коровье молоко для грудничка с какого возраста и как правильно давать комаровский
С какого возраста можно давать молоко
Содержание статьи
Детские врачи настойчиво рекомендуют не включать цельное, а также разведенное водой, молоко малышам до 12 месяцев. Объяснений тому масса:
По рекомендации «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ» коровье молоко на первом году жизни можно использовать только для приготовления каш, йогуртов и запеканок, причем не ранее восьмимесячного возраста. Американская Академия Педиатрии запрещает использование цельного коровьего молока до 1 года.
Детское или обычное взрослое молоко?
Детское молоко отличается повышенными требованиями к качеству и безопасности:
Домашнее молоко для ребенка
Домашнее коровье молоко для ребенка и вовсе под большим запретом, так как без специальных исследований в лабораторных условиях ни одна хозяйка не может гарантировать необходимое качество и безопасность продукта. Бактериальная загрязненность молока опасна для здоровья ребенка, а в результате кипячения получается безопасный, но при этом лишенный пользы продукт, а на пестициды и радионуклиды, тяжелые металлы кипячение вообще не оказывает влияния!
Именно поэтому, когда придет время познакомить ребенка с коровьим молоком, рекомендуется использовать только промышленный продукт с маркировкой «для детского питания».
Чем заменить молоко
По достижении двенадцати месяцев ребенка-искусственника переводят на новый вид смесей – молочные напитки (так называемые «третьи» формулы). С полуторагодовалого возраста – на четвертые. Эти же смеси можно предложить ребенку, мама которого после года сворачивает кормление грудью. Такое питание не только заменяет молоко, но и приносит большую пользу растущему организму благодаря сбалансированному составу. В молочных напитках для детей с 12 и с 18 месяцев, помимо оптимального соотношения белков, жиров и углеводов, рассчитанных по возрасту, содержатся также витамины, макро- и микроэлементы, Омега-3, пробиотики и пребиотики, и прочие полезные добавки.
Почему малыша необходимо кормить смесью, а не молоком
Смесь изготавливают на основе коровьего или козьего молока, но при этом максимально адаптируют ее для малышковой пищеварительной системы. Так, например, содержание белка снижают почти в 3 раза! Дополнительно белок обогащают сывороткой, чтобы облегчить переваривание. А также добавляют полиненасыщенные жирные кислоты, которые есть в мамином молоке и отсутствуют в коровьем. Смесь обогащается полезными веществами, улучшающими иммунитет (нуклеотиды), состояние микрофлоры кишечника (пребиотики и пробиотики), зрение (лютеин), которые присутствуют в мамином молоке и важны для полноценного развития малыша.
Комаровский объяснил, как правильно давать детям коровье молоко
Несмотря на то, что маленьких детей до года издавна вскармливали коровьим молоком и кашами на его основе, давать этот продукт детям до определенного периода не рекомендуется.
Врач Евгений Комаровский объяснил, как нужно давать детям молоко и в каких дозах, говорится на сайте.
По его словам, коровье молоко не такое уж и не опасное, если у родителей есть чувство меры и здравый смысл. Современная медицинская наука считает, что цельное коровье молоко не должно использоваться в питании детей до 1 года.
Врач Евгений Комаровский советует:
– детям до 1 года коровье молоко не нужно давать;
– детям с 1 года до 3 лет не давать больше одной порции молока (200 миллилитров);
– детям после 3 лет до 2 порций в день, но не более.
Детям до 1 года коровье молоко не нужно давать
Употребляя такое количество молока соответственно возрасту ребенка, о риске речи не будет идти.
Евгений Комаровский объясняет, что концентрация кальция и фосфора в коровьем молоке намного выше, чем в женском. А избыток фосфора определенным образом влияет на обмен веществ и организм может не накапливать, а наоборот – терять кальций.
Риск возникает тогда, когда коровьего молока ребенок употребляет много.
Комаровский советует соблюдать нормы употребления молока для детей
К слову, заботливые родители заранее покупают травы для купания новорожденного малыша. Но не всегда и не все травы могут подойти для купания малыша.
Больше новостей, касающихся лечения различных заболеваний, медицины в Украине, здорового образа жизни и питания, беременности и родов, открытий в области медицины и многого другого – читайте в разделе Здоровье.
Введение прикорма детям первого года жизни
В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.
Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.
И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.
Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.
Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.
В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.
Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:
Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.
Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.
До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично.
Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.
Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.
Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.
Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.
Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.
Введение прикорма у детей первого года жизни
При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.
Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.
Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.
Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.
Основные правила при использовании соков.
В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.
Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.
Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.
В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.
Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.
Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.
На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.
Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.
Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.
В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.
Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.
Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.
Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.
Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.
В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.
В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.
Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.
Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.
Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.
Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.
Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:
4–6 мес — фруктовые пюре и соки;
5–6 мес — овощное пюре;
7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;
8–9 мес — печенье, творог, кефир;
10–11 мес — желток, бульон.
Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.
Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва
Молоко в рационе ребенка
Сегодня на обсуждении молочная тема, в которой не будет идти речь о детях, которые не переносят молочный белок. А мы будем обсуждать ситуацию введения молока в рацион среднестатистического здорового ребенка.
До 1 года основным молочным продуктов в питании малыша является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Это как раз то, что необходимо в это время для полноценного роста и развития малыша с четом возрастных особенностей детского желудочного кишечного тракта этого периода. Это то, что ребенок может хорошо переварить и усвоить для пользы организма.
С 1 года разрешено в рацион ребенка вводить коровье молоко, в это время малыш находится уже на возрастном «детском варено-паровом столе» и как элемент питания появляется молоко.
Развивающийся организм годовалого ребенка и более старшего возраста уже может начать спокойно переваривать данный продукт.
Коровье молоко не является основным элементом питания, а существует лишь как добавочный продукт для полноценного рациона, имея свои нормы потребления. Связано это с тем, что данный продукт имеет большое содержание кальция и фосфора, много видов белков (разновидностей альбумина, козеина, глобулина), а много – это не всегда хорошо, так как избыточная пищевая нагрузка ложится на работу неокрепших почек и печени. Также важно знать, что при избыточном употреблении белковый состав молока тоже настраивает организм на аллергические реакции. Поэтому все хорошо в меру.
А мера в возрасте с 1 до 2,5-3 лет составляет 1-2 стакана молока в день, и больше необходимости нет, так как не забывайте, что другие, потребляемы ребёнком, продукты питания суточного рациона тоже содержат питательные вещества для роста и развития.
После 3 лет это может быть 2-3 стакана (до 700 мл) в день.
Выбирая молоко, обычно мы имеем выбор на полках магазина из вариантов:
Для детей подходит только нормализованное.
При выборе имеет значение жирность молока.
Оптимально для детей с 1 до 3 лет это 2,5%-3,2%. Обезжиренные продукты или продукты более высокой жирности детям раннего детского возраста не показаны, так как процент жирности важен в обмене веществ в организме ребенка и указанные проценты – это оптимальное соотношение пользы от данного продукта.
Так же на упаковке вы можете видеть варианты: цельное молоко, питьевое молоко.
Цельным, будет молоко, которое не подвергалось изменению состава (жирность в среднем от 3,3 % до 5%).
Далее, производитель информирует о способе термической обработки молока перед расфасовкой, для безопасного хранения и употребления. Ведь от вида обработки зависит гибель болезнетворных бактерий, если они попали в молоко и сроки хранения молока: пастеризованное, ультрапастеризованное и стерилизованное.
Пастеризация — обработка при температуре 65° (длительная), 90° (короткая) и 98° (мгновенная). При этом сохраняются все полезные свойства, но хранится такое молоко короткое время и только в холодильнике. Сроки хранения в среднем до 10 суток. Для детей требует кипячения перед употреблением.
Ультрапастеризация – обработка в течение нескольких секунд при температуре 130–150°. Срок хранения данного молока достигает до 6 недель, при этом остается активным витаминно-минеральный комплекс. Такое молоко, не требует кипячения.
Для детского питания до 2 лет, рекомендуется больше стерилизованное молоко.
Вот теперь, я уверена, вы не запутаетесь в выборе!
В заключении, еще раз обращаю ваше внимание, что коровье молоко не является жизненно необходимым продуктов для питания ребенка, так как все эти же вещества содержаться в самых разных продуктах, главное научиться их есть. Именно поэтому рацион после 1 года должен быть разнообразный. В ведении продуктов и составлении примерного меню вам всегда поможет ваш педиатр, так как индивидуальные особенности каждого детского организма важны даже в этом вопросе.