Мы живем словно в сне неразгаданном на одной из удобных планет
Мы живем словно в сне неразгаданном на одной из удобных планет
Если вы встретите женщину тихую,
Точно идущую в шорохах сна,
С сердцем простым и с душою великою,
Знайте, что это — она!
Если вы встретите женщину чудную,
Женщину, чуткую, точно струна,
Чисто живущую жизнь свою трудную,
Знайте, что это — она!
Если увидите вы под запискою
Имя прекрасней, чем жизнь и весна,
Знайте, что женщина эта — мне близкая,
Знайте, что это — она!
Мы живем, точно в сне неразгаданном, на одной из удобных планет, много есть чего вовсе не надо нам, а того что нам хочется-нет!
В августе
Есть в тихом августе, мечтательном и кротком,
Такая мягкая, певучая печаль,
Что жаль минувшего, мелькнувшего в коротком,
Что сердце просится: «к забвению причаль».
Мне вспоминаются, туманны и бессвязны,
Обрывки августов, их встречи, их уход…
И для души моей они однообразны,
Как скалам озера — проплывший пароход…
Встречаются, чтоб расставаться,
Влюбляются, чтоб разлюбить.
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться, и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы,
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, горе тем, кому понятны
Все наслаждения тщеты.
В деревне хочется столицы…
В столице хочется души…
И всюду человечьи лица
Бесчеловеческой души…
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота…
… показать весь текст …
Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство — на твоем пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач.
Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!
Не препятствуй другу ликовать успехом:
Это — преступление! Это — сверхпорок!
1909
… показать весь текст …
Быть может, и любит, да только не скажет…
Да только не скажет и чувств не покажет.
А раз не покажет — так что в этом толку.
Да, что в этом толку — любить втихомолку.
Надеждой терзает, надеждой тревожит…
А может быть вовсе не любит? Быть может!
Что значит жить? Для вас — не знаю,
Жить для меня — вдыхать сирень,
В крещенский снег стремиться к маю,
Благословляя новый день.
Странно
Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Поэтическая перекличка. Ч. 111
Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам…
А того, что нам хочется, нет…
Игорь Северянин 1909
Нам дана – удобная планета.
есть – и реки, горы, и моря…
Мы вгрызаемся – в леса её и недра,
и всё мало – что дала Земля…
Поливаем – кровью от сражений,
орошаем – ручейками слёз…
И не можем отыскать отраду,
чтоб у сердца – был желанный свет…
Словно в снах – по миру ходят люди,
кто в рассудке – ищет лишь ответ…
остаётся жизнь для них – загадкой,
истины теряется где след…
Мир жестокий – рядом с беззаботным,
и – добро, и ненависть, любовь…
Нужно нам – раскрыть загадку в сердце,
и в грядущем – обновленья новь…
13.2.2010
И вдруг царевна ожила,
Глаза спросонья протирая:
«Как долго все же я спала,
Пора вернуться бы из рая!
Где мой любимый человек?
Весь он окутан паутиной
Бесцельных мыслей… Целый век
Как зомби жил во тьме рутины.
Очнись! Ты царь или не царь?!
Когда-то властвовал жар-птицей
И был над страстью государь,
Сегодня ты слуга в темнице.
Очнись! Царица говорит!
Пусть будут ясны твои очи,
Мужчина ты, не инвалид,
Сам прогони объятья ночи!
Татьяна Николаевна Давыдова, 2009 Стихи.ру
Много принцев и принцесс –
ещё спят в земном здесь лоне,
рефлекторность – правит бал,
и рассудочность – по воле…
Воля злая – сердца где давно
Голоса не слышат…
Паутина от – веков,
затуманен взор, чуть дышат…
И в оковах мир – у душ,
что живыми почитаем, –
дух же – крест несёт от войн,
что здесь люди продолжают…
Не пора ли обрести,
что утрачено с веками? –
Сердца пламень – о Любви,
Говорит – от Света с нами…
3.4.2010
Запишите вопросы ученику: «Не служишь ли мраку? Не слуга ли сомнения? Не предатель ли? Не лжец ли? Не сквернословец ли? Не ленив ли? Не сердит ли? Не уявлен ли к непостоянству? Не нерадив ли? Знаешь ли преданность? Готов ли к труду? Не убоишься ли Света?» Так спрашивайте учеников, готовя их к испытанию. Учение Живой Этики: Иерархия, 129
Явление снова потрясет Землю. Пусть подумают люди, отчего? Древняя сказка говорит: «Разгневался царь несправедливо, и обрушился лучший город его. Но не помыслил царь о причине и снова неправедно распалился гневом. И пожрала молния лучшую жатву. Но и тогда не опомнился царь и раскалился так, что чума пожрала народ его. Тогда воссиял чудный знак, где написано было «Убийца». И неправедный царь пал бездыханным и осужденным». Так знали древние о следствиях несправедливости. Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 3, 468
Грани Агни Йоги, 1968 г. 227. (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Облегчить и усилить процесс Общения с Нами можно не только глубиной самоотрешения и сосредоточения во время самого Общения, но и своим поведением в течение для. Если день проведен в возвышенных мыслях и осознании близости Нашей, это очень поможет настраиванию арфы духа. Обиход и обычная рутина дня имеют очень большое влияние на характер Общения. Думают: «Вот когда случится то-то и то-то, тогда мы покажем силу своего духа и высоту, до которой можем подняться». Но это самообман. Именно в каждодневности, в обычном обиходе, в самых житейских мелочах жизни проявляется высота или ничтожество духа. Они, как лакмусовая бумажка, проявляют действительные качества человека, а не воображаемые, которые проявляются неизвестно где и когда. О воображаемых качествах уже Говорилось. Воображающий храбрец может оказаться величайшим трусом. Поэтому проверяйте себя на мыслях, словах, чувствах и делах каждого дня, зная, что истинная сущность человека проявляется, утверждается и закаляется именно на них.
Имя на поэтической поверке. Игорь Северянин
27 февраля 1918 года, в переполненной публикой Большой аудитории Политехнического музея, состоялся вечер «Избрание Короля поэтов».
В нём участвовали Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, и Игорь Северянин
Всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием – это звание было присуждено Игорю Северянину.
Второе место занял Маяковский, третье – Бальмонт. Было замечено, что успех Северянина был Маяковскому явно неприятен…
Игорь Северянин в своих воспоминаниях, особо выделяет насчёт Маяковского одну деталь.
Маяковский, занявший в соревновании 2-ое место, раздражённо бросил в зал:
«Долой королей – теперь они не в моде», а триумфатору Игорю Северянину мягко пояснил: «Не сердись, я их одёрнул – не тебя обидел – не такое время, чтобы игрушками заниматься».
Эпизод застрял в памяти Игоря Северянина, наверное, потому, что поэт и сам пришёл уже тогда к убеждению: довольно, в поэзию играть, пора служить ей всерьёз.
Сегодня подробности этого события почти забыты. Одним оно кажется забавным, другим – значительным и серьёзным.
Звание «Короля поэтов» получил один из самых ярких русских лириков начала ХХ века, поэт «Серебряного века» Игорь Северянин.
Игорь Северянин считал своими предтечами Константина Фофанова (1862-1911) и рано умершую Мирру Лохвицкую (1869-1905).
Игорь Северянин выступал с тремя стихотворениями: «Весенний день», «Это было у моря», «Встречаются, чтоб разлучиться».
Одно из наиболее известных стихотворений Игоря Северянина «Весенний день», посвящённое Константину Фофанову, автор особенно любил исполнять с эстрады:
Душа поёт и рвётся в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти трава! Цвети сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
1911год апрель.
При подсчёте голосов, Игорь Северянин голосов на сорок опередил Маяковского.
Из ближайшего похоронного бюро был заранее доставлен взятый на прокат огромный миртовый венок.
Он был возложен на шею тощего, длинного, в долгополом чёрном сюртуке Игоря Северянина, который должен был в венке ещё прочитать стихи.
Венок свисал до колен. Надо признать, что Игоря Северянина, большинство людей, в нашей стране, знают, по начальным строкам стихотворения: «Увертюра», написанного в 1915 году, которые стали почти позывными поэта:
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!».
Игорь Северянин как бы издевался над духовным холопством в этом стихотворении и направляет стрелы сарказма не столько вовне, сколько внутри себя.
Мне же очень нравится малоизвестное широкому читателю, стихотворение:
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть – не значит узнать.
1929 год.
Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Необходимо подчеркнуть, что сам поэт всегда писал свой псевдоним через дефис: он воспринимался им как второе имя, а не фамилия.
Игорь Васильевич Лотарев (16 мая 1887 года Санкт-Петербург – 20 декабря 1941 года Таллин) – русский поэт «Серебряного века», родился в Санкт-Петербурге, в семье капитана железнодорожного полка, Василия Петровича Лотарева, который происходил из владимирских мещан.
Мать, Наталья Степановна, урождённая Шеншина, дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии.
По линии матери, Игорь Северянин находился в кровном родстве с поэтом Афанасием Фетом.
Широкого образования будущий поэт не получил, он закончил четыре класса Череповецкого реального училища, и позже с грустью вспоминал эти годы, ознаменованные уездной скукой, зубрёжкой и чтением любимых авторов:
Майн Рида, Александра Дюма, Виктора Гюго, Ивана Тургенева и Ивана Гончарова, поэтов Алексея Толстого и Алексея Апухтина. Стихи стал писать 8-ми летним мальчиком.
После окончания четырёх классов реального училища, Игорь в 1904 году, уехал к отцу на Манчжурию, в город Дальний, некоторое время жил также в Порт-Артуре (Люйшунь).
Накануне русско–японской войны вернулся в Петербург, к матери. Игорь Васильевич регулярно публиковаться стал с 1904 года.
В 1911 году Игорь Васильевич вместе с товарищами основал литературное направление эгофутуризм.
Возникновение згофутуризма связывают с брошюрой Игоря Северянина «Пролог эго-футуризма». Игорь Северянин покинул группу эгофутуристов менее чем через год.
Расставание было ознаменовано скандалом. Но известность к Игорю Северянину пришла ещё раньше и, как водится, после скандала.
(«Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!»).
Дословно в стихотворении было написано так –
«Вонзите штопор в упругость пробки,
И взоры женщин не будут робки. ».
Не забывайте, что литература у нас, на Руси, дело священное, дело величайшее».
Двусмысленная слава сопровождала Игоря Северянина всю жизнь и заслонила истинный облик поэта.
О нём писали фельетоны, рисовали карикатуры и шаржи, его пародировали.
Имя Северянина, по словам Ивана Бунина:
«знали не только все гимназисты, студенты, курсистки, молодые офицеры, но даже многие приказчики, фельдшерицы, коммивояжёры, юнкера…»
После избрания «Королём поэтов» 27 февраля 1918 года, Игорь Северянин уже в первых числах марта возвращается в Эстонию, которая после заключения Брестского мира, была оккупирована Германией.
В посёлок Тойла он попадёт через карантин в Нарве и фильтрационный лагерь в Таллине.
В 1921 году Игорь Северянин принял присягу на верность Эстонии и с 5 сентября вступил в эстонское гражданство.
Больше в Россию он уже никогда не попадёт.
Для него началась вынужденная эмиграция. В посёлке Тойла он снимал полдома, у местного плотника Михкелю Круута, жил со своей женой Марией Волнянской – исполнительницей цыганских романсов, дочкой Валерией и своей матерью Наталией Степановной Лотаревой.
Впервые годы эмиграции поэт активно гастролирует в Европе: Латвия, Литва, Польша, Германия, Чехословакия, Финляндия.
В феврале 1931 года поэт добирается до Парижа, где стараниями князя Феликса Юсупова, ему организуют два выступления, на одном из них присутствовала Марина Цветаева.
Марина Цветаева впоследствии рассказывала:
«Единственная радость, за всё это время – долгие месяцы – вечер Игоря Северянина. Он больше чем: остался поэтом, он стал им».
Потом были турне в ноябре 1931 года, в Болгарию, затем в Румынии и Югославии, которые он закончил в апреле 1934 года в Кишинёве.
Это была его последняя заграничная поездка. В эмиграции поэт работает без устали.
Его стихи печатаются во многих русских газетах – В Харбине, Париже, Таллине, Риге, Ковно, Берлине.
В эмиграции вышло более 20-ти его книг, считая и сборники переводов. Значительное число стихотворений до сих пор не опубликовано.
В эмиграции он вырос в большого поэта, певца любви, природы и России, о которой им сказаны эти запоминающиеся слова:
«Неподражаемой России незаменимая земля».
В последние годы жизни Игорь Северянин страдал туберкулёзом в тяжёлой форме.
С началом войны Игорь Северянин хотел эвакуироваться в Россию, но по состоянию здоровья, которое резко ухудшилось, сделать этого не смог.
Скончался Игорь Васильевич Северянин 20-го декабря 1941 года, прожив 54-е года.
Похоронили в Таллине, на центральной аллее Александро-Невского кладбища.
«Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!».
В конце 80-х годов на могиле было установлено гранитное надгробие работы скульптора Ивана Зубака. В Литературном музее Эстонии, в Тарту, среди уникальных архивных материалов, хранится записная книжка Игоря Северянина.
На одной из страниц едва прочитываются строки поэтического дневника:
«Я мог родиться только в России,
Во мне всё русское счеталось:
Религиозность, тоска, мятеж,
Жестокость, нежность, порок и жалость,
И безнадёжность, и свет надежд».
Интерес к творчеству Игоря Северянина в нашей стране временами ослабевал, но никогда не исчезал окончательно, именно потому, что он был истинный поэт, поэт с открытой душой.
У него было замечательное чувство поэзии не только как форма самовыражения, но и как способа существования в мире.
Из поэтического наследия Игоря Северянина.
Судьбою нашей правит Случай,
И у него такая стать,
Что вдруг пролившеюся тучей
Он может насмерть захлестать.
Но он же может дать такое
Блаженство каждому из нас,
Что пожалеешь всей душою
О жизни, данной только раз!
1929 год.
Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзо-фарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
1913 год,январь.Петроград.
Быть с чужою вдвоём нелегко,
Но с родною пьянительно сладко:
В юбке нравится каждая складка,
Пьётся сельтерская, как «клико»!
И «сегодня» у нас – как «вчера»,
Но нам «завтра» не надо иного:
Всё так весело, бодро, здорово!
Море, лес и ветров веера!
1913 год.
«Как хороши, как свежи были розы
В моём саду» Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!».
Иван Мятлев.1834 год.
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слёзы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи были розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925 год.
И будет вскоре весенний день,
И мы поедем домой в Россию…
Ты шляпу шелковую надень:
Ты в ней особенно красива…
И будет праздник…большой-большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан шар земной,
Такой смешной и обветшалый…
И ты прошепчешь: «Мы не во сне. »
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!
1925 год.