Корпус звучащей речи рассказы о сновидениях
Корпус звучащей речи рассказы о сновидениях
Корпус состоит из 129 рассказов детей и подростков от 7 до 17 лет об увиденном ими во сне. Рассказы записывались непосредственно после пробуждения. Общая длительность звучания — около 2 часов; объем корпуса — около 14 тысяч словоупотреблений.
Рассказы разбиты на две группы: 60 рассказов взяты от детей и подростков из контрольной группы (номера 001z–060z в корпусе), 69 рассказов — от участников эксперимента с теми или иными невротическими расстройствами (061n–129n). Аудиозаписи корпуса были подвергнуты наиболее тщательному лингвистическому аннотированию, выполненному исследователями из Института языкознания РАН, РГГУ и МГУ: для каждого рассказа доступны полная, упрощенная и минимальная версия транскрипции, а также временная привязка элементарных дискурсивных единиц из транскриптов к фрагментам аудиофайлов. Для части корпуса (рассказы с 001z по 035z) также доступны файлы формата ELAN.
Корпус состоит из 17 рассказов взрослых жителей Новосибирска (от 19 до 70 лет) о каких-либо ярких событиях в их жизни. Общая длительность — около 40 минут звучания; объем — приблизительно 5 тысяч словоупотреблений.
Аудиофайлы были получены в НГТУ К. В. Орловой, рассказы записывались на цифровой носитель в непринужденной обстановке; информантов не прерывали. В случае очень длинных рассказов в корпус был включен фрагмент (длительностью до 5 минут). Транскрипты рассказов, выполненные сотрудниками Института языкознания РАН, РГГУ и МГУ, представлены в трех формах: полной, упрощенной и минимальной; реализована также временная разметка элементарных дискурсивных единиц в звуковых файлах.
Корпус состоит из 40 пар рассказов взрослых людей (от 18 до 60 лет) о смешных происшествиях в их жизни. От каждого рассказчика было получено по 2 рассказа об одном и том же событии, устный и письменный. Общая длительность устной части корпуса — около 1 часа 10 минут; объем — около 7 тысяч словоупотреблений. Объем письменной части — около 10 тысяч словоупотреблений.
Работа по сбору устных и письменных рассказов производилась в МГУ под руководством А. А. Кибрика. Всем информантам предлагалась одна и та же тема — веселые истории из жизни. Сбор производился в 2 этапа: сначала каждый информант рассказывал историю в устной форме, не зная, что необходимо будет записать ее, а через неделю от него требовалась письменная версия. Транскрипты устных рассказов (минимальная и упрощенные версии) были выполнены на базе РГГУ, с ноября 2012 года для них также доступна функция проигрывания определяемых пользователем отрывков звуковых файлов.
Корпуса устных текстов, полученных от носителей различных языков в ходе двухступенчатого эксперимента. На первом этапе испытуемым последовательно предъявлялись два набора картинок: «Подарки» и «Катание на лыжах». Для каждого набора давалось несколько секунд на ознакомление с общим сюжетом, после чего информанты составляли рассказы по картинкам, имея их перед глазами. На втором этапе, производившемся через 6–8 часов после первого, испытуемым предлагалось пересказать те же истории по памяти, не смотря на картинки.
Корпус состоит из 20 рассказов и 20 пересказов десяти носителей русского языка. Записи производились в Москве в 2003–2004 гг. Все информанты являются москвичами, возраст информантов на момент записи — от 20 до 30 лет. Общая длительность звучания — около 35 минут; объем корпуса — около 4,5 тысяч словоупотреблений. Транскрипты доступны в трех формах: полной, упрощенной и минимальной; доступно проигрывание определяемых пользователем отрывков.
Корпус состоит из 20 рассказов и 20 пересказов десяти носителей армянского языка. Записи производились в Ереване в 2004–2005 гг. Все информанты являются ереванцами, возраст информантов на момент записи — от 17 до 25 лет. Общая длительность звучания — около 42 минут; объем корпуса — около 4,5 тысяч словоупотреблений. Для корпуса выполнена модифицированная минимальная транскрипция, включающая в себя армянскую графику, латинизированную запись, глоссинг и русский перевод.
Корпус состоит из 20 рассказов и 20 пересказов носителей японского языка. Записи производились в Москве в 2005–2006 гг. Информантами являются японские студенты и аспиранты, проходившие стажировку в Российском гуманитарном государственном университете. Для всех говорящих японский язык является родным. Возраст говорящих — от 21 до 30 лет. Общая длительность звучания — около 45 минут; объем корпуса — около 4,1 тысяч словоформ. Для корпуса выполнена модифицированная минимальная транскрипция, включающая в себя латинизированную транскрипцию, глоссинг, запись в оригинальной японской графике и русский перевод.
Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса
Скачать книгу
О книге «Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса»
Монография посвящена лингвистическому анализу корпуса устных рассказов детей и подростков о своих сновидениях. Рассматриваются такие сущностные свойства устного дискурса, как просодическое и семантико-синтаксическое членение речевого потока, паузация, тональные акценты, темповые различия, иллокутивная и фазовая структура, полипредикативность, речевые сбои и затруднения и др. Исследование этих явлений с когнитивной точки зрения позволяет по-новому подойти к основным вопросам грамматики русского языка. Практическая работа с корпусом «Рассказы о сновидениях» позволила разработать формат дискурсивной транскрипции как способа объективной фиксации устной русской речи. В книге обсуждается прикладная задача – сопоставление дискурсивной структуры двух классов рассказов, принадлежащих детям и подросткам с невротическими расстройствами и здоровым рассказчикам. Результаты исследования могут применяться в диагностике неврозов. Это первый корпус устного русского дискурса, основанный на систематических и эксплицитных принципах транскрибирования. Корпус представляет собой ценный ресурс для различных исследований русского языка в его устной – то есть исходной, наиболее фундаментальной – форме. Монография адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами устной речи, теории языка, корпусными подходами к исследованию грамматики и дискурса, приложениями лингвистики в психологии и медицине.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса» Под редакцией А. А. Кибрика, В. и. Подлесской бесплатно и без регистрации в формате pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Мнение читателей
Книга мне помогла для подготовки к экзамену по дискурсу
Корпус звучащей речи рассказы о сновидениях
Проект «Рассказы о сновидениях и другие корпуса звучащей речи» стал возможным благодаря сотрудничеству исследователей из Института языкознания РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета и Новосибирского государственного технического университета. В основе проекта — разрабатывавшаяся в течение нескольких лет концепция описания и дискурсивного аннотирования данных живой устной речи. Ее практическим воплощением стала система дискурсивной транскрипции — графической записи звукового сигнала, призванной в последовательной и наглядной форме отразить наиболее значимые дискурсивные феномены, сопутствующие порождению спонтанной устной речи и во многом определяющие форму языковых выражений. Подробнее об используемых в проекте транскрипционных обозначениях, а также от трех видах транскрипции, различающихся по степени подробности, можно прочитать в разделе «Виды транскрипции».
Никакая, даже самая тщательная, транскрипция не способна заменить звучащий текст, передать все его богатство. Поэтому мы полагаем необходимым сопровождать графическую нотацию аудиосигналом. Мы также уверены, что для полноценного понимания природы устной речи недостаточно анализировать небольшие отрывки исходных текстов: при таком подходе от исследователя может ускользать крайне важная информация об организации дискурсивной структуры речевого произведения. В связи с этим одним из принципов, которым мы руководствовались при создании настоящего ресурса, был принцип доступности полных версий исходных аудиофайлов.
В настоящее время проект объединяет три корпуса устной русской монологической речи: «Рассказы о сновидениях», «Рассказы сибиряков о жизни», «Весёлые истории из жизни» (имеющий также письменный вариант), а также группу корпусов «Истории о подарках и катании на лыжах». В нее помимо текстов на русском языке входят также образцы армянского и японского устного дискурса. Все они принадлежат к жанру монологического нарратива, и именно для устных текстов такой природы в максимальной степени приспособлена используемая в проекта система транскрипции. С более подробными сведениями о доступных корпусах можно ознакомиться в разделе «Корпуса». Там же содержатся списки всех имеющихся в наличии затранскрибированных рассказов. Их можно послушать, ознакомиться с их транскрипцией, а также проигрывать отдельные фрагменты звуковых файлов, соответствующие отрывкам транскриптов. О том, как это сделать, можно прочитать в разделе «Возможности».
Для части рассказов корпуса «Рассказы о сновидениях» сформирован пилотный набор файлов ELAN. Краткая справочная информация о принципах представления информации и методах работы в среде ELAN, а также список используемых обозначений приведены в разделе «Файлы ELAN», там же можно загрузить файлы себе на компьютер.
Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса – Коллектив авторов
Монография посвящена лингвистическому анализу корпуса устных рассказов детей и подростков о своих сновидениях. Рассматриваются такие сущностные свойства устного дискурса, как просодическое и семантико-синтаксическое членение речевого потока, паузация, тональные акценты, темповые различия, иллокутивная и фазовая структура, полипредикативность, речевые сбои и затруднения и др. Исследование этих явлений с когнитивной точки зрения позволяет по-новому подойти к основным вопросам грамматики русского языка.
Практическая работа с корпусом «Рассказы о сновидениях» позволила разработать формат дискурсивной транскрипции как способа объективной фиксации устной русской речи. В книге обсуждается прикладная задача – сопоставление дискурсивной структуры двух классов рассказов, принадлежащих детям и подросткам с невротическими расстройствами и здоровым рассказчикам. Результаты исследования могут применяться в диагностике неврозов. Это первый корпус устного русского дискурса, основанный на систематических и эксплицитных принципах транскрибирования. Корпус представляет собой ценный ресурс для различных исследований русского языка в его устной – то есть исходной, наиболее фундаментальной – форме.
Монография адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами устной речи, теории языка, корпусными подходами к исследованию грамматики и дискурса, приложениями лингвистики в психологии и медицине.
Научная работа Особенности проявления детских страхов в семьях с дисгармоничным стилем воспитания (на основе анализа сновидений).
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания [1].
Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. В частности, дисгармоничный стиль воспитания в семье зачастую становится причиной развития детских страхов. Для детей с дисгармоничным стилем воспитания, характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время) [2].
Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром).
Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с дисгармоничным типом воспитания в семье. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха [3].
Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов — незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других — гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями — побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и возникают двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия) [7].
Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — страх болезни и смерти [6].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что стиль семейных отношений и воспитания в семье существенно влияет на психологические особенности детей. В частности, дисгармоничный стили воспитания в семье могут стать причиной развития страхов и фобий у детей.
Цель исследования – изучить особенности проявления страхов у детей с дисгармоничным стилем воспитания в семье.
1. Охарактеризовать семью как малую социальную группу.
2. Рассмотреть основные стили воспитания в семье
3. Описать основные страхи детей, воспитывающихся в семьях с дисгармоничными отношениями.
4. На основе анализа сновидений детей проанализировать особенности проявления страхов.
Объект исследования – детские страхи.
Предмет исследования – особенности проявления детских страхов в семьях с дисгармоничным стилем воспитания
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, классификация полученных данных. Практические: анализ сновидений детей на основе корпусных данных.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий для студентов по специальности «Психолог», «Педагог-психолог». Также результаты могут быть полезны при работе с детьми, имеющими различные страхи, фобии, в том числе. Страхи, обусловленные дисгармоничным стилем воспитания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования семьи и стилей воспитания в семье
1.1. Семья как малая социальная группа
Семья – основа воспитания детей родителями. Целью такого воспитания должно явиться воспитание детей, которое направлено на формирование представлений о целях, которых необходимо достичь в жизни, формирование основных ценностей, правил поведения, идеалов.
При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом. Формирование культуры общения и поведения начинается у ребенка с самых ранних периодов развития. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения [4].
В семье ребенок учится, именно здесь находится его первая школа, дающая основные навыки. Первыми людьми, которые учат и воспитывают ребенка, является отец и мать. В семье у ребенка формируются не только основные навыки, но и представления о добре, зле, основы нравственности, коммуникации общения. В семье формируются основные социально – значимые качества, которые закрепляются в ребенке на всю оставшуюся жизнь.
Для ребенка особенно важно развивать эстетические чувства, развивать стремление к красоте. Максимально эффективно это можно сделать путем привлечения родителей к процессу обучения и воспитания в школе. При этом оптимальной формой организации такого воздействия является совместная внеурочная и внеклассная деятельность. Понимая тонкость и красоту окружающего мира, сильнее развивается восприятие, чувственность, происходит становление и развитие ребенка, гармонизация личности. О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности. У детей в это время появляется стремление к красоте, формируются эстетические чувства [6].
В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [7].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания.
В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу. Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия.
Дети, обладающие развитыми эстетическими чувствами, умеют ценить красоту, добро, видят и ценят прекрасное в людях и окружающем мире. Таким людям не свойственна агрессия, ненависть, они не склонны к ксенофобии и экстремистским действиям, ценят справедливость, доброжелательны.
С самого раннего возраста внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра, любви. При этом происходит развитие личности ребенка, формирование различных качеств. Под действием эстетических чувств, происходит формирование определенного отношения к тому или иному явлению окружающей реальности, происходит нравственное и эстетическое воспитание. Именно на основе формирования положительного отношения к окружающим, доброжелательности, можно говорить о формировании у ребенка нравственно-эстетического отношения (7, с.56). Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека проявлять эмоциональное восхищение красотой и утонченностью, осуществлять поиск гармонии [9].
На основе эмоций происходит дальнейшее становление и развитие личности, человек получает мотивацию для дальнейшего развития, познания, совершенствования. Человек начинает созерцать красоту природы, человеческих поступков, окружающего мира. Все это способствует дальнейшему развитию личности, вызывает в человеке эстетические переживания, которые проявляются в виде отзывчивости, восприимчивости, волнения, восхищения. Проявляется заинтересованность, стимулы к дальнейшему развитию.
Эмоции крайне важны для развития ребенка, именно этот факт и необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения детей. На основании эстетических чувств происходит дальнейшее формирование индивидуальности ребенка, его самоопределение, формирование определенных вкусов, предпочтений, интересов [10].
Эстетическое воспитание может рассматриваться как база, на основе которой происходит дальнейшее формирование мироощущения. Также формируются такие понятия, как способность чувствовать мир, созерцать положительные и отрицательные качества. Под мировоззрением понимают ту часть чувственного восприятия мира, на основе которого происходит построение характера и сознания человека. Чувственная сфера приводит к дальнейшему совершенствованию и формированию рациональной сферы. Человек приобретает способность мыслить, проникать в скрытый замысел, видеть художественно-выразительные особенности образов, заложенных в искусстве. В дальнейшем у мужчин формируется логическое отношение к искусству, окружающему миру, а у женщин развивается способность чувствовать, ощущать интуитивно и тонко окружающий мир [9].
1.2. Характеристика основных стилей воспитания в семье
Под родительским отношением подразумевают субъективное отношение к ребенку, оценочное и созидательно-избирательное представление о нем. Именно от этого отношения во многом зависит характер родительского восприятия, способ общения с ребенком. Также от отношения к ребенку зависит и способ, приемы и методы воздействия на него. Позиция ребенка в семье претерпевает изменения, в зависимости от возраста ребенка, развития у него новых качеств и представлений.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.
Опасность любых нарушений взаимоотношений в семье состоит в том, что у ребенка нарушается психическое развитие. Могут развиться девиантные, асоциальные формы поведения. Часто ребенок становится агрессивным, подвергается преступным действиям, вовлекается в азартные игры, алкоголизм, наркоманию.
Высокий уровень опасности представляют психические и физические нарушения у ребенка, находящегося в состоянии повышенной эмоциональности, возбудимости, ситуативной и личностной тревожности. Восприятие окружающей действительности, жизненных ценностей, отношение к себе и окружающим резко искажается. Часто такие дети теряют грань между социальным и девиантным поведением, не способны оказывать сопротивление насилию со стороны окружения. Часто таких детей вовлекают в преступные группировки. Резко возрастает криминальная активность, которая в норме не свойственна детям. Возникающие проблемы являются не только проблемами семьи, но и общества в целом [11].
В связи с этим выделяют три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и либерально-попустительский.
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; считаются с его мнением в решении каких-либо семейных проблем. Контроль, основанный на тёплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов [12].
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Причём могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой. Ещё более тяжёлый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви [13].
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Помимо контроля в семейных отношениям важны ожидания родителей, забота о ребёнке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребёнка или его непринятие.
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни детец. Если потребность в полноценном общении со значимыми людьми не удовлетворяется, у детей появляются тяжёлые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения [14].
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей [15].
Глава 2. Исследование особенностей проявления детских страхов в семьях с дисгармоничным стилем воспитания
2.1. Характеристика основных страхов детей
Дети, воспитывающиеся в семьях с дисгармоничным стилем воспитания, часто страдают нарушениями психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы. Основной причиной нарушений являются различные фобии, страхи.
Дети часто испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком.
Выделяют следующие виды страхов у детей [16]:
— отсутствие матери; наличие чужих людей;
— сказочные животные, персонажи; темнота;
— страх посещения школы;
— страх, смерти, природных катаклизмов, темных сил: суеверий, предсказаний;
— социальные страхи: несоответствие социальным требованиям ближайшего окружения; психического и физического уродства;
— страхи массажных процедур, тактильного прикосновения врачом;
— страх одиночества, высоты, передвижения;
— невротические страхи, которые выражаются в высказываниях детей: «оторвут, отрежут руку или ногу», «полностью загипсуют, и я не смогу дышать»;
Существенной для детей из дисгармоничных семей является категория страхов, имеющих социально-опосредованный характер. Появляются страхи того, что их могут бросить родители, над ними будут смеяться окружающие, сверстники не будут с ними играть. В целом дети, воспитывающиеся в дисгармоничных семьях, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.
Наблюдается расстройство сна. Детей мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Им характерна повышенная впечатлительность [17].
У детей, воспитывающихся в семьях с дисгармоничным стилем воспитания, можно выделить 8 основных групп страхов.
В первую группу попадают страхи, связанные с пространством. Это могут быть страхи замкнутого пространства, страх открытого, безграничного пространства. Часто у детей наблюдается клаустрофобия, при которой дети панически боятся замкнутого пространства. Сюда же относится страх высоту, глубины, страх попадания в помещения, пещеры.
Во вторую группу попадают различные виды социальных страхов, например, страх пребывания в обществе, страх публичных выступлений, страх общения со сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми, противоположным полом. Это все виды страхов, связанные с социальной средой, коммуникацией. Отдельно выделяют эйтерофобию, при которой человек боится покраснеть, опозориться в присутствии посторонних. Некоторые дети испытывают страх совершения каких-либо действий в присутствии других людей, например, не могут кушать, пить, и даже разговаривать при посторонних.
В третью группу попадают лица, которые боятся заболеть каким-либо заболеванием. Особенно это касается инфекционных болезней. Некоторые люди постоянно протирают руки салфетками, умываются, моют все вокруг из-за страха заразиться. Сюда же относят страх перед паразитами, вирусами, бактериями, страх медицинских манипуляций.
В четвертую группу попадают дети, которые испытывают танатофобии – страх смерти. У таких лиц может наблюдаться паническое, навязчивое преследование образов, в которых ребенок видит различные варианты своей смерти, либо смерти близких.
Пятая группа – различные страхи, связанные с отношениями с противоположным полом: страх заговорить с представителем противоположного пола, страх быть отвергнутым, страх остаться одиноким, страх быть непонятым, высмеянным. Позже такие страхи перерастают в сексуальные расстройства.
Седьмая группа представлена контрастными страхами – это страх громко произнести что-либо, страх совершить непристойный поступок.
Восьмая группа – фобофобии, или страх бояться чего-либо, «страх страха» [25].
Логинова И.А. предлагает иную классификацию страхов [18]:
1. Природные (естественные страхи);
2. Социальные страхи;
3. Внутренние страхи.
К природным страхам она относит любые страхи, связанные с угрозой жизни. При этом человек может бояться упасть с высоты, бояться нанести себе ущерб, бояться падения с высоты. Часто встречается страх попадания в ДТП, страх катастроф, катаклизмов, аварий, стихийных бедствий, попадания комет, крушения планеты, конца света. Некоторые дети боятся природных явлений: например, сильного дождя, грозы, солнечных затмений, жары. Многие дети боятся сильного ливня, так как им кажется, что дождь никогда не перестанет идти, и затопит всю планету, в результате чего все утонут. Также сюда попадает страх перед землетрясениями, цунами, падениями лавин, поскольку эти страхи ассоциируются с концом света. Особый интерес составляют страхи животных. Одни дети боятся собак, кошек, другие – пауков, жуков, муравьев, змей. Многие дети боятся нашествия саранчи, муравьев, жуков, птиц. Также дети бояться встретиться с волком, медведем, другим хищником. Нередко возникает страх оживления мамонтов, динозавров.
Внутренние страхи – это те страхи, которые обусловлены внутренним состоянием ребенка, и порождены его фантазией, воображением.
Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний) [19].
Довольно распространенной категорией страхов среди детей с дисгармоничным воспитанием является категория невротических страхов.
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем [20].
2.2. Изучение страхов детей с дисгармоничным стилем воспитания на основе анализа сновидений
Нами был произведен анализ основных страхов детей на основе анализа сновидений. Базой исследования послужил корпус «Рассказы о сновидениях и другие корпуса звучащей речи», Работы по проекту в разное время были поддержаны Программой фундаментальных исследований Президиума РАН « Корпусная лингвистика », « Фондом фундаментальных лингвистических исследований » (грант C-26) и « Российским гуманитарным научным фондом » (грант 12-04-00258) [24].
Проект «Рассказы о сновидениях и другие корпуса звучащей речи» стал возможным благодаря сотрудничеству исследователей из Института языкознания РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного университета и Новосибирского государственного технического университета. В основе проекта — разрабатывавшаяся в течение нескольких лет концепция описания и дискурсивного аннотирования данных живой устной речи. Ее практическим воплощением стала система дискурсивной транскрипции — графической записи звукового сигнала, призванной в последовательной и наглядной форме отразить наиболее значимые дискурсивные феномены, сопутствующие порождению спонтанной устной речи и во многом определяющие форму языковых выражений.
Никакая, даже самая тщательная, транскрипция не способна заменить звучащий текст, передать все его богатство. Именно в звучащей речи представлены основные психические состояния, эмоциональные реакции говорящего ребенка. Поэтому в качестве основного метода исследования нами был выбран анализ аудиозаписей звучащей речи. Затем производилась их поминутная транскрипция с основными значимыми пометами. В работе представлены транскрибированные варианты сновидений [24].
Нами были проанализированы персональные данные детей, на основании чего были отобраны аудиозаписи речи тех детей, которые воспитывались в семьях с дисгармоничным стилем воспитания.
Диагноз – специфические фобии. Длительность рассказа 36.15 сек. Часто шумные вдохи в паузах. Отчетливая артикуляция.