Котлетный сон петр синявский
Котлетный сон петр синявский
После этой статьи знакомые поэты, возможно, перестанут со мной здороваться. Стихи – это ведь душевные открытия. А я хочу рассказать, сколько граммов стихов в день прописываю детям, которые «не любят читать» (всегда закавычиваю это выражение ‒ так с детей снимается обвинение и появляется надежда, что все изменится к лучшему). В свое оправдание могу сказать только одно: любовь к чтению – штука эфемерная, непонятная, загадочная, полная неожиданных открытий, и путь к ней тоже может быть странным, неочевидным, непростым. И хотя стихи – это тоже эфемерная и загадочная штука, особенно для меня как для прозаика, их вполне можно прописать как лекарство, витамины, активные добавки, вызывающие приливы любви к чтению.
Рецепт, казалось бы, простой: читай стихи детям вслух сколько хочешь, и будут они и чтение любить, и стихи, и того, кто их читает.
Но я говорю о самостоятельном чтении стихов детьми 6‒11 лет. Тут не все так просто.
Я два года веду занятия по детскому чтению. Книги у меня расположены так, чтобы любой пятиклассник мог взять домой «Груффало» Джулии Дональдсон или «С неба падали старушки» Маши Рупасовой. И какой результат? Это одни из самых популярных книг на курсе. А если мы идем не от ребенка, а от книги, на какой возраст мы порекомендуем стихи Дональдсон и Рупасовой? На 3‒4 года, не правда ли?
Наше упущение ‒ как родителей, преподавателей или библиотекарей ‒ заключается в том, что в поиске подходящей книги для ребенка мы чаще всего отталкиваемся от возраста, темы и уровня чтения («Сколько ваш может прочесть сам, страничку? Ну вот ему книга на пять страничек!»).
А если оттолкнуться от радости? От радости, которая начинает искриться в душе, едва ребенок прочитает, например, стихотворение Михаила Яснова «Случай на железной дороге»:
Во взрослом вагоне
Ехали пони.
А в детском вагончике
Ехали… пончики!
Как-то на занятии я попросила детей сформулировать, какие ассоциации у них вызывает слово КНИГА.
«Скука, тлен, грусть, ад, школа», ‒ вздохнули дети.
И вот мы читаем такое стихотворение М. Яснова:
А у Шела Сильверстайна в переводе М. Лукашевича – такое:
У врача
Объелся я немного –
И заболел живот.
Мне врач сказал с тревогой:
«Открой пошире рот».
Засунув руку в глотку,
Он из меня извлек
Игрушечную лодку,
Ботинок и конек.
Он закричал: «О боже!
Я помогу беде.
Но будь, мой мальчик, все же
Разборчивей в еде!»
Морщины на челах разглаживаются, все хохочут, расслабляются. Слышится робкое:
‒ А можно мне эту книгу домой? Маме покажу…
«Конечно, – возмутятся родители. – Это ему легко, это ему все хиханьки да хаханьки. А в школе “Бородино” учить надо!»
Поверьте, «Бородино» тоже может быть еще какой радостью! И добиться этого не так уж сложно. Попробуйте прочесть его ребенку вслух, с воодушевлением, с выражением, с эмпатией, с той самой радостью, от которой мы решили оттолкнуться. А если вы еще и купите ребенку книгу с иллюстрированным словарем по «Бородино», чтобы ребенок понял, чем уланы отличаются от драгунов и как выглядит редут, и съездите поглядеть на Бородинскую панораму, прихватив с собой не только томик классика, но и термос с горячим чаем и бутерброды, ‒ поверьте, ребенок скажет в школе, что Лермонтов его любимый поэт.
Кстати, не так давно я провела на курсах эксперимент: заклеила обложку книги, чтобы подростки не отвлекались на имя великого поэта, которое у многих ассоциируется только с «двойкой» по литературе, увы,. и прочла вслух фрагмент из «Мцыри» – о схватке с барсом. Слушали, замерев. Тишина стояла… Потом, конечно, закатили глаза с усталым видом, как и полагается подросткам. Но я всегда чувствую, доходит ли до сердца слушателей та книга, которую я читаю вслух.
Итак, вот 7 убедительных причин для родителей, чьи 6‒11 летние дети «не любят читать», предлагать им для самостоятельного чтения именно стихи.
1. Стихи короткие. Дети в начальной школе часто бывают просто напуганы объемами текста, с которым сталкиваются ежедневно, и поэтому отказываются от книг. Стихи помогают снять этот барьер. Прочел маленькую зарисовку и ощутил теплоту.
Я ударился об угол –
Значит, мир не очень кругл.
В уголке сидит паук –
Восемь ног, а может, рук.
2. Стихи смешные (или грустные, серьезные, таинственные). В любом случае, поэты всегда стремятся выразить свои эмоции емко, и читателю легко их получить – словно компактную посылку с подарком.
Котлетный сон
«Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята –
Им снятся котлетята».
В стихах часто встречается игра слов – полезное упражнение для развития речи!
Мы с дедушкой
Сначала я обсупился,
А дедушка –
Насупился.
Потом я обтворожился,
А дедушка –
Встревожился.
А после я обчаялся,
А дедушка –
Отчаялся….
Тут мы под кран наведались
И с тряпкою набегались.
На самом деле здорово
Мы с дедом наобедались!
3. В стихах бывает не только игра слов, но и игра образов. Она помогает развить воображение.
С горы
С горки с УЖАСОМ лечу.
Непонятно что кричу.
УЖАС едет по пятам,
Пригова-
ривает:
– Ишь!
Слышь,
Кыш
С лыж!
Ох, сейчас как загремишь!
Вверх торма-
шка-
ми…
Еле-еле,
еле-еле,
Еле-еле
кое-как
Лыжи съехали в овраг.
Не разбился.
Не споткнулся.
Отдышался.
Оглянулся:
Никого не увидал…
Где-то УЖАС мой отстал?
4. Стихи облегчают восприятие текста. Современные поэты говорят с детьми на близком им языке. А когда автор становится близким и понятным, как друг, тебе хочется все чаще навещать его в домике – книге.
Современные страдания
Мой папа за компьютером
Проводит круглый год.
У мамы заряжаются
Айфон, айпад, айпод.
Сестра сидит с букридером –
Все тихо, как во сне…
Пускай по скайпу бабушка
Расскажет сказку мне!
5. Стихи питают душу. Простите мне этот пафос. Но так пишет поэт Анастасия Орлова, и я ей верю.
Я рисую человека
Я рисую человека:
Руки, ноги, голова…
В голове цветные мысли
И округлые слова.
А в груди у человека
Расцветает не спеша,
Как ромашка полевая
Белоснежная душа!
6. А еще стихи можно посылать ребенку эсэмэской! Это правда очень удобно. Ну замените хоть раз указание ребенку: «Не забудь доделать проект по окружающему миру, съешь борщ», например, на известное стихотворение Андрея Усачева:
Пудинг
Англичане любят
Есть на ужин пудинг,
Потому что пудинг –
Очень вкусный блюдинг.
Тот, кто любит пудинг
И часто ходит в гостинг,
Не бывает худинг,
А бывает толстинг!
7. А если стихи кажутся вам не слишком «модными» или вы не знаете, где их брать, найдите в Телеграме канал «Астрид читает». Его ведет кошка Астрид Мурзиковна, ученый секретарь библиотечной феи и писателя Натальи Савушкиной. Это настоящая сокровищница современной детской поэзии.
Читайте вместе с детьми стихи, пересылайте их друг другу, радуйтесь, и тогда поэзия улучшит не только отношение к чтению, но и отношения между членами семьи. С этой целью прописываю принимать минимум три стиха в день. И сопровождать каждый прием крепкими объятиями!
Процитированные источники:
«Колесо обозрения. Стихи современных поэтов для детей» (Сост. М. Яснов). Издательство «Клевер»
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Скороболтушки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пётр Синявский, Ирина Пивоворова
Кукарешка шёл на реку, Кукарекал кукареку, Шёл на реку — на реку И кричал кукареку.
Воронина макаронина
Если с дерева упала макаронина, Значит, эта макаронина воронина. Проворонила ворона макаронину, Съела галка макаронину воронину.
Двадцать пять профессоров
Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно.
Про грустное и вкусное
Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно.
Колючая вода
Любит ежонок вишнёвый компот И молоко с удовольствием пьёт. А газировку не пьёт никогда — Очень колючая эта вода.
Алёнкина болонка
Была у Алёнки болонка. Была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с болонкой, Болонка гуляла с Алёнкой.
Принцесса болонесса
Болонка лопает бульон, Как важная принцесса: Болонкин папа фон-болон, А мама — болонесса.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Читать онлайн «Скороболтушки»
Автор Петр Синявский
Пётр Синявский, Ирина Пивоворова
Кукарешка шёл на реку, Кукарекал кукареку, Шёл на реку — на реку И кричал кукареку.
Воронина макаронина
Если с дерева упала макаронина, Значит, эта макаронина воронина. Проворонила ворона макаронину, Съела галка макаронину воронину.
Двадцать пять профессоров
Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно.
Про грустное и вкусное
Если вдруг находит грусть, Это очень грустно. Если вдруг находят груздь, Это очень вкусно.
Колючая вода
Любит ежонок вишнёвый компот И молоко с удовольствием пьёт. А газировку не пьёт никогда — Очень колючая эта вода.
Алёнкина болонка
Была у Алёнки болонка. Была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с болонкой, Болонка гуляла с Алёнкой.
Принцесса болонесса
Болонка лопает бульон, Как важная принцесса: Болонкин папа фон-болон, А мама — болонесса.
От носика до хвостика
Гулял без зонтика щенок, Щенок под дождиком промок От носика до хвостика, От хвостика до носика.
Щенку понравилась вода. Теперь он моется всегда От носика до хвостика, От хвостика до носика.
У меня старание
Если пол я подметаю — Пыль до неба поднимаю. Если стирку затеваю — Всю квартиру заливаю.
Стихи Петра Синявского
Колючая вода 5 (1)
Любит ежонок
вишнёвый компот,
И молоко
с удовольствием пьёт.
А газировку
не пьёт никогда —
Очень колючая эта вода.
Свекольные страдания 0 (0)
Свекла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
И о том, как мы растём 0 (0)
Мы шагаем на прогулку
К ёлкам, соснам и берёзкам
По зелёным переулкам,
По цветочным перекресткам.
Мы идём к природе в гости
Через речку, через мостик.
А у речки у реки
Соберутся все жуки.
Прилетят на камыши
Стрекозята-малыши.
Бабочки-капустницы
На песок опустятся.
И усядутся все вместе,
Чтобы слушать наши песни.
Мы и вам сейчас расскажем,
Мы и вам сейчас споём
О селе любимом нашем
И о том, как мы растём!
Смычок новичок 1 (1)
Споткнулся смычок,
Не пиликает скрипка:
За нотный крючок
Зацепилась ошибка.
На ленточке написано ВАРЯГ 0 (0)
Я на флоте самый маленький моряк,
А на ленточке написано – ВАРЯГ.
Это слово золотое, как заря –
Это имя корабля-богатыря.
Он у дальних, чужеземных берегов,
Храбро бился в окружении врагов.
Бился так, что свои раны не считал,
Но сдаваться неприятелю не стал.
Не бывать ему во вражеском плену!
Крейсер сам ушёл в морскую глубину.
И в России, на родной его земле,
Не забудут о геройском корабле.
Я с друзьями провожать их прибежал,
Выше всех флажок Андреевский держал.
Я на флоте самый маленький моряк,
А на ленточке написано – ВАРЯГ.
Лягушенция 0 (0)
По опушке шла старушка,
А навстречу ей – лягушка.
По опушке шла лягушка,
А навстречу ей – старушка.
– Ой, какая лягушенция! –
Завизжала старушенция.
– Ой, какая старушенция! –
Завизжала лягушенция.
Штранная иштория 0 (0)
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.
Как бы вновь не оказаться
В положении таком —
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком.
Жукологический марш 0 (0)
Есть на свете золоченые
И зеленые жуки.
Изучают их ученые
Через лупы и очки.
Заседают не бездельники
В Академии наук.
Есть такие академики –
Им известен каждый жук.
Насекомые усатые
Не бывают без усов,
Насекомые носатые
Не бывают без носов.
Знаменитые усологи
Пишут книжки про усы.
Знаменитые носологи
Пишут книжки про носы.
Ягода-черника 0 (0)
Посмотри-ка, погляди-ка!
Это ягода черника.
Раз она черным-черна,
значит, спелая она.
Налетай на куст черничный,
у черники вкус отличный!
А усы черничные
очень симпатичные.
Смешные старушки 0 (0)
Стояла изба в деревушке,
В ней жили смешные старушки:
Бельё зашивали метёлками,
Жильё подметали иголками,
Солили волнушки в подушке
И шли подремать на кадушке.
Им снилась изба в деревушке,
В ней жили смешные старушки:
Бельё зашивали иголками,
Жильё подметали метёлками,
Солили волнушки в кадушке
И шли подремать на подушке…
Случай с макаронами 0 (0)
Жила в дырявом башмаке
Учёная ворона.
С неё немало мудрецов
Могли бы взять пример.
Ворона выучила слов
Не меньше миллиона,
А выговаривать слова
Мешала буква ЭР.
Но вот однажды погулять
Ворона полетела
И оглядела весь район
Почти со всех сторон.
Три макаронины нашла
И слопать захотела —
Не так уж часто у ворон
Обед из макарон.
Вдруг воробьишка прошмыгнул
Под носом у вороны.
Какая страшная беда,
Неслыханный кошмар!
— КАРКАРАУЛ, КАРКАРАУЛ!
УКАРАЛ МАКАРКАРОНЫ.
Зато услышал весь район
Отчётливое КАР!
И злополучной букве ЭР
Помог несчастный случай.
С тех пор, гуляя по дворам,
Иль сидя в башмаке,
Как миллион других ворон,
А, может, даже лучше,
Кричит ворона на своём
Вороньем языке:
— КАРКАРАНДАШ,
КАРКАРАПУЗ,
КАРКАРТОЧКА,
КАРТОШКА!
КАРКАРАМЕЛЬ,
КАРКАРУСЕЛЬ,
КАРТУЗ,
КАРКАРАБАС!
И если кто-нибудь из нас
Картавит хоть немножко,
Пускай попробует сказать
Хотя бы триста раз:
— КАРКАРАНДАШ!
КАРКАРАПУЗ!
КАРКАРТОЧКА!
КАРТОШКА!
КАРКАРАМЕЛЬ!
КАРКАРУСЕЛЬ!
КАРТУЗ!
КАРКАРАБАС.
Дед Мороз Снегурочку просто обожает 0 (0)
Дед Мороз Снегурочку просто обожает,
Краше, чем боярышню, внучку наряжает.
И щебечут песенки веселые синички
О девочке Снегурочке, Снежинкиной сестричке.
Ей косички белые Вьюга заплетала,
А Пурга Снегурочку в санках покатал.
Тетушка Метелица связала рукавички
Для девочки Снегурочки, Снежинкиной сестрички.
А сама Снегурочка нынче, всем на диво,
Елку новогоднюю в роще нарядила.
И спешат автобусы, едут электрички
К девочке Снегурочке,
Снежинкиной сестричке.
Засыпалкина книжка 0 (0)
Чтобы завтра на рассвете
Спеть «ку-ка-ре-ку»,
Нужно спать ложиться Пете,
Пете-петушку.
Засыпает серый слон,
Зебра смотрит первый сон.
Спят котята и коты,
Спят китята и киты.
А теперь толстушка-хрюшка
Ляжет на бочок
И зароется в подушку
Хрюшкин пятачок.
Все устали, все зевают,
Все глазёнки закрывают –
Баю-баю-бающки
Нашей засыпаюшке…
Россия 0 (0)
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
Вкусная азбука 0 (0)
Если на нас упадёт ананас,
Сок ананасный польётся на нас.
Но ананас упадёт не на нас –
Он не растёт в огороде у нас.
Болонка лопает бульон,
Как важная принцесса.
Болонкин папа фон болон,
А мама болонесса.
Варя сварила
Вареники с вишней.
– Нет ли у Вареньки
Вишенки лишней?
Гражданин купил горчицы
И задумал отличиться –
Слопал сразу полкило,
Тут его и припекло.
Он визжит, и завывает,
И пожарных вызывает.
– Выручайте,– говорит,-
У меня живот горит.
Дуня дыню проглотила
И другую смолотила.
И сидит на лавке,
Требует добавки.
Шёл Егорка по пригорку,
Бормотал скороговорку.
Бормотал скороговорку,
А во рту была еда.
Вместо слов скороговорки,
Вместо слов скороговорки,
Вместо слов скороговорки
Бормоталась ерунда.
Есть такая рыба – ёрш,
Вся в колючках, будто ёж.
А уха из ёршиков
Лучше всяких коржиков.
Была печёнка жареной,
Была девчонка жадиной –
Жевала и жевала –
Делиться не желала.
– Не простое дело, братцы,
Заливное заливать.
Если очень постараться –
Блюдо будет застывать.
Чтобы стало заливное,
Словно поле ледяное,
Чтобы встали на коньки
Заливные судаки.
Имениннице Иринке
Подарили бутерброд,
А она гостям икринки
С бутерброда раздаёт.
– Раз икринка, два икринка,-
Всех попотчует Иринка.
Ну, а что останется –
Ей самой достанется.
Поварёнок резал лук
И поранил руку вдруг.
Если есть в аптечке йод –
Всё до свадьбы заживёт.
Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится.
А рядом спят котята –
Им снятся котлетята.
– Кто такой лавровый лист?
– Он большой специалист
По наваристым борщам
И тушёным овощам.
У лаврового листа
Есть заветная мечта –
Дать любому едоку
По лавровому венку.
МЁДОМ ВЕДАЕТ МЕДВЕДЬ
У медведя– пчеловода
Мёда полная колода.
Кто отведает – поймёт:
Слаще мёда только мёд.
Может бабушкин внучок,
Поварёнок-новичок,
И картошину почистить,
И поджарить кабачок.
Приготовить может он
Даже торт «Наполеон».
И такой «Наполеон»
Не купить за миллион.
Подружился квас с окрошкой –
С мясом, луком и картошкой,
Со сметаной, и с яйцом,
И с зелёным огурцом.
– Хороша окрошка? –
Спросит поварёшка.
И ответит ложка:
– Дай ещё немножко.
ПОВАР ПЕТЯ ПОВАРЁШКИН
Повар Петя Поварёшкин,
Доктор кухонных наук,
Самый лучший друг картошкин
И морковкин лучший друг,
Знает тысячи секретов
Щей, борщей и винегретов,
Варит даже холодец.
Ай да Петя, молодец!
Налью воды в большую миску
И искупаю в ней редиску –
Сестру с братишкой угощу
И сам редиской похрущу.
Если ты не хочешь супа —
Поступаешь очень глупо
И не станешь нипочём
Настоящим силачом.
Я краснощёкий и высокий,
Я знаю толк в томатном соке.
А кто не пьёт томатный сок –
Не краснощёк и не высок.
Я кастрюльку с речными рыбёшками
Украшаю укропными крошками.
Вот ещё полпучка покрошу –
И гостей на уху приглашу.
Ух, как здорово пахнет уха!
Без укропа уха – чепуха.
ФРУКТЫ ЛЮБЯТ ЧИСТОТУ
Эти фрукты в фарфоровой вазе
Едут к Феде. Марусе и Васе.
А к тебе не поехали фрукты –
Потому что не моешь рук ты.
ХЛЕБ ДЛЯ КОРОТЫШКИ
Ешь побольше хлеба –
Вырастешь до неба.
У цыплёнка-цыплачка
Золочёные бочка –
Угощенье хоть куда.
Просто царская еда!
Царь был знатным едоком –
Съел цыплёнка целиком.
Мы едим кисель черничный,
Аппетит у нас отличный,
А усы черничные
Очень симпатичные.
Школьник Шура Шумаков
Слопал десять шашлыков,
К десяти прибавил шесть –
И теперь ни встать, ни сесть.
У царя король обедал
И зелёных щей отведал.
С той поры для короля
Варят щи из щавеля.
КАК МЯГЧАЕТ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Чтобы букву Твёрдый знак
Сделать мягкой, делай так:
Ты вари её, вари
Два часа, а лучше три.
Раз не помягчала –
Начинай сначала.
Даша горько плачет.
– Ы-ы-ы-ы.
Дали каши, значит.
– Ы-ы-ы-ы.
КАК ТВЕРДЕЕТ МЯГКИЙ ЗНАК
Чтобы букву Мягкий знак
Сделать твёрдой, делай так:
В холодильник букву брось
И морозь, морозь, морозь.
Раз не затвердела –
Вновь берись за дело.
На балу случилась драма.
Благородный кавалер
Из-под носа знатной дамы
Утащил один эклер.
И ещё один эклер,
И ещё один эклер,
И ещё один эклер –
Вот тебе и кавалер.
В чугунке варилась юшка,
Юшку кушала старушка,
И к приходу старичка
Не нашлось ни черпачка.
Смажу маслом сковородку,
Раскалю её слегка,
В сковородкину серёдку
Бултыхнутся три желтка.
Я готовить обожаю,
Я лениться не привык –
Так яичницу поджарю,
Что проглотите язык.
Котлетный сон петр синявский
Мы читали сыну стихи с рождения. Сначала, конечно, потешки и прибаутки разные, скороговорки. Песенки пели. Постепенно подключали тяжелую артиллерию: Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Ирина Токмакова. Года в три-четыре Дима с удовольствием слушал, с ходу улавливал ритм, угадывал рифмы, что-то свое рифмовал, легко запоминал стихи (даже довольно тяжеловесного Сашу Черного) и рвался их рассказывать знакомым и условно знакомым людям. Но в один ничем не примечательный день все внезапно изменилось. Стихи впали в немилость и были задвинуты на дальнюю полку. То ли пресытился, то ли пришло время для других историй.
Мы принялись за прозу (лидировали Виталий Бианки, Святослав Сахарнов, чуть позже к ним присоединился «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина) и детские энциклопедии. Новые стихи Дима отказывался читать наотрез. Иногда, правда, сам вспоминал что-то любимое. И мы перечитывали «Котлетный сон» Петра Синявского из книги «Цирк сеньора Макаролли»:
Коту прекрасно спится,
Коту котлета снится…
Изредка открывали книгу «Вежливый слон» ‒ на тех местах, где у нас лежали закладки. Первая отмечала стихотворение Ренаты Мухи «Немытая свинка»:
По длинной тропинке
Немытая Свинка
Бежит
Совершенно одна.
Бежит и бежит она,
И вдруг
Неожиданно
У нее зачесалась спина…
Вторая закладка вела к стиху Вадима Левина «Вышли Васьки погулять»:
Шли по крыше три кота.
Три кота
Василия.
Поднимались
три хвоста
прямо в небо синее.
Так и жили практически без стихов.
А потом у нас появилась «Физика Тузика» Алексея Зайцева. Когда-то мы читали несколько стихов Алексея Зайцева в журналах. И Дима так воодушевился, что требовал его книгу. А книги не было. Но имя, видимо, не забылось. Потому что как только сын увидел обложку «Физики Тузика», тут же вцепился в книгу и весь день читал ее. Вслух. Это было удивительно: первый раз книгу читали не мы Диме, а он нам. С хохотом и прыжками, с театральными паузами, чтобы заинтриговать. И это тоже было впервые: Дима не просто рассказывал стих, он играл его, как полноценный спектакль. Заводит, например, нас на кухню, берет с тарелки бутерброд и декламирует, бутербродом этим, как волшебной палочкой, размахивая:
Я похож на чародея!
Волшебством таким владею,
что на кухне
вся еда
исчезает без следа.
Тут Дима быстро-быстро съедает бутерброд и выдыхает:
Например, гляжу: ватрушка ‒
и она уже воРТУшка.
Вот какой я молодец!
Дима подмигивает папе и делает вид, что протягивает ему что-то на ладони:
Молодец и мой отец:
он умеет апельсин
превращать во вПАПЕльсин!
Секунду-другую смотрит выжидательно на папу, потом не выдерживает, заливается смехом и спрашивает: «Ведь умеешь же, да?!»
В стихах Алексея Зайцева обнаружилось столько радости и открытий, что мы все поддались их волшебству. Да, некоторые темы оказались на тот момент для почти шестилетнего человека сложны, но это не мешало. Дима был в восторге от превращений слов, от своевольного, но при этом точного ритма, от непредсказуемости рифм и неожиданности образов, которые рождаются внутри стиха. Он словно впервые увидел слова и стремился распробовать каждое из них.
Так к нам вернулись стихи. С тех пор мы перечитали много авторов, но «Физика Тузика» по-прежнему вне конкуренции. Более того, слова и строки из нее проникли в наш семейный лексикон.
Подбегает сын обниматься и мурлычет: «Я антилопа-льну. »
И мы дружно вспоминаем:
Всю жизнь я с антилопой гну
мечтаю подружиться.
Приехал в южную страну,
смотрю на антилопу гну –
и не могу решиться.
– Боишься, что ли? Ну и ну!
– А вдруг там антилопа пну?
А вдруг там антилопа мну?
А, может, антилопа ткну-
бодну-стряхну-и-бултыхну?
Ах, лучше б антилопа льну.
А, ладно!
Так и быть.
Рискну.
Цапнет кошка – Дима показывает царапину и жмурится словно бы от ужаса: «Будем мазать “ой-ей-йеодом”?» Тут же распахивает глаза и быстро проговаривает:
Мама мажет рану йодом.
Я смотрю на слово «йод» –
почему нет буквы «Е» там?
Даже двух недостает!
Ведь не «йод»,
а ой-ей-йеод!
Летом, отмахиваясь от комаров, пытается усовестить их и под ситуацию переделывает стих «Забыли»: «Дима вычеркнут из комариного списка!»
Я сама нет-нет да обнаружу, что приступаю к пугающему делу с мантрой:
Я сумею, я смогу,
я сумею, я смогу,
я сумею, я смогу
превратиться в курагу.
И слышу, как муж, подурачившись с сыном, оправдывается:
Когда сказал я таксе «бе»,
себя повел я так себе.
А еще с «Физикой Тузика» в нас поселилось предчувствие чуда. Недавно, глядя на звездное небо, Дима шепнул:
– Как думаешь, уже появилась Медведица Средняя? Давай найдем ее!
Мы всматривались в созвездия и вполголоса чародействовали:
На небе сияет Большая Медведица.
И Малая тоже
старательно светится.
А пусть еще будет Медведица Средняя!
На этот раз
выберем
ковш
помедведнее.
И, кажется, мы ее нашли.
Алексей Зайцев
«Физика Тузика»
Художник Анна Журко
Издательство «Самокат», 2020