королевство кривых зеркал в каком классе читают
Губарев Виталий сказка «Королевство кривых зеркал»
Читательский дневник по сказке «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева
Автор: Губарев Виталий Георгиевич.
Название: «Королевство кривых зеркал».
Главные герои: Оля, Яло, Гурд, тётушка Аскал, Нушрок, Анидаг.
Второстепенные герои: Топсед, Абаж, Бар.
Характеристика главных героев:
Оля — Сперва ленивая и трусливая девочка, которая стала храброй и честной.
Яло — Её отражение.
Обладает теми же качествами, что Оля.
Гурд — Честный мальчик, которого хотели казнить.
Тётушка Аксал — Добрая и отзывчивая женщина, повариха.
Нушрок — Грозный министр.
Жестокий, злой, коварный.
Анидаг — Его дочь. Такая же хитрая и жестокая как отец.
Характеристика второстепенных героев:
Топсед седьмой — король.
Трусливый, глупый, жадный.
Абаж — страшный и противный министр.
Бар — старый слуга.
Добрый и отзывчивый.
Краткое содержание сказки «Королевство кривых зеркал»
Оля не слушает бабушку и ругается с подругами.
Зеркало предлагает ей пройти в зазеркалье.
Там Оля встречает своё отражение — Яло.
Девочки идут в город и видят повсюду кривые зеркала.
Они видят, как бьют Гурда и решают ему помочь.
Мальчика должны казнить.
Девочки переодеваются пажами и пытаются выкрасть ключ у короля.
Но ключ потерян и они отправляются к Абажу, у которого есть второй.
Анидаг и Нушрок ловят девочек, но Оля прыгает в реку.
А Яло через подземный ход проходит к замку Абажа.
Там девочки берут ключ и бегут к башне.
За ними гонится Нушрок.
Оля освобождает Гурда и сражается с Нушроком.
Нушрок гибнет, а Оля возвращается домой.
Она стала совсем другой, доброй и честной.
План сказки:
Основная мысль произведения «Королевство кривых зеркал»
Главная мысль сказки в том, что каждый человек должен быть честным и помогать другим.
Основная мысль сказки в том, что помогая другим, человек сам становится лучше.
Чему учит сказка
Сказка учит честности, доброте, умению сострадать и помогать другим людям.
Учит бороться за справедливость, не щадя своей жизни.
Учит преодолевать свои слабости, недостатки.
Краткий отзыв по произведению «Королевство кривых зеркал» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всем важно иногда посмотреть на себя со стороны.
Мы часто не замечаем своих недостатков, но другим они прекрасно видны.
Оля смогла посмотреть на себя со стороны.
И её отражение девочке не понравилось.
Она смогла измениться и стала доброй и послушной.
Это очень интересная и поучительная сказка со множеством приключений.
Автору удалось придумать удивительный мир, где люди видели всё через кривые зеркала.
Они пытались бороться с несправедливостью, но пока в королевство не прибыла Оля, у них ничего не получалось.
Мне очень понравилась Оля такой, как она стала.
Девочка пережила много опасных приключений и изменилась.
Она перестала быть грубой, ленивой и трусливой.
Она стала честной, готовой прийти на помощь другу, доброжелательной.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что свои недостатки надо уметь признавать.
Ведь только признав их, человек может исправиться, стать лучше.
Пословицы к сказке:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Девочка и человек-коршун застыли в страшном единоборстве.
И вот в чёрных глазах Нушрока мелькнул ужас, и по лицу пробежала судорога.
Он втянул голову в плечи и стал отступать. И по мере того как сгибался Нушрок, Оля всё больше выпрямлялась, чувствуя, как её охватывает ликование.
Ей казалось, что из её глаз вылетают молнии, и она пронизывает Нушрока своим взглядом.
Лицо Нушрока исказила гримаса.
Он пятился всё дальше к краю площадки и, наконец, не выдержал, опустил глаза и закрыл их ладонью.
Презентация к уроку
Задачи урока:
I. Введение в тему урока. Слайд 2.
II. Постановка темы урока.
Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране Королевство Кривых зеркал. Все вы, наверное, помните о приключениях девочки, попавшей в сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, похожих на те, о которых она читала в старых сказках. Перед вами удивительная страна и мы с вами отправимся в сказочное путешествие, проходя через испытания, подобные тем, о которых мы прочитали в повести. В пути мы повстречаемся с героями повести – сказки “Королевство кривых зеркал”.
III. Беседа об авторе. Слайд 3.
Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)
Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале “Горн” был опубликован его первый рассказ “Гнилое дерево”. В 16 лет он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты “Пионерская правда”. Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.
В 1932 году Губарев участвовал в расследовании дела об убийстве деревенского мальчика П.Морозова. Накопленный в результате расследования материал, лег в основу повести “Павлик Морозов” (1933год).
Документальные повести – одно из главных направлений его творчества.
В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга “Королевство кривых зеркал”. (1951 год). В 1963 году по этой повести был создан кинофильм, ставший очень популярным. Истинной находкой писателя стали “зеркальные слова”, имена героев: Яло, Гурд, Абаж. Все поколения детей пользуются этим “шифром”, секретничая и играя знакомыми словами.
В другой сказочной стране – “В Тридевятом царстве” – спортсменка – лыжница Оксана, став по воле случая принцессой, изменяет несправедливые законы царства.
“Пиратская” сказка “Трое на острове” (1959 год) проводит детей через опасные приключения в борьбе с отрицательными персонажами. Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки “Преданье старины глубокой” и “Часы веков”. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
В своей сказочной повести “Преданье старины глубокой” Губарев с уверенностью сказал своим читателям: “Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?” Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.
“Аппетит у короля, Слайд 5.
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!” (поварят)
“Нас ждут великие дела, Слайд 7.
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!” (зеркальщиков)
VI. Кроссворд. Слайд 8.
В выделенных клеточках должно получиться название волшебной вещи, с помощью которой Оля попала в Королевство кривых зеркал и вернулась оттуда домой.
— Что же это за вещь?
VII. Угадайте персонаж.
Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
“ Низенький уродец. Приплюснутая голова всегда опущена; толстые растянутые почти до самых ушей губы всегда шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Бесцветные, ничего не выражающие, рыбьи глаза. Слабеньким ножкам трудно было носить тяжелое тело”. ( Топсед Седьмой.)
“Толстый, словно состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки”. (Министр Абаж.)
Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот “кто-то” заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. (Волшебное зеркало.)
Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. (Оля и Яло.)
На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)
В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела герб с коршуном, а в другой – копье. (Рыцарские доспехи в погребе Анидаг.)
VIII. Что это за место?
По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.
Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)
Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)
Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)
Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)
Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)
IX. Чьи это слова? И к кому они обращены?
X. Подведение итогов урока.
— Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту.)
— Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны.)
— Как изменился характер Оли, после посещения сказочной страны? (Она стала послушной, перестала грубить бабушке)
(На зеркало нечего пенять, если рожа крива)
— Как вы понимаете эту пословицу?
— «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок«, – говорил Александр Сергеевич Пушкин.
— Чему вас учит сказка «Королевство кривых зеркал»? (надо быть аккуратными, все вещи класть на место, говорить всегда правду, быть вежливыми со взрослыми).
В заключение урока хочу вам посоветовать: «Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны».
XI. Домашнее задание.
Вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение задачи.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж
Урок внеклассного чтения Королевство кривых зеркал В Губарев
Урок по внеклассному чтению для 2 класса
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения Королевство кривых зеркал В Губарев»
Урок внеклассного чтения
Королевство кривых зеркал В Губарев
Учитель начальных классов Авдеева Т.А.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о различных человеческих качествах.
содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста;
воспитывать умение ценить доброту, верность, дружбу; развивать творческие способности.
содействовать формированию сознательного читателя, читательских умений и навыков;
способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, связной речи, умения анализировать, давать характеристику героям произведения;
способствовать формированию у учащихся умений выделять главную мысль прочитанного произведения.
содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться словарём, понимать вопросы к тексту; анализировать (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).
Оборудование: книга В.Губарева «Королевство кривых зеркал», презентация, таблицы для характеристики Оли, карточки для работы в парах и группах, высказывания великих людей, светофоры для рефлексии.
На уроке внеклассного чтения мы работаем под девизом: «Кто много читает, тот много в жизни знает».
Сегодня на урок я взяла слова Демокрита «Не телесная сила и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.»
Давайте сегодня на уроке мы приобретём такую мудрость, которая помогла бы вам стать хорошими людьми, которыми бы мы гордились.
II. Постановка темы и цели урока
Из какой книги мы будем черпать мудрость? Кто её автор?
А что же для этого надо делать? (думать, анализировать, слушать, читать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать)
III. Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)
Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале «Горн» был опубликован его первый рассказ «Гнилое дерево». После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты «Пионерская правда». Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.
IV. Работа по произведению
Зачем были нужны кривые зеркала? (Для того чтобы обманывать людей – ведь если посмотреть в такое зеркало, то жизнь кажется прекрасной.)
Назовите имя узника Башни смерти и за что он был посажен в тюрьму? ( Гурд.) (за разбитое зеркало)
Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)
Какую известную басню вспоминает Оля в разговоре с королём? («Слон и Моська»).
Какое условие поставила Оля в обмен на то, что они с Яло сосчитают все зеркала? (Отложить день казни Гурда.)
Какой заговор готовил Нушрок? (Сменить власть и стать королем самому.)
Почему Абаж не хотел отдавать ключ Нушроку? (ключ подходит к кладовым с государственной казной)
Какой поступок Оли и Яло так удивил Анидаг?( Девочки защитили Бара.)
Как девочкам удалось спасти Гурда? (Гурд вышел из Башни смерти в Олином костюме пажа.)
V. Характеристика героев
– Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
Что говорится в сказке о характере Оли? Найдите ответ в тексте.
Кого можно отнести к положительным героям?
Добрый, заботливый, смелый, мудрый, хороший друг.
Вывод: Они всегда говорили …( правду), делали людям… (добро) и освободили страну…( от власти тиранов).
Безвольный правитель, заботливый, жестокий, трусливый, добрый, глупый, хитрый, заботливый, эксплуатирует людей, правдивый, грубый, коварен, обманывал людей.
Вывод: все они были … (хитрыми), …( обманывали) людей, …(заставляли) работать на себя (эксплуатировали их), издевались над ними.
Чтение цепочкой Гл.1 со слов …В то утро Оля … О, как бы я хотела, чтобы ты посмотрела на себя со стороны!
– Какие у Оли были недостатки?
( Оля разбрасывала свои вещи по квартире.
Частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всем.
Теряла ключи от квартиры.
Ела шоколад без разрешения.
Часто жаловалась на то, что она устала.
Капризничала, привирала, ленилась.
Грубо разговаривала с бабушкой.)
— Какие качества приобрела Оля? (ученики читают отрывки из произведения и делают выводы, которые вывешиваются на доске)
Стала стыдиться обманывать.
Научилась преодолевать страх.
Научилась заботиться о других и переживать за них.
Научилась самостоятельно принимать правильное решение.
Научилась анализировать свои поступки.
Стала более ответственнее и требовательнее к себе.
А если трудный час придёт,
Пусть ночь и тьма – шагай вперёд
И помни наш флажок!
Он словно зорька поутру,
Он гордо реет на ветру
Зовёт нас за собой.
VII. Обсуждение основной мысли произведения.
— Чему вас учит сказка «Королевство кривых зеркал»?
(Учит признавать свои недостатки и исправлять их. Учит дружить.)
1.В корзине «Мудрые мысли» есть высказывания великих людей, Какое высказывание вам больше понравилось? (раздаются высказывания)
2.Какие высказывания вам понравились в этой сказке?
3.Какие пословицы и поговорки встретились вам на страницах книги «Королевство кривых зеркал»?
«Не все то золото, что блестит»
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Утро вечера мудренее».
Продолжите фразу: «Я советую прочитать сказку …. потому что …(работа в группе)
Я читала книгу Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». В этой книге говорится о девочке Оле которая вместе со своим отражением Яло попала в королевство кривых зеркал. У них на пути было много препятствий, но они сумели их преодолеть.
Эта книга очень увлекательная, я читала с большим удовольствием, мне очень понравились приключения Оли и Яло.
В этой книге говорится о настоящей дружбе, о том, что надо ПОМОГАТЬ ДРУЗЬЯМ, и защищать слабых и обиженных. С друзьями не страшно нигде!
Борется, добивается, выручает.
Никогда не нужно терять надежду. (Решительно бороться с препятствиями)
В заключение урока хочу вам посоветовать: «Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны».
XI. Рефлексия учебной деятельности (слайд)
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Молодцы. Спасибо за урок!
В 1932 году Губарев участвовал в расследовании дела об убийстве деревенского мальчика П.Морозова. Накопленный в результате расследования материал, лег в основу повести «Павлик Морозов»
В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга «Королевство кривых зеркал». (1951 год).
Ещё им были написаны сказки – «В Тридевятом царстве»,«Трое на острове»
Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки «Преданье старины глубокой» и «Часы веков».
В своей сказочной повести «Преданье старины глубокой» Губарев с уверенностью сказал своим читателям: «Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?»
Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.
Материалы для урока внеклассного чтения по книге В. Губарева «Королевство кривых зеркал» 3 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Волшебный мир Зазеркалья.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Волшебный мир Зазеркалья
Виталий Георгиевич Губарев 1912 – 1981
“Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?”
Сбор макулатуры Сбор металлолома Смотр строя и песни Тимуровское движение (помощь пенсионерам) Военно-спортивная «Зарница» Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаны мяч» Всесоюзные соревнования дворовых команд по хоккею с шайбой «Золотая шайба» Командная игра с мячом Пионербол (упрощенный вариант волейбола) Командная игра с мячом «Снайпер» (сходна с игрой «Вышибалы») Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД») Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД») «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов) Юные натуралисты Занятия в спортивных кружках и секциях Выращивание служебных коней и собак (в 30-е гг.)
Возможно ли себя изменить, сделать себя лучше, или уже ничего не сделать?
Сказочную повесть «Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев написал в 1951 году, а в 1963 по ней был снят художественный фильм.
Возможно ли себя изменить, сделать себя лучше, или уже ничего не сделать?
Выбранный для просмотра документ Для доски Блоки.docx
Гурд
Правители Заз ерка лья
Выбранный для просмотра документ Для доски Книга.docx
Выбранный для просмотра документ Для доски.docx
Выбранный для просмотра документ Задание к уроку.docx
Задание для обсуждения книги В. Губарева
«Королевство кривых зеркал»
Просьба к взрослым. Написать и прислать мне любым удобным способом отзыв о книге (или фильме) «Королевство кривых зеркал»: чему читатель (зритель) может научиться, что изменится (или не изменится) в его жизни после описанных приключений. Спасибо.
Если есть пионерские фотографии, скиньте, пожалуйста, в электронном варианте.
Детям: сделать рисунок.
Взять лист бумаги А4, расположить его горизонтально, разделить вертикальной чертой на две равные части.
В левой части нарисовать свои достоинства, в правой – свои недостатки.
Найти в книге портреты-описания героев.
Индивидуальное задание (по желанию).
Разработать проект: сравнительный анализ книги и фильма «Королевство кривых зеркал».
Выбранный для просмотра документ Кроссворд детям.docx
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Выбранный для просмотра документ Кроссворд.docx
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж
Выбранный для просмотра документ Мнения.docx
Сказка, написанная в середине прошлого века Виталием Губаревым, изобличает не только негативную сторону конкретного человека – девочки Оли, но и несовершенство мирового уклада, раскрывает перед читателем вопрос его несовершенства и неравноправия.
Сказка учит читателя видеть все вокруг таким, каким оно является на самом деле, без кривых зеркал, без прикрас и искажений.
Мы забываем вежливо и уважительно относиться к близким людям, которые любят нас любыми: хорошими и плохими, больными и здоровыми, веселыми и грустными.
Девочка Оля, вдоволь пообщавшись со своим двойником, лучше уразумела суть самой себя и решила исправиться. Так, она смогла побороть в себе самые отрицательные качества: лень, рассеянность, капризность, желание периодически привирать.
Сказка учит читателей заглядывать почаще внутрь себя и смотреть на себя со стороны. Все нехорошие качества нужно стараться исправить, а положительные развивать. Кроме того, сказка учит дружбе и взаимовыручке, а также тому, что людям, оказавшимся в беде, нужно помогать.
Девочка Оля попадает в фэнтези, в ту самую фантасмагорию, которая построена на ней самой, ее личности и психике.
Яло – это часть личности Оли, ее темная сторона.
Оля, находясь в зеркальном мире, видит со стороны все то, что порой сложно заметить в себе. Видит гротеск и абсурд, но только через них может осознать внутри стремление стать лучше, измениться, чтобы не быть похожей на тот ужас, что ей приходится видеть, преодолеть его.
Сказка Королевство Кривых Зеркал учит самосовершенствованию.
На мой взгляд, эта сказка как раз посвящена зеркальности.
Не бывает идеальных людей – во всех есть и плохое и хорошее.
Выбранный для просмотра документ Павлик Морозов.docx
Происхождение и семья
Павлик Морозов родился 14 ноября 1918 года в селе Герасимовка Туринского уезда Тобольской губернии у Трофима Сергеевича Морозова и Татьяны Семёновны Байдаковой. Отец был этническим белорусом и происходил из столыпинских переселенцев, которые осели в Герасимовке с 1910 года. Павлик был старшим из пятерых детей, у него было четыре брата: Георгий (умер в младенчестве), Фёдор (род. прибл. в 1924), Алексей (род. в 1922) и Роман (род. в 1928).
Отец Павлика, бывший младший командир Гражданской войны, до 1931 года был председателем Герасимовского сельсовета. По воспоминаниям герасимовцев, вскоре после занятия этой должности Трофим Морозов начал пользоваться ей в корыстных целях, о чём подробно упоминается в уголовном деле, возбуждённом против него впоследствии. Согласно показаниям свидетелей, Трофим стал присваивать себе вещи, конфискованные у раскулаченных. Кроме того, он спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам
Вскоре отец Павла бросил семью (жену с четырьмя детьми) и стал сожительствовать с женщиной, жившей по соседству – Антониной Амосовой. По воспоминаниям учительницы Павла, отец его регулярно избивал жену и детей как до, так и после ухода из семьи. Дед Павлика сноху также ненавидел за то, что та не захотела жить с ним одним хозяйством, а настояла на разделе (кроме того, Татьяна Морозова была «чужой», родом из соседней деревни). Со слов Алексея (брата Павла), отец «любил одного себя да водку», жену и сыновей своих не жалел, не то что чужих переселенцев, с которых «за бланки с печатями три шкуры драл». Так же к брошенной отцом на произвол судьбы семье относились и родители отца: «Дед с бабкой тоже для нас давно были чужими. Никогда ничем не угостили, не приветили. Внука своего, Данилку, дед в школу не пускал, мы только и слышали: „Без грамоты обойдёшься, хозяином будешь, а щенки Татьяны у тебя батраками“». Дед Павлика Сергей Морозов имел тяжелый характер, пользовался в деревне дурной славой и мрачной репутацией – до революции он был жандармом (по мнению односельчан, он работал надсмотрщиком в тюрьме), а его жена Ксенья – конокрадкой.
Татьяна Морозова умерла в 1983 году в Алупке. Алексей умер там же где-то в середине 2000-х.
О бедности в селе Герасимовка учительница Павла вспоминала:
Организовали мы избу-читальню, но книг почти не было, очень редко приходили местные газеты. Некоторым сейчас Павлик кажется эдаким напичканным лозунгами мальчиком в чистенькой пионерской форме. А он из-за бедности нашей эту форму и в глаза не видел. [5]
Вынужденный обеспечивать семью в таких тяжёлых условиях, Павел тем не менее неизменно выказывал стремление учиться. Со слов его учительницы Л. П. Исаковой:
Очень он стремился учиться, брал у меня книжки, только читать ему было некогда, он и уроки из-за работы в поле и по хозяйству часто пропускал. Потом старался нагнать, успевал неплохо, да ещё маму свою грамоте учил…
После ухода отца к другой женщине на Павла свалились все заботы по крестьянскому хозяйству – он стал старшим мужчиной в семье Морозовых.
Убийство Павлика и его младшего брата Фёдора
Павлик и его младший брат отправились в лес за ягодами. Они были найдены мёртвыми с ножевыми ранениями. Из обвинительного заключения:
Морозов Павел, являясь пионером на протяжении текущего года, вёл преданную, активную борьбу с классовым врагом, кулачеством и их подкулачниками, выступал на общественных собраниях, разоблачал кулацкие проделки и об этом неоднократно заявлял…
У Павла были очень сложные отношения с родственниками отца. М. Е. Чулкова описывает такой эпизод:
… Однажды Данила ударил Павла оглоблей по руке так сильно, что она стала опухать. Мать Татьяна Семёновна встала между ними, Данила и её ударил по лицу так, что изо рта у неё пошла кровь. Прибежавшая бабка кричала:
— Зарежь этого сопливого коммуниста!
2 сентября Павел и Фёдор отправились в лес, предполагая заночевать там (в отсутствие матери, уехавшей в Тавду продавать телёнка). 6 сентября Дмитрий Шатраков нашёл их трупы в осиннике.
Мать братьев описывает события этих дней в разговоре со следователем так:
Второго сентября я уехала в Тавду, а 3-го Павел и Фёдор пошли в лес за ягодами. Вернулась я 5-го и узнала, что Паша и Федя из лесу не вернулись. Я стала беспокоиться и обратилась к милиционеру, который собрал народ, и люди пошли в лес искать моих детей. Вскоре их нашли зарезанными.
Мой средний сын Алексей, ему 11 лет, рассказал, что 3-го сентября он видел, как Данила очень быстро шёл из леса, и за ним бежала наша собака. Алексей спросил, не видел ли он Павла и Фёдора, на что Данила ничего не ответил и только засмеялся. Одет он был в самотканые штаны и чёрную рубаху – это Алексей хорошо запомнил. Именно эти штаны и рубаху нашли у Сергея Сергеевича Морозова во время обыска.
Не могу не отметить и того, что 6-го сентября, когда моих зарезанных детей привезли из леса, бабка Аксинья встретила меня на улице и с усмешкой сказала: «Татьяна, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!».
Первый акт осмотра тел, составленный участковым милиционером Яковом Титовым, в присутствии фельдшера Городищевского медпункта П. Макарова, понятых Петра Ермакова, Авраама Книги и Ивана Баркина, сообщает, что:
Второй акт осмотра, сделанный городским фельдшером Марковым после обмытия тел, гласит, что:
Павел и Фёдор Морозовы были похоронены на кладбище Герасимовки. На могильном холме был поставлен обелиск с красной звездой, а рядом врыт крест с надписью: «1932 года 3 сентября погибши от злова человека от острого ножа два брата Морозовы – Павел Трофимович, рождённый в 1918 году, и Фёдор Трофимович».
Судебный процесс по делу об убийстве Павлика Морозова
Показательный суд над председателем сельского совета с. Герасимовки, Тавдинского района, Морозовым Трофимом собрал сотни людей.
Зачитали обвинительное заключение. Начался допрос свидетелей. Вдруг сгущённую тишину размеренного хода судебного процесса пронизал звонкий детский голос:
— Дяденька, дозволь, я скажу!
В зале поднялась суматоха. Зрители повскакали с мест, задние ряды хлынули на сидящих, у дверей произошла давка. Председатель суда с трудом восстановил порядок…
— Это я подал в суд заявление на своего отца. Я как пионер отказываюсь от отца. Он творил явную контрреволюцию. Мой отец не защитник Октября. Он всячески помогал кулаку Кулуканову Арсентию. Это он помог бежать кулакам. Это он спрятал кулацкое имущество, чтобы оно не досталось колхозникам…
— Я прошу привлечь моего отца к суровой ответственности, чтобы другим не дать повадку защищать кулаков.
12-летний свидетель пионер Павел Морозов закончил свои показания. Нет. Не свидетельское показание это было. Это был беспощадный обвинительный акт юного защитника социализма по адресу тех, кто стоял на стороне остервенелых врагов пролетарской революции.
Разоблачённый сыном-пионером Трофим Морозов был присужден к 10 годам лишения свободы за связь с местными кулаками, фабрикацию для них фальшивых документов, укрытие кулацкого имущества.
Пионер Павел Морозов после суда пришел в семью деда Морозова Сергея. Неприветливо встретили в семье бесстрашного разоблачителя. Глухая стена скрытой вражды окружила мальчика. Родным был пионерский отряд. Туда Паша бегал как в свою родную семью, там делил радости и горе. Там научили его страстной нетерпимости к кулакам и их подпевалам.
И когда дед Паши, Сергей Морозов, укрыл кулацкое имущество, Паша побежал в сельсовет и разоблачил деда.
В 1932 г. зимой Паша вывел на свежую воду кулака Силина Арсения, который не выполнил твердого задания, продал кулакам воз картофеля. Осенью раскулаченный Кулуканов украл с сельсоветского поля 16 пудов ржи и опять спрятал их у своего тестя – Сергея Морозова. Павел снова разоблачил деда и кулака Кулуканова.
На собраниях во время сева, в момент хлебозаготовок, всюду активист-пионер Паша Морозов разоблачал запутанные махинации кулаков и подкулачников…
И исподволь, продуманно начали подготовку к жуткой и кровавой расправе с пионером-активистом. В преступный заговор втянули сначала Данилу Морозова – двоюродного брата Павла, а потом и его деда – Сергея. За плату в 30 рублей Данила Морозов взялся с помощью деда прикончить ненавистного им родича. Кулак Кулуканов искусно подогревал неприязнь к Павлу Данилы и деда. Павла все чаще встречали грубыми побоями и недвусмысленными угрозами.
— Если не выпишешься из отряда, то я тебя, проклятого пионера, всё равно зарежу, — хрипел Данила, избивая Павла до потери сознания…
26 августа Павел подал участковому милиционеру заявление об угрозах. То ли по политической близорукости, то ли по другим причинам участковый милиционер не успел вмешаться в дело. 3 сентября в ясный осенний день Павел вместе с 9-летним братишкой Федей побежал в лес за ягодами…
Дорогой незаметно свернули в лес. Совсем близко встретили Федю и Пашу…
На днях дело об убийстве пионера-активиста Павла Морозова и его девятилетнего брата будет слушаться на месте показательным процессом.
На скамье подсудимых сидят активные вдохновители убийства – кулаки Кулуканов, Силин, убийцы Сергей и Данила Морозовы, их сообщница Ксенья Морозова…
Павел Морозов не один. Таких как он – легионы. Они разоблачают зажимщиков хлеба, расхитителей общественной собственности, они, если нужно, приводят на скамью подсудимых своих отцов-подкулачников…
Ранний судебный процесс над Трофимом Морозовым
В процессе расследования убийства выяснилась его тесная связь с прежним делом над отцом Павлика Трофимом Морозовым.
Павел дал показания на предварительном следствии, подтвердив слова матери, что отец избивал мать и приносил в дом вещи, полученные в качестве платы за выдачу фальшивых документов (один из исследователей, Юрий Дружников предполагает, что Павел видеть этого не мог, потому что отец давно не жил с семьёй). По версии Дружникова, в деле об убийстве отмечается, что «25 ноября 1931 года Морозов Павел подал заявление следственным органам о том, что его отец Морозов Трофим Сергеевич, будучи председателем сельсовета и будучи связанным с местными кулаками, занимается подделкой документов и продажей таковых кулакам-спецпереселенцам». Заявление было связано со следствием по делу о фальшивой справке, выданной Герасимовским сельсоветом спецпереселенцу; он позволил подключить к делу Трофима. Трофим Морозов был арестован и в феврале следующего года судим.
В обвинительном заключении по делу об убийстве Морозовых следователем Елизаром Васильевичем Шепелевым было записано, что «Павел Морозов подал заявление в следственные органы 25-го ноября 1931 года». В интервью журналистке Веронике Кононенко и старшему советнику юстиции Игорю Титову Шепелев сказал:
Не могу понять, с какой стати я всё это написал, в деле нет никаких подтверждений, что мальчик обращался в следственные органы и что именно за это его убили. Наверно, я имел в виду, что Павел дал показания судье, когда судили Трофима… Выходит, из-за моих неточно написанных слов мальчишку теперь обвиняют в доносительстве?! Но разве помогать следствию или выступать свидетелем на суде – преступление? И можно ли из-за одной фразы в чём-либо обвинять человека?
Трофим Морозов и другие председатели сельсоветов были арестованы 26 и 27 ноября, на следующий день после «доноса». По результатам журналистского расследования Евгении Медяковой, опубликованным в журнале «Урал» в 1982 году, было выяснено, что Павел Морозов к аресту отца был не причастен. 22 ноября 1931 года на станции Тавда был задержан некто Зворыкин. У него были обнаружены два чистых бланка со штампами Герасимовского сельсовета, за которые, по его словам, он отдал 105 рублей. В справке, приложенной к делу, сказано, что перед арестом Трофим был уже не председателем сельсовета, а «приказчиком Городищенского сельпо». Медякова также пишет, что, «в Тавду и Герасимовку не раз поступали запросы со строительства Магнитогорска, со многих фабрик, заводов и колхозов о том, действительно ли граждане (ряд фамилий) являются жителями Герасимовки». Следовательно, началась проверка обладателей фальшивых справок. «И самое главное – показаний мальчика в следственном деле Медякова не обнаружила! Показания Татьяны Семёновны есть, а Павлика – нет! Ибо никаких „заявлений в следственные органы“ он не делал!»
Павел вслед за матерью выступил и в суде, но, в конце концов, был остановлен судьёй ввиду малолетства. В деле об убийстве Морозова сказано: «При суде сын Павел обрисовал все подробности на своего отца, его проделки». Речь, произнесённая Павликом, известна в 12 вариантах, в основном восходящих к книге журналиста Петра Соломеина. В записи же из архива самого Соломеина эта обличительная речь передаётся следующим образом:
Дяденьки, мой отец творил явную контрреволюцию, я как пионер обязан об этом сказать, мой отец не защитник интересов Октября, а всячески старается помогать кулаку сбежать, стоял за него горой, и я не как сын, а как пионер прошу привлечь к ответственности моего отца, ибо в дальнейшем не дать повадку другим скрывать кулака и явно нарушать линию партии, и ещё добавлю, что мой отец сейчас присвоит кулацкое имущество, взял койку кулака Кулуканова Арсения (муж сестры Т. Морозова и крёстный отец Павла) и у него же хотел взять стог сена, но кулак Кулуканов не дал ему сена, а сказал, пускай лучше возьмёт х…
Корреспондент «Уральского рабочего» В. Мор излагал версию обвинения как общепринятую. Кроме того, схожая версия была выдвинута в статье Виталия Губарева в «Пионерской правде».
Приговор Уральского областного суда
Решением Уральского областного суда в убийстве Павла Морозова и его брата Фёдора признаны виновными их собственный дед Сергей (отец Трофима Морозова) и 19-летний двоюродный брат Данила, а также бабушка Ксения (как соучастница) и крёстный отец Павла – Арсений Кулуканов, приходившийся ему дядей (в качестве деревенского кулака — как инициатор и организатор убийства). После суда Арсений Кулуканов и Данила Морозов были расстреляны, восьмидесятилетние Сергей и Ксения Морозовы умерли в тюрьме. В соучастии в убийстве был обвинён и другой дядя Павлика, Арсений Силин, однако в ходе суда он был оправдан.
Версия Ю. И. Дружникова и критика версии
Согласно утверждениям писателя Ю. И. Дружникова, издавшего в 1987 году в Великобритании книгу «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», многие обстоятельства, связанные с жизнью Павла Морозова, искажены пропагандой и являются спорными.
В частности, Дружников подвергает сомнению то, что Павлик Морозов был пионером. По мнению Дружникова, пионером он был объявлен практически сразу после гибели (последнее, по мнению Дружникова, было важно для следствия, так как подводило его убийство под статью о политическом терроре) – с пионерским галстуком Павел изображён только на пропагандистских портретах, но на единственной сохранившейся фотографии у него галстука не видно. Также он подвергает сомнению тот факт, что Павел стремился учиться – он приводит слова его учительницы З. А. Кабиной, что Павел только с третий попытки поступил в школу и лишь за год до смерти, но при этом читать и писать толком не научился (с её слов, он даже говорил на смешенном белорусско-русском диалекте).
Автор предполагает, что на суде мать Павлика давала показания, чтобы отомстить бросившему её мужу и, припугнув, вернуть его в семью.
По версии Дружникова, убийство являлось результатом провокации ОГПУ, организованной с участием помощника уполномоченного ОГПУ Спиридона Карташова и двоюродного брата Павла — осведомителя Ивана Потупчика. В связи с этим автор описывает документ, который, по его утверждению, он обнаружил в материалах дела № 374 (об убийстве братьев Морозовых). Эта бумага была составлена Карташовым и представляет собой протокол допроса Потупчика в качестве свидетеля по делу об убийстве Павла и Фёдора. Документ датирован 4 сентября, то есть, согласно дате, составлен за два дня до обнаружения трупов.
По мнению Юрия Дружникова:
Критика и опровержения утверждений Дружникова
Возмущение брата и учительницы
После выхода книги Ю. Дружникова Вероника Кононенко выступила в газете «Советская Россия» и журнале «Человек и закон» с жёсткой критикой этого литературного расследования, оценив книгу Дружникова как клеветническую и полную собранных обманным путём подтасованных сведений. В подтверждение она процитировала письмо от Алексея Морозова, родного брата покойного Павла Морозова, согласно которому учительница Павла З. А. Кабина за искажение своих воспоминаний хотела подать на Дружникова в международный суд.
Из опубликованного Вероникой Кононенко письма Алексея Морозова, родного брата Павла:
Что за судилище устроили над моим братом? Обидно и страшно. Брата моего в журнале назвали доносчиком. Ложь это! Павел всегда боролся в открытую. Почему же его оскорбляют? Мало наша семья горя перенесла? Над кем издеваются? Двоих моих братьев убили. Третий, Роман, пришёл с фронта инвалидом, умер молодым. Меня во время войны оклеветали как врага народа. Десять лет отсидел в лагере. А потом реабилитировали. А теперь клевета на Павлика. Как всё это выдержать? Обрекли меня на пытку похуже, чем в лагерях. Хорошо, что мать не дожила до этих дней… Пишу, а слёзы душат. Так и кажется, что Пашка опять стоит беззащитным на дороге. …Редактор «Огонька» Коротич на радиостанции «Свобода» заявил, что брат мой – сукин сын, значит, и мать моя… Юрий Израйлевич Альперович-Дружников к нам в семью втёрся, чаи с мамой распивал, всё нам сочувствовал, а потом издал в Лондоне мерзкую книжку – сгусток такой отвратительной лжи и клеветы, что, прочитав её, получил я второй инфаркт. Заболела и З. А. Кабина, всё хотела в международный суд на автора подать, да где ей – Альперович живёт в Техасе и посмеивается – попробуй достань его, учительской пенсии не хватит. Главы из книги «Вознесение Павлика Морозова» этого писаки растиражировали многие газеты и журналы, никто моих протестов во внимание не принимает, правда о брате никому не нужна… Видно, одно мне осталось – облить себя бензином, и дело с концом!
Критика автора и его книги
Слова Дружникова противоречат воспоминаниям первой учительницы Павла – Ларисы Павловны Исаковой:
Журналистка В. П. Кононенко со ссылкой на учительницу Павла Морозова Зою Кабину подтверждает, что «именно она создала первый в деревне пионерский отряд, который и возглавил Павел Морозов».
Согласно статье В. С. Бушина, версия Дружникова, что убийцами были «некто Карташов и Потупчик», первый из которых был «оперуполномоченным ОГПУ», является клеветнической. Бушин ссылается на Веронику Кононенко, которая нашла «самого Спиридона Никитича Карташова» и брата Павла Морозова – Алексея. Указывая, что настоящая фамилия Дружникова – Альперович, Бушин утверждает, что кроме использования «красивого русского псевдонима Дружников», тот «втирался в доверие» к бывшей учительнице Павла Морозова Ларисе Павловне Исаковой, используя ещё одно имя — своего коллеги по редакции И. М. Ачильдиева. Наряду с утверждением непричастности Карташова к ОГПУ, Бушин обвиняет Альперовича-Дружникова в намеренных искажениях и подтасовках фактов в угоду своим воззрениям и убеждениям.
В 2005 году профессор Оксфордского университета Катриона Келли издала книгу «Comrade Pavlik: The Rise and Fall of a Soviet Boy Hero» («Товарищ Павлик: взлёт и падение советского мальчика-героя»). Келли утверждала в последовавшей полемике, что «хотя есть следы замалчивания и сокрытие второстепенных фактов работниками ОГПУ, нет никаких оснований полагать, что само убийство было спровоцировано ими».
Юрий Дружников заявил, что Келли использовала его работу не только в допустимых ссылках, но и повторив композицию книги, отбор деталей, описания. Кроме того, Келли, по мнению Дружникова, пришла к прямо противоположному заключению о роли ОГПУ-НКВД в убийстве Павлика. Согласно Келли, Дружников считал советские официальные материалы ненадёжными, но использовал их, когда это было выгодно для подкрепления его версии. По оценке Келли, Дружников опубликовал вместо научного изложения критики её книги «донос» с предположением о связи Келли с «органами». Келли не нашла большой разницы между заключениями книг и отнесла некоторые пункты критики Дружникова к недостаточному знанию им английского языка и английской культуры.
Расследование Главной военной прокуратуры
Советский юрист Александр Алексеевич Лискин (2 сентября 1919 – 21 июня 2001) принимал участие в дополнительном расследовании дела в 1967 году и запрашивал дело об убийстве № Н-7825 из архивов КГБ СССР. [25] Лискин указывал на «мордобой» и «фальсификацию» со стороны инспектора Титова, вскрытые во время следствия. В 1995 году Лискин запрашивал официальные справки о предполагаемой судимости отца Павлика, но органы внутренних дел Свердловской и Тюменской областей не нашли таких сведений. Лискин предложил проверить «тайные углы запылённых архивов», чтобы найти действительных убийц братьев Морозовых.
Лискин соглашался с доводами редактора отдела журнала «Человек и закон» Вероники Кононенко о свидетельском характере выступления Павлика на суде его отца и об отсутствии тайных доносов.
Решение Верховного суда России
Весной 1999 года сопредседатель Курганского общества «Мемориал» Иннокентий Хлебников направил от имени дочери Арсения Кулуканова Матрёны Шатраковой ходатайство в Генеральную Прокуратуру о пересмотре решения Уральского областного суда, приговорившего родственников подростка к расстрелу. Генеральная прокуратура России пришла к следующему выводу.
Приговор Уральского областного суда от 28 ноября 1932 года и определение судебно-кассационной коллегии Верховного Суда СССР от 28 февраля 1933 года в отношении Кулуканова Арсения Игнатьевича и Морозовой Ксении Ильиничны изменить: переквалифицировать их действия со ст. 58-8 УК СССР на ст. 17 и 58-8 УК СССР, оставив прежнюю меру наказания.
Признать Морозова Сергея Сергеевича и Морозова Даниила Ивановича обоснованно осуждёнными по настоящему делу за совершение контрреволюционного преступления и не подлежащими реабилитации.
Генеральная Прокуратура, занимающаяся реабилитацией жертв политических репрессий, пришла к выводу, что убийство Павлика Морозова носит чисто уголовный характер, и убийцы не подлежат реабилитации по политическим основаниям. Это заключение вместе с материалами дополнительной проверки дела № 374 было направлено в Верховный Суд России, который принял решение об отказе в реабилитации предполагаемым убийцам Павлика Морозова и его брата Фёдора.
Мнения о решении Верховного Суда
Согласно Борису Сопельняку, «в разгар перестроечной истерии больше всех старались [выбить любовь к Родине из молодёжи] так называемые идеологи, подпущенные к долларовой кормушке». По мнению Сопельняка, генеральная прокуратура тщательно рассмотрела дело.
Согласно Мауре Рейнолдс, Матрёна Шатракова умерла за три месяца до прибытия решения Верховного суда в 2001 году, и почтальон отказался передать решение её дочери