Цель: уточнить произношение звука«О», научить четкому интонированию звука«О», учить выделять «О» из состава слова в ударной позиции, обучать звуковому анализу и синтезу ряда гласных звуков, познакомить детей с графическим изображением звука, учить соотносить звук и букву, упражнять в употреблении предлога «О», упражнять в употреблении несклоняемого существительного пальто, формировать графические навыки, обучать чтению ряда гласных букв, развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки (дом, кот, конь, лимон, каток, окна, окно, пальто, вагон, окунь, бинокль, альбом, индивидуальные зеркала, демонстрационная карточка с буквой«О», карандаши, таблицы для чтения, таблицы гласных звуков, наборы для фонемного анализа и синтеза, картинки с изображением осени, автобуса, ослика, овощей, пальто, кота, сюжетные картинки по теме, манка, подносы.
Ход занятия
Сегодня у нас на занятии гости, мы с вами покажем, как мы умеем заниматься.
Звуки: А, У, АУ, УА, ИУ, ИА.
б) Артикуляционная гимнастика. Сейчас мы с вами разбудим наш язычок.Давайте сделаем артикуляционную гимнастику:
а) Знакомство с темой по средствам стихотворения.
«Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.
— Правильно, это осень (картинку на доску).
— Какой первый звук в слове осень.
б) Правильная артикуляция.
Давайте вместе его произнесем. Что у нас происходит с губами, когда мы произносим звук«О»(Губы округлены и немного выдвинуты вперед).
в) Характеристика звука.
Воздушная струя выходит свободно изо рта, мы можем этот звук петь, тянуть. Какой это звук, если мы можем его тянуть, петь? Правильно, гласный и обозначается он красным цветом, красным кружочком.
г) Игра «Поймай звук».
Мы с вами уже говорили про звук«О». Учились его слышать в слогах и словах. Сегодня я усложню задание. Мы с вами будем его «ловить» с закрытыми глазами. Я раздам вам светофорчики красного цвета, которые обозначают гласный звук, вы возьмете их в правую руку, закроете глаза, и будете внимательно слушать те звуки, которые я произнесу, но поднимать свой светофор вы будете только тогда, когда услышите звук«О».
Звуки: О, У, А, У. О, И, Э, О, Ы, И, О, А, О.
д) Игра «Веселый счет».
Я произношу звуки, а вы внимательно слушаете и говорите, сколько звуков я произнесла, какой первый звук, какой второй и третий.
Звуки: АУИ, ОУА, АУУ, ИОА.
е) Игра «Внимательные ушки»
Я произношу слоги, а вы хлопаете в ладошки только тогда, когда услышите слог со звуком«О»:
Слоги: ОХ, АМ, УК, ОТ, ПО, НА, ТЫ, КО, ПЫ, НО.
е) Игра «Поймай слово»
Я произношу слова, вы топаете ногами только тогда, когда услышите слово со звуком«О»:
ж) Звук«О» очень любит осень. Рассмотрите картину осени. Назовите предметы, в которых есть звук«О». Выделяйте голосом звук«О»в словах: облако, дождь, дом, окно, забор, дорога, дупло, пальто, боты, кот, осень).
з) Игра «Домики для звуков»
Вы отлично назвали все слова со звуком«О». А теперь мы должны определить, где слышится звук«О»в словах: пальто, зонт, овощи, осень, облако (в начале, середине или конце слова). Для этого мы берем схемы и красные кружочки, потому что звук«О» гласный.
Мы – листики осенние.
На ветках мы сидели. Встали на ковер, присели на корточки.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели. Полетели по кабинету.
И на землю тихо сели Присели на ковер.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встали и полетели.
И на землю снова сели. Покружились, присели на корточки.
и) Выделение звука«О» из состава слова.
Сегодня к нам в гости пришел ослик. Смотрите, какой он грустный. У него беда.
— Ослик пошел в огород за овощами.
Ослик очень огорчен.
Со звуком«О» он не знаком.
Кто же ослику поможет –
Овощи в ведро положит?
Помнить надо вам одно –
Овощи со звуком«О».
к) Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто».
— Ослик – упрямое животное. Упрется и с места не сойдет. Есть и слова «упрямые». Вот слово пальто. Не хочет изменяться.Всегда звучит одинаково: на конце с гласным «О».
Посмотрите на картинку. На ней изображена мама и мальчик. Мама купила Толику верхнюю одежду.
— Что купила мама Толе? (пальто).
Посмотрите, мальчик обрадовался.
— Чему рад Толя? (Толя рад пальто).
— О чем он рассказывает бабушке? (о пальто).
Что делает Толя? (Пришивает пуговицу к пальто).
Во всех случаях слово «пальто» не изменилось.
л) Звук«О» обозначается буквой«О».
Буква О гласная, обозначается красным цветом. На что похожа буква О.
Эта буква так кругла –
Покатиться бы могла.
Сколько элементов у буквы О?
м) Рисование буквы О на манке.
н) Работа с таблицей гласных букв.
Перед вами лежат таблички с гласными буквами. Возьмите красный кружочек. Я буду называть гласную букву, а вы будете закрывать ее красным кружочком. (Закройте букву А в левом верхнем углу, закройте букву О в правом нижнем углу, закройте букву И в левом нижнем углу).
о) Игра «Буква«О» спряталась.
Перед вами лежат карточки, на них много разных букв. Сядьте ровно, возьмите в правую руку красный карандаш и найдите все буквы О, которые спрятались на карточке. Обведите их.
Перед вами лежат таблички с буквами. Нам надо все это прочитать. Правый пальчик поставили к первому столбику, читаем.
р) Игра «Тимошкин сон»
Кто пришел к нам на занятие? Это кот Тимошка. Он увидел сон. Послушайте стихотворение «Тимошкин сон».
Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.
— Кто приснился Тимошке?
— о ком Тимошкины сны?
3. Итог занятия
Про какой звук и букву мы сегодня говорили? Какой это звук? Каким цветом обозначается?
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И]» Тема: Звук «И» Цель: 1. Чёткое произнесение звука. 2. Анализ звукового ряда из трех гласных. 3. Упражнение в употреблении Именительного.
Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.
Составь загадки о лисе и о солнце, используя слова, называющие признаки. Послушай слова. Назови лишнее слово. Высокий, широкий, (дом), большой. Прыгать, (добрый), бежать, спать.
ЗВУКИ
Ты произносил звуки.
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [У].
Кто где живет?
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Добавь У к словам, называющим действия. Как изменилось значение слов?
Накорми животных. Кому что?
Рассмотри картинки. Подбери слова к схемам.
Это гном. У него в руках колпачок. У него корзинка. Его зовут «У».
Прочитай предложения по схемам.
Маленькое слово «У» — предлог, стоит отдельно от других слов. Отгадай ребусы.
Мышка поет: — А-а-а!
Произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса.
Как собака лает? Гусь гогочет? Лягушка квакает? Выдели голосом звук [а].
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [а].
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кого лечил Доктор Айболит? Выдели голосом последний звук.
Назови слова со звуком [а].
— Что везешь, Автомашина? — Всё, что есть на букву А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва.
Какие овощи заяц положит в корзину?
Назови картинки. Обозначь место звука [а] в схемах слов.
«Характер» буквы А.
Что деляют дети на картинках? Составь предложение по каждой картинке, соединяя действия детей маленьким словом «а». Прочитай предложения
БУКВЫ А, а
Вылечи «больные» буквы.
Какие звуки произносят дети?
Произнеси звуки по схеме:
Дети по лугу гуляли И картинки собирали. 1—2—3 — и ты собери! Мальчику — со звуком [а]. Девочке — со звуком [у]. Помоги ребятам. Назови сначала картинки со звуком [а], а затем картинки со звуком [у].
Что везут машины? Определи по схеме.
Произнеси.
Ау!
Уа!
Прочитай.
Девочка плачет: — О-о-о!
Произнеси звук [о], изображая радость, удивление, страх, грусть, как эти гномики.
Рассмотри картинку. Найди слова со звуком [о].
Ослик очень огорчен: Со звуком «О» он не знаком. Кто же ослику поможет — Овощи в ведро положит? Помнить надо вам одно — Овощи со звуком «О».
Рассмотри картинку. Назови овощи со звуком [о].
Послушай, запомни, повтори по три звука.
Обозначь в схемах слов место звука [о].
Подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос.
О-о-о.
Прочитай.
О!
В автобусе едут дети. Как их зовут?
БУКВЫ О, о
Прочитай ряды букв громко, тихо, шепотом.
А о у о у о
У о а у о у
А у о о а о
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кот Тимошка видел сон. Но о чем? Не помнит он! Может, о мышатах? Может, о котятах? Может, о ребятах? Или лягушатах? Сон Тимошка свой забыл И немножко загрустил.
Кто приснился Тимошке? О ком был Тимошкин сон?
О ком заботятся дети? Составь предложение по схеме.
Маленькое слово О — предлог, стоит отдельно от других слов.
Лошадь ржет: — И-и-и!
Произнеси звук [и] с усилением и ослаблением голоса.
Рассмотри картинку «День рождения у Иры». Назови слова со звуком [и].
Назови имена друзей Винни-Пуха за звуком [и].
Назови картинки. Обозначь место звука [и] в схемах слов.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Назови животных. Чьи это уши? Проведи от них «дорожки» к животным.
Назови картинки. Составь из них пары.
Объясни значения слова «кисть». Составь предложения с этим словом.
На каком этаже дома «живёт» каждый из этих предметов?
Лошадь ржет: — И-и-и! Осёл кричит: — Иа! Иа!
Прочитай шепотом, тихо, громко. а о у и о у и а у о а и и о у а
БУКВЫ И, и
Кто это? Составь предложения по схемам.
По каждой паре картинок составь предложение с маленьким словом «И».
Эдик сказал с сожалением: — Э-э-э.
Произнеси звук [э] с усилением и ослаблением голоса.
Помоги Эдику найти слова со звуком [э].
В каком домике живут слова «эму», «поэт»?
Какие два слова соединились?
электроприборы
электростанция
электромонтер
Медведь ревёт: — Ы-ы-ы!
Произнеси звук [Ы] с усилением и ослаблением голоса.
Рассмотри картинку «Мышиная семья». Назови слова со звуком [Ы].
Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов.
Один — много.
Какой звук ты слышишь в конце слов, называющих много предметов?
Подбери к каждому слову картинку. Соедини их линиями.
спелые длинный душистое дырявая
Помоги Винни-Пуху добраться до бочки с мёдом.
Прочитай (спой) песенки гласных звуков вместе с Винни-Пухом.
Винни-Пух пошел в гости к друзьям. Отгадай, кто на каком этаже живет.
Винни-Пух попал под буквенный дождь. В какую схему слова упадет каждая капля?
Какие буквы Винни-Пух увидел в траве?
Показал садовод нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла. чеслук и репуста.
Что хотел вырастить садовод? Определи количество слогов в названиях овощей.
Проведи «дорожки» от картинок к схемам слов.
Это Вова, Наташа, Ира. Рассмотри схемы слов — имён детей. Сколько гласных звуков в каждом слове и сколько слогов?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Федора идёт по лесу и зовёт свою посуду. Позови посуду и ты. Какой гласный звук в каждом слове звучит сильнее и дольше?
В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится с силой и длительно.
Он назван так недаром.
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.
Посмотри, как обозначается ударение в схемах слов.
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. К. Чуковский
Поставь знак ударения на плиты, по которым гном стукнет сильнее.
Сравни произношение слов.
Ударение помогает различить слова.
Подбери слова к схемам.
Гномик идёт по слоговой дорожке, выложенной плитами. Постукивая каблучками, он приговаривает:
Корова мычит: — М-м-м!
Рассмотри картинку «Корова на лугу». Назови слова со звуком [м].
Определи место звука [м] в каждом слове.
Подружи звук [м] с гласными звуками.
Корова мычит: — М-м-м! А телёнок: — Мь-мь-мь!
Назови продукты питания.Из чего они приготовлены? Гному Муку нужны
продукты со звуком [м], а Мйку — со звуком [м’].
Помоги гномам подобрать продукты к этим схемам.
Подружи звуки [м], [м’] с гласными звуками.
Прочитай схемы со звуками [м], [м’].
Взявшись за руки, Мы встали. И на М похожи Стали. В. Степанов
Подружи букву М с гласными буквами. Подбери к составленным слогам картинки.
Прочитай слоги.
Ам!
му
Прочитай слова и составь предложения по картинкам.
Отгадай ребус.
Реши кроссворд.
Вьюга воет: — В-в-в! — Вь-вь-вь!
Соедини звуки [в], [в’] с гласными. Прочитай слоги.
Рассмотри картинку «Ну погоди!». Назови слова со звуками [в], [в’]. Определи место звуков [в], [в’] в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинку, подбери рифму к словам «корона», «слон», «полк», «боровик», «дрова».
Прочитай слоги. Кого встретил Винни-Пух, гуляя по дорожке?
Составь предложения с этими словами.
Зачеркни по две одинаковые буквы. Прочитай слово из оставшихся букв.
На каком этаже живёт волк? Сова? Пьют квас?
Отгадай ребусы.
Как зовут мальчика?
Этот гном любит прятаться в бочку, в корзинку, в коробку. Его зовут В. Где сидит гном? Почему его так зовут?
Заяц в городе. Куда пойдет заяц?
Маленькое слово В — предлог, стоит отдельно от других слов.
Составь предложения по схемам. Прочитай рассказ. Придумай название рассказу.
со звуками [н], [н’] в начале, в середине, в конце слова.
Произнеси отчётливо. Найди слова со звуками.[н], [н’].
Нам не нужны такие шутки. Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно, это — носорог. Г. Сапгир
Образуй слоги с буквой Н. Назови слова с этими слогами.
Прочитай
Отгадай ребус.
Поставь неваляшек по росту. Прочитай имя девочки.
Гном любит сидеть на пеньке, на скамейке, на диване. Его зовут На.
Маленькое слово На — предлог, стоит отдельно от других слов.
Летит пчёлка на лужок, Чтоб насобирать медок. Села на ромашку, А потом на кашку, А затем на василёк. Вот уже готов медок!
Сакие цветы росли на лугу? Куда села пчёлка?
Что где растёт? Соедини линиями подходящие картинки верхней и нижней строчек. Составь предложения с маленьким словом (предлогом) «на».
Прочитай предложения, вставляя слова, называющие действия.
Тесто пыхтит: — П-п-п! — Пь-пь-пь!
Рассмотри картинку «На кухне». Назови слова со звуками [п], [гГ]. Определи место звуков [п], [п’] в словах.
Догадайся по схемам слогов, что приготовил Петя.
Произнеси отчётливо: Петя пробует компот, с повидлом пироги печёт.
С какого звука — [П] или [П] — начинаются названия профессий?
Поэт
Почтальон
Певец
Продавец
Программно»
Портной
Пианист
Пожарный
«Упрямое» слово «пианино». Куда спряталась кошка? Где стоит ваза? К чему подходит щенок?
Где спряталась буква П?
Мальчик пускает мыльные пузыри. Какие слоги у него получились?
Прочитай.
Отгадай ребус.
Какое слово спрятал попугай?
Вот колеса застучали: — Т-т-т! В путь-дорогу нас позвали: — Ть-ть-ть!
Проведи линии: погрузи в синий самолет одежду и обувь со звуком [т], а в зеленый — со звуком [т’].
Рассмотри картинку «На улице». Назови слова со звуками [т], [т’] вначале, в середине, в конце слова.
В доме Тома находятся предметы со звуком [т], а в доме Тима — со звуком [т’]. Назови эти предметы.
Запомни пословицы. Назови слова со звуками [т] и [т’]. Труд кормит, а лень портит. Кто хочет много знать, тому меньше надо спать. Подбери схемы к словам «Том» и «Тим».
Мама и пять ее детенышей. Назови картины, выделяя голосом звуки [т], [т’].
Цуканова СП., БетцЛ.Л. Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ.Альбом 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностя- ми русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возмож- ных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены за- дачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронталь- ных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использо- ваны при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреж- дений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
Рецензенты:Т. П. Артемьева,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа- тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ. О. Р. Ворошнина,кандидат психологических наук, заведующая кафед- рой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел./ факс:(495) 264-27-73. Е-таМ:дпот_1одореа’@пе«таП.ги
Отпечатано по заказу ООО Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91.