монастырская стена в дивеево
Гостиница Гостевой Дом Монастырская стена
г. Дивеево (Россия)
Дивеево, Улица Арзамасская, 54А
Гостевой Дом Монастырская стена
Гостиница
Гостиница «Гостевой Дом Монастырская стена» расположен в центре города Дивеево, в его историческом, культурном и деловом центре, который прекрасно сочетает в себе деловую активность, сферу развлечений и спокойную размеренную жизнь.
Гостевой Дом Монастырская стена
Гостиница
Гостиница «Гостевой Дом Монастырская стена» расположен в центре города Дивеево, в его историческом, культурном и деловом центре, который прекрасно сочетает в себе деловую активность, сферу развлечений и спокойную размеренную жизнь.
Гостевой Дом Монастырская стена
Гостиница
Гостиница «Гостевой Дом Монастырская стена» расположен в центре города Дивеево, в его историческом, культурном и деловом центре, который прекрасно сочетает в себе деловую активность, сферу развлечений и спокойную размеренную жизнь.
Номера в Гостинице Гостевой Дом Монастырская стена
Гостиница располагает богатым номерным фондом и готова удовлетворить пожелания любого клиента, в Гостинице Гостевой Дом Монастырская стена Вы можете забронировать как стандартные номера так и номера повышенного комфорта.
Вид на сад Ванна Принадлежности для барбекю Бесплатный Wi-Fi
• Утюг • Вентилятор • Отопление • Чистящие средства • Фен • Общая ванная комната • Бесплатные туалетные.
Стандартный двухместный номер с 2 отдельными кроватями и общей ванной комнатой
Цена от 3500 руб.
Бесплатный Wi-Fi
• Отопление • Чистящие средства.
Бюджетный двухместный номер с 1 кроватью
Цена от 3500 руб.
Бесплатный Wi-Fi
• Отопление • Чистящие средства.
Стандартный трехместный номер
Цена от 5250 руб.
Бесплатный Wi-Fi
• Отопление • Чистящие средства.
Цена от 2000 руб.
К услугам гостей в Гостинице Гостевой Дом Монастырская стена
Возможна оплата картой
Круглосуточная стойка регистрации
Услуги стирки и глаженья
Отзывы
Рейтинг Меготел / 10
Удобства:
Чистота:
Размещение:
Сервис:
О Гостинице Гостевой Дом Монастырская стена
Гостиница Гостевой Дом Монастырская стена Дивеево – превосходный бизнес-отель лучших мировых традиций. Следует отметить, что «Гостевой Дом Монастырская стена» является первым в Дивеево представителем сети Гостевой Дом Монастырская стена и полностью соответствует её высоким стандартам. Он уже успел заслужить одобрение со стороны своих клиентов, оценивших все его достоинства и преимущества. К фирменным особенностям сервиса Гостевой Дом Монастырская стена можно отнести систему комфортного сна, которой оснащены все 4 номера: «Garden sleep system». Комфортная, приятная на вид, грамотно оформленная, с полным объёмом услуг, гостиница не оставит безразличным даже самого строгого критика
Дивеево. Сокрытая столица Святой Руси
В череде новогодних каникул, для многих, увы, пьяных и бессмысленных, с группой единомышленников я побывал в Четвертом уделе Пресвятой Богородицы.
Приходилось приезжать сюда и ранее, но то ли для таких поездок нужно особое созревание, то ли всё зависит от иных факторов, но именно эта поездка помогла увидеть то, что давно и без особого результата искал в себе и вокруг себя. Дивеево – четвертый и последний удел Богородицы – немного приоткрыло мне свою мистическую тайну в той мере, в которой я готов был ее принять. С некоторыми соображениями по этому поводу и спешу с вами поделиться. Начну не с хорошо всем известной истории обители или ее значения для России, а сразу с родившихся под впечатлением предрождественских служб, молитв на Канавке или омовения в источниках исторических метафор и параллелей.
Приятно поразил количественный и качественный состав паломников: все четыре дня, что я провел в Дивеево, были заполнены храмы, много мужчин, семейных пар, немало детей. При этом ощущалась сознательность своего здесь пребывания и осмысленность действий: зачем и для чего сюда приехали люди с разных концов земли Русской. Трогательно было видеть одухотворенные, красивые, типично русские лица, словно сошедшие со старых фотографий или картин: не просто бородатые или покрытые платочками физиономии, но нечто большее, вызывающее умиление и даже восторг. Из всех многочисленных таких типажей или мимолетных с ними диалогов хочу отметить два.
Урок от побирушки
Привычный для подобных мест неопределенного возраста бородатый побирушка с гитарой за спиной, торбочкой с каким-то скарбом и, конечно, ящичком для сбора средств с интересной надписью: «За Веру, Путина, Россию!». Необычными были и его глаза – ясные, как у ребенка. Он сидел возле продуктовой палатки на монастырской территории и степенно завтракал пирожком. Я хотел было дать ему монету, но вдруг был им остановлен: «Нет, нет! Здесь нельзя! Только за воротами». Удивился его верности благословению на сбор пожертвований и получил разумный ответ: «Мне не надо таких денег. Бог же всё видит!»
Комментировать тут, кажется, нечего: человек, испытывающий нужду, всего лишь исполняет то, что ему разрешено. Не более. Но получить такой элементарный урок от попрошайки я, признаюсь, был не готов. Сразу вспомнились мои многочисленные нарушения всевозможных казавшихся лишними правил, прямых запретов и инструкций, мешающих мне жить, – вплоть до хождения по газонам или перебегания на красный свет пешеходных переходов. Растерялся, не нашел что сказать этому блаженному в своей простоте человеку, не поблагодарил его за ненавязчивый данный мне урок послушания. А ведь я, считая себя монархистом, не одну «бутылку чернил» извел, убеждая своих читателей и ближних, что Царя надо заслужить и начать нужно непременно с себя, с исполнения элементарных требований и правил. Ведь настоящая монархия может быть только сознательная и жертвенная. А то и то без смирения себя и послушания – невозможно! Мы хотим счастья и блага России, горя очередной – на этот раз монархической – идеей, забыв, что любой идее нужны, прежде всего, не восторженные и пламенные борцы-творцы, а послушные и смиренные служители и ревностные исполнители, что требует рутинной и кропотливой работы над собой. Далеки мы от этого, не правда ли?
Встреча в трапезной
Другая запомнившаяся встреча произошла в паломнической трапезной монастыря, где мог откушать «всяк сюда входящий». Встречают здесь всех одинаково гостеприимно и по- серафимовски радушно. Единственное и общее ко всем требование – снять верхнюю одежду. Вместе со мной за столом оказалась одна из многодетных семей, встретившихся в обители. Заметил их еще в Троицком соборе на службе: беременная молодая женщина с поистине джокондовской улыбкой, ее муж – крепкий, спокойный русобородый богатырь и двое детей-погодков 3–5 лет – брат и сестра. Поистине исчезающий архетип русской семьи, который впору занести в Красную книгу. Они ставили свечи, тихо молились, дети их были не шумливы, умиротворенны и в меру своих лет благоговейны.
Во время приема пищи отец рассказал детям краткую историю из житий сестер-мучениц Веры, Надежды и Любови, бумажные иконки которых висели на стене напротив. Рассказал очень ненавязчиво, как, видимо, привык это делать дома, – без морализма и нравоучений. И малютка, оставив кашу, начала всматриваться в лики девиц, младшая из которых была всё равно старше ее. Она стала уточнять детали: сколько им было лет, какие у них были игрушки… Ребенок внимательно смотрел на бумажную литографию и что-то там видел, не ведомое, пропущенное, проигнорированное нами – взрослыми.
«Мы из Донецка», – ответила женщина, с лица которой не сходило умиротворенное выражение
Это был еще один урок настоящего родительского примера христианского воспитания детей, не усвоенный мною в полной мере до сих пор, а ведь я стал уже дедом! На выходе, помогая сыну этой чудесной семьи надеть пальтишко, я, воспользовавшись случаем, поинтересовался, откуда они. «Из Донецка», – ответила женщина, с лица которой всё это время не сходило умиротворенное выражение. «Как же вам, живя на линии фронта, удается сохранять такой мир?!» – невольно вырвалось у меня. Она, очевидно, не поняла меня и выразила искреннее удивление вопросом. Не захотелось смущать ее далее, может быть, снимать покров тайны с этой семьи, обнажать сокрытые от посторонних неизбежные внутрисемейные проблемы, ведь главное для меня было очевидно.
Корин ошибся
Обобщая такие свои наблюдения, превратившись (увы, на время) в слух, я вдруг понял, что неправ был Павел Корин со своей известной картиной «Русь уходящая», написанной художником в беспросветные годы богоборческой власти. Все выписанные им лики тогдашних иерархов и церковнослужителей показывали нам безвозвратность той России, многократно оплаканной слишком поздно (как это часто бывает) прозревшими современниками. Да, ушли в вечность замечательные, мощные личности, колоритные фигуры, воплотившие в себя ту Русь, которой, как вещал Корин, больше нет! Слава Богу, он ошибся. Русь не ушла в небытие – Бог не попустил этому произойти. И я нашел тому десятки подтверждений!
Русь не ушла, да и не могла уйти, не исполнив свою главную миссию. Она затаилась в ожидании славного Второго пришествия Спасителя, к Рождению Которого готовились ведь не только в Дивеево! Я, кстати, за всё время нахождения здесь, ночуя в частном секторе, не увидел ни одного пьяного, несмотря на открытые магазины, торгующие сутки напролет зельем. Нет, я не берусь утверждать, что жители и гости это уникального села поголовно соблюдают сухой закон или держат пост, но то, что, в отличие от многих других весей нашей России, здесь соблюден некий особый чин воздержания, для меня очевидно. Объяснение тому, конечно же, есть, ведь в этой мощной духовной цитадели – форпосте сохранившейся Святой Руси – как минимум дважды в сутки возносится к Небесам всенародная молитва! Не дерзаю даже помыслить, что она оставлена без внимания, без ответа!
Из достоверных источников известно, что в Дивеевском районе в эти пьяные каникулы не было совершено ни одного тяжкого преступления, чего нельзя сказать обо всей Нижегородской области. А ведь у нас есть еще Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, другие монастыри, где, хочется верить, такая же покаянно-молитвенная, сдержанная, святорусская атмосфера, распространившаяся далеко за монастырские стены. В них сокрыты духовная мощь русского народа, которая выковывается в покаянии и причащении, многочасовых службах и бдениях-молитвах.
Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза… Воскресает, кается, просветляется Русь!
Полные храмы, чистые лица, открытые Богу глаза, нередкие омывающие грехи слезы да будут приняты Господом предстательством святых Серафима, Сергия и Оптинских старцев! Воскресает, кается, просветляется Русь.
Не хочется, напитавшись тишиной, нащупав под ногами бездну своих неоплаканных грехов, разглядев сквозь туман мнимого благополучия свою духовную нищету, пускаться в нравоучения и многоглаголание. Но лично я получил в Дивеево большое духовное утешение, которым и поспешил поделиться с вами, братия и сестры. Самое замечательное в этом то, что мы, живя в России, имеем совершенно уникальную возможность в любой час дня и ночи найти свою потаенную и любимую Богом Святую Русь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Святая Богородичная Канавка
«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»
В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.
Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.
Батюшка Серафим положил начало Канавке
В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.
Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.
Года три назад узнала про это местечко, с тех пор очень захотела туда попасть. То работа, то семейные хлопоты, то карантин в монастыре – то одно, то другое обстоятельство не позволяло посетить Дивеево. Поехать мне хотелось в паломнической поездке, без семьи, без подруг и знакомых. Вот такую перезагрузку я для себя задумала.
Задуманное удалось осуществить совсем недавно, сразу после майских праздников. С большой паломнической группой мы прибыли примерно в обед в Дивеево после посещения Вышенского женского монастыря в Рязанской области и источника Серафима Саровского в поселке Цыгановка.
В нашем распоряжении было 1,5 дня и для начала мы пошли осматривать территорию монастыря.
Надо мной взяли шефство трое опытных паломниц, целью которых было мега-быстро обойти все открытые храмы, пробираясь сквозь очереди, окунуться во всех источниках, обязательно потрудничать, осмотреть святыни и мощи, непременно отстоять все службы и литургии, исповедоваться, причаститься, попасть на помазание и в идеале получить благословление от матушки-настоятельницы Сергии. Все они милейшие и добрейшие дамы, но мне от этой поездки надо было совсем другое, поэтому я постоянно удирала от своих новых подружек. Трудничать в монастыре и вовсе не собиралась, наработалась я и дома.
Итак, к монастырскому комплексу подходили с улицы Арзамаской, нас встречает здание паломнической гостиницы,
И вот перед нами Казанская церковь, строительство ее началось, сложно представить, в 1773 году.
Именно эта церковь, по словам Серафима Саровского, будет взята целиком на небо при начавшемся апокалипсисе. Вот так, не самой шикарной церкви уготована такая великая участь. Внутри потолки низкие, сводчатые, часть фресок – оригинальные и были отреставрированы. Службы здесь проходят крайне редко, небольшой храм открыт для поклонения мощам диеевских блаженных и святых и именно тут читается днем и ночью треба Неусыпаемая Псалтырь. Здесь тихо и спокойно, не застала я большого скопления людей, можно посидеть и подумать о своем. Именно с этой церкви и начинается история Дивеевского монастыря, история, полная чудесных сказаний и легенд, в которые не буду особенно вдаваться – лучше ознакомиться с ними самостоятельно. Но все-таки кое-какие факты и предания упомяну – без них невозможно рассказать о монастыре.
Далее нас встречает колокольня с часами, которые каждые 15 минут отбивают мелодию «Богородица, Дева, радуйся. »
Ее видно из любого уголка монастыря.
Далее, Троицкий собор. Не скажу, что самый главный храм, но точно самый значимый в ансамбле Дивеевского монастыря.
Строительство собора предрекал и благословил Серафим Саровский, при его возведении наблюдали немало чудес, именно здесь сейчас хранятся мощи батюшки Серафима, немногие его вещи и чудотворная копия иконы Богородицы «Умиление».
Собор привлекает необычным цветом снаружи, внутри богато расписан. Икона Богородицы роскошна, в деревянном окладе, притягивает взгляд золотой ореол вокруг лика Богоматери. Ее нежный образ хочется разглядывать и любоваться.
Рака с мощами святого великолепна, убрана золотом и множеством живых цветов. Очереди к иконе и мощам были небольшие, получилось по два раза поклониться святыням. Ожидание во время службы проходило незаметно, интересно было наблюдать за действом, слушать прекрасный монастырский хор. И хоть прониклась духом этого места я не сразу (об этом чуть позже), удовольствие от пребывания в данном конкретном месте я получала с первого посещения, тут отдыхаешь душой, это верно.
Следующий, сразу за Троицким, на одной линии возведен Преображенский собор. Величественный, белоснежный, прекрасный…
Здесь мы были на литургии в день отъезда. Площадь перед собором оборудована микрофонами, динамиками, множеством лавочек – когда собор переполнен, то послушать службу и помолиться можно на свежем воздухе.
Стоит ли говорить, что внутри прекрасно убран и расписан? Думаю, нет. Традиционно не делаю фото внутри храмов, пусть что-то останется лишь в моей памяти, будет только моим впечатлением…
Двигаемся дальше, и знакомимся с Благовещенским собором. Сразу три великолепных собора стоят на земле Дивеевского монастыря, редко какое место похвастается таким богатством. Благовещенский собор самый молодой из храмов монастыря, строился в наше время.
В настоящее время закрыт для посещения верхний храм, там еще идут отделочные работы. Но немногие знают, что здесь имеется еще и нижний Успенский храм. В него можно попасть, что настоятельно рекомендовал нам сделать организатор нашей поездки. При самостоятельном осмотре я не нашла вход в Успенский храм, нет ни вывесок, ни указателей. Позже узнала, что открыт он с 12.00 до 15.00, далее до 19.00 только с экскурсиями можно попасть в нижний храм Благовещенского собора.
Вход – неприметная дверца слева от главного входа, от ступеней то бишь. Так получилось, что в 11.30 мы уехали на источники, а затем пришли в свою гостиницу отдохнуть. Вскочили по звонку руководителя нашей группы в 14.30, который сказал, что если мы хотим осмотреть нижний храм, надо пулей нестись в монастырь. Пока собрались, вызвали такси, домчали до собора на часах было без трех минут три. Я успела только что на порог зайти, как охранник призвал всех покинуть помещение, так как храм закрывается. Расстроилась немного, изменила себе и сделала одно фото, на пороге, на долгую память.
Но храм я все-таки осмотрела позже, и экскурсии тут ни при чем, немного дальше расскажу как.
И вот, сейчас хочу рассказать о месте, из-за которого, собственно, и захотела приехать в Дивеево, об особенной святыне этого места. Это Святая Канавка, которую по свидетельствам, повелела выкопать Богородица Серафиму Саровскому. Канавка – это земляное сооружение, с одной стороны это ров, с другой стороны насыпь, на этой насыпи сейчас оборудована пешеходная дорожка. Если ранее этот ров и насыпь с внутренней стороны играла роль границы монастыря, то сейчас это молитвенная тропа, по которой ежедневно проходит сама Царица Небесная, благословляя всех находящихся здесь. Поэтому в Дивеево рекомендуют провести именно целые сутки. История создания Канавки очень интересная, можно найти много информации и почитать заинтересовавшимся. В молодые советские годы Канавка частично была засыпана, кое-где даже были установлены канализационные люки. Кстати, есть документальные кадры, где в храмах катались на тарзанках…честное слово, как-будто чертенята бесятся. Но что поделаешь, эта страница нашей истории пережита, хорошо, что сейчас все по-иному. Канавка восстановлена по старым описаниям, необходимой глубины, и опять сформирована насыпь. На склоне для укрепления высажен крыжовник, а сейчас там и клубника растет кое-где. Кстати, на это изначально было благословение батюшки Серафима. Когда у монахинь не спорилось дело, он говорил, что надо хотя бы на аршин, на пол-аршина выкопать канавку, лишь обозначить, «а там после дороют». Кстати, Серафим Саровский не жил в монастыре, жил он в полном одиночестве в Саровской пустыни, был в Дивевском монастыре один лишь раз, но имя его неразрывно связано с монастырем, он считался духовным наставником этого места, предрекал, что будет здесь лавра (а к этому все сейчас и идет), монахини приходили к нему за советом и беспрекословно слушались своего батюшку.
Сейчас Канавка удивительное по красоте место, то тут то там разбиты клумбы и сады.
На территории Канавки просят не фотографировать и не снимать видео, я послушная паломница, фото только с самого начала Канавка, дальше я наедине со своими мыслями, не до фото. Здесь место для искренней молитвы или просто место для того, чтобы привести в порядок свои мысли. Для того, чтобы пройти по канавке я приобрела четки (100 руб.) и богородичное правило (25 руб.), которое необходимо прочитать 150 раз, можно больше – сколько душа требует, столько и читайте, главное не меньше. По завершении прочтения можно помолиться о родных и близких. Первый раз я прошла Канавку в день приезда, наша группа была на вечернем богослужении. Удивительно, что в таком популярном и многолюдном месте можно найти островок тишины и размеренности. Сосредоточенно идут и поломники и туристы и батюшки и монахини, все вместе читают Богородица, Дева, радуйся… каждый в своем ритме, но каждый со своими эмоциями, со своей верой… День за днем, месяц за месяцем, год за годом…Поистине, здесь удивительное место, с мощнейшей энергетикой, не почувствовать это не возможно. Там как-будто находишься под чьей-то защитой, есть уверенность, что тебя выслушают и успокоят…Канавка произвела на меня большое впечатления, забегая вперед скажу, что я прошла по ней три раза. Иногда думала, что просто пройду, наслаждаясь красотой и покоем, отдохну и не буду перебирать четки, просто прогуляюсь. Но все три раза руки тянулись к бусинам четок и к брошюрке с богородичным правилом и приходило понимание, что 150 раз – это совсем не много и не сложно.
Половина дня пролетела незаметно, с дороги все устали и вечером торопились в нашу паломническую гостиницу «Мухтоловский дом».
Заселились в четырехместную келью (ну у меня же паломническкая поездка, поэтому кельи, трапезы, послушания и т. п.). Обстановка скромная, но везде идеальная чистота, удобные кровати и наличие всего необходимого.
Мои новые знакомые готовились к завтрашней исповеди и причастию, изначально у меня не было такой цели, но за компанию, как говорится…. Все молитвы читала очень невнимательно, разболелась голова и глаза слипались, нужный настрой напрочь отсутствовал. Утром подъем был в 4.30 часа, ранняя исповедь – в 5.15.
И вот я уже стою в небольшой очереди в Троицком соборе, голова просто раскалывается от раннего подъема, обезбаливающие не помогают. Исповедуют три батюшки, выбрала одного, с самым добрым лицом, рассказала как на духу, что не особенного готовилась, может проститься мне, думаю. Ох, ребята, и «причесал» он меня…ушла не солоно хлебавши, не допустил к причастию. Ладно, думаю, не очень то и хотелось, сама виновата, но осадочек то остался. Все, кто исповедался из нашей группы решили поклониться мощам Серафима Саровского еще раз, пока не очень большая очередь. Иду с ними, у раки с мощами крещусь, а монахиня, что стоит в изголовье и протирает стекло, спрашивает: «Сестра, ты католичка что-ли? Крестишься то неправильно». В общем я от волнения перекрестилась наоборот. Пробормотав что-то типа: «Переволновалась», решила, что сегодня день мой не задался и немного упала духом. Стоять в соборе не было никакого желания, и я пошла гулять по территории.
День только начинался, людей было немного, целиком ушла в созерцание окружавшей меня красоты. Покорил яблоневый сад, он просто шикарный.
К своему удивлению поняла, что такого сада я в жизни не видела.
Повсюду цветет черемуха, наполняя воздух совершенно волшебным ароматом.
У нас в Ростовской области тюльпаны отцвели, а здесь цветут в полную силу.
Нашла и задержалась у памятника семье Романовых, царственных страстотерпцев.
В монастыре много икон с их ликами. Царская семья посещала монастырь, по преданию именно здесь блаженная юродивая Паша Саровская предсказала царю и царице и гибель царской России и мученическую гибель их семьи.
Кстати, сохранился домик Прасковьи Саровской, там сейчас организован музей.
Домик этот находится рядом с трапезной, где мы завтракали и ужинали. Да, нас кормила всего лишь два раза в день, в 11.00 и в 20.00, еда постная, суп из макарон, какая-нибудь каша, квашеная капуста и травяной чай. Чай был бесподобный, на травах. Еда…ну съедобная, капуста прямо-таки вкусная, но есть такую еду – это тоже монастырское послушание. Нет, есть конечно и много трапезных, где по доступным ценам можно приобрести пирожки с любой начинкой, пирожные и другую ароматную выпечку. Кофе и постное пирожное в одной из трапезных успокоили мою раскалывающуюся голову и вернули меня к жизни).
Ближе к вечеру второго дня решила еще раз пройтись по Канавке. Было тепло и безветренно, повинуясь какому-то внутреннему голосу решила идти по босая, так делают многие. Прочитав положенное количество раз правило Богородицы, начала мысленный монолог, от души посетовала на то, что не подготовилась правильно к посещению монастыря…Не готовилась к причастию, а пошла на него, опозорилась и крестилась неправильно, смалодушничала и не окуналась в источнике – потому что вода в нем зацвела (расскажу в другом отзыве), не посчастливилось побывать в новом Успенском храме – а доведется ли еще и неизвестно, даже трудничать меня никто не зовет, хотя многие из нашей группы уже помогли монастырю. Так я хотела в гости к Серафиму Саровскому, к Богородице и была уверена, что готова, ан нет, не принимало меня Дивеево…Просила прощение за самоуверенность, даже слезы навернулись…
И вот, Канавка заканчивается, рядом стоит монахиня. Обращается ко мне и спрашивает, не хотела бы я потрудничать, пол в новом храме помыть надо. Господи Боже, да я-то с превеликим удовольствием. Набрала она нас шесть сестер и одного братика) – ведра с водой носить, привела нас в Успенский храм Благовещенского собора.
Говорит: «Сестрички, очень пол здесь грязный, вот его и будем мыть». Гранитный пол блестит, ни соринки не видно. Ну, мы его натерли до зеркального состояния минут за 20. Никогда еще не мыла полы с таким удовольствием. После монахиня разрешила нам походить по храму, пока она швабры и ведра убирала. Храм богат, все стены в мозаике,
выложены целые картины и иконы, производит неизгладимое впечатление. Даже новострой, но на такой святой и намоленной земле заставляет трепетать. Потом мы с обоюдными словами благодарности расстались. Не знаю я, может самовнушение, конечно, но так мне на сердце легко стало, как будто простили меня за то, за что каялась на Канавке, душа запела… На следующий день мы уезжали после утренней литургии, с которой я удрала опять на Канавку. Был праздник жен-мироносец. У начала канавки нас совершенно неожиданно благословил батюшка, в честь праздника, как он сказал, подходите, благословлю вас, мои дорогие. 3-4 женщины нас было в тот момент у Канавки, конечно, мы с радостью и удивлением подошли, получили благословление.
Памятуя об ошибке, которую я совершила в Троице-Сергиевой Лавре, когда я поленилась остаться там, когда стемнело, после вечерней трапезы осталась в монастыре и увидела его совсем в другом свете.
Другая красота, нежели днем, покой и умиротворение… Честное слово, если бы все ночь монастырь был открыт, пробыла бы там всю ночь, чтобы рассвет встретить.
Наконец, за день с небольшим в Серафимо-Дивеевском монастыре мне было не просто красиво, было чувство, что меня услышали, обняли и успокоили.
Это было то состояние, за которым я ехала почти за 1000 км, было то чувство, что все не просто так, не зря я приехала сюда, не зря рвалась сердцем много времени.
Вернувшись к обыденным вещам, хочу отметить некоторые моменты. Конечно, важно во что Вы одеты в монастыре. Юбки, платья, платки для женщин, брюки для мужчин – это не новое правило. У нас в группе много женщин поверх брюк надевали обвязки – куски ткани, которые повязывают на талии, это допускается. Недовольства на этот счет не понимаю. Это все равно что вы прибрались и пригласили гостей, а они пришли после дождя в грязной обуви, да еще и недовольны Вашими замечаниями и просьбами. Наглых торговцев на территории монастыря больше нет, есть свечные лавки, где продается церковная продукция, в других можно заказать требы, цены также не показались огромными в сравнении с другими монастырями – что-то дороже, что-то дешевле. Свечи я покупала по 20 руб., простые записки за здравие и за упокой на 10 имен – по 50 руб., многие из нашей группы заказывали Неусыпаемая Псалтырь на год на целые семьи, на год одно имя – 1000 руб.
Туалетов много, они чистые.
Грубости, хамства, ругани я не видела, все лояльно и вежливо. Охрана может быть чересчур строга к нам, мирянам, ну да уж работа у них такая.
Из новостей, что нам рассказывал руководитель нашей группы. Задумывается территорию монастыря значительно расширить, для этого сейчас расселяют жителей близлежащих домом, приобретая для них новое жилье. Планируется новый туристическо-паломнический кластер, куда будет входить и Саровский монастырь, ныне находящийся на территории закрытого Сарова. Планы огромные и очень интересные, лично я буду хотеть вернуться.