Кто придумал толкование сновидений
Кто придумал сонники? История толкования сновидений
Интерес к тому, почему нам снятся определенные сны, и как они могут влиять на реальную жизнь, возник у людей еще в те времена, когда человечество только начинало вступать в пору сознательного мышления.
Некоторые ученые считают, что появление многих религий было связано со сновидениями: люди стремились объяснить те или иные сны, и пришли к мысли о существовании потусторонних миров, человеческой души и высшего разума.
Первобытный человек не мог объяснить природу снов, поэтому задумался о том, что помимо материального мира существует еще высшие силы, которые дают о себе знать в сновидениях. Люди поверили в то, что душа человека, который спит, выходит из тела и путешествует по другим мирам, общается с духами и потом хранит эти воспоминания. Такие воспоминания – это и есть сны. Именно поэтому спящего человека ни в коме случае не разрешалось будить. Считалось, что у спящего нет души (она ведь путешествует), и поэтому он может умереть, если его разбудить.
Впервые упоминания о толковании снов прослеживаются в письменах Вавилона. В Библии упоминаются толкователи снов, которых называют халдеями (вавилонянами).
Параллельно на Востоке, например, в Древнем Китае и Индии, тоже развивались традиции толкования снов. Вероятно, что Индия, Китай и Персия и стали прародителями современных методов толкования снов. Далее эти традиции перекочевали в Древний Египет, и жрецы бога Ра адаптировали их под свои цели. Они начали создавать новые религиозные культы, основываясь на снах фараонов.
В Древней Спарте были особые храмы, где служители засыпали по специальным ритуалам, чтобы получить во сне указания от богов как решить те или иные глобальные вопросы.
В Древней Греции также существовали обряды ритуального сна для получения ответов свыше на свои вопросы. В древнегреческих мифах морфеи принимали разные формы и, являясь в сновидениях, предсказывали будущее. Толкование этих снов доверяли только жрецам.
Первый письменный сонник, который известен историкам, появился как раз в Древней Греции во II веке н.э.
Но не все верили в мистическое происхождение снов. Например, Аристотель говорил, что сновидения – это не язык богов и путешествие душ, а результат деятельности мозга человека. Цицерон тоже отрицал божественное происхождение снов, а Диоген вообще считал сновидения бессмысленными.
Начиная с XVII века в Европе многие великие умы, такие, как, например Ньютон и Лейбниц, объясняли происхождение снов с научной точки зрения. В этой связи они сделали несколько открытий, связанных с мозговой деятельностью человека.
Переплетения традиций и поверий разных культур привели к тому, что различные источники информации, а также различные мифы, стали накладываться друг на друга. Восточные и европейские толкования смешались и трансформировались в одно целое.
Современные сонники и способы толкования снов – это некий симбиоз из всего, что люди разных эпох и культур когда-либо знали или выдумали на эту тему.
С развитием науки сейчас многие люди относятся к толкованию сновидений скептически, хотя даже скептиков продолжают волновать вопросы: что же такое сны, откуда они берутся и что означают?
История толкования сновидений
Первобытные народы полагали, что душа спящего человека выходит из тела и путешествует, видит и общается, запоминает и сохраняет. Эти путешествия и приключения как раз и являются сновидениями. Именно поэтому существовал запрет будить спящего; ведь душа отсутствует и может не успеть возвратиться в тело, и человек, проснувшись без души, заболеет и умрёт.
В Библии также содержатся сведения о существовании у финикийцев и египтян обычая советоваться с гадателями снов, а также ночевать в храмах для получения вестей от божества.
Древнегреческие Философы также достаточно внимания уделяли вопросам сновидений.
Демокрит полагал, что сновидения посещают сознание извне.
Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» говорил, что сновидение не «язык богов» или «странствия души», а явления, вытекающие из сущности человеческого духа, и являют собой результат специфической деятельности мозга.
Диоген считал сновидения вообще бессмысленными и не имеющими значения.
Цицерон отрицал возможность божественного откровения во сне.
Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» полагал, что сновидения в необычной форме воспроизводят те представления, которые переживались сновидцем в состоянии бодрствования, отражая повседневную жизнь.
Г. Лейбниц обосновал научное понятие о бессознательном. Именно Лейбниц наряду с Ньютоном открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Он же по-новому осмыслил элементы душевной жизни и их преобразование.
Лейбниц ввёл понятие о малых перцепциях (бессознательных восприятиях), объясняющих природу психических процессов по типу исчисления бесконечно малых величин. Фактически именно с Лейбница берёт начало философское учение о бессознательном.
Взаимное проникновение культур, а также всё более тесный контакт различных наций привели к тому, что различные в своё время источники информации стали накладываться, замещать близкие понятия, заимствовать недостающее и, как следствие, влиять друг на друга.
Все крупные психологические системы можно подразделить на два направления — «субстратное» и «смысловое».
Последователи первого направления видят в сновидении лишь хаотическую игру обрывков дневных впечатлений.
Последователи второго полагают, что сновидение несет в себе некоторое послание, содержит в себе смысл. Тут ярче всего выделяются три системы — психоаналитическая, юнгианская и онтопсихологическая. О них и пойдет речь подробнее.
Психоанализ
«Толкование сновидений» (1900) сейчас считают одной из главных работ Зигмунда Фрейда. Успех ее был столь велик, что она выдержала девять прижизненных изданий. В ней З.Фрейд не только изложил основные принципы толкования сновидений, их классификацию и механизмы формирования, но и впервые раскрыл природу эдипова комплекса, ставшего «визитной карточкой» психоанализа.
И хотя сейчас в современном психоанализе не сновидения считают стражами сна (как считал Фрейд), а, наоборот, сон — стражем сновидения (Wolman, 1979), основные принципы толкования сновидения, предложенные Фрейдом, остаются в психоанализе незыблемыми и по сей день.
Во-первых, это различение явного содержания сновидения (того, которое мы видим и рассказываем по пробуждении) и скрытых мыслей в сновидении (до которых нужно дойти путем анализа).
Во-вторых, это «работа сновидения», которая и создает явное содержание сновидений. Для Фрейда работа сновидения — это специфическая форма мышления, более древняя, чем понятийно-логическое мышление. «Работа сновидения» включает в себя ряд особых действий:
сгущение — создание образа путем соединения или наложения друг на друга различных образов. «Особенно охотно работа сновидения соединяет в одной комбинации два противоречащих друг другу представления», — пишет Фрейд в лекциях, посвященных толкованию сновидений. Но могут соединяться и похожие представления за счет своей похожести. Например, Вам снится знакомый, но у него имя как у Вашего брата. Поскольку и у того, и у другого похожие усы, работа сновидения соединила два представления в одно для «экономии» места, времени и энергии. Но подобное объединение будет сделано, только если в нем есть какая-то необходимость. Ее-то и важно понять.
· передвигание (смещение) — его работа сновидения производит, смещая ценностные акценты, чтобы «замести следы». Мы тоже часто так делаем, когда, например, встречая любимого нами человека в компании, улыбаемся кому угодно, только не ему. Поэтому чем запутаннее сновидение, тем сильнее в нем «поработало» перемещение.
· драматизация — представление идей, мыслей в образной и сценической форме. Например, мысль «не хочу идти на работу» может развернуться в маленький спектакль или в длинный сериал.
· вторичная обработка — это уже «редакторская правка» сновидения нашим сознанием по пробуждении, когда мы достраиваем логические и причинно-следственные связи, сглаживаем нелепости, домысливаем и делаем более «приглядным» явное содержание сновидения. Что только еще больше его запутывает.
В-третьих, анализ сновидения — это деятельность, обратная «работе сновидения». Если «работа сновидения» из неявных мыслей делает явные, но запутанные образы, то толкование, наоборот, расшифровывает их и приходит к скрытым за ними мыслям, которые оказываются мыслями, обслуживающими наши заветные (и запретные) желания или конфликт желаний.
Поэтому все сновидения по степени участия в них «работы сновидения» и цезуры были поделены Фрейдом на две основные группы:
· сновидения без цензуры — чаще всего это детские сны, где дневное желание ребенка предстает в неприкрытой форме (например, ребенку снится, что его взяли в цирк) или сны взрослых, в которых они испытывают сильное, но не запретное желание (например, жажда может привести к сновидению, в котором сновидец купается в бассейне и пьет прохладительные напитки)
· сновидения, искаженные цензурой, — это уже сны, в которых желание не может показать себя «как оно есть», а прячется за разными искажениями. Причем страшные сны, по Фрейду, это сны, в которых цензура не справляется с запретными желаниями (то есть «работе сновидения» не удается как следует их завуалировать) и поэтому прибегает к последнему средству — страху, чтобы отвратить сновидца от «запретного плода».
Толкование сновидений в психоанализе является комплексным действом, включающим анализ (разложение сновидения на элементы, фрагменты) и синтез (выстраивание свободных ассоциаций к каждому фрагменту, чтобы обойти цензуру и докопаться до скрытых мыслей и желаний
Аналитическая психология
Психика по большей части состоит из образов.
К.Г.Юнг
Если в психоанализе толкование сновидений считается via regia — «царской дорогой», то в аналитической психологии ему отводится почетное, но не самое главное место. Толкование сновидений оказывается одним из способов «общения»с образами, в облике которых предстают психические комплексы. А добраться до этих образов можно разными путями. Вот основные:
· активное воображение: направленное и свободное (когда образы описываются словами, оставаясь во «внутреннем плане»переживающего их человека),
· экспрессивные техники (когда образы воплощаются в пластический материал: игра «в песочек», рисование, лепка и т.п.),
· ассоциирование и амплификация (например, обращение к любимой сказке детства — прием, введенный Х.Дикманном),
· толкование сновидений.
Подобно тому, как в основу психоаналитического способа интерпретации сновидений положено представление об «устройстве» психики человека, в аналитической (глубинной) психологии имеется своя «карта местности» внутреннего мира человека. Это уже не Сверх-Я (система норм и ценностей), Оно (влечения) и Я, а иерархия психических автономных комплексов (составляющих личное бессознательное человека) и архетипов (коллективное, то есть «родовое», бессознательное).
Поэтому при толковании сновидений (как и при толковании любого образного материала) учитываются три главных «уровня» психики:
· личностный (все то, что сам сновидец думает и чувствует по поводу фрагментов сновидений и сна в целом). На этом уровне решается, относится ли увиденный персонаж к внешнему окружению (объективный аспект сновидения) или этот персонаж представляет собой некую психическую силу самого сновидца (субъективный аспект сновидения);
· культуральный (это система представлений и отношений, которые навязаны сновидцу тем обществом, в котором он живет, например, представление о левостороннем или правостороннем дорожном движении);
· архетипический (это уровень представлений, который человек несет в себе как существо, принадлежащее к определенному роду живых существ). Тут на первое место выходят мифологические и сказочные персонажи и ситуации. Выявление материала с этого уровня психики, как правило, связано с очень сильными эмоциями и ощущением того, что происходит что-то предельно важное и значимое.
При толковании сновидений каждый раз решается индивидуально, какой именно уровень и какой аспект был затронут в сновидении. В зависимости от этого выстраивается понимание актуальной ситуации сновидца (например, выясняется, на что сновидение ориентировано больше — на прошлое, будущее или настоящее и т.д.).
Онтопсихология
Онтопсихологическая интерпретация построена на противопоставлении двух внутренних «голосов» (инстанций) в психике человека.
С одной стороны, это голос вашей предельно позитивной психической инстанции — сущности (Ин-се).
С другой стороны, это искажающие голос Ин-се негативные влияния усвоенных в ходе жизни социальных стереотипов, норм и правил (монитор отклонения).
Эта оппозиция позитивности и негативности зашифрована как в самих образах сновидения, так и в их соотношениях.
Однозначность интерпретации образов онтотерапевтом определена теми значениями, которые указаны в одной из важнейших публикаций основоположника онтопсихологии — итальянского психолога и психотерапевта Антонио Менегетти (Мир образов.Екатеринбург: Cricket, 1997. — 192 c.).
Тем не менее эта однозначность толкования сочетается в онтотерапии с предоставлением человеку ответственности и полной свободы выбора. Озвучив голос вашего Ин-се и показав вам ваши ошибки как следствия влияний вашего монитора отклонения, онтотерапевт каждый раз оставляет вас в ситуации внутреннего (и, как правило, весьма непростого) выбора.
Гештальт-психология
«Сложнее всего признать, что любая часть сновидения
есть сам сновидящий. »
Роберт Марморштейн
Эти слова можно назвать «золотым правилом» гештальт-интерпретации. Любой персонаж сна — это Вы, любой элемент сна — это Вы. Вы можете быть цветком у дороги, дорогой, машиной и педалью газа. Более того, они и есть Вы.
Все это множество персонажей условно называют «субличностями». И хотя мне это название не очень нравится, оно хорошо прижилось не только в гештальт-психологии, но и за ее пределами. Субличность — это некоторая чувственная форма (образ), голос, которым она может говорить или не говорить, эмоции и даже некоторая «жизненная позиция». Поэтому если Ваша субличность в образе Вашего башмака послала Вас к черту, Вам придется с этим считаться!
Таким образом, гештальт-психология при толковании сновидений пользуется двумя главными максимами: все может быть субличностью, и все может быть соотнесено как фигура и фон. В этм смысле если в Вашем сне синее небо сначала оценивается как фон для выделенной фигуры — дерева, то потом Вы можете сменить «фокус зрения» и небо будет фигурой, а дерево — фоном.
Единственное «но» в этой «картине мира», как сказал бы, пожалуй, Ж.-П.Сартр, на которого любят ссылаться психологи-экзистенциалисты, это «перенаселенность существованиями». Однако, если пользоваться «бритвой Оккама» и не умножать сущности без необходимости, то метод озвучивания и разыгрывания субличностей может быть весьма продуктивен. Если, конечно, придерживаться демократических принципов правления в своей душевной жизни и позволять высказываться любому, кто этого пожелает.
В заключении хотелось бы отметить, что, как в древности толкование сновидений было уделом избранных и подготовленных жрецов и мудрецов, так и в психоанализе требуется подготовка и знание основ медицины, психологии на профессиональном уровне. Тем не менее знание пусть небольшой части в вопросе толкования сновидений и процессах деятельности бессознательного не помешают желающим разобраться самостоятельно в том, что происходит в их психике.
Глава 2. Толкование сновидений в древности
Глава 2. Толкование сновидений в древности
Наяву люди живут на Свете, который принадлежит всем, но во сне каждый путешествует по своему собственному.
Высказывание Гераклита, процитированное в «Моралиях» Плутарха
Когда посмотришь на спящих, то не отличишь хорошего, честного человека от злодея; отсюда можно сделать вывод, что в течение половины жизни каждого не существует разницы между счастливыми и несчастливыми.
Аристотель. Никомахейская этика
Отношение древних к снам
Наши далекие предки рассматривали сон как связующую нить между миром людей и миром потусторонним. Душа, покидая тело, могла общаться с душами уже умерших, а также с представителями высших сил. Именно в сновидениях древние цари получали важные знамения, с ними общались боги, давали советы или предостерегали. Кстати, боги снисходили не только к великим владыкам. Ведь они, как известно, вездесущи и могли явиться простому смертному. В легендах и мифах с богами во сне общались и простые пастухи. Практически любой человек мог попросить разрешения переночевать в храме, чтобы ночью к нему пришел вещий сон, то есть высшие силы подсказали решение возникшей проблемы и наставили на путь истинный. Человек вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от женщин, вина и той пищи, которая, как считалось, препятствует возникновению сновидений, совершал ритуальные омовения. Получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (неядовитых) священных змей храма. Подобная подготовка активизировала бессознательную часть психики, и часто ожидаемое сновидение действительно поражало воображение и становилось откровением.
Когда основателю ислама Мухаммеду (Магомету) исполнилось 40 лет, ему стали являться видения. Многие из откровений приходили к пророку во сне.
В 628 году ему приснился вещий сон, будто он совершил паломничество в Мекку и ему передали ключи от Каабы. Сон воплотился в жизнь спустя два года, когда Магомет во главе войска вступил в Мекку, семь раз объехал Каабу на верблюдице Аль-Касва, семь раз дотронулся посохом до священного камня, велел уничтожить всех идолов вокруг святилища, а затем торжественно подтвердил все права Мекки.
Известны случаи исцеления во сне, свидетельствующие о том, что наши предки использовали силу сновидений в медицинских целях. На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о 70 больных и сновидениях, с помощью которых они излечились. Современный человек объяснит это психотерапевтическим эффектом и самовнушением. Люди того времени видели в подобном исцелении милость богов, с которыми им удалось пообщаться во сне.
Спящие люди – распространенные персонажи в сказках, мифах, легендах всех мировых культур. В героическом эпосе многих народов присутствует спящий герой, который просыпается, когда наступает его час. Еще чаще встречаются спящие монстры (например, драконы), пробуждение которых приносит немало бед человечеству. Можно также вспомнить Спящую красавицу и ее аналоги в сказках народов мира. Корни подобных сюжетов необходимо искать во временах весьма далеких, а их наличие говорит о том, что тайна сна заботила людей во все времена и в различных уголках земли.
Сны не просто смотрели, их запоминали, записывали и анализировали. Люди всегда пытались приоткрыть завесу тайны, выработать систему, подобрать ключ к закодированным посланиям, увиденным во сне. Так, шаг за шагом, составлялись сонники.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 4. Толкование природных знаков и примет
Глава 4. Толкование природных знаков и примет Экология – это наука, которая занимается изучением взаимодействия живых существ и окружающей среды. Мы не можем обрести власть над природой, но мы способны научиться понимать ее, чтобы использовать эти знания с пользой для
Чтения: сновидения и толкование сновидений
Чтения: сновидения и толкование сновидений Хотя отнюдь не каждый человек стремится сознательно запомнить свои сновидения, сны снятся всем. В самом начале века, в то время как такие психологи, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, продемонстрировали клиническое значение
ГЛАВА 7 Психоанализ и толкование сновидений
ГЛАВА 7 Психоанализ и толкование сновидений Если бы люди захотели откровенно рассказать, что именно им снится, это раскрыло бы их характеры гораздо лучше, нежели выражения лиц. Лихтенберг. Письма Благословен тот, кто придумал сон, – плащ, который скрывает все мысли
Чтения: сновидения и толкование сновидений
Чтения: сновидения и толкование сновидений Хотя отнюдь не каждый человек стремится сознательно запомнить свои сновидения, сны снятся всем. В самом начале века, в то время как такие психологи, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, продемонстрировали клиническое значение
1 глава. Маги древности (вместо введения)
1 глава. Маги древности (вместо введения) Дон Хуан неоднократно повторял, что все, чему он меня учит, является плодом обработки определенными людьми того, что они видели и визуализировали. Людей этих он называл магами древности, ясно давая понять, что между ними и магами
Глава 2 Расклады и толкование карт
Глава 2 Расклады и толкование карт Не существует правильного или неправильного способа раскладывания карт. Многие изобретают свои собственные расклады, подходящие для каждой конкретной ситуации. Но некоторые способы раскладов стали наиболее популярными. Два из них –
Чтения: сновидения и толкование сновидений
Чтения: сновидения и толкование сновидений Хотя отнюдь не каждый человек стремится сознательно запомнить свои сновидения, сны снятся всем. В самом начале века, в то время как такие психологи, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, продемонстрировали клиническое значение
Глава 7 Ученые древности
Глава 7 Ученые древности В своем исследовании древних ворот я натолкнулся на множество обществ, культов и религий. Изучая древнюю Шумерию, я узнал о существовании эгрегоров или ангелов-хранителей, которые, как полагают, были ангелами Бога в Библии. О них и, теоретически,
Глава 3. Психоанализ и толкование сновидений
Глава 3. Психоанализ и толкование сновидений Если бы люди захотели откровенно рассказать, что именно им снится, это раскрыло бы их характеры гораздо лучше, нежели выражения лиц. Лихтенберг. Письма Благословен тот, кто придумал сон – плащ, который скрывает все мысли
Толкование сновидений
Толкование сновидений Гадания и предсказания по снам были распространены в Древнем Египте, Индии и Китае, в античной Греции и Риме. Особенно внимательно относились ко снам в Средневековье. Все без исключения правители имели при себе предсказателя, иногда даже не одного.
Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ
Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? — Марцелл Сидийский. — Вергилий. — Геродот. — Овидий. — Плиний. — Агриопас. — Петроний. — Легенды Аркадии. — ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия — это превращение мужчины или женщины в волка,
1 глава. МАГИ ДРЕВНОСТИ (вместо введения)
1 глава. МАГИ ДРЕВНОСТИ (вместо введения) Дон Хуан неоднократно повторял, что все, чему он меня учит, является плодом обработки определенными людьми того, что они видели и визуализировали. Людей этих он называл магами древности, ясно давая понять, что между ними и магами
1 глава. МАГИ ДРЕВНОСТИ (вместо введения)
1 глава. МАГИ ДРЕВНОСТИ (вместо введения) Дон Хуан неоднократно повторял, что все, чему он меня учит, является плодом обработки определенными людьми того, что они видели и визуализировали. Людей этих он называл магами древности, ясно давая понять, что между ними и магами
Глава 7 Ученые древности
Глава 7 Ученые древности В своем исследовании древних ворот я натолкнулся на множество обществ, культов и религий. Изучая древнюю Шумерию, я узнал о существовании эгрегоров или ангелов-хранителей, которые, как полагают, были ангелами Бога в Библии. О них и, теоретически,
Глава VIII. Монстры седой древности
Глава VIII. Монстры седой древности Мифические монстры были существами с неестественными пропорциями или частями тела; обычно их боялись за то, что они обладали огромной силой и жестокостью, с которой вредили и досаждали людям. Некоторые из них, как предполагалось,
Толкование сновидений
Обложка первого немецкого издания
«Толкование сновидений» — первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. Первый тираж вышел в свет в 1900 году и долгое время не находил покупателей. В этом трактате Фрейд впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное. Вместе с работами «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) «Толкование сновидений» образует своего рода трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей:
— З. Фрейд. «Толкование сновидений»
Основные положения теории сновидений Фрейда:
«Толкование сновидений» — первая работа, познакомившая со взглядами Фрейда русских читателей. Первое русское издание появилось уже в 1913 году. На протяжении своей жизни Фрейд периодически пересматривал и дополнял первое издание. Его теория сновидений в скорректированном виде была изложена в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916—1917) и подверглась новому пересмотру в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933).
Содержание
Рождение теории
Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».
Метод толкования сновидений
Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.
Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.
Смысл сна
Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».
Смысл сновидений
Фундаментальное положение
Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему эти раздражители (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы, не связанные по содержанию с внешними или соматическими раздражителями.
Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.
Скрытое сновидение
Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.
Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.
Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.
Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:
Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».
Явное сновидение
Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.
Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
Работа сновидения
В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний:
22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзину вишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получит несколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Герман съел все вишни.
или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.
Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении.
Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:
Превращение мыслей в образы
Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, — это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят. «Итак, вы будете рады, если сможете изобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическое сидение (Darauf sitzen)».
Цензура сновидения
Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.
Сгущение
Первый механизм цензуры — сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.
Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо — Г.
Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.
Смещение
Второй механизм цензуры — смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.
Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug).
Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein).
Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.
Вторичная обработка
Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением — результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, — истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.
Позднейшие дополнения
В последующих изданиях книги Фрейд прибавил к видам обработки сновидений символы, которые замещают в явном сновидении его скрытые элементы. Эта часть теории сновидений была разработана Фрейдом под влиянием взглядов Вильгельма Штекеля и впоследствии подверглась жёсткой критике со стороны психоаналитиков нового поколения. По Штекелю, символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Они встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно.
Толкование символов
Символы — единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.