Музей сна в спб
Музей сновидений Фрейда
Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге расположен на Петроградской стороне в здании Восточно-Европейского института психоанализа. Здесь регулярно проводятся экскурсии, рассказывающие о жизни психолога и провидца Зигмунда Фрейда, об основах психоаналитики и толковании сновидений.
Кроме познавательного значения музей сновидений Фрейда имеет ту особенность, что его экспонаты рассчитаны на фантазию посетителей и значит они сами в какой-то мере становятся участниками этой необычной экспозиции.
Адрес
Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской стороны 18А
Телефон
Режим работы Музея сновидений Фрейда в 2021 году
Посещение временно возможно только по предварительной записи на официальном сайте.
Сеансы по вторникам, субботам и воскресеньям в 12:00, 13:15, 14:30 и 15:45.
Стоимость билетов в Музей сновидений Фрейда в 2021 году
Стоимость билета 300 рублей.
Как добраться до Музея сновидений Фрейда
История
Музеи Фрейда есть в Вене, Лондоне и чешском Пржиборе. В Вене экспозиция расположена в доме, где отец психоанализа трудился несколько десятилетий. В Лондоне — это последняя квартира ученого, в которой сохранилась ценная коллекция из более, чем 3000 древних предметов и также знаменитая кушетка, лежа на которой пациенты рассказывали психоаналитику о своих тайнах. В Пржиборе, где ученый появился на свет и провел три первых года жизни, также открыта музейная экспозиция.
Почти 10 лет психоаналитик Виктор Мазин работал над созданием музея сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге и 4 ноября 1999 года к столетию выхода книги «Толкование сновидений» он был открыт. Это единственный в мире музей сновидений Фрейда, основателем которого стал психоаналитик и преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа Виктор Мазин, а художником — Владимир Кустов.
Экспозиция
Музейная экспозиция расположена в двух небольших комнатах, но это не умоляет ее достоинство — здесь можно провести много времени, разгадывая тайны загадочных предметов. Здесь Вы узнаете о жизни Зигмунда Фрейда, зарождении психоанализа и толковании снов. Экспозиция имеет два зала — Вводный и Сновиденческий.
В первом расположено 12 витрин, посвященных этапам жизни основателю психоанализа. Рассказывается о его семье и взаимоотношениях с матерью, невестой и затем женой, друзьями и коллегами, о его первых умозаключениях и формулах. Между первым и вторым залами экспозиции расположены десять рисунков художника Павла Пепперштейна, изображающих самые знаменитые сны Фрейда.
Экспонаты Зала снов заставят нас погрузиться в мир собственных воспоминаний и снов, фантазий и представлений. Для восприятия представленных здесь объектов необходимы участие и активность самого человека. Для полного погружения в атмосферу надо отключиться от внешнего мира и совершить путешествие по снам психолога. Для него сон — не бессмыслица, как для многих из нас, а «замаскированное осуществление вытесненного желания». Некоторые предметы здесь едва различимы, а другие как бы всплывают из глубины души. Как и во сне, здесь мы не всё видим и не всё запоминаем. Многие предметы нам кажутся странными и непонятными и каждый человек воспринимает представленную информацию по-своему. Необычность экспозиции состоит в зеркальности и затемненности музейного пространства. Спокойная музыка и приглушенный свет способствуют проникновению в мир самого доктора.
Экспозиция будет особенно интересна прочитавшим книгу «Толкование сновидений», поскольку здесь представлены многие предметы, упомянутые в этом произведении — трости и шляпы, платья и многие другие предметы. В экспозиции много фотографий книг, которые читал Фрейд и предметов из личной коллекции ученого, фото писем к друзьям и посмертные маски Александра Сергеевича Пушкина и композитора Сергея Курёхина.
После экскурсии посетители могут выйти в дверь с надписью «Выход в реальность» и попасть в глухой питерский Двор-колодец.
Виртуальные прогулки
Официальный сайт Музея сновидений Фрейда
Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге является также культурно-просветительским и научно-исследовательским центром. В нем проходят лекции и семинары, конференции и выставки, концерты и кино показы.
Музей сновидений Зигмунда Фрейда в Санкт-Петербурге
Ежегодно культурная столица России привлекает тысячи туристов, которые приезжают в Санкт-Петербург насладиться старинной архитектурой и посмотреть различные выставки. В многочисленных музеях города хранится огромное количество произведений искусства. Но кроме классических музеев, есть здесь и необычные экспозиции. Одна из таких локаций — Музей сновидений Фрейда на Большом проспекте Петроградской стороны.
Экспозиция, посвященная знаменитому австрийскому психотерапевту Зигмунду Фрейду, была создана в 1999 году и располагается в здании Восточно-Европейского института психоанализа. Основной акцент выставки ставится на книге Фрейда — «Толкование сновидений», вышедшей в 1899 году, а также на его увлечениях древностями и искусством.
Панорама «Сновиденческого» зала:
Основателем музея сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге является психоаналитик Виктор Мазин. Подобные заведения есть также в Вене и в Лондоне, но отличительная особенность российского музея заключается в том, что экспонатами здесь являются не материальные предметы, а артефакты отражающие чувства и сновидения известного психотерапевта.
Основная экспозиция и текущие выставки
Для посетителей музея Фрейда работают два зала.
Первый зал — вводный — оформлен в светлых тонах. Здесь располагаются 12 витрин, в которых выставлены фотографии, рисунки, документы и другие экспонаты, рассказывающие о некоторых эпизодах из жизни и профессиональной деятельности Зигмунда Фрейда.
Второй зал — сновиденческий, в нем преобладают темные цвета. Центром этого зала является экран проекций, на который посетителям предлагается проецировать свои мысли и чувства. Также здесь представлены 8 световых боксов, где установлены фигурки древних богов и других персонажей из коллекции Фрейда. Это египетская богиня Исида, греческий Сфинкс, римская Афина, китайский мудрец, античный терракотовый всадник, Амон-Ра и Белый павиан Тота. Считается, что эти фигуры отражают основные типы духовного развития человека, которые описаны Фрейдом в его работе о психоанализе.
Между залами гости могут посмотреть рисунки российского художника Павла Пепперштейна — одного из участников арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“». Пепперштейн воспроизвел здесь десять известных сновидений Фрейда.
Экспозиция выполнена в виде инсталляции, художественное оформление выставки — это заслуга российского художника Владимира Кустова. В ходе экскурсии гости музея узнают основные факты из жизни ученого, получат базовые представления о методе психоанализа, а также о бессознательном толковании сновидений.
Музей сновидений Фрейда проводит временные выставки фотографий, книг, картин, посвященных проблеме психоанализа. Подробную афишу текущих мероприятий можно посмотреть на сайте учреждения.
Музей Сновидений З.Фрейда
Музей Сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги «Толкование Сновидений». Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.
Показать полностью.
Музей представляет собой тотальную инсталляцию. Все его видимые и невидимые стены, экспозиционные поверхности, пол, потолок продуманы, рассчитаны и выстроены так, что можно было бы легко их раздвинуть и продолжить визуальный ряд на основе собственного опыта, фантазий и желаний.
Музей находится на Большом проспекте Петроградской стороны, д. 18А (м. Спортивная), здание Института Психоанализа. В альбоме группы есть карта.
Музей работает три дня в неделю: Вторник, Суббота и Воскресенье с 12.00 до 17.00
До окончания карантинных мер посещение музея возможно только по предварительной записи и только в формате экскурсий. Время начала экскурсий:
12:00
13:15
14:30
15:45
Запись на экскурсию по телефону + 7 911 7842117
ВАЖНО! Вход в институт и посещение музея возможны только после процедуры термометрии, при наличии маски и перчаток.
Лектор: Лектор: Елена Ливач – психолог психоаналитического направления, куратор Музея Сновидений З.Фрейда, доцент кафедры социологии СПбГТИ, к.соц.н.
Лектор: Лектор: Елена Ливач – психолог психоаналитического направления, ку
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Согласно психоаналитической теории, объект любви появляется у ребёнка в связи с его переживаниями удовольствия. Первоначально эротические переживания удовольствия сопутствуют удовлетворению телесных потребностей – например, голода: ребёнок, знающий удовольствие от сосания груди, вскоре начинает сосать палец, что приносит ему удовольствие уже независимо от утоления голода.
Показать полностью. Соответственно, те люди, которые за ним ухаживают, заботятся о нём и его кормят, становятся для него первыми объектами любви.
Но помимо этого Фрейд с удивлением обнаруживает, что иногда люди выбирают объект любви не по прообразу кормящей и заботящейся матери, а по своему собственному. Эти два типа выбора любовного объекта у взрослых Фрейд называет соответственно примыкающим и нарциссическим. У человека, – говорит Фрейд, – есть два первоначальных объекта любви: он сам и заботящаяся о нём женщина.
Исходно у любого человека вся сила влечений направляется на собственное я, и уже затем часть влечений распространяется на другие объекты. Пример наибольшего перенесения силы влечений с собственного я на объект – состояние влюблённости.
По мнению Фрейда, любовь по примыкающему типу характерна в первую очередь для мужчин. Силу своего нарцизма они переносят на объект, что вызывает состояние сильной влюблённости, саморастворения в любви. Для женщин же, считает Фрейд, более характерна нарциссическая любовь – «особенно в том случае, когда в процессе своего развития женщина становится красивой». «Строго говоря, такие женщины любят только самих себя, причём так же сильно, как их любит мужчина. Они и нуждаются не в том, чтобы любить, а в том, чтобы быть любимой, и им нравятся мужчины, которые выполняют это условие». При этом Фрейд оговаривается, что женщины вполне могут любить и по «мужскому типу», то есть это разделение условно. Но добавляет, что «нарциссический тип женщин» имеет очень высокое значение, поскольку такие женщины привлекательны не только в силу того, что они обычно красивы, но и из-за особой притягательности, какой для нас обладает нарцизм:
«Нетрудно заметить, что нарцизм человека обладает большой притягательной силой для тех людей, которые полностью отказались от собственного нарцизма ради объектной любви; очарование ребёнка во многом основывается на его нарцизме, самодовольстве и недоступности, равно как и очарование некоторых животных, например кошек и крупных хищников, которых словно ничего не заботит… Мы словно завидуем тому, что они сохранили счастливое душевное состояние. от которого мы сами давно уже отказались».
Оборотной стороной влюблённости в нарциссическую женщину оказываются сомнения в её любви и сетования на загадочность её души.
Интересен вопрос о том, почему вообще человек переносит часть своих влечений на другого, отказываясь пребывать в нарциссическом состоянии. Необходимость направлять влечения на объект появляется тогда, когда их сила достигает определённого предела: слишком большая сила влечений переживается как неудовольствие, и отсюда возникает необходимость выйти за пределы нарцизма и начать любить.
***
Что почитать:
З. Фрейд. О введении понятия «нарцизм» (1914)
Иллюстрации:
Кадры из кинофильма Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании» (1959)
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
Цикл лекций Вероники Беркутовой «Психоанализ и поэтика».
Кому будет интересен данный курс?
Всем, кто хочет разобраться в специфике художественного творчества через призму филологии и психоанализа; освоить методы и приемы интерпретации литературного произведения; изучить феномен ритма и понять логику работы с поэтическим текстом.
О лекторе:
Вероника Беркутова — филолог, психоаналитик, старший преподаватель кафедры теории психоанализа в Восточно-Европейском институте психоанализа.
Описание курса:
Курс представляет собой цикл из 8 занятий, которые будут проходить один раз в месяц по субботам с 17-30 до 19-30. Встречи предполагают лекционно-семинарский формат: после вводной теоретической части планируется работа с текстами, разбор и обсуждение примеров. К каждому занятию преподаватель предоставит список литературы для самостоятельного изучения.
Музей сновидений З. Фрейда (Большой пр. ПС 18А).
Требования к участникам:
Возможность приходить на все лекции, на которые вы записываетесь (это особенно важно в эпоху ограничений, когда присутствовать может только определенное количество человек); желание читать присланные преподавателем материалы и участвовать в дискуссии.
Формальные требования:
Количество слушателей ограничено. Предварительная регистрация обязательна. Можно принимать участие во всем цикле лекций или посещать отдельные занятия. С пропущенными встречами можно будет ознакомиться по видеозаписям.
Регистрация по ссылке:
https://forms.gle/eezYzrT27jE3JHdt5
Лекция 1. Что изучает филология? Представления о языке и знаке в работах З. Фрейда и Ф. де Соссюра.
Лекция 2. Что такое художественное произведение? Поэтическая функция языка. Границы художественной литературы.
Лекция 3. Как изучать поэтику? Литературные роды и жанры. Историко-литературный процесс.
Лекция 4. Из чего состоит текст? Поэтические уровни произведения.
Лекция 5. Зачем нужен ритм? Признаки стихотворной речи. Понятие метрической системы. Ритмические ряды текста.
Лекция 6. Форма или содержание? Формальный метод в литературоведении. Структуральная поэтика.
Лекция 7. Как анализировать прозаический текст? Нарратологический подход. Поэтика композиции. Понятие «точки зрения».
Лекция 8. Возможен ли психоанализ художественной литературы? Точки пересечения психоанализа и поэтики.
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
К 22-летию Музея сновидений Фрейда и к 100-летию выхода в свет книги Зигмунда Фрейда «Массовая психология и анализ я» мы подготовили конференцию, в которой выступят с докладами:
Виктор Мазин «Техник сборки : от массы к массе»
Лера Левчук «Психология масс и современная эмоциональная культура»
Показать полностью.
Олелуш «Мифы и гетеротопии»
Ольга Гуляева «La femme publique. Женщина и публичность»
Богдан Гром «Набросок трех идентификаций»
Музей Сновидений З.Фрейда запись закреплена
15 октября – день рождения Мишеля Фуко, философа, жизнь которого была посвящена исследованию и критике властных практик общества, отношений власти и знания, дисциплинарных социальных институтов, в том числе психиатрии.
«Может быть, наступит такой день, когда перестанут понимать, что такое безумие.
Показать полностью.
И все то, что сегодня мы переживаем как нечто предельное, или странное, или невыносимое, достигнет безмятежной позитивности. И все Запредельное, Внеположенное, все, что обозначает ныне наши пределы, станет, чего доброго, обозначать нас самих.
Останется только загадка этой Внеположенности. Люди будут спрашивать себя, что же за странное разграничение играло нашей историей с глубокого Средневековья и вплоть до ХХ века, а может быть и дольше? Почему западная культура отбросила в сторону своих рубежей то, в чем она вполне могла узнать самое себя, то, в чем она себя действительно узнавала, правда, выбирая при этом окольные пути? Почему, ясно поняв в ХIX веке и даже раньше, что безумие образует обнаженную истину человека, она, тем не менее, оттеснила его в это нейтральное и неясное пространство, где его как будто бы и не было?
Вот когда поблекнет живой образ пылающего разума. Привычная игра всматриваться в самих себя с другого края, со стороны безумия, вслушиваться в голоса, которые, приходя к нам из дальнего далека, говорят нам почти что нашу собственную истину, эта игра, с ее правилами, тактическими ходами, изобретательными уловками, допустимыми нарушениями ее законов, станет навсегда не чем иным, как сложным ритуалом, значения которого обратятся в пепел.
В руках историков культуры останутся лишь сведения об узаконенных мерах принудительного заключения умалишенных и медицинском обслуживании, но, с другой стороны, о внезапном, ошеломительном включении в наш язык слова тех, кого исключали таким образом из общества.
Так что перестанут понимать, каким образом человек смог отдалить от себя эту свою фигуру, как смог он вытеснить по ту сторону предела как раз то, что держалось на нем, и в чем он сам содержался. Ни одна мысль не сможет более помыслить это движение, в котором еще совсем недавно западный человек обретал свою протяженность.
Будет понятно лишь следующее: мы, европейцы последних пяти столетий, на поверхности земли мы были теми людьми, которых, среди прочего, характеризовала такая фундаментальная черта, весьма странная среди прочих черт. Мы поддерживали с психическим заболеванием отношение глубокое, патетическое, неясное, может быть, для нас самих, но непроницаемое для других, отношение, в котором мы испытывали самую великую для себя опасность и самую, может быть, близкую истину. Будут говорить не то, что мы были на дистанции от безумия, но то, что мы были на самой дистанции безумия.
Фрейд не открывал потерянную идентичность смысла; он очертил ошеломительную фигуру такого означающего, которое абсолютно не такое, как другие. Вот что должно было бы предохранить его мысль от всех псевдопсихологических интерпретаций, которыми она была прикрыта в нашем столетии во имя (жалкое) «гуманитарных наук» и их бесполого единства.
Надо будет как-нибудь воздать должное Фрейду: он отнюдь не заставил говорить безумие, которое веками как раз и было языком (языком исключенным, болтливой тщетой, речью, незримо окаймлявшей продуманное безмолвие разума); напротив, он исчерпал неразумный Логос безумия; он иссушил его; заставил отойти слова безумия к их источнику — к этой белой области самоподразумевания, где ничего не говорится».
И все то, что сегодня мы переживаем как нечто предельное, или странное, или невыносимое, достигнет безмятежной позитивности. И все Запредельное, Внеположенное, все, что обозначает ныне наши пределы, станет, чего доброго, обозначать нас самих.
Останется только загадка этой Внеположенности. Люди будут спрашивать себя, что же за странное разграничение играло нашей историей с глубокого Средневековья и вплоть до ХХ века, а может быть и дольше? Почему западная культура отбросила в сторону своих рубежей то, в чем она вполне могла узнать самое себя, то, в чем она себя действительно узнавала, правда, выбирая при этом окольные пути? Почему, ясно поняв в ХIX веке и даже раньше, что безумие образует обнаженную истину человека, она, тем не менее, оттеснила его в это нейтральное и неясное пространство, где его как будто бы и не было?
Вот когда поблекнет живой образ пылающего разума. Привычная игра всматриваться в самих себя с другого края, со стороны безумия, вслушиваться в голоса, которые, приходя к нам из дальнего далека, говорят нам почти что нашу собственную истину, эта игра, с ее правилами, тактическими ходами, изобретательными уловками, допустимыми нарушениями ее законов, станет навсегда не чем иным, как сложным ритуалом, значения которого обратятся в пепел.
В руках историков культуры останутся лишь сведения об узаконенных мерах принудительного заключения умалишенных и медицинском обслуживании, но, с другой стороны, о внезапном, ошеломительном включении в наш язык слова тех, кого исключали таким образом из общества.
Краткий путеводитель
Музей сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги «Толкование сновидений». Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.
Петербургский музей связан родственными узами с двумя музеями Фрейда, венским, увековечивающим место, где великий мыслитель работал несколько десятилетий, и лондонским, возникшим в последней квартире Фрейда, где и поныне хранится огромная коллекция древностей, насчитывающая более трех тысяч предметов, библиотека и знаменитая кушетка.
Музей сновидений Фрейда, в отличие от венского и лондонского музеев, не связан ни с конкретным местом, где жил Фрейд, ни с окружавшими его материальными вещами, но с его идеями и сновидениями, тем, что идеально, эфемерно, виртуально. Музей сновидений – музей психоанализа, музей не материальной, но психической реальности, сотканной из фрагментов слов и образов, чувств, помыслов, грез.
Музей Сновидений представляет собой тотальную инсталляцию. Все его видимые и невидимые стены, экспозиционные поверхности, пол, потолок продуманы, рассчитаны и выстроены так, чтобы можно было легко их раздвинуть и продолжить визуальный ряд на основе собственного опыта, фантазий и желаний.
В Музее Сновидений два зала, вводный и сновиденческий, светлый и темный, «сознательно-предсознательный» и «предсознательно-бессознательный». В первом зале мы видим двенадцать витрин, посвященных отдельным эпизодам жизни и деятельности «отца основателя» психоанализа. Вот краткое описание первых пяти витрин:
(2) Самым важным лицом в жизни всегда остается мать, дающая не только жизнь и пищу, но и первый, самый важный опыт любви, с которым человек не расстается до конца своих дней. Фрейд был первенцем, самым талантливым и любимым ребенком своей матери. Впоследствии он скажет: любимец матери на всю жизнь сохраняет чувство победителя.
(3) Отношения ребенка с матерью осложняются появлением еще одного, не менее важного в жизни человека – отца, любимого, но стоящего на пути безраздельного владения желанием матери. Именно двойственность испытываемых к умершему в 1896 году отцу чувств стала одним из источников написания «Толкования сновидений».
(4) Когда Зигмунду исполняется 3 года, семья переезжает в столицу империи, Вену, где Фрейд учится в классической гимназии, затем на медицинском факультете университета, после окончания которого сначала занимается физиологией, затем невропатологией и психиатрией, и, наконец, под влиянием французского психиатра Шарко переходит к рассмотрению основ психологии.
(5) Целью психоанализа становится познание душевной жизни человека. Результатом познания становится и психоаналитическая терапия, включающая толкование сновидений.
Между первым и вторым залом – десять знаменитых сновидений Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.
Ориентирами прогулки по виртуальному сновидению Зигмунда Фрейда служат восемь световых боксов. На них представлены восемь фигурок из коллекции Фрейда, аллегорически напоминающих нам о тех аспектах душевной жизни, которые детально разработаны в психоанализе:
(1) бронзовая Исида с младенцем Гором (Египет, 664-525 в. до н. э.) указывает на первую теорию влечений, на любовь и голод, которые «сходятся у материнской груди»;
(2) греческий терракотовый Сфинкс (5-4 в. до н. э.) загадывает Эдипу загадку происхождения человека, мучительную загадку страстных отношений с отцом и матерью;
(5) китайский мудрец «намекает» на стремление психоанализа развеять нарциссические иллюзии человека;
(6) греческий терракотовый всадник античного периода воспроизводит психоаналитическую притчу о том, что всадник пользуется силой своего коня, но далеко не всегда знает, куда этот конь его везет;
Умозрительная прогулка по сновидению Фрейда приглашает закрыть глаза на внешний мир и погрузиться в мир тех образов, которые когда-то созерцали глаза отца психоанализа, которые входили в его сновидения, с которыми были связаны его фантазии, а также в мир тех слов, которые когда-то приходили ему в голову. Мы видим слова и образы, слова образов и образы слов, мы не можем, как и во сне к ним прикоснуться, но можем унести их с собой в нашей памяти, они могут стать достоянием и наших снов.
Активность, соучастие необходимы для восприятия зала сновидений. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитать только меняя положение глаз. Как и во сне, мы не все различаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин души. В конце концов, мы видим то, что мы видим, и порой можем осознать то, что хотим увидеть.
Каждый может обнаружить в музее что-то свое и, возможно, впервые ощутить радость, удивление или тревогу от встречи с самим собой, со своими сокровенными мыслями, мечтами, желаниями.