Кузьма сергеевич петров водкин сон
Кузьма сергеевич петров водкин сон
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Коллекция Государственного Русского музея
Пост.: 1921 из Общества поощрения художников, Петроград
Появление картины на выставке Союза русских художников вызвало оглушительную полемику в прессе. Илья Репин назвал художника «неучем», подражающим «недоучкам» Матиссу и Гогену. Александр Бенуа, Леон Бакст оценили в картине целостность форм и строгость рисунка. Петров-Водкин не мог понять столь неожиданно обрушившейся на него скандальной славы; он отмечал, что верит «в нарождение самого себя, в опрощение языка – аксессуаров и цвета». Художник говорил о зашифрованной в картине идее приближающегося пробуждения, о скорой готовности стряхнуть сонное оцепенение, о возрождении к жизни, символом чего служит изображенный вдали оживший извергающийся вулкан.
Известно, что прототипом картины послужила аллегория раннего Рафаэля «Сон рыцаря», которую Петров-Водкин перевел на язык символизма. Пустынность, фантастичность пейзажа, загадочность сюжета наталкивают на мысль, что художник создает образ самого сна, таинственного и необъяснимого. Тема, близкая символистам-голуборозовцам, но в отличие от их зыбких видений, сон в этой картине обретает реальную плоть.
Четкая выверенность, статичность композиции, мастерская передача пластики обнаженных тел свидетельствует об интересе живописца к неоклассицизму.
Картина «Сон» характерна для раннего творчества Петрова-Водкина, периода исканий своего особого места в искусстве XX века.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: биография, творчество, лучшие картины художника
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (Kuzma Sergeevich Petrov-Vodkin; родился 5 ноября 1878 г. — умер 15 февраля 1939 г.) — выдающийся российский и советский художник первой половины ХХ века. Картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина выполнены в уникальной манере, которой живописец хранил верность всю жизнь.
Кузьма Петров-Водкин черпал вдохновение, высматривая в толпе характерные лица, изучая итальянский Ренессанс и древнерусские иконы. Искреннее, естественное восприятие мира волшебным образом переплеталось в его работах с мистицизмом и символизмом.
Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин появился на свет 5 ноября 1878 года в семье сапожника, в провинциальном городке Хвалынске.
В 1890-м году мальчик познакомился с местными иконописцами, у которых постигал мастерство создания икон. Окончив в 1893 четырехклассное городское училище, он отправился в Самару учиться на железнодорожника, но провалил вступительные экзамены.
Более полутора лет Кузьма перебивался случайными заработками, а также брал уроки рисования у самарского художника Федора Емельяновича Бурова. В апреле 1895 года юноша вернулся на малую родину, где ему помог случай.
Летом 1895 года в Хвалынск заехал знаменитый архитектор Роберт-Фридрих Мельцер и остановился у своей приятельницы — купчихи Юлии Ивановны Казариной. Мать Кузьмы, служившая горничной у сестры Юлии Ивановны, показала гостю картины сына, и они произвели на архитектора глубокое впечатление. Тогда Юлия Ивановна Казарина назначила молодому человеку стипендию, и осенью 1895 года он начал обучение в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.
Своего преподавателя черчения новый ученик доводил до белого каления, демонстрируя полное отсутствие технических способностей при очевидном таланте живописца.
В 1897 году, получив согласие Юлии Ивановны, Кузьма Сергеевич переехал в Москву и поступил в МУЖВЗ. Там его наставником стал Валентин Серов. К этому периоду относится первый автопортрет будущего гения.
В апреле 1901 года живописец отправился на велосипеде в Мюнхен. Отдав в Варшаве свое транспортное средство попутчику, он добирался до места назначения на поезде и пешком. Голодным, обросшим бродягой появился Кузьма на пороге частной школы Антона Ашбе (Anton Ažbe), в которой прозанимался около месяца.
Стремясь познать мир, в 1905-1906 гг. молодой человек сначала исколесил всю Италию. Работы Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione), Рафаэля Санти (Raffaello Santi) произвели на художника неизгладимое впечатление. Потом он направился в Париж, где Пабло Пикассо (Pablo Picasso) трудился над «Авиньонскими девицами». Кузьма Сергеевич посещал авангардные выставки и делал наброски городских пейзажей. К 28 годам он уже мастерски владел живописными приемами и техникой рисунка.
Посетив Алжир и Тунис, в 1909 году мастер возвратился на родину с разочарованностью в импрессионизме, восхищением Полем Сезанном (Paul Cézanne) и Анри Матиссом (Henri Émile Benoît Matisse).
В России Кузьма Петров-Водкин сразу занял особое положение. Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера.
Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране живописец воспринял как долгожданное обновление. Переломный момент истории ознаменовался работами «Петроградская Мадонна», «После боя», «Фантазия».
В 1918 до 1932 года Кузьма Сергеевич преподавал в Высшем художественном училище в Петрограде.
С конца 1928 года он тяжело болел. Врачи запретили ему работать маслом, но художник упрямо продолжал писать в одном из своих любимых жанров — натюрморте.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался от туберкулеза 15 февраля 1939 года. Он остался в истории искусства как великий мастер, нашедший точку пересечения новаторства и академизма.
Самые известные картины Петрова-Водкина
Картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина обладают внутренней динамикой. Яркие краски, выразительные образы захватывают зрителя, меняют их представление об окружающем мире. Среди самых значимых произведений:
Звучный довесок к фамилии художник получил неспроста. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, в пьяном угаре зарезал свою жену. Данное ему прозвище «Водкин» унаследовали потомки.
На сайте Very Important Lot проводятся аукционы, на которых можно приобрести шедевры живописи прошлого и недорого купить картины, графику, скульптуры напрямую у современных художников.
Картины — Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин картины с описанием.
24 октября 1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15 февраля 1939, Ленинград
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — советский живописец, теоретик искусства, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-08). Член объединений «Мир искусства» (с 1911), «Четыре искусства» (с 1924). Преподавал в ленинградском ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине-АХ (1918-33). Испытал в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и модерна.
Биография: Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербруг. Частное собрание
33,2 x 23,8 см
Бумага, уголь, акварель
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Санкт-Петербругский государственный театральный музей
Холст, масло; 78 x 46 см.
Постимпрессионизм.
Россия.
Волгоград. Волгоградский музей изобразительных искусств.
67,5 x 58 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея
80 x 64 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Пермь. Пермская государственная художественная галерея
30,5 x 21,3 см
Бумага, акварель
Постимпрессионизм
Россия
Иркутск. Иркутский художественный музей
Постимпрессионизм
Россия
Одесса. Государственная картинная галерея
80 х 125,8 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербруг. Государственный Русский музей
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербруг. Государственный Русский музей
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербруг. Государственный Русский музей
Постимпрессионизм
Россия
Москва. Государственная Третьяковская галерея
75,5 х 68 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
61 х 50 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
44,5 х 60 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
80,5 x 65 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
169 x 138 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
186 х 159 см
Холст, масло
Постимпрессионизм
Россия
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Холст, масло; 160 х 186 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Москва.
Россия.
26,8 х 35,3 см.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург.
Россия.
Бумага, акварель; 36,8 x 63,5 см.
Россия.
Бумага, тушь; 30,8 x 63,5 см.
Россия.
Холст, масло; 95,5 х 10 см.
Государственный Русский музей.
Санкт-Петербург.
Россия.
Холст, масло; 47,5 х 37 см.
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
Курск.
Россия.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Годы пребывания в МУЖВЗ (окончил в 1904) отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине.
На протяжении 1910-х амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации («Девушки на Волге», 1915), возникают психологизированные образы в «оболочке» почти натуралистической формы («На линии огня», 1916). Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина («Мать», 1913; «Мать», 1915; «Утро. Купальщицы», 1917).
Девушки на Волге. 1915
Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914-1915
Понимание пространства как «одного из главных рассказчиков картины» вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922).
Петроград 1918 год. Тревога. 1934
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, не могла быть принята идеологией сталинского времени. После смерти его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х Петрова-Водкина открывали вновь, уясняя масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
Черёмуха в стакане, 1932
Новоселье (Рабочий Петроград). 1937
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: картины и творческий путь
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939 гг.)
Заслуженный деятель искусств России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 гг.) в раннем своем творчестве отличался аллегорическими представлениями. Его портреты, натюрморты и жанровые произведения выделяются своей контрастностью и яркой выразительностью. Кузьма Сергеевич родился и вырос в Хвалынске — небольшом волжском городке под Саратовом.
По его собственным словам:
«Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов».
С самого раннего детства Петров-Водкин увлекался рисованием. С 1890 по 1893 г. Кузьма Сергеевич учился в Хвалынском четырехклассном городском училище, где, как говорил он сам, «числился на никаком счету». Но однажды на уроке, слушая объяснения преподавателя, он начал делать набросок на чистом листе. Штрих за штрихом появлялось иллюзорное изображение, создающее впечатление разорванности листа. Когда учитель закончил опрашивать детей, Петров-Водкин громко объявил, что «дыра» нарисована. По сей день этот рисунок хранится в музее города Хвалынска.
Ни родные, ни близкие не относились к увлечению Кузьмы серьезно. Но жажда творчества преодолела все преграды, и, приехав в Самару, чтобы учиться в железнодорожном училище, он поступил в классы живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова.
Летом 1895 г. Петров-Водкин переехал в Петербург и поступил в Штиглицкое училище, которое готовило художников прикладного искусства. С 1897 по 1904 г. Петров-Водкин продолжил свое обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Первые произведения Петрова-Водкина были ориентированы на символизм и модернизм немецких и французских художников. Хочется отметить такие полотна, как «Элегия», «Берег» и «Сон».
Картины Петрова-Водкина с названиями и описанием
1919 год. Тревога (1934г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Берег (1908 г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Бириби. Африка (1907)
Богоматерь Умиление злых сердец (1914-15гг., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Бокал и лимон (1922)
В Шувалове(1926г., Русский музейСанкт-Петербург)
Весна (1935г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Гибель (1914г., Русский музей, Санкт-Петербург)
Девушки на Волге (1915, Третьяковская галерея, Москва)
Землетрясение в Крыму (1927г., Русский музейСанкт-Петербург)
Красный всадник (1926 г. )
Купание красного коня (1912 г, Третьяковская галерея, Москва)
На линии огня (1916, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Натюрморт с зеркалом (1919 г)
Париж. Нотр-Дам (1924г., Русский музейСанкт-Петербург)
Петроградская мадонна (1920 г, Третьяковская галерея, Москва)
Полдень (1917г., Русский музей, Санкт-Петербург)
Портрет жены художника (1915г., Иркутский художественный музей)
Свеча и графин (1918г., Третьяковская галерея, Москва)
Селедка (1918г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Скрипка (1916г., Одесский художественный музей)
Смерть комиссара (1928, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Утренний натюрморт (1918 г, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Утро. Купальщицы (1917, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Шах-и-Зинда (Самарканд) (1921г., Русский музейСанкт-Петербург)