Людмила зорина полеты во сне и наяву
47 лет с Олегом Янковским. Почему Людмила Зорина терпела слухи об изменах и жила в тени супруга
Большинство знает артистку как вдову Олега Янковского, хотя в 60-х в театральных кругах Людмила Зорина была гораздо известнее мужа, только начинавшего путь на подмостках. Вместе с популярностью Янковского накрыло волной слухов, связанных с романами на стороне.
1 мая Людмиле Зориной исполняется 80, и времена, когда она блистала на сцене Саратовского драмтеатра и «Ленкома» превратились для нее в далекое воспоминание. В последние 15 лет актриса не появлялась ни на подмостках, ни на экране, посвятив себя семье и воспитанию внуков.
Наследниками Зорина может гордиться: сын Филипп стал артистом и режиссером, внуки Иван и Лиза — актерами. Но не чувствовала ли себя Людмила Александровна человеком, прозябавшим в тени Олега Янковского, а потом и его потомков? А главное: верила ли Людмила Зорина слухам об изменах и внебрачном ребенке Олега Ивановича?
Успешнее мужа
История Людмилы Александровны началась в Саратове в 1941-м. Несложно понять, что детство будущей актрисы выдалось трудным, ведь выпало на годы Великой Отечественной и тяжелый послевоенный период. Отдушиной для Зориной стала самодеятельность: с ранних лет она с радостью принимала участие в утренниках, концертах и школьных спектаклях.
Загоревшись желанием стать актрисой, Людмила поступила в Саратовское театральное училище. На третьем году обучения Зорина познакомилась с второкурсником Олегом Янковским. Согласно легенде, обоих пригласили вести праздничный концерт в цирке и разместили в одной гримерке, решив, что студенты — семейная пара. Ошибка организаторов положила начало долгим и крепким романтическим отношениям.
Вскоре Янковский представил невесту своей семье и пояснил, что его мама давно вбила в головы сыновьям: жениться нужно один раз и на всю жизнь. Так Олег Иванович и сделал, сыграв скромную свадьбу с возлюбленной Людой.
После окончания вуза Зорину приняли во второй состав Саратовского драмтеатра. Очень быстро яркая рыжеволосая выпускница стала ведущей актрисой учреждения: все спектакли с ее участием проходили с аншлагом. «Маскарад», «104 страницы про любовь», «Волки и овцы» — любую классическую пьесу оживляла игра Людмилы Александровны.
Все ради семьи
В том же году на экраны вышел еще один фильм с Олегом Ивановичем, — «Служили два товарища» — и вот уже зрители побежали в саратовский драм «на Янковского». Разумеется, артисту стали давать ключевые роли: Мелузова в «Талантах и поклонниках», князя Мышкина в «Идиоте». Позиции Зориной в театре не ослабевали, но когда после успешных гастролей в Ленинграде Марк Захаров пригласил Олега Янковского в «Ленком», ей ничего не оставалось, кроме как перейти туда вслед за мужем.
В Москве Людмила Александровна играла в «Тиле», «Революционном этюде» и «Поминальной молитве». Вместе с мужем она появилась в пьесе «Парень из нашего города», которую впоследствии записали как телеспектакль. Также артистка засветилась в фильмах «Полеты во сне и наяву» и «Крейцерова соната», но все это не шло в сравнение с тем успехом, который обрушился на Янковского.
В 1968-м у супругов родился сын Филипп, а уже в 1974-м мальчик играл маленького Лешу в «Зеркале» Андрея Тарковского бок о бок со знаменитым папой. Ну а Янковский-старший позднее блистал в «Звезде пленительного счастья», «Обыкновенном чуде», картинах «Тот самый Мюнхгаузен» и «Убить дракона». Фильмография артиста насчитывала около 80 проектов, в то время как у Зориной получалось не более семи.
В окружении актерской четы уверяли, что ни о какой профессиональной ревности не было и речи. Людмила Александровна искренне радовалась успехам мужа и делала все от нее зависящее, чтобы окружить его заботой, создать в доме уют, воспитать прекрасного сына. По мнению друзей, с каждым годом этот союз становился крепче, но как быть со сплетнями об изменах Янковского, которые не обошли семью стороной?
Слухи или реальность?
Откровения Прокловой
Начнем с того, что некоторые коллеги утверждали: Олег Иванович мог легко закрутить интрижку с поклонницей, гримершей или ассистенткой режиссера, а вот романов с актрисами опасался, мол, в звездных кругах сплетни разносятся со скоростью света. Как же тогда объяснить признания артисток о связи с Янковским?
Особенно красноречивой оказалась Елена Проклова, делившая с артистом площадку «Сентиментального романа». По ее словам, отношения с женатым мужчиной тянулись два года, хотя Проклова дружила с Зориной и водила свою дочку в один детсад с маленьким Филиппом Янковским. Все закончилось, когда Елена сделала аборт.
«Это был мой второй серьезный аборт. Я делала его 2 сентября. Это был тяжелейший день рождения в моей жизни. Он стоял под окном и просил этого не делать, но я категорически решила: этого не должно быть», — заявляла актриса в программе «Секрет на миллион» на НТВ.
Роман с Еленой Костиной
Правда, к признаниям Елены в последнее время окружающие относятся скептически: откровения о романах с Янковским, Андреем Мироновым и Михаем Волонтиром прозвучали уже после смерти упомянутых артистов. А уж после заявления о домогательствах некого «известного актера» к 15-летней Прокловой, которая ранее говорила, что как раз в этом возрасте в нее влюбился Олег Табаков, против звезды ополчились десятки зрителей и коллег.
В список любовниц себя внесла и Елена Костина, игравшая вместе с Янковским и Зориной в «Полетах во сне и наяву». По словам Костиной, чувства вспыхнули сразу, но отношения со старшим коллегой начались только спустя 10 лет, после встречи на съемках в Греции.
«Я ни на что не претендовала. Мы же взрослые люди! У меня и мысли не было уводить Олега из семьи, — уверяла актриса. — Это как «Солнечный удар» Бунина: обожгло и оставило след от ожога на всю жизнь. Слава Богу, все не вылилось в какое-то продолжение с обидами, слезами, упреками и ненавистью друг к другу. Мне было важно подтверждение, что я еще жива, любима и по-прежнему красива. Олег, чувствуя это, часто говорил: «Лети! Расправь крылья! Ты красива, и все мужики будут твои!»
Войновская и Шевель
В нулевых распространились слухи, что у Янковского роман с артисткой «Сатирикона» Еленой Войновской. Когда 42-летняя актриса родила сына, некоторые коллеги выдвинули теорию, что это ребенок Олега Ивановича. Сама Войновская сплетен никогда не подтверждала, а вот ее мама Феодосия Леоновна уверяла: мальчик — от звезды «Обыкновенного чуда», да и назван в его честь.
Два года назад о Янковском заговорила и Людмила Шевель: мол, на заре 90-х на фестивале «Созвездие» Олег Иванович перебрал с алкоголем и начал стучаться к ней в дверь с непристойными предложениями. «Он попытался пройти, приговаривая: «Давай займемся любовью». — «Извините, — сказала я, — вы не в моем вкусе». И захлопнула перед ним дверь. Наутро на завтраке встретила Марка Рудинштейна. «Говорят, ты самому Янковскому отказала? Смелая!» — улыбнулся он. Я опешила: «А вы-то откуда знаете?» Оказывается, сам Олег Иванович уже успел всем растрезвонить», — поведала Шевель.
Продюсер Марк Рудинштейн в свое время выпустил скандальные мемуары о закулисье «Кинотавра», где было описано, как Янковский, Абдулов и Ефремов напивались, изменяли женам в номерах отелей и хамили зрителям. Но ни автобиография Рудинштейна, ни откровения актрис не сумели разрушить брак Олега Ивановича и Людмилы Александровны. Зорина не верила сплетням и всегда защищала честь любимого супруга. Она отказывалась от интервью, не считая нужным делиться деталями личной жизни, и до последнего находилась рядом с избранником.
Смерть Янковского
В новом веке Людмила Александровна засветилась только в эпизоде «Амаполы» и телеспектаклях «Две женщины» и «Варвар и еретик». Большинство связывало уход актрисы со сцены с желанием заботиться о муже и помогать Филиппу с сыном и дочкой. В 2008-м все внимание родственников переключилось на Олега Ивановича: у него выявили рак поджелудочной железы на последней стадии.
Еще за несколько лет до установления диагноза актер произнес пророческие слова о том, что, если уж у человека обнаружат рак, ему нужно просто достойно прожить оставшиеся месяцы. Когда лечение в Германии не дало особых результатов, Янковский поступил именно так. В феврале 2009-го артист вернулся на подмостки «Ленкома», а в апреле в последний раз вышел к зрителям в спектакле «Женитьба». В мае звезды кино и театра не стало.
После смерти мужа Людмила Зорина могла бы, как многие другие овдовевшие актрисы, раздавать интервью и рассказывать о жизни с мэтром, но она предпочитает хранить молчание, трепетно оберегая личные воспоминания. Лишь изредка пенсионерка появляется на светских мероприятиях и даже мнением о работах в кино внука делится только с самим Иваном. Закрытость, принципиальность, вера и бесконечная любовь к супругу — все это возвышает Людмилу Александровну в глазах окружающих и возводит ее в ранг идеальных жен.
Людмила зорина полеты во сне и наяву
Полеты во сне и наяву
съемки фильма во Владимире
репортаж со съемочной площадки
© авторские фотографии, октябрь 1981 года
Людмила Иванова, Людмила Гурченко, Роман Балаян садятся в машину. За рулём Олег Янковский. Город Владимир, октябрь 1981.
Олег Янковский и Роман Балаян на улице во Владимире.
Олег Иванович Янковский во Владимире.
Артист Олег Павлович Табаков во Владимире.
Раньше артисты ездили и на Москвичах 412.
Олег Табаков на съемочной площадке фильма Полеты во сне и наяву в перерыве между съемками
Роман Балаян разговаривает с Олегом Янковским на лестничной площадке
Режиссер Роман Балаян и артист Олег Янковский отдыхают в небольшой перерыв между съемками.
Роман Балаян ставит эпизод фильма Полёты во сне и наяву. Действие происходит в какой-то конторе.
По сюжету фильма главный герой в исполнении Олега Янковского изнемогает на ненавистной работе в своей опостылевшей конторе и ложится головой на письменный стол на заявление об уходе.
Роман Балаян объясняет задачи сцены для актёра.
Эпизод разговора с молодой сотрудницей. Фотография на съемочной площадке фильма.
Проговаривая текст сцены Олег Янковский остановил свой взгляд на мне и фотоаппарате.
Олег Янковский в образе киногероя, у которого не ладится личная и семейная жизнь, надоела ненавистная работа, наступил кризис среднего возраста.
За роль Сергея Макарова в 1987 году Олег Иванович Янковский удостоен Государственной премии СССР
Олег Янковский на перекуре.
Съемка эпизода входа в контору с повинной к начальнику, которого играет О. Табаков.
Олег Янковский в профиль.
Еще перекур на съемочной площадке. В главной роли фильма Олег Янковский.
Людмила Гурченко играет роль симпатичной проектировщицы Ларисы, с которой имеют личные отношения два персонажа.
Людмила Гурченко во Владимире на съемках фильма Полеты во сне и наяву.
Людмила Иванова, Людмила Гурченко и Олег Янковский в перерыве съемочного процесса.
Фотография Людмилы Ивановой и Людмилы Гурченко во Владимире, октябрь 1981 года.
Олег Янковский на съемочной площадке
Фото на память: артист Олег Янковский с владимирской девушкой Таней.
Полеты во сне и наяву, 1982, реж. Роман Балаян.
В ролях:
Олег Янковский — Сергей Иванович Макаров
Людмила Гурченко — Лариса Юрьевна Кузьмина, коллега и бывшая возлюбленная Макарова
Олег Табаков — Николай Павлович, начальник Макарова
Людмила Иванова — Нина Сергеевна, коллега Макарова
Людмила Зорина — Наташа, жена Макарова
Елена Костина — Алиса Суворова, любовница Макарова (озвучивает Елена Коренева)
Олег Меньшиков — Сергей Синицын, друг Алисы
Любовь Руднева — Светлана, коллега Макарова
Александр Адабашьян — скульптор (озвучивает Юрий Богатырёв)
Никита Михалков — режиссёр
Елена Михайлова — стрелочница (в титрах Е. Черняк)
Алёна Одинокова — Маша, дочь Макаровых
Сергей Иванов — актёр
Валерий Панарин — друг Макарова
Авторский сценарий фильма о фильме.
В 1981 году съемочная группа фильма «Полёты во сне и наяву» искала натуру для своей бытовой трагикомедии, совершенно аполитичной и лишённой какого-либо идеологического контекста. По каким-то неведомым причинам киностудии имени Довженко и режиссёру Роману Балаяну приглянулся именно Владимир. (виды города) В те заповедные времена люди строго ходили на работу по утрам, днём же Владимир откровенно пустел. Не было ни машин, ни какого-то особого движения пешеходов. Наш центр города был совершенно пуст. Трудно в это поверить, но ни одной припаркованной автомашины в центре найти было невозможно (панорамы верениц автомобилей, десятки знаков остановка запрещена с принудительной эвакуацией). Видимо, как-то бродя по центру города и ища съёмочные точки, киношники случайно заприметили скромную контору, которая занималась архитектурным проектированием для восстановления памятников архитектуры. Конторка располагалась в храме. Надо заметить, использование церкви не по назначению тогда никого не удивляло. После генсека Никиты Хрущёва храмы перестали тупо валить набок и разбирать на кирпич, но что с ними делать дальше? Не молиться же, на партсобраниях, прости Господи. Они приспосабливались на разные, в том числе культурные государственные нужды. Так церковь Никиты Мученика во Владимире стала памятником архитектуры в архитектурном стиле барокко, а в неё въехала государственная контора по проектированию и реставрации этих самых памятников архитектуры, которые сейчас гордо именуются культурным наследием. (кресты, купола, общие виды церкви)
Итак, мы находимся возле съемочного павильона фильма Полёты во сне и наяву, которым в 1981 году временно стала пристройка к церкви Никиты Мученика во Владимире. Киношникам были в радость многочисленные местные преимущества: бесплатный свободный доступ к площадке, никаких пропусков на вход и въезд. Как-то они уговорили администрацию конторы, и с первого этажа временно, на период съемок, выселили или отправили в командировки всех проектировщиков. На улице, напротив окон, киношники поставили огромные прожекторы, которые питались от здоровенного передвижного дизель-генератора и лупили светом прямо в окна. Чтобы окна не сгорели от яркого света прожекторов, их обклеивали белой матовой лавсановой чертёжной плёнкой. (пристройка, вход, окна)
Мы сейчас зайдём вовнутрь и посмотрим, что осталось от интерьера, где снимались эпизоды фильма «Полёты во сне и наяву» (дорожка, дверь) Вот здесь, на первом этаже, было реальное рабочее пространство типичной советской конторы, которая чего-то проектирует. Таких контор в стране были тысячи. В самом фильме по сюжету мы так и не узнаем, что же она проектирует и даже не узнаем должность главного героя. Судя по обрывочным чертежам, которые ему заботливо подсунули специалисты по реквизиту, он должен быть младшим инженером проектировщиком. (интерьер, кадры из фильма)
Вот здесь Сергей Макаров проходит коридорчиком и из темноты притормаживает, чтобы прикинуть обстановку, заходит в кабинет и бросается на колени к начальнику, которого играет Олег Табаков, с просьбой отпустить его якобы на вокзал встречать мать. По сюжету фильма вместо вокзала он едет на свидание на жигулях копейке и там его застукает жена. Съемка с начальником велась в этом помещении с высокими потолками и большими окнами. Вот почему оно стало «съемочным павильоном».(интерьеры)
Надо сказать, Олегу Янковскому была поставлена творческая задача быть эдаким приставалой, ловеласом. Для того, чтобы вжиться в образ, он довольно успешно перезнакомился со всеми молодыми проектировщицами, красивыми и некрасивыми, совершенно спокойно с ними фотографировался. Чему все были рады, а некоторые и счастливы. Но не только, он ещё и целовался с некоторыми взасос, когда народу кругом было поменьше. (фотоархивы)
Сам же я крутился на съемочной площадке вот с этим самым плёночным фотоаппаратом Зоркий-4 (показывает) и даже свою маму пригласил на съемочную площадку. Потом в семейный архив торжественно войдет фотография моей маман и артиста Янковского, который стоит к ней спиной и не обращает никакого внимания. Но я ей жестами показал, мол подойди поближе. (архивные фото )
Киносъемщики чувствовали себя совершенно раскованно, а мы все их побаивались, как светил с неба и старались не мешаться. Мне-же всего 19 лет, я без всяких комплексов, клеюсь то тут, то там, стою, то за звукорежиссером, то за оператором. Как-то Балаян выхватил у меня из рук мой фотоаппаратик, заряженный фотоплёнкой ФОТО 130, поднес его к лежащему на столе Янковскому со словами «вот как надо снимать» и щёлкнул. Оператор фильма услышал и сделал точно такой-же кадр, который потом вошёл в фильм. На нем главный герой лежит лицом на бумажке с заявлением об уходе с опостылевшей работы. (кадр)
Ещё я помню такой момент: помрежи съездили во владимирскую спортивную школу, теперь она называется «школа олимпийского резерва» и привезли оттуда двух пацанов на роликовых коньках. Второй был дублёром на всякий случай, а первого, самого сноровистого, заставили кружить на площади полчаса или час, пока не выдохнется. А в этот момент снималась сцена, в которой Сергей Макаров бросает взгляд в окно и видит там мальчика, который кружит на роликовых коньках на одном месте. Режиссер Роман Балаян придумал эту сцену, чтобы художественными средствами показать, как главный герой не может вырваться из монотонного жизненного круга семья-работа. Вот здесь это то место, видимое из окна. (окно, площадь перед церковью)
Людмила Марковна Гурченко держалась на площадке очень скромно, но с большим достоинством. Никуда не дёргалась, сидела, где посадили, особенных макияжей у неё не было. Такого слова как «райдер» никто не слышал. Балаян только просил от ассистенток себе кофе, артистов вообще на площадке ничем не угощали. Янковский почему-то много и нервно курил. Олег Павлович Табаков всех смешил во время перерывов в съемке, рассказывал разные забавные истории. И вот как-то он вынул кассетный плеер и сказал, что привез его из Франции. Плеер с наушниками был чудо-новинкой в те времена, сравнимый со спускаемым космическим аппаратом на Марс. Плеер играл, пошёл потихоньку по рукам, и дошел до меня. Я был, конечно в культурном шоке. Это сейчас наушники никого не удивляют и музыка, которая появляется сама по себе. А раньше-ж мы были советскими аборигенами, орангутанами, ничего такого ни у кого не было. Советскому человеку в обязательном порядке полагался на кухню только проводной радиоприёмник. А за пять рублей можно было купить даже трёхпрограммный. Оу ес, обхээс. Хорошо что плеер Табакову быстро вернули и ничего в толпе не отломали. (архивные фото)
Надо сказать, режиссёр Роман Балаян очень вежливо обращался к актёрам, чтобы не путать он всегда добавлял отчество — Олег Иванович (Янковский), Олег Павлович (Табаков).
Начет автомобилей. Олег Иванович был заядлый автогонщик, у него и в фильмах повсеместно есть сцены за рулём. Но тогда вершиной бытового автомобилестроения были Жигули шестёрка. По фильму-же основным был автомобиль был Жигули копейка, причем в собственности не главного героя, а его подруги, которую играет Людмила Гурченко. И он постоянно то берет у неё ключи, то возвращает. В фильме много автомобиля, движения, и это придает динамику.
По Владимиру сняты десятки эпизодов, многие места до сих пор узнаваемы. Вот мы сейчас тоже в центре города, но находимся в другом месте, на том самом углу дома 59 на улице, которая тогда называлась 3-го Интернационала, а теперь называется Большая Московская. Здесь герой приехал к молодой подруге Алисе на работу и пытается с ней встретиться, чтобы загладить свою вину за неудачное свидание, на котором его и её застукала жена. Главный герой купил на рынке дыню в подарок. Но дыня явно не зашла. Алиса решает быстренько вернуться на работу — это я пересказываю сюжет. И Сергей Макаров, который сначала звонил из будки телефона-автомата, возле этого почтового ящика на углу (на стене), делает вид, что ему плохо с сердцем, падает, дыня катится вбок. Душераздирающее зрелище. Заботливые граждане, которых играли артисты нашего любимого Владимирского театра драмы, переносят его на скамеечку. В кадре, где они сидят вдвоем, оператор снимает сзади, и мы видим, как герой пытается прижаться к Алисе, как-то к ней приблизиться. Но нет, не получается, девочка насмешливо отказывается и не воспринимает старого 40-летнего дядю любовником. (кадр из фильма) Этой скамеечки давно нет, здесь автостоянка. Пешеходного перехода тоже нет. Но дом есть, пока стоит. (смотрим на улицу).
Что-же ещё интересного во Владимире вошло в фильм? Не менее одиозное, чем расстрельные застенки чекистов, было заведение, покрашенное в страшный тёмно-зелёный цвет, владимирской городской медвытрезвитель. Где граждан воспитывали дубинами, которые на местном слэнге назывались «успокоитель». Всё это было в центре города. В кадре фильма слева стена медвытрезвителя. И когда герой выскакивает из автомобиля (у Старой Аптеки) и подпрыгивает от счастья, что ему отсрочили выплату долга 25 рублей, это снято как-раз здесь, у фасада спецучреждения. Сейчас в бывшем медвытрезвителе центр народного творчества. (виды здания, Старая Аптека)
Несколько сцен в фильме снимались на улице Студёная Гора возле Авиамеханического техникума. Перепад высот в городе оказался кинематографически интересным и удобным. Теперь здесь всё изменилось, дорога расширена, появилась новая коммерческая застройка, церковь преобразилась, приукрасилась и приросла колокольней.
Спасибо всем, кто смог досмотреть (дочитать) до конца! Интересно было вспомнить старину в качестве очевидца. И немножко помолодеть.