краткая характеристика какой либо формы взаимодействия представленной в конспекте
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
Елена Ищенко
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
В семье, образно говоря,
из которых вырастают потом и ветви,
питается полноводная река нашей страны.
К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести:
дискуссионные формы:
1. Родительские конференции.
Здесь происходит обмен опытом семейного воспитания. Необходимо выбрать тему выступления заранее, педагоги выступают помощниками. Кроме родителей в конференциях могут участвовать различные специалисты, как учреждения, так и приглашенные, например врач-невролог и другие. В настоящее время важно приглашать медицинских работников на встречи с родителями. Необходимо развеять страх родителей перед посещением с ребёнком невролога и, тем более, психиатра. Родители считают, что ребёнка сразу запишут в сумасшедшие или ненормальные.
2. Родительские ринги. Выбирается заранее тема для обсуждения. Важно, чтобы у участников было разное мнение на эту тему. Каждый участник отстаивает свою точку зрения. В конце мероприятия родители могут прийти к общему мнению, либо остаются еще вопросы для обсуждения и изучения этой темы более глубоко. Педагоги выступают посредниками между участниками.Темы могут быть разные: «Гиперактивный ребнок», «Роль отца в семейном воспитании», «Внутрисемейные отношения и ребёнок» и др.
3. Вечер вопросов и ответов. Помогает выявит общую осведомлённость родителей по определённой теме. Эта форма напоминает родительские ринги, здесь также обсуждают различные темы, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть подготовлены педагогами заранее, также не запрещается заранее озвучить их родителям, чтобы они могли подготовиться.
4. Родительские вечера. Непринуждённая форма работы с родителями. Можно провести как праздник, задействовать детей. Темы могут быть различными, на усмотрение родителей и педагогов. Такие вечера можно проводить несколько раз в год.
5.»Круглый стол» с родителями. Более распространенная форма работы с родителями. Могут обсуждаться любые вопросы воспитания и развития детей. В такой форме можно проводить родительские собрания. Родители в такой обстановке чувствуют себя более расслаблено и готовы высказывать своё мнение. Здесь выступаю педагоги, но при этом приветствуется мнение родителей.
6. Досуговые формы взаимодействия с родителями. Помогают установить с родителями более тёплые, дружеские взаимоотношения. Дети также являются участниками. Сюда можно включить проведение различных праздников. Например «Зимние забавы», «День здоровья» и т. д. Совместные мероприятия способствуют развитию адекватных внутрисемейных отношений. Особенно хорошо задействовать семьи во время длительных праздничных выходных, например во время новогодних праздников можно провести «зимние посиделки» или «зимние олимпийские игры».
формыпсихологического просвещения:
8. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Такая формы работы помогает улучшить отношения внутри семьи. Но необходимо учитывать общее эмоциональное состояние родителей. Так как не всегда готовы родители выполнять какие-либо упражнения и тем более откровенничать с малознакомыми людьми. Поэтому лучше провести предварительную работу. Например, провести анкетирование, опрос.
9. Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность наглядно увидеть способы взаимодействия с ребёнком. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Особенно актуально эта форма работы в младшей группе детского сада. Ребёнок приходя в новую обстановку, испытывает колоссальный стресс. А мама, находящаяся рядом, в игровой атмосфере, помогает ребёнку быстрее адаптироваться к новым условиям. В работе с детьми ОВЗ эта форма работы также будет актуально. Наглядно можно продемонстрировать родителям способы и методы развития слабых сторон ребёнка с помощью различных игровых приёмов.
10. Квесты. Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Популярным развлечением для современных детей становится игра-квест.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных сказочных или мультипликационных героев. Продумываются материалы для заданий. Также в форме квестов можно проводить выпускные в саду, тогда у детей точно остануться впечатления на всю жизнь. В такой необычной форме можно провести и новогодние праздники в саду. Это будет очень необычно и интересно. Дети, выполнив все задания, наконец отыщут новогодние подарки!
11. формыработы вне учреждения:
-Совместные экскурсии, походы, пикники.
Обязательно с участием детей и родителей. Во время таких мероприятий родители знакомятся друг с другом поближе, устанавливается неформальное общение. Походы и пикники приносят пользу и общему соматическому состоянию всех участников.
-Благотворительные акции. Можно совместно с родителями навещать пенсионеров, бывших сотрудников организации, оказывая им всяческую поддержку. Возможно проведение акций на различные темы. Например «Водитель, не спеши!», где ребята могли бы раздавать буклеты с правилами движения, сделанные совместно с родителями.
Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 439–441. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76561.htm.
Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.
Интерактивные формы взаимодействия с родителями Актуальность. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители.
Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. На современном.
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.
Нетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.
Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С момента своего рождения человека окружают другие люди. С самого начала своей.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников 1. Понятие «нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ». В настоящее время в обществе происходит становление новой.
Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.
Статья на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями». Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является художественное-эстетическое развитие и воспитание детей. Поэтому.
Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Эльвира Мешкова
Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями для определения общей позиции. Собрания проводим в формах групповой дискуссии, конструктивного спора, видеокоррекции (суть которой состоит в проигрывании заданий) и другие.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу. А самое главное, что и дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Инновационной формой на родительском собрании является «Телефон доверия». Родители в игровой форме задают любые интересующие их вопросы, как в устной форме, так и в письменном виде.
Родительский лекторий – одна из традиционных форм взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в знакомстве с родительской аудиторией. Решает проблему повышения психолого-педагогической компетенции родителей. Но даже при такой традиционной форме общения педагогическим коллективом ДОУ проводятся инновационные приемы взаимодействия с родительской общественностью. Например, после лекции родителям предлагается решить педагогический кроссворд или ситуативную задачу, что на практике закрепляет информационный анонс, развивает их мышление, заставляет размышлять и принимать решения в игровой ситуации, а значит, задуматься о своем поведении в общении с ребенком.
День открытых дверей.
Во время этого мероприятия родителям предоставляется возможность познакомиться с учреждением, его традициями, правилами, особенностями образовательного процесса, а педагогам – заинтересовать их и привлечь к участию. Родители вместе с детьми приглашаются на концерт, участники которого – воспитанники ДОУ. Проводится небольшая обзорная экскурсия, знакомство с педагогами, беседа с родителями. Беседы проводятся индивидуальные, где чётко определяется цель – что необходимо выяснить, чем педагоги могут помочь. Содержание бесед лаконичное, значимое для родителей, при этом используется прием «побуждающего диалога». Инновационной формой является «Виртуальная экскурсия по детскому саду». Просмотр родителями видеоролика «Детский сад «Солнечная полянка», где родители получают полезную информацию.
Мастер-класс для родителей – это превращение информации в личные знания и умения, тренинги технического, аналитического и технологического мышления. На таких занятиях взрослые получают возможность обсудить вопросы, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности.
Таким образом, данная форма работы позволяет родителям занять более активную жизненную позицию; через творческое самоопределение им легче привлечь к творчеству собственных детей.
Наиболее интересные мастер-классы для родителей: «Масленичные забавы» (театральные игры, изготовление куклы «Масленица», и другие.
Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые являются профессионалами своего дела.
Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверье праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта», «День матери».
Открытые занятия непрерывной образовательной деятельностью детей (всеобучи)
Многие родители не знакомы с методами и формами проведения НОД и с удовольствием принимают участие и как слушатели, и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Востребованы совместные мероприятия, занятия по предлагаемым видам деятельности. Именно такие занятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребёнка, детям – воспринимать своих родителей по-новому.
На таких занятиях у педагога есть возможность показать родителям, как читать книгу ребенку, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму. как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родители знакомятся с реальным педагогическим процессом, заимствуют наиболее удачные приёмы педагога. На наш взгляд, это и есть первые ростки сотрудничества.
Индивидуальные и тематические консультации.
Эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно и откровенно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, учителя-логопеда, но чаще – по инициативе самих родителей и лиц их заменяющих. Целью консультаций является оказание родителям помощи в решении спорных вопросов и проблем. Родители приходят на консультации по собственной инициативе, с желанием и настроены на обсуждение волнующих проблем. Педагоги детского сада используют наиболее доступную форму – это «Педагогическая беседа», которая проводится и в процессе консультации, и при посещении семьи, и на родительском собрании.
Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение короткого времени получают необходимый объём нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по определенному виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций. Эта информация позволяет дополнить словесную информацию индивидуальных консультаций.
Информационная корзина – новый путь взаимодействия между различными «службами» и их взаимосвязи с родителями. Наличие таких «служб» фиксируется в тетради, содержащей информацию в табличной форме с разделами по количеству «служб» в ДОУ. В графе «сообщение» родители задают вопросы, обращаются с разными просьбами, выражают пожелания. На основании этих записей соответствующие службы корректируют свою работу.
Доска объявлений, где размещены объявления, информация о развитии детей и др.
Если родители не чувствуют себя участниками процесса модернизации дошкольного образования, занимают пассивную позицию, у них не возникает потребности систематически общаться с педагогами, значит обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьями воспитанников, и решать эту проблему необходимо как на научном, так и на практическом уровне.
Ящик вопросов и ответов («Почта»)
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители кладут записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам, заведующему. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом ДОУ.
Киноуниверситет или кинолекторий
Материально-технические условия нашего ДОУ позволяют нам использовать эту форму педагогической пропаганды: короткометражные научно-популярные и документальные фильмы, записи вебинаров и круглых столов в сети Интернет. В настоящее время мы используем видеозаписи реальной жизни детского сада. Наличие видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой обстановке и сделать соответствующие выводы.
Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Родители знакомятся с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, новостями, информацией о жизни ДОУ, рекомендациями специалистов. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию.
Педколлектив привлекает родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, к посещению музеев, выставок.
Публичные выступления воспитанников и самих родителей
Воспитанники и их родители принимают активное участие в жизни детского сада, участвуют в конкурсах различного уровня; районных, городских и областных семинарах и мероприятиях.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных гостиных. Посещение гостиных позволяет родителям научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, различные формы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают, родители –осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно на начальном этапе развития личности. Основная цель – развивать личность ребенка совместно с родителями и при их активном участии; внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей; создать в детском саду психологические комфортные условия для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство – это уникальный период в.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.
Развитие социально-коммуникативных навыков детей посредством различных форм взаимодействия детского коллектива (Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение) «Бакчарский детский сад №2 общеразвивающего вида» Презентация «Развитие.
Детская стенгазета — одна из эффективных форм работы педагога с семьями воспитанников Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старший брат или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогам не всегда удается утром.
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников согласно ФГОС до Содержание работы с родителями реализуется через современные разнообразные формы, которые позволяют донести до родителей определенную информацию.
План работы с родителями «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Цель: создание условий для сплочения родителей и педагогов.
План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе План взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной логопедической группе. 1 квартал. 1 Блок. Собрание «Самостоятельность и.
План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.
Фотоотчет «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями будущих воспитанников» Проблема взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ всегда была актуальна, но в наши дни эта проблема приобретает особую значимость:.
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
автор: Ларина Татьяна Александровна
заместитель директора МАОУ СШ №144 Красноярск
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Современные формы взаимодействия участников
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.
Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.
В образовательной системе происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.
В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.
Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие».
Что такое педагогическое взаимодействие?
Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.
Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Педагогическое взаимодействие – сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между учителем и учеником, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи. А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия :
В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Структурными компонентами взаимодействия выступают:
— эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;
— оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;
— операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;
— ценностно-смысловой – характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия;
— потребностно-мотивационный – определяет потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий;
— интеллектуально-когнитивный – проявляется в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.
Уровни педагогического взаимодействия
В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства. Исследователи определяют факторы риска, снижающие эффективность взаимодействия. Это авторитарный стиль общения, недоверие, низкая педагогическая культура, неспособность правильно оценивать воспитательные возможности, отсутствие желания системно заниматься воспитанием, переоценка возможностей, субъективный подход к оценке качества образования, несоответствие социальных требований с конкретными задачами взаимодействия.
Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективный переход на более высокий уровень взаимодействия.
Уровни педагогического взаимодействия
Начальный (первый) уровень – общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов.
Второй уровень – повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.
Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.
Формы взаимодействия участников образовательного процесса
Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.
Позитивные формы взаимодействия. | Негативные формы взаимодействия |
диалог | Конфронтация между педагогом и обучающимся Подавление педагогом учащихся в ходе занятия. Конфликт педагога с детьми. Индифферентность педагога по отношению к обучающимся |
Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.
Диалог характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.
Сотрудничество предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога.
Опека, как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.
ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:
— создание отношений доверия;
— обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;
— актуализация мотивационных ресурсов учения;
— развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;
— помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.
Важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных К. Роджерс выделяет:
— «открытость» педагога своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
— выражение внутренней уверенности педагога в возможностях каждого учащегося;
— видение педагогом учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого ребенка, это так называемое «эмпатическое понимание».
Психологическая поддержка как форма взаимоотношений
В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования.
Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.
Психологическое консультирование – это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.
Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.
Социально-психологический тренинг : тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.
Интеллектуальные тренинги : тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).
Организационные тренинги : тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.
Тренинг саморегуляции : психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.
Тренинги личностного роста учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.
Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов с родителями школьников реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы делятся на следующие группы:
— коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые, так и общие со всеми родителями обучающихся);
— групповые (консультации, конференции);
— ндивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
— наглядные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей).
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе/классе.
Познавательные формы включают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями учащихся, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы.
Разделим обозначенные формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы – инновационные и традиционные формы.
Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.
Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.
Взаимодействие в образовательном учреждении между педагогом и родителем включает в себя следующие функции:
— информационная – педагог дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка;
— воспитательно-развивающая – взаимодействие педагога и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития ребенка;
— формирующая – педагог с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;
— охранно-оздоровительная – формирует правильное представление родителей о ребенке-школьнике, направлено на сохранение здоровья учащихся;
— контролирующая – с помощью взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям;
— бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к ребенку, ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.
Формы взаимодействия между администрацией образовательной организации и педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
— групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры.
— индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)
Рассмотрим некоторые из них:
Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы учреждения.
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.
Открытый показ. У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы на уроке.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
«Круглый стол» — одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.
В образовательных организациях часто внедряется интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей педагогов, детей и родителей.
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в целостный педагогический процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Это могут быть:
Электронный дневник – один из вариантов работы с родителями и всеми остальными участниками образовательного процесса. Он обеспечивает необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это объединяет всех участников образовательного процесса. Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок. Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку, и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.
Блог – это разновидность сайта, где веб-страницы отсортированы по дате: самые ранние публикации (посты) находятся сверху. На нём лежит отпечаток личности автора, он не обезличен.
Блог учителя-предметника может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительная информация ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.
Блог сетевого сообщества. Сетевые сообщества – это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Сюда можно отнести блог предметного объединения или профессионального сообщества. Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.
Блог – школьная газета. Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео.
Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия являются социальные сети.
Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с ребенком и родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относятся организация учебной и внеурочной деятельности учащихся. Для реализации этих целей создаются «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы.
Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем.
Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:
— привычная среда для учащихся;
— технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;
— возможность совместной работы;
— наличие форума, стены, чата;
— каждый участник может создать свой блог;
— активность участников прослеживается через ленту друзей;
— удобно использовать для реализации проекта;
— можно использовать в качестве портфолио.
Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.
1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. — Новосибирск: ЦРНС, 2010.
2.Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического
процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.
Монография. Тюмень, 2008.
4.Борисова, Л.Г., Дахин, А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы / Борисова Л.Г., Дахин А.Н.; Москва, 2010. — Научно-исследовательский институт школьных технологий, журнал «Педагогические технологии» №1, 2010.
5.Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в
условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014
современном этапе развития школьного образования. М., 2009.
8.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.
9.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных
учреждений профессионального образования. М., 2004
10.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д.,
11.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — М.: Дашков и К, 2013.
12.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001
взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия
и практика. – М.: Педагогика, 1994.
14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000
15.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009
16.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.