Можно ли верить в сны православным

Надо ли верить сновидениям?

Ответы пастырей

В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.

Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.

Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.

НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ.

– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.

Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву

Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.

Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.

Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники

– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.

– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.

Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов

– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.

– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!

Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!

Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!

Источник

Можно ли верить снам?

Можно ли верить в сны православным. 263124.p. Можно ли верить в сны православным фото. Можно ли верить в сны православным-263124.p. картинка Можно ли верить в сны православным. картинка 263124.p. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы. И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться.

Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».

Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать. А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться. Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.

Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).

В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.

Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление

Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.

Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.

Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.

Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного

Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).

Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).

Наша задача – сделать сон временем духовного накопления

В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.

Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.

Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.

Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».

Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.

Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.

Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».

А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».

Источник

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Вещие сны

Аскетическое отношение к сновидениям

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Сон праведников

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

Источник

Надо ли верить снам? Священник отвечает на вопрос подростка

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«Как можно различить смысл снов? Один священник сказал, что сны от лукавого, а как же тогда сны святых старцев?» В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

Можно ли верить в сны православным. Elatov 1. Можно ли верить в сны православным фото. Можно ли верить в сны православным-Elatov 1. картинка Можно ли верить в сны православным. картинка Elatov 1. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Для начала давайте поймем, о чем мы вообще говорим, обсуждая сны. С точки зрения науки, сон — это особое состояние человеческого организма, когда его некоторые отделы мозга отдыхают, а некоторые работают, но, так сказать, в другом режиме. Когда мы спим, мы не перестаем думать, не перестаем вспоминать, но делаем это иначе, чем когда бодрствуем. Подробнее можно об этом прочитать в медицинской и биологической литературе, но все это я говорю к тому, что ничего мистического в сне нет — он объясняется вполне естественными причинами.

Но гораздо важнее поговорить о том, как относиться к снам с духовной точки зрения. Потому что всё, происходящее с человеком, спит ли он или бодрствует, имеет отношение к его духовной жизни. И вот тут есть большая опасность, о которой нужно знать: опасность придать своим снам те духовные смыслы, которых там чаще всего нет.

Да, мы знаем из Библии, что Бог может посылать человеку особые сны, пророческие. Например, в Ветхом Завете мы читаем о снах Иосифа Прекрасного и его отца Иакова, в Новом Завете Иосиф Обручник, муж Пресвятой Девы Марии, получил во снах откровение, как поступить с ней, а затем и с Богомладенцем: как ему их охранять и беречь. Также мы знаем из церковного Предания, что и злые духи, то есть бесы, могут насылать человеку искусительные сны, чтобы навредить его душе.

Можно ли верить в сны православным. 1526665. Можно ли верить в сны православным фото. Можно ли верить в сны православным-1526665. картинка Можно ли верить в сны православным. картинка 1526665. В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Но и то, и другое бывает крайне редко, с людьми святой жизни, а в подавляющем большинстве случаев наши сны — это просто сны, имеющие естественное происхождение. Если мы их запоминаем, то не надо искать в них какие-то сигналы свыше или, наоборот, «сниже». Даже если благодаря таким снам мы что-то видим по-новому, находим решение каких-то казавшихся неразрешимыми задач (как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, придумавший во сне свою периодическую таблицу химических элементов) — все равно это происходит благодаря нам самим. Нет тут никакой сверхъестественной составляющей.

Если же мы будем ждать каких-то мистических откровений во сне, это может кончиться очень печально. Это называется «прелесть» (проверочное слово — «лесть», то есть лукавый обман). В православном Предании описаны случаи, когда святые подвижники видели во сне или в видениях светлых ангелов, предлагавших поклониться им, обещавшим огромные духовные дары, аудиенцию с Богом, и так далее. Если подвижник принимал все это за чистую монету, то мог погинуть духовно. Если же ему хватало трезвости и смирения перекреститься и воззвать к Господу, «ангелы» тут же принимали свой подлинный облик, поскольку то были замаскировавшиеся бесы.

Если мы считаем, что в наши сны действительно приходят Бог, Богородица, ангелы, или же, напротив, злые духи — то не слишком ли мы о себе возомнили?

Те подвижники, о которых я только что говорил, были людьми огромной духовной силы, они двигались к святости, а потому и представляли особый интерес для бесов, мечтавших их погубить. Мы, обычные в духовном отношении люди, не настолько им интересны, чтобы они к нам во сны ходили. Они считают, что мы, с нашими постоянными мелкими грешками, и без того их законная добыча.

Если же с тобой и впрямь случилось такое редчайшее событие (а лучше сказать, чудо), что Бог послал тебе некое откровение во сне — то, проснувшись, ты не станешь сомневаться. У тебя будет глубочайшая внутренняя уверенность, что сон — от Бога. Но вот мне таких снов не снилось.

Что же касается того священника, сказавшего, что сны от лукавого — батюшка, скорее всего, имел в виду не то, что все сны обязательно «насылаются» бесами, а то же, что говорю и я: не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.

Источник

Православная Жизнь

Что о сновидениях говорит Библия и святые? Бывают ли сны от Бога? Как поступить, если приснилось что-то важное?

На эти и другие вопросы для сайта «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

Можно ли верить в сны православным. . Можно ли верить в сны православным фото. Можно ли верить в сны православным-. картинка Можно ли верить в сны православным. картинка . В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.

Богословское осмысление сна имеет несколько аспектов. Сон можно воспринимать как естественное проявление сознания спящего человека. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «сон есть не что иное, как движение ума нашего, когда мы спим». Часто просто даже физическое состояние человека (здоровье или болезнь), употребляемая пища, воспоминания прошлого влияют на то, какими будут сновидения.

Но было бы очень упрощенно рассматривать эту проблему исключительно с физиологической точки зрения, ведь именно через сновидения совершались тяжелейшие духовные падения тех, кто доверял снам, а также проявлялась воля Божия в жизни отдельных людей и целых народов.

Почему святые против

Итак, в чем же заключается опасность доверия снам? Подавляющее большинство святых отцов, оставивших поучения, в том числе, о снах, советуют не доверять тому, что приснилось. Самой главной причиной, побудившей их к этому, была опасность стать прельщенным и обманутым. Как не неожиданно может показаться с первого взгляда, с помощью этой практики (недоверия снам) святые боролись с главнейшими страстями человека — гордостью и тщеславием.

Какая связь? Дело в том, что дьявол улавливает человека вначале тем, что через сны побуждает его творить даже добрые дела, подталкивает к чему-то хорошему (молитве, например). Спустя некоторое время, когда для человека это становится привычным, ему внушается мысль о том, что он особенный, не такой как все (ведь ему открывается многое через сны, а другим нет). Человек пленяется мыслью о своём избранничестве и теряет внутреннюю бдительность, перестаёт быть способным критически оценивать то, что ему снится.

И вот такое поведение прельщенного уже является самой благоприятной почвой для того, чтобы инфернальные (бесовские) силы через сны и видения склоняли его к чему-то явно нехорошему и, в конечном итоге, к поклонению себе. Последнее не единожды случалось в жизни святых. Стоит только вспомнить житие преподобного Никиты, Затворника Печерского.

Потому те, кто боролись с мысленным врагом и воображением наяву, считали необходимым продолжать эту же борьбу и во время сна. Например, святой Диадох Фотикийский об этом говорил так: «Даже если бы нам было послано когда-либо от благости Божьей какое-нибудь послание, а мы его не примем, то не рассердится на нас Прежеланный Господь Иисус Христос. Ибо Он знает, что мы делаем это, дабы не быть прельщенными коварством бесов».

Авва Арсений, преподобные Пахомий Великий и Григорий Декаполит и другие подвижники решительно противостояли всевозможным видениям и никогда не спешили верить снам и всяким откровениям. Преподобный Никодим Святогорец доходит даже до крайней степени отрицания доверия снам: «Даже если ты узнаешь по многим явным причинам, что видения, явившиеся тебе, истинны и идут от Бога, все равно всегда убегай от них, сколько можешь, отгоняй их далеко от себя. Не бойся, что Богу не понравится такой поворот. Он не будет сожалеть. Кто дает смиренным благодать, Тот не отнимает её у них из-за того, что они делают по смирению».

Опасность заключается и в том, что доверие снам рождает в человеке нездоровый интерес к потустороннему миру, развитому воображению, через которое, по мнению преподобного Варсонофия Великого, «в душу человека входит полчище бесов». Поэтому святые, боясь быть прельщенными бесами, не хотели видеть даже Христа.

Сны в Священном Писании

На страницах Священного Писания можно также найти немало свидетельств отрицательного отношения к снам и в то же время, косвенно, положительного: «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-7). Этот отрывок поясняется в стихе из книги Числа, когда Сам Господь говорил Моисею о том, что «если будет у вас пророк Господень, то Я откроюсь ему во сне, в видении буду говорить с ним» (Чис. 12:6). Итак, доверие снам не одобряется в тех случаях, когда это не соответствует воли Божьей. Также, доверие или недоверие снам зависит от того, каким является духовное состояние человека, который видит сновидение.

Существует огромное количество случаев, когда откровения во сне и видения были действительным проявлением воли Божьей. Достаточно вспомнить патриарха Авраама, Иакова, Иосифа, пророка Моисея, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Илию и других пророков, первомученика и архидиакона Стефана, апостолов Петра, Павла, евангелиста Иоанна Богослова, святого Иосифа Обручника, Пречистую Деву Марию и многих других, кто удостаивались особых сновидений и видений. Сам Богомладенец Христос был спасен от смерти благодаря тому, что праведный Иосиф поверил являвшемуся во снах ангелу и исполнил все его пожелания.

Иногда Господь открывается через сны и видения неопытным в духовной жизни людям или даже неверующим. Но это случается очень редко и по особому промыслу Божьему, когда Он точно знает, что через этого человека проявится Его воля к пользе, спасению и исправлению многих.

Так верить ли снам?

Что же делать, если сон всё же приснился и является, по мнению человека, действительно каким-то важным личным или общеполезным посланием? Если не с кем посоветоваться, то лучше вообще игнорировать такой сон. А если есть несколько человек, к которым есть доверие в духовных вопросах, то, как говорил старец Клеопа (Илие): «Советоваться нужно не с каждым, но кому вверено руководство другими, и кто сам просиял жизнью своей». Это нужно не столько для того, чтобы духовник растолковал сон, но, прежде всего для того, чтобы за сном или видением распознать, от какого источника исходит данное явление, и вовремя предохранить себя от близкого падения или же наоборот, настроиться со смирением воспринять явленную через сон волю Божию.

Что бывает, кроме снов

К слову, старец Клеопа (Илие) выделяет и другие явления, схожие со сновидениями, которые, как и сны, могут быть носителями негативной или положительной информации, губительной или созидательной для человека. Это видения — явления, воспринятые оком ума в сознании, во сне или полусне, в состоянии восхищения или изумления; мечтания — один только обман зрения, в то время как ум спит, или лицезрение того, чего нет; откровения — больше, чем видение, являет человеку вещи более глубокие, чем то, что бывает видимо, великие дела и тайны Божии; ощущение — то, что видится ощутимым образом; озарение — то, что выше чувственного ощущения, когда человеку дана благодать не только видеть, но и понимать то, что увидел; прозрение — больше видения, но намного меньше откровения или пророчества, когда прозорливый видит, словно у него на глазах совершается то, что происходит далеко или же видит сердце другого человека; предсказание — это ветвь пророчества, но о вещах более близких, когда предсказывающий говорит только о вещах, которые случатся вскоре.

При этом, божественные откровения имеют несколько признаков — это высота открываемых в них поучений, Божественная чистота и сила изменять людей к лучшему. Они всегда соответствуют Священному Писанию и учению Церкви.

Какие бывают сновидения

Сны могут быть хорошими или губительными по своему характеру проявления, а отношение к ним может говорить о духовном состоянии человека.

По мнению святого Диадоха Фотикийского, хорошие сны «не ужасают чувств, наполняют душу радостью духовной, душа желает такого сна после пробуждения или же такой сон вселяет в душу сладкую печаль и неболезненные слёзы». Плохие сны снятся страстным и плотским людям, тогда они бывают не только от дьявола, но и от самого сознания нераскаянного человека, смущают душу, устрашают её, ввергают в глубокую печаль или безысходность.

Более того, по словам преподобного Никиты Стифата, по характеру сна можно судить и об устроении самой души человека и его заботах. Если человек уже живёт добродетельной жизнью, ему нет необходимости в толковании каких-то даже хороших снов, поскольку сами дела живой веры насыщают его жизнью по воле Божьей. И тем более, каким безрассудством страдают нераскаянные люди, которые в буквальном смысле пленены тем, что толкуют каждое приснившееся сновидение. При этом обращаются за помощью к другим людям, которые сами находятся в прельщенном состоянии, и составляют различные варианты сонников.

Делая это своим образом жизни, они лишают себя возможности распознать сновидение, которое может быть действительно судьбоносным и соответствовать воле Божьей. Такие люди как бы насильно склоняют себя к тому, от чего так настойчиво, как мы убедились, предостерегают святые отцы и Сам Господь.

Архимандрит Феодосий (Марченко)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *