на пол октавы ниже
О тональностях песен
Советская эстрада вырастала из того, что остаётся от решений так называемых «худсоветов», а российская эстрада всегда культивировала бездарность и выталкивала талантливых исполнителей. Сейчас много талантливых детей, и их тоже учат петь низко, без высоких частот.
Считается, что с возрастом у человека голос ломается и становится более низким, но на самом деле, у детей и подростков диапазон голоса с возрастом может увеличиваться.
Ещё примеры самых высоких и самых низких нот у некоторых исполнителей.
Алла Пугачёва была нам дана как советский проект «женщины, которая поёт», на неё работали лучшие поэты и композиторы.
Верхняя граница фактичесого диапазона частот у некоторых исполнителей.
Юра Шатунов
Майя Кристаллинская
Эдита Пьеха
Элвис Пресли
Виктор Цой
Булат Окуджава
Диана Анкудинова
До 2-й октавы
Валерия
Марк Бернес
Анна Герман
Иосиф Кобзон
Ре 2-й октавы
Алла Пугачёва
Тамара Гверцители
Владимир Высоцкий
Лариса Долина
Фредди Меркюри
Георг Отс
Дина Гарипова
Ми бемоль 2-й октавы
Татьяна и Сергей Никитины
Лев Лещенко
Муслим Магомаев
Ми второй октавы
Людмила Сенчина
Сергей Трофимов
Николай Расторгуев
Владимир Пресняков
Смоки (Smokie)
Ля второй октавы
Валерий Дейнеко
Валерий Ободзинский
Ярослав Сумишевский
ДО третей октавы
Анна Нетребко
До диез ( ре бемоль) 3 октавы
Демис Руссос
Витас
Ми 3-й октавы
Александр Градский
Фа 3-й октавы
Димаш Кудайбергенов
Си 3-й октавы
Ада Сари
Ре 4-й октавы
Светлана Феодулова
Соль 5-й октавы
Алексей Боровко
Немного о вокале и октавах
Если вбить в гугл «имя + диапазон голоса», он выдаст впечатляющую, но далекую от правды информацию.
Вокальный диапазон Эми составлял четыре октавы плюс одна нота.
У британской джазовой певицы Адель диапазон голоса 3 октавы.
Реальный диапазон Эми.
Реальный диапазон Адель долгое время составлял две с половиной октавы.
Доверяю только подтвержденным данным. То есть записям с соответствующими нотами. Хотя и они не на 100% правдивы: большинство звезд поет с бэк-вокалистами. На одном форуме Фарреллу Уильямсу приписали ноту, которую на самом деле взял кто-то из них.
У Бейонсе действительно очень хороший диапазон. Больше, чем у Адель. Но никакой F#2 я не слышу.
Не говоря уже о том, что в студии любую ноту можно изменить. И что еле слышный хрип или писк сложно назвать полноценным голосом.
Вот это больше похоже на правду (три с половиной).
Есть несколько сайтов (Diva Devotee, The Range Place и Critic Of Music), чьим данным можно хотя бы немного доверять. Они тоже склонны перехваливать и завышать. Но, по крайней мере, не берут данные с потолка, а опираются на источники.
Ни у одной из «четырехоктавных» певиц нет хитов во все 4 октавы. Даже у Мэрайи Кэри. Вот у нее, может, эти самые 4 и есть (по записям слышно, что диапазон явно больше, чем у других). Остальные либо врут, либо нагло пихают в «диапазон» все звуки, которые хотя бы иногда хоть как-то могут издать.
Диапазоны некоторых популярных исполнительниц, на чьих концертах я побывала
DivaDevotee: 3 октавы
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы
Никаких 4 октав вживую не заметно, даже 3 выглядят сомнительно. Chandelier не тянет, несмотря на высокий голос. Занижает всю песню на тон (как в видео ниже).
DivaDevotee: 3 октавы 1 нота
Critic Of Music: 3 октавы и 1 нота
The Range Place: 4 октавы
Diva Devotee: 2 октавы и 7 нот
Critic Of Music: 3 октавы и 3 ноты
The Range Place: 3 октавы
Поет очень прилично, на этот раз данные выглядят правдоподобными. Правда, не скажу, что она прямо уж лучшая. Сиа и Фло звучали эффектнее.
На самом деле
Джесси Джей очень любит oversinging. Именно поэтому ее творчество мне не близко.
А почему речь только о певицах? А как же певцы?
Зато попадаются откровенно безголосые персонажи вроде Passenger (к нему в компанию можно добавить Майка Познера и Owl City). Селена Гомес и то лучше звучит.
Так уж повелось, что пением увлекаются в основном женщины и конкуренция среди них намного выше. Это очень заметно по шоу «Голос». Вот свежий пример. Будь он девушкой, не дошел бы даже до первого этапа кастинга. Но пол и нестандартный выбор песни (не слишком сложной, кстати) сыграли свою роль.
P.S. Увлекаюсь пением несколько лет. Петь мечтала всегда, но не получалось раньше по разным обстоятельствам. Может, как-нибудь напишу пост о вокальных педагогах 🙂
Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса?
Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самого низкого звука до самого высокого. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу. Хороший вокалист знает возможности своего голоса — сколько нот он способен спеть. Когда вы верно оцениваете свой диапазон, вы можете подобрать к нему правильный репертуар. Те песни, на которых вы не будете давиться высокими нотами.
На пробном уроке вокала педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, чтобы понять, какие упражнения подобрать для развития ваших вокальных данных. Информация о диапазоне — говорит о ваших природных задатках. Широкий голосовой диапазон говорит о больших способностях в пении. Как определить вокальный диапазон, зачем его развивать и у кого самый большой диапазон голоса из современных певцов — читайте ниже!
Типы и диапазоны голосов в академическом пении
В академическом пении придумали систему, как различать певческие диапазоны разных людей. Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые певцы могут охватить. Вот примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:
Тип вашего голоса поможет определить фониатр. У него на приёме можно увидеть, как смыкаются ваши голосовые связки на экране монитора и понять, насколько они тонкие и эластичные. Чем больше тянутся связки, тем больше нот вы можете спеть, а значит — тем больше ваш диапазон.
Зачем в опере делят голоса на типы?
Высокими лирическими голосами часто поют главные герои. Низкие голоса предназначены для злодеев. У каждого персонажа в сюжете оперы есть свой характер. Зная характер персонажа, композитор сочиняет оперные арии отдельно для каждого типа голоса. Так баритон никогда не будет петь за тенора. Во-первых, ему будет неудобно брать высокие ноты, которые не подходят его физиологии. Во-вторых, баритональный тембр не передаст всех оттенков в голосе, которые нужны для персонажа-тенора. В опере все должно быть на своих местах, «по классике»:
Какие диапазоны голоса есть в эстрадном вокале?
Октавная система
Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | ре | ми | фа | соль | ля | си | до | и т.д. |
Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.
Рис. 1. Две полные октавы
Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.
Каждая октава имеет собственное название и обозначение:
C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки
Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.
Рис. 2. Звукоряд фортепиано
На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.
Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор
Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g 3 ).
Как определить диапазон голоса
Определяем свои вокальные возможности.
Знать диапазон собственного голоса полезно для каждого музыканта. Речь не только о вокалистах, а обо всех людях, занимающихся музыкой — композиторах, гитаристах, пианистах. Знание диапазона помогает писать музыку в комфортных тональностях (или выбирать минуса в нужных тональностях), а также перерабатывать вокальные партии таким образом, чтобы не надорвать связок. SAMESOUND.RU объясняет, как определить диапазон голоса, чтобы правильно рассказать о собственном вокале.
Как описать собственный голос?
Представим, что музыкант откликнулся на объявление местной группы о поиске гитариста с хорошим голосом. Участники коллектива спрашивают музыканта, какой у него голос. Как ответить на этот вопрос?
Описать свой вокал можно тремя способами:
Несмотря на понятность третьего способа, часто музыканты дают неполную информацию о диапазоне вокала. Многие приходящие ко мне ученики говорят, что могут спеть все ноты от нижней До до Си бемоль, но не уточняют о каких октавах идет речь.
Как определить диапазон голоса?
Чтобы точно определить диапазон своего голоса, достаточно обратиться к музыкальной теории и октавной системе группировки нот. Все звуки, которые мы можем использовать в музыке и которые различимы человеческим ухом, разбиты на 9 октав. К каждой ноте До привязана цифра, обозначающая октаву, к которой она относится.
Цифра | Название октавы |
---|---|
0 | Субконтроктава |
1 | Контроктава |
2 | Большая октава |
3 | Малая октава |
4 | Первая октава |
5 | Вторая октава |
6 | Третья октава |
7 | Четвертая октава |
8 | Пятая октава |
Таким образом, До субконтроктавы будет обозначаться как C0, До контроктавы — C1 и так далее. Все остальные ноты внутри октавы также обозначаются соответствующей цифрой: Фа контроктавы — F1, Соль первой октавы — G4, Ми пятой октавы — E8. Нота До первой октавы находится посередине 88-клавишной клавиатуры и часто берется за отправную точку (в западной музыкальной традиции ее также называют Middle C — серединное До).
Определить диапазон голоса можно с помощью фортепиано или Piano Roll в DAW. Начните поиск звуков, которые вы можете спеть, с До первой октавы (C4). Если вы можете спеть этот звук чисто, двигайтесь вниз, а затем вверх, проверяя доступные вашему голосу ноты. Последние звуки сверху и снизу, которые вы смогли спеть чисто и без дискомфорта для себя и связок — это границы вокального диапазона.
Большинство голосов относится к общей границе от До большой октавы (С2) до Фа третьей октавы (F6). При этом внутри диапазона C2-F6 введен ряд поддиапазонов, позволяющих точнее охарактеризовать вокал.
Ноты Ля и Си малой октавы (A3, B3) и До и Ре первой октавы (C4-D4) доступны всем людям. Мужчины и женщины с любым голосом поют эти ноты чисто.
Несмотря на жесткие звуковое разграничение, вы можете без труда брать ноты выше или ниже определенного диапазона. Тем не менее, к диапазону голоса относятся только те ноты, которые вы можете с легкостью и без дискомфорта петь в любой ситуации.
Название | Принадлежность | Нотация | Расшифровка нотации |
---|---|---|---|
Бас | Мужской | E2-D4 | От Ми большой октавы до Ре первой октавы |
Баритон | Мужской | F2-G4 | От Фа большой октавы до Соль первой октавы |
Тенор | Мужской | A2-C5 | От Ля большой октавы до До второй октавы |
Альт | Женский | E3-G5 | От Ми малой октавы до Соль второй октавы |
Меццо-сопрано | Женский | E3-B♭5 | От Ми малой октавы до Си бемоль второй октавы |
Сопрано | Женский | G3-C6 | От Соль малой октавы до До третьей октавы |
В каждом виде голоса есть множество подвидов, уточняющих диапазон доступных нот (например, баритон подразделяется на лирический, драматический и тенор-баритон), но такие уточнения не несут практической пользы для обычных музыкантов.