Метафора к слову сон
Метафора сна
“Куда ночь, туда и сон.”
Рассуждая так, вы убиваете посланника, не прочитав послание.
Юнг и Фрейд был уверенны, что через сны с нами разговаривает наше подсознание.
Каждый сон – это работа бессознательного по перевариванию и отыгрыванию наших внутренних конфликтов, сомнений, переживаний.
Засыпая, мы соединяемся не только со своим бессознательным, но и подключаемся к общественному многовековому и всеобъемлющему бессознательному.
В этот момент происходит глобальная работа, зрителем которой мы становимся.
Автор работы: Валерия Белова
Психоаналитики часто сокрушаются, что ” в анализе нет ничего грустнее, когда человек видит сны, богатые исцеляющими образами, но не в состоянии их переварить: Сознание либо неспособно, либо отказывается дать себе время, чтобы вкусить, переживать, проглотить, переварить и интегрировать в свою личность содержание образов сновидений” ( Марион Вудман юнигианский аналитик).
Мы не только наблюдаем сон, но мы ещё и получаем “исцеляющую метафору” – рецепт, код, поняв и интегрировав который, мы излечиваем свою душу, находим путь и выходим из внутренних конфликтов.
Автор работы: Валерия Белова
Наша психика устроена удивительным образом – она не слышит и не воспринимает буквальную информацию. Такую буквальную информацию слышит только сознание – “делай то, иди туда, дважды два четыре”. Но сознание – исполняющий орган.
Трансформация личности не происходит на уровне сознания. Есть нечто глубже. А вот это “глубже” понимает только язык метафор. Завуалированный, символичный и далеко неоднозначный язык.
Автор работы: Валерия Белова
Поэтому испокон веков нас так завораживают притчи. Кажется, что они минуя сознание, проходят куда-то глубже, дают нам не прямолинейные ответы на самые важные вопросы нашего бытия.
Поэтому и в коучинге используются “трансформационные метафоры”, и психотерапевты не говорят прямо, а всё чаще используют метафору, и я с вами говорю образами и сравнениями.
Чтобы вы услышали и поняли меня в самой глубине своего подсознания.
Автор работы: Валерия Белова
Такие же “представления” разыгрывает наше тело с помощью симптомов, когда мы болеем. Оно говорит с нами тем же языком, который мы слышим и видим во снах.
“До тех пор, пока значение сна не будет осознанно, метафоры, которые поставляли наше сновидения, так и останутся в наших телах и в наших отношениях”.
Поэтому не гоните сон прочь, не отмахивайтесь от вашего тела, не сводите на нет, всю ту глобальную работу, который проделал ваш мозг, чтобы что-то ценное до вас донести.
Выделите время, чтобы “вкусить, переживать, проглотить, переварить и интегрировать в свою личность содержание образов сновидений”.
И тогда вы перестанете тыкаться носом как слепой котёнок, а услышите, наконец, что до вас пытается донести ваше бессознательное.
В этот момент вы станете способны на важные перемены, о которых давно просит ваша душа.
Автор работы: Валерия Белова
Значение словосочетания «вечный сон»
Значение словосочетания «спать (или заснуть, уснуть, почить и т. п.) вечным (или последним, могильным и т. п.) сном; спать сном могилы»
Спать (или заснуть, уснуть, почить и т. п. ) вечным (или последним, могильным и т. п. ) сном; спать сном могилы — быть мертвым, (умереть). См. также сон. (Малый академический словарь, МАС)
Значение словосочетания «уснуть вечным (или последним, могильным и т. п.) сном; уснуть навеки (или навсегда и т. п.)»
Уснуть вечным (или последним, могильным и т. п. ) сном; уснуть навеки (или навсегда и т. п.) — умереть. См. также уснуть. (Малый академический словарь, МАС)
Значение словосочетания «заснуть (спать) вечным сном; погрузиться в вечный сон»
Заснуть (спать) вечным сном или погрузиться в вечный сон (ритор.) — умереть. См. также сон. (Толковый словарь Ушакова)
Значение словосочетания «спать вечным / могильным сном / сном могилы»
Спать вечным или могильным сном или сном могилы (книжн. поэт.) — быть мертвым. Спит могильным сном красна девица. А. Кольцов. См. также спать. (Толковый словарь Ушакова)
Значение словосочетания «уснуть навеки / вечным сном»
Уснуть навеки или вечным сном (поэт.) — умереть. См. также уснуть. (Толковый словарь Ушакова)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: придомовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «вечный»
Ассоциации к слову «сон»
Синонимы к словосочетанию «вечный сон»
Предложения со словосочетанием «вечный сон»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «вечный сон»
Сочетаемость слова «вечный»
Сочетаемость слова «сон»
Понятия, связанные со словосочетанием «вечный сон»
Афоризмы русских писателей со словом «вечный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «спать (или заснуть, уснуть, почить и т. п.) вечным (или последним, могильным и т. п.) сном; спать сном могилы»
Спать (или заснуть, уснуть, почить и т. п. ) вечным (или последним, могильным и т. п. ) сном; спать сном могилы — быть мертвым, (умереть). См. также сон.
Значение словосочетания «уснуть вечным (или последним, могильным и т. п.) сном; уснуть навеки (или навсегда и т. п.)»
Уснуть вечным (или последним, могильным и т. п. ) сном; уснуть навеки (или навсегда и т. п.) — умереть. См. также уснуть.
Значение словосочетания «заснуть (спать) вечным сном; погрузиться в вечный сон»
Заснуть (спать) вечным сном или погрузиться в вечный сон (ритор.) — умереть. См. также сон.
Значение словосочетания «спать вечным / могильным сном / сном могилы»
Спать вечным или могильным сном или сном могилы (книжн. поэт.) — быть мертвым. Спит могильным сном красна девица. А. Кольцов. См. также спать.
Значение словосочетания «уснуть навеки / вечным сном»
Уснуть навеки или вечным сном (поэт.) — умереть. См. также уснуть.
Предложения со словосочетанием «вечный сон»
Могут ли почившие воины, преданные своими потомками, теперь спокойно спать вечным сном?
Город был погружён в такую тишину, будто он уснул вечным сном.
Видимо, осиротевшие псы покинули овраг, где покоились вечным сном их бывшие хозяева.
Синонимы к словосочетанию «вечный сон»
Ассоциации к слову «вечный»
Ассоциации к слову «сон»
Сочетаемость слова «вечный»
Сочетаемость слова «сон»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Метафора — новое значение старых слов и примеры использования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вы читаете статью, написанную человеком с пламенным сердцем, стальными нервами и золотыми руками. Звучит, конечно, нескромно.
Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.
Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.
Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:
Определение термина и примеры метафор
Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.
Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:
«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»
Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.
Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:
Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.
Метафоры в литературе
Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
Разновидности метафор в примерах
Все метафоры принято делить на несколько видов:
Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.
Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Метафоры среди нас
Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:
Очень много метафор в знакомых всем поговорках:
Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».
Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.
Словарь метафор
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
10 главных метафор науки
Наука стала слишком сложной. Чтобы понять ее, приходится иметь дело либо с нагромождением терминов, либо с кучей формул. Для облегчения восприятия принято использовать метафоры — наглядные и простые образы, отражающие сложные явления. Мы выбрали десять метафор, с помощью которых ученые и преподаватели объясняют ключевые проблемы мироздания
Наша жизнь — это сон. Нет, скорее это школа. А может, жизнь — театр? Или тюрьма? Каждая метафора позволяет увидеть жизнь в новом ракурсе.
Слово «метафора» по-гречески значит «перенесение»: она как бы переносит смысл из одной области реальности в другую. Не бывает верных метафор — только красивые или плохонькие. Удачная метафора порождает новые идеи.
Без метафор никуда не деться не только в любовной лирике, но и в серьезной науке. Метафора дает возможность представить отвлеченное понятие в форме наглядного образа. За словосочетанием «черная дыра» — сложнейшая теория и ничего черного или дырявого.
Метафоры в науке определяют целые исследовательские программы, иногда на столетия. Допустим, жили себе психологи, изучая душу как машину, искали ее элементы, пытались понять, каким законам они подчиняются. И ничего толком за двести лет не придумали, законов особо никаких не открыли: не слишком удачной оказалась метафора. Но пришел дедушка Фрейд и вмиг все перевернул. Вместо часов и машин появился античный царь Эдип с его комплексами. Ученые занялись интерпретациями нашего опыта, стали разгадывать сновидения как ребусы, зажили интересно…
Каждое время рождает свои метафоры. Мы живем в эпоху сетей. Когда-то это слово означало рыболовную снасть («Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца») или в переносном значении — нечто, что опутывает («Он попал в сети любовной страсти»). А сейчас любая компания, общество, живой организм, экономика или даже весь мир видятся ученым как «сеть отношений»: они подчиняются «сетевой логике». Вполне вероятно, что через несколько лет на месте сетей окажется что-то другое.
01. А бедный кот сидел ни жив ни мертв…
Образ
Кот, который находится в запертом ящике — одновременно и живой, и мертвый. Теоретически кота можно заменить хомяком или декоративной крысой, но физики почему-то любят именно котов.
Научный смысл
Квантовая механика предполагает, что атомное ядро может находиться одновременно в двух состояниях — распавшемся и нераспавшемся
Эксперимент придумал австрийский ученый Эрвин Шредингер в 1935 году. Суть его в следующем: берем кота, запираем на час в ящик. Туда же, кроме кота, помещаем радиоактивный атом, счетчик Гейгера и ампулу с ядовитым газом. Ядро атома должно распасться за час с вероятностью в пятьдесят процентов. Если ядро распадается, счетчик Гейгера реагирует на радиацию и открывает ампулу с газом. Кот, натурально, умирает. Если ядро не распадается, кот бодр и здравствует.
Казалось бы, все просто: кот целый час с вероятностью в пятьдесят процентов жив. Ага! Это мы с вами, живущие в мире больших масштабов, так думаем. Но не таковы квантовые физики! В их науке радиоактивный атом, пока мы его не наблюдаем, одновременно чуть-чуть распался и чуть-чуть — нет. Называется это «суперпозицией состояний». Чтобы внести ясность, нужно эту самую суперпозицию разрушить, ящик открыть и заглянуть внутрь. Для атома, может, и нормально быть в двух состояниях, но коту что делать? Суперпозиция живого и мертвого кота — это как-то слишком…
Собственно, Шредингер, один из создателей квантовой механики, и придумал эксперимент с котом, чтобы показать неполноту этого раздела физики. Он, как и Эйнштейн, не принимал ее сути — атом, понимаете ли, распадается или не распадается без всякой на то причины, а фотон летит по всем траекториям одновременно.
Это, конечно, не метафора, а реально осуществимый эксперимент. Но ни Шредингер, ни другие физики садистами не были, поэтому опыт так никогда и не был поставлен. И получается, что кот в каком-то смысле и метафора. Суперпозиция метафоры и эксперимента. Так как-то…
02. Бабочка крылышками бяк, бяк, бяк…
Образ
Бабочка, взмахивающая крыльями в Бразилии, может вызвать торнадо в Техасе.
Научный смысл
Незначительное воздействие на детерминированно-хаотическую систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.
Все началось с дотошности. В 1961 году американский метеоролог и математик Эдвард Лоренц сидел перед архаичным компьютером и пытался составить прогноз погоды. Один из параметров имел значение 0,506, но Лоренц решил ввести более точное число — 0,506127. В результате получился совершенно другой погодный сценарий.
Бабочка появилась чуть позже. Лоренцу надо было делать доклад на заседании Американской ассоциации содействия развитию науки, и он решил не грузить публику конструкциями типа «инвариантное множество в трехмерном фазовом пространстве гладкого потока со сложной топологической структурой», а использовать что-то более романтическое. Кто-то из коллег посоветовал ему воспользоваться образом бабочки.
Очевидно, это хрупкое насекомое проникло в научный дискурс из рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром». Там герой попадает в эпоху динозавров и случайно наступает ногой на бабочку. Вернувшись в настоящее, он обнаруживает, что в политике США произошли радикальные перемены:
«Она упала на пол — изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино… большие костяшки… огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смешались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка — и такие последствия? Невозможно! Его лицо похолодело. Непослушными губами он вымолвил:
— Кто… кто вчера победил на выборах. »
С тех пор метафора гуляет из статьи в статью, из доклада в доклад. Некоторые ученые даже коллекционируют разные ее варианты. Например, бабочка в Африке — цунами в Японии, бабочка в Гонконге — снег на Майами, бабочка в Пекине — обвал фондового рынка на Уолл-стрит, бабочка снова в Пекине — выигрыш в 400 000 долларов в казино в Монреале.
Но исходная бабочка — та, что была в докладе Лоренца, — махала крыльями в Бразилии, чем вызывала ураган в Техасе. Впрочем, это не так уж и важно. Все равно предсказывать погоду, поведение людей и прочие хаотические явления мы так толком и не научились.
03. Все мы шестеренки
Образ
Много-много шестеренок и колесиков слаженно работают, отсчитывая часы, минуты и секунды.
Научный смысл
Общество, Вселенную и другие явления можно рассматривать как единую взаимосвязанную систему, состоящую из отдельных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Впервые Вселенную сравнил с часами английский философ Томас Гоббс, хотя еще больше он любил уподоблять им общество. Чтобы понять, как работают часы, писал Гоббс, нужно думать не о том, кто их сделал и зачем, а разобрать их и изучить свойства и взаимосвязь деталей. Для науки XVII века эта мысль оказалась революционной, и ученые с упоением начали разбирать любые явления на детали и изучать их связи друг с другом. Природа, которая раньше была тенью высшего мира, вдруг оказалась гигантским механизмом.
Ньютон продемонстрировал, что не только дольний мир, но и небесные тела полностью подчиняются механическим законам. Господь оказался мировым часовщиком, который говорил на языке математики и дал нам разум, способный понять этот язык. Если в начале времен он и завел вселенские часы, то потом уже больше не вмешивался в их работу и ангелам не позволял. Зная положение всех шестеренок — атомов и сил, действующих на них, — мы могли бы (если бы, конечно, хватило ума) предсказать все события в любой момент жизни Вселенной.
У приземленных англичан модную метафору позаимствовали французские просветители. Им очень нравился рациональный стиль мышления, а тут оказалось, что вся природа устроена рациональным образом. Декарт описал животных как бездушные автоматы, а Ламерти самого человека объявил не образом божьим, а машиной из мяса и костей. Часы стали первой метафорой и для научной психологии: Лейбниц учил, что душа — тоже часы, которые создатель хитро синхронизировал с часами-мозгом, так что они всегда показывают одно и то же, хотя напрямую и не связаны друг с другом.
Фокус с часами работает до сих пор. К примеру, в 1986 году вышла книга эволюциониста Ричарда Докинза под названием «Слепой часовщик». Воистину все, к чему прикасается рука ученого, превращается в бездушный механизм, а ведь до Гоббса мир был полон духов и волшебства! Зато мы живем в законопослушной Вселенной — логичной, предсказуемой и работающей как часы.
04. Суп, который нас породил
Образ
Кипящий на плите наваристый бульон, помешиваемый рачительной хозяйкой.
Научный смысл
Жизнь зародилась из раствора относительно простых веществ, содержавшихся в древнейших водоемах.
Налейте воды в большую емкость. Добавьте туда метана, аммиака и солей по вкусу. Подогрейте, не доводя до кипения. Постоянно помешивайте на протяжении миллионов лет. Приправьте электрическими разрядами и космической радиацией. Получившееся блюдо подавать с гарниром из свежей эволюционной теории и молекулярной генетики… Примерно так звучит один из возможных рецептов приготовления жизни на Земле.
Фразу про бульон вбросил в научный язык Александр Опарин. В 1922 году двадцативосьмилетний физиолог растений сделал доклад на собрании Русского ботанического общества, а в 1924-м опубликовал монографию «Происхождение жизни». Где и сравнил водоемы древней Земли с бульоном. Гипотеза Опарина вот в чем: четыре миллиарда лет назад океаны были насыщены неорганическими солями, из которых под действием электрических разрядов, радиации и высокой температуры образовались разнообразные органические молекулы. Раствор этих молекул в воде Опарин и назвал «первичным бульоном». Из него потом «сварились» первые примитивные организмы.
Гипотеза Опарина принесла ему прижизненную славу классика биологии, на его лекции в любой стране мира приходили тысячи людей, его узнавали в лицо на улицах, чествовали нобелевские лауреаты. Сальвадор Дали лично подписывал ему альбом…
К 1924 году, когда Опарин высказал свою гипотезу, биология уже 60 лет была в тупике: теория эволюции Дарвина объясняла очень многое в существовании жизни, но не объясняла первый, главный этап — ее происхождение. Можно было верить в «вечные споры жизни» или в какую-то «воспроизводящую силу», а в доказательство приводить чашки с бульоном, где бактерии заводились как бы сами собой. Но в 1862 году Луи Пастер показал, что никакие бактерии сами не заводятся: их заносит из воздуха. Экспериментировал он, сами понимаете, с бульоном.
Александр Опарин, материалист, дарвинист и энциклопедист, конечно, знал про эти эксперименты, и его бульон — очевидный к ним отсыл.
05. Читал геном, много думал…
Образ
Книга, которую пишут, издают и читают.
Научный смысл
Система кодирования наследственной информации живых организмов.
Геном логичнее сравнивать не с книгой, а с компьютерной программой. Все-таки наши гены не просто собирают пыль на полке, как «Война и мир», а постоянно работают согласно заданному алгоритму. Но во времена расцвета генетики компьютеры были еще малоизвестны. К тому же между издательским и генетическим процессами можно найти немало аналогий.
Автор: эволюция, силы природы, Творец, инопланетный разум — что угодно. Здесь как с «Одиссеей» — авторство до конца не установлено.
Алфавит: четыре нуклеотида, связанные в цепочки ДНК. Это буквы нашей книги. Они, кстати, буквами и обозначаются: A, T, G, C.
Слова: 64 кодона генетического кода — последовательности по три нуклеотида. Среди этих трехбуквенных слов есть и три слова, обозначающие точку. К словам можно также отнести и управляющие элементы ДНК. Например, промотор — слово, означающее, что в этом месте можно начинать читать очередную фразу.
Фразы: гены, которые кодируют информацию о каком-нибудь белке или нескольких белках.
Текст: вся последовательность ДНК. В ДНК человека, например, около шести миллиардов букв, если считать обе цепочки двойной спирали.
Плагиат: горизонтальный перенос генов.
Издатель: живая клетка.
Печатный станок: ДНК-полимераза. Копирует и размножает ДНК. Печатной формой служит материнская ДНК.
Корректор: проверка осуществляется на разных стадиях — к примеру, ошибки в генетическом тексте ищет все та же ДНК-полимераза.
Переводчик: РНК-полимераза. Переводит с языка ДНК отдельные гены на язык РНК. Здесь вместо буквы «Т» появляется буква «U». Фермент проходит по гену от начала до точки в конце и производит копию.
Читатель: рибосома. Сложнейшая молекулярная машина клетки, которая читает один за другим кодоны и выстраивает в соответствии с ними цепочку из аминокислот, — каждому кодону-слову соответствует одна аминокислота. Причем поскольку кодонов 64 (три из которых — точки), а аминокислот всего 20, то появляются синонимы — разные триплеты с одинаковым смыслом, кодирующие одну и ту же аминокислоту.
Так и получается белок, а из него — мы с вами.
06. Шар не притягивает — он искривляет
Образ
На натянутую простыню кладут тяжелый шар. Простыня провисает, и что на нее теперь ни положишь, неизбежно скатывается к шару.
Научный смысл
Теория Эйнштейна гласит, что все тела, обладающие массой, искривляют вокруг себя пространство, чем обеспечивают гравитацию.
Яблоко падает с дерева и бьет по голове Ньютона. Вроде бы все понятно: фрукт притягивается Землей, а на пути у него оказался великий физик. Но почему Земля притягивает яблоки? Тут все сложно. На этот счет есть Общая теория относительности Эйнштейна.
Принять и понять ее было сложно не только современникам великого физика, но и потомкам: Эйнштейн доказывает, что пространство — это не плоскость, а нечто изогнутое и искривленное находящимися в ней массами и энергией. И гравитация — это не обычная сила, действующая в масштабах Вселенной, как утверждал Ньютон, а следствие того, что пространство изогнуто во времени.
— Если комета пролетает мимо Солнца, то ее траектория искривляется, — объясняет завкафедрой теоретической физики Калининградского госуниверситета Артем Юров. — Мы думаем, что ее Солнце притягивает, но все куда забавнее. Представьте себе простыню, которую натянули горизонтально, а в середину положили гирьку. Простыня провисла. Теперь вы кладете на простыню шарик. Он скатывается к гирьке, но, согласитесь, нелепо утверждать, что гирька притягивает шарик, как Земля якобы притягивает упавшее яблоко. На самом деле просто простыня искривлена.
Стоит напомнить, что человек тоже обладает массой, а значит, искривляет пространство. Правда, совсем чуть-чуть.
07. Перезагрузить душу
Образ
Персональный компьютер с клавиатурой, монитором, хард-диском и оперативной памятью. В крайнем случае можно заменить ноутбуком, коммуникатором или айпадом.
Научный смысл
В основе нашей психики лежит сложный процесс переработки информации.
Психология, как известно, наука о душе, вот только никто не знает, что такое душа. Предметы, с которыми имеет дело психология, не увидишь и не пощупаешь, поэтому тут сплошь и рядом приходится иметь дело с метафорами. Личность человека пытались уподобить колеснице, государству, трехэтажному дому, паровой машине и даже системе химических элементов. Как правило, лучшей моделью для психики служило самое сложное техническое устройство, которое имелось в наличии.
До того как в мир пришли первые компьютеры, в психологии преобладали «водяные» мотивы. Американский философ и психолог Уильям Джеймс удачно сравнивал наше сознание с потоком, а Фрейд — с гидравлической системой, по трубам которой вместо воды текут желания и влечения. Если не знать, как правильно регулировать краны, трубу может прорвать! Просто, слишком просто…
В конце концов, отчаявшись изучить невидимую душу, для которой никак не находилось подходящей метафоры, психологи перешли к исследованию поведения. И только компьютер вернул ученым интерес к внутреннему миру: они быстро поняли, что психические процессы теперь можно описывать языком информатики.
Тон в научной психологии стала задавать область под названием «когнитивная психология», сделавшая предметом своего изучения процессы переработки информации. И тут компьютерная метафора оказалась как нельзя кстати. Например, память разделили на кратковременную (по аналогии с оперативной у компьютера) и долговременную (по аналогии с записью информации на постоянные носители).
И скоро все забыли, что это была лишь метафора. Изучая психологию по новым учебникам, можно подумать, что между процессом мышления и переработкой информации нет разницы, а память человека очень похожа на флешку. Энтузиасты пытаются создать машину с интеллектом, не отличающимся от человеческого, на основе схем мышления как переработки информации, предложенных психологами. И в результате нередко воспроизводят не столько реальную логику мышления, сколько логику старых компьютеров.
08. Наши предки лезли в дырку
Образ
Бутылочное горлышко, в которое может пролезть только что-то очень маленькое.
Научный смысл
Резкое сокращение численности какого-либо вида с последующим его ростом.
Время от времени численность представителей homo и его предков резко, за десятки тысяч лет, сокращалась на 70–90%. Изучение ДНК человека доказало, что в эволюции было как минимум два таких «горлышка»: геном человека по сравнению с другими древними млекопитающими содержит очень мало вариаций. То есть в недалеком по палеонтологическим меркам прошлом человечество находилось на грани вымирания, в связи с чем утратило солидную часть геномных вариаций.
Так, около 1,2 млн лет назад, когда планета переживала очередную смену климата и извержения вулканов, численность homo erectus (людей прямоходящих), населявших Землю, упала почти в десять раз — до 10–18 тыс. Впору было заносить человека в Красную книгу.
А около 70 тыс. лет назад постоянная жара и засухи привели к тотальному голоду. Исследовательская группа The Genographic Project в ходе многочисленных экспериментов установила, что тогда число людей сократилось до двух тысяч. Столько сегодня собирается по вечерам в некрупном столичном торговом центре.
Бутылочное горлышко — метафорическое обозначение периода, когда сочетание негативных факторов (изменение климата, голод, природные катаклизмы) приводило к резкому снижению численности наших предков.
Из антропологии понятие «бутылочное горлышко» перекочевало в другие науки. Его используют для обозначения самого узкого места в системе, сквозь которое проходит лишь небольшой процент людей, мнений или вещей. Например, бутылочное горлышко образуется у входа на эскалатор метро в час пик. Благо для его преодоления требуется время, исчисляемое в реальных, а не палеонтологических масштабах.
09. Надуть Вселенную
Образ
Воздушный шарик с нарисованными звездочками (теоретически может быть заменен презервативом).
Научный смысл
С момента Большого взрыва космическое пространство однородно расширяется в масштабах всей Вселенной, причем последние пять миллиардов лет расширение идет все быстрее и быстрее. Кстати, в 2011 году Нобелевская премия по физике была присуждена именно за доказательство ускоренного расширения Вселенной.
— Теперь, дети, я вам покажу, что происходит с нашей Вселенной…
С этим словами жизнерадостный учитель физики достает из кармана воздушный шарик, после чего просит каждого ученика нарисовать на нем свою личную мегагалактику. Школьники послушно рисуют.
— А сейчас мы его надуем и увидим, как галактики удаляются друг от друга, — этот факт подтверждается эффектом красного смещения Хаббла… — физик выпучивает глаза и пытается втолкнуть воздух из своих легких в дешевый шарик китайского производства.
Наконец у него это получается. Отличницы на первой парте завороженно смотрят, двоечники на галерке рассуждают, а не ткнуть ли шарик иголкой.
— Смотрите, ваши галактики разбегаются. При этом нельзя сказать, где находится центр расширения: шарик-то круглый, все удаляются ото всех. Во Вселенной происходит то же самое, только поверхность шарика двухмерная, а наш мир трехмерный. Давайте я еще сильнее надую… — учитель делает решительный выдох, и шарик громко лопается к ужасу отличниц и радости двоечников.
Урок с шариком — классическая метафора расширения Вселенной. Только лопанье немного не к месту. Конечно, есть гипотеза «Большого разрыва», гласящая, что Вселенная будет все быстрее расширяться и в конце концов разлетится на части вплоть до атомов. Но большинство ученых считают такой сценарий маловероятным.
10. Автоматы на деревьях
Образ
Натуральные числа, верхние пределы, мнимая единица и другие термины из учебника математики.
Научный смысл
Все реальное и нереальное.
Если, читая этот текст, вы на минуту остановитесь и подумаете о том, что такое обычное натуральное число, например единица, вы поймете, что это уже метафора. Это символ, который получает вещественный смысл, лишь когда мы считаем что-то конкретное. Посмотришь, бывало, на палец и подумаешь: «Один палец».
По большому счету любой язык — это метафора, а математика — особенно.
Математики, как никакие другие ученые, обожают использовать привычные всем слова для обозначения своих странных конструкций.
Они говорят «верхний предел», хотя у множеств нет ни верха, ни низа; «скачок функции» — притом что функция никуда не скачет; «математическое ожидание», когда никто никого не ждет; «мягкое условие», которое, разумеется, нельзя пощупать; «мнимая единица» — этот корень из минус единицы никому, конечно, не мнится, он просто нужен в некоторых вычислениях; «дерево графа», которое не растет из земли, и так далее. А из прекрасного вот: «автоматы на деревьях», причем не какие-нибудь, а «конечные»!