Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий

Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий

Урок. Мировоззрение Ф.М. Достоевского и связь его творчества с русской действительностью.

Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества

Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенно­стями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Виды деятельности: составление конспекта, работа с ключевыми словами выступления ученика, решение теста, заполнение хронологической таблицы.

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).

Задание: Выбрать один из эпитетов, объяснив свой выбор, записать в тетрадь.

Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих та­лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете.

В сегодняшнем мире. тревожный набат Достоевского гудит,

неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, вооб­ражая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.

Он дает мне больше, чем любой мыслитель.

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительно­сти его талант равен, быть может, только

(СЛАЙД 1) Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».

Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и житель­ство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотече­ния, завершившиеся в 1881 г. смертью.

Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззре­ние Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас тра­гических контрастов.

Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуж­дений писателя. Его славянофильские настроения, его религиоз­ность, целый ряд расхождений с революционными демократами были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической действительностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на са­мую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому — Достоевский.

III. Творческие искания Достоевского (биография писателя).

Материал дается в форме мультимедийной презентации подготовленного учителем, с привлечением фотоматериалов, иллюстра­ций из книги Н.И. Якушина, Учащиеся при прослушивании со­ставляют конспект, хронологическую таблицу, которую дома до­полняют по учебнику.

Достоевские происходили от старинного литовского рода, представи­тели которого с 16 века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, судьи, хорунжие, епископы. В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском повете (админист­ративно-территориальная единица в древней Руси), после чего эти служи­лые люди стали именоваться Достоевскими.

Ярким впечатлением детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. Писатель не раз вспоминал свою нянюшку — мо­сквичку, которая умела увлечь его поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии.

(СЛАЙД 6) Увлечение романами началось со знакомства с произведениями забы­той ныне писательницы 18 века Анны Радклиф. Она утвердила в европей­ской литературе новый тип романа, названный «готическим» из-за влече­ния его авторов к рыцарским преданиям средневековья. Техникой захва­тывающего повествования писательница владела в совершенстве. Малень­кий Федор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи английской романистки.

С годами углубляется личная драма кроткой жизни Марии Федоровны, подвергавшейся постоянным подозрениям мужа. В ее горячих уверениях слышится отчаяние загубленной жизни: «Любви моей не видят, не пони­маю чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь раз­ливаются по лицу, веселость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви мо­ей; и ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на про­видение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих». Эти интимнейшие письма и сегодня не пере­стают волновать. Печальная участь матери навсегда запала в душу Ф.М. Достоевскому, образ ее стал для сына воплощением нравственной красоты. Кончина матери в 1836 г. привела к полному распаду семьи.

В 1845—1848 гг. в Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пест­ром составе преобладала демократическая интеллигенция. На «пятницах» М.В. Буташевича-Петрошевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье. Среди этих мирных вольнодумцев-мечтателей были скептики, готовые считать со­циализм фантазией, умеренные, просто слушатели и очень немногие сто­ронники решительных действий — призыва крестьян к восстанию.

(СЛАЙД 10,11) Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы их столицы, отправлены на каторгу. Главных обвиняемых (21 человек) приговорили к смертной казни расстрелянием. 23 декабря 1849 г. на Семеновском плацу они стояли на эшафоте. В последнюю минуту им сообщили об отмене казни; все они вы­несли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти», о кото­рых впоследствии вспоминал Достоевский. В числе других он стоял на эшафоте за то лишь, что читал у Петрашевского и распространял «преступ­ное письмо Белинского (к Гоголю), наполненное дерзкими выражениями против верховной власти и православной церкви» (из протокола обвини­тельного акта).

(СЛАЙД 12,13,14) В 1850 г. Достоевский попал в Омский острог. Не владевший каким-либо ремеслом, он был зачислен в разряд чернорабочих: вертел в мастер­ской неповоротливое точильное колесо, обжигал на заводе кирпичи и под­носил к стойке эту грузную кладь,» разбирал на Иртыше старые казенные бараки, стоя по колено в ледяной воде. Начальство острога получило пред­писание содержать Достоевского в полном смысле арестантом, без всякого снисхождения. Каторга не сломила писателя, она даже усилила его стрем­ление к дальнейшей литературной деятельности.

(СЛАЙД 15) В 40-е гг. Достоевский пишет повесть «Бедные люди» (1845), так пора­зившую Белинского и всех участников «натуральной школы» Гоголя. Связь «бедных людей» с «Шинелью» была очевидной. Повесть Достоевского оз­начала движение русской литературы вперед.

Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, ли­хорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылаз­ных долгах, в вечных терзаниях самолюбия.

Достоевский умеет дать пронзительные подробности унижения челове­ка.

Предшествующий Девушкину «маленький человек» еще не дорос до такой высоты самосознания. Белинский имел все основания охарактеризо­вать отношение между автором «Шинели» и автором «Бедных людей» как отношение между отцом и сыном, объясняя, что это сравнение означает не только преемственность, но и самостоятельность нового писателя: «Мно­гие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благород­ного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре. Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

В статье «Забитые люди» Добролюбов писал: «В произведениях Досто­евского мы находим одну общую черту: это боль о человеке. » Заслугу Дос­тоевского критик видел в том, что в «забитом, потерянном, обезличенном человеке он открывает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает запрятанный в самой глубине души протест личности против внешнего, насильственно­го давления и представляет его на наш суд и сочувствие».

(СЛАЙД 20-23) «Записки из Мертвого дома» (1861), написанные после каторги, с большой ясностью показали, как силен Достоевский. Материалом послу­жило непосредственное общение с людьми из народа. Пафос «Записок. » заключен не в ужасе перед врожденной греховностью человеческой души, а в следующих словах писателя: «Трудно представить, до чего можно иска­зить природу человеческую». Достоевский показывает образцы полного извращения человеческой природы. «Этот Газин был ужасное сущест­во. Мне всегда казалось, что ничего не может быть свирепее его. Про него рассказывали, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия». Именно в связи с фигурой Разина, насильника и мучите­ля, впервые возникает образ паука, столь часто встречающийся в произве­дениях Достоевского.

Но подавляющее большинство людей попало на каторгу за противоза­конные формы протеста против насилия. Например, Сироткин. «Часто я думал: за что это смирное, простодушное существо явилось в острог?» Он рассказал автору о тяжелой жизни в рекрутах: «Командир невзлюбил, а за что? Я всем покоряюсь, живу в аккурат. Бывало пойдешь куда за угол, да там и поплачешь». Выведенный из терпения, он убивает своего истязателя. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги.

(СЛАЙД 24) В романе «Идиот» (1868) писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. В центре романа — образ Настасьи Филип­повны, женщины необыкновенной красоты. В торгах из-за этой женщины разгораются страсти барина Тонкого, генерала Епанчина, купца Рогожина и мелкого чиновника Гани Иволгина. Борьба с неизбежностью ведет «к кро­вавой развязке, к зверскому убийству». Роман подтверждает морально-философский тезис Достоевского: если нет обязательного морального за­кона, человек превращается в зверя. Такова его природа. А моральный за­кон может быть дан, по Достоевскому, только божественным началом в человеке, верой в бога и тяготением к добру и смирению. Поэтому в слож­ных конфликтах романа участвует кроткий, верующий, всепрощающий христианин, князь Мышкин. Он излучает моральное обаяние. В романе поставлен вопрос о спасении мира верой и любовью, но ответ на него зву­чит утопично, неубедительно.

Современная Достоевскому критика высоко оценила роман, назвав его одним из лучших его произведений. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатывае­мых им, этот писатель у нас стоит совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общест­во, но вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».

Князь Мышкин погиб до того, как пришел к Рогожину, совершившему преступление, до того, как сознание окончательно покинуло его. После сцены у Настасьи Филипповны ясно: что бы ни произошло, ни гармонии, ни счастья быть не может. Задумав роман как произведение о торжестве «гармоничного» человека, Достоевский пришел к мысли о его разрушении, «растворении» в действительности.

Мысль о жестокости жизни, губящей лучшие человеческие качества, о распаде связей между людьми и недостижимости идеала, разрушении нрав­ственности в обществе проходит через весь роман. Вот почему такое боль­шое значение в нем имеет тема преступления и безумия.

Действие разворачивается на фоне разложения крепостнического ук­лада жизни, изображенного на примере семьи Карамазовых, глава которой, Федор Павлович, рядовой дворянин, с получением в приданое небольшого капитала занимается ростовщичеством. Это — мерзкий человек, сканда­лист. Роман начинается его ссорой с Дмитрием, вызовом на дуэль, оскорб­лением монахов и т.д. Иван Карамазов говорит об отце и брате Дмитрии: «. сцепились в борьбе два гада» и «пусть бы погибли они оба». В Иване есть черты, роднящие его с Раскольниковым. Он соблазнил лакея Смердякова анархическим лозунгом «Все дозволено!» Но Смердяков ответственность за свое преступление перекладывает на Ивана: «Главный

убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил».

Вопрос о человеческих страданиях оказался вопросом, прежде всего, социальным, а не нравственным, и его решение возможно только в этом, а не вином мире.

Иван Карамазов любит жизнь и людей. Но, осмысливая историю чело­вечества, он приходит к выводу, что это сплошная летопись страданий, эксплуатации, жестокостей. И Иван признается: «Ничего не могу понять, для чего все это так устроено?» За этим признанием следуют слова «все доз­волено», которые привели его к мысли о возможности отцеубийства. Вся­кие нравственные нормы теряют силу для ожесточенных героев Достоев­ского. Иван не знает, чем жить человеку в такое время, когда основы по­трясены, а новая жизнь еще не прояснилась.

(СЛАЙД 25) Как вы понимаете слова английского поэта Одена?

IV. Сообщение ученика.

«Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской дей­ствительностью».

Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорбленных безмерны, а преступление, несправедливость, бесче­ловечность выражает самую сущность социальных отношений.

Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопиче­ский путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный доброволь­ный товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, объе­динит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимно­го сострадания. Достоевский скептически относился к революци­онному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира/

Каковы истоки этих взглядов писателя?

Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. Напоми­наю, что было характерно для этого периода: 60-е гг. 19 в. ознаме­новались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширя­лась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени — вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революци­онным путем. Либералы же были сторонниками постепенных ре­форм освобождения крестьян «сверху». В 60-е гг. произошел раскол в группе писателей, объединенных вокруг журнала «Современник».

В этих условиях возникают самые различные направления идей­ных исканий. Наивно-мужичьи, христианско-социалистические, патриархально-мещанские упования переплетаются с революцион­ным бунтарством. Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.

Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общест­венной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и на­казание». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплот­ную столкнулся на каторге, и остро почувствовал «глухую стену, отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дво­рянских и разночинских революционеров, которые ему были из­вестны.

В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский со­средоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.

До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и на­силия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».

В «Дневнике писателя» за январь 1876 г. он писал: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна полу­чать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда находится) будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

— Сформулируйте основную мысль выступления ученика, назовите ключевые слова

3) Заполнение хронологической таблицы.

Источник

Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий

Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий. 7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий фото. Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий-7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. картинка Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий. картинка 7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества

Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий. 7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий фото. Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий-7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. картинка Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий. картинка 7qocScOM6n7Qu5dJYrDTguAgwhZma3JnUMBNipCp27jTO7ifl1rSUmx7JIROV3c 3Gr2z2VXkQ82aqGq4XMU0U q. Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества

СДК с. Барлык имени К. Х. Кужугета запись закреплена

В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881), великого русского писателя, мыслитель, философа, публициста. Наш сельский дом культуры предлагает вам ответить на вопросы викторины «Преступление и наказание».
Ответы принимаются до 4 ноября. Ответы можно направить на комментарии. Имена победителей будут опубликованы на ВК странице и странице инстагграмме СДК Барлык.

Викторина»Преступление и наказание»

1. Как называли Божедомку, место, где родился Ф.М.Достоевский?

2. В каком возрасте Федю отец сажал за книжку, твердя: «Учись!»?

3. Маленький Фёдор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи этой, ныне забытой, английской романистки. О ком речь?

4. Перечислите три события, потрясшие отроческую душу будущего писателя.

5. Назовите первое произведение, сделавшее Ф.М.Достоевского знаменитым.

6. Что явилось причиной ареста Ф.М.Достоевского в 1849 году?

7. Какое наказание получил Достоевский за участие в кружке
М.В. Буташевича – Петрашевского?

8. Достоевский говорил, что он и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут». О каких минутах идёт речь?

9. В каком романе Ф.М.Достоевский описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти?

10. В какой книге Достоевский подвёл итоги духовного опыта, вынесенного им из сибирского острога?

12. Какую вечную книгу, подаренную писателю в Тобольске жёнами декабристов П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной, единственно дозволенную в остроге, Ф.М.Достоевский берёг всю жизнь?

13. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги. К кому из героев произведений Достоевского применимы эти слова?

14.Кто из писателей сказал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу»?

15. По поводу какого произведения В.Г.Белинский на восторженное замечание Н.А.Некрасова, что родился новый Гоголь, сухо ответил: «Гоголи у вас растут, как грибы»? Но прочитав рукопись, пришёл в восторг и потребовал нового автора.

16. Кто из критиков XIX века в статье “Забитые люди» писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…»?

17. Какая пагубная привычка Достоевского была бичом семьи и непреодолимым препятствием к достатку в доме?

18. О замысле какого из своих романов Ф.М.Достоевский писал: «Идея эта – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…»?

19. Назовите основного положительного героя романа «Идиот».

20. Назовите имя героини красавицы, из-за которой на торгах разгораются страсти барина Тоцкого, генерала Епанчина, купца Рожина и чиновника Гани Иволгина.

21. Какой роман подтверждает морально-философский тезис Ф.М.Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя?

22. С каким событием связана знаменитая «пушкинская речь» Достоевского?

23. Сколько персонажей в романе «Преступление и наказание»?

24. Сколько дней проходит от посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною?

25. Какую часть в романе занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую – наказание его?

26. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдаёт на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека?
27. Кто был кумиром Родиона Раскольникова?

28. Назовите последний роман Ф.М.Достоевского, который он считал вершиной своего творчества.
29. Какие фильмы сняты о Ф.М.Достоевском?
30. Где похоронен писатель?

Источник

Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий

Викторина по литературе
«Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского»

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Как называли Божедомку, место, где родился Ф.М.Достоевский?

2. В каком возрасте Федю отец сажал за книжку, твердя: «Учись!»?

3. Маленький Фёдор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи этой, ныне забытой, английской романистки. О ком речь?

4. Перечислите три события, потрясшие отроческую душу будущего писателя.

5. Назовите первое произведение, сделавшее Ф.М.Достоевского знаменитым.

6. Что явилось причиной ареста Ф.М.Достоевского в 1849 году?

7. Какое наказание получил Достоевский за участие в кружке
М.В. Буташевича – Петрашевского?

8. Достоевский говорил, что он и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут». О каких минутах идёт речь?

9. В каком романе Ф.М.Достоевский описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти?

10. В какой книге Достоевский подвёл итоги духовного опыта, вынесенного им из сибирского острога?

12. Какую вечную книгу, подаренную писателю в Тобольске жёнами декабристов П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной, единственно дозволенную в остроге, Ф.М.Достоевский берёг всю жизнь?

13. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги. К кому из героев произведений Достоевского применимы эти слова?

14.Кто из писателей сказал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу»?

15. По поводу какого произведения В.Г.Белинский на восторженное замечание Н.А.Некрасова, что родился новый Гоголь, сухо ответил: «Гоголи у вас растут, как грибы»? Но прочитав рукопись, пришёл в восторг и потребовал нового автора.

16. Кто из критиков XIX века в статье “Забитые люди» писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…»?

17. Какая пагубная привычка Достоевского была бичом семьи и непреодолимым препятствием к достатку в доме?

18. О замысле какого из своих романов Ф.М.Достоевский писал: «Идея эта – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…»?

19. Назовите основного положительного героя романа «Идиот».

20. Назовите имя героини красавицы, из-за которой на торгах разгораются страсти барина Тоцкого, генерала Епанчина, купца Рожина и чиновника Гани Иволгина.

21. Какой роман подтверждает морально-философский тезис Ф.М.Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя?

22. С каким событием связана знаменитая «пушкинская речь» Достоевского?

23. Сколько персонажей в романе «Преступление и наказание»?

24. Сколько дней проходит от посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною?

25. Какую часть в романе занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую – наказание его?

26. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдаёт на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека?
27. Кто был кумиром Родиона Раскольникова?

28. Назовите последний роман Ф.М.Достоевского, который он считал вершиной своего творчества.
29. Какие фильмы сняты о Ф.М.Достоевском?
30. Где похоронен писатель?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *