Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий
Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий
Урок. Мировоззрение Ф.М. Достоевского и связь его творчества с русской действительностью.
Ф.М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества
Цель урока: познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Виды деятельности: составление конспекта, работа с ключевыми словами выступления ученика, решение теста, заполнение хронологической таблицы.
I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы, план).
Задание: Выбрать один из эпитетов, объяснив свой выбор, записать в тетрадь.
Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете.
В сегодняшнем мире. тревожный набат Достоевского гудит,
неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
Он дает мне больше, чем любой мыслитель.
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только
(СЛАЙД 1) Ф.М. Достоевский — писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».
Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербургскую и Московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 г. смертью.
Это только бедная вязь внешних событий, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.
Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической действительностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому — Достоевский.
III. Творческие искания Достоевского (биография писателя).
Материал дается в форме мультимедийной презентации подготовленного учителем, с привлечением фотоматериалов, иллюстраций из книги Н.И. Якушина, Учащиеся при прослушивании составляют конспект, хронологическую таблицу, которую дома дополняют по учебнику.
Достоевские происходили от старинного литовского рода, представители которого с 16 века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, судьи, хорунжие, епископы. В 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском повете (административно-территориальная единица в древней Руси), после чего эти служилые люди стали именоваться Достоевскими.
Ярким впечатлением детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. Писатель не раз вспоминал свою нянюшку — москвичку, которая умела увлечь его поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии.
(СЛАЙД 6) Увлечение романами началось со знакомства с произведениями забытой ныне писательницы 18 века Анны Радклиф. Она утвердила в европейской литературе новый тип романа, названный «готическим» из-за влечения его авторов к рыцарским преданиям средневековья. Техникой захватывающего повествования писательница владела в совершенстве. Маленький Федор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи английской романистки.
С годами углубляется личная драма кроткой жизни Марии Федоровны, подвергавшейся постоянным подозрениям мужа. В ее горячих уверениях слышится отчаяние загубленной жизни: «Любви моей не видят, не понимаю чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь разливаются по лицу, веселость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви моей; и ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на провидение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих». Эти интимнейшие письма и сегодня не перестают волновать. Печальная участь матери навсегда запала в душу Ф.М. Достоевскому, образ ее стал для сына воплощением нравственной красоты. Кончина матери в 1836 г. привела к полному распаду семьи.
В 1845—1848 гг. в Петербурге собирался кружок петрашевцев. В его пестром составе преобладала демократическая интеллигенция. На «пятницах» М.В. Буташевича-Петрошевского, организатора кружка, шли горячие споры на запрещенные общественно-политические и литературные темы. Свою задачу они видели в пропаганде идей социалиста-утописта Фурье. Среди этих мирных вольнодумцев-мечтателей были скептики, готовые считать социализм фантазией, умеренные, просто слушатели и очень немногие сторонники решительных действий — призыва крестьян к восстанию.
(СЛАЙД 10,11) Арестованные и судимые по полевым военным законам, петрашевцы были отданы под надзор полиции, высланы их столицы, отправлены на каторгу. Главных обвиняемых (21 человек) приговорили к смертной казни расстрелянием. 23 декабря 1849 г. на Семеновском плацу они стояли на эшафоте. В последнюю минуту им сообщили об отмене казни; все они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти», о которых впоследствии вспоминал Достоевский. В числе других он стоял на эшафоте за то лишь, что читал у Петрашевского и распространял «преступное письмо Белинского (к Гоголю), наполненное дерзкими выражениями против верховной власти и православной церкви» (из протокола обвинительного акта).
(СЛАЙД 12,13,14) В 1850 г. Достоевский попал в Омский острог. Не владевший каким-либо ремеслом, он был зачислен в разряд чернорабочих: вертел в мастерской неповоротливое точильное колесо, обжигал на заводе кирпичи и подносил к стойке эту грузную кладь,» разбирал на Иртыше старые казенные бараки, стоя по колено в ледяной воде. Начальство острога получило предписание содержать Достоевского в полном смысле арестантом, без всякого снисхождения. Каторга не сломила писателя, она даже усилила его стремление к дальнейшей литературной деятельности.
(СЛАЙД 15) В 40-е гг. Достоевский пишет повесть «Бедные люди» (1845), так поразившую Белинского и всех участников «натуральной школы» Гоголя. Связь «бедных людей» с «Шинелью» была очевидной. Повесть Достоевского означала движение русской литературы вперед.
Достоевский чувствовал себя одним из «бедных людей», да и вся его жизнь с юных лет наполняется каторжным, как он говорит, срочным, лихорадочным трудом. Всегда он был на грани нищеты, в тревоге и безвылазных долгах, в вечных терзаниях самолюбия.
Достоевский умеет дать пронзительные подробности унижения человека.
Предшествующий Девушкину «маленький человек» еще не дорос до такой высоты самосознания. Белинский имел все основания охарактеризовать отношение между автором «Шинели» и автором «Бедных людей» как отношение между отцом и сыном, объясняя, что это сравнение означает не только преемственность, но и самостоятельность нового писателя: «Многие могут подумать, что в лице Девушкина автор хотел изобразить человека, у которого ум и способности придавлены, приплюснуты жизнью. Была бы большая ошибка думать так. Мысль автора гораздо глубже и гуманнее; он в лице Макара Алексеевича, показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре. Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В статье «Забитые люди» Добролюбов писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке. » Заслугу Достоевского критик видел в том, что в «забитом, потерянном, обезличенном человеке он открывает и показывает нам живые, никогда не заглушаемые стремления и потребности человеческой природы, вынимает запрятанный в самой глубине души протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие».
(СЛАЙД 20-23) «Записки из Мертвого дома» (1861), написанные после каторги, с большой ясностью показали, как силен Достоевский. Материалом послужило непосредственное общение с людьми из народа. Пафос «Записок. » заключен не в ужасе перед врожденной греховностью человеческой души, а в следующих словах писателя: «Трудно представить, до чего можно исказить природу человеческую». Достоевский показывает образцы полного извращения человеческой природы. «Этот Газин был ужасное существо. Мне всегда казалось, что ничего не может быть свирепее его. Про него рассказывали, что он любил прежде резать маленьких детей, единственно из удовольствия». Именно в связи с фигурой Разина, насильника и мучителя, впервые возникает образ паука, столь часто встречающийся в произведениях Достоевского.
Но подавляющее большинство людей попало на каторгу за противозаконные формы протеста против насилия. Например, Сироткин. «Часто я думал: за что это смирное, простодушное существо явилось в острог?» Он рассказал автору о тяжелой жизни в рекрутах: «Командир невзлюбил, а за что? Я всем покоряюсь, живу в аккурат. Бывало пойдешь куда за угол, да там и поплачешь». Выведенный из терпения, он убивает своего истязателя. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги.
(СЛАЙД 24) В романе «Идиот» (1868) писатель концентрирует наше внимание на мире хищников и карьеристов. В центре романа — образ Настасьи Филипповны, женщины необыкновенной красоты. В торгах из-за этой женщины разгораются страсти барина Тонкого, генерала Епанчина, купца Рогожина и мелкого чиновника Гани Иволгина. Борьба с неизбежностью ведет «к кровавой развязке, к зверскому убийству». Роман подтверждает морально-философский тезис Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя. Такова его природа. А моральный закон может быть дан, по Достоевскому, только божественным началом в человеке, верой в бога и тяготением к добру и смирению. Поэтому в сложных конфликтах романа участвует кроткий, верующий, всепрощающий христианин, князь Мышкин. Он излучает моральное обаяние. В романе поставлен вопрос о спасении мира верой и любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно.
Современная Достоевскому критика высоко оценила роман, назвав его одним из лучших его произведений. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель у нас стоит совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества».
Князь Мышкин погиб до того, как пришел к Рогожину, совершившему преступление, до того, как сознание окончательно покинуло его. После сцены у Настасьи Филипповны ясно: что бы ни произошло, ни гармонии, ни счастья быть не может. Задумав роман как произведение о торжестве «гармоничного» человека, Достоевский пришел к мысли о его разрушении, «растворении» в действительности.
Мысль о жестокости жизни, губящей лучшие человеческие качества, о распаде связей между людьми и недостижимости идеала, разрушении нравственности в обществе проходит через весь роман. Вот почему такое большое значение в нем имеет тема преступления и безумия.
Действие разворачивается на фоне разложения крепостнического уклада жизни, изображенного на примере семьи Карамазовых, глава которой, Федор Павлович, рядовой дворянин, с получением в приданое небольшого капитала занимается ростовщичеством. Это — мерзкий человек, скандалист. Роман начинается его ссорой с Дмитрием, вызовом на дуэль, оскорблением монахов и т.д. Иван Карамазов говорит об отце и брате Дмитрии: «. сцепились в борьбе два гада» и «пусть бы погибли они оба». В Иване есть черты, роднящие его с Раскольниковым. Он соблазнил лакея Смердякова анархическим лозунгом «Все дозволено!» Но Смердяков ответственность за свое преступление перекладывает на Ивана: «Главный
убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил».
Вопрос о человеческих страданиях оказался вопросом, прежде всего, социальным, а не нравственным, и его решение возможно только в этом, а не вином мире.
Иван Карамазов любит жизнь и людей. Но, осмысливая историю человечества, он приходит к выводу, что это сплошная летопись страданий, эксплуатации, жестокостей. И Иван признается: «Ничего не могу понять, для чего все это так устроено?» За этим признанием следуют слова «все дозволено», которые привели его к мысли о возможности отцеубийства. Всякие нравственные нормы теряют силу для ожесточенных героев Достоевского. Иван не знает, чем жить человеку в такое время, когда основы потрясены, а новая жизнь еще не прояснилась.
(СЛАЙД 25) Как вы понимаете слова английского поэта Одена?
IV. Сообщение ученика.
«Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью».
Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорбленных безмерны, а преступление, несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений.
Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. Достоевский скептически относился к революционному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира/
Каковы истоки этих взглядов писателя?
Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. Напоминаю, что было характерно для этого периода: 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени — вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е гг. произошел раскол в группе писателей, объединенных вокруг журнала «Современник».
В этих условиях возникают самые различные направления идейных исканий. Наивно-мужичьи, христианско-социалистические, патриархально-мещанские упования переплетаются с революционным бунтарством. Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.
Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказание». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.
Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге, и остро почувствовал «глухую стену, отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны.
В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.
До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».
В «Дневнике писателя» за январь 1876 г. он писал: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда находится) будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».
— Сформулируйте основную мысль выступления ученика, назовите ключевые слова
3) Заполнение хронологической таблицы.
Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий
СДК с. Барлык имени К. Х. Кужугета запись закреплена
В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881), великого русского писателя, мыслитель, философа, публициста. Наш сельский дом культуры предлагает вам ответить на вопросы викторины «Преступление и наказание».
Ответы принимаются до 4 ноября. Ответы можно направить на комментарии. Имена победителей будут опубликованы на ВК странице и странице инстагграмме СДК Барлык.
Викторина»Преступление и наказание»
1. Как называли Божедомку, место, где родился Ф.М.Достоевский?
2. В каком возрасте Федю отец сажал за книжку, твердя: «Учись!»?
3. Маленький Фёдор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи этой, ныне забытой, английской романистки. О ком речь?
4. Перечислите три события, потрясшие отроческую душу будущего писателя.
5. Назовите первое произведение, сделавшее Ф.М.Достоевского знаменитым.
6. Что явилось причиной ареста Ф.М.Достоевского в 1849 году?
7. Какое наказание получил Достоевский за участие в кружке
М.В. Буташевича – Петрашевского?
8. Достоевский говорил, что он и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут». О каких минутах идёт речь?
9. В каком романе Ф.М.Достоевский описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти?
10. В какой книге Достоевский подвёл итоги духовного опыта, вынесенного им из сибирского острога?
12. Какую вечную книгу, подаренную писателю в Тобольске жёнами декабристов П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной, единственно дозволенную в остроге, Ф.М.Достоевский берёг всю жизнь?
13. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги. К кому из героев произведений Достоевского применимы эти слова?
14.Кто из писателей сказал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу»?
15. По поводу какого произведения В.Г.Белинский на восторженное замечание Н.А.Некрасова, что родился новый Гоголь, сухо ответил: «Гоголи у вас растут, как грибы»? Но прочитав рукопись, пришёл в восторг и потребовал нового автора.
16. Кто из критиков XIX века в статье “Забитые люди» писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…»?
17. Какая пагубная привычка Достоевского была бичом семьи и непреодолимым препятствием к достатку в доме?
18. О замысле какого из своих романов Ф.М.Достоевский писал: «Идея эта – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…»?
19. Назовите основного положительного героя романа «Идиот».
20. Назовите имя героини красавицы, из-за которой на торгах разгораются страсти барина Тоцкого, генерала Епанчина, купца Рожина и чиновника Гани Иволгина.
21. Какой роман подтверждает морально-философский тезис Ф.М.Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя?
22. С каким событием связана знаменитая «пушкинская речь» Достоевского?
23. Сколько персонажей в романе «Преступление и наказание»?
24. Сколько дней проходит от посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною?
25. Какую часть в романе занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую – наказание его?
26. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдаёт на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека?
27. Кто был кумиром Родиона Раскольникова?
28. Назовите последний роман Ф.М.Достоевского, который он считал вершиной своего творчества.
29. Какие фильмы сняты о Ф.М.Достоевском?
30. Где похоронен писатель?
Маленький федор слушал с замиранием как родители его читали на сон грядущий
Викторина по литературе
«Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского»
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Как называли Божедомку, место, где родился Ф.М.Достоевский?
2. В каком возрасте Федю отец сажал за книжку, твердя: «Учись!»?
3. Маленький Фёдор слушал с замиранием, как родители его читали на сон грядущий многотомные эпопеи этой, ныне забытой, английской романистки. О ком речь?
4. Перечислите три события, потрясшие отроческую душу будущего писателя.
5. Назовите первое произведение, сделавшее Ф.М.Достоевского знаменитым.
6. Что явилось причиной ареста Ф.М.Достоевского в 1849 году?
7. Какое наказание получил Достоевский за участие в кружке
М.В. Буташевича – Петрашевского?
8. Достоевский говорил, что он и его друзья пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут». О каких минутах идёт речь?
9. В каком романе Ф.М.Достоевский описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти?
10. В какой книге Достоевский подвёл итоги духовного опыта, вынесенного им из сибирского острога?
12. Какую вечную книгу, подаренную писателю в Тобольске жёнами декабристов П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной, единственно дозволенную в остроге, Ф.М.Достоевский берёг всю жизнь?
13. Люди бежали на каторгу от жизни, которая была страшнее каторги. К кому из героев произведений Достоевского применимы эти слова?
14.Кто из писателей сказал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу»?
15. По поводу какого произведения В.Г.Белинский на восторженное замечание Н.А.Некрасова, что родился новый Гоголь, сухо ответил: «Гоголи у вас растут, как грибы»? Но прочитав рукопись, пришёл в восторг и потребовал нового автора.
16. Кто из критиков XIX века в статье “Забитые люди» писал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту: это боль о человеке…»?
17. Какая пагубная привычка Достоевского была бичом семьи и непреодолимым препятствием к достатку в доме?
18. О замысле какого из своих романов Ф.М.Достоевский писал: «Идея эта – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…»?
19. Назовите основного положительного героя романа «Идиот».
20. Назовите имя героини красавицы, из-за которой на торгах разгораются страсти барина Тоцкого, генерала Епанчина, купца Рожина и чиновника Гани Иволгина.
21. Какой роман подтверждает морально-философский тезис Ф.М.Достоевского: если нет обязательного морального закона, человек превращается в зверя?
22. С каким событием связана знаменитая «пушкинская речь» Достоевского?
23. Сколько персонажей в романе «Преступление и наказание»?
24. Сколько дней проходит от посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною?
25. Какую часть в романе занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую – наказание его?
26. Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдаёт на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека?
27. Кто был кумиром Родиона Раскольникова?
28. Назовите последний роман Ф.М.Достоевского, который он считал вершиной своего творчества.
29. Какие фильмы сняты о Ф.М.Достоевском?
30. Где похоронен писатель?