мэтт дэймон великая стена
«Великая стена»: о блокбастере с Мэттом Дэймоном из первых уст
— Вы известны как режиссер фильмов об истории Китая. Почему в этот раз вы решили снять фэнтезийный фильм, даже сказку в каком-то смысле?
— На это есть несколько причин: во-первых, историю «Великой стены» разрабатывала американская студия, у них ушло на это семь лет. Им был нужен «попкорновый», коммерческий фильм, блокбастер. О проекте мне рассказал мой агент, и, хотя я никогда целенаправленно и не хотел заниматься подобным жанром, мне всегда интересно делать что-то новое. Я прочитал сценарий картины и понял, что смогу снять ее с собственным видением, сохранив свой стиль. Кроме того, история, которую рассказывает фильм, уникальна сама по себе. А еще все мои фильмы серьезны настолько, что мои дети их не любят. Так что это была отличная возможность снять то, что им наконец действительно понравится.
— История фильма про нападающих на древний Китай чудовищ целиком и полностью придумана для фильма, или же она основана на фольклоре вашей страны?
— Сюжет в целом оригинален, но базируется сразу на двух расхожих концептах. Первый — история о пришельце с запада, который путешествует по Шелковому пути. Ей уже тысяча лет. Такие люди существовали на самом деле — они попадали в Китай в поисках богатств и приключений.
Второй концепт — про монстров — основан на китайских мифах, которыми полнится культура моей страны.
— Главную роль в фильме играет Мэтт Дэймон. Вы выбрали его сами, или же это было продюсерское решение? Долго пришлось его уговаривать?
— Это целиком и полностью мое решение. Я всегда хотел поработать с Мэттом, я восхищаюсь им как актером. Кроме того, на мой взгляд, он был идеальным кандидатом на эту роль. Продюсеры, к счастью, мой выбор полностью поддержали.
Когда мы набирали актерский состав, мне удалось связаться с Мэттом напрямую и рассказать ему о фильме. Проект заинтересовал его, но, к сожалению, тогда у него был очень плотный график, так что первоначально от съемок он был вынужден отказаться. Однако через три месяца расписание Мэтта изменилось, у него появилось свободное время, и это была идеальная возможность вернуться в проект.
Я ни разу не пожалел о своем выборе. Дэймон — удивительно честный и искренний человек. И терпеливый — его нисколько не смущало, что я, например, не говорю по-английски, когда мы вместе разрабатывали персонажа.
— Бывает так, что великий актер и великий режиссер влияют друг на друга. Изменил ли Дэймон ваше видение фильма уже в процессе съемок?
— Сколько времени ушло на создание фильма и где вы его снимали? Фигурирует ли в фильме настоящая Китайская стена?
— Сами съемки длились относительно недолго — четыре с половиной месяца. Однако стадия пост-продакшна, на которой наши специалисты создавали спецэффекты, заняла больше года.
Настоящей Великой стены в кадре, к сожалению, нет, потому что это важный культурный монумент Китая, который охраняется государством. Так что мы решили возвести декорации в студии. Построили сразу две стены: одну такой же высоты, как и настоящая, длиной в двести метров, другую пониже — из соображений безопасности. И даже в таком виде это очень величественное зрелище.
— «Великую стену» называют самым дорогим китайским фильмом в истории. На что ушло наибольшее количество средств при создании картины?
— Во-первых, декорации — для съемок мы построили и создали гигантское количество уникальных объектов, в том числе и саму стену. Во-вторых, гонорары актерам — фильм масштабный и в нем задействовано очень много людей, в том числе и в массовке. Ну и, конечно же, визуальные эффекты. Монстры в картине созданы с помощью трехмерной графики, а кадров с ними в фильме предостаточно.
— В Китае фильм показал отличные кассовые сборы. Но какой рынок наиболее важен для картины — домашний или зарубежный?
— В Китае картину действительно хорошо приняли — и в этом нет ничего удивительного, у меня на родине любят подобное кино и с удовольствием ходят на него каждый год. Так что, как ни странно, для нас более важен зарубежный прокат. Ведь по сути впервые в истории зрители всего мира смогут оценить красоту и уникальность китайской культуры в дорогом и зрелищном блокбастере. Это международный фильм, источником вдохновения для которого стал Китай.
Я хотел снять то, что понравилось бы моим детям.
— Читали ли вы рецензии западных критиков?
— Я не говорю по-английски, и все, что написано или сказано не на китайском, обычно доходит до меня с перевода других людей. Так что, несмотря на то, что картину показывают уже более чем в 30 странах, мне не довелось прочесть ни одну зарубежную рецензию. Я лишь знаю из китайской прессы, что фильм хорошо показывает себя в прокате за рубежом.
— В одной из сцен штурма стены защитники посылают в атаку отряд молодых девушек, которые, вооружившись копьями, свешиваются с края на тросах и сражаются с врагами. Выглядит зрелищно, но, пожалуй, несколько странно — монстров значительно больше и очевидно, что девушки скорее всего погибнут. За что же вы так с ними?
— Все ради демонстрации боевых искусств. В китайских фильмах к постановке боев всегда особый подход: герои, например, часто дерутся на большой высоте, левитируют, даже летают. Нам хотелось сделать что-то подобное и в нашем фильме. Конечно, это ни капли не реалистично, но зрители просто обожают такие сцены.
Педро Паскаль, Чжан Имоу, Цзин Тянь и Мэтт Дэймон
— История главных персонажей кажется несколько незавершенной. Стоит ли нам ждать сиквела?
— Мы пока не задумывались о сиквеле. Сначала надо дождаться реакции зрителей, их отзывов. Если фильм им не понравится, мы точно не будем снимать продолжение. Хотя задел для него есть — можно было бы, например, рассказать историю детей главного героя.
«Великая стена»: Китай не по-китайски
«Великая стена» готовилась к премьере громко и пафосно. «Самый дорогой фильм в истории Китая! Непревзойдённый матер Чжан Имоу со своей первой голливудской работой! Суперзвезда Мэтт Дэймон в главной роли! Фэнтези о защитниках самого известного оборонительного сооружения на планете!», — амбициозных слоганов не счесть. Но вот она вышла в прокат. И мы готовы поделиться своими впечатлениями от того, что увидели.
«Великая стена» покорит даже тех, кто на дух не переносит разного рода фэнтези. А всё потому, что чистый экшн и кровопролитные батальные сцены подаются здесь через призму вреда алчности, благодаря чему любые стычки в фильме превращаются в захватывающую битву человека с собственными пороками. Восточная мудрость, помогающая заглянуть вглубь себя, и безупречный моральный кодекс конфуцианства в полный рост!».
Сюжет
«Великая стена» в отличие от реального чуда света, получилась прямой, как франкский меч в руках Мэтта Деймона. Монстры нападают, люди на стене обороняются, а чужаки с далёкого Запада явно прибыли неспроста – теперь-то всё и решится. Даже странно было узнать, что над сценарием трудились сразу 6 человек. И ещё более странно, над что таким простым и подростковым, в общем-то сюжетом, работал главный драматический киномастер Китая Чжан Имоу, для которого всегда на первом месте стояли не массовость и «боёвка», а человеческие страсти. Видимо, мэтру пришлось подчиниться правилам Голливуда, где слова «блокбастер» и «аттракцион» стали практически синонимами.
Но, с другой стороны, аттракцион получился очень красивым и ярким. Ни дать ни взять, знаменитый китайский фейерверк. А простоту и даже примитивность сюжет осознаёшь, только покинув кинотеатр. Примерно тогда же начинаешь понимать, что в сюжете-то полно дыр и несостыковок. Вопросов «Почему?» и «Зачем?», на самом деле, возникает много. Но всё это потом, после сеанса. А по ходу просмотра у создателей картины находится немало инструментов, чтобы заставить смотреть фильм «Большая стена» на пресловутом «одном дыхании».
«Такое чувство, что про персонажей, характеры и мотивацию просто забыли, их просто представили зрителю. Перед нами абсолютно безликие герои, которые конфликтуют на пустом месте и им не сопереживаешь в тех самых эпичных битвах. Сценаристы не раскрывают действующих лиц как личностей, посему даже отважное самопожертвование смотрится с равнодушием».
Стена и защитники
«Какая армия!», — восклицает наёмник Уильям (Мэтт Дэймон), глядя, как Тайный орден готовится к отражению атаки. И этим возгласом точно выражает настроение зрителя. Китайская армия просто великолепна, она – лучшее, что есть в фильме. Красотой построений и коллективных действий, чёткостью движений с ними могут сравниться разве что эльфы из последнего «Хоббита». Но даже джексоновские эльфы проигрывают воинам Чжана Имоу в красоте доспехов и сложности маневров. У защитников Стены каждый род войск имеет свой цвет доспехов. И когда лучники в красном, бойцы ближнего боя в фиолетовом и женский «спецназ», именующийся «Журавли», занимают свои места, зрелище получается просто незабываемым. Впрочем, чему тут удивляться – Чжан Имоу умеет играть красками, как никто другой. Весь мир в этом убедился ещё на открытии Олимпиады в Пекине. Отдельный реверанс барабанщицам с нунчаками. Под задаваемый ими ритм самому хочется броситься в бой.
А ведь есть ещё и сама Великая стена. Режиссёр изменил её цвет и снабдил крепость такими девайсами, что зрителям остаётся только разевать рты. Тайные ворота, настенные катапульты и баллисты, аэростаты, огромные лезвия, выдвигающиеся прямо из камня – сложно припомнить более совершенную киношную крепость.
Герои
Но когда битва заканчивается и приходит время поговорить, картина разительно меняется. Прямо скажем – не очень-то получились у Чжана Имоу главные герои. В начале фильма, правда, возникает иллюзия, что Мэтт Дэймон излечился от бледной немочи, которой страдал в последнем «Борне». Но нет, показалось. Как ни грустно признавать, наёмник Уильям – совершенно «картонный» и неинтересный персонаж. О предводительнице Лин Мэй можно сказать то же самое, но у неё есть козырь – потрясающая красота актрисы Цзинь Тянь. Можно просто смотреть и не важно, что ключевая героиня даже близко не раскрыта. Единственный вопрос, возникающий по поводу этого персонажа: в каких доспехах лучше выглядит Лин Мэй – в синих или в серебряных?
Из других минусов стоит отметить однообразие орды Тао-Тэй — монстров, атакующих Стену. Они неплохо двигаются и достаточно страшно выглядят. Не высший класс, конечно, – Голливуд нас избаловал, но сойдёт. А вот почему их всего три вида? Ведь китайская мифология так богата демонами и духами! Тут могли быть десятки видов тварей, от штурмовиков до сапёров, а в итоге всё свелось к классическому «муравейнику» со схемой «рядовая особь-элита-царица».
Впрочем, невзирая на минусы, картина «Великая стена» всё-таки удалась. Она вполне удачно осуждает такие человеческие пороки, как трусость и алчность, поднимает тему чести и верности. Не очень внятную игру актёров Чжан Имоу сумел компенсировать масштабностью происходящего. От дыр в сценарии (как утверждают некоторые критики, навязанном Голливудом) режиссёр мастерски отвлекает. А если учесть потрясающе красивые батальные сцены, то можно с уверенностью сказать – плюсы перевешивают. Главное, не ждать нового шедевра в жанре «уся» вроде «Дома летающих кинжалов». «Великая стена» — это, в первую очередь, голливудский блокбастер, а уж потом восточное фэнтези. Но блокбастер качественный, способный доставить зрителю немало удовольствия.
Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном
«Великая стена» – из тех фильмов, о которых очень сложно писать, настолько они невзрачные и незапоминающиеся. Не идеально никакие и не абсолютно, хирургически бестолковые, как «На 50 оттенков темнее» (на такое рецензии и пишутся легко, и читаются весело), а просто компетентно-проходные.
Вроде масштаб, вроде экшен, вроде визуальные находки и вроде как спецэффекты, при этом сам фильм после себя оставляет не больше, чем чизбургер. Если «Стена» должна была стать стартом нового крупнобюджетного китайского кино, то вышло у нее это не сильно лучше, чем у «Притяжения» перезагрузить российский блокбастер.
Помните в 2013 выходил фильм «47 ронинов»? Правильно не помните – он стирается из памяти быстрее обращения президента в Новогоднюю ночь.
Там тоже была история о чужеземце, ведущем азиатов в бой со сверхъестественным врагом. Несмотря на то, что «Ронины» получились слабыми, «Стена» умудряется не дать даже того, что вышло у них. История Киану была лучше проработана и поворотов на его пути было больше, визуально фильм был куда богаче и разнообразнее – как в плане пейзажей, так и в плане визуального дизайна врагов.
Тоже вышел 16-го. Если у вас прокатывают – посмотрите лучше «Патерсона» Джармуша.
В наборе задников фильм имеет лишь пресловутую стену, причем совсем небольшой ее отрезок, затем пустыню, степь и немного сцен в городе. Иногда на горизонте видны горы. Помещения внутри стены особым лоском не блещут, в общем ощущения путешествия в волшебный Китай фильм вряд ли создаст.
Армия, которая в трейлерах выглядела как фан-клуб Могучих Рейнджеров, оказалась разноцветной не просто так.
Красные доспехи лучникам, синие – женщинам. Спасибо, что не розовые. Оранжевые – пехота. Или фиолетовые. Так, а кто тогда оранжевые? Ну, вы поняли – полностью оправданное визуально-сюжетное решение. Женщины в синем – копейщицы-дайверы. Их задача – нырять вниз со стены на банджи-тросах и втыкать копья в монстров, затем женщин выдергивают обратно. Мягко говоря, крайне сомнительная тактика. Почему женщин отрядили заниматься именно этим и почему этим занимаются исключительно женщины – загадка. Возможно, уже тогда Китай пытался как мог сократить процент женского населения.
Сами монстры – отдельная тема. Их правильно почти не показывали в трейлерах, строя интригу вокруг некого ужасного зла, атакующего стену. На деле зло оказалось инопланетной армией зергов, которые в силу своей природы рашат стену. Метеорит упал на Землю, твари расплодились на одной горе, а затем со странной периодичностью (каждые 60 лет, как по часам), начали лезть на стену.
У тварей есть Королева, которая управляет всеми их действиями, поэтому атаки не совсем бестолковые – зерги умеют ретироваться, захватывая с собой раненых, совершать обманные маневры и устраивать засады. Естественно, как все ужасающие массы противников в современных блокбастерах, они способны наваливаться не просто толпой, а неостановимым потоком, залезая на стену друг другу по головам, формировать подобие живой лестницы.
У создателей фильма была возможность разгуляться вволю, выдумать тварей, которые заставили бы Гигера и Лавкрафта обняться и трястись.
Вместо этого мы видим скучных ящерособак с кучей зубов и глазами на плечах. Близорукие монстры, видимо, должны носить погоны с диоптриями.
Когда я увидел в начале фильма погоню, в ходе которой безликий преследователь Дэймона сотоварищи валится с лошади в слоу мо, я поймал себя на мысли, что смотрю «Ночной дозор». Настолько неуместного и внезапного замедления, которое не дает абсолютно ничего и призвано накачать динамикой мертвую сцену (с чем, естественно, не справляется), я давно не видел.
Можно было подумать, что постановкой занимался новичок, но нет, снял «Стену» не кто иной, как Чжан Имоу, режиссер (помимо прекрасных камерных драм) «Героя» и «Дома летающих кинжалов», каждый из которых даст сто очков вперед этому «самому дорогому китайскому фильму в истории» и по развитию персонажей, и по красоте визуального ряда и, конечно, по увлекательности экшена.
Саундтрек писал Рамин Джавади – с тем же результатом. Автор великолепных треков для «Игры престолов» и «Мира Дикого Запада» на этот раз создал музыку, которая не запоминается абсолютно.
Вдумайтесь – мы получили китайское кино, в котором нет драк – и не потому что это драма. Да, здесь есть стрельба из лука и ныряние с копьями, есть махание мечом и метание кинжалов, но все это выглядит по-голливудски пресно. Того шика, которое могут принести лишь азиатские экшены со своей школой каскадеров и высокой планкой для всего, касающегося боевых искусств, тут нет. Красиво, но не увлекательно ни разу.
Логика в фильме, как обычно, становится первой жертвой. Монстры атакуют стену больше чем в восемь тысяч километров длиной – атакуют каждый раз в одном и том же месте. Почему каждые 60 лет? Безымянный орден стережет стену и отражает атаки, но ни разу не попытался нагрянуть на проклятую гору и попытаться уничтожить заразу раз и навсегда.
Порох они используют не всегда и везде, а только под конец, ибо такая это страшная и плохая штука, не хочется ее лишний раз доставать. Ну, и то, что макгаффин, который позволил переломить ход войны, абсолютно случайно все это время валялся у героя в сумке – это пять. Персонаж Уиллема Дефо, 25 лет ждавший «подходящего момента» – это десять.
Ясно, что этот фильм – попытка Китая заработать на западной аудитории так же, как Голливуд зарабатывает на их собственной. Попытка, что забавно, совместная – помимо звезд у фильма отчасти западные продюсеры, по оператору с каждой стороны и полностью западные сценаристы – аж шестеро. Среди них Эдвард Цвик, режиссер и сценарист «Последнего самурая», Макс Брукс, приложивший руку к написанию «Войны миров Z» (ясно, откуда живая лестница в фильме), и два сценариста «Принца Персии», еще одной ленты про звезду Голливуда, спасающем древнюю иностранную державу.
Фильм обвинили в реализации шаблона «белого спасителя» – типовой истории о том, как иностранец спасает беспомощных и диковатых иноземцев, становится первым среди равных. «Аватар», «47 ронинов» и все тот же «Последний самурай» – яркие примеры «жанра».
На первый взгляд «Стена» того же племени – иноземец становится ключом к победе, помогает очаровательной генеральше спасти столицу, поражает всех своим боевым мастерством (он не то и впрямь круче всех, не то вежливые и нехвастливые китайцы просто не выпендриваются в ответ) и демонстрирует духовное перерождение. Логично ждать такой перспективы от голливудских сценаристов, да и от китайских продюсеров, которые хотели подмазаться к западной аудитории. Да-да, вы молодцы, и пиписьки у вас длиннее, без вас мы бы тогда не справились.
Но если присмотреться, теория разваливается, вылезают совсем другие мотивы. Запад представлен в фильме троицей наемников без чести и совести – все трое явились в Китай чтобы выкрасть секрет пороха, причем врут об этом, притворяются торговцами, а завоевав доверие, готовы тут же его предать и сбежать с ворованным порохом.
Даже макгаффин был принесен человеком Запада, но вот силу его открыли китайцы, они же придумали, как использовать его в бою.
В общем, фильм получился так себе. Это не веселый безумный трэш, который можно было бы посмотреть смеха ради, но и не что-то стоящее, что можно рекомендовать к просмотру в кино. Картина откровенно слабая, я рекомендую ее пропустить и не оглядываться.
Китайский сайт Douban рискнул поставить фильму 5.4, за что правительство обвинило его в нанесении ущерба национальному кинематографу. Оценка тут же бесследно исчезла с сайта, как стальные шарики внутри Анастеши Стил.
Я очень надеюсь, что за мою негативную рецензию Коммунистическая Партия Китая не отберет мой аккаунт на Али, не взорвет дистанционно наши Xiaomi-девайсы и не потребует обратно золотое кольцо Всевластия за три доллара.
«Великая стена»: Мэтт Деймон на Олимпиаде в Китае
В прокате «Великая стена» с Мэттом Деймоном — самый дорогой и самый странный совместный проект Китая и Голливуда. Вместо кино прославленный режиссер Чжан Имоу вновь поставил церемонию открытия Олимпийских игр.
Все прошлое лето деликатный западный мир сокрушался, что китайский кинематограф пал жертвой «отбеливания», — мол, есть что-то унизительное в том, чтобы брать на главную роль в самом большом национальном блокбастере рядового Райана из США. В политкорректном сочувствии ощущалось высокомерие, и мудрые китайцы еще на стадии сценария сочинили достойный ответ. Мэтт Деймон в “Великой стене” играет никакого не супергероя-мессию. Как и в «Интерстелларе», и в “Марсианине”, спасают здесь только его — и не от монстров, а от зараз западного мира; поэтому-то речь в фильме и идет о барьере. По сути, актеру досталась роль катавшейся в СССР школьницы Саманты Смит — маленького народного дипломата и очарованного странника. А грандиозная стена превратилась в идеологическую витрину.
Герои-европейцы в фильме все время норовят сбежать, предать, обмануть и незаконно обогатиться; комичнее (и потому трагичнее) всех сыграть это получается у Уиллема Дефо. Герои-азиаты, напротив, подчиняют свои жизни (и посвящают свои смерти) служению общему делу, а единственным трусом в их рядах окажется император. Да что там, в коммунистической стране даже монстры своих не бросают. “Великая стена”, кажется, первый в мире фэнтезийный фильм, где оператор дважды акцентирует внимание зрителя на том, как совершенно рядовые чудовища утаскивают раненых товарищей с поля боя.
Поскольку роман Голливуда с Китаем обещает быть долгим (Поднебесная уже догнала США по количеству киноэкранов и неизбежно догонит и по сборам), американские СМИ бьют тревогу. Одни признают, что без азиатских партнеров все труднее снимать блокбастеры — слишком высоки финансовые риски. Других пугает восточная цензура, которой то и дело подчиняется корыстный Голливуд.
Кстати, китайская корпорация Wanda, в которую входит американская кинокомпания Legendary Pictures (создатели “Великой стены” и “Варкрафта”), очень дружна с компартией и не стесняется использовать административный ресурс. В декабре прошлого года местные сайты Douban и Maoyan (аналоги Metacritic и Rotten Tomatoes) собрали для “Великой стены” низкие оценки и пользователей, и критиков — что-то около 5/10. Спустя неделю оба сайта получили выговор в официальной газете компартии Peopleʼs Daily: мол, нельзя наносить такой ущерб национальной киноиндустрии. И это будет посильнее петиций против Rotten Tomatoes из-за рейтингов “Отряда самоубийц”.
Но “Великая стена” из всех постановок Имоу больше всего похожа на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине. Это не столько фильм, сколько последовательность сложнейших номеров, демонстрирующих могущество принимающей стороны. Тысячи статистов предусмотрительно наряжены в доспехи разных цветов — и это реверанс не только поклонникам киберспорта, но и военным и профсоюзам. Каждая следующая атака монстров — грандиознее предыдущей. Композитор Рамин Джавади (“Варкрафт”, “Игра престолов”) управляет барабанщиками, как военным оркестром. В момент, когда зрителя нужно остудить, включается красивая и печальная песня на китайском. Сам язык звучит в фильме наравне с английским и заметно превосходит его в своей решительности, собранности и энергичности. Хореография батальных сцен подчеркивает, что любым чудищам, которые покусятся на Китай, будет противостоять миллиардный монолит. А обязательные номера с фейерверками и воздушными фонарями успокаивают: давайте жить дружно.
Самое поразительное в этой красивой, дорогой и благородной истории — то, что монстры в ней нарисованы немногим лучше, чем в компьютерных играх девяностых. То ли им так отказывают в праве быть частью этого великого шоу на 150 миллионов долларов, то ли в старомодном дизайне чудовищ был какой-то коммерческий план. Впрочем, если он и был, то не осуществился. В китайском прокате фильм провалился, собрав в первые выходные гораздо меньше, чем местное фэнтези “Моцзинь: Забытая легенда”, а на второй неделе рухнул ниже комедий. А в Америке, по прогнозам Variety, “Великую стену” разрушат и бульдозер “Лего Фильм: Бэтмен”, и аксессуары “На 50 оттенков темнее”, и комедия с Айс Кьюбом.
А теперь — самое главное: всю эту геополитику лучше выбросить из головы. “Великая стена” — честное и эффектное боевое фэнтези. И обвинить его можно разве что в том, что сложности “Игры престолов” оно предпочитает простоватую удаль “13-го воина”, “Последних рыцарей”, “Орла Девятого легиона” и “300 спартанцев”. Но в мире, где сложности стало слишком много, а авантюрных романов о смелых, надежных и веселых героях — слишком мало, никакой это не грех.