Мун сон мен википедия
Мессия из трущоб Умер основатель Церкви Объединения Мун Сон Мён
Самопровозглашенный мессия прожил долгую, яркую и весьма насыщенную жизнь. Он дружил с лидерами Северной Кореи и президентами США, несмотря на то, что отсидел в тюрьмах обеих стран. Ким Чен Ир на день рождения посылал ему цветы и часы Rolex, а Джордж Буш-старший выступал на одном из его мероприятий с участием почти тысячи гостей. В его советниках числился экс-министр экономики США Роберт Андерсон, будучи на пике своего могущества Мун поддерживал Ричарда Никсона в разгар Уотергейтского скандала, а в 1990 году разъяснял Михаилу Горбачеву, как быстрее покончить с коммунизмом в СССР.
Мун Сон Мен с женой Хан Хак Ча на церемонии массового бракосочетания в Сеуле в 1982 году. Фото (c)AP
Начать все-таки стоит с нематериального. Основанная им в 1954 году Церковь Объединения (также известная знатокам как Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства), по оценкам церковной администрации, насчитывает около трех миллионов последователей по всей планете, в том числе сто тысяч человек в США. Бывшие члены секты полагают, что цифры сильно завышены и в лучшем случае у Муна по все планете наберется едва ли сто тысяч «прихожан». Критически настроенные историки религиозных объединений и вовсе утверждают, что даже на пике своего могущества Мун мог считаться духовным отцом не более чем 50 тысяч человек. Хотя, например, по данным корейских СМИ, на одной из «церемоний благословения» (так назывались обряды массового вступления в брак) на Олимпийском стадионе в Сеуле Мун одновременно связал узами брака тридцать тысяч желающих.
Такие церемонии стали главной отличительной чертой Церкви Объединения, они отражали веру Муна в способность брака спасти человечество. Его не очень, прямо скажем, стройное религиозное учение, которое, по сути, стало компиляцией идей христианства, конфуцианства и буддизма, базировалось на следующем тезисе: отношения родителей и детей являются моделью отношения Бога и людей, а создание совершенной семьи было целью творения. Но все испортило грехопадение Евы, которая вследствие греховной связи с «архангелом Люцифером», то есть сатаной, родила Каина, что извратило идеал настоящей любви. Для спасения человечества Бог послал на землю мессию Иисуса. Но современники не просто не поняли его идеи, но и распяли до того, как тот успел создать семью и собственным примером показать людям дорогу к истинной любви. Далее следуют различные истолкования фигуры Христа, чья позитивная роль Муном не оспаривается. Проповедник даже сохраняет за Иисусом его божественную природу, но не считает Богом. Именно в этом и состоит одно из важнейших противоречий его учения с христианством.
Церемония массового бракосочетания в Вашингтоне в 1997 году. Фото Reuters. (Нажмите, чтобы увеличить)
Мун родился в 1920 году в городе Чонджу, на территории нынешней Северной Кореи, которая тогда входила в состав Японской империи. В его крестьянской семье исповедовали диковинную смесь буддизма, конфуцианства и народного шаманизма, сам он в подростковом возрасте обучался в конфуцианской школе, а после того, как его родители стали членами местной пресвитерианской общины, преподавал в воскресной школе, откуда впоследствии был исключен за ересь. Маленький Мун изучал тексты Священного Писания и мало-помалу начал интерпретировать их на свой лад. А в возрасте 15 лет, по его словам, он удостоился откровения от самого Христа. В частности, Иисус при личной встрече повелел ему возложить на себя особую миссию.
Мун Сон Мен с сыном Мун Хен Джином открывает учрежденный им Футбольный фонд мира Сонмун, 2012 год. Фото (c)AP
Но к выполнению миссии Мун приступил не сразу. Сперва он поехал в Сеул, чтобы закончить учебу, затем изучал инженерное дело в Токио и начал проповедовать свое учение лишь в середине 1940-х годов. В 1946 году Мун основал «Церковь широкого моря», которая стала прообразом будущей грандиозной секты. Однако коммунисты, которые после Второй мировой войны при поддержке СССР пришли к власти в северной части Кореи, не разделяли его духовных поисков и в 1948 году отправили сектанта на пять лет в концлагерь, откуда его через два года, после начала Корейской войны, освободили силы ООН. Эти два года принудительных работ на угольной шахте навсегда отвратили Муна от симпатий коммунистическим идеям, хотя, как отмечалось выше, с лидером КНДР Ким Чен Иром он находился в дружеских отношениях.
Мун попытался построить медиа-империю: в 1982 он основал газету консервативного толка The Washington Times, в 2000-м купил одно из крупнейших информационных агентств United Press International, ему также принадлежали издания в Южной Корее, Японии, Греции, ЮАР и странах Латинской Америки. В США он стал владельцем журналов Golf Style, Insight on the News и телеканала American Life TV. В Америке он вовсю занимался бизнесом, в основном связанным с ловлей рыбы и добычей морепродуктов. Его предприятия фактически монополизировали этот рынок и поставляли продукцию в сеть из 9000 ресторанов японской кухни, которая также принадлежала ему.
Но дело не ограничивалось суши. Мун проник в сферу ювелирного дела, торговлю пушниной, занимался операциями с недвижимостью. Он скупал владения в Нью-Йорке, включая отель «Нью-Йоркер» на Манхэттене и расположенный неподалеку «Манхэттен Центр». Ему принадлежали несколько университетов в Корее и Бриджпортский университет в США, спасенный им от банкротства. В его империю входили больницы, футбольные команды и балетные труппы. И, наконец, зимние Олимпийские игры 2018 года Южная Корея будет принимать на принадлежавшей Муну горнолыжной базе Ёнпхён.
В США ему тоже пришлось посидеть в тюрьме. В 1982 году пастору-бизнесмену, в то время, когда он находился за пределами США, предъявили обвинение в неуплате налогов. Мун прилетел в Америку, несмотря на риск оказаться за решеткой, и был осужден на 18 месяцев, но вышел досрочно. В Штатах его, кстати, нередко обвиняли в шпионаже в пользу Южной Кореи и лоббировании ее интересов.
Мун Сон Мён был фантастическим средоточием противоречий. Он явно любил свою страну, заботился о ней и развивал ее промышленность, но жить предпочитал в США. Он проповедовал любовь, но был известен как жуткий гомофоб. Несмотря на его веру в семью, постоянством явно не отличался и нажил невероятное количество детей от разных женщин. Ну и с христианским идеалом нестяжательства его бизнес-империя тоже сочеталась не очень хорошо. Этот решительный человек стал знаменит на весь мир благодаря придуманным им ритуалам с массовыми свадьбами, пик его популярности пришелся на всплеск интереса на Западе к восточным религиям и мистике: в одной обойме с «Церковью Объединения» находились Харе Кришна, медитации и первые вылазки на Гоа. Мун утверждал, что любовь и брак спасут человечество. Однако до сих пор неясно, во что он верил больше: в спасительную силу свадеб или денег?
Сан Мен Мун становится «мессией»
Как гласит одна из публикаций «Церкви Объединения», это событие было так же значительно, как и рождение Иисуса в Вифлееме. 3 Члены Церкви Объединения говорят, что их вождь в свои младенческие годы уже был духовно развит и мудр не по возрасту. Мун разделяет эту точку зрения, утверждая, что он с детства был ясновидящим и «мог видеть духи людей».
Юному Муну, пятому из восьми детей в крестьянской семье, нечасто приходилось слышать о Христе. В Корее господствовали буддийские традиции и конфуцианская мораль. Японские оккупанты насаждали в Корее синтоизм. Однако среди корейцев усиливалось и влияние христианского протестантизма. Когда подростку Муну было 14 лет, его родители стали христианами и примкнули к Пресвитерианской Церкви.
Местность, относящаяся ныне к Северной Корее и расположенная к северо-западу от нынешней северокорейской столицы Пхеньяна, уже достаточно давно была освоена христианскими миссионерами. Воскресные посещения церкви были правилом для более чем 40% населения. Но родители Муна еще долго не входили ни в одну из христианских общин; они продолжали хранить верность вере в духов, корейской разновидности шаманизма и перешли в христианство только в 1934 году. Для семьи Муна переход в христианство не означал разрыва с отечественными традициями и ориентации на христианское воспитание и образование. До 1934 г. Мун посещал традиционную (конфуцианскую) школу. 4
С этого времени прослеживаются удивительные параллели в судьбах двух основоположников новых «церквей» – Сан Мен Муна и Джозефа Смита (1805–1844), основателя Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). В «Повествовании пророка Джозефа Смита» читаем: «. мне не было еще 15 лет. Семейство моего отца склонилось к вероисповеданию пресвитериан. » 5
17 апреля 1936 года, «в светлое воскресное утро», Мун удалился в горы для совершения молитвы. Теперь сравним официальные биографии «отцов-основателей» новых «церквей».
Видение Джозефа Смита: «Когда же свет почил на мне, я увидел двух Лиц, стоявших в воздухе надо мною, блеск и величие которых невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указав на другого: „Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Слушай Его!»» 7
В Корее пасхальное утро – это традиционное время крещения. Может быть, именно тогда Мун и был крещен – если вообще был – после обычной годичной подготовки по выходе из традиционной школы.
Итак, как утверждает Мун, ему явился Христос. Объяснив, что в свое время Он не смог выполнить Свою миссию, Иисус сообщил, что теперь Господь избрал юного Муна для спасения человечества. Господь якобы сказал, что никто, кроме Муна, не сможет этого сделать. После того как Иисус несколько раз повторил просьбу, Мун наконец согласился ее выполнить. Из официального «жития» Муна (1963 г.): «Когда господину Муну было 16 лет, ему в пасхальное утро явился Иисус Христос и оповестил его, что он избран для выполнения особой миссии, в чем Иисус будет ему помогать. Начиная с этого момента духовные способности господина Муна полностью раскрылись, так что он обрел способность общаться с верхним ярусом духовного мира». 9
Оба подростка провели еще по девять лет в размышлениях и молитвах: Смит – с 1820 по 1829 год, Мун – с 1936 по 1945 год, и лишь «войдя в возраст», они приступили к общественному служению. Дело самих мормонов и мунистов выяснять, «чья вера истинная».
В результате этого события Мун пустился в «интенсивные поиски вселенской истины», в ходе которых пытался найти ответы на ряд вечных вопросов: что такое человек? Кто такой Бог? Кто такой сатана? почему Бог допускает существование зла? Что такое спасение? Кем был Иисус Христос? Исполнил ли Иисус свою миссию? Когда наступит конец мира? 10
Мун утверждает, что его поиски сопровождались постоянными духовными, физическими и умственными муками. Тем не менее, он стремился к цели, пока однажды не получил от Бога откровение истин, которые «никогда прежде не были известны человеку». 11 Пресловутый дар знания свыше укрепил Муна в сознании своей роли спасителя мира и дал ему полную победу над силами тьмы в духовном измерении. Кроме того, Мун сообщал, что и Конфуций, и Будда исполняют свои задачи через него. Таким образом, будущий проповедник пытался выступить очередным объединителем всех религий. 12
Можно посмотреть на ситуацию переходного периода и с другой точки зрения. В психологии есть понятие «истероидный тип нервной системы». Специалисты знают, что для истероидов характерно стремление быть в центре внимания, причем это стремление, как правило, имеет бессознательную природу. Для самоутверждения люди такого склада даже идут на скандал, на разрыв отношений с окружающими, лишь бы о них говорили, не забывали. Так, в среде пишущей братии известен феномен «литературного скандала». Типичные истероиды в политике – Ленин и Троцкий: достаточно посмотреть на кадры революционной кинохроники, запечатлевшей вождей, – их жестикуляция и мимика типичны для «харизматика, ведущего за собой массы». (О нынешних истероидах говорить нет смысла: мы часто видим их по «ящику»). Обратившись к широко известному феномену духовного лжемессианства, вспомним предупреждение Иисуса Христа: «. берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» ( Мк. 13:5–6 ; ср. Лк. 21:8 ).
Несмотря на «видение о призвании», Мун продолжал учиться в школе. В 19-летнем возрасте Мун покинул свою деревню и перебрался на юг страны. В Сеуле он поступил в электротехнический институт, а через три года продолжил обучение в Японии в университете Васэда. Получив диплом инженера-электрика, Мун вернулся в Корею. Тогда же он присоединился к подпольному движению за освобождение Кореи от японской оккупации. В ту пору его враги – японцы и их союзники, против которых в Китае и Корее единым фронтом выступали националисты и коммунисты. В октябре 1944 года японская оккупационная полиция арестовала Муна, обвинив его в антияпонской деятельности. Муна приговорили к четырем месяцам тюрьмы.
В августе 1945 года последовали капитуляция Японии и освобождение Кореи; Мун вернулся в Пхеньян. Примерно через год после освобождения Кореи от японцев он начинает распространять свое учение в столице Северной Кореи, занятой тогда советскими войсками. Мун полагал, что именно отсюда он начнет устанавливать небесное царство на земле. В Пхеньяне Мун женился на женщине по имени Сон Гиль Хо, с которой, однако, развелся уже через 6 месяцев.
Мун решает полностью посвятить себя миссионерскому служению. Он посещает те группы христиан, которые верят в близящееся пришествие Христа, и даже полгода живет вместе с одной из них в монастыре под названием «Израиль».
Некоторое время Мун был членом южнокорейской группы подпольных пятидесятников, вера которых отличалась некоторым своеобразием: налицо было крайнее увлечение мистическими откровениями и ожидание близкого прихода нового Мессии. В этой группе также полагали, что Корея – это новый библейский Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного были потом включены в богословие Муна и его «Божественный Принцип».
В знак своего духовного величия в 1946 году Мун Ян Me изменил свое имя на Сан Мьюнг (Мен) Мун (имя Sun Man Moon в переводе с английского означает Человек Луны и Солнца). Таким образом, Светящаяся Луна Дракона (по христианской символике – древнего змия, сатаны) приняла вид Солнца и Луны, «светящих всем народам».
Мун в Северной Корее
После окончания Второй мировой войны Северная Корея осталась в сфере влияния Советского Союза. Южная Корея ориентировалась на союз с США. Северокорейский лидер Ким Ир Сен был ставленником Сталина и по советскому образцу начал преследование жителей страны за религиозную деятельность. Коммунистические власти увидели в проповеднической активности Муна вызов режиму, и в августе 1946 года Мун был вторично арестован. В тюрьме его безжалостно избивали и пытали, пока не сочли мертвым. Затем стражники вышвырнули его бездыханное тело за тюремную ограду. Здесь Муна нашли его приверженцы, которые почти не надеялись, что он выживет.
В апреле 1948 года Муна снова арестовали и отправили в истребительно-трудовой лагерь Хун Нам (Хуньям). Приговор сводился к пяти с половиной годам заключения, но из этого лагеря мало кто выходил на свободу. Работа узников заключалась в заполнении сульфатом аммония 45-килограммовых мешков и погрузке их в железнодорожные вагоны. Сульфат аммония, применявшийся в качестве удобрения, разъедал кожу и мышцы до костей, вызывая постоянные кровотечения. Из лагеря смерти мало кто выходил на свободу. Многие заключенные выдерживали лишь несколько месяцев этого медленного умирания.
Официальный рассказ о том, что пережил там Мун, выглядит несколько преувеличенным. Он изображается не более и не менее как святым Божиим человеком, исполненным беспримерной любовью, самопожертвованием, силой, честью, мужеством и мудростью – всем, что только можно ожидать от мессии.
С первого дня, как только он вошел в Хун Нам, он откладывал половину каждого своего пайка и разделял его между другими заключенными. Даже полного пайка не хватило бы, чтоб накормить и маленького ребенка, однако Сан Мен Мун в течение трех месяцев жил на половине выдаваемой ему порции. Хотя многие верные ученики приходили более чем за сотню километров, принося ему пищу и одежду, он не оставлял ничего из этих даров себе, но всегда отдавал их другим заключенным. Он был подлинно невиновным, человеком, поражаемым и наказуемым (см. Ис. 53:4 ) за преступления человечества.
После долгого, трудного дня усталые заключенные падали и засыпали, едва успев съесть свой скудный паек. Но, отходя ко сну, каждый из них мог видеть неясный силуэт Сан Мен Муна, склонившийся в молитвенной позе. Хотя усталые и голодные заключенные не могли выполнять трудовые нормы, установленные лагерным начальством, Сан Мен Мун потряс даже начальников-коммунистов, перевыполнив дневную норму. Хотя он ни разу не произнес ни единого слова о Божественном Принципе или своей миссии, вскоре каждый заключенный признал в нем Божьего человека. Некоторые видели сны или видения, в которых Бог показывал им, что заключенный № 596 (Мун) – Его Сын. Несколько заключенных видели его сидящим на великом и славном Божьем престоле, его лицо сияло как солнце, и он оглядывал сверху весь мир. Так, посреди всех страданий, Бог послал ему учеников. 19
Молодой Мун выдерживал испытания с достоинством, однако он вряд ли дожил бы до конца срока. Но в июне 1950 года началась корейская война, которая резко изменила его дальнейшую жизнь.
См.: Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 30.
Другая сторона преподобного Муна
«В Южной Корее в возрасте 92 лет скончался религиозный лидер Мун Сон Мён» – это короткое сообщение всех мировых новостных агентств миллионы людей во всем мире, включая тысячи людей в России, восприняли как личную трагедию. Им этот пожилой энергичный кореец, отец 14 детей, соединивший в своем учении протестантскую страсть в вере с конфуцианской покорностью воле старшего и американским поп-мессианизмом, и вправду казался вторым земным воплощением Иисуса Христа.
Не стоит с этими верующими во всем соглашаться, но не стоит и судить их со своей колокольни, повторяя множество негативных слухов. Уходя, Мун Сон Мён оставляет свою Церковь Объединения (ЦО) с ее состоянием в два миллиарда долларов и мощной организацией, насчитывающей (правда, по ее собственным, вероятно, завышенным оценкам) три миллиона членов.
О Муне пишут много и чаще всего – критически. Иногда эта критика заслужена, а от некоторых критиков сложно ждать объективности – по причине принадлежности их к другой, более традиционной конфессии.
Можно не любить отдающий шаманизмом стиль покойного «харизматика», но стоит признать: «империя Муна» никогда не стала бы столь мощной и не имела бы последователей в 190 странах, если бы ее основатель не восполнил (или не попытался восполнить) какой-то важный дефицит в современном обществе.
В случае Муна этим дефицитом стало характерное для современного мира чувство одиночества, бессемейности, обрыва традиционных связей. Этот дефицит он – порой творя, а порой и ломая людские судьбы – предложил восполнить своей «истинной семьей» под названием Церковь Объединения.
В этой семье он сам играл роль «истинного отца», а своей жене Хан Хакча отвел роль «истинной матери». Скорее всего, именно она и возглавит дела после его смерти, а через некоторое время ее сменит сын – признанный еще в 2009 года преемником Мун Хен Джин.
Руководство такой империей – дело непростое: кроме преданной паствы, члены которой готовы за гроши продавать постеры ЦО на улицах, ей принадлежат газета «Вашингтон таймс» (не путать с качественной «Вашингтон пост»), еще много газет в разных странах, целый ряд предприятий в Южной Корее и даже автомобильный завод в Корее Северной…
Шаг в Россию
Пик влияния Церкви Объединения в России пришелся на девяностые годы прошлого века. Уже миновавший к тому времени зенит своей популярности на Западе семидесятилетний Мун действовал в бывшем СССР по схеме другого американского миллиардера, Арманда Хаммера, которому встреча с Лениным в двадцатые годы на многие десятилетия открыла все важнейшие кабинеты в Москве.
Мун встретился с Горбачевым в 1990 году – он и его жена просто подошли к Михаилу Сергеевичу и Раисе Максимовне на одном из многочисленных международных форумов, проходивших тогда в Москве. Фото «семейной» встречи Мун сделал для себя пропуском на только-только открывавшийся рынок нетрадиционных религий в России.
Уже в ближайшие два года США и Южную Корею по «мунистской» линии посетили с короткими визитами сотни студентов российских вузов, а в нескольких городах бывшего СССР прошли семинары по «божественному принципу» (основа идеологии ЦО) и школьному курсу «Мой мир и я», за которым стояли лишь слегка замаскированные идеи «преподобного».
Вплоть до «нулевых» наблюдался неуклонный рост влияния церкви Муна в России, и только более жесткое законодательство 1997 года и последовавшая за ним жесткая правоприменительная практика остановили дальнейшую распашку нашей духовной пустыни по рецептам преподобного Муна.
История его фото с Горбачевым – типичная для тех времен: так же пробирался в Россию страшноватый японский проповедник Секо Асахара (он фотографировался с вице-президентом Александром Руцким), да и другие «харизматики» тоже.
Постсоветский расцвет
В начале девяностых краткие бесплатные поездки в США стали настоящим откровением для студентов МГУ и нескольких других элитных вузов страны. Подавляющее большинство – включая ребят, которые уже через несколько лет на волне 90-х займут ключевые позиции в российском бизнесе и власти – впервые были за границей или уж во всяком случае – в США.
Мне, тогда студенту журфака МГУ, довелось участвовать в одной из таких поездок – с заездом в Нью-Йорк, Филадельфию и Вашингтон. Результат можно обобщить так: если религиозная часть презентации и не произвела впечатления на советских студентов, вместо «истинной семьи» жаждавших индивидуальной свободы плюс побольше контактов с проклятым обществом потребления, то сама по себе Америка просто поражала и валила с ног. Потребительская победа капитализма над социализмом была столь очевидной, что с антикоммунистической частью учения «преподобного» невозможно было не согласиться.
Тем более, что старец Мун знал, о чем говорил: родившийся в 1920 году на севере Кореи, после короткой отсидки в только еще зарождающейся диктатуре Ким Ир Сена конца сороковых он стал убежденным антикоммунистом и единомышленником американских консерваторов.
Это не были иррациональные откровения – все было основано на его собственных впечатлениях от «чучхейского рая» в КНДР. Так что с «мунистскими» утверждениями о сатанинской природе Сталина и Ким Ир Сена спорить было невозможно. Да и сейчас не хочется: хоть выучившийся в юности в Японии на элетротехника Мун и бывал излишне педантичен в полярном разделении окружающих нас явлений на «плюсовые» и «минусовые», но полюс зла двадцатого века он определил точно.
Провидец дурного вкуса
Это вообще было характерной чертой покойного: часто ошибавшийся в деталях и не страдавший избытком хорошего вкуса, Мун почти всегда точно определял главный недуг эпохи и предлагал для него самое очевидное лечение.
Правда, лечение это по законам поп-культуры отдавало какой-то концертно-шаманской массовостью – вроде коллективных многотысячных свадеб по его рекомендациям, проводившихся им то в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке, то на Олимпийском стадионе в Сеуле.
Во время нашей поездки в США нам, тогдашним студентам, довелось увидеть участников тех знаменитых бракосочетаний вблизи. Внешне – обычные американцы, с некоторым преобладанием выходцев из Юго-Восточной Азии и повышенной чувствительностью к вечным вопросам (запомнилось, как они плакали навзрыд на премьере культового фильма «Призрак» с его несколько прямолинейным, но вполне христианским посылом о бессмертии души).
В памяти рельефнее всего отпечатались двое: молодая американская японка Миюки и иммигрант из Южной Кореи, которому мы дали кличку Гуджок (от английского good joke – «хорошая шутка»: этот немного грустный молодой человек часто восхищался нашим советским юмором).
Впрочем, однажды Гуджок посерьезнел: кто-то из нас на обсуждении теорий «преподобного» назвал себя индивидуалистом. «Если вы будете индивидуалистом, вы никогда не будете счастливым человеком и никогда нас не поймете»,- сказал Гуджок.
Судьба послушников
Не знаю, как насчет счастья, а вот насчет понимания – Гуджок был точно прав. Было даже забавно наблюдать, как «послушники» Церкви Объединения – часто дети разведенных родителей или сироты – старательно создают вокруг себя подобие семьи.
Интересно, что даже отколовшиеся от «церкви» (как говорят в Америке, депрограммированные) мунисты сохраняют привычку благодарить за свои успехи других и винить в своих неудачах самих себя – очень христианское и весьма полезное в семье качество.
Вот вам пример. Уже в конце «нулевых» я наткнулся в американской газете на исповедь, как я понял, вышедшей вскоре после нашей поездки замуж Миюки. Исповедь, в которой она подытоживала прожитые с «рекомендованным» ей Муном мужем годы.
После 18 лет брака, рождения троих детей и явного дистанцирования от «церкви» она приняла решение о разводе. Но при этом все упреки Миюки высказывала только в свой адрес: «Не нужно становиться мунистом, чтобы потерять собственную личность: почти каждый закрытый клуб, политическая партия или организованная религиозная организация имеют все ингредиенты, необходимые для такой потери. Во всем виновата я сама: моя религия учила меня возлюбить ближнего как самого себя, а я себя не любила».
Не знаю, может, Миюки и ошиблась в семейной тактике – не стоило выбирать мужа по чужой рекомендации, основанной, как и любые массовые брачные советы, на анкетных данных и фото. Но что-то мне подсказывает, что детей своих она по-прежнему любит и никогда не бросит, да и вообще случай ее – совсем не такой безнадежный, как у некоторых особ, у которых с любовью к самим себе все в порядке.
Проверка временем и смертью
И сегодня, когда множество бывших единоверцев Миюки в скорби, не будем над этой скорбью иронизировать. Ведь в главном лозунге Церкви Объединения – «Живи для других!» – есть большая правда, которую не должно заслонять множество частных несчастий, хотя и их игнорировать ни в коем случае нельзя.
Сегодня эта толпа, наверное, сидела бы в «Фейсбуке»…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции