коррупция это явление какое
Коррупция это явление какое
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Что такое Коррупция?
Что такое Коррупция?
Коррупция – это обширный термин, который служит для определения процесса злоупотребления государственной властью в целях получения личной выгоды. Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.
Простыми словами, Коррупция – это процесс, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относиться практически все госслужащие способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации. Так это могут быть:
В более широком понимании, термин коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег.
Причины коррупции.
Причин для существования и процветания коррупции существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее, основные причины практически всегда находятся на поверхности.
Личная жадность. Жадность ведет к неограниченному желанию денег или власти, не обращая внимания на моральные принципы. По сути, это врожденный человеческий импульс – владеть наибольшим количеством благ.
Низкий уровень личной этической ответственности вследствие отсутствия должного образования и воспитания.
Заработная плата. Низкая заработная плата, которая довольно часто выплачивается большинству сотрудников в государственном секторе, толкает некоторых людей на коррупционные действия.
Низкие возможности самореализации. Из-за отсутствия возможностей для работы по желанию, многие люди сознательно идут работать в государственные структуры, чтобы зарабатывать на коррупционных схемах. Довольно часто эти люди дают взятки, для получения подобных «теплых» должностей.
Отсутствие строгих и быстрых наказаний. Это значит, что даже если кто-то признан виновным или даже пойман с поличным, судебная система затягивает процесс. В случаи, когда судебный процесс длится очень долго, напряжение в обществе спадает, и, как правило, дело спускается на тормозах. Еще одной проблемой являются слишком мягкие наказания. К примеру, коррупционера могут не посадить в тюрьму, а перевести на менее престижную должность. Что само собой способствует процветанию коррупции, так как отсутствует реальное наказание за преступление.
Отсутствие плохой репутации. Это значит, что, человек, который был замечен в коррупции, должен приобретать «дурную славу», и уважающие себя люди должны избегать его и не вести с ним дел. Само собой, что такого человека не стоит подпускать к работе управленца.
Отсутствие единства в обществе. Данный фактор является очень важным, так как именно он влияет на ситуацию с коррупцией в целом. Общество должно быть единым в стремлении победить коррупцию. И не должно быть ситуаций, когда человек на публике, открыто, критикует коррупцию, а сам тайно относит взятки за ускорение каких-либо дел. Если общественность сплотится против коррупции таким образом, что никто не будет предлагать взятки, то у коррумпированных чиновников не будет другого выбора, кроме как работать честно.
Отсутствие прозрачности и доступа к информации. Плодородной почвой для коррупционных действий, является сокрытие информации о проведении сделок, тендеров и о собственности чиновников. Развиваются скрытые монополии.
Отсутствие независимого органа по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями.
Отсутствие компетентных и независимых судов.
Отсутствие отчетности в среде работы государственных чиновников. Это значит, что общество не знает, чем конкретно занят тот или иной работник государственной структуры. Общество не имеет доступа к информации о том, как он выполняет свою работу и насколько он с ней справляется. Из-за этого, нет возможности оценить тот факт, заслужено ли этот чиновник получает зарплату, премии, льготы и надбавки.
Виды и формы коррупции.
Так как, понятие коррупции весьма обширно и затрагивает множество областей жизнедеятельности человека, то ее принято делить на несколько видов или форм, которые в свою очередь зависят от степени влияния и объемов. Основные формы коррупции это:
Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.
Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.
Мелкая коррупция.
Маломасштабная, бюрократическая или мелкая коррупция — это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Как правило, данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.
Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Политическая коррупция — это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Политическая коррупция часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня. Она отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения. Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.
Цели, принципы и проявления коррупции.
Как уже можно понять из самого определения термина, коррупция преследует всего одну единственную цель: личное обогащение, концентрация и удержание власти. К принципам коррупции можно отнести выражение «порочный круг». Это значит, что коррумпированные чиновники создают структуру из подобных себе же. Таким образом, на знании о том, что каждый из таких чиновников замешан во взяточничестве, и держится вся эта порочная структура.
Исходя из нашей реальности, о проявлениях коррупции и о ее примерах, писать вероятно не стоит, так как каждый встречался с ней лично и может наблюдать каждый день. Это распыли денег на ремонте дорог, взятки за отметки в учебных заведениях, благодарности за «квалифицированный» прием у врача. О большой коррупции, говорить вообще нет смысла, достаточно включить критическое мышление и посмотреть несколько вечеров новости по ТВ.
Проблема и последствия коррупции.
Отсутствие надлежащего правосудия. Коррупция в судебной системе приводит к вынесению несправедливых решений. В такой системе, прав окажется тот, кото больше денег занесет судье. Из-за коррупции в полицейской системе процесс расследования продолжается десятилетиями. Это позволяет преступникам свободно перемещаться и даже совершать больше преступлений.
Плохое здоровье и гигиена : в странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей.
Загрязнение окружающей среды. В основном это происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.
Несчастные случаи. Плохие дороги, ветхие коммуникации, пренебрежение мерами безопасности – все это результат коррупционных действий чиновников. Сюда в качестве примера, можно привести и получение водительских прав за взятку. Что в свою очередь повышает аварийность на дорогах.
Итог.
В итоге хотелось бы отметить, что коррупция, это действительно важнейшая проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества. Ведь именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий зависит обстановка в государстве в целом. В идеальном варианте, каждый человек, обязан пресекать любые проявления взяточничества, всеми доступными и что самое важное, законными методами.
Суть коррупции в современном обществе
Чаще всего под этим определением имеют в виду злоупотребление властью или занимаемой должностью для личной выгоды. План противодействия коррупции – это комплекс мероприятий, направленных на борьбу с преступным использованием своих возможностей.
Если рассматривать понятие в более широком смысле, то его суть заключается в злоупотреблении доверием. Коррупцию можно изучать как со стороны государственного законодательства, так и мнения общества. В первом случае затрагиваются официальные правительственные документы, содержащие в себе информацию об использовании власти в корыстных целях и причиненном вреде. Второй вариант предусматривает более широкий взгляд на данное нарушение со стороны гражданского социума.
Коррупция может проявляться в частном, в общественном, а также в третьем секторе. Если представитель точки розничной торговли, отвечающий за приобретение товара, берет какую-либо неучтенную сумму от поставщика и закупает именно его позиции, невзирая на качество и стоимость, это считается проявлением коррупции частного сектора. В результате таких действий страдает магазин, так как организация чаще всего отказывается от более выгодной для себя продукции. Ущербом может стать как утраченная репутация среди клиентов из-за низкокачественных позиций, так и прибыль, которую компания не получила. В данной ситуации прослеживается явное злоупотребление занимаемой менеджером по закупкам должностью с целью персонального обогащения.
Еще одним примером из этой же разновидности коррупции является вознаграждение фирме, осуществляющей надзор за деятельностью другого юридического лица. В итоге представители проверяющей стороны либо закрывают глаза на некоторые нарушения либо вовсе не контролируют действия компании. При даче взятки ответственность несут обе стороны.
Ниже короткое, видео, которое поможет узнать всю суть коррупции.
Из-за чего возникает и развивается коррупция
Существует несколько групп факторов, влияющих на уровень правонарушений подобного характера:
Причины коррупционного поведения
Чтобы люди начали нарушать закон и злоупотреблять своими возможностями, должен присутствовать хотя бы один из следующих «рычагов»:
Если государству удастся устранить эти причины или хотя бы существенно снизить уровень самопроизвола и безнаказанности в среде руководящих звеньев, то число правонарушений сразу же уменьшится. Это и есть план противодействия коррупции.
Однако искать причины только в отрицательных качествах людей нельзя. Использование служебного положения в личных целях – это системное явление. Поэтому обычные перетасовки чиновников просто не дадут нужного эффекта. Прежде всего, необходимо убирать саму возможность возникновения коррупционного поведения.
Влияние должностных преступлений на социально-экономическую сферу
Коррупция – явление с ярко выраженной негативной окраской. Учеными доказано, что оно способствует увеличению числа граждан, находящихся за чертой бедности. Кроме того, усиливается неравенство между разными слоями общества. Коррумпированные чиновники наращивают капитал и инвестируют именно в те разделы экономики, которые позволяют пользоваться своей должностью и получать незаконный доход. Итогом становится шаткое положение государства, потеря международного влияния и снижение доверия населения к правительству. Экономика прекращает свой рост, так как финансы уходят далеко не на пользу экономики.
Несмотря на столь печальные выводы, есть специалисты, сумевшие отыскать и определенные плюсы в присутствии коррупции. В качестве примера они приводят ускорение бюрократических процедур. Однако такой аргумент не является веским на фоне столь масштабного отрицательного воздействия.
Свое экспертное мнение высказали и ученые из The Economist. Журнал опубликовал схему, на которой наглядно отображена взаимосвязь коррупции и бедности граждан государства. За основу были взяты показатели 2011 года: индекс развития человека и степень прогресса должностных нарушений. Как видно из рисунка, чем слабее коррупция, тем выше показатели сфер образования, здоровья и общего качества жизни.
Разновидности злоупотребления властью
Должностные нарушения имеют многоступенчатую структуру. В зависимости от человека, пользующегося своим положением, коррупция бывает:
Если рассматривать инициаторов коррупционных действий, то варианта два:
По типу субъекта, дающего «подарок», взятка бывает:
Уровень централизации отношений дробит коррупцию на следующие типы:
Уровень отношений, на котором возникают «взаимовыгодные» обязательства, говорит о таких видах коррупции как:
Степень регулярности возникновения взяточных связей подразделяет коррупцию следующим образом:
Форма выгоды также влияет на разновидность взятки. Подкуп может осуществляться деньгами (как правило, наличными, чтобы невозможно было отследить движение средств) или же выглядеть как обмен определенными услугами (непотизм или патронаж).
Последствия развития коррупции
Чтобы подытожить результат широкого проникновения взяточничества в слои общества, я рассмотрю три сферы государственной жизни в отдельности. Это позволит сформировать четкое понимание, к чему приводит злоупотребление должностными возможностями. Если, конечно, правительство не будет своевременно пресекать подобные проявления и не откажется разрабатывать план противодействия коррупции.
Сферы | ||
Политическая | Экономическая | Социальная |
закон перестанет быть верховным регулятором | резкое повышение коммерческих и финансовых рисков | увеличение числа людей живущих за чертой бедности, усиление контраста неравенства |
демократия прекратит свое существование в качестве государственного строя | расходование ресурсов и распределение фондов будет неэффективным | власть оказывается неспособной решать гражданские проблемы, так как бюджет истощен бесчисленными «откатами» |
политика вместо развития государства будет поддерживать олигархическую структуру власти | частная выгода окажется важнее общего результата производства | рост преступности на фоне полной безнаказанности реальных мошенников |
доверие к руководству страны существенно снизится | ведение бизнеса станет провальным с самого начала из-за сильно выросших инвестиционных и временных издержек | усиление влияния со стороны мафиозных структур |
начнется этап разделения общества и отчуждения слоев друг от друга | неконтролируемая инфляция и повышение цен | общественность теряет веру в правовые возможности руководства страны |
судебные и политические институты окажутся неэффективны | активное развитие теневых компонентов экономики, снижение налоговых поступлений в бюджет | ослабевают нравственность и мораль |
престиж государства в мировом масштабе ощутимо упадет | внутригосударственные инвестиции сильно уменьшатся, что приведет к ухудшению финансового климата | возникновение напряжения в социуме, нарастающее количество митингов и массовых выступлений |
полностью исчезнет здоровое соперничество на политической арене | искоренение конкуренции в пользу монополизации | |
крах текущего строя страны | остановка развития экономики государства | |
упадок в стране |
В некоторых случаях коррупцию можно считать аналогом смазки, ускоряющей экономические процессы, как полагают исследователи.
Вот пара примеров столь необычного развития событий.
Иностранная компания планирует развернуть масштабный и довольно перспективный энергетический проект на территории государства с развитой коррупцией. Как правило, в таких странах практически полностью отсутствует верховенство закона и начальная инфраструктура. На результаты финансовой деятельности корпорации могут начать покушаться как группировки государственного масштаба, так и представители местного управления. И сотрудничество с наиболее сильной стороной обеспечит фирме необходимую поддержку и защиту от всевозможных претензий. Такие отношения точно нельзя назвать правовыми. Однако без них компании пришлось бы намного сложнее. Именно это и произошло с брендом Exxon (компания занимается добычей и транспортировкой энергонасителей), когда в поле его деятельности попала Ангола. Руководству пришлось наладить связи со множеством группировок, чтобы в итоге фирма получила доступ к базовым инфраструктурам. При этом само государство таким уровнем влияния не обладало. В результате образования новых коррупционных отношений каждый получил некоторые плюсы: бренд Exxon смог стабильно функционировать на территории Анголы, а страна, в свою очередь, получила плюсы для экономики.
В качестве второго примера я возьму Латинскую Америку. В большинстве государств компании работают исключительно в подпольном режиме из-за ломовой стоимости официальной лицензии. И без взяток в данном случае не обойтись. Однако компаниями намного дешевле обойдется вручить «подарок» нужному должностному лицу, чем преодолевать кучу проволочек. Тем более что сумма устанавливается в зависимости от рентабельности бизнеса, а сам взнос считается полностью добровольным. Теорию о пользе таких отношений поддерживает и Сьюзан Роуз-Аккерман, издавшая популярную книгу «Коррупция и государство».
Однако исключение в основном только подтверждает правило. Использование служебного положения для собственного обогащения во вред всему остальному неизбежно влечет за собой негативные последствия. Особенно, когда речь идет о суммах в несколько миллиардов, да еще и в иностранной валюте. Д. Хьюстон утверждает, что в более развитых странах, чем в приведенных мною примерах, негативное воздействие нарушений закона оказывается сильнее почти в 100 раз.
План противодействия коррупции
Многие ученые умы написали труды, которые кажутся универсальной панацеей. Но у каждой страны свои меры предотвращения использования должности в корыстных целях. План действий зависит от уровня экономики, политического строя, глобальных исторических событий, географических особенностей, а также культуры и национальной идеи. Стоит более подробно рассмотреть несколько весьма успешных проектов, создатели которых отлично уловили саму суть коррупции.
Начнем с плана, разработанного в Сингапуре. После получения статуса независимого государства в 1965 году страна тут же достигла небывалого уровня развития коррупции. Правительство отреагировало довольно слаженно и четко:
Отдельно я отмечу, что помимо стандартного уголовного наказания виновные в коррупционных сделках полностью компенсировали полученную взятку. Если же человек не имел возможности расплатиться, то его ожидал более суровый приговор. В случае смерти обвиняемого конфисковалось все его имущество для покрытия убытка.
За счет этих действий Сингапур практически распрощался с должностными преступлениями. Согласно публикации Transparency International государство заняло 4 позицию в Corruption Perception Index 2008. Очевидно, что основной движущей силой, позволившей стране так уверенно справиться с коррупцией, стала политическая воля.
В качестве второго примера я приведу Швецию. В этой стране власти сделали все, чтобы побудить свое население выступить против коррупции. Суть данного плана заключалась в следующем:
Эффективность стратегии была доказана уже спустя несколько лет. Сейчас Швеция получила первый ранг в Corruption Perception Index. И снова на главным пунктом становится улучшение благосостояние граждан. Искоренение бедности и социальное равенство являются ключевым моментом для адекватного восприятия норм морали и честности.
Действия этих стран, нашли применение и в планах по борьбе с коррупцией других государств.
Если не вдаваться в подробности, то наиболее эффективной до сих пор считается технология «кнут и пряник». Жесткий контроль должен непременно соседствовать с достойным уровнем жизни.
Глобальное движение по борьбе с коррупцией Transparency International, оценивает и ранжирует страны на основе того, насколько коррумпирован государственный сектор страны. Ниже в таблице, вы сможете отыскать вашу страну и увидеть её место в рейтинге. Чем выше страна в рейтинге, тем она менее коррумпирована по мнению Transparency International.
Подведение итогов
Должностные преступления и взяточничество полностью устранить крайне сложно. Однако некоторые меры могут сильно снизить уровень злоупотребления властью. Если государство не пытается активно бороться с коррупцией, можно считать, что оно поддерживает преступников. Ведь последствия для страны бывают разрушительными. И это коснется не только простых жителей. Пострадают все, включая и прослойку богатейших граждан.
Очень важно грамотно изучить причины возникновения коррупции. Ведь есть успешный опыт других государств. Вернуть своей стране величие и стабильность вполне реально. Нужен один общий рывок, в котором будет участвовать и политическая верхушка и общество. В противном случае участь такого государства предрешена.
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.