Маршак мастер снов и сказок
Мастер снов и сказок
Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста.
Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ханс Кристиан Андерсен.
Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать, — входит лёгкой, почти неслышной поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок, маленький Оле- лукойе, — тот самый Оле — закрой-глазки, который появляется у постели детей по вечерам, без башмаков, в толстых чулках, с двумя зонтиками под мышкой. Один зонтик у него весь расшит и разрисован цветными узорами и картинками. Оле раскрывает его над хорошими детьми. Другой зонтик — гладкий, простой, без картинок. Если его раскроют над вами, вы не увидите ночью ничего, кроме темноты. Пёстрый зонтик, который он раскрывает над вами, — это сказочное небо андерсеновского мира, расшитое чудесными, неожиданными узорами. Их можно рассматривать без конца. Чего тут только нет!
Эльфы и тролли народной сказки, крошечная девочка Дюймовочка, вышедшая на белый свет из тюльпана, печальная маленькая русалка, подплывающая под самые окна человеческого жилья, прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки, летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями Снежной королевы.
И во всей этой безмерной, богатой, щедрой фантастике — какое чувство меры и правды!
Волшебное царство превращается у Андерсена в живой, понятный, знакомый мир. Всему праздному, надменному, самодовольному миру, где царствует свинья-копилка, Андерсен противопоставляет другой мир — труда, вдохновения, мужества.
Маленькая Герда, разыскивающая Кая по всему свету, гадкий утёнок и даже игрушечный оловянный солдатик на одной ноге — всё это образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца. Любимые герои Андерсена — простые и чистые люди.
Вот почему все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена. У нас в стране он давно уже обрёл вторую родину. Лев Толстой, Добролюбов, Горький с благодарностью и нежностью называли его имя.
Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя до слёз его героям.
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».
2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?
3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.
4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Мастер снов и сказок (ответы на вопросы, 5 класс)
Мастер снов и сказок (ответы на вопросы, 5 класс)
1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».
Сказка «Снежная королева» – это фантастика, но в ней мы видим «чувство меры и правды». Снежной королевы и троллей не существует, но зло есть на самом деле, и его можно победить. Маршак называет маленькую Герду образцом стойкости, твёрдой воли и нежного сердца. И это так и есть. Она не испугалась одна пройти полсвета в поисках любимого брата, и ее большая любовь спасла мальчика.
2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?
Каждый поступок Герды направлен к одной цели – спасти Кая. Она готова пожертвовать своими башмачками, она не осталась у старушки-колдуньи и принцессы с принцем, хотя там было очень хорошо, она не испугалась разбойников, а узнав, что Кай на севере, не побоялась и холодов.
Кроме Кая, Герды, их родителей и бабушки, я бы никого в этой сказке больше не отнесла к миру труда, вдохновения и мужества. Самое удивительное, что праздный и надменный мир все равно приходит на помощь Герде. Настолько сильны ее любовь и доброта, что все вокруг становятся лучше.
3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.
На моей полке с книгами стоит новый большой сборник сказок Г.Х. Андерсена. Эту книгу мне подарила бабушка, когда мне исполнилось 5 лет. А рядом с этим сборником есть несколько книг со сказками этого автора, которые пришли ко мне из детства моих родителей. Так что я не расстанусь со сказками Андерсена никогда, и эти книги будут стоять на полке моего сына или дочки.
4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.
Герда – маленькая девочка, которая ради своего названного брата прошла полсвета, преодолела все трудности и спасла Кая. Сила и мужество Герды в ее доброте, любви, вере в Бога, наивности и чистоте помыслов.
Кай – названный брат Герды, в глаз и сердце которого попали осколки дьявольского зеркала. Он хороший мальчик, но все же была в его характере излишняя самоуверенность, которая, наверное, и была причиной его испытаниям.
Старая колдунья – женщина, которая одиноко жила среди своего замечательного домика. Она не была злой колдуньей, но захотев, чтобы Герда осталась с ней, лишила девочку памяти. Значит, она глуха была к чужим бедам и не ценила любовь.
Принц и принцесса – добрые, юные, богатые, но живущие в своем обеспеченном мире. Герда пришла к ним, и они ей помогли.
Маленькая разбойница – девочка, которая выросла среди разбойников, она не знала, что такое ласковое отношение к людям и животным, пока не встретила Герду. Эта встреча изменила ее жизнь.
Снежная королева – воплощение красоты без сердца и души.
Тролль – зло, которое творит только зло.
Бабушка – добрая, верующая женщина. Она научила детей молиться, любить и дорожить дружбой.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГлеб Головцын
Похожие презентации
Презентация 4 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: ««Мастер снов и сказок» Презентация ученицы 4 б класса МОУ «ООШ 26» г. Энгельса Саратовской области Бутенко Олеси 205-летию со дня рождения Х.К. Андерсена.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 «Мастер снов и сказок» Презентация ученицы 4 б класса МОУ «ООШ 26» г. Энгельса Саратовской области Бутенко Олеси 205-летию со дня рождения Х.К. Андерсена посвящается… РАЙОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «Даже самой огромной стране хватит места на ладони сказочника»
2 Домик в Оденсе, где родился сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе в семье башмачника и прачки. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки.
3 Одаренный богатой фантазией мальчик мог часами играть один. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашёптывали свои удивительные истории. Однажды отец сводил сына на спектакль в местном театре, после чего для Ханса Кристиана театр сделался излюбленным местом. Оденсе. Родина Х.К. Андерсена
4 Мальчик мечтал о сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец. И Ханс Кристиан отправляется в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но, долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. Андерсену посчастливилось встретиться с мудрыми и добрыми людьми, которые уговорили его учиться. Копенгаген
5 Семнадцатилетним подростком под насмешки одноклассников Ханс Кристиан оказался во 2 классе классической гимназии, а впоследствии окончил университет! Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, после того, как вышли в свет «Сказки для детей», Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание – быть сказочником.
6 Уже в 1830-е годы появляется его первый сборник «Сказки, рассказанные детям». Среди них есть и фольклорный сюжет («Огниво», «Свинопас»), и сказки, в которых видна чуткая душа и богатая фантазия автора («Дюймовочка», «Русалочка»).
7 Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах. Не забывал и родную Данию, особенно его привлекала западная часть острова Зеландия с многочисленными замками и роскошными поместьями. Величественная архитектура зданий, диковинная растительность будоражили воображение писателя, навевали сюжеты будущих сказок.
9 Всего за свою жизнь он написал более 150 сказок. Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене. Памятник на могиле Х.К.Андерсена Памятник в Копенгагене
10 В России Андерсен получил признание не сразу. Серьезный интерес к творчеству Андерсена у нас возник лишь в последней трети XIX века. С того времени Андерсен прочно вошел в нашу литературную жизнь.
11 Россия начинает открывать для себя датского сказочника. Мир андерсовской фантазии захватывает и на всю жизнь покоряет тысячи юных и взрослых русских читателей.
12 В его сказках исчезает прямая назидательность, характерная для традиционных сказок. Андерсен старался указать читателю на сказочные возможности человеческого ума и таланта, подарить ему надежду и веру в собственные силы.
13 Наполняя сюжеты своих сказок социальными проблемами, автор построил для нас «андерсеновский мир», в котором миллионы читателей всех стран и народов находят для себя утешение и надежду, веру и мудрость.
14 Презентацию подготовила ученица 4 б класса МОУ «ООШ 26» г. Энгельса Саратовской области Бутенко Олеся Руководитель: учитель начальных классов Федосеева Любовь Николаевна
Мастер снов и сказок
Мы уважаем народы за их открытия, изобретения, за их творческое участие в мировой истории.
Одного Бернса хватило бы, чтобы навсегда сдружить нас с Шотландией. А есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить с самого раннего возраста.
Это Дания. Маленькая северная страна, с трех сторон окруженная морем, пленяет нас с детства потому, что в ней жил и писал величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен.
Андерсен добрее своего маленького Лук-ойе. Он никогда не оставляет вас в темноте.
Чего только тут нет!
Эльфы и тролли народной сказки, крошечная девочка Дюймовочка, вышедшая на белый свет из тюльпана, печальная маленькая русалка, подплывающая под самые окна человеческого жилья, прозрачный дворец из тончайшего китайского фарфора и детские салазки, летящие в холодном вихре вслед за большими белыми санями снежной королевы.
Волшебное царство превращается у Андерсена в жилой, понятный, знакомый мир. Чудесное так смело и удивительно сменяется у него реальным, простым, ощутимым, что мы чувствуем себя как дома и в пещере, где живут ветры, и в подводном саду морской царевны, и в лесном холме, полном таинственной жизни. Но зато дома, в самой обыкновенной комнате, мы встречаемся с чудесами, которые обступают нас со всех сторон.
Резной козлоногий человек со старинного шкафа сватается к фарфоровой пастушке, и она вместе со своим другом, игрушечным трубочистом, прячется от козлоногого в печной трубе. Чайники, кастрюли и спички на кухне судачат, спорят о том, кто из них важнее, и рассказывают друг другу сказки. Старинные кожаные обои задумчиво шелестят:
У Андерсена нет и следа ложной красивости.
Суровая старуха, мать четырех ветров, похожая на датскую домовитую крестьянку, для острастки сажает своих разбушевавшихся сыновей в мешки, самые обыкновенные, большие и прочные мешки.
Лесной царь чистит свою золотую корону толченым грифелем, а для этого необходимы грифели первых учеников.
Можно сказать с полной уверенностью, что в своих волшебных сказках Андерсен рассказал больше и правдивее о реальном мире, чем очень многие
романисты, претендующие на звание бытописателей.
Трудно найти более точное изображение глупого и церемонного светского общества, чем в той же сказке о гадком утенке.
Правда, старая дама, от которой зависит прием новичка в избранный круг, именуется у Андерсена не баронессой и не госпожой советницей, а всего только уткой испанской породы с красным лоскутом на лапке, но от этого она отнюдь не становится менее типичной.
Норвежские тролли, приехавшие в Данию, чтобы посвататься к дочерям лесного царя, ведут себя, как заправские бурши, наглые, грубые и разнузданные.
Эта глиняная, стоящая на самой верхушке шкафа, так сказать, «высокопоставленная» свинья, набитая до отказа деньгами и потому презирающая все, что не продается и не покупается, может служить настоящим символом. Конец сказки так же поучителен, как и ее начало. Глиняная свинья разбилась на тысячи осколков, и эти осколки мы мели вместе с прочим мусором. Правда, на смену разбитой свинье явилась другая свинья-копилка, столь же «высокопоставленная», и ее отдаленные потомки, как об этом сообщают газеты, включили сказки Андерсена в число запрещенных книг <Датская газета "Экстрабладет", ссылаясь на американский журнал "Ньюсуик", сообщает, что инспектор полиции города Детройта (США) Герберт В. Кайе включил произведения Андерсена в список книг, подлежащих изъятию. (Прим. автора.)>. Однако нет никакого сомнения в том, что если какая-нибудь очень злая свинья и может съесть несколько хороших книг, то в целом мире свинство не съест человечества, его культуры, его искусства.
В одной из его коротеньких сказок («Ребяческая болтовня») дети, собравшиеся на праздник, хвастаются богатством и знатностью своих родителей. Маленькая нарядная девочка, дочь камер-юнкера, высокомерно заявляет, что из человека, у которого фамилия кончается на «сен» (а так кончаются почти все простонародные датские фамилии), ничего путного не может выйти.
Эти разговоры случайно слышит мальчик, прислуживающий на кухне. Понурив голову, уходит он домой. Горько знать, что, как ты ни старайся, проку из тебя не будет, потому что твоя фамилия кончается на «сен»: Торвальдсен! У героев Андерсена фамилии, даже если они не названы, всегда кончаются на «сен», как у самого автора и его знаменитого соотечественника, скульптора Торвальдсена.
Андерсен вышел из глубины простого народа. В наследство он получил все богатство народной поэзии, глубокое знание жизни и безупречное чувство справедливости.
Вот почему все народы мира кладут своим детям в изголовье как лучший подарок сказки Андерсена.
У нас в стране он давно уже обрел вторую родину.
Лев Толстой, Добролюбов, Горький с благодарностью и нежностью называли его имя.
Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя до слез его героям.
Пожалуй, сам Ганс Христиан Андерсен, величайший мастер изумлять людей полетом воображения, удивился бы, если бы узнал, по каким необъятным просторам земли странствуют его нестареющие сказки.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Мастер снов и сказок
Введение
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 5 класса, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, психологический настрой, актуализация опорных знаний, формулирование темы и целей урока, изучение нового, физкультминутка, анализ произведения, работа с таблицей, закрепление, итог урока, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Мастер снов и сказок
Цель урока: раскрытие творческих способностей учащихся, выявление способных и одаренных детей, духовно-нравственное воспитание с использованием технологии творческих мастерских.
· Активное восприятие учащимися учебного материала;
· Творческое осмысление учебного материала;
· Повышение интереса к процессу обучения;
· Повышения уровня грамотности;
· Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
· Развитие социальной компетенции.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Актуализация знаний
Сегодня нас ожидает необычное занятие. Оглянитесь вокруг [у доски стенд с иллюстрациями к сказкам Андерсена]– и вы поймете, кому оно посвящено. Кто этот человек и какие его произведения полюбили взрослые и дети во всем мире?
Дети формулируют тему урока: « Сказки Ханса Кристиана Андерсена».
-Чтобы понять художественный мир писателя, нужно хорошо знать его произведения. Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена.
Чтение отрывков из сказок «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Дикие лебеди».
-Замечательно! Вы неплохо угадываете. А теперь усложним задание. (Учитель берет в руки корзину с предметами, ассоциирующимися со сказками: фонарь, балерина, утенок и лебедь, корабль, соловей, 5 горошин, ель и т.д.). Из корзины со сказками я достаю предметы, а вы должны угадать название произведения.
Дети угадывают названия сказок.
— Молодцы, и второе испытание вы прошли успешно.
Последнее творческое испытание на знание сказок Андерсена – текстовые облака.
-Внимание на экран. Перед вами текстовые облака. Попробуйте угадать, какая сказка здесь зашифрована – вы сможете проникнуть в сказочный мир великого датского писателя.
Ученики расшифровывают сказки, «спрятанные» в текстовых облаках.
(Учитель раскрывает радужный зонт).
-Сегодня мы познакомимся с новыми историями. (Зонт устанавливается рядом с выставкой книг). Прежде всего мы посетим места, связанные с жизнью датского сказочника.
-Сейчас мы прочитаем еще одну причту. Начинаю я, а вы внимательно слушайте и будьте готовы в любой момент продолжить.
(Учитель читает сказку «Лен», затем по очереди читают ученики, которые проявили большие способности к выразительному чтению. Завершает чтение учитель).
-На столах у вас тексты сказок. У одной группы – «Ель». У другой – «Лен». Найдите ключевые фразы, которые определяют идею произведения. Отметьте их карандашом. (Работают в группах).
Теперь отложите тексты.
— Каждая группа получает задание. Вы составляете по своей сказке интеллект-карту, определяете идею произведения. Если вы забыли, что такое идея художественного произведения, то прочитайте в «толковом словарике». Но самое главное – вы должны ответить на ключевые вопросы сегодняшнего урока. Внимание на доску.( учитель открывает створки).На доске записаны вопросы:
1.Чем отличается взгляд на мир Ели и Льна?
2.Кому легче – Ели или Льну?
3. Просто ли радоваться жизни?
Решите, кто руководитель группы, кто иллюстратор, кто пойдет защищать проект. Обязательно пишите крупными буквами, на защите проекта будьте готовы отстаивать свою позицию и отвечать на вопросы. Через 15 минут прозвенит колокольчик. Вы должны организоваться и вовремя закончить работу. Приступайте!
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Группы работают над интеллект-картами. Учитель контролирует, помогает при затруднениях.
У учителя заранее приготовлены ключевые цитаты из сказок, чтобы дополнить карты, если это не сделают дети. Другие группы могут дополнять, высказываться.
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ (АФИШИРОВАНИЕ)
Определяют идею произведения, аргументируют выбор цитат и рисунков.
В конце беседы отвечают на ключевые вопросы урока (Чем отличается взгляд на мир Ели и Льна? Кому легче – Ели или Льну? Просто ли радоваться жизни?)
(Идеи сформулированы устно. С целью экономии времени учитель раздает распечатки с идеями сказок «Ель» и «Лен»).
На доске заполняется таблица, дети эти же шаблоны таблицы заполняют на местах (после заполнения объяснить, что такое прием составления синквейна. Определение синквейна читают в «толковом словарике»).
Какая? (2 прилагательных)
Какой? (2 прилагательных)
Что делает? (3 глагола)
Что делает? (3 глагола)
Предложение(важная цитата из сказки)
Предложение(важная цитата из сказки)
— Ребята, мы проанализировали 2 сказки Андерсена. Ответили мы на ключевые вопросы урока? (Учитель стирает вопросы с доски).
В толковых словариках прочитайте определение антитезы (читают). Можно ли назвать образы Ели и Льна антитетичными, противоположными? (Дети отвечают).
Когда я готовилась к уроку и размышляла над идеями сказок «Ель» и «Лен», нашла незамысловатые, но трогательные стихи о том, почему мы должны радоваться жизни.
Для вас я подготовила презентацию. (слушают стихи, затем просмотр презентации под музыку).
Радуйся жизни, радуйся другу, радуйся теплым лучам..
Синему небу, пестрому лугу, россыпи звезд по ночам..
В жизни бывают мрачные краски, но наступает рассвет.
Радуйся солнцу, радуйся сказке в 10 и в 70 лет!
Только подумай, как мы богаты, сколько вокруг красоты!
Радуйся, сердце, птице крылатой, быстрой, как наши мечты!
Радуйся яблоньке в мае нарядной, лунному свету в ночи…
Небо бесплатно, солнце бесплатно –
Все мы вокруг богачи!
Умейте радоваться дням
В слезах дождя, в закатах солнца…
Ведь день уйдет и не вернется…
И повезло сегодня нам, что были в этом дне.
Смеялись, плакали, любили….
И даже в том, что просто жили!
(Во время просмотра презентации учитель раздает листы с рамками с мотивами сказок)
-А теперь возьмите листы, ручки. Наступает главный момент нашего урока – создание творческой работы.
Вы достаточно много знаете, чтобы написать эссе на тему (учитель записывает цветным мелом тему на доске): «О ЧЕМ ПОВЕДАЛ МНЕ АНДЕРСЕН?»
-Чему вы научились, какие открытия сделали для себя во время чтения сказок великого датского писателя? Что изменил он в вашем взгляде на жизнь?
(Звучат отрывки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», дети пишут творческие работы. На работу дается 15 минут). Учитель пишет свое эссе.
— Время на запись эссе истекло. Кто хотел бы прочитать свою работу вслух.
2-3 человека, только те, кто желает сам, читают свои работы. Ваши размышления очень интересны. Я тоже прочитаю вам свое эссе.
«Ханс Кристиан Андерсен… Его имя, словно волшебные колокольчики, словно «снип-снап-снурре-пурре-базилюрре» напоминают нам о мире, который вроде бы и похож на наш, но в нем возможны удивительные вещи… Здесь зернышко дает жизнь Дюймовочке, Герда с горячим сердцем побеждает могущественную королеву, металлический солдатик умеет любить, нескладный утенок превращается в чудесного лебедя…
Его сказки похожи на удивительное кружево, прекрасный узор. Они легкие, нежные, изысканные. Но главное – в них заключен мягкий дружеский совет.
Андерсен предупреждает, что всему на свете приходит конец, что все замечательное очень хрупко, что в мире много зла, но оно не всесильно. А поэтому нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, и уметь радоваться каждому мигу и ценить то, что имеешь.
Эти мысли делают нас взрослее и серьёзнее, заставляют понять, что жизнь – это не пустая игрушка. Но даже грустные сказки писателя служат добру. Нам становится стыдно за плохие поступки героев, поэтому сами мы вряд ли станем совершать что-то подобное, ведь знаем, сколько горя можем принести…
Надеюсь, что во время сегодняшнего занятия вы многое поняли. И чтение сказок великого писателя принесет со временем добрые плоды в вашей жизни.
Учитель складывает зонтик.
Мы возвращаемся из художественного мира Ханса Кристиана Андерсена в обычный мир. Но пусть никто из вас не забывает о том добром, что открыл для себя сегодня. Я прощаюсь с вами до новых открытий в мире литературы.
Дети делятся впечатлениями о мастерской, о своих чувствах, о том, что больше всего понравилось, где были затруднения, проблемы. Беседа должна проходить в доверительной форме. Делиться впечатлениями может начать учитель. О дна из главных основ технологии творческих мастерских – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, «назидателем», лектором и «урокодателем». Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.
Задача учителя-мастера с оздать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия, катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.
Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы (8-15 человек), Мастер предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.
Сам факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков ребят, даёт им возможности научиться распределению обязанностей в мини-коллективе, учить слушать, аргументировать, использовать преимущества коллективного поиска.
В начале занятия дети получают исходный материал, основу, использовав которую, они сделают свои открытия. К этому материалу педагог продумывает несколько заданий, для их выполнения понадобятся навыки поиска и творческий настрой.
Очень важные нюансы
Эта технология не ранжируют детей. Она утверждает, что все способны к постижению знаний и, как следствие, на высокий результат. При этом создатели технологии отмечают, что время всё-таки для этого у каждого своё. Учитель должен составить урок так, чтобы дать ребятам эту возможность. Отсюда произрастает ещё одно незыблемое правило технологии – свобода. Ребёнок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы и т.д. Его не должны сковывать рамки, он должен чувствовать себя открытым для творчества и для самовыражения.
— Что вы узнали на уроке?
— Ребята, чему же учат произведения поэтов, художников, композиторов?
— Что хочет каждый из них донести до читателя?
Домашнее задание. Ответить на вопросы.
1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».
2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?
3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.
4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.