мусульмане кушают на полу почему

Правила приёма пищи у мусульман

Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

«БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим» «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»

или же молитву-дуа (на любом языке, не обязательно на арабском): «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».

О важности произнесения имени нашего Создателя перед едой упоминается в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Когда раб Всевышнего входит в своё жилище и поминает Его, переступая порог, а также во время еды, шайтан предупреждает своих приспешников: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошёл (в дом), не помянув своего Творца при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если в семье не поминают Господа миров и во время еды, (шайтан) радует своих приспешников: «Вы получили и приют, и ужин» (приводится Муслимом, Абу Даудом, Ибн Маджей).

Завершив трапезу, желательно сказать: «Благодарю Аллаха, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами». В исламе важное место занимает чистота и личная гигиена. Этот принцип соблюдается и в еде. Как до, так и после еды обязательно помойте руки, а после того, как вы встали из-за стола, желательным (сунной) является ещё и полоскание рта простой водой. В хадисе Пророка Мухаммада (с.г.в.) говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после приёма пищи» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и заканчивает её последним. Т.е. как только хозяин перестал есть, гостям желательно последовать его примеру.

Мусульмане притрагиваются к еде и напиткам исключительно правой рукой, как того требует этика по Шариату. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому вопросу сказал: «Вы ешьте и пейте правой рукой, берите и отдавайте тоже правой. Поистине, шайтан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой рукой» (хадис передал Ибн Маджа).

Запрещается заглатывать воду залпом – следует пить её небольшими глотками, особенно, если она прохладная. В целях общей гигиены и соблюдения приличия возбраняется пить из горлышка бутылки или кувшина. У многих народов принято пить горячий чай или кофе, подув на него немного, чтобы тот остыл. В исламе рекомендуется подождать, пока он остынет, а потом уже приступать к трапезе.

Не следует оставлять еду недоеденной. Во-первых, это будет считаться исрафом (расточительством). Мусульманину следует наложить на тарелку столько, сколько он сможет съесть. Если человек чувствует, что не голоден, лучше отказаться от приёма пищи.

«Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно нескольких кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (хадис передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

А в хадисе, переданном Анасом (р.а.), приводится ещё одна сунна: «Пророк (с.г.в.) повелел нам есть то, что на блюде, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим). У восточных народов принято есть из одной общей посуды. Это может быть большая тарелка второго блюда посередине стола, которое едят не ложками, а лепёшками. Сейчас всё чаще можно встретить, как из общей посуды каждый накладывает себе в тарелку столько, сколько он желает съесть.

Для общей трапезы в исламе тоже есть свой этикет. Так, каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. В достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмилля», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».

Другой интересной особенностью процесса приёма пищи мусульманами является беседа. Если советским людям с детства прививали молчание во время еды («Когда я ем, я глух и нем»), то в исламе разговоры поощряются. В одном из хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) побуждает к беседе, пусть даже это будет разговор об оружии. Мудрость этого совета заключается в том, что человек, разговаривая во время еды, прожёвывает пищу более тщательно, медленнее, что способствует лучшему её усвоению. К тому же не стоит забывать, что до сих пор во всём мире различные переговоры, встречи, заключение сделок проводится за обеденным столом.

Как видим, исламские кулинарные традиции включают в себя не только определённые блюда и ингредиенты, но и особое отношение к еде как к дару Всевышнего, а также свойственный мусульманам этикет приёма пищи.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Здравствуйте. Я учусь на японоведении, изучаю японскую культуру, историю, язык. Летом я планирую поехать в Японию. В связи с этим у меня появились вопросы относительно застольного этикета. У японцев принято перед началом еды говорить «итадакимасу». Этим они выражают благодарность богам и/или повару. В Японии много ресторанчиков, где повар готовит перед клиентами. Можно ли мусульманину, который посетил такое заведение, после традиционной фразы «бисмиллахи рахман иррахим» из уважения к традициям другого народа и из благодарности к повару произнести фразу «итадакимасу»? Никакой благодарности языческим богам в это слово при этом не вкладывать, только благодарность повару. В конце концов в Японии очень много атеистов, но они всё равно говорят эту фразу. Да и переводится она как «приятного аппетита». Так можно ли её произносить мусульманину, если он хочет выразить благодарность повару? В конце концов люди и были созданы народами и племенами, чтобы познавать друг друга. В конце трапезы японцы говорят «готисо сама дэсита», что значит «было очень вкусно». На этот раз это лишь похвала. Так что эту фразу, наверное, можно произносить в любом случае. Но всё равно можно ли? Не является ли произношение этих традиционных японских фраз греховным? Буду очень благодарен за ответ.

А каким образом мусульманину следует вести себя в случае, если он обедает за одним столом с людьми, которые придерживаются общих светских правил этикета. В данном случае нужно следовать исламским правилам? Или же подстроиться под них, чтобы не выделяться?

Здравствуйте! В большинстве своем правила исламского и классического этикетов совпадают, а поэтому Вы не будете особо выделяться на фоне людей, соблюдая исламские правила приема пищи.

глупый вопрос наверное но что делать если руки не можешь помыть и для намаза например взял таяммум? руки же все равно грязные остаются

мухаммад, Если нет возможности помыть руки, то перед едой можно их максимально очистить подручными средствами. Например влажными салфетками, бумагой, на крайний случай протереть тряпочкой. Ну и в таком случае можно есть аккуратно и как можно меньше прикасаться голыми руками к пище.

Источник

Правила приема пищи у мусульман

Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.

Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).

Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.

И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.

Источник

Описание желательного способа сидения при принятии пищи

Дата публикации : 28-12-2011

Вопрос

Текст ответа

Под опираясь на что-либо подразумевается каждый вид сидения, в котором присутствует спокойствие и основательность, так как подобное приводит к перееданию, что порицаемо в Шариате.

Поэтому ан-Науауи сказал:

Смысл этого хадиса: „Я не принимаю пищу так, как принимает её желающий много поесть, и ради этого садиться основательно, упрочившись. Но присаживаюсь и ем мало“ (Шарх Муслим).

Ибн Хаджр, да помилует его Аллах, сказал: «Учёные в описании этого сидения разногласили. Некоторые говорили, что под сидением опираясь на что-либо подразумевается любое сидение для принятия пищи, при котором человек сидит, утвердившись. Другие сказали, что под этим имеется в виду тот случай, когда человек опирается на один из боков. Третьи – что это случай, когда он опирается на левую руку, лежащую на земле. Аль-Хаттаби сказал: „Люди считают, что опирающийся человек тот, кто принимает пищу, опираясь при этом на один из боков. Но это не так. Это тот, кто опирается на подстилку или сидение под ним. И смысл хадиса в том, что пророк не принимал пищу, садясь основательно, утвердившись, подобно тому, как сидят люди, принимающие много пищи. А ел только необходимое количество провизии и поэтому не сидел, опираясь (на что-либо)“» (Фатх аль-Бари. – Т. 9 – С. 541). Смотрите также Ас-сунан аль-Хаттаби (т. 4, с. 242) и Зад аль-ма‘ад Ибн Кайима (т. 4, с. 202).

Аль-Кари в аль-Миркат сказал:

В „аш-Шифа“ от исследователей приводится, что они разъяснили это как сидение человека, который основательно усаживается для принятия пищи, скрещивает при этом ноги и опирается на подстилку под ним. Так как этот вид сидения приводит к перееданию и вызывает в человеке гордость (‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд. – Т. 10. – С. 244).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: При принятии пищи желательно сидеть на своих коленях и на внешних сторонах ступней, или поднять правую ногу и сесть на левую… (Фатх аль-Бари).

Итак, есть три вида сидения для принятия пищи:

2. сидение, при котором человек опирается на колени и внешнюю сторону ступней;

3. сидение на левой ноге, а правая при это поднята.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: … Однако лучше, если человек не будет садиться основательно, чтобы это не было причиной переедания. Ведь человеку не надлежит переедать (Шарх рияду-с-салихин).

Источник

Этикет приема пищи по Исламу

мусульмане кушают на полу почему. priem pishchi. мусульмане кушают на полу почему фото. мусульмане кушают на полу почему-priem pishchi. картинка мусульмане кушают на полу почему. картинка priem pishchi. Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети и так далее. В этой статье мы расскажем об этикете приема пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.

Правила, которые следует соблюдать до приема пищи

1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].

2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.

3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.

5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.

6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).

Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи

1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха).

2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху).

3) Кушать следует только правой рукой.

4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.

5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.

6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).

7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.

8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.

9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10) Нельзя дуть на горячую еду[3].

11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.

13) При питье сосуд надо держать правой рукой.

14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».

Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи

1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.

2) Облизать пальцы[6].

3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].

4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].

5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.

Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе

Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].

Посещение людей во время приёма пищи

Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.

Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.

Этикет принятия гостей

Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.

Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.

Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.

Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.

Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

Этикет подачи пищи к столу

1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:

мусульмане кушают на полу почему. e1. мусульмане кушают на полу почему фото. мусульмане кушают на полу почему-e1. картинка мусульмане кушают на полу почему. картинка e1. Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.

4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.

5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.

6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *