В древнегреческой медицине болезнь изначально рассматривалась как божественное наказание и исцеление, буквально как дар богов. Однако к V веку до н. э. были предприняты попытки определить материальные причины болезней, а не духовные, и это привело к переходу от суеверия к научному исследованию, хотя в действительности оба этих подхода никогда не были полностью разделены. Таким образом, греческие врачи стали проявлять все больший интерес к самому организму и изучать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения.
Греческие взгляды на здоровье
Греческая медицина – это не единая совокупность знаний и практик, а скорее разнообразная совокупность методов и убеждений, которые зависели от таких общих факторов, как география и период времени, а также от более конкретных факторов, таких как местные традиции и пол и социальный класс пациента. Тем не менее, общие темы, проходящие через греческую медицинскую мысль, включали озабоченность положительными и отрицательными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может что-то сделать со своим недугом, в отличие от фаталистического и духовного мышления более ранних времен. Также у древних греков существовал уже широкий список различных врачебных рекомендация, например, что делать при изжоге, как вылечить ту или иную хворь.
Однако различие между духовным и физическим мирами часто размыто в греческой медицине, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления, но также и высококвалифицированным практикующим врачом. Пациенты в его различных святилищах (особенно в Эпидавре) призывали бога давать советы по исцелению во сне. Благодарные пациенты на месте часто оставляли памятники, раскрывающие некоторые проблемы, которые необходимо было лечить, например слепоту, червей, хромоту, укусы змеи и афазию.
Асклепий – бог медицины в древней Греции.
Было установлено, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод и травма, являются важными факторами здоровья людей и могут смягчать или усугублять симптомы болезней. Было также признано, что физическое состояние человека также может влиять на тяжесть или подверженность болезни. Также было стойким убеждение, что лучшее понимание причин симптомов болезни может помочь в борьбе с самой болезнью. С большим познанием в анатомии также пришло убеждение, что баланс различных жидкостей в теле человека может быть причиной того или иного заболевания. На основе подобных убеждений впоследствии формировалась народная медицина, скажем, те же народные средства от изжоги вполне возможно что идут корнями еще от древнегреческих представлений о балансе жидкостей в организме.
Греческие медицинские труды
Первым документально зафиксированным свидетельством о греческой медицинской практике можно считать сцену из Илиады Гомера, где описывается лечение раненых солдат в Троянской войне. Например, Гомер красочно описывает, как Патрокл очищает рану Эврипилусу теплой водой. Медицинские вопросы и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, порой даже в комедийных пьесах. Но наиболее подробные медицинские труды мы находим в 60 трактатах, которые часто приписывают Гиппократу (V–IV века до н.э.), его считают «отцом медицины» в ее классическом понимании.
Труды Гиппократа касаются всевозможных медицинских тем, но могут быть сгруппированы по основным категориям: диагностика, биология и анатомия, лечение и общие рекомендации для врачей.
Другим важным источником наших знаний о древнегреческой медицине являются фрагментарные тексты из греческого корпуса натурфилософии, датируемые VI-V в. до н. э. Философы в целом, видя пользу хорошего здоровья для ума и души, часто были прямо или косвенно связаны с человеческим телом и медициной. Среди знаменитых греческих философов, имеющих отношение к медицине можно выделить Платона (того самого знаменитого ученика Сократа и учителя Аристотеля), Эмпедокла Акрагского, Филистимского Локри и Анаксагора.
Врачи и практики
Поскольку у практикующих врачей не было профессиональной квалификации, любой грек теоретически мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, на которых можно было бы практиковаться. У спартанцев, тем не менее, был определенный персонал, ответственный за медицинское обслуживание в их профессиональной армии. Кроме того, практикующие врачи, похоже, в целом пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа по надзору и обучению будущих врачей и странного безумного доктора, который появляется в греческой комедии. Как утверждает Гомер в «Илиаде» (11.514), «доктор стоит многих других людей». Впрочем, в древней Греции не только врачи могли давать медицинские советы и оказывать лечение, но порой и люди других профессий, имеющих связь с медициной, например акушерки (они принимали роды у женщин) и тренеры по гимнастике.
Среди известных практикующих врачей античной Греции можно отметить Диокла Каристского, жившие в IV веке до н.э. (он первым стал накладывать повязки на голову и изобрел специальный инструмент для вытаскивания наконечников стрел у раненных солдат), Праксагора из Коса (известного своим «открытием» пульса и первым обнаружившего вены). А афинские врачи Мнеситей и Дейч были известны не только в Афинах, но и по всей Греции своими способностями поставить максимально точный диагноз, используя такую информацию, как диета пациента, его испражнения, аппетит и особенности сна.
В лечении часто использовались натуральные растения, такие как травы и корни, но также могли быть использованы различные амулеты и брелки. Хирургии, как правило, избегали, поскольку она считалась слишком рискованной, но могли быть выполнены незначительные операции, особенно в отношении солдат, раненых в бою.
Медицинские услуги во время войны
Раненые солдаты на самом деле были одним из лучших способов для античного врача расширить его знания о человеческом теле и его внутренней работе. Вероятно, также был меньший риск возникновения проблем в случае неудачного лечения, что могло случиться с частными пациентами. Помимо проблем со здоровьем, которые могли также затронуть гражданских лиц, таких как недоедание, обезвоживание, переохлаждение, лихорадка и брюшной тиф, врачам, которые лечили солдат, приходилось иметь дело с ранами, нанесенными мечами, копьями и стрелами. Врачи знали, как важно удалять инородные тела, такие как наконечники стрел, из раны и что необходимо правильно очищать рану (именно поэтому наконечники стрел стали делать заколотыми, чтобы их было труднее удалить и, следовательно, они были более смертоносными).
Греческие врачи знали, что важно предотвратить чрезмерную потерю крови как можно быстрее. Хирургия в древней Греции также могла включать использование опия в качестве анестезирующего средства, хотя применение анестетика в то время все-таки было редким.
После операции раны закрывали швами из льняной нити, а рану перевязывали льняными повязками или губками, иногда пропитанными водой, вином, маслом или уксусом. Листья также могли быть использованы для той же цели. Было также сформировано послеоперационное лечение – древние греки отлично знали важность правильной диеты и здорового питания.
Открытия и разработки
Со временем греческие врачи приобрели базовые знания по анатомии человека, чему, без сомнения, способствовали наблюдения за тяжело ранеными солдатами и, начиная с IV века до нашей эры, вскрытия животных. Однако некоторые утверждали, что проводить вскрытия бесполезно, поскольку они полагали, что внутреннее тело изменяется при контакте с воздухом и светом, а третьи, как и сегодня, заявляли, что использование животных в таких целях является жестоким. Тем не менее, возникало все большее стремление выяснить, что заставляет здоровое тело быть здоровым, и почему появляются те или иные болезни. Однако отсутствие практических знаний привело к некоторым фундаментальным ошибкам, таким как убеждение Аристотеля, о том, что само тело, а не мозг управляет телом, и идея, предложенная в трактате «Древняя медицина» (V век до н. э.), что физическая боль возникает от неспособность усваивать определенные продукты.
Греческая медицинская практика, разумеется, включала ошибки, возможно даже смертельные, но именно греческие врачи стоят в основе современной медицины в ее привычном виде.
Хотя греки были одножёнцами, жизнь гречанок была похожей на ту, что традиционно вели в мусульманских странах. Гречанки жили на женской половине дома и выходили в город только в самом крайнем случае, скрывая лицо завесой. Считалось, что лучше не делать этого до достижения старости. Но не только быт представлял трудности. Представления об анатомии женщин и их лечении были, на современный взгляд, совершенно дикарскими.
В общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея — женской половины.
Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии — якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.
Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка — это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка — то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.
Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей — опасно обильными менструациями — выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?
Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.
Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.
Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена — перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.
Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития — если целью беременность не была — считалась хорошей поза наездницы.
Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!
В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.
Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины — Асклепий.
Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.
Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение — кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин — это было очень нескромно.
Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э.(период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.
Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом,Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…». Почему эллины клялись Аполлоном?
Первыми богами эллинов были Боги-титаны из Гипербореи. Дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы — богиня материнства титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах: «ra-to» — Лада) была матерью гипербореца солнечного бога врачевателя Аполлона и Артемиды — богини охоты. Богиня Лато родила Аполлона на острове Делос, где впоследствии возникло святилище Аполлона гиперборейского, именно ему гиперборейцы ежегодно присылали в святилище свои дары. Храм Аполлона в Дельфах, построенный в 366 — 339 г.г. до н.э., был главным святилищем Древней Эллады.
Сын гиперборейца Аполлона и Корониды — бог врачевания Асклепий (греч. Ασχλήπιος; лат. Эскулапий — Aesculapius,), был воспитан кентавром Хироном (др.-греч. Χείρων — «рука»), сыном Кроноса и Филиры, который научил его искусству врачевания и охоты.
Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь]происходит имя народа —эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.
Первая известная медицинская школа древней Греции была открыта в Книде в 700 году до н. э. Книдская медицинская школа и Кротонская медицинская школа достигли своего расцвета в VI веке до н.э. Главной медицинской школой древней Греции стала Косская медицинская школа, на острове Косс, первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э. Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошёл в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины».«Гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом — «клятвой Гиппократа».
На Пелопоннесе,в 150 км от Афин, в городе Эпидавр,находилосьв 5 веке до н.э. величайшие святилищебога Асклепия, Асклепион(др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).
На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и дажетеатр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.
Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателяАсклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.
В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.
Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипносаи других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.
Почитались в Асклепионе: Гера— покровительница семьи и замужних женщин. Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия. Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos) Афродита— богиня красоты и любви. Гестия — богиня домашнего очага. Гипнос— бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.
В Асклепионе вЭпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды,воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.
Роженицы молились богине Илифии, чтобы облегчить боль при родах и ускорить роды. Каллимах записал гимн:
«И снова, Илифия, приди ты, когда зовёт Кикаинис (кукушка, или цикада), чтобы благословить страдания легким рождением; пусть твоя благоухающая святыня, как сейчас это приношение для девочки, будет иметь другое приношение для мальчика».
Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. до н.э.) — первая акушерка
Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.
Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или вотивные — «дары по обету», на которых были изображены исцелённые органы.
Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела,сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.
Древнегреческие врачи использовали довольно большойнабор медицинских инструментови приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банкидля мазей, клистиры.
Прогревающие процедуры в древней Греции.
В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.
Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.
Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям тела: руки, ступни, колени, уши.
Предполагается, что в глиняные грелки заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.
Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе.Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично.Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.
«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.
К святилищу бога-врачевателя Асклепия — к Аслепейону вела дорога длинной около 1 км.За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище-Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система«я могу вылечить или не могу вылечить»очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить» Также поступали в древней Греции, осматривая походку больного, идущего по пути в Асклепейон.
Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.
Подобно тому, как с словом баять сочеталось понятие лечения, так сочеталось оно и с корнем vid (ведать) в санскрите: vaidya — медик и мудрец, vaidya — лекарство, литов. waistas — то же, waistitojis — медик, серб. видати — лечить, вида — лекарь, илл. is-vidati, is-vidagne — лечить, леченье, русск. вещетинье (Волог. губ.) — лекарство, англос. wita, witega, сканд. vitkr, др.-нем. wizago — чародей, пророк (== ведун). Слово врач от санскр. bri — говорить (звук б изменился на в, как это случается довольно часто: бой и вой-на, болий и велий и пр.), кельт. bri — слово, brudiwr — предсказатель, пророк; от того же корня образовались в русском глаголы: врукати (ворчать, бормотать) и врати (первоначальный смысл: говорить, издавать звуки); серб. врач — колдун, заклинатель, предвещатель, как у нас в старину врачевать означало: колдовать. Лекарь (от лек, серб. лиjек — лекарство), лит. lekorus, готск. lekeis, др.-вер.-нем. lahhi — medicus, сканд. la’eknir, шв. lakare, дат. lage, анг. leech — знахарь, ср.-вер.-нем. lachenaere, lachenaerinne — колдун и колдунья.
Народное врачевание издревле и доныне совершается чрез заговоры и нашептывания; греки, по свидетельству Гомера, лечили заговорами, римляне употребляли против болезней carmina; песням и музыке славянское поверье приписывает целебные свойства от телесных и душевных недугов. Ипатьевская летопись упоминает о гудце, который мог привораживать зельем (озелить — околдовать) и песнями:
“по смерти же Володимере, оставшю у Сырьчана единому гудьцю… посла и во Обезы, река: Володимер умерл есть, а воротися, брате! пойди в землю свою; молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия, оже ти не восхочет, дай ему поухати зелья именем евшан”.
В Патерике Печерском читаем: “и много от врачев,волхвов же помощи искаше”. То же сопоставление встречаем в старинной песне, где жена, притворяясь больною, посылает своего мужа: “ты поди дохтуров добывай, волхви-то спрашивати”. Муж приводит к ней скоморохов. В псковской летописи доктор Бомелий назван волхвом.
Молитвы, следовательно, возглашались и при вечерней заре и ночью при восходе месяца и возжении блестящих звезд, причём, следуя старинному обряду. Нашептывание заговоров появилось, вероятно, позднее, когда в них стали видеть таинственное, заповедное знание, которое должно быть скрыто от всех непосвященных.
В древней Греции хоровая религиозная торжественная песнь исполнялась в честь Аполлона-Пеана — «целителя».
Первоначально Пеан – это божество, исцеляющее от недугов, впоследствии отождествлявшееся с Аполлоном и Асклепием, одно из эпитетов Аполлона было Пеан, т.е. «целитель», а также ритуальное восклицание «иэ́ Пеан», призывавшее это божество и религиозная песнь в его честь. Она исполнялась в сопровождении кифары чаще мужским, иногда женским хором.
В архаическое и классическое время истории древней Греции хоровая торжественная песнь в честь Аполлона-Пеана использовалась в различных религиозных, политических событиях в жизни общины, и личной жизни: в битве, во время празднования победы, на праздниках частного и семейного характера и др.; общие предназначения хорового песнопения состоят в создании диалога между божеством и человеком, который обращался к богу с просьбой или благодарил божество за благополучие и спасение.
Основными поводами для исполнения такого рода гимнов были: религиозный праздник в честь Аполлона; ситуация болезни или эпидемии (например, чумы), когда Аполлон рассматривался в его ипостаси целителя (Il., I, 473); военные действия (Il., XXII, 391, Aesch. Sept., 635); симпосиальный контекст – на симпосиях пеаны исполнялись в унисон после возлияний (Alcman., fr. 98, 2; Aeschyl. Ag., 247; Plat. Symp., 176a; Athen., IV, 31, p. 149c); на официальных общественных мероприятиях, например при заключении мирного договора (Xen. Hell., VII, 4, 36). Пеаны могли посвящаться не только Аполлону, но и другим богам – Зевсу (Xen. Anab., III, 2, 9), Посейдону (Xen. Hell., IV, 7, 4), Дионису, Асклепию и Гигее.