Метод спока приучение ко сну

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Метод спока приучение ко сну. dobrovolskaya. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-dobrovolskaya. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка dobrovolskaya. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Прежде, чем говорить о том, КАК научить ребёнка засыпать самостоятельно, необходимо разобраться, ЧТО такое самостоятельное засыпание и с чем нам предстоит иметь дело.

Самостоятельное засыпание — это навык, который позволяет расслабиться и погрузиться в сон без помощи другого человека или действий, воспроизводимых в течение дня или ночи.

Стоит отметить, что у ребёнка, который не умеет засыпать самостоятельно, есть одна или несколько так называемых ассоциаций со сном. Они связаны:

Ребенок в этом случае не управляет процессами засыпания и поддержания сна, а полагается на взрослого, чтобы сон состоялся.

Методики самостоятельного засыпания

Существуют одобренные специалистами методики обучения самостоятельному засыпанию, которые можно условно разделить на четыре категории. Методики позволяют эффективно и безопасно справиться с наличием ассоциаций со сном у детей в возрасте после 4 месяцев от предполагаемой даты родов. К тому же они дают возможность научить детей засыпать и спать самостоятельно.

Рассмотрим группы методик по степени увеличения участия взрослого в момент погружения ребенка в сон.

Метод Спока или Метод исключения

Самый прямолинейный и быстрый способ. Тщательно подготовленный ребенок укладывается в кроватку, родители прощаются с ним до утра или до времени следующего кормления (в зависимости от возраста). При этом взаимодействие с ребенком во время его засыпания отсутствует полностью.

«Тщательно подготовленный ребенок» — это ребенок, у которого установлен правильный режим сна и бодрствования, отвечающий его физиологическим потребностям. Он понимает, что его кладут спать в установленное время и для этого создают оптимальные условия для засыпания — температуру (19-22°С), темноту, тишину.

Интервальная методика: метод Фербера или метод Эстивиля

Метод предусматривает взаимодействие родителя с ребёнком в виде коротких визитов через постоянно увеличивающиеся промежутки времени вплоть до засыпания. Такая методика является более продолжительной. По мнению родителей, это щадящий способ, в отличие от предыдущего метода исключения. Ведь родители могут проверить состояние ребёнка, показать своё присутствие, поддержать его.

Высиживание, метод стула или постепенных изменений, или метод Ким Вест

Такой способ является самым востребованным для родителей. Он предусматривает огромную поддержку со стороны взрослого, который сначала сидит вплотную к кроватке ребенка и помогает ему уснуть, а затем постепенно отодвигается в сторону выхода и в итоге уходит из комнаты. Такая методика занимает продолжительное время и требует кропотливой работы.

Методика «Обнялположил» Трейси Хогг

Подходит для родителей, которые не могут остаться безучастными и предпочитают поддерживать малыша во время освоения нового навыка всеми доступными способами. Это самая постепенная и длительная методика, которая требует физических и моральных усилий со стороны родителей. Ведь малыша приходится доставать из кроватки для успокоения множество раз за укладывание. Однако метод достаточно эффективный при правильных действиях со стороны родителя.

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг заключается в достаточно медленном отказе от прежней ассоциации на сон, когда мама работает над ослаблением этой ассоциации, снижая для начала амплитуду качания. Далее ребенка кладут в кроватку, но при его негодовании снова берут на руки, успокаивают и вновь кладут обратно. Ребенок может часто проситься на руки, и повторять действия нужно будет много раз. Для получения первых результатов может потребоваться неделя и более, но при этом дает возможность контролировать негодования ребенка.

Действуют ли эти методики при засыпании ребенка?

Стоит учесть, что подготовка ребенка к самостоятельному засыпанию — достаточно важный этап. Ведь обретение любого навыка сопряжено с расходованием внутренних ресурсов организма. Потому и к обучению самостоятельного засыпания ребёнок должен быть подготовлен. В таком случае гигиена сна налажена, режим отточен и определенные ритуалы внедрены.

К сожалению, ни одна из методик не гарантирует отсутствие слёз, но при корректных и правильных действиях родителей прогресс обязательно будет. Родители должны быть полны решимости последовательно действовать в рамках методики, изучить и соблюдать все её детали, а самое главное — знать, зачем это нужно делать.

Было бы ошибочно утверждать, что самостоятельное засыпание ребёнка — это то, что необходимо каждой семье. Малыш может спать в разных условиях, и традиции народов мира это подтверждают. Если семью устраивает определенная методика засыпания ребёнка — можно ее придерживаться. Некоторые родители применяют тот или иной способ самостоятельного засыпания в угоду моде. Мы же рекомендуем придерживаться правильной и действующей методики для своего малыша.

Источник

Как приучить ребенка спать в своей кроватке отдельно, всю ночь. Революционный метод доктора Эстивиля, по Споку, Комаровский

Воспитание — сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и умений. Любой системе воспитания придают необходимую устойчивость и прочность вовремя сформированные привычки. Кирпичиками фундамента воспитания являются привычки ребенка, и кирпичики эти необходимо класть в основе постройки, но, непременно, класть верно и прочно.

Воспитание у ребенка привычки спать в собственной кроватке очень часто представляет некоторую сложность для молодых родителей. Вопрос о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке, обычно начинает тревожить примерно с момента исполнения малышу шести месяцев.

Когда ребенок готов к собственной кроватке?

Если малыш привык с рождения спать с матерью, то выработать у него привычку засыпать в детской кроватке и освоиться в новом месте будет намного сложнее.

По мнению специалистов, привыкших спать с родителями с рождения малышей, следует приучать с 6-8 месяцев, поскольку кормления ночью прекращаются, и ребенок в течение ночи может спокойно спать. Метод спока приучение ко сну. kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 1. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 1. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 1. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

На данном этапе ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, он достаточно ловок в движениях, у него уже выработаны определенные двигательные навыки, и этот процесс не нужно контролировать.

Если малыш к 8 месяцам не привык спать отдельно, не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно выработать эту привычку, нужно проявить последовательность и некоторую твердость. Если же малыша укладывают в кроватку, а в следующий раз родители вновь позволяют спать с собой, то такая «методика» формирует у ребенка недоумение.

Соблюдение некоторых необходимых условий необходимо для того, чтобы выяснить с помощью каких методик и как приучить ребенка спать в своей кроватке:

Как приучить ребенка до 1 года засыпать самостоятельно

Ребенок в возрасте 1-4 недель

В данный период кроху обучать не нужно. Необходима выработка способов быстрого и легкого засыпания малыша.

Какие методы помогут нормализовать сон малыша этого возраста:

Ребенок в 2-3 месяца

Малышу до месячного возраста необходимо находиться рядом с матерью, поэтому в этом возрасте к кроватке приучать рано. После завершения периода новорожденности, с 2-3 месяцев необходимо постепенно отучать от укачиваний. До одного года надо приучить его к самостоятельному быстрому засыпанию.

Чтобы понять, как приучить ребенка спать в своей кроватке самостоятельно, нужно изучить психические и индивидуальные особенности детей раннего возраста, знать биологические и психологические закономерности роста и развития детей.

Какие необходимы условия для эффективного процесса выработки у малыша привычки быстро и легко засыпать в своей постели:

Методика сна по Споку

Известным детским врачом Бенджамином Споком была создана методика самостоятельного засыпания ребенка до 1 года. Каждая мама сама решает, как приучить ребенка спать в своей кроватке, воспользоваться ли данным достаточно спорным методом или избрать другой способ укладывания малыша. Метод спока приучение ко сну. kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 10. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 10. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 10. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Методика предусматривает оставление ребенка одного в комнате и возвращение к нему спустя промежуток времени. Причем продолжительность отсутствия мамы увеличивается каждый последующий раз в течение дня и каждый последующий день на две минуты.

Например, если в первый день при первом засыпании малыша мама отсутствовала минуту, то при втором засыпании — будет отсутствовать 3 минуты, третьем и последующих — 5 минут.

Во второй день, соответственно, первое засыпание будет сопровождаться отсутствием мамы продолжительностью три минуты, второе — пять, третье и последующие — семь минут. Таким же образом рассчитывается недельный режим самостоятельного засыпания.

Если в процессе засыпания малыш плачет, мама должна подойти в первый раз спустя минуту, успокоить и уйти. Если кроха снова плачет, мама подходит уже спустя три минуты.

Многим эта методика кажется неприемлемой. Однако она приучает малыша засыпать самому, и уже по истечении недели появляются положительные результаты.

Метод доктора Эстивиля: 7 шагов к самостоятельному сну

С самого раннего возраста ребенка следует приобщать к распорядку в семье. Одной из составляющих общего режима является навык самостоятельного сна. Многие родители в этом вопросе прибегают к применению метода профессора Эстивиля. Этот метод может подсказать мамам, как приучить ребенка спать в кроватке. Метод спока приучение ко сну. kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 9. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 9. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка kak priuchit rebenka spat v svoey krovatke 9. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Эстивиль разработал таблицу, где приведены временные интервалы, по истечении которых мать подходит к крохе. Если мать подошла к плачущему малышу, то в следующий раз по плачу ребенка она должна прийти к нему спустя минуту. Далее — спустя три минуты, а если малыш не успокоился, то через каждые пять минут, пока он не уснет.

Последовательность при использовании этой методики позволит в кратчайшие сроки приучить малыша засыпать одному.

Как приучить ребенка засыпать в своей кроватке в 2-3 года

Малыш должен научиться спать в собственной постели до годовалого возраста, позже приучить к этому будет несколько сложнее. Естественно, что он должен знать о нахождении мамы рядом и ее незамедлительной помощи, должен быть уверен в преодолимости пугающего одиночества и страха.

Родители обязаны помочь крохе в противостоянии стрессовым ситуациям. Отдаление от мамы — это своего рода первое знакомство с понятием самостоятельность. Для ребенка этот период считается этапом психологического взросления.

Как грамотно подойти к этой непростой ситуации:

Важные советы и маленькие хитрости

Когда не стоит заставлять ребенка спать отдельно

По некоторым причинам вырабатывание привычки к самостоятельному сну необходимо отсрочить:

Дети, у которых наблюдается хотя бы один из перечисленных признаков, нуждаются в более продолжительном контакте с матерью: потребность в совместном сне у них больше, чем у их сверстников.

Весьма уязвимым для малыша является этап прорезывания зубок, а также период после перенесенной болезни или начало посещения детского сада. Эти события для несформированной психики ребенка являются стрессовыми, и в такие моменты ему требуется дополнительное внимание со стороны родителей.

Предупреждаем возможные ошибки

Надо учитывать существенный факт, что тревожность матери и ее психологическое сопротивление передаются малышу.

Существует ряд распространенных ошибок, которые мешают процессу привыкания ребенка к собственному спальному месту:

Если вопрос о приучении малыша к собственной кроватке вызывает у родителей затруднения, то следует прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов: психологов и педиатров.

Обобщив рекомендации и советы специалистов, можно предложить родителям следовать некоторым правилам:

Изменения и перестройки в жизни ребенка — испытание для него и родителей. Это касается и вопроса о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке. Сколько потребуется времени для привыкания малыша к нововведению?

Это зависит от индивидуальных особенностей и возраста. Проявление упорства и поспешности в этом деле только навредит процессу адаптации. Если малышу требуется внимание и забота, он хочет ощущать близость матери, с ним надо договариваться, постепенно сокращая время пребывания рядом.

Важно соблюдать некоторые условия и правила, которые непременно исходили бы из интересов самого ребенка и были бы обязательно выработаны с учетом особенностей детской психики.

Вооруженным с помощью специалистов знаниями родителям легче и доступнее превратить выработку любой привычки у малыша в безболезненный комфортный процесс. И, конечно, универсальным средством в отношениях с детьми, несомненно, являются огромная родительская любовь и терпение, подкованные необходимыми знаниями о тонкой организации удивительной детской души.

Видео о том, как приучить ребенка спать в кроватке

Автор поделится своим опытом приучения ребенка к кроватке:

Комаровский расскажет как отучить ребенка от совместного сна:

Источник

Самостоятельное засыпание, Спок и другие

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Olga1982,
27 июля в Все о детях

Рекомендованные сообщения

Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас просматривают 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Популярные сообщения

Метод спока приучение ко сну. IMG 20191126 WA0002.thumb.jpg.0182c5b0743b161f6c4c26e7b5dc733f. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-IMG 20191126 WA0002.thumb.jpg.0182c5b0743b161f6c4c26e7b5dc733f. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка IMG 20191126 WA0002.thumb.jpg.0182c5b0743b161f6c4c26e7b5dc733f. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Mамба

Мне всегда вот подобное дико читать. Ко мне родственники с подобным не лезут. И я с такими вещами не полезу к родственникам. Может вам в этом направлении направить энергию? А то ребенку еще расти

Метод спока приучение ко сну. photo thumb 315179. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-photo thumb 315179. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка photo thumb 315179. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

VasheVelichestvo

Родственников слать. Без аргументов, просто слать. С ребенком ложиться и досыпать, если не выспалась. Если родственники хотят помочь, пусть этих самых разносолов и принесут, ради помощи молодой матери

Метод спока приучение ко сну. Screenshot 20200323 195754.thumb.png.98d87bda1e44c27fbe5e07f52e83202b. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-Screenshot 20200323 195754.thumb.png.98d87bda1e44c27fbe5e07f52e83202b. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка Screenshot 20200323 195754.thumb.png.98d87bda1e44c27fbe5e07f52e83202b. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Не, это просто надо свои границы отстаивать

Популярные темы

Метод спока приучение ко сну. 2.thumb.jpg.4f44de6056ca1f8007c9ebf5b5920d16. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-2.thumb.jpg.4f44de6056ca1f8007c9ebf5b5920d16. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 2.thumb.jpg.4f44de6056ca1f8007c9ebf5b5920d16. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: // Елена счастливая //
Создана 19 часов назад

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Snndhdvsm
Создана 11 часов назад

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: IR_KA
Создана 13 часов назад

Метод спока приучение ко сну. 4a2779dc28bd6e02f16066b5c80d4c3b.thumb.jpg.f7a160156caf9cfef74973bf706e2e33. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-4a2779dc28bd6e02f16066b5c80d4c3b.thumb.jpg.f7a160156caf9cfef74973bf706e2e33. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 4a2779dc28bd6e02f16066b5c80d4c3b.thumb.jpg.f7a160156caf9cfef74973bf706e2e33. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Elenas91
Создана 14 часов назад

Метод спока приучение ко сну. photo thumb 247431. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-photo thumb 247431. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка photo thumb 247431. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: БеременЮля
Создана 7 часов назад

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Vishenka_
Создана 10 часов назад

Метод спока приучение ко сну. 1231d3efd77ab03c548fece55df3003397250a68.thumb.jpeg.c9be97393905765fc0c9e710256fbd7b. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-1231d3efd77ab03c548fece55df3003397250a68.thumb.jpeg.c9be97393905765fc0c9e710256fbd7b. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 1231d3efd77ab03c548fece55df3003397250a68.thumb.jpeg.c9be97393905765fc0c9e710256fbd7b. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Weronika88
Создана 4 часа назад

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор: Kösem10092021
Создана 5 минут назад

Отзывы о клиниках

Метод спока приучение ко сну. . Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка . Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Метод спока приучение ко сну. 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка 84c1e40ea0e759e3f1505eb1788ddf3c default photo. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Метод спока приучение ко сну. F59C734F 26DE 424F 88BF D7258158309F.thumb.jpeg.03f4339e11622ed89ff3da8497908ea1. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-F59C734F 26DE 424F 88BF D7258158309F.thumb.jpeg.03f4339e11622ed89ff3da8497908ea1. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка F59C734F 26DE 424F 88BF D7258158309F.thumb.jpeg.03f4339e11622ed89ff3da8497908ea1. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

О сайте

Быстрые ссылки

Популярные разделы

Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Источник

Текст книги «Правила детского сна. Как наладить сон ребенку и его родителям»

Метод спока приучение ко сну. pravila detskogo sna kak naladit son rebenku i ego roditelyam 174810. Метод спока приучение ко сну фото. Метод спока приучение ко сну-pravila detskogo sna kak naladit son rebenku i ego roditelyam 174810. картинка Метод спока приучение ко сну. картинка pravila detskogo sna kak naladit son rebenku i ego roditelyam 174810. Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Автор книги: Михаил Полуэктов

Жанр: Медицина, Наука и Образование

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Глава 5
Прав ли был доктор Спок? Самостоятельное засыпание без ущерба для психики

Самостоятельный сон ребенка является таким же навыком, как привычка здорового питания или навыки личной гигиены. Самостоятельный сон ребенка нужен не только ради спокойствия и свободы родителей, ребенок, обладающий этим навыком, спит крепче и качественнее, реже просыпается среди ночи, а если и просыпается, то сразу же засыпает вновь. Это значит, что можно и нужно учить малыша спать самостоятельно, и лучше делать это с младенчества, прививая правильные привычки сна и не допуская формирования неправильных.

Если родители приняли решение приучать ребёнка к самостоятельному сну, когда он уже привык спать на родительской кровати, малыш, несомненно, будет требовать привычной ласки и объятий, в которых ему вдруг отказали. Протесты малыша могут быть такими сильными и длительными, что сломят решимость родителей. В этот момент очень важно осознать, что вернуть горько плачущему ребенку его привычное засыпание с грудью или в родительской кровати – это значит ещё сильнее укрепить неправильную привычку сна. Механизм этой связи очень прост: засыпание рядом с родителем приятно ребенку, а лишение его чего-то приятного вызывает объяснимое возмущение и попытки вернуть всё на прежнее место. Способ отвоевать желаемое с помощью криков и плача оказывается действенным, а значит, можно будет использовать его в следующий раз. Для родителей это означает, что следующий подход к обучению потребует ещё больше сил и настойчивости.

Родителям, которые принимают решение приучить ребёнка к самостоятельному сну, нужно оценить свои физические и моральные силы. Недосып, переутомление или нестабильное эмоциональное состояние родителей приводят к импульсивным решениям бросить все попытки и вернуть ребенку требуемую бутылочку или совместный сон. Раздраженные родители могут потерять самообладание и накричать на ребенка во время укладывания, хотя в этот момент ему больше нужна поддержка и ощущение защищенности. Важную роль играют согласованные действия всех членов семьи, потому что при использовании некоторых методик переучивание занимает несколько недель или месяцев, и один человек не в состоянии будет сохранять нужный настрой на укладывание все это время. Не стоит начинать обучение самостоятельному сну, когда ребенок болеет или на него ложится психологическая нагрузка, например когда он активно осваивает новые навыки, когда мама начинает выходить на работу, а он сам идет в садик или вся семья переезжает в другой дом.

В помощь родителям, которые решили приучать ребенка к самостоятельному сну, педиатры в разное время разработали множество практик, которые описывают последовательность действий во время переучивания. Эти методики отличаются по продолжительности и жесткости, но их общей чертой является то, что для их успешного выполнения от родителей требуется методичность и спокойный настрой.

Методика «дайте ребенку проплакаться» («cry it out»)

Автор этой методики, Марк Вайсблут, описал её в своей книге в 1987 году. Она заключается в том, что после обычной подготовки ко сну родители укладывают ребенка в кроватку бодрствующим, желают ему спокойной ночи, выключают свет и выходят из комнаты. На протесты и плач ребенка не реагируют и возвращаются к нему только утром. Так повторяется и на следующую ночь, пока ребенок привыкнет к самостоятельному сну.

Несмотря на то, что в первую ночь протесты ребенка могут продолжаться несколько часов, уже через 3–4 ночи эффект становится заметным и ребенок начинает засыпать самостоятельно намного быстрее. Несмотря на преимущества быстрого эффекта, очевидными остаются такие минусы, как значительный стресс для ребенка и родителей. Тем не менее исследования последствий применения этой методики показали, что она не оказала влияния ни на здоровье детей, ни на их привязанность к родителям, ни на поведение днем и стрессоустойчивость, а также не ухудшили грудное вскармливание.

Плач ребенка во время изменения привычек сна не имеет каких-либо долговременных отрицательных последствий.

Дети попросту не помнили все эти события. Однако на психике родителей остается более глубокий след, и они ещё долго потом корят себя за страдания, которые причинили детям за эти 3–4 ночи. Ситуации, когда родители на каком-то этапе бросают обучение ребёнка самостоятельному сну, чаще всего возникают именно при применении «жёстких» методик.

Для того чтобы уменьшить выраженность эмоциональной реакции, вызываемый протестами, перед началом применения методики родителям рекомендуется понаблюдать за признаками сонливости у ребёнка. Укладывать ребенка лучше в тот момент, когда он наиболее готов ко сну. Кроме того, важно следить, чтобы ребенок по времени днем спал как обычно, а не отсыпался за потерянные ночью часы сна.

Методика «проверки и выдержки» Ричарда Фербера

Эта методика тоже считается достаточно жестокой и вызывает много противоречивых оценок родителей и врачей, хотя и является более мягкой, чем методика Вайсблута. Она заключается в том, что после обычной подготовки ко сну родители укладывают ребенка в кроватку бодрствующим, желают ему спокойной ночи, выключают свет и выходят из комнаты. Несмотря на законное возмущение малыша, родителям нужно выждать 3 минуты, а затем, если ребенок не успокаивается самостоятельно, подойти и проверить его, при необходимости поправить постель и, пробыв у кроватки ребенка не более 1–2 минут, вновь оставить его. Если ребенок не успокоился, через некоторое время к нему опять можно подойти, однако временной интервал до следующей проверки увеличивается до 5, а потом до 7 и 10 минут. Проверки ребенка через каждые 10 минут продолжаются, пока он не заснет. При пробуждении в ночное время также необходимо дать ребенку возможность заснуть самостоятельно, выдержав 10 минут, если он не успокаивается – подойти, поправить постель и опять уйти.

На вторую и следующие ночи время выжидания увеличивается до 10–12 минут, а общая продолжительность переучивания составляет до 5 ночей. Преимуществом этой методики является то, что родители не демонстрируют ребенку полного безразличия и не оставляют его одного в темной комнате на всю ночь, однако громкие протесты ребенка побуждают многих родителей прекратить переучивание.

Описанные методики были разработаны американскими педиатрами во второй половине XX века и являются продуктом почти векового влияния механистического подхода к психологии ребенка. В них ребенку не оставляют права на собственное мнение и желание, он полностью зависит от стиля жизни и воли старших членов семьи. Таким образом, задачей родителей было не обучить, а скорее выдрессировать ребенка спать, есть и вести себя правильно. К тому же в начале – середине XX века американская педиатрия и детская психология развивались не в вакууме, на них оставили след пуританские воззрения подавляющего количества населения, а также кризисные 30-е и военные 40-е годы. В результате этого во многих американских семьях господствовал практически армейский порядок, поощрялась строгость к детям, а излишние проявления любви и ласки, напротив, считались вредными, способными избаловать. Матерей предостерегали от лишних проявлений любви к ребенку, например, поцелуев и объятий, поскольку малыш мог привыкнуть к ласке и вырасти неприспособленным к жизни. В этот период психолог и врач претендовали на то, что они знают, как растить ребёнка, лучше, чем его собственная мать, и совсем не учитывали, что маленький ребёнок имеет совсем другие потребности в общении с близкими, нежели взрослый человек.

В последние два десятилетия эта позиция подвергается резкой критике. Большую популярность приобретают работы Джона Боулби и его последователей, которые изучали влияние проявлений материнской привязанности на психическое развитие детей, их адаптацию в социуме, стрессоустойчивость. Эти ученые смогли подтвердить, что ощущение защищенности, идущее рука об руку с родительским присутствием, спокойная поддержка и телесный контакт являются залогами формирования психологически зрелой, независимой, уравновешенной, приспособленной к жизни личности.

Было обнаружено, что у детей, которых отдавали в дошкольное учреждение в возрасте до 1,5–2 лет, повышался уровень гормона стресса – кортизола, – что приводило к нарушению развития нервных структур, отвечающих за контроль эмоций. Впоследствии такие дети оказались более уязвимыми перед негативными событиями и имели большую склонность к депрессии. Как уже говорилось, исследования «жестких» методик обучения самостоятельному сну не выявили значимого влияния на психику детей. По-видимому, знакомая обстановка, предварительная подготовка ко сну и достаточно быстрое наступление эффекта от методики сглаживают переживаемый ребенком стресс. Однако противники этих практик продолжают утверждать, что стресс, переживаемый ребенком, может повлиять на его развитие, отношения с матерью и на её удовлетворение от материнства.

Тем не менее под действием критики даже Ричард Фербер, автор методики «проверки и выдержки», внес коррективы в новое издание своей книги в 2006 году. В этом издании он уже менее резко высказывается против совместного сна и признает возможности использования различных подходов в разных семьях.

Забавно, что автору всемирно известного бестселлера «Ребёнок и уход за ним» Бенджамину Споку также вменяют в вину слишком жёсткую позицию в отношении самостоятельного сна ребенка.

Дело в том, что Бенджамин Спок, выросший в семье со строгими правилами, кормлением, высаживанием на горшок и укладыванием в кроватку по расписанию, впервые «разрешил» родителям не подчинять свою жизнь и жизнь ребенка правилам и расписанию. Спок давал родителям больше свободы, утверждая, что не существует универсальных правил по уходу и воспитанию, и родители должны доверять в первую очередь себе и своему ребенку. Эта позиция оказалась тепло принята огромным количеством родителей, а книга была переведена на 39 языков и разошлась 50 миллионами экземпляров. Безусловно, она оказала большое влияние на воспитание детей по всему миру. Примером тому служит и печально известный рост числа случаев синдрома внезапной детской смерти, связанных с рекомендацией Спока укладывать ребенка спать на живот. Продолжая тему предоставления большей свободы выбора матери, Спок писал, что здоровье ребёнка не зависит от типа его вскармливания. Это побудило женщин отказываться от грудного вскармливания в пользу смесей.

В отношении детского сна доктор Спок следовал догме, что чем позже родители начнут приучать ребенка к самостоятельному сну, тем тяжелее им это дастся. В частности, он говорит: «Ребенок привыкает спать с родителями и будет бояться спать в их отсутствие. Чем он старше, тем труднее перевести его в отдельную комнату». При этом доктор Спок подчеркивал, что главные преимущества раннего перехода к самостоятельному сну почувствуют родители, вернув кровать в своё распоряжение и освободившись от необходимости находиться рядом с ребенком во время его сна. Так получилось, что Бенджамин Спок, поколебавший основы пуританского воспитания, последовал общепринятым в педиатрии взглядам и все-таки оказался в лагере тех, кто сейчас подвергается критике за слишком жесткую позицию в отношении детского сна.

Противники «жестких» методик обучения самостоятельному сну критикуют точку зрения, что если ребенка сразу не научить, как правильно спать (есть, убирать игрушки), то он потом никогда не научится. Ведь никому не приходит в голову отправить годовалого ребенка гулять, чтобы он сразу умел делать это сам. Никто не ждет от ребенка, впервые взявшего в руки карандаш, что он будет рисовать человечка в соответствии со всеми пропорциями и перспективой. В приучении к самостоятельному сну так же, как и в случае с формированием других навыков, требуется поддержка родителей, особенно на первых порах. Как и в любом обучении, достигнутые успехи могут смениться возвратом к совместному сну в период нарастания психологической нагрузки, скачков физического и психологического созревания ребёнка.

Родителям имеет смысл выбирать методики Фербера и Вайсблута, если они считают необходимым получить быстрый эффект и не чувствуют в себе достаточно сил, чтобы методично пройти все этапы более мягких и продолжительных методик.

Выбор жестких или мягких методик приучения к самостоятельному сну – это вопрос мировоззрения родителей, а не медицины.

Мягкие методики

В случае, если эти два метода кажутся родителям недопустимыми, и они хотят избежать плача ребенка, существуют и более мягкие и постепенные методики. К авторам мягких методик можно отнести американок Трейси Хогг и Ким Вест. Они предлагают заменять неправильные привычки засыпания на более нейтральные, а на следующем этапе переходить к самостоятельному сну. Например, заменить засыпание во время кормления на засыпание рядом с мамой на родительской кровати, а позже – на засыпание в собственной кроватке, но в присутствии одного из родителей в комнате. Не возбраняется обнять, успокоить плачущего ребенка. Переходить с одного этапа на другой можно настолько медленно, насколько ребенок к этому готов, при этом каждый этап может занять 3–4 дня, а может – недели или месяцы. В периоды болезней и увеличения психологических нагрузок (изменение обстановки, например) родители делают паузу, а иногда даже шаг назад и откладывают дальнейшие шаги до стабилизации состояния. Таким образом, родители могут избежать чувства вины, а ребёнок получает максимальную поддержку, и его обучение самостоятельному сну становится больше похожим именно на обучение, а не на дрессировку.

В распоряжении родителей имеется целый арсенал методик, которые можно видоизменять в зависимости от обстоятельств. Основными правилами, которых следует придерживаться, являются:

1) осознанность (понимание, что для чего делается) родителей в применении выбранных методик и последовательность отмены неправильных привычек сна и увеличения самостоятельности малыша;

2) отсутствие проблем со здоровьем и психологических нагрузок на ребенка и родителей в начале переучивания и при переходе на следующий этап;

3) поддержка близких людей;

4) соблюдение правил гигиены сна (см. главу 4).

Последний пункт очень важен и в процессе переучивания ребенка на самостоятельный сон, и при организации сна вообще.

Родителям детей в возрасте полутора лет и старше в борьбе с детской бессонницей придется проявить больше изобретательности. Запросы детей и ситуации, провоцирующие отказ идти в кровать, становятся настолько разнообразными, что найти универсальный рецепт невозможно. Можно попробовать несколько тактик, прежде чем вы найдете подходящую. Наиболее универсальные советы:

• избегать эмоциональных ссор и споров перед укладыванием;

• соблюдать режим сна и бодрствования, которые обсуждались в главе 4.

Эмоциональное возбуждение помешает ребенку расслабиться и заснуть. Повторяющиеся от вечера к вечеру негативные впечатления от укладывания могут стать привычными, и вскоре каждый вечер будет омрачен напряженным ожиданием очередного скандала.

Ниже мы приводим несколько тактик, которые могут быть полезны при укладывании ребенка в возрасте 1,5–5 лет.

Тактика видимости контроля ситуации

Если ребенок категорически отказывается спать в установленное время, можно предоставить ему контроль над ситуацией, но в ограниченных пределах: «Ты хочешь пойти спать сейчас или через 5 (или 10, или 30…) минут?» Придя к компромиссу с ребенком, подойдите к часам, чтобы объяснить, где будут стрелки, когда пройдет условленное время. Спокойные переговоры помогут избежать громких протестов ребенка, которые оказывают дополнительный возбуждающий эффект.

Тактика ограничения стимуляции

Если ребенок лег в кроватку, но в течение 20–30 минут не может уснуть, встает, разговаривает, зовет родителей, то, возможно, ему не хватило времени, чтобы успокоиться после насыщенного и активного дня. Можно разрешить ему встать и заняться спокойными делами, например чтением, рисованием, а затем, при появлении признаков сонливости, вернуться в кровать. Если после этого ребенок не засыпает в следующие 20–30 минут, повторить действия.

Тактика «постепенного погашения»

Привычка засыпать в присутствии родителей к 2–3 годам видоизменяется. Теперь ребенок не просто плачет, а требует, чтобы родители сидели рядом с ним, держали за руку, или после укладывания в кроватку зовет их к себе под разными предлогами: попить, отвести в туалет, покушать, посидеть рядом, потому что одному оставаться страшно. Категорический отказ может привести к ссоре и нарушить засыпание. Попробуйте пойти с ребенком на сделку: «Я приду, но после того, как помою посуду/закончу работать». Оставляйте ребенка на все более и более удлиняющиеся периоды под предлогом различных дел, пока ребенок не заснет. Еще эту тактику называют – «приду через пять минут».

Важно, чтобы обозначаемые вами важные дела были неинтересными для ребенка, иначе он может захотеть присоединиться к вам. Малышу даже может казаться, что самое интересное происходит после того, как его укладывают. Для того чтобы разуверить его, избегайте активной деятельности после укладывания: выключите яркий свет, избегайте громких звуков, разговоров и создайте видимость подготовки ко сну.

Тактика позитивного подкрепления

Если родители 3-летнего ребенка приняли решение приучать его к сну в собственной кроватке, лучше начать с того, чтобы заинтересовать малыша самостоятельным сном. Интерес появится, если подчеркивать малышу, что его любимые герои сказок и мультфильмов спят самостоятельно, в своих кроватках и спальнях. Заинтересуйте малыша выбором собственной кроватки и мебели для детской комнаты, постельного белья, ночника. Во время вечернего ритуала следует обращать внимание ребенка на то, как кроватка и подушка соскучились по нему за день, как устали все игрушки. Уложить избранных персонажей спать и пожелать им спокойной ночи. Можно разрешить ребенку взять в постель любимую мягкую игрушку (предметный посредник), но не устраивать в постели филиал игровой комнаты.

Если малыш все-таки предпочитает родительскую кровать, установите дни и время, когда ему можно будет приходить в спальню родителей, например через день, один раз в три дня, после звонка будильника или утром в выходной день.

В ходе обучения малыша самостоятельному сну важно хвалить его за успехи и отмечать каждую ночь, в которую он уснул самостоятельно и не приходил в комнату родителей. Можно клеить стикеры в календаре (или на стене!) за каждое своевременное укладывание, ночь, проведенную без пробуждений. Наказаний, наоборот, следует избегать.

Важным является регулярное соблюдение правил укладывания (за исключением оговоренных случаев) – систематическое повторение даже не столь желательных событий порождает у ребенка ощущение стабильности, что способствует снижению у него уровня тревожности.

Глава 6
Снятся ли сны младенцам? О сновидениях и феномене люцидности

Сновидения остаются самой большой загадкой сна. До сих пор неизвестно, кок они возникают и отражают ли что-либо существенное. На этот счет существуют лишь гипотезы. Несмотря на то, что люди с древних времен интересуются происхождением и значением сновидений, научный подход к ним сформировался только с середины XX века, когда было обнаружено, что сон неоднороден и делится на фазу медленноволнового сна и сна с быстрыми движениями глаз. Активное изучение фазы сна с быстрыми движениями глаз показало, что люди, которые просыпались из этой фазы, чаще рассказывали об увиденном сновидении. Несколько десятилетий среди ученых господствовало мнение, что сновидения возникают только в фазе сна с быстрыми движениями глаз (быстрого сна). Впоследствии оказалось, что психическая активность присутствует в течение всего сна. Отражением ее и являются зрительные образы, эмоции и идеи, возникающие в сновидениях. В фазе быстрого сна они просто более красочные и эмоционально насыщенные, сюжет удлиняется, превращая сновидение в подобие фильма. Такие сновидения проще запомнить, и они дольше остаются в памяти. Сновидения, посещающие нас в медленноволновом сне, больше похожи на отрывки мыслей, идей или на отдельные картины. Эти сновидения запоминаются хуже.

Запоминание сновидения происходит не в тот момент, когда мы его видим, а при пробуждении. Это связано с тем, что во сне головной мозг работает в режиме обработки полученной ранее информации и не воспринимает новые впечатления. Поэтому мы не запоминаем события, происходившие во время сна, в частности, короткие ночные пробуждения. В норме здоровый человек просыпается до 10 раз за ночь, это связано с необходимостью менять положение тела, чтобы не затекали мышцы. В это время происходят кратковременные (3-10 секунд) пробуждения, во время которых мозг не успевает «проснуться», осознать происходящее и запомнить его. Если ночное пробуждение длится достаточно долго, то сознание возвращается и в голове за короткие мгновения выстраивается цепочка впечатлений, промелькнувших в мозгу за миг до пробуждения.

Возможность запомнить сновидение зависит от:

а) инерции сна. Быстро просыпающиеся люди чаще сообщают о сновидениях, чем те, кто долго не может стряхнуть с себя сон;

б) яркости, эмоциональной насыщенности сновидения.

Изучать сновидения сложно, поскольку вмешательства в сон делают его более поверхностным, прерывистым и нарушают чистоту эксперимента. Кое-что можно понять из экспериментов, в которых подопытных животных и людей будили в момент наступления фазы быстрого сна, ориентируясь по электроэнцефалограмме. В ставшем знаменитом описании «сна о пинг-понге», опубликованном в 1967 году, американский исследователь Вильям Демент рассказывает о сновидении одного из участников опыта. Тот был разбужен после того, как на записи движений глаз (электроокулограмме) было последовательно зарегистрировано 26 движений глаз в горизонтальной («влево-вправо») плоскости. После пробуждения он рассказал, что ему снилась игра в пинг-понг двух его друзей, которую он наблюдал стоя от стола сбоку. «Сканирующая» гипотеза происхождения быстрых движений глаз, наблюдаемых во время переживания сновидения, остается до сих пор популярной теорией. Сложность изучения сновидений заключается ещё и в том, что единственным подтверждением сновидения является рассказ человека. Этот рассказ может быть очень субъективен и зависит от богатства словарного запаса, от желаний рассказчика представить себя в лучшем свете и т. д. Поскольку животные и маленькие дети не владеют речью, то мы не можем в точности знать, видят ли они сновидения так же, как взрослые люди. Возможно, что сновидения – это продукт мозга, владеющего речью и образным мышлением, переработка картин и эмоций, промелькнувших в сознании в миг пробуждения в более или менее логичный рассказ. Дети, которые пока не обладают этим навыком, вероятно, переживают лишь разрозненные впечатления, которые начинают складываться в рассказы о сновидениях лишь тогда, когда ребёнок получает опыт, тренирует свое образное и логическое мышление. Рассказы детей о сновидениях из концептуальных становятся всё более развернутыми, растянутыми во времени.

Узнать, видел ли ребенок сон, можно с 2 летнего возраста, после формирования у него навыка связной речи.

На данный момент есть несколько теорий, объясняющих возникновение и назначение сновидений. Нейрофизиологи и психоаналитики имеют разные взгляды. Первые убеждены, что сюжеты сновидений являются результатом абсолютно беспорядочного и непредсказуемого возбуждения нервных клеток в ходе закрепления нервных связей, которые активно работали в течение дня (так происходит запоминание информации и закрепление навыков), и устранения неактуальных нервных связей, которые в будущем не принесут человеку никакой пользы (так происходит забывание ненужной информации). Поскольку возбуждение нервных клеток происходит в случайном порядке, то бессмысленно искать в сновидениях ответы на вопросы о будущем или о ключевых событиях прошлого. В этой теории сновидения – это не более чем побочный продукт ночной работы головного мозга, который по ночам занят довольно механистической работой – закреплением в памяти того, что было изучено за день. По образному выражению:

«Сновидения – это сказки, которые мозг рассказывает сам себе».

Психологи и психотерапевты, начиная с Зигмунда Фрейда, не соглашаются с тем, что содержание сновидений не имеет смысла. Наоборот, по их мнению, сновидения – это дверь в бессознательное, состояние, наполненное различными смыслами. Источниками сновидений являются внутренние конфликты, скрываемые от общества инстинкты, вытесненные из сознания проблемы. Сюжет сновидения является лишь покрывалом, прячущим желания нашего бессознательного. Ученик Фрейда Карл Юнг разработал целую систему символов сновидений, кодирующих некие общечеловеческие идеи (архетипы). Работа со сновидениями в этом ключе превращалась в разгадку увлекательной головоломки, которая должна было помочь человеку осознать свои скрытые желания и разобраться с внутренними конфликтами.

Есть и ученые, которые считают, что нашли «золотую середину», и утверждают, что физиологические процессы придают переживаемым сновидениям смысл. Так, впечатления о событиях, пережитых в течение предыдущей недели, могут проявиться в сновидении в процессе их закрепления в долговременной памяти. В дальнейшем полезная для человека информация закрепится в памяти и будет использоваться, а ненужная – удалится. Недавно было установлено, что фаза медленноволнового сна и фаза сна с быстрыми движениями глаз отвечают за разные виды памяти. В фазе медленного сна происходит осознанное (декларативное) запоминание, которое обычно используется, когда человек прицельно изучает какую-то тему, например, когда школьник готовится к занятию. Фаза сна с быстрыми движениями глаз отвечает за неосознанное запоминание окружающих предметов, способа координации движений, переживаемых эмоций.

Для того чтобы понять разницу между осознанной и неосознанной памятью, представим, что вам нужно запомнить маршрут на в какое-то новое место, вы осознанно запоминаете количество пройденных перекрестков, магазин, рядом с которым нужно повернуть, вывеску рядом с местом назначения. При этом могут неосознанно запоминаться встречные прохожие, номер проезжающего мимо автобуса, ваш собственный страх не успеть в назначенное время. Когда такие случайно запомнившиеся лица, детали вкупе с тревожным ощущением появляются в сновидении, то может показаться, что вы впервые видит эти места и этих людей. То, что эмоциональная память обрабатывается именно в фазе сна с быстрыми движениями глаз, подтверждается тем фактом, что сновидения в этот период сна более эмоционально насыщенны.

Эксперименты, в которых испытуемых будили в момент начала фазы сна с быстрыми движениями глаз, показали, что отсутствие этой фазы сна приводило к нарушению эмоциональной регуляции, к депрессии.

Сон со сновидениями играет роль регулятора эмоций, в это время нейтрализуются негативные воспоминания.

Такой результат получился несмотря на то, что общая продолжительность сна была нормальной. Это позволяет ученым сделать вывод, что сон с быстрыми движениями глаз необходим для обработки информации об эмоциях и для формирования неосознанной памяти.

В сновидениях могут появляться места и лица, которые уже давно были зафиксированы в памяти. Формирование ассоциативной памяти требует привязки новой информации к старой и хорошо знакомой. Это требует активации старых воспоминаний, поэтому в сновидении вы видите знакомый с детства двор, родственников и друзей с которыми уже давно не виделись в реальности. Существуют предположение, что у всех людей в генетическом коде есть зашифрованная память предков. Некоторые учёные полагают, что распространённые сновидения о полётах или попытках скрыться от погони являются примером активации такой эволюционной памяти о жизни в далекие времена.

Разделение дневных впечатлений на отдельные фрагменты, последовательная активация нервных связей, отражающих старую и новую информацию, дарит нам причудливые и зачастую нелогичные сюжеты сновидений. Их можно сравнить с кэшированной памятью компьютера, которая используется для определенных целей в процессе выполнения вычислений, а затем стирается. Поэтому сами сновидения, как «отработанный материал», хранятся в памяти очень недолго. Они не столь важны для мозга, поскольку представляют побочный продукт его деятельности по запоминанию важной информации. Напротив, формирование новой памяти жизненно важно для любого существа, потому что оно позволяет найти нужный способ поведения в определенной обстановке.

Хотя описываемая теория продолжает рассматривать сновидения как побочный продукт процесса запоминания, она не исключает значимости содержания сновидений для психологии и психотерапии. Даже если сновидения не имеют под собой скрытого смысла, то они по крайней мере отражают наши впечатления, эмоциональное напряжение и желания, которые мы порой незаслуженно игнорируем. Вспоминание сновидения и попытка разъяснить источники появления отдельных его элементов в процессе психотерапевтического сеанса приводят к тому, что вольно или невольно активируются воспоминания, связанные с неприятным событием, даже если это событие «заблокировано». Механизм работы памяти таков, что, когда мы что-то вспоминаем, то происходит как бы «разархивирование» хранящейся в мозге информации. После ее использования, осознания, информация вновь «архивируется», но всегда с небольшими коррективами. Эти коррективы содержат, например, уже наше настоящее впечатление о произошедшем давно событии. Поэтому, кстати, все происходившее раньше кажется нам таким привлекательным – это так называемая «легенда о золотом веке». В процессе психотерапевтического сеанса при работе со сновидениями информация о нем извлекается и складируется в памяти много раз, поэтому эти воспоминания теряют свою разрушительную энергию для психики, даже если не удается обнаружить причину их возникновения.

Чаще мы видим, точнее, запоминаем, неприятные сновидения, чем приятные. Это может отражать попытку нашей нервной системы защитить вас от общения с неприятными людьми, посещения опасных мест и совершения рискованных поступков. Вы можете игнорировать тревогу, возникающую в определенном месте наяву, но сновидение угрожающего характера, происходящее в этом же месте, может дать подсказку. Когда человек не хочет осознавать какую-то важную информацию, избегает негативных мыслей и страхов, эта информация запечатлевается в его памяти неосознанно и может повторяться в сновидениях из ночи к ночи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *