кремация к какой религии относится
О кремации
Многие люди считают кремацию естественным видом погребения, объясняя это тем, что они не желают осознавать факт, что тела их родных и близких будут долгое время разлагаться в земле. Но многие задаются вопросом: как происходит кремация, что будет с душой человека после кремации, не затруднит ли столь быстрый распад тела переход усопшего в иной мир, и как относится к этому церковь.
Процесс кремации
Урны для праха
Урны для праха – это вазы, кубки, шкатулки, изготовленные из камня, дерева или керамики, декоративно украшенные орнаментом религиозной тематики. После кремации родственникам предлагается поместить урну в колумбарий, захоронить в землю, забрать с собой, либо, если это возможно, развеять прах на специальной площадке.
Отношение к кремации в различных религиях
Кремация и православие
Кремация и иудаизм
Иудеи категорически отрицают кремацию и считают, что процесс распада останков умершего должен быть естественным, а сжигание обрекает душу на страшные мучения.
Кремация и мусульманство
Мусульмане считают кремацию диким языческим обычаем, проявлением неуважения к усопшему, абсолютным грехом.
Кремация в Индии
В Индии сожжение трупа считается обычаем, не процессом – а обрядом, который сохранился неизменным с незапамятных времен. Погребальный костёр разжигают на пирамиде из дров, добавляют в него ароматические масла и произносят молитвы. Хлопок раскаленного в огне, расколовшегося черепа означает, что душа умершего устремилась в небо. Церемония происходит публично на берегах вдоль священной реки Ганг. Не сгоревшие до конца останки выбрасываются в воду, что является признаком вопиющей антисанитарии.
Кремация и буддизм
Проповедники буддизма считают кремацию единственной формой погребения. В Японии 98% покойников предают кремации. По традиции буддизма из золы вынимают зубы, так же как и Зуб Будды, якобы извлечённый из пепла сожженного тела этого божества. Зуб Будды — единственная буддийская реликвия. Японское мировоззрение гласит о том, что любой человек – это несостоявшийся Будда, имеющий возможность проявиться в будущем. Поэтому зуб каждого человека может оказаться зубом будущего бога.
Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% покойников, в Великобритании – 69%, в Дании 68%, в Швеции 64%, в Швейцарии 61%, в Австралии 48%, в Голландии 46%.
Роль кремации в оккультных науках
Вся информация на сайте носит исключительно справочно-информационный характер и не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношение церковнослужителей к кремации
Традиции различных народов предполагают совершенно разное отношение к смерти человека. В каждой культуре существуют свои обычаи и ритуалы. Так, где-то усопших принято хоронить исключительно в земле, другие же народности опускают тело на воду, или совершают сожжение.
Именно предание тела покойного огню, иными словами, кремация, становится все более популярной на территории развитых стран, где все острее стоит вопрос нехватки территории. В связи с этим цены на участки растут с невероятной скоростью и многие люди попросту не могут позволить себе похоронить близкого человека. Выходом из сложившейся ситуации стало строительство крематориев.
В России практика кремирования тел началась в 70-е годы. Поскольку большая часть россиян являются верующими, то для них очень важно знать, позволяет ли православная религия сжигать покойных.
Обряд сожжения и современная кремация – не одно и тоже
Среди верующих и некоторых представителей церкви есть те, кто выступает категорически против кремации и осуждает тех, кто к ней относится лояльно. Резко негативное отношение объясняется давней враждой язычества и христианства. Поскольку сожжение тел умерших практиковали язычники и для них оно являлось важнейшей составляющей погребального обряда, христианская конфессия, как главный искоренитель всего языческого, боролась со всеми его проявлениями.
Но современная процедура сжигания не имеет никакой связи со старинными обрядами. Сегодня кремация – это технологический процесс, утилизирующий мертвое тело, которое больше не является близким человеком. Это биологический материал, который покинула жизнь и вместе с ней душа, но появились токсичные вещества и быстро размножающиеся болезнетворные бактерии. Поэтому кремация, происходящая под температурой до 12000 C в специально спроектированной для этого печи, не имеет никакого отношения к обряду поклонения природе, или соединения с душами предков посредством огня, или связи со священными духами. Это прежде всего мера, позволяющая минимизировать биологическую угрозу, которая исходит от человеческих останков. Так, в технологии кремации напрочь отсутствует какой-либо мистический подтекст.
Различные взгляды на кремацию
Мнения по поводу этого процесса, как правило, противоположные. С одной стороны, находится современное общество, которое понимает проблемы нехватки территории для погребений, и вреда окружающей среде, и дороговизны традиционного захоронения, а также дефицит времени, нужного для ухода за могилой. Также за кремацию выступает система здравоохранения, поскольку останки покойного не будут отравлять землю трупными ядами и не станут источниками заражения.
Сообщество экологов имеют некоторые претензии к крематориям, поскольку в процессе сжигания в воздух вместе с дымом выбрасывается приличное количество вредных веществ. Но их вред несравним с тем, который наносят погребенные останки.
Категорически запрещено кремировать представителей Ислама и Иудаизма.
В христианских конфессиях нет единого мнения на этот счет. Протестанты не поддерживают применение этой процедуры, а греческое православие строго ее запрещает. Православие относится более терпимо, и здесь требуется небольшое разъяснение.
Как православное учение относится к смерти
В православии могила считается символом воскрешения. Церковная догматика гласит, что Бог создал человека по своему подобию, и он словно сосуд, в котором находится Святой Дух. В связи с этим человеку необходимо заботиться о своем теле – это одно из важнейших христианских мировоззрений.
Когда в церкви отпевают умершего, происходит воспевание почестей, поскольку это Божий сосуд. А затем хоронят в землю с символической надеждой, что человек когда-нибудь воскреснет. Согласно церковным проповедям, христиан подобает хоронить как Иисуса Христа, в гробницах, так как в день Воскресения Бог сможет даровать им новую жизнь.
Однако, не стоит забывать, что речь идет не о воскрешении тела в прямом смысле, а о душе. И церковью также признается тот факт, что, если тело по каким-либо причинам было разрушено ввиду стихийного бедствия или пострадало от злого умысла, то и его душа также воскреснет при Страшном Суде.
Кремация тела православного человека
Представители Православной Церкви не запрещают кремацию покойных, однако рекомендуют выбрать традиционное погребение. В 2016 году был проведен Архиерейский собор, где обсуждался вопрос кремации верующих. В результате участники собора не признали кремацию нормой захоронения, однако, и полного запрета не наложили. Более того, Церковь не лишила поминовения кремированных православных. Лишь два условия выдвинула Церковь. Первое – это чтение молебна над усопшим, поэтому следует позаботиться о том, чтобы пригласить священника в крематорий, где он проведет отпевание перед кремацией. И второе – прах должен быть предан земле, то есть урну следует захоронить на земельном участке.
Таким образом, священники не осуждают выбор в пользу кремации, однако считают это нежелательным видом захоронения. Выбирает сам верующий, изъявляя свою волю в завещании, либо родственники решают, как похоронить тело. В любом случае, священнослужители будут читать за них панихиды.
Кремация: кого можно кремировать, а кого нельзя
Отношение к кремации в различных религиях сильно отличается: некоторые конфессии допускают посмертное сожжение тела, другие – выступают решительно против. Например, католическая вера высказывается в отношении кремации нейтрально, при условии, что прах покойного впоследствии предадут земле. В то же время, православные традиции осуждают такой способ погребения тела, но не запрещают.
Во многих странах исторически сожжение тела является одним из главных ритуалов похоронной церемонии – так прощаются с покойными в Японии, Индии и многих государствах Азии. Распространено ритуальное сожжение тела и на Востоке России у народов, исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы и другие). В то же время у приверженцев ислама и иудаизма отношение к кремации резко негативное.
Рост популярности кремации как способа погребения в нашей стране, а также в ряде других государств, сегодня связано с распространением атеистических и агностических настроений. Проводить кремацию умершего в России сегодня не запрещается, тем не менее существуют различные правила, регулирующие данный процесс. Среди них и государственные постановления, и правила крематориев, и эпидемиологические требования. Подробнее рассмотрим, в каких случаях провести кремацию останков возможно, а в каких придется выбрать альтернативный способ погребения.
Когда не удалось установить личность покойного
В отделения моргов регулярно поступают неопознанные тела. Кто-то из погибших стал жертвой аварии или несчастного случая, другие – пострадали от внезапной сердечной недостаточности или просто замерзли, оказавшись по каким-то причинам на улице. Появление неопознанных тел может быть следствием различных обстоятельств, случающихся не только с бездомными, но и с семейными людьми.
Попав в медицинские учреждения, такие тела в первую очередь подлежат медэкспертизе и установлению причин смерти. Если при покойном обнаруживают документы – начинается поиск родственников умершего. В противном случае, когда установить личность не представляется возможным, тело остается в морге на протяжении 14 дней. Если за это время никто из близких не появится и не опознает усопшего, все данные о нем (особые приметы, отличительные особенности, причины и обстоятельства смерти) подробно записывают в специальные журналы, а затем проводят стандартное захоронение в гробу. В данном случае кремировать тело нельзя, ведь если кто-то из возможных родственников все-таки объявится, провести эксгумацию праха и генетическую экспертизу не удастся.
Непосредственно перед проведением сожжения, кремационные комплексы могут запросить у родных умершего разрешение, полученное в правоохранительных органах. Без этого документа провести процедуру не удастся. В случаях, когда у хранителей правопорядка возникают сомнения по поводу причин и обстоятельств наступления смерти, тело покойного могут направить на судебно-медицинскую экспертизу. Только после получения медицинского заключения о смерти по естественным причинам, становится возможным провести кремацию.
В случаях, когда смерти предшествовали болезни
Отказ может произойти по нескольким причинам. В случае наличия у больного инфекций, администрация комплексов исходит из практических соображений: тела предают огню не сразу после поступления, некоторое время они находятся на территории крематория, что может подвергнуть заражению сотрудников. В случае с раковыми и другими заболеваниями – на сожжение тел таких больных требуется гораздо больше времени, чем на сожжение людей со здоровыми органами и тканями. Основанием для отказа может служить и лечение почившего радиоволновой терапией, а также причастность к ликвидации аварий АЭС. Установлено, что радиоактивные частицы способны привести к разрушению или повреждению доменных печей.
Посторонние предметы
Помимо радиоактивного излучения вред оборудованию кремационного комплекса могут нанести находящиеся в телах покойных посторонние предметы. Чаще всего к таким относят:
Важным этапом при подписании соглашения о кремации становится подтверждение отсутствия в гробу любого из перечисленных объектов. Исключение составляют зубные протезы и имплантанты из благородных металлов.
Габариты тела
Размеры гроба вместе с телом покойного играют не последнюю роль в получении разрешения на процедуру. Дело в том, что печи, в которых происходит сожжение, практически всегда имеют стандартные отверстия для размещения останков – 220*80*60 см. Также существует ограничение по весу – он не должен превышать 180 кг. При несоблюдении этих условий, скорее всего, в проведении процедуры откажут.
Важно: проводить сожжение останков по частям не предусмотрено правилами крематориев и законодательством РФ, так как считается надругательством над телом покойного.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»
– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?
– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.
– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?
– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.
– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?
– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.
– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?
– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.
– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…
Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности
– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.
Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.
– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?
– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.
– Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?
Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены
– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.
– Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?
– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.
В ногу со временем?
Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.
Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:
«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.
Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:
«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».
Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:
«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».
Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.
Отношение к кремации в РПЦЗ
РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях
Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.
«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.
«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».
В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:
«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».
Отношение к кремации Элладской Православной Церкви
Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.
Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.
Почему сожжение – поругание?
Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”
Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:
«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».
Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».
Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам
Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.
Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:
Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”
«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?
В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».
Вместо эпилога
Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.