музыкальные инструменты магнитное поле
Самый фантастический музыкальный инструмент — Терменвокс
Когда речь заходит о музыкальных инструментах, большинство людей представят себе пианино, гитару или скрипку. Есть и редкие музыкальные инструменты, о которых знают немногие. Из этой статьи ты узнаешь про один из самых необычных и загадочных инструментов — терменвокс. Он настолько удивительный, что при виде него возникают мысли о магии, а не о музыке.
Мы расскажем, как работает терменвокс, что в нем особенного, кто и когда его изобрел. Самое интересное, что музыкант не касается его руками, а извлекает звук бесконтактно. Это возможно благодаря законам физики. И даже если увидеть, что терменвокс включен в розетку, все равно будет сложно избавиться от ощущения, что видел настоящее волшебство в реальном мире. Играть на нем могут лишь единицы людей, для этого необходим идеальный музыкальный слух.
Сегодня поговорим об удивительном бесконтактном инструменте-Терменвокс, чудо-изобретении прошлого века. Первый электромузыкальный инструмент в мире, предназначенный для исполнения любых произведений музыки (джазовых, эстрадных и классической), на котором играл сам Владимир Ильич Ленин. В этом материале ты узнаешь почему слушатели называли игру на музыкальном инструменте “звуком из воздуха” и откуда появилось название Терменвокс. Кому принадлежит честь называться творцом электронной музыки. Давай узнаем как же работает этот фантастический инструмент и где его используют. Несмотря на грубое название,сможешь ли ты представить себе насколько чувствителен инструмент? Музыкант играющий на данном аккомпанементе похож на волшебника, который размахивает руками.
История появления
Все началась сто лет назад, а именно в Петрограде двадцатого века, с 20-е годы. Создателем стал наш соотечественник Лев Сергеевичем Терменов. Он был известным инженером, но помимо науки увлекался музыкой. Это удивительное название Терменвокс, инструмент получил от своего творца, иными словами “отца-создателя”. Деятель был родом из дворян, корни шли от немецкой и французской знати. После первой мировой он был приглашен для работы в центр Абрама Иоффе, был нужен специалист для исследования электрических свойств газа. С помощью таких экспериментов в дальнейшем был создан первый в мире электромузыкальный инструмент. Изучая свойства газа, исследователь обнаружил, что оборудование чутко реагирует на движения его рук, чувствует тепло находящихся рядом объектов, их движения. В ходе своей деятельности у Термена зародилась мысль, что у него получится соединить два разных генератора. Таким образом у создателя появилось свое “детище”, первый электромузыкальный инструмент,который прославил его на весь мир.
Принцип работы Терменвокса
Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.
Технические особенности
Это был первый случай, когда звук извлекали именно таким образом, поэтому инструмент не получилось отнести к существующим классам: ударным, духовным или струнным.Принцип работы терменвокса базируется на том, что звук представляет собой колебания воздушных потоков, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому присоединяем антеннку. К одному вертикальную, она отвечает за тон звука, к другому горизонтальную (подковообразную), которая ответственна за громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которые повышаются или понижаются движением рук возле антенн. Сигналы с обоих генераторов сливаются в единое целое и вырабатывается звук. Исполнение на инструменте заключается в перемещении рук, одной или обеих, вблизи антенн. Для получения плавной частоты звука, ладонь можно держать неподвижной, а пальцами рук проводить все манипуляции.
Но есть один минус изобретения, из-за отсутствия клавиш исполнителю требуется обладать практически абсолютным слухом и хорошей тренировкой. Только полагаясь на свой слух, музыкант может фиксировать положение рук относительно инструмента. Из-за тонкой грани между нот, на терменвоксе можно исполнять не только музыкальные произведения, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.
Какие бывают?
На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.
Где послушать
Звучание инструмента используется во многих направлениях, на концертах, в фильмах и даже в некоторых современных рабочих станциях. Услышать, как работает терменвокс, можно в поп-музыке и рок-музыке. Он часто используется в музыкальных театрах и студиях звука. В 1931 году инструмент уже повсеместно использовали в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем и в Голливуде для озвучивания “сверхъестественных” явлений. Слушатели Терменвокса, называли инструмент “музыкой сфер”, “музыкой воздуха”, “небесным инструментом”. Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Режис Кампо. Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса. Терменвокс,обладая такой впечатляющей биографией, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Как устроен терменвокс — единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент
Одним из первых звучание терменвокса услышал Владимир Ленин, идеолог электрификации страны, который решил сделать изобретение Термена символом нового времени. Узнать подробности того, как массовое распространение электричества повлияло на советский авангард, можно на выставке в Музее Москвы «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». В нашем материале — подлинная история терменвокса с комментариями дочери и правнука легендарного изобретателя.
Ленин — первый поклонник терменвокса
Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первая публичная презентация фантастического музыкального инструмента прошла в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Присутствовавший на докладе Льва Термена председатель Радиосовета Аким Николаев сообщил о новом изобретении Владимиру Ленину, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Московском Кремле.
Термен исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря вождя Лидии Фотиевой, игравшей на фортепиано, а в конце встречи устроил небольшой мастер-класс — управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению руководителя партии, для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.
Лев Термен. Воспоминания: «Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Для этого исполнение на новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле».
Как устроен терменвокс
На терменвоксе играют движениями рук в воздухе — без прикосновений к инструменту. Мелодия становится слышна за счет изменения исполнителем емкости электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классической версии нет ни струн, ни клавиш, ни педалей — только две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за высоту тона. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева — тем громче. Интересно, что прототип терменвокса имел лишь одну антенну, регулирующую высоту, а для управления громкостью существовала педаль. Затем Термен от такого варианта отказался. Для него было важно устранить любых посредников между музыкантом и звуком, так что ничего лишнего в классической версии терменвокса не осталось.
На выставке в Музее Москвы «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» можно заглянуть внутрь такого терменвокса, собранного самим Львом Терменом в 1970-е годы.
Зарубежные гастроли
Тур по советским городам и селам в 1922 году — далеко не предел концертной программы Льва Термена. Он успел побывать в большинстве европейских столиц, а в Америке поселился на целых десять лет — с 1928 по 1938 год. За это время он успел запатентовать свой электромузыкальный инструмент, продать лицензию на право серийного выпуска упрощённой версии терменвокса компании Radio Corporation of America и познакомиться с Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном. Последний, кстати, сказал, что свободно вышедший из пространства звук представляет собой абсолютно новое явление.
Пётр Термен, правнук Льва Термена, исполнитель на терменвоксе, композитор, руководитель Школы терменвокса: «У Льва Термена появляется множество учеников, по всей Америке звучит терменвокс. Среди выступлений того периода выделяется несколько концертов на стадионе в Нью-Йорке с симфоническим оркестром. Большим поклонником изобретений Льва Термена стал знаменитый дирижер Леопольд Стоковский, на некоторое время он включил в состав своего оркестра терменвокс. В Карнеги-холле прозвучал и целый «Электрический симфонический оркестр Термена», состоящий из различных музыкальных инструментов им созданных».
Сила трех
Огромный вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создателя (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электромузыкального инструмента, она пропагандировала его использование в 1930-1940-ые, выступая с концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с Терменом и его изобретением в 1927 году. Именно ее стараниями терменвокс в США стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, еще в 1980-1990-е выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Многие выступления проходили совместно с отцом — Наталья играла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и председателем Санкт-Петербургского общества терменвокса.
Наталья Термен, дочь Льва Термена, исполнитель на терменвоксе: «Папа безусловно сохранял очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих исполнительниц были разные подходы к терменвоксу, папа всегда особенно выделял Люси Розен. По ее заказу написано множество произведений для терменвокса, до сих пор жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартину для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовало не массовое, а более углубленное развитие терменвокса с точки зрения исполнительского мастерства, поскольку он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом ключе и началась наша с ним работа. Безусловно, это очень кропотливый труд, папино видение терменвокса очень отличается от современных версий инструмента, которые существуют сегодня в свободном доступе».
Терменвокс в популярной культуре
Хотя сам Лев Термен видел терменвокс классическим инструментом и всячески поддерживал воплощение этой идеи на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклос Рожа использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Завороженный». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, чем приумножила популярность советского инструмента среди создателей кинолент в жанре хоррора и научной фантастики. В 1960-ые терменвокс то и дело можно было услышать в фильмах про вампиров или пришельцев. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Жуткий эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, очень нравился и рок-музыкантам. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.
«Терменвокс принято считать точкой отсчета для истории мировой электронной музыки, он стал первым в мире концертным электромузыкальным инструментом и первым электромузыкальным инструментом, появившимся в массовой продаже. Лев Термен был избран почетным членом всемирной Ассоциации электроакустической музыки в 1980-е, это была своеобразная дань ему от мирового электроакустического сообщества. В 1989 году в Москве прошла встреча Термена с британским музыкантом-электронщиком Брайаном Ино. Как говорил Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем была историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По мнению Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишному синтезатору. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал «очень хорошо» и больше не подходил. Брайан Ино вспоминает, что в этот момент он понял, это не та вещь, которая может произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что несмотря на большую историю электронной музыки и технический прогресс, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, началась электронная музыка, но, с другой стороны, к которому электронная музыка до сих пор только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, тончайшими его нюансами. Сегодня есть целый ряд современных контроллеров звука, которые стремятся к чему-то подобному, но пока что это только шаги в сторону терменвокса», — считает Пётр Термен.
Терменвокс: инструмент будущего родом из прошлого
Терменвокс — один из первых электронных музыкальных инструментов, который по счастливой случайности изобрел наш соотечественник Лев Термен в 1920 году. В то далекое время, размышляя о музыке и музыкальных инструментах будущего, ученые стремились создавать уникальные устройства, которые превзойдут по своим характеристикам традиционные музыкальные инструменты. Терменвокс стал одним из культовых устройств, пронеся через век на своих плечах богатую историю и при этом сохранив свою актуальность и по сей день.
Экскурс в историю
При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется никакого физического воздействия на инструмент. Влияние на инструмент происходит путем движений рук в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром.
Электромагнитное поле создают два генератора высокой частоты, которые встроены в инструмент. Один из генераторов имеет постоянную частоту, второй — переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой музыканта и инструментом, и меняет частоту генератора. По итогу, из одной частоты вычитается вторая — и нашему слуху предстают чудесные звуки терменвокса.
Появился инструмент, как было замечено в начале статьи, практически случайно — при исследовании той области науки, которая к звуку и музыке отношения не имеет.
Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки.
Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его «Этерон» (ether — «эфир»). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).
Не прошел данный инструмент и мимо внимания правительства. В скором времени терменвокс был представлен в Кремле. Кстати, на инструменте пробовал сыграть и вождь мирового пролетариата — В.И. Ленин. Ходят слухи, что Ленину, не обладая какими-либо навыками игры на терменвоксе, удалось почти точно воспроизвести «Жаворонка» композитора Глинки.
Вскоре после этого терменвокс приобрел всемирную известность. Сам Термен со своим инструментом выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и многих других городах и странах, находя там единомышленников и будущих учеников. В США Термен основал крупную музыкальную студию, которая внесла весомый вклад в популяризацию терменвокса.
Терменвокс в кино
Советский кинематограф начал использовать терменвокс в сороковых годах прошлого века. Одним из первых фильмов, где его можно было услышать, был «Комсомол — шеф электрификации». Исполнением партий на терменвоксе для советских фильмов занимался Константин Ковальский. Из более поздних фильмов этот инструмент хорошо узнаваем в «Иван Васильевич меняет профессию» — здесь терменвокс имитировал звуки работы машины времени.
Голливуд также не остался в стороне — моду на терменвокс ввел Хичкок, когда в 1945 году впервые использовал к своему фильму «Завороженный» саундтрек, исполненный с помощью этого необычного инструмента. К слову, за этот саундтрек фильм получил в свое время премию «Оскар».
С этого момента звучание терменвокса стало ассоциироваться у зрителя с чем-то потусторонним, загадочным и космическим. Этими ассоциациями с успехом воспользовались создатели фильмов «День, когда остановилась Земля» и «Оно пришло из далекого космоса». Здесь терменвокс справился со своей задачей столь же отлично — создать мрачную или потустороннюю атмосферу для этого инструмента не составляло труда.
Терменвокс и музыка
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.
В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Терменвокс
Терменвокс называют мистическим музыкальным инструментом. Действительно, исполнитель становится перед небольшим устройством, плавно взмахивает руками, как волшебник, и до слушателей доносится необычная, протяжная, сверхъестественная мелодия. За уникальное звучание терменвокс получил название «лунный инструмент», его нередко используют для музыкального сопровождения фильмов на космическую и фантастическую тематику.
Что такое терменвокс
Терменвокс нельзя назвать ударным, струнным либо духовым инструментом. Для извлечения звуков исполнителю нет надобности прикасаться к устройству.
Терменвокс – электроинструмент, посредством которого движения человеческих пальцев преобразуются вокруг специальной антенны в колебания звуковых волн.
Музыкальный инструмент позволяет:
Принцип работы
Принцип действия музыкального инструмента основан на понимании того, что звуки – колебания воздуха, аналогичные тем, которые образует электромагнитное поле, заставляя гудеть электропровода. Внутреннее содержимое устройства – пара генераторов, создающих колебания. Частотная разница меж ними – есть частота звука. Когда исполнитель приближает пальцы к антенне, меняется емкость поля вокруг нее, результатом становится извлечение более высоких нот.
Терменвокс состоит из двух антенн:
Исполнитель, приближая пальцы к рамочной антенне, делает звук громче. Приближение пальцев к стержневой антенне обеспечивает повышение высоты звучания.
Разновидности терменвокса
Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.
Классический
Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.
Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:
Классические экземпляры наиболее распространены. Активно продаваемая модель – от американского производителя «Moog», начавшего реализовывать уникальный инструмент с 1954 г.
Системы Ковальского
Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.
Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.
Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.
Матремин
Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.
Виртуальный
Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.
Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.
История создания
Изобретатель терменвокса – Лев Сергеевич Термен – музыкант, ученый, родоначальник электроники, оригинальная личность, окруженная множеством слухов. Его подозревали в шпионаже, уверяли, что созданный музыкальный инструмент настолько странный и мистический, что сам автор боялся на нем играть.
Лев Термен принадлежал дворянскому роду, появился на свет в Петербурге в 1896 г. Учился в консерватории, стал виолончелистом, продолжил образование на физико-математическом факультете. В период Первой мировой войны Лев Сергеевич трудился инженером-связистом. В послевоенный период занялся наукой, изучением электрических свойств газов. Тогда и началась история музыкального инструмента, получившего название от фамилии создателя и термина «vox» – голос.
Изобретение увидело свет в 1919 г. В 1921-ом ученый представил инструмент широкой публике, вызвав всеобщий восторг и изумление. Льва Сергеевича пригласили к Ленину, тот немедленно приказал отправить ученого с музыкальным изобретением в гастрольный тур по стране. Ленин, в тот период поглощенный электрификацией, в терменвоксе увидел инструмент популяризации политической идеи.
В конце 1920-х Термен отправился в Западную Европу, затем в США, при этом остался советским гражданином. Ходили слухи, что под видом ученого и музыканта его отправили шпионить, выведывать научные разработки.
Необычный музыкальный инструмент за границей вызвал восторг не меньше, чем на родине. Парижане раскупили билеты в театр за несколько месяцев до выступления ученого-музыканта. В 1930-е в США Термен основал компанию «Teletouch» для производства терменвоксов.
Сначала бизнес ладился, но вскоре покупательский интерес иссяк. Оказалось, что для успешной игры на терменвоксе нужен идеальный музыкальный слух, даже профессиональные музыканты не всегда справлялись с инструментом. Чтобы не обанкротиться, фирма занялась производством сигнализаций.
Использование
Несколько десятилетий инструмент считался позабытым. Хотя возможности игры на нем уникальны.
Некоторые музыканты стараются вернуть интерес к музыкальному устройству. Правнук Льва Сергеевича Термена основал в Москве и Петербурге единственную в странах СНГ школу игры на терменвоксе. Другая школа, руководимая ранее упомянутым Масами Такэути, находится в Японии.
Звучание терменвокса можно услышать в кинофильмах. В конце 20 века в прокат вышел фильм «Человек на Луне», рассказывающий об астронавте Ниле Армстронге. В музыкальном сопровождении явно слышится терменвокс, четко передающий атмосферу космической истории.
Сегодня музыкальный инструмент переживает стадию ренессанса. О нем вспоминают, пытаются использовать в джазовых концертах, в классических оркестрах, дополняют им электронную и этническую музыку. Пока в мире лишь 15 человек профессионально играют на терменвоксе, причем некоторые исполнители – самоучки, не имеют музыкального образования.
Терменвокс – молодой, перспективный инструмент с неповторимым, магическим звучанием. Любой желающий, приложив старание, способен научиться прилично играть на нем. У каждого исполнителя инструмент звучит оригинально, передает настроение и характер. Ожидается приход волны интереса к уникальному устройству.