кошачье мясо какое оно на вкус
Едят ли в Швейцарии кошек?
Правда ли, что в Швейцарии едят кошек? Одна мысль о приготовлении рагу из кота заставит вздрогнуть любого кошатника. В Конфедерации не существует официального запрета на употребление в пищу собственных домашних животных. Отсутствием законодательных ограничений успели воспользоваться международные СМИ, которые негласно присвоили нашей стране статус нации «котоедов». Однако так ли это? Узнаем вместе, едят ли в Швейцарии кошек… (Портал «Швейцария Деловая»)
Кошатина по-швейцарски?
Кошачье мясо уже не первый год пытаются внести в меню швейцарцев. В 2018 году немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (вроде бы солидное издание) охарактеризовала «кошатину с чабрецом» как одно из главных рождественских блюд у швейцарских фермеров на протяжении долгих лет.
«В швейцарских кантонах Берн, Люцерн и Юра кошатина долгое время была традиционным рождественским блюдом среди фермеров. По сей день в Швейцарии все еще разрешено есть домашних животных», – пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Считается, что употребление кошатины получило широкое распространение в Швейцарии во время Второй мировой войны. Тогда еды было мало, поэтому кошатина стала отличным дополнением к меню.
Можно с определённой долей вероятности исходить, что статейка в Frankfurter Allgemeine Zeitung появилась из-за заявления г-жи Томек, сделанного в 2014 году. Кстати, о данном заявлении…
Сколько процентов швейцарцев ест кошатину?
Томи Томек, основательница швейцарской ассоциации защиты животных SOS Chats Noiraigue, по данным на 2014 год заявила о 250 тыс. человек – или 3% населения Конфедерации – которые регулярно лакомятся кошачьим мясом. Крайне важно отметить, что данный показатель не является официальными данными. Сама г-жа Томек фактически признала, что приведённая ею цифра в 3% не получена в результате какого-либо репрезентативного опроса.
Федеральное управление по безопасности пищевых продуктов и ветеринарии (FSVO) подчеркнуло, что цифры с помощью сообщений международных СМИ создали впечатление, что граждане Швейцарии регулярно употребляют кошатину на ужин.
«Однако в Швейцарии домашних животных, как правило, не употребляют в пищу, поэтому нельзя говорить о национальной привычке», – пояснила пресс-секретарь FSVO Сабина Хелфер в ответ на распространение данных в 2014 году.
Вице-президент Швейцарской ассоциации фермеров Джон Дюпраз заявил об отсутствии каких-либо случаев употребления кошатины. Отсюда можно сделать логичный вывод: швейцарцы массово не едят кошатину. Если такие случаи и происходили, то остались далеко в прошлом.
Едят ли в Швейцарии кошек: правовая сторона вопроса
С юридической точки зрения, есть мясо в Швейцарии не запрещено. Однако животное должны быть убито с соблюдением всех правовых стандартов защиты животных. Об этом свидетельствует постановление Министерства внутренних дел Швейцарии о пищевых продуктах животного происхождения от 23 ноября 2005 г. С другой стороны, продавать кошатину в Конфедерации нельзя.
«Не запрещено есть собственное животное. Другая ситуация обстоит с торговлей. Мяснику запрещается продавать такое мясо», – подтвердил Хайнц Линхард, президент Швейцарской ассоциации защиты животных.
Федеральное ветеринарное управление Швейцарии считает, что употребление кошатины является вопросом этики и культуры. В данном случае каждый должен сделать свой выбор сам.
Какое кошачье мясо на вкус?
Согласно швейцарской Blick, по состоянию на 2018 год только единицы жителей Конфедерации по-прежнему употребляют кошатину – только в узких кругах. В подтверждение этому издание приводит истории нескольких «котоедов» на условиях анонимности.
«Очень нежное мясо»
Стефани П. вместе с мужем управляет фермой в кантоне Юра. По ее словам, кошачье мясо «очень нежное» на вкус. Оно имеет «вкус кролика, но менее волокнистое». Для них с супругом кошатина не является чем-то неприемлемым.
Кошатина как баранина
Мартин Д. из города Арау впервые попробовал кошатину на обеде у фермера из гемайнде Кёлликен. Ему подали тушеное мясо с томатным соусом. Блюдо ему понравилось, поэтому он спросил, что это за мясо.
Поначалу он был ошеломлен. Однако теперь употребление кошатины не кажется чем-то необычным. В свою защиту он приводит в качестве примера баранину, которую продолжают употреблять, несмотря на «милых ягнят».
Частное мнение
Наша страна довольно частно становится предметов обсуждения в иностранных СМИ. Однако непростительно часто последние извращают всё и вся. Так и с вопросом о том, едят ли в Швейцарии котов. По собранным Порталом «Швейцария Деловая» сведениям, потребление в пищу котов, собак и т.п. является единичными случаями, которые с такой же регулярностью могут быть обнаружены в какой-либо другой европейской стране.
Едят ли кошек, можно ли есть кошек?
За ответом на этот деликатный вопрос мы обратимся к Quora.com — популярному сервису вопросов и ответов.
Вопрос звучал так: Почему нельзя есть кошачье мясо, но можно есть других животных?
Ответы
Энди Питерс, системный администратор:
Есть кошачье мясо нормально. При условии что:
Если вы удовлетворяете всем четырем условиям, то вполне приемлемо есть мясо любых животных, таких как кошки, собаки, лошади, обезьяны.
Этак они и до меня доберутся. Надо бежать.
Керри Бергер, бывший профессиональный шеф-повар и частный шеф-повар
Я думаю, что в употреблении кошек в пищу нет ничего предосудительного.
Поедание домашних животных — это скорее культурное табу. Многие люди очень привязаны к своим питомцам и приписывают им черты, которые могут быть не присущи этим животным (антропоморфизм).
В большинстве стран мира также есть законы, запрещающие поедать кошек или собак.
Но в ситуациях, когда человек может умереть от голода или нет другого доступного источника мясного белка, люди будут есть все, что угодно.
Я не буду делать суждений о том, правильно это или неправильно.
Пусть этим занимаются борцы за защиту прав животных, которые никогда не попадали в ситуацию полнейшего голода, как многие народы стран Азии или Африки.
Лакейша Браун, домохозяйка
На кошке не так много мяса. Разделать кошку за такое небольшое количество кошатины — довольно сложная штука.
Кроме того, люди любят своих питомцев, и, хотя вы можете поймать и съесть несколько штук из вашего района, но если вы будете продолжать в том же духе, то вас тоже поймают рано или поздно.
А когда вас поймают, я могу сказать, что хозяева съеденных кошек серьезно отнесутся к этому вопросу. Вас самого, конечно, не съедят, но побить могут.
Как едят кошек в России?
С этим вопросом всё сложно, статистики по поеданию кошек никто не ведёт.
Но вот история из личной практики. Я живу в частном доме, у меня было два кота — Фюррер, Мюллер и кошка Пуля.
И вот весной, когда они захотели погулять, они стали пропадать один за другим. Последней приползла домой Пуля с перебитыми капканом ногами. Делали ей операцию, но спасти её не удалось, заражение пошло дальше.
И вот вопрос — зачем кому-то ставить капканы на кошек?
Возможно и для употребления в пищу. Я не нашёл того садиста, который это делает, но думаю, Вселенная даст ему адекватный ответ на его действия.
Кошка Пуля и кот Фюрер. Очень я их любил 😥.
Используют ли кошачье мясо при приготовлении шаурмы?
Одно время в России и в Москве в частности существовало стойкое убеждение, что шаурму в киосках готовят из бродячих кошек. Это было такой полушуткой, но в каждой шутке есть только доля шутки.
Возможно, кошек и бродячих собак употребляли для приготовления шаурмы на самом деле в начале и середине 90-ых, когда с продуктами была напряжёнка.
Но, как уже сказано в ответах выше, разделка кошки довольно сложная вещь. Кроме того мяса получается совсем немного.
Чисто теоретически, как сын шеф-повара, я могу сказать, что в обычной кошке больше костей, внутренностей и шкуры, чем мяса, которое можно употреблять в пищу.
Кошку мне не приходилось разделывать, а вот кролика — да, поэтому сопоставить примерно эти две тушки могу.
Кстати, о кроликах и кошках.
Продают ли на рынках под видом кроликов кошек и котов?
В те же 90-е и 2000-е на этот вопрос я мог бы вам ответить утвердительно. В то время многие любители полакомиться крольчатиной, сами того не ведя, поедали кошатину.
Ну, и чтобы как-то урегулировать этот вопрос, на лапках тушек кролика стали оставлять часть меха с когтями, чтобы было видно, что это не кошка.
Так можно ли есть кошатину или нет?
Если ответить на вопрос по сути, то мясо кошки ничем не отличается от мяса других животных. И оно безвредно, если кошка выращена в хороших условиях и питалась натуральным кормом.
Но вот моральные нормы, заложенные в нас с детства, накладывают табу на употребление кошачьего мяса.
Впрочем, и в странах Азии, где употребление кошатины ранее не считалось чем-то зазорным, современный мир вносит свои коррективы.
Власти Тайланда, Китая и других азиатских стран вводят штрафы и даже уголовные наказания не только за употребление в пищу животных, считающихся домашними, но и за жестокое обращение с ними.
А вот в средневековой Испании вполне так себе нормальненько рецепты блюд из кошек публиковались в кулинарной книге.
Вот так начинается рецепт в Llibre де Кок, в старинной испанской кулинарной книге 15 века.
Вы берете толстого кота и перерезаете ему горло. После того, как он умрет, обезглавливаете его и выбрасываете голову, потому что голову не нужно есть.Говорят, что те, кто ест мозги кошки, теряют рассудок. Остальные кошачьи части можно приготовить, так же как и любое другое мясо.
А как обстоят дела с поеданием кошек в Южной Корее?
Информация взята из статьи «Правда о кошках и собаках (и о том, как их едят в Южной Корее)», но поскольку нас интересуют только кошки, то поедание собак мы упустим, процитируем только абзацы про поедание кошек.
Мясо кошки в основном едят женщины среднего возраста из рабочего класса, опять же из-за его предполагаемой пользы для здоровья.
Поскольку кошки — подвижные существа, их мясо и кости, как считается, излечивают ревматизм, и работающим женщинам необходимо сохранять хорошее здоровье до шестидесяти или семидесяти лет, чтобы обеспечить себя финансово.
Кошек варят (иногда заживо) в скороварках, и обычно десять кошек производят одну маленькую бутылочку соджу для кошек (goyangi soju), алкогольный эликсир, который, как считается, сдерживает артрит в течение нескольких недель.
Я также наблюдал, как некоторые владельцы магазинов добавляют мясо кошки в мясные блюда для собак, потому что кошки дешевле, чем собаки.
Эта замена помогает снизить производственные затраты на рынке, где кошка стоит примерно 10 фунтов стерлингов, а собака — примерно 100 фунтов стерлингов.
Южнокорейские женщины едят кошек, чтобы поддерживать здоровье до 60-70 лет. Поскольку у нас в России пенсионный возраст повысили, возможно, дойдёт и до супа из кошек, чтобы женщине дотянуть до пенсии.
Если у вас есть что сказать по теме статьи — пишите, пожалуйста, свои мнения в комментариях.
Почему мы не едим кошек
На прошлой неделе ведущий итальянской кулинарной передачи Беппе Бигацци рассказал телезрителям, как правильно приготовить кошку. Беппе уволили, а мы решили выяснить: правда ли кошек можно есть? И поговорили с историком еды Дмитрием Середой о традициях употребления кошек в пищу
Поделиться:
Дмитрий Середа, историк и гастроном, автор книг «Трюфели. Франция и Италия. Секреты грибной кухни в разрезе истории» и «Восточная и европейская кухни — точки соприкосновения». Книга «Пищевые запреты в истории культуры» готовится к публикации.
Почему люди вообще начали заводить кошек?
Кошек никто не заводил — они пришли сами. Когда человек начал заниматься земледелием, примерно десять тысяч лет назад, появилась необходимость складывать зерно. В зерновых кучах заводились мыши — и кошки приходили туда их есть. Египтяне, которые первыми одомашнили кошку, довольно быстро поняли ее полезность. Получился симбиоз: люди не трогают кошек, а те избавляют их от мышей. Это первая причина, по которой в Европе и на Ближнем Востоке их никто не пытался приготовить на ужин. Вторая — в культурной пищевой традиции, которая складывалась под влиянием религии. В Библии нет ни одного упоминания о кошке, хотя собаку, например, вспоминают очень часто. В книге Левит, которая предписывала, что есть можно, а что — нет, сказано о чем угодно, даже о ящерицах. Кошки никогда не рассматривались в контексте еды.
Почему ящериц можно есть, а кошек нет?
Люди издревле не ели хищников. Кошка — хищник, который к тому же ест то, что вредно человеку.
Медведей ели.
Медведей ели с XVIII века — с того момента, как их начали подавать к ресторанному столу как экзотическое блюдо. Изначально использовали медвежью шкуру и жир, но мяса не ели — оно горькое. Чтобы его съесть, его нужно три недели вымачивать.
Почему хищников не едят?
Повсеместно, от ацтеков до евреев, считалось, что животные, которые едят чужую плоть, нечистые. У всех были свои нюансы, но суть оставалась общей: раз едят плоть — значит, не пригодны к пище. Про собак в книге Левит тоже, кстати, ничего не сказано, но по другой причине: собака — служитель человека, а кошка — симбионт.
Давайте теперь разберемся, почему же кошек все-таки едят. И где это происходит?
В Китае, во Вьетнаме и во всей Юго-Восточной Азии, исключая Индонезию, Сингапур и Филиппины. Все дело в истории. Где живут мыши?
В норках.
В норках, которые они роют в земле. Поэтому в ямах и подвалах, где на Ближнем Востоке и в Европе хранили зерно, заводились мыши. В Китае никогда не рыли зерновых ям. Рис ссыпали на огромные глиняные площадки, где его поедали не мыши, а птицы — главным образом, воробьи. В 1969 году товарищ Мао Цзэдун даже организовал тотальную кампанию по борьбе с вредителями: китайцы истребили всех воробьев. Хлопали в ладоши, не давали им сесть, отстреливали — в итоге, конечно, разразилась экологическая катастрофа. Отсюда видно, что главная причина, по которой они едят кошек, в том, что от них никогда не было никакой пользы. Урожай ели не мыши, а птицы. Именно поэтому в Китае первыми, в 7 веке до н. э., появились боевые соколы. Наши цари в этом плане слегка припозднились. Еще одна причина — вечная проблема перенаселения. Прокормить рисом всех было очень сложно: его надо хитро и долго выращивать. Поэтому люди ели все, что попадалось под руку: и кошек, и обезьян, и саранчу, и змей. А держать животных дома, наоборот, не было принято до XIX века. Это только с европейским влиянием появились собачки, которых держат дома и почему-то не едят.
Собак, получается, едят по той же причине — они никому не были нужны?
Да, азиаты их никак не использовали: ни для езды, ни для охраны, ни даже для боев — никак. Теплый климат, отсутствие крупных хищников и ледникового периода, который пригнал в Европу, например, саблезубых тигров — все это избавило азиатов от необходимости в собаках. И, соответственно, никто их не ценил. Почему бы их не есть?
А вы пробовали кошек? Какие они на вкус?
Как говорят люди пробовавшие, т. е. жившие в Китае, — что-то наподобие курицы. Я бы в жизни не попробовал кошку, или крокодила, или змею — я очень люблю животных. Скорее бы уж человечину. Людей я люблю меньше.
Где и зачем едят кошек?
Кошачье мясо употребляется в пищу сейчас в основном в Китае и Вьетнаме. Однако в трудное время кошек ели и в других странах. Например, во время голода в блокадном Ленинграде. А в 90-х годах в латиноамериканской прессе писалось об употреблении кошачьего мяса в пищу в трущобах Буэнос-Айреса.
В 2008 году сообщалось, что кошатина является основной частью рациона жителей Гуандуна в Китае. Туда свозились кошки с северной части страны, а одна компания поставляла до 10 000 кошек в день из разных районов Китая.
Протесты во многих провинциях Китая привели к тому, что местные власти приняли решительные меры, направленные против торговцев кошками и ресторанов, предлагавших кошатину. Хотя закон, запрещающий употреблять в пищу кошачье мясо, так и не был принят.
Кстати в испаноговорящих странах даже существует выражение: «Подсунуть кота вместо кролика».
Освежёванную тушку кошки зачастую выдают за кролика, так как без кожи, хвоста, головы и лапок их тушки выглядят очень похожими. Различить их в таком случае можно лишь по лапкам (именно поэтому при продаже разделанного кролика оставляют лапки, покрытые шерстью).
Тушки кролика(не кошки):
В прогрессивной Швейцарии, где популярны европейские ценности на рождество популярно блюдо из тушеных сернбернаров и запеченых кошек. И никто не визжит про обращение с животными
а у нас до сих пор существуют люди уверенные что туберкулез собачатиной можно лечить. и ведь это люди с образованием.
Рыжики
Так, что тут у нас?
Прикрой, брат
Правда ли, что макароны в Италию из Китая привёз Марко Поло?
Во многих источниках можно прочитать о том, что своим появлением в Италии паста обязана знаменитому венецианскому путешественнику, который познакомился с ней в Поднебесной империи. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: нет, неправда)
Вот что сообщает нам сайт центра итальянской культуры «Беллингва»: «Многие думают, что спагетти изобрели итальянцы. Однако это не совсем так! Итальянский путешественник Марко Поло в 1295 году привёз сухую и хорошо хранившуюся длинную лапшу из Китая. В своей «Книге чудес» он описывает её как одну из восточных диковин. Итальянцам это блюдо так понравилось, что сразу же началась активная творческая деятельность по придумыванию всё новых видов такой лапши. Нет сомнения, что огромное разнообразие пасты – итальянское изобретение, но мучные изделия подобного типа были известны задолго до Марко Поло у многих народов Азии и Африки».
Аналогичную информацию можно прочитать в таких изданиях, как «Новейшая книга фактов», «Кулинарная энциклопедия», «Собкор КГБ: записки разведчика и журналиста», журнал «Знание — сила», и во многих других источниках.
Паста — один из символов Италии. Сегодня существуют десятки разновидностей этого кулинарного изделия, носящих замысловатые итальянские названия, которые иностранцам очень легко перепутать — ну как отличить каватаппи от кавателли? Однако это вовсе не говорит о том, что паста была в Италии всегда. С другой стороны, упоминание Марко Поло в подобных историях сразу может вызвать недоверие. Ведь венецианец — личность полулегендарная. Существует множество теорий, авторы которых утверждают, что Марко Поло никогда не был в Китае, а свои путевые рассказы придумал по мотивам популярных легенд. Тем не менее современные исследования показывают, что венецианский купец, скорее всего, честно излагал то, что видел сам и о чём ему рассказывали в его длительных поездках. Вопрос в том, насколько правдивы были некоторые услышанные им сведения. В любом случае история с макаронами требует отдельного внимания.
Необходимо отметить, что сам Марко Поло ничего не писал и не издавал. «Книга чудес света» (также известная как «Книга о разнообразии мира») о путешествиях венецианца на Восток в 1276–1295 годах основана на его рассказах, которые услышал и записал литератор Рустикелло (Рустичиано) из Пизы, сосед Марко Поло по генуэзской тюрьме. «Путешествия» состоят из четырёх частей. Первая описывает территории Ближнего Востока и Центральной Азии, вторая — Китай и двор хана Хубилая. В третьей части говорится о приморских странах: Японии, Индии, Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии и восточном побережье Африки. В четвёртой описываются некоторые войны между монголами и их северными соседями. Но даже эти пересказы дошли до нас не в оригинальном виде — известно около 150 редакций эпохальной книги.
И если попробовать найти в китайской части «Книги чудес света» сведения об изделиях, хоть немного напоминающих макароны, то ничего не выйдет. А вот в другой книге, где описывается суматранское государство Фансур (ныне территория Индонезии), сказано:
«Здесь нет ни пшеницы, ни других хлебов; люди едят рис да молоко; есть у них и то древесное [пальмовое] вино, о котором я уже говорил. Вот ещё о какой диковине нужно упомянуть: в этом царстве есть мука из дерев. Добывают её вот как: есть тут особенные, большие и толстые деревья, и полны они муки. Кора у них тонкая, а внутри одна мука; из неё они делают вкусное тесто. Много раз мы его пробовали и ели».
Это цитата из более раннего манускрипта, записанного на старофранцузском — языке межнационального общения в Южной Европе в те годы. В более позднем манускрипте, который в 1556 году издал венецианец Джованни Рамузио, есть также дополнение:
«Если удалить первую кору, тонкую, доходишь до древесины толщиною в три дюйма, а сердцевина вся наполнена мукой, как у carvolo (плод дерева, дающий мучнистое вещество. — Прим. ред.). Деревья так толсты, что их могут обхватить только два человека. Жители кладут ту муку в кадки, наполненные водой, и мешают воду палкой; тогда отруби и прочие нечистоты всплывают на поверхность, а чистая мука опускается на дно. Потом воду выливают, а чистую муку берут и делают из неё печенья и разного рода пирожки. Господин Марко много раз ел их и привёз с собой в Венецию; они по виду и по вкусу походят на ячменный хлеб».
Растение, о котором идёт речь, известно как саговая пальма. Крупа, получаемая из его ствола, довольно популярна в Азии и используется для приготовления самых разных блюд. Вот только «печенья и разного рода пирожки», о которых сообщается в манускрипте Рамузио, не очень похожи на макароны.
Откуда же тогда взялись упоминания пасты? Оказывается, если заглянуть в италоязычные издания мемуаров Марко Поло, то слово pasta встретится нам неоднократно. Дело в том, что изначально в итальянском языке оно обозначало густую кашеобразную массу, а также тесто. Поэтому вышеприведённое упоминание муки, из которой «делают вкусное тесто», – пример корректного перевода. А вот блюдо под названием «паста» Марко Поло в ранних манускриптах, как считают учёные, не упоминает, хотя в ряде английских переводов XIX века это слово передано без изменений — pasta.
Кроме того, если бы даже Марко Поло упоминал пасту как блюдо (некоторые источники также приводят слово lagana — старинное обозначение прототипа то ли лазаньи, то ли макарон тальятелле), то это означало бы, что он уже был знаком с этими кушаньями и их названиями в Италии. Тогда версия с плагиатом пасты у китайцев выглядит тем более абсурдно.
И действительно, имеется немало свидетельств распространённости макарон на Апеннинах задолго до возвращения Марко Поло из Азии. В этрусской гробнице IV века до н. э. были найдены приспособления, поразительно напоминающие те, что используются для изготовления макарон. Макароноподобное изделие описывается в кулинарной книге Аппикуса — римского повара, жившего в I веке н. э. при императоре Тиберии. Знаменитый арабский путешественник XII века аль-Идриси, рассказывая о своём посещении Италии, упоминает блюдо itriya («полоска»), которое и в наши дни используется для обозначения спагетти на сицилийском диалекте.
Дошли до нас и юридические документы. Согласно одной бумаге, датированной 2 августа 1244 года, бергамский врач Руджеро ди Брука обязуется на основании акта, составленного нотариусом Джануино де Бредоно, вылечить пациента от болезни ротовой полости. Пациент, в свою очередь, обязуется не употреблять определённые продукты, среди которых упоминается «гладкая паста». Также до нас дошло составленное 4 февраля 1279 года в Генуе завещание некоего Понцио Бастоне, который, среди прочего, оставил наследникам корзину, полную макарон (очевидно, сушёных). Таким образом, Марко Поло никак не мог познакомить жителей Апеннин с пастой или её аналогами — они уже давно были популярны на его родине. Хоть это и не отменяет того факта, что аналог макарон мог быть известен в Китае ещё до этрусков, как показывают раскопки.
Иллюстрация из трактата XIV века, изображающая два этапа изготовления пасты
Что до причин распространения легенды о Марко Поло, привозящем макароны в Европу, то, согласно одной из теорий, в этом отчасти виноват американский журнал The Macaroni Journal. В октябрьском номере (стр. 32) этого издания в 1929 году была напечатана история о моряке с корабля Марко Поло по фамилии Спагетти, который подсмотрел, как жители побережья Китая готовят диковинное для него блюдо. История была абсолютно выдуманной, но, похоже, оставила свой след в информационном поле.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Кто то не очень любит гостей
Не трогай, это на Новый год, кошачья версия
Спи давай!
Прости бро, не смог сдержаться.
Правда ли, что Великую Китайскую стену видно из космоса невооружённым глазом?
Распространено убеждение, что знаменитый памятник китайской фортификации легко различим даже с очень большой высоты. Мы проверили, так ли это на самом деле.
(Для ЛЛ: нет, невооруженным глазом из космоса ее не видно, как бы расплывчаты эти критерии не были. С Луны — тем более)
Контекст. Великая Китайская стена — одна из главных достопримечательностей Китая, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году комплекс оборонительных сооружений вошёл в число семи новых чудес света. Общая длина стены составляет около 20 000 км, поэтому неудивительно появление утверждений о том, что её якобы видно невооружённым взглядом из космоса. Некоторые даже уточняют, что стену видно не просто из космоса, а с поверхности Луны. Сообщения обоих видов можно встретить, в частности, в публикациях в Facebook и «ВКонтакте». В форме фактических утверждений или неподтверждённых слухов рассказы о видимом из космоса памятнике можно обнаружить даже в учебных пособиях и тематических изданиях о Поднебесной.
Начнём с утверждения о том, что Великую Китайскую стену видно с Луны. Американский астронавт Алан Бин, ступавший на поверхность спутника, вспоминал:
«Всё, что вы видите с Луны, — это красивую сферу, в основном белую (облака), местами синюю (океан) и жёлтую (пустыни), время от времени видите зелёную растительность. С такого расстояния не виден ни один рукотворный объект. На самом деле, когда ты только покидаешь орбиту и находишься в нескольких тысячах миль от Земли, никаких рукотворных объектов уже не видно».
Хотя версия утверждения с формулировкой «видно из космоса» куда менее конкретна, мы можем рассмотреть корректность этого утверждения относительно околоземной орбиты. Доступные на сайтах космических агентств фотографии опровергают как минимум исключительность Великой Китайской стены: на сайте НАСА есть раздел с изображениями памятников ЮНЕСКО, а на сайте «Роскосмоса» — подборка с пейзажами городов Золотого кольца.
Сергиев Посад. Фото Роскосмос, принадлежит Роскосмос
Что касается самой возможности видеть это знаменитое оборонительное сооружение из космоса, то, как заверяют специалисты, всё зависит от погодных условий и освещённости. Так, участник пяти космических полётов Джеффри Хоффман утверждает, что «много времени глядел на Землю из космоса, в том числе во время многочисленных полётов над Китаем, но никогда не видел стены». По его мнению, это связано с восприятием человеческого глаза — стена сливается с окружением, поэтому ни её, ни, например, пирамиды в Гизе мы не можем легко различить без специального оборудования (в отличие от дорог или рек).
То, что уникальность памятника проявлялась ещё и в его исключительной видимости из космоса, долгое время было предметом гордости в Китае. К заявлениям американских астронавтов там по понятным причинам относились с недоверием, хотя первый тайконавт (так в Поднебесной называют космонавтов) Ян Ливэй согласился со своими коллегами.
В 2004 году астронавт Лерой Чиао сделал фотографию местности к северу от Пекина, на которой Великая Китайская стена едва различима. В 2006 году тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Найшэн после возвращения с орбиты заявили, что не видели оборонительное сооружение из космоса и что оно неотличимо от других строений. Впрочем, в том же году профессор института при Китайской академии наук Вэй Чэнцзе усомнился в этих словах: «Нам нужно провести больше тестов и улучшить подготовку тайконавтов. Некоторые из них сказали, что не видели её, но это не значит, что её там нет».
Хотя китайцы не доверяли свидетельствам американских астронавтов, впервые утверждение о видимости Великой Китайской стены из космоса появилось именно в США. В 1938 году Ричард Халлибёртон в своей «Второй книге чудес (Восток)» писал:
«Астрономы говорят, что Великая Китайская стена — единственный рукотворный объект на нашей планете, который виден невооружённым глазом с Луны».
Как утверждает Дэвид Миккельсон из фактчекингового проекта Snopes, Халлибёртона сложно считать авторитетным автором — «он был не прочь сочинять небылицы, чтобы увлечь публику, но сам не был создателем фактоида, хотя, несомненно, способствовал его широкому распространению».
Ещё более раннее упоминание легенды, которое удалось найти, — изданная на рубеже XIX–XX веков книга Генри Нормана «Люди и политика Дальнего Востока», в которой автор пишет: «Помимо своего возраста она (Великая Китайская стена. — Прим. ред.) пользуется репутацией единственного рукотворного объекта на Земле, который виден с Луны». Чем такая «репутация» подкреплялась за несколько десятилетий до первых полётов на Луну, можно только гадать.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день публикуем не больше двух постов.
Десять крысят были выношены в теле отцов и выросли совершенно здоровыми.
Биоинженеры из Военно-морского медицинского университета в Шанхае (Naval Medical University) рассказали о результатах необычного эксперимента, в ходе которого самец крысы смог выносить детёныша:
«Нами была построена животная модель мужской беременности у млекопитающих».
В опытах принимали участие лабораторные крысы Rattus norvegicus f. domestica: подвид одомашненной крысы, который разводят специально в научных целях. Ученые используют крыс в исследованиях и экспериментах значительно реже, чем мышей, однако эти грызуны служат важной моделью для исследований в области психологии и биомедицины. У лабораторных крыс срок беременности составляет 21-23 дня; в общей сложности к исследованию было привлечено 46 пар крыс. Все самцы были кастрированными.
Каждый самец и самка были превращены в единый организм: их сшили вместе, объединив кровоток, а затем самцам пересадили матку. Для имплантации в женскую половину «организма» было использовано 562 эмбриона, в мужскую – 280. В теле самок нормально развились 169 эмбрионов, тогда как для самцов этот показатель составил 27.
Дождавшись положенного природой срока, 21,5 дня, ученые провели самцам кесарево сечение. На этой стадии было обнаружено несколько мертвых плодов, тогда как все доношенные детеныши самок родились живыми и здоровыми. Также были выжившие зародыши, которые после появления на свет прожили от двух часов до суток.
Однако десять крысят, выношенных в мужском теле, оказались самыми обычными: у них не найдены никакие заболевания или аномалии; они дожили до взрослой жизни и сами смогли размножаться.
Ученые подчеркивают, что ключевую роль в этой модели играет кровь беременной самки: она жизненно необходима для развития плода. И хотя общая эффективность остается низкой, на уровне 3,68% – метод показывает направления, в которых можно работать.
Мировое сообщество, и в первую очередь защитники животных, осудили эти эксперименты, сравнив их с опытами доктора Франкенштейна. Они напоминают, что у крыс есть нервная система, они чувствуют боль, страх и могут испытывать страдания.
Попал в дурную компанию
Котёнок, воспитанный кроликом
Держите меня семеро
Ответ на пост «Виды кидалова а азиатских странах»
По поводу Вьетнама, отправил статью своему товарищу, который там живет и работает, вот что он прокомментировал.
10к и 100к ни кто здесь не путает, зелёный и оранжево-желтые цвета. Ну и сама по себе 10ка меньше по размеру
К девушкам с низкой социальной ответственностью тебя не повезут, если повезут, то ему покупать не надо. Но есть большой шанс, что «девушка» опоит тебя и убежит с твоим бумажником и мобильным телефоном. Были случаи, что «девушки» просто отправляют тебя в душ, а когда выходишь из душа (через пару минут), то ни бумажника, ни шалавы не будет уже в номере.
А чтобы от тебя отстали продовайки, то нужно сказать «кхом» и рукой повертеть типа лампочку вкручиваешь.
Товарищ мой, поэтому тэг «моё».
А не отведать ли нам утки
Виды кидалова а азиатских странах
Отправляясь в путешествие, особенно в другую страну, каждый из нас обязательно сталкивается с желающими на нас подзаработать. Кто-то из них это будет делать легальными способами, кто-то не очень. Здесь расскажу, с чем может повстречаться турист, путешествующий по азиатским странам.
Несмотря на реально высокий уровень безопасности, значительно превосходящий таковой в нашей стране, всё равно находятся пройдохи, желающие заработать лишних юаней на иностранцах, и рано или поздно с кем-нибудь из них придётся столкнуться.
1. Таксисты, поджидающие приезжих у вокзалов/аэропортов – пожалуй, особая категория граждан, которая не зависит ни от страны, ни от национальности – они одинаковые абсолютно по всему миру, в том числе и у нас, так что нет смысла рассказывать про них отдельно. Но если говорить про Азию, то не забывайте, что вы внешне очень сильно отличаетесь от местных жителей, так что бомбилы заметят вас издалека и обступят со всех сторон, как только вы выйдите из здания… Однако в Поднебесной отлично развита инфраструктура, тем более по сравнению с более южными странами, и если вы не хотите тратиться на такси, то до пункта назначения вполне можно доехать и на общественном транспорте. К тому же в аэропортах и на вокзалах всегда висят таблички, как пройти на метро, автобус, или монорельс, и это часто можно сделать даже не покидая самого здания. Но это если вы приехали днём. В тёмное время суток во многих крупных городах есть ночные автобусы, курсирующие между аэропортом и центром города с интервалом 30 минут – стоимость их не превышает 50 юаней. Если автобусов нет, и вы всё-таки решитесь поехать на такси – садитесь лучше в официальные машины с соответствующей раскраской, а не к частным бомбилам. Или вызывайте через приложение.
2. Медовая ловушка. Случается в самых посещаемых городах у самых посещаемых достопримечательностей. К вам подходит молодая красивая китаянка (иногда сразу две), завязывает разговор, потом предлагает продолжить знакомство где-нибудь в другом месте, например, пойти вместе в чайную, в ресторан, или выпить пива/вина за знакомство. Заведение, естественно, выбирает она, ибо вы турист и ничего в округе не знаете. Ничего практически толком не выпив и не съев, вам выставляют счёт на несколько сотен юаней. Девушка начинает ласково вас убеждать, что это абсолютно нормальная цена, а чтобы всё было «честно и справедливо», платить вы с ней будете пополам. Но даже в этом случае с парой сотен юаней из своего кошелька вам придётся расстаться. Да и с самой девушкой дальнейшего продолжения знакомства не будет – она просто исчезнет из вашего поля зрения.
Кстати, на эту ловушку попадаются не только парни, но и девушки-иностранки.
Что здесь нетипичного и должно сразу насторожить:
а. Китайцы практически НЕ путешествуют в одиночку, даже внутри своей страны. Исключение – жители Гонконга и Макао, но они давно привыкшие к лаоваям, и ведут себя совсем по другому.
б. Китайцы обычно не стремятся «продолжать знакомство» в тот же самый день. Большинство просто сфотографируются с иностранцем, и идут дальше по своим делам. Остальные же добавятся в Вечат, или обменяются с вами иными контактами.
в. По китайскому этикету платит всегда тот, КТО приглашает, а не кого приглашают, и уговаривать гостя оплатить хотя бы половину – дурной тон. Хотя да, если «приглашающий» это девушка, правила несколько меняются…
г. Китайцы любят есть сытно, до отвала, а не пару стаканчиков и маленькую тарелочку. Даже девушки.
д. Сытно и вкусно поесть в центре крупных городов будет стоить 30-40 юаней за порцию, но никак не несколько сотен. А на окраинах и того дешевле.
Как не попасться: лучший способ – просто не идти в то место, куда поведёт вас ваша новая знакомая. Скажите, что знаете, где можно вкусно поесть поблизости, и предложите пойти туда. Если она слиняет, или будет уговаривать пойти именно в её место – значит она в доле с тем заведением.
Особняком от всех этих приставал стоят так называемые «приятели». Они не сходу «в лоб» пытаются что-то тебе продать, а действуют психологически более тонко. Знакомство такой экземпляр начинает ненавязчиво, может долго говорить на какие-нибудь отвлечённые темы. Скажет, что хочет завести себе друзей за границей. Покажет местные достопримечательности, расскажет про них, покатает на мотоцикле. Изначально не будет вообще никаких подозрений в его финансовой заинтересованности. Но потом вы естественно проголодаетесь, и захотите поесть. Ваш новый знакомый, конечно же, знает отличное место и тот час туда вас отвезёт. Цены там хоть и не баснословные, но заплатить должны будете именно ВЫ. Ведь он же тебя забесплатно катал на мотоцикле, экскурсии проводил, а ты такая скотина неблагодарная – не хочешь заплатить за своего нового друга. Потом ему понадобится заправить мотоцикл… естественно, не за свой счёт. Потом ещё что-нибудь купить… и ещё что-нибудь… А под конец дня он предложит вам приятно провести вечер с представительницами древнейшей профессии. Угадайте с 3-х раз, кто должен будет оплатить этих представительниц и себе и ему?
Тут, конечно, надо отметить, что времяпрепровождение с такими вот «приятелями» серьёзно бьёт по кошельку только россиян. Знакомый канадец – наоборот, нарвавшись на такого, говорил, что офигенно провёл время, а потратил сущие копейки. И раздражения, что всегда должен был за него платить, не испытывал. Но как ни крути, это всё развод, и если не хотите непредвиденных трат, лучше с такими не связывайтесь.
Ещё во Вьетнаме вас могут обсчитать, особенно в тёмное время суток. Дело в том, что купюры в 10000 (десять тысяч) и в 100000 (сто тысяч) донгов визуально похожи и имеют одинаковый жёлтый цвет. Естественно, получая сдачу, никто не вглядывается, какое там количество нулей написано, а подвох может быть обнаружен только на следующий день. Иногда не сильно внимательным туристам могут вместо купюры в 500000 (пятьсот тысяч) донгов подсунуть купюру в 20000 (двадцать тысяч), так как они обе имеют голубой цвет, и в общей куче можно также разницы не заметить.
И ещё там много карманников, так что лучше не носить с собой большие суммы или хорошо их прятать.
Вообще, во Вьетнаме никогда и нигде не называют окончательную цену. Если изначальная цена вас устроит, и вы согласитесь, то будьте готовы потом доплачивать за всякие там дополнительные опции, а итоговая сумма нередко бывает раз в 10 больше озвученной. Самый безобидный пример – чистильщик обуви, который изначально называет цену только на один ботинок (причём некоторые из них будут прямо хватать вас за ноги, чтобы почистить). Куда хуже, если вы согласитесь на какую-нибудь экскурсию, и будете при этом хрен пойми где от города…
Отдельно стоит сказать, что все азиаты вообще очень не любят озвучивать цену на что-то заранее. Они скажут вам её только тогда, когда услуга уже оказана. Поэтому всегда уточняйте, будет ли что-то платным, и насколько именно оно платное.
Тайцы, в отличие от вьетнамцев, довольно ленивы. Они в большинстве своём не такие надоедливые, да и куда спокойнее относятся к отказам – если вы у них что-то не купите, то купит вон тот жирный америкос с пачкой долларов. А относительно развитая инфраструктура позволяет избегать нечистых на руку дельцов насколько это возможно. Но и здесь нередко скрываются свои подводные камни.
Например, некоторые гостиницы могут мухлевать при выселении туристов. Когда вы только въехали – как обычно, платите за номер и оставляете некоторый залог сверху. Когда пришёл час выселяться – они отправляют в номер проверяющего, и… о чудо! Он обнаруживает, что из номера каким-то непостижимым образом пропало полотенце, ваза, пепельница, пульт, или ещё какая-нибудь утварь. При этом, когда вы выходили из комнаты, это всё было ещё на месте. Даже если вы вытряхните перед ними свой чемодан, в котором ничего из вышеперечисленного не окажется, вы всё равно будете обязаны оплатить – так что пару сотен бат из вашего залога они оставят себе. А времени на дальнейшие разбирательства, или на обращение в полицию, у вас просто нет, так как торопитесь на самолёт.
Я не помню, как называлась гостиница в Бангкоке, в которой я столкнулся с подобным, но помню, что она находится неподалёку от парка Лумпини и одноимённой станции метро. Знакомая попалась на подобный «сервис» в городе Хуахин.
Пожалуй, каких-то особых способов зарабатывания на туристах, которые бы не встречались в других странах, здесь не вспомнить. Но именно здесь существуют отели-призраки. Находишь, значит, через какой-нибудь там Букинг или Воздушный Бонобо отель или хостел – и фотографии есть, и отзывы, и локация указана. Бронируешь через сайт, приезжаешь на место назначения – а там ничего нет! Сверяешь на всякий случай ещё раз и адрес, и геолокацию. И с таксистом сверяешь, и с местными – всё правильно указано, а там ничего нет. А местные говорят, что никогда и не было.
К слову, если вы заберётесь в отдалённые нетуристические районы Индонезии, то будет ощущение, что снова попали в Китай – местные жители будут постоянно на вас глазеть, а иногда и подходить просить вместе сфоткаться. Но не надо от них шарахаться – в нетуристических местах они довольно дружелюбны и гостеприимны, это не вьетнамские «приятели».
Рассказывать что-то отдельное про остальные страны смысла нет – там не будет каких-то принципиально отличающихся способов отъёма денег у населения. Вы будете сталкиваться только с чем-нибудь из вышеперечисленного, в той или иной форме. Так что будьте начеку. Всем приятных поездок!