Метод ким вест сон
Без слёз и укачиваний: как научить ребёнка засыпать самостоятельно?
Нарушение сна у детей — очень частая проблема родителей, которые просто не знают, как научить ребёнка засыпать вовремя. Своими советами с «О!» поделилась ведущий мировой специалист по сну, автора метода «Медленного отдаления» (The Sleep Lady Shuffle ТМ) Ким Вест.
Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.
Почему дети плохо спят?
Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.
24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.
Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.
Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.
Как этот метод работает?
Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.
Главные принципы методики «Медленного отдаления»:
Родители или няня находятся с малышом, пока он не заснёт.
Взрослые постепенно уменьшают степень своего участия в засыпании, пока малыш не освоит навык.
Родители не вмешиваются в тех случаях, когда ребёнок может справиться сам, и помогают там, где ему трудно.
Ребёнок может обучаться самостоятельному засыпанию и в отдельной кроватке, и вместе с родителями.
Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.
Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.
Метод Ким Вест
Методика, который команда Спи, Малыш использует в своей работе, разработана ведущим специалистом по детскому сну Ким Вест The Sleep Lady ™ и называется The Sleep Lady Shuffle. Это мягкий подход к обучению сну, который предусматривает комплексную корректировку режима сна и бодрствования, условий гигиены сна, а также корректировку ассоциаций на сон, учитывает бытовые и эмоциональные аспекты, имеющие большое значение в раннем возрасте. Методика Ким Вест уже почти 20 лет с успехом применяется во многих странах мира и доказала свою безопасность и эффективность.
Ким Вест является официальным партнером и куратором проекта Спи, Малыш в России.
В этой статье, мы подробно расскажем о подходе К. Вест к обучению сну и о том, почему мы выбрали именно его для работы с русскоязычными мамами.
Кто такая Ким Вест?
Ким Вест или Леди Сон (The Sleep Lady TM) – специалист с мировым именем по поведенческим проблемам детского сна, автор метода Медленного Отдаления (The Sleep Lady Shuffle ТМ), который уже более 20 лет с успехом применяется по всему миру.
Ким Вест – основатель Школы Консультантов Gentle Sleep Coach. Уже более 150 сертифицированных консультантов по всему миру носят звание GSC, среди них и все члены команды консультантов по детскому сну Спи, Малыш.
Ким Вест помогла тысячам семей по всему миру наладить сон своих малышей. Ким разработала методику Медленного Отдаления и подробно описала ее в своей книге «Спокойной Ночи, Сладких Снов», которая стала бестселлером.
Исследования эффективности методики
Научное исследование эффективности методики Медленного Отдаления запланировано на начало 2019 года. Исследовательская группа ученых (Wendy Middlemiss, PhD, Sarah Blunden, PhD, Macall Gordon, M.A.) планирует сравнить 2 группы родителей детей в возрасте 6 месяцев, где в одной группе будет использована методика Фербера, а в другой группе методика Ким Вест (или Методика Медленного Отдаления). Выдвигается гипотеза, что в группе родителей, применяющих методику Медленного Отдаления, будет выше процент % последовательных действий родителей и количество случаев доведения методики до завершения.
Описание методики
Методика Ким Вест или The Shuffle TM была создана более 20 лет назад на основании огромного запроса от родителей, связанного с детским сном. В ответ на этот запрос в тот момент времени врачами предлагалось 2 пути:
1) подождать, пока ребенок перерастет проблемы со сном
2) применение методики Cry It Out (CIO или «проплакаться до засыпания»), которая активно продвигалась Доктором Марком Вайсблутом.
Но ни один из этих двух путей не решал проблему не высыпающихся родителей на 100%. Тем более, что Методика CIO вызывал опасения на тему психологической и физиологической безопасности ребенка, обучающегося самостоятельному засыпанию с таким подходом. И не все родители решались на применение CIO.
К. Вест была проведена огромная работа по изучению физиологии и психологии детского сна. На основании этих знаний и большого опыта работы с поведенческой коррекцией, и как альтернатива методике CIO, была создана мягкая методика обучения самостоятельному засыпанию, которая носит название Метод Медленного Отдаления.
Подход Ким основан на мягком и последовательном обучении ребенка самостоятельному засыпанию. Методика реализуется через постепенное сокращение помощи ребенку в засыпании, когда родитель минимизирует свое непосредственное участие в этом процессе.
Методика осуществляется в присутствии родителя (малыш не остается один в кроватке/комнате) и с максимальной помощью ребенку при обучении засыпанию.
Методика Мягкого Отдаления:
Как научить Засыпать Самостоятельно?
Схема применения
Методика Медленного Отдаления комплексная и предполагает обязательный этап подготовки. Что важно сделать до начала применения методики:
Начинайте применение методики с ночного сна. Ночью вам будет помогать «гормон сна» мелатонин и способствовать засыпанию. Подготовьте ребенка ко сну, проведите ритуалы, положите ребенка в кроватку «готовым ко сну», но не спящим. Важно, чтобы малыш понимал, что его положили в кроватку. Находитесь рядом и успокаивайте ребенка. Не выходите из комнаты. На следующий день начинайте применение методики на дневной сон. Каждые три дня отодвигайте стул дальше от кроватки, пока совсем не окажетесь за дверью.
КАК СКОРО РЕБЕНОК ОТКЛИКНЕТСЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ
Однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что у каждой семьи и у каждого ребенка свои особенности. Некоторым детям достаточно 3 дня, чтобы освоить навык самостоятельного засыпания, у кого-то это растягивается на 4 недели. Методика, которую мы используем не может быть универсальной, потому что у каждой семьи и каждого ребенка есть свои особенности.
Эффект от применения методики зависит от нескольких факторов:
Как и почему мы адаптировали подход Ким Вест в России
Методика Ким Вест является одним из самых мягких подходов в обучении сну. Его автор – американка, и, конечно, работая по этой методике, мы адаптировали ее под российские условия и нашли отклик у многих семей.
Нужно понимать, что детский сон не «живет» сам по себе, а является органичной частью жизни, взаимоотношений родителей с детьми. Поэтому способ укладывать малышей сильно разнится в разных культурах, так же, как скажем, возраст и способ прикорма, время начала походов в детский сад, отношение к болезням, выход мамы на работу и так далее. Особенно различается то, что считать «нормальным», что приветствуют, а что осуждают.
В своих видеоуроках мы учитываем культурные особенности русскоговорящих мам, анализируя опыт работы нашей команды семейных и перинатальных психологов, консультантов по сну.
Мы понимаем, что в раннем возрасте очень важно сформировать полезные навыки, не навредив при этом маме и ребенку. Мы знаем, как этого достичь и практикуем комплексный и системный подход.
Специалисты Спи, Малыш учитывают все причины, влияющие на плохой сон малыша:
В процессе налаживания сна, мы предлагаем маме находить собственные комфортные решения, прислушиваться к своим желаниям и потребностям малыша, спокойно относиться к текущим трудностям.
Помимо этого, мы всегда поощряем привлечение ближайшего кружения, тех родных и близких, на которых мама может опереться в работе, ищем доступные способы восстановления сил. Ведь от ее отдыха и позитивного настроя в полной мере зависит качество заботы о малыше, а значит, и качество его сна.
В уроках мы предупреждаем о всех возможных рисках, даем полную информацию о вариантах действий в случае выявления медицинских проблем и работаем только в рамках своей профессиональной компетенции.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Методики и рекомендации
Вопрос самостоятельного засыпания (СЗ) ребенка актуален для большинства родителей: не имеет значения, спит ли малыш в своей кроватке или родители осознанно выбрали совместный сон. Ведь именно неспособность ребенка засыпать самостоятельно без родителей – одна из причин плохого ночного сна крохи, частые пробуждения и, как следствие, недосып у все семьи. Иногда речь идет о 4-5 «подъемах» за ночь, и даже в этом случае уже имеет место «накопительная» усталость, но также ситуация может быть гораздо серьезнее: ребенок может просыпаться после каждого (или почти каждого) 40-минутного цикла сна. Обучение самостоятельному засыпанию – способ решения непростой ситуации со сном.
Что такое самостоятельно засыпание малыша?
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Методики обучения самостоятельному засыпанию.
Есть множество различных методик, которые призваны помочь и подсказать родителям, как именно научить ребенка самостоятельному засыпанию. Условно их можно разделить на две группы: мягкие методы «без слез» и более суровые «без слез здесь не обойтись, увы». Однако необходимо отменить, что в целом обучение самостоятельному засыпанию вряд ли возможно без слез. Родители должны быть готовы к этому, а еще к тому, что:
Методы самостоятельного засыпания ребенка (приводим некоторые из существующих):
Описанные выше методы относятся к более мягким методам, именно они являются более гармоничными и здоровыми для ребенка, но требуют много времени для достижения результата. Есть и более «суровые» способы (вместе с тем они и более быстрые), например, методика Фербера или Вайсблута: оба этих метода относятся к группе «без слез не обойтись», то есть предполагают необходимость оставить ребенка одного и дать ему поплакать.
Особенности обучения самостоятельному засыпанию в зависимости от возраста малыша:
Только вам принимать решение, какую из методик выбрать, когда начинать. Советуем изучить их все и при необходимости взять консультацию специалиста по детскому сну и самостоятельному засыпанию, так процессе пройдет максимально эффективно, но при это максимально бережно по отношению ко всем членам семьи.
Техники приучения к самостоятельному засыпанию
Согласно научным исследованиям было выделено восемь разных подходов к самостоятельному засыпанию. Каждый из них имеет свои особенности. Консультанты по сну придерживаются метода привязанности. Прежде чем подбирать наиболее подходящий метод, они анализируют потребности грудничка, не используя эмоциональное и физическое разделение с родителями.
Задачи, решаемые консультантами по сну:
Конвенциональный подход организации сна
Основным подходом, которым придерживается большинство консультантов по сну, является конвенциональный, предполагающий приучение младенца к самостоятельному засыпанию в кратчайшие сроки, чтобы он не просыпался ночью и спал в своей кроватке в отдельной комнате.
Одни специалисты рекомендуют после засыпания младенца закрывать дверь в его комнату и открывать только утром, даже если малыш будет кричать. Другие советуют находиться в детской комнате на время отхождения ко сну, но никак не реагировать на его плач. Третьи гарантируют, что младенец перестанет плакать, если использовать мягкий подход. Помехами в данной ситуации будут служить грудное вскармливание, привычка засыпать на руках или рядом с родителями.
Чтобы не возникало трудностей, эти специалисты советуют матерям ограничить контакт с ребенком в момент засыпания, а также сократить или вовсе прекратить ночные кормления. Если младенец все-таки просит по ночам кушать, то стоит кормить младенца в одно и то же время.
Конвенциональный подход подразумевает под собой приучение грудничка к отказу в необходимости присутствия родителей в момент засыпания или просыпания посреди ночи. Таким образом, у ребенка появляются новые привычки сна, и полный отказ от контакта с взрослыми ночью. Подход конвенциональной методики состоит из следующих моментов:
Со временем малыш станет меньше кричать, плакать и активничать в кроватке, то есть привыкнет самостоятельно засыпать. Если ребенок продолжает плакать, то рекомендуется увеличить промежутки подхода к нему. В момент укладывания родитель не должен смотреть малышу в глаза, а должен находиться к нему боком, это поможет избежать контакта с грудничком. Со временем взрослому, который укладывает малыша спать, стоит отходить все дальше и дальше, пока он не окажется за пределами комнаты.
Коррекция сна по программе Ким Вест
Ким Вест стала одной из первых применять данную методику на практике. Она является автором наиболее мягких программ коррекции сна. Ким рекомендует на время засыпания оставлять в комнате младенца приглушенный свет до тех пор, пока он полностью станет засыпать самостоятельно. Из ее программы коррекции сна можно выделить следующие моменты:
Как следует расслаблять ребенка перед сном?
Привычки сна у младенца продуманы природой. Чтобы ребенок быстрее адаптировался к самостоятельному засыпанию, следует расслабить его перед сном. Это можно сделать несколькими способами:
Метод расслабления зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений малыша. Консультанты по детскому сну рекомендуют разграничить прикладывание к груди и засыпание. Таким образом, можно отучить грудничка от телесной привязанности к рукам или совместному засыпанию с взрослыми.
Как коррекция сна влияет на привязанность?
Программа коррекции сна влияет на привязанность. Она и основана на том, чтобы уменьшить эту привязанность. Если младенцу необходима постоянная близость с родителями, то данный фактор может мешать самостоятельному засыпанию. Это сравнимо с привычкой постоянно сосать грудь во время отхода ко сну или во время него.
Необходимо игнорировать потребность ребенка в физическом контакте с взрослым или отвечать на его нужду в близости не так, как обычно и не в том объеме, которого он требует. Постепенно привязанность к родителям необходимо менять на предмет-заменитель, который в дальнейшем поможет засыпать самостоятельно.
Если малыш привык прикладываться к груди по требованию, то следует кормить его в одно и то же время, не зависимо от его желания кушать. Исключение составляют груднички, которые старше трех месяцев и плохо набирают в весе. В итоге, ребенок постепенно лишается ночного существования в жизни родителей. Он привыкает к тому, что мать не берет его на руки, сидит или стоит далеко боком к кровати, кормит по времени, а не по требованию, дарит тепло и заботу только перед сном, а не ночью, не спит вместе с ним. Постепенно малыш привыкает спать с игрушкой заменителем.
При этом в дневное время родители могут уделять ребенку довольно много времени, быть заботливыми, нежными и щедрыми на объятия, которых малыш не будет получать ночью. Такое поведение со стороны родителей может повлиять на ощущение безопасности. В итоге может поменяться поведение ребенка:
Такие формы защиты могут влиять на эмоциональное развитие малыша, а привязанность к предмету-заменителю и отчуждение со стороны взрослых могут отразиться на способности влияния родителя на ребенка. Таким образом, возникает вероятность того, что ребенок вовсе перестанет слушаться или будет вести себя отчужденно.
Далеко не всегда сложности неизбежны. Некоторые малыши вполне благополучно приходят к самостоятельному укладыванию не зависимо от выбранного метода. Тепла и близости может быть достаточно в течении дня. Ребенок напитывается близостью в рамках ритуала укладывания и втянутости родителя в процесс. Этой близости может вполне хватать некоторым детям, чтобы возместить им ночь в одиночестве. Либо приспосабливаемость ребенка может быть так высока, что новые привычки сна приживаются, ночи пролетают быстро, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.
Подведение итогов
В итоге можно сделать вывод, что малышу нужно помочь довериться матери, которая знает о его потребностях, а ей следует полагаться на естественные, сделанные самой природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками. В таком случае укладывание будет не изматывающим процессом, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом показать младенцу, что взрослый служит ответом на его потребности.
Как следствие, сон будет поправляться сам, так как ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мать, ведь качество и количество сна малыша тесно связано с качеством и объемом близости с заботливым родителем. А что касается специалистов по детскому сну, то, как дети все разные, так и консультанты разные. Одни могут разрушить представление о нежной связи, другие помогут ей расцвести и окрепнуть, что неизбежно принесет и ребенку и родителям спокойные ночи.
Выбирайте консультанта, чьи взгляды и методы близки и понятны вам и не вызывают внутреннего протеста. В этом случае процесс приучения ребенка к самостоятельному сну будет проходить легче для всех.
Спи, малыш: как заработать на проблемах со сном
В новом выпуске рубрики о занятных бизнес-идеях – проект «Спи, малыш», который помогает родителям наладить сон их ребенка.
Как появилась идея
Маркетинг-менеджер Ксения Лашина стала задумываться о создании школы сна еще в 2011 году. Ксения — мама троих детей, у каждого из которых с рождения были проблемы со сном. О том, что существует способ с этим справиться — обучение сну, — ей рассказал ее начальник из Гонконга. В Америке и Европе эту тему изучают с 80-х годов, и наряду с педиатрами и консультантами по грудному вскармливанию там активно работают специалисты по детскому сну, так называемые sleep coaches.
На тот момент ничего подобного в России не существовало, поэтому Ксения решила запустить собственный проект, который помогал бы родителям наладить сон их детей. На реализацию идеи ушло около двух лет. Большую часть этого времени Ксения и ее друзья, которые решили принять участие в проекте, проходили обучение у американского специалиста по детскому сну Ким Вест. В мае 2015 года они открыли школу «Спи, малыш».
Чему учат в школе
Советы, которые дают консультанты школы, основываются на знаниях о механизмах сна и на том, как лучше организовать режим дня и условия для ребенка. Специалисты «Спи, малыш» используют в работе исследования своих американских коллег, однако адаптируют их под особенности российского быта и менталитета. Например, в России сильна традиция долгих прогулок с коляской в любую погоду, что уже давно не актуально для мам в Америке. Сон в движении — это стрессовый сон, во время которого малыш не может отдыхать полноценно, потому что из-за шума, света и постоянных приспособлений вестибулярного аппарата к изменениям он не может погрузиться в глубокий сон и отдохнуть полноценно. В России ошибочно полагают, что ничего плохого в этом нет: порой доходит до того, что родители катают своих детей полночи в автомобиле, потому что их ребенок не умеет спать по-другому.
Ксения и ее сотрудники утверждают, что принцип «Сильнее устанет — побольше поспит» не имеет ничего общего с реальностью. Консультанты объясняют родителям, что переутомленные дети с трудом засыпают и спят очень поверхностно.
Также сотрудники школы обучают клиентов использованию ежедневных ритуалов — спокойных регулярных действий, помогающих малышу расслабиться и подготовиться ко сну эмоционально. Эти действия могут быть очень индивидуальны, и родители порой проявляют изобретательность в выборе таких «засыпалок». Среди клиентов проекта была семья профессиональных музыкантов, которые, перед тем как укладывать ребенка, устраивали ему мини-концерт колыбельных песен: мама играла на фортепиано, папа — на акустической гитаре.
Как устроена школа
Основная услуга, которую предоставляет компания, — индивидуальные консультации. Работа начинается с заполнения родителями подробной анкеты, в которой они описывают «картину сна» своего ребенка: указывают физиологические особенности, привычки, режим. Помимо этого, некоторое время клиенты ведут дневник, записывая, когда и каким образом они укладывают ребенка, сколько он спит и как часто просыпается. Проанализировав данные, эксперты школы составляют пошаговые рекомендации, следуя которым родители могут улучшить ситуацию. Стоит эта услуга 9 900 рублей. Кроме того, клиент может заплатить 14 900 и получить не только план, но и 45-дневную поддержку в его реализации. В этом случае консультанты будут мотивировать, направлять и отвечать на все вопросы родителей (по телефону, электронной почте и в скайпе). По словам Ксении, клиенты нередко просят приехать и лично уложить спать их детей, однако формат личных встреч и тем более такой вид помощи создателями проекта не предусмотрен.
Помимо индивидуальных консультаций школа проводит семинары и вебинары, во время которых мамам в течение полутора часов рассказывают теоретическую часть, после которой они могут задать вопросы. Участие в таких обучающих мероприятиях стоит 2100 рублей. Кроме того, специалисты школы бесплатно общаются с родителями и дают им рекомендации в социальных сетях.
За все время существования в «Спи, малыш» обратилось около тысячи семей. Как правило, процесс сна удается наладить за две недели, поэтому у школы нет постоянных клиентов. Создатели проекта утверждают, что в 99% случаев консультантам удается решить проблему клиента, исключение составляют лишь дети, чей сон нарушен из-за проблем со здоровьем.
Кто обращается в школу
Среди клиентов проекта — семьи из разных городов России и русскоговорящие родители из стран СНГ, Европы и Азии, которым из-за падения рубля выгоднее сотрудничать с российской школой, чем платить деньги местным консультантам.
Проект «Спи, малыш» ориентирован на работу по улучшению сна детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Кроме того, в школу иногда обращаются и взрослые, чтобы получить рекомендации по нормализации собственного сна, который зависит от качества сна их ребенка.
Расходы и доходы
По словам Ксении, в проект было вложено около трех миллионов рублей из личных средств — основные затраты пришлись на обучение консультантов и покупку прав на эксклюзивное использование метода обучения сну в России. Выйти на самоокупаемость компания планирует через год.