Мне не спится нет огня всюду мрак и сон докучный ямб или хорей
А. С. Пушкин. 2-4 строчки стиха и их размер. Примерно 10 примеров (с хореем, ямбом, дактилем, амфибрахием и анапестом).
Ямб.
Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина»:
Я вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?.
Пример пятистопного ямба:
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,
Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…
Хорей Пушкин использует реже, как примеры,
можно привести следующие стихотворения:
отрывки из сказки «Царь Никита»,
эпиграмма «На Аракчеева», «Ночной зефир», «
«С португальского», «Птичка Божия».
. Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Измены (Пушкин, дактиль)
Всё миновалось!
Мимо промчалось
Время любви.
Страсти мученья!
В мраке забвенья
Скрылися вы.
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
511 16
5 20 337
712 19
2000047
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревоге шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
17 30 29
128 35
133 149
516 2 105
5020 6 108
15 30 47
127 5 2 08
2000 0 27А. С. Пушкин
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
«СМЫСЛА Я В ТЕБЕ ИЩУ…» От верлибра к силлабо-тонике и обратно.
Перед нами типичный ВЕРЛИБР: налицо отсутствие рифмы и ритма… Возможно, читатель, прочитав это стихотворение, сразу почувствует что-то знакомое. А может быть, и нет! И мы до поры до времени ничего не будем ему подсказывать.
Не спится мне, нет огня;
Мрак всюду и сон назойлив.
А ход часов монотонный
Близ меня звучит, стучит…
Мойры лепетанье бабье,
Трепет ночной, полусонный,
Мышья беготня жизни…
Зачем тревожишь меня?
Что значишь ты, скучный шёпот?
Роптанье иль укоризна
Дня, утраченного мной?
Чего от меня ты хочешь?
Зовёшь ты иль предрекаешь?
Понять я хочу тебя,
Смысла в тебе я ищу…
Нет огня, не спится мне;
Всюду темень, сон назойлив.
Ход часов лишь монотонный
Близ меня звучит, стучит.
Бабье лепетанье мойры,
Трепетанье спящей ночи,
Бытия мышиный бег…
Будишь ты меня зачем?
Скучный шёпот, что ты значишь?
Ропот или укоризна
Дня, утраченного мной?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь иль предрекаешь?
Я хочу тебя понять,
Смысла я ищу в тебе…
Э, нет! Это ещё не всё! – решил ты, заметив, что на сей раз твои метрические строчки имеют разные окончания: одни кончаются ударным слогом, другие – безударным. Теперь и рифмы так и просятся в стихотворение! Что если попробовать. И вот что получилось:
Мне не спится, нет огня;
Сон докучный.
Однозвучный
Ход часов лишь, близ меня.
Мойры бабий лепет,
Спящей ночи трепет,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шёпот?
Мне укор иль ропот
Прожитого дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
Я понять хочу,
Смысл в тебе ищу…
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки* бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
Илл.: Пушкин с пером. Автолитография А.С. Пруцких, 1949 г.
Лирика. Ритм и размер. Двусложные размеры (ямб и хорей)
Разделы: Литература
Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.
1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика? А какие музы были?
Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.
а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.
б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»
Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.
Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеременное пенье,
Все ритм. (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).
Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:
А часики тикают, тикают, тикают,
Тикают ночи и дни,
И тихую, тихую, тихую, тихую
Жизнь мне пророчат они.
Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тa-та тa-та тa-та.
Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.
На цыпочках
Подкрался вечер:
Зажег звезду,
И постелил туманы,
И, палец приложив к губам,
Прилег.
Пабло Тычина «Вечер»
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком
Все вертится,
И кружится,
И несется кувырком.
К.Чуковский «Мойдодыр»
2. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?
Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).
С. Михалков
1. Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно (уважать).
В.С. Шефнер
2. Сторожихи спят в строжках,
Спят коты и мыши,
Дождь (в серебряных сапожках)
Пробежал по крыше.
(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).
Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.
А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.
Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).
1. Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
(Пушкин А.С., ямб)
2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин А.С., хорей)
3. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(Пушкин А.С., ямб)
4. «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе. »
(Пушкин А.С., хорей)
5. Мальчик строил лодку
И построил лодку
И поплыл по речке
В тихую погодку
(Самойлов Д.С., хорей)
6. Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
(Рождественский В.А., ямб)
7. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Рождественский В.А., ямб)
8. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(Бунин И.А., ямб)
9. Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(Маршак С.Я., хорей)
10. Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(Чуковский К.И., хорей)
11. В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
(Маршак С.Я., хорей)
12. Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)
13. Сухой тростник он срезал
И скважину продул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
(Лермонтов М.Ю., ямб)
14. Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь.
(Рубцов Н., ямб)
15. Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(Лермонтов М.Ю., ямб)
16. Если где-то нет кого-то,
Значит где-то кто-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?
(Берестов В., хорей)
Урок по литературе для 6 класса на тему «Основы стиховедения»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 им.А.Я.Березняка г. Дубны Московской области
Гусева Ирина Николаевна
Урок литературы в 6 классе на тему: «Основы стиховедения»
Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.
1.Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика?
Каллиопа – муза эпической поэзии и знания; Клио – муза истории; Мельпомена – муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа – покровительница музыкального искусства; Эрато – муза любовных песен; Терпсихора – муза танцев; Урания – астрономии и математики; Талия – комедии; Полигимния –
муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).
Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.
Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните – почему?
а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.
б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»
Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.
Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм – это свойство всемирного бытия:
Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеременное пенье,
Все ритм. (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).
Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:
А часики тикают, тикают, тикают,
И тихую, тихую, тихую, тихую
Жизнь мне пророчат они.
Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тá-та тá-та тá-та
Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.
А ритм – это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив – медленнее. Также и в стихах:
И, палец приложив к губам,
Пабло Тычина «Вечер»
Сапоги за пирогами,
Кочерга за кушаком
И несется кувырком.
Ритм – это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:
Буря мглою небо кроет.
2. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?
В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором – на второй.
Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей – от слов «пляска, хоровод». Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.
Второй размер – ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.
Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).
Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна. рифма. Рифма – это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:
1. Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
— Старость нужно (уважать).
2. Сторожихи спят в строжках,
Дождь (в серебряных сапожках)
С. Михалков «Всадник»
3. Я в канаву не хочу,
Но приходится – лечу
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.
Я не сяду (больше на эту лошадь).
(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).
Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.
Встревоженно отряхивая снег.
И очень торопился человек.
Он знал – опасна ранней мглы завеса,
Не выберешься вовремя
И знал он, что успеет
Чем в лесу стемнеет.
Петляя меж стволами,
Он очень торопился,
Ветер в елях бился..
И. (две лыжни слились в одну лыжню).
А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.
Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно – хореем, другое – ямбом.
Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.