под хмурым.
Солнце садится, медленно тлеет окурок.
Тусклый свет фонаря осветил переулок.
Тебе было страшно идти, но ты не передумал.
Припев:
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, всем спокойной ночи.
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, а впрочем.
Нам нельзя отставать, брат, и ошибаться.
Но я по-прежнему верю: ты сможешь догнать,
Если всё таки сможешь найти чем догнаться.
И куда бы кривая не вывела, куда бы она не привела,
Рождаясь, мы умираем, и как бы ты не противился,
Воскресая, мы снова сгораем до тла.
Припев:
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, всем спокойной ночи.
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, а впрочем.
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, всем спокойной ночи.
Мы уходим в закат, и нет дороги обратно.
Разум борется с естественным но непонятным.
Дорога одна, но моя оказалась короче.
Всем сладкого сна, всем спокойной ночи.
М П Мусоргский На сон грядущий
М П Мусоргский На сон грядущий Going To Sleep
22 Мусоргский Детская На сон грядущий
М Мусоргский из вокального цикла Детская В углу На сон грядущий Кот матрос
Мусоргский На сон грядущий
М П Мусоргский Детская 5 На сон грядущий Сопрано Линда Яркова Концертмейстер И Немова
М Мусоргский Вокальный цикл Детская На сон грядущий Ксения Молоткова
Перова В В М П Мусоргский На сон грядущий 5 из вокального цикла Детская 04 10 2021
М П Мусоргский Вокальный цикл Детская На сон грядущий
11 М Мусоргский На сон грядущий
Детская V На сон грядущий
Валентина Архипова Мусоргский романс на сон грядущий
М МУСОРГСКИЙ ИЗ ЦИКЛА ДЕТСКАЯ НА СОН ГРЯДУЩИЙ ЕКАТЕРИНА БУТРИМОВИЧ
На сон грядущий Мусоргский
03 Мусоргский ДЕТСКАЯ Слова автора На сон грядущий Дмитрий Степанович Наталья Арутюнова
Alisa Ten М Мусоргский Детская На сон грядущий
Детская V На сон грядущий
На сон грядущий М Мусоргский поет Б Христов
5 На сон грядущий М П Мусоргский
Мусоргский песни из вокального цикла Детская 1 5
М Мусоргский Кот Матрос
На сон грядущий М П Мусоргский
М Казиник Русские миниатюры М Мусоргский
Мусоргский Детская Ольга Толкмит и Ксения Башмет
Модест Мусоргский Детская вокальный цикл 27 12 2015 Валерия Зиновьева сопрано Анна Доценко ф но
Anna Netrebko Sings Mussorgsky S Detskaya The Nursery Valery Gergiev Conducts The RPhO
М Мусоргский вокальный цикл Детская
П И Чайковский На сон грядущий Яна Иванилова Андрей Коробейников
М Мусоргский С няней
MUSSORGSKY Nursery Song 5 Evening Prayer На сон грядущий
Крекер Алена М Мусоргский На сон грядущий из цикла Детская
М П Мусоргский Вокальный цикл Детская
М П Мусоргский Жук The Cockchafer
М П Мусоргский Жук
Ф Зейц Концерт для скрипки с оркестром 1 3 ч М П Мусоргский На сон Грядущий
М Мусоргский Поехал на палочке
История создания вокального цикла М П Мусоргского Детская
С куклой из цикла Детская В детской Елена Камбурова авт Мусоргский Kamburova
Мусоргский Вокальный цикл Детская Поехал на палочке
6 Кот Матрос М П Мусоргский
24 Мусоргский Детская Поехал на палочке
М Мусоргский Вокальный цикл Детская С куклой Ксения Молоткова
Мусоргский Вечер вокальной и фортепианной музыки Г Дмитриев Р Ветров Л Гильманова 29 01 2013 г
Russian Vocal Music The N G Rubinstein Museum Moscow MUSSORGSKY TCHAIKOVSKY RIMSKY KORSAKOV
Mussorgsky The Nursery Tatiana Novikova Andrej Hoteev In Holland 1989
С няней из цикла Детская В детской Елена Камбурова авт Мусоргский Kamburova
Мусоргский Спи усни крестьянский сын Екатерина Кудрявцева
Концерт вокальной музыки 4 04 2013
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Мусоргский На Сон Грядущий в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию М П Мусоргский На сон грядущий длительностью 2 мин и 41 сек, размер файла 3.53 MB.
Мусоргский На Сон Грядущий
Medam Ke Coching Anand Raj Kavita
Keshav Sharma Kanha Bansi Tu Bajiyo
Peruquois Sun Of Inspiration
Keshav Sharma Kya Mei Nashedi Hoon
Hotline Miami 2 Divide
Siivousbiisi Feat Bomstikidi Becky Wave Mirage
Azamat Otajonov Sog Indim Gulim
Anisha Ranghar Pushpa I Miss You Feat Divya Negi
Tor Diwana Banaye Mola Talmani Singh Sirdar Kavita
Aroon Bakshi Dilbar Deed Diyan Akhiya Diwaniya
Aroon Bakshi Bol Mitti Deya Baweya
Tonky Calling Africa Kondo Remix
The Marsonist Clarity
Winter Hour Crossplayers
Remember House Creative Mind
Great Mother Peruquois
Click Huus Y3De Br33Me Feat Click Huus Willie Brown Tripy Bone Lashmo
Peruquois She Story
Galleon Options Live
Aye Aye Shyam Dekho Mor Banke Keshav Sharma
Tawa Rooti Khabi Na Tanduri Khabi Badal Paul Kabita Das
Madhusudan Mahi Dilwa Ke Hamre
Recordame Remember Me
Nunu Disturb Korisna Re Badal Paul Manju Karmakar