мы шли туда где стена
Северный цвет – Аквариум
«Северный цвет» – песня группы «Аквариум» из альбома «Сестра Хаос». Автор текста и музыки – Борис Гребенщиков. Премьера композиции состоялась в 2002 году.
Аквариум – Северный цвет – слушать
Интересные факты
Песню группы «Аквариум» «Северный цвет» Борис Гребенщиков начал писать в 1992 году в Свердловске. В книге «Сны о чем-то большем» рождение шедевра описывается довольно комически. В столице Урала проходил рок-фестиваль с участием ведущих российских коллективов жанра и в течение суток перед концертом БГ сидел в своём номере, в то время как по отелю носили пьяного Константина Кинчева, читавшего стихи. Чтобы он не мешал Гребенщикову, гитарист Егор Белкин («Наутилус Помпилиус», «Настя») буквально лег перед дверью лидера «Аквариума» и не пустил к нему лидера «Алисы». Тем не менее, песня тогда была написана лишь частично и в последующие годы закончить её автору не удавалось.
Но в 2002 году Борису предложили сотрудничество с армянским мастером дудука Дживаном Гаспаряном, встречи с которым Гребенщиков искал с 80-х годов, а впервые услышал его с пластинки «Мелодии» ещё в конце 70-х годов. Однако пересечься музыкантам не удавалось. Когда же встреча состоялась, БГ решил не перезаписывать старые песни, а завершить «Северный цвет», за считанные минуты дописав недостающие строки.
Вспоминая о работе с Дживаном Гаспаряном, Гребенщиков отмечает его мастерство и профессионализм. Мастер дудука сыграл свою партию без изъяна с первого раза, повторив её в точности во время записи. Партия Гаспаряна была включена в альбом без редактирования. По мнению лидера «Аквариума», эта композиция одна из лучших в репертуаре коллектива.
Вороника (водяника черная, шикша) – мелкий ветвистый стелющийся кустарник, произрастающий в Сибири, цветущий в мае-июне. Плоды кустарника – черные, ягодообразные.
Аквариум – Северный цвет – текст
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь…
Список кораблей
Никто не прочтет до конца; кому это нужно –
Увидеть там свои имена…
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
И тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным –
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь – камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь – сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным –
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет,
Ключ к северу ждет между биениями сердца,
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью:
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
Аквариум — Северный Цвет
Слушать Аквариум — Северный Цвет
Слушайте Северный цвет — Аквариум на Яндекс.Музыке
Текст Аквариум — Северный Цвет
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь…
Список кораблей
Никто не прочтет до конца; кому это нужно —
Увидеть там свои имена…
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
И тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Ключ к северу ждет между биениями сердца
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным-
В доме зверь,
Ворониха на крыльце.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным.
В доме зверь,
Ворониха на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет.
Ключ к северу ждет между биениями сердца.
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью,
— Мы с тобой одной крови.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Мы шли туда где стена
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
Если опять же идти по мифологии, то Северный Цвет может быть мифическим цветом папоротника, который цветет лишь одну ночь в году и притягивает к себе разную нечисть, и который наделяется различными магическими свойствами.
И Северный Цвет дает вам покой.
Молодцы, ребята) Интересно наблюдать, как песни начинают жить собственной жизнью.
Эта песня вызывает у меня ассоциации с Россией словом «крыльцо». Мне кажется, БГ специально поставил его впервой строчке, чтобы сразу задать нужное настроение. Если бы он хотел отмеживаться от образа России, он бы постарался избежать этого слова.
Честно говоря, не имею филологического образования, так что моя интерпретация будет строиться скорее на моих чувственных ассоциациях.
Спасибо, Настя, польщён)
Я вообще-то привык понимать песни БГ интуитивно. Мне кажется, главное почувствовать эмоции, которые он хочет передать. Хотя разбирать смысл тоже безумно интересно) Но без психоаналитика все образы мы всё равно не расшифруем:)
Вы видете в северном цвете и северных образах конкретный север и поскольку этот север ассоциируете с красивыми русскими монастырями влечётё сюда христианство. вот это мне кажется перебор. Даже если дом в белом снегу с крыльцом очень русский имидж, то мне все равно не кажется что это географическое определение, речь скорее о ощущениях которые создают эти образы из песни. И мне кажется особенно интересным что речь о северном ЦВЕТЕ (как бы всемирной идее в данном случае окрашенной в северные тона или калорит).
Зверь и ангел мне кажется одним и тем же существом, две части героя. Когда он думает о Воронике, то дикое в нёё засыпает, а высокое ликует и приветствует мысль о ней.
Я обожаю это стихотворение Тарковского, но две поправки. Во-первых, кажется его читает Иннокентий Смоктуновский? Во вторых строчек «с той стороны зеркального стекла» в песне нет, как и упоминаний о зеркале. А стёкол в поэзии много. мне кажется что дело просто в том что герой ещё только думает о Воронике, она здесь только его в мыслях, а барьер между ними стекло потому что он обращает взор героя обратно на самого себя—то есть может барьер тоже в его воспринятии? Или же просто барьер тонок и мал. Цель (Вороника) близка, но её не достигнуть. (“И я бы открыл ей, Если бы я знал, где здесь дверь. ”)
Всё правильно со списком кораблей. “Я список кораблей прочёл до середины. ” знаменитая цитата о списке кораблей из Илиады от Мандельштама.
Цель прочитать список кораблей? (это герой Мандельштама делает от бессоницы, от скуки) или взять Трою? Или увидеть своё имя в списке героев её взявших? Отрицает ли герой все эти цели как пустые по сравнению с Вороникой? Или же он приравнивает её к ним (стены Трои отделяющие героев от неё как стекло между ним и Вороникой?)? Вопросы красивые и без ответов, не так ли?
Извините ребята, что критикую. Жду такого же от вас когда несогласны со мной. И считаю что моя работа как руководитель—вызывать дальнейшее обсуждение 🙂
Ключ к северу ждет между биеньями сердца!
(В смысле: эта строчка в тексте пропущена)
Ну почему вопросы без ответов? – всё более менее понятно.
Герой не спит ночью, один в доме. К нему приходит то ли видение, то ил ангел – Вороника, она призрачна, и при этом же материальна – она женщина. И он хочет впустить её, ибо не боится того колдовского, чёрного, что есть в её любви, так как в доме есть охранные силы (как отметила Настя). Но впустить её не может – не находит двери – и они так и стоят друг напротив друга с двух сторон стеклянной двери или стены.
Он не хочет вспоминать своё прошлое («список кораблей»), потому что всё, ради чего он жил (а оказавшиеся в «списке кораблей» живут ради подвигов и славы) оказалось ложью, обманом, бессмыслицей («Мы шли туда, где должна быть стена, а там только утро»). Теперь герой стремиться к гармонии, успокоению, умиротворению, очищению.
Вот так, мне кажется, выглядит сюжет песни.
Станислав, спасибо за поправку—вот как бывает, я не раз смотрел кино а то что Арсений читает собственные стихи и забыл, а сейчас уже и титры вспомнил. Зверь из Откровения мне кажется сродни этому зверю—они оба представляют более низкую, животную часть человеческой натуры (хотя Зверь представляет Зло, а вот этот зверь может и нет).
Мне кажется что вопросы без ответов потому что песня это не статья, и смысл здесь образный а не логичный, не всё сказанное есть точное утверждение. Не только для красоты используется литературный стиль, а потому что им можно выразить более сложные и более смутные ощущения. Сказать Вороника=Х, чем бы икс не был это упростить песню, сделать её менее красивой. Она красивая потому что образ Вороники, как представлен, имеет и несет в себе массу ощущений, часть из которых автор и не пытался конкретно вставить в песню. Просто написал нечто, и о—красиво вышло, и по смыслу подходит.
Для того, чтобы понимать песню, сначала нужно было установить место и время действия, хотя бы по отношению к лирическому герою.
Тут нам кардинально помогает «список кораблей». В нем нет никакой особой зашифрованности: имеется ввиду список греческих кораблей, ушедших походом на Трою — из «Илиады».
Ссылка на этот список, приведенная в Справочнике, уже несколько лет не работает, но сам документ в сети доступен. Я как-то загрузил его, стал читать, не дочитал до конца.
Важно, что это список кораблей, на которых отплывали те, кто большей частью не вернулся назад. И песня делает прозрачный намек на переход от списка кораблей к списку погибших.
Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?
То есть мы уже в втором куплете уведомлены, что лирический герой песни умер.
Для тех, кто намек не понял, далее то же самое объясняется без аллюзий:
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена, но там только утро.
Понятно, что всё выглядит именно таким образом для: а) бесплотных б) только что умерших, не освоившихся в новом качестве.
Но мы разбираем песню очень многомерную, насыщенную символами и смыслами. И другое, но не противоречащее предыдущему понимание этих строк: стена — это то, что стояло между Богом и человеком, пока он был в физической теле, а теперь он хоть и не видит самого Бога, но уже видит тени Его лица, предвкушая встречу.
В принципе первые минуты послесмертья как время действия — главный ключ. Далее становится легче.
Вычленим из текста одну рок-цитату как украшение, добавляющее не очень много смысла.
Есть песня Карлоса Сантаны, в которой он переиначил поговорку про беса и ангела за правым и левым плечом:
Эта цитата в вольном переводе Гребенщикова как раз и будет строками:
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным.
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Смотрите, Вороника здесь как бы заменила ангела. Ну это не прямая подсказка, а просто намек, что Вороника — что-то возвышенное, отличное от зверя.
При этом вороника — сугубо северная ягода, получившая название из-за своего вороного цвета. Стало быть Вороника = Северный Цвет. Это вроде бы все понимают. Я сверял мнение с парой человек. Никто не возразил.
Но:
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь.
Стало быть, даже для умершего человека, душа которого не имеет физических ограничений на перемещения в пространстве, есть закавыка в том, что встретиться с Вороникой. И это можно понять. Ад в душе запирается изнутри, а Бог говорил о себе через святителей, что, дескать, я стою и стучу, надеюсь, что мне откроют. Это уже намек на то, что Вороника — указание на Бога (не корректно сказать, что одно из его имен, потому что само имя Божие есть сила).
Тут стоит пояснить тот куплет, где молитва не маскируется в поэзии:
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
эту накипь с моего сердца.
«Земля станет мертвой» — образ для кого-то (например, для меня) апокалипсический, для кого-то ветхозаветный. Ну просто Апокалипсис я читаю постоянно, а Ветхий Завет не изучал. Эрудированный Еремин тут ссылается на Софония: «Всё истреблю с лица Земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица Земли, говорит Господь» (Соф. 1:2-3).
Не думаю, что надо уточнять толкование этой строки.
Вторая строка — «Если ты хочешь — камни воспоют Тебе славу» — очевидно взята из Евангелия (Лк. 19:37-40), где описывается вход Христа в Иерусалим, когда множество ученико
Вторая строка — «Если ты хочешь — камни воспоют Тебе славу» — очевидно взята из Евангелия (Лк. 19:37-40), где описывается вход Христа в Иерусалим, когда множество учеников радостно славило Его как Мессию, именуя Царем, но некоторые фарисеи советовали: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопят».
Третья-четвертая строчки тоже отсылают к библейским цитатам: «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8:2); «Горе котлу, в котором есть накипь, и с которого накипь его не сходит!» (Иез. 24:6). Накипь здесь — это грехи жителей Иерусалима, отошедших от заповедей Божиих.
Насчет «подвенечной земли». В христианстве есть символы: Он — Жених, Церковь — брак. Подробности смотрите сами.
Напоить нежностью «подвенечной земли» — значит напоить водой жизни, так как сердце лирического героя покрылось накипью.
Однако все сказанное не отменяет вопроса о ключевом образе песни — Вороники-Северного Цвета.
Но с годами я пришел к объяснению, единственному из возможных: Бог — Северный Цвет, Северный Цвет — Вороника, Вороника — Бог. Это не тождества, но смысловые связи между разными обращениями к Триединому Богу.
А почему все же Север? Северный цвет? Есть такое понятие как сакральная география.
Восточнее всякого земного Востока находится рай небесный. Оттуда пришел Христос. С Запада, вероятно, придет Антихрист. Про Север у святых отцов уже ничего не говорится, но в противопоставлении Севера и Юга стремление к духовности (вверх по широтам) олицетворяет Север.
Строку «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет», девиз любимого сообщества [info]russkij_sever, я понимал в первой версии примерно также, как строку из более ранней песни: «северный ветер — мой друг». Помните, еще в середине восьмидесятых «Аквариум» выпускает песню про северный ветер, который стучится «ко мне»? В той песне мной однозначно прочитывается «страна за северным ветром (бореем)», Гиперборея, самое вероятное местонахождение которой — Вологодчина, Карелия, Архангельская область и Кольский полуостров. Гиперборея — родина нашего языка, наших сказок, «загадочной русской души». Звезда Аделаида возникла из женского имени. Аделаида — древнегерманское имя, которое в настоящее время используется в основном в своей уменьшительной форме — Алиса. Звезда Аделаида — всего лишь дополнительное нордическое указание, наподобие Полярной звезды, под которой стояла священная гора гиперборейцев — Меру.
Гребенщиков по поводу Севера, скорее всего, чувствовал не что-то особенное, а то же, что мы. «Генетическая память народа» будет здесь подходящей подсказкой. Как родовую память я воспринимал и строку «мы с тобой одной крови». А по отношению к афористичной строке «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет» я думал, что раз Гребенщиков все же выпустил альбом «Гиперборея» (1997), украшенный беломорским лабиринтом. так не намек ли это на то, что Беломорье и Кольский местами довольно густо лежат в мегалитах и лабиринтах. Дескать, вот же он ключ к Северу, а его никто не изучает, не ищет.
Но сейчас я переменил свое мнение. Исходя из логики всей песни, а не только последнего куплета, получается, что путь к Северу здесь равен пути к Богу, которого, как известно, следует искать в своем сердце (между его биениями). А «мы с тобой одной крови» — суть единение причастников и Христа через вкушение Его крови во время таинства евхаристии.
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АКВАРИУМ — «Северный цвет» (БГ)
Входит в альбом «Сестра Хаос» (2002)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
А. Агапов, рецензия на «Сестру Хаос», 2002:
Настоящей жемчужиной «Сестры Хаос» является, записанная вместе со знаменитым этно-музыкантом Дживаном Гаспаряном, песня «Северный цвет». Дживан — настоящая живая легенда Армении, один из немногих музыкантов, играющих на дудуке — небольшом духовом инструменте народов Кавказа, по традиции изготовляемом из абрикосового дерева. Пронзительный плач дудука, гитарный перебор и магический голос Гребенщикова — вместе это гармонично создает непередаваемое словами состояние светлой печали.
***
Интервью БГ в газете «Комсомольская Правда», 15.02.2002:
— Гаспаряна я услышал впервые в 1977 году на тройной пластинке фирмы «Мелодия» — «Музыка народов Востока» или что-то вроде того. Потом я узнал, что Гаспарян сотрудничает с Брайаном Ино, еще с кем-то, даже пытался на него выйти, но не мог понять, где он живет. А недавно он был в Питере с концертом, я сидел за сценой и слушал. Нас познакомили, потом от него позвонили: не хочешь посотрудничать? Я сказал: хочу. Специально для этого дела я дописал песню, которая у меня 7 лет лежала незаконченная. А закончил я ее за ночь. У меня просто не было ничего такого, что можно было бы с Дживаном записать. Записывать старую песню — нелепо, и я решил, что отдам ему самое дорогое — недописанную песню.
— Ну и как это было?
— Работать с мастером — счастье: он один раз послушал песню, со второго раза сыграл. Причем идеально. Он не может играть не идеально. Общение с Гаспаряном меня очень поддержало, потому что я сильно упал духом за 10 месяцев записи пластинки.
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:
Армянские друзья по фонду «Кресты» свели БГ с Дживаном Гаспаряном. Его музыку БГ знал и любил еще с конца 1970-х и даже пытался найти Дживана через Брайана Ино для записи Radio Silence. Но, когда появилась реальная возможность сделать что-то вместе, Борис не знал, какую песню предложить Гаспаряну. Забавно, что песня «Имя Моей Тоски» на «Пси» была написана, имея в виду дудук, а когда писалась «500», по телевизору передавали Дживана в программе Дмитрия Диброва «Антропология».
С 1992 года БГ был одержим неоконченной песней «Северный цвет». Начало ее было написано в довольно смешной ситуации — АКВАРИУМ выступали на фестивале в Свердловске, и сутки перед концертом БГ сидел один в огромном индустриально-директорском номере.
«По гостинице в тот момент носили совершенно пьяного Кинчева, который читал стихи. И, чтобы его не принесли к Борису читать стихи. Егор Белкин в порыве патриотизма лег снаружи у дверей».
В результате в номер поэта БГ поэт Кинчев не попал, а БГ частично написал «Северный цвет». В течение десяти лет все попытки продолжить ее были безуспешны.
Вечером, накануне прихода в студию Гаспаряна, Борис вдруг вспомнил о ней, легко дописал недостающие строчки и песня была записана со второго дубля.
«Приход Дживана меня очень поддержал, — говорит БГ. — Когда долго находишься в замкнутом рабочем кругу, то полностью теряешь связи с действительностью. Сталкиваешься с очень небольшим кругом людей, которые подходят к музыке не эмоционально, а чисто профессионально: либо с поклонниками, которые реагируют на тебя издалека и, может быть, слишком пристрастно — поэтому к мнению их вообще непонятно как нужно относиться. А когда приходит человек, большой мастер, стопроцентно нормальный и говорит, что у тебя все в полном порядке и все очень хорошо, то и сам понимаешь, что все нормально. Дживан меня тогда действительно спас».
«Дживан Гаспарян пришел, послушал, достал чемодан дудочек, попробовал одну, другую; пойдем, — говорит. Я отвел его в комнатку с микрофоном, завешанную ковролином, посадил на стул. Один раз он попробовал, со второго записали, и он пошел пить чай. Там уже ничего не пришлось резать, ничего править — все было идеально сыграно с первого раза.
Потом я встречал попытки использовать дудук — кажется, Пресняков поймал Гаспаряна и что-то они играли. Но Борис в этом смысле молодец. Он все время первый. Невероятные идеи выдвигает. Я, как скептик, сразу говорю: «Что?!» — а потом оказывается, что все правильно и хорошо». (Б. Рубекин)
— Понятно, что без вопроса, как вы познакомились с творчеством Дживана Гаспаряна, не обойтись…
— Была одна пластинка в 1970-х, на которой маэстро исполнял очень длинную, фантастическую, надрывающую сердце мелодию. Я был сбит с толку: я слушал такое впервые и принял к сведению. Потом слушал эту музыку нечасто — уж больно она печальна. Но красоты она была неземной. А когда у меня появилась возможность записывать то, что я хочу, так, как хочу, и кого хочу, то я стал наводить справки по поводу Дживана, и армянские друзья в Петербурге меня с ним свели. Он понятия не имел, кто я такой (и был прав в этом), но знакомство состоялось. К следующей встрече ему уже нашептали, что хорошо бы обратить на меня внимание, Дживан приехал к нам в студию, послушал… и ему понравилось! Он гениально сыграл в одной песне, которую я с трепетом дописал, имея его в виду, — «Северный цвет». Она у меня лежала лет пять, недописанная. То есть именно благодаря Гаспаряну я совершил немыслимое волевое усилие. А Дживан пришел и сыграл практически со второго раза, да еще так меня подбодрил, что я почувствовал себя окрыленным.
***
Пресс-конференция БГ перед концертом в гостинице «Планета», г.Минск, 02.04.2012:
http://news.tut.by/culture/282510.html
У меня гордиться оснований, в общем-то, нет. Но есть несколько песен из тех, что мы записали, которые мне нравятся. Лучшее наше творение – это «Великая железнодорожная симфония» из альбома «Снежный лев» и песня «Северный цвет» из альбома «Сестра Хаос».
***
Вороника (она же водяника чёрная, шикша) — мелкий, ветвистый стелющийся сибирский кустарничек из семейства водяниковых. Плоды — черные, ягодообразные. Цветет в мае-июне.
***
Список кораблей никто не прочтёт до конца… —
Список кораблей — в древнегреческом эпосе Гомера «Иллиада» (песне 2) перечисление навархов, приведших свои корабли под Трою.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
***
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу… — см.:
Евангелие от Луки, 19:40 :
«Но Он <Христос>сказал им <фарисеям>в ответ: сказываю вам, что, если они <прославляющие Христа люди>умолкнут, то камни возопиют»
***
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет… — возможно под севером здесь подразумевается местоположение мифической страны Гиперборея.
***
Мы с тобой одной крови… — см.:
«- Лучше ему быть в синяках с ног до головы, чем погибнуть из-за своего невежества, — очень серьезно отвечал ей Балу. — Я теперь учу его Заветным Словам Джунглей, которые будут ему защитой против птиц и змей и против всех, кто бегает на четырех лапах, кроме его родной Стаи. Если он запомнит эти слова, он
может просить защиты… Так скажи Багире Заветные Слова Джунглей, которым я учил тебя сегодня…
— «Мы с вами одной крови, вы и я», — сказал Маугли, произнося по-медвежьи те слова, которые обычно говорит весь Охотничий Народ.»
_______________________________________________________________________
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь…
Список кораблей
Никто не прочтет до конца; кому это нужно —
Увидеть там свои имена…
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
И тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Ключ к северу ждет между биениями сердца
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
_______________________________________________________________________