королев был закрытым городом до какого года

OpenTown Открытый город

королев был закрытым городом до какого года. nofoto. королев был закрытым городом до какого года фото. королев был закрытым городом до какого года-nofoto. картинка королев был закрытым городом до какого года. картинка nofoto. Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.

Как наукоград Королев превратился в социальное и

королев был закрытым городом до какого года. fotopreview 241 174. королев был закрытым городом до какого года фото. королев был закрытым городом до какого года-fotopreview 241 174. картинка королев был закрытым городом до какого года. картинка fotopreview 241 174. Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.

Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.

«Болевые» точки города

По данным областного правительства, жилищный фонд в Королеве на сегодняшний день составляет 5,96 миллионов квадратных метров. При этом еще недавно власти планировали возвести там дополнительно 1,67 миллионов квадратных метров жилья, где смогли бы жить 59,5 тысяч человек.

Что случилось в Королеве?

Как отмечал в своем весеннем выступлении губернатор Подмосковья, основными «болевыми» точками города на сегодняшний день являются: автомобильные пробки, аварийное и ветхое жилье, хаотичность застройки, слабая инженерная инфраструктура, дефицит кадров в здравоохранении. Здесь также остро не хватает поликлиник, детсадов, школ и спортивных сооружений, отсутствует необходимое количество парковочных мест.

В Королеве остро стоит проблема пробок, недостатка общественного транспорта. Там необходимо развивать полноценную, мультимодальную (с несколькими способами осуществления — прим.) систему общественного транспорта — рассказывает Блинкин. При этом речь идет не только о машинах, которых по мнению эксперта наоборот должно быть как можно меньше. «Дворы не должны быть заставлены автомобилями, для этого в городе нужно создать развитый «транспортный каркас». «Должна работать электричка, которая будет проходить не только по территории Королева, но всей Москвы и Московской области. Она должна проезжать через центр Москвы. При этом, необходимо сделать так, чтобы до станций этой электрички можно было добраться, к примеру, на скоростном трамвае» — рассказывает Блинкин. «Пока транспортная система развита плохо, это и вызывает автомобильные коллапсы».

Как выходить из кризиса?

«Необходимо переориентировать развитие Королева и начать создавать больше рабочих мест внутри самого города. Нужно поменять парадигму, взгляд на Королев в целом, и начать развивать его не как доступное жилье для тех, кто работает в Москве, а как самостоятельный, полноценный организм», — считает Михаил Блинкин. «Ресурс у Королева как у города, в котором можно работать, комфортно жить и отдыхать, очень большой. Не надо представлять, что это какое-то дальнее Подмосковье. Это крупный населенный пункт сразу за Московской кольцевой автодорогой. Там есть и парки, и объекты культурного наследия, конструктивизма. Есть целый комплекс исторических сооружений, которые необходимо не только сохранять, но и развивать вокруг них структуру туризма. Взять, к примеру, мемориальный дом-музей Марины Цветаевой, усадьбы Костино и Лапино-Спасское, Музей ракетно-космической корпорации «Энергия». Королев может быть одним из центров всей Московской агломерации», — уверен Блинкин. Для этого, по словам эксперта, необходимо полностью пересмотреть генплан города и внести в него изменения. «Если за счет нового строительства город уничтожается, это неправильно. Строительство должно вестись ради создания полноценного города», — говорит Блинкин.

Александр Савченко, председатель центра общественного контроля «Инициативный Королев»

В целом, наш город очень комфортный для проживания. Он зеленый, рядом расположен большой парк Лосиный остров, сам город чистый и приятный, но есть вещи, которые беспокоят. К примеру, в городе очень плохо развита социальная инфраструктура. В сфере образования не хватает квалифицированного персонала. Еще недавно была серьезная проблема нехватки детских садов. Сейчас она, к счастью, постепенно решается. За последние два года новые власти построили пять новых дошкольных учреждений.

Однако, катастрофическая ситуация со здравоохранением на всех уровнях сохраняется. По прежнему остаются проблемы с нехваткой поликлиник, с отсутствием сложной хирургии и нехваткой скорых. Огромная проблема с медицинским персоналом, хороших медиков — раз два и обчелся. Чуть что серьезное, сразу нужно ехать в Москву, потому что для того, чтобы попасть на прием к узкому специалисту, нужно стоять в очереди на талончик, подчеркну, не на прием, а только на талончик, целый месяц. В городе, к примеру, нет аппарата для гемодиализа, а это значит, что все люди с заболеваниями почек в Королеве лечиться не могут. Согласитесь, это тяжело, будучи больным человеком, ездить за медицинской помощью в другие города. Нет программы по работе с ВИЧ-инфицированными, так что им тоже приходится ездить наблюдаться в Москву. И это перечисление можно продолжить.

королев был закрытым городом до какого года. te url c62fb9410a33ea3dcd40ed85a2a945b1. королев был закрытым городом до какого года фото. королев был закрытым городом до какого года-te url c62fb9410a33ea3dcd40ed85a2a945b1. картинка королев был закрытым городом до какого года. картинка te url c62fb9410a33ea3dcd40ed85a2a945b1. Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.

Еще одна серьезная проблема — отсутствие работы. Какая-то работа, конечно, есть, но ее немного, и в основном, она низкооплачиваемая. По большей части это работа на космических и оборонных предприятиях, и в сфере обслуживания. А наша молодежь не заточена под такую работу, так что им приходиться ездить на заработки в Москву и Мытищи. Можно было бы заниматься предпринимательством, но условий для развития малого бизнеса нет: разрешения город не выдает, хотя два года назад глава города на «Форуме лидерства», говорил, что развитие малого бизнеса в Королеве в приоритете. На практике я узнал, что это не так. Даже когда мы с друзьями летом решили поставить бочки кваса, сделать небольшое уличное кафе, нам отказали в разрешении. И надо отметить, что за то лето из пятидесяти поданных заявлений предпринимателей, только по двум дали разрешение на торговлю.

Я люблю свой город, он прекрасен в плане экологии и терпим в плане транспорта, но жить в нем и зарабатывать, не выезжая в крупные соседние города, практически невозможно. А мне бы хотелось, что бы жители Королева чувствовали себя комфортно здесь и могли бы развивать город, зарабатывать в нем и получать все необходимые социальные блага.

Михаил Комаров, житель Королева

У нас, как в любом подмосковном городе, да и в самой Москве, есть проблемы с пробками. Чтобы выехать из города без проблем, нужно в семь утра уже сидеть в машине или в автобусе. Если выезжаешь в восемь утра, то все — ты проводишь очень много времени в пробке. В среднем, на дорогу в одну сторону (до Москвы — прим.) тратится около часа. Хотя иногда в пробке можно простоять и по два часа, по-разному бывает. Проблемы с выездом из города и въездом создают несколько вещей. Во-первых, через нас осуществляется транзит в Ивантеевку, поэтому, когда москвичу едут на дачи, трафик бывает особенно напряженным. При этом общественный транспорт, в пробках стоит также, как и все автомобилисты. Единственный вариант добраться до Москвы без пробок — это электричка: у нас есть железнодорожное сообщение с Москвой по ярославскому направлению, но электрички — не панацея, тем более, что многим удобнее передвигаться на своих автомобилях или общественным транспортом.

Во-вторых, наш город поделен на две части железной дорогой: на централью часть и микрорайон Юбилейный. Выходит, что Юбилейный, в котором, кстати, проживает около 30 тысяч человек, отрезан от выезда из города, и соединяет его с центральной частью только одна эстакада. Для такого количества жителей, одной эстакады явно не хватает. Власти обещали, что построят еще две эстакады, когда будет утвержден генплан, так что мы ждем, и надеемся, что они помогут разгрузить дорогу и исправить ситуацию. Сейчас выбираться из Юбилейного крайне неудобно. Например, я живу в центральной части города, а мой отец на другой стороне, и еду я к нему, как будто в другой город, хотя вроде бы в одном живем.

Я не эксперт, не могу говорить о перенаселенности, опираясь на исследования, но как коренной житель (я родился и вырос в Королеве), чувствую, что людей в городе больше, чем он может вместить. Помню, что Королев был просторным городом, людей и машин было меньше. Но 2000-х годах началась хаотичная точечная застройка, в городе начали возводить многоэтажных каменных монстров. Сейчас конечно, город ощущается, как перенаселенный и мне, да думаю и другим жителям в нем становиться тесно.

Источник

Город Королёв – от первого упоминания до сегодняшнего дня

королев был закрытым городом до какого года. 190575 original. королев был закрытым городом до какого года фото. королев был закрытым городом до какого года-190575 original. картинка королев был закрытым городом до какого года. картинка 190575 original. Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.

В эти выходные (с 4 по 6 сентября) наш город празднует свой очередной день рождения. Наукограду исполнилось 82 года. Однако его история длится намного дольше. Проследить её можно по исторической справке к архивному фонду отдела ЗАГС г.Королёв.

«Название Костино впервые появилось в писцовых книгах в 1585 году как деревня, принадлежащая дьяку В.Я.Щелкалову, ведавшему Посольским Приказом в царствовании Ивана Грозного.

В исторических документах первое упоминание о Болшеве относится к 1635 году (как владение боярина Шереметьева). В 1715 году на месте посёлка возникло первое промышленное предприятие — полотняный завод Ивана Тиммермана, сподвижника Петра I. Завод явился родоначальником фабрики «1 Мая».

В 1923 году начала своё существование фабрика «Передовая Текстильщица». Она была создана на основе двух фабрик (шерстоткацкой и шелкоткацкой), основанных в 1836 году в деревне Куракино и в 1875 году приобретённых братьями А. и В. Сапожниковыми.

В 1925 году в сельце Лапино на базе «Товарищество Ф.Рабенека» была образована прядильная фабрика «1 Мая».

В 1925 году территория нынешнего города Королёва состояла из четырёх сельских советов: Болшевский, Бурковский, Костинский и Максимковский. Все они входили в состав Пролетарской волости Московского уезда.

В 1926 году Болшево получает статус дачного посёлка, в состав Болшево вошли деревни Городище и Власовка.

В 1927 году на заседании Губернской административно-территориальной комиссии было принято решение об утверждении рабочих посёлков:

• при Мытищинском орудийном заводе № 8 им.Калинина

• при фабрике им.Сталина

• при фабрике «Передовая Текстильщица».

В 1928 году 21 мая Постановлением президиума ВЦИК были образованы:

• рабочий посёлок Калининский при Мытищинском заводе № 8

• рабочий посёлок Сталинский при фабрике имени Сталина (в него вошли сельцо Лапино, деревни Комаровка и Баскаки, Новые Горки)

• рабочий посёлок «Передовая Текстильщица» при фабрике «Передовая Текстильщица».

10 января 1929 года на заседании Бюро Губернской Избирательной комиссии было принято решение о присоединении посёлка «Старые Горки» к посёлку Сталинский.

В 1929 году в Пролетарской волости было 13 сельских советов, в том числе Болшевский, Бурковский, Костинский, Максимковский и несколько рабочих посёлков: Калининский, Сталинский и «Передовая Текстильщица».

После ликвидации Пролетарской волости её территория вошла в состав Мытищинского района. Были упразднены Бурковский и Максимковский сельские советы, они вошли в состав Болшевского с/с и Сталинского с/с.

Таким образом, к концу 1929 года на территории Пролетарской и частей Коммунистической и Пушкинской волостей Московского уезда был образован Мытищинский район. В состав района вошли дачный посёлок Болшево, посёлок Костино, рабочие посёлки: Калининский, Сталинский и «Передовая Текстильщица».

Постановлением Президиума Московского областного Совета депутатов трудящихся от 01.12.1938 года №1153 «О преобразовании села Костино в рабочий посёлок Костино Мытищинского района» село Костино было преобразовано в рабочий посёлок Костино. Причиной было то, что население Костино было занято преимущественно на промышленных предприятиях.

Город Калининград Московской области был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.12.1938 года №1458/7, принятого в соответствии с Постановлением Президиума Московского областного Совета депутатов трудящихся от 13.12.1938 года «О преобразовании Калининского рабочего посёлка Мытищинского района в город Калининград». Это было сделано ввиду значительного роста населения. Как и посёлок Калининский, город Калининград подчинялся Мытищинскому районному Совету депутатов трудящихся.

Постановлением Президиума Московского областного Совета депутатов трудящихся «О преобразовании рабочего посёлка Костино в город» от 21.08.1939 года №1887 ввиду значительного роста населения в рабочем посёлке Костино, этот посёлок был преобразован в город Костино.

К концу 1939 года на территории нашего города было два города: Калининград и Костино, дачный посёлок Болшево, два рабочих посёлка: Сталинский и Текстильщик.

В соответствии с Решением Исполкома Московского областного Совета депутатов трудящихся №946/23 от 28.07.1960 года город Калининград и город Костино были объединены в один город Калининград, который был позднее отнесён к категории городов областного подчинения.

Этими же нормативными документами центр Мытищинского района был перенесён в город Калининград, район стал называться Калининградским.

королев был закрытым городом до какого года. vqm nqk9ary. королев был закрытым городом до какого года фото. королев был закрытым городом до какого года-vqm nqk9ary. картинка королев был закрытым городом до какого года. картинка vqm nqk9ary. Одна из крупнейших в мире Московская агломерация растет как на дрожжах. Ежегодно население Подмосковья увеличивается почти на 100 тыс. человек. По официальным данным, в 2014 г. оно составляло 7,133 млн жителей, а в 2016-м — 7,312 млн. При этом строительство новых домов по прежнему продолжается: в 2015 г. сдано 8,5 млн квадратных метров жилья, а в 2016-м планируют построить еще 5,8 млн квадратных метров. Этот бурный рост сопровождается проблемами нехватки инфраструктуры и перенаселенностью, столичная периферия становится похожей на гетто. Подмосковный город Королев стал одним из примеров такого «строительного безумия», хаотичной, плотной многоэтажной жилой застройки. На сегодняшний день, Королев находится на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Rus2Web поговорил с экспертами и выяснил, когда закончится хаотичная застройка Королева и что стало первоначальной причиной инфраструктурного кризиса.Станция “Подлипки”, 1966 год

В состав вновь образовавшегося района вошли и посёлки: Болшево, Сталинский и Текстильщик.

Решением Мособлисполкома №1408 от 28.11.1960 года в черту посёлка Текстильщик Калининградского района были включены территории 43 и 45 кварталов города Мытищи.

В 1962 году посёлки Болшево, Первомайский (Сталинский), Текстильщик были отнесены к Пушкинскому району.

27 апреля 1963 года принято объединённое решение №272/236 Исполнительных комитетов Московского областного сельского и Московского областного промышленного Совета депутатов трудящихся «О составе сельских укрупнённых районов, административной подчинённости рабочих и дачных посёлков, расширения черты городов, образовании рабочих посёлков и сельсоветов». Согласно данному решению, поселковые Советы посёлков Болшево, Первомайский и Текстильщик стали подчиняться Совету депутатов трудящихся города Калининграда.

Указом Президента России №1020 от 08 июля 1996 года город Калининград был переименован в город Королев.

В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области Б.Громова от 03.04.2003 за №76-ПГ рабочие посёлки Первомайский, Текстильщик и дачный посёлок Болшево (ранее находившихся в административном подчинении города Королёва Московской области) объединены с городом Королёвом Московской области.»

Дополнение от редакции ЧК: 15 мая 2014 года состоялось объединение города Королёв и города Юбилейный. Именно в этот день Московская областная Дума приняла законы «О преобразовании городских округов Королёв и Юбилейный, статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования» и «Об объединении городов областного подчинения Королёв и Юбилейный Московской области и внесении изменения в Закон Московской области «Об административно-территориальном устройстве Московской области».

Источник

История города Королев

Калининград был образован в 1938 г. на основе пос. Калининский. В 1960 г. в его состав был включен г. Костино, в 1963 г.—рабочие поселки Первомайский и Текстильщики и дачный поселок Болшево. Слияние этих населенных пунктов в единый городской организм происходит и в настоящее время.

Самая древняя часть города—Болшево. (В документах XVI—XVIII вв. писалось Большево или Большово. Мы даем современное написание Болшева, за исключением выписок из документов.) В XII в. по Клязьме в районе Болшева находилось городище славянского племени вятичей. Через. Болшево проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское. Начинался он от устья Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки, с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая р. Работня, начинался восьмикилометровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище. Являясь своего рода контрольным пунктом, Болшевское городище практически было нежилым.

Мимо Болшева, из Киева во Владимир, проследовал со своей дружиной князь Андрей Боголюбский в 1159 г. В письменных источниках XVI в. под 1585, и 1586 гг. впервые называются деревни Болшево и Костино как владения думного дьяка Василия Щелкалова, видного государственного деятеля при Иване IV.

В 1620 г. по государевой грамоте с. Болшево с принадлежащими ему деревнями Городище и Комаровка перешло во владение боярина Ф.И. Шереметева. В 1651 г. “вотчина Шереметева. Болшево. дана внуку его князю Михаилу Одоевскому. ”. В 1678 г. к Болшеву значились приписанными деревни Городище, Баскаки, Комаровка, Новинки и Власово. В 1682 г. в селе находилось 25 дворов крестьянских и восемь прочих (старосты, конюхов, попа). В 1776 г. князь П.И. Одоевский “предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета” на содержание учреждённого им убежища для бедных. (Отсюда произошло название Комитетский лес—ныне один из микрорайонов города.) В 1786 г. вместо деревянной церкви Космы и Дамиана в селе была построена каменная в стиле раннего классицизма. Первым каменным строением в округе была церковь в с.Костине, сооружения в 1695 г. (не сохранилась). В середине XVIII в. владелец сельца Лапина (Спасское), близ Болшева (сейчас территория пос. Первомайский), помещик П. Пастухов устроил полотняную фабрику, первое промышленное предприятие на территории будущего города. На ней работали принадлежавшие ему крепостные крестьяне. Позднее фабрика была взята в казну (за недоимки владельца по питейному сбору в Ярославской губернии). Находясь в секвестре, она не работала, а крестьяне (66 мужчин) еще в 1781г. были отпущены на “прокорм” на полотняную фабрику И. Тамеса в Москве. В 1799 г. фабрика была возвращена наследникам, а в 1803 г. продана крупному московскому купцу Ф. И. Пантелееву. В это время в Спасском оставалось 11 крестьян мужского пола. Пантелеев переоборудовал фабрику под шелковую (для шелкового производства, как он считал, легче было найти мастеров) и освободил приписных к фабрике крестьян (39 человек). В 1845 г. фабрика находилась в руках Ф. Ф. Пантелеева и значилась бумаготкацкой; на ней работало 62 человека, было 60 станов и вырабатывалось продукции на 49 тыс. руб. В 1853 г. число рабочих на фабрике выросло до 220. В 1866 г. она стала бумагопрядильной (ныне бумагопрядильная фабрика им. 1 Мая).

В местечке Мальце-Бродово, также вблизи Болшева (ныне совхоз “Лесные Поляны”), в 1843 г. появилась шелковая и полушелковая фабрика Ф. М. Фомичева. В 1853 г. там было занято 100 рабочих и вырабатывалось продукции на 100 тыс. руб.

Недалеко от Болшева находились два сельца: Куракино и Максимково (вошли в черту пос. Текстильщики). В 1853 г. там работали две шерстоткацких фабрики: И. Ф. Водолеева и Ф. М. Устинова, на которых было занято около 200 рабочих, имелось свыше 150 единиц оборудования (машины, станы) и производилось продукции на 64 тыс. руб. (Существовало второе сельцо Куракино, на месте которого расположен район Калининграда Новые Подлипки.)

В самом Болшеве в середине XIX в. довольно крупным предприятием стала бумагокрасильная фабрика (позднее товарищество) Ф. А. Рабенека (ныне Болшевский машиностроительный завод). Она была основана в 1827 г. Это было первое крупное бумагокрасильное заведение в Московском уезде. В 1853 г. на фабрике насчитывалось 180 рабочих, имелось две машины и 19 котлов, продукции производилось почти на 142 тыс. руб. (окраска бумажной пряжи в красный цвет).

Таким образом, в черте современного Калининграда (в Болшеве, Куракине и Лапине), а также в близлежащем местечке Мальце-Бродово накануне крестьянской реформы насчитывалось около 700 рабочих и вырабатывалось продукции примерно на 350 тыс. руб.

Реформы 60-х гг. XIX в. принесли населению этих мест лишь одно новшество: в 1863 г. в Болшеве была открыта начальная школа для крестьянских детей, а вскоре открылось земское училище в Костине. На средства либерально настроенного фабриканта С. В. Алексеева (отца К.С. Станиславского), владельца соседнего сельца Любимовка, при школе было устроено общежитие для 18 детей из отдаленных селений с бесплатным питанием.

В 1875 г. братья А. и В. Сапожниковы перевели в Куракино часть своей московской (основанной в 1837 г.) шелкопрядильной и шелкоткацкой фабрики. Куракинская фабрика (ныне “Передовая текстильщица”) производила лучшую в мире парчу, которую покупали Монголия, Тибет и другие страны.

К 1885 г. фабрика в Лапине преобразовалась в Товарищество Лапинской мануфактуры—комбинированное предприятие с бумаготкацким и бумагопрядильным производством. В конце XIX в. она вошла в состав акционерного общества Болшевской мануфактуры, созданной на основе фабрики Товарищества Ф. Рабенека. Таким образом все бумагопрядильное, буматоткацкое и бумагокрасильное производства сконцентрировались в одних руках. В дальнейшем лапинская фабрика отдельно по документам не прослеживается, а фигурирует как Болшевская бумагопрядильная фабрика Товарищества Ф. Рабенека.

Все промышленные предприятия черпали резервы рабочей силы не только в селах и деревнях, на землях которых они находились, но и в близлежащих—Костине, Буркове, Власовеи др., вошедших впоследствии в черту города. В этой округе1899 г. насчитывалось около 3 тыс. жителей. Все трудоспособное крестьянское население оказалось связанным с фабричным производством. На большинстве предприятий в конце XIX в. были открыты больнички (по четыре-пять коек) и начальные училища для рабочих.

В конце XIX—начале XX в. болшевские и костинские земли начали интенсивно скупать иностранные предприниматели. Некоторые из них являлись владельцами фабрик и мaнyфактур, расположенных в соседних уездах: Г. Миндер, А. Прове—пайщики Вознесенской мануфактуры, Краузе—владелец бумаготкацкой фабрики в Щелкове.

По мере расширения производства исчерпывались местныересурсы рабочей силы. Стали прибывать на заработки крестьяне из других уездов губернии.

Условия труда и быта, особенно на торфоразработках, где применялся ручной труд, были каторжные. Рабочий день на фабриках длился 11—12 часов (у Ф. Рабенека—14 часов). В некоторых цехах красильной фабрики температура воздуха поднималась до 50°. Санитарная инспекция по проверке условий быта и труда на фабриках Московской губернии отмечала, что “в красильных мастерских воздух до такой степени насыщен водяными парами, что они сгущаются в виде сильного тумана, часто не позволяющего различать предметы на расстоянии одного аршина”. Жили рабочие в казармах. Семейным отводились каморки площадью 4—8 кв. м на четыре-пять человек. Вентиляция в помещении отсутствовала, пищу готовили здесь же, влажность воздуха доходила до 80%.

Дети и подростки составляли около 20% всех рабочих на фабриках (на лапинской-30%). Зарплата малолетнего была в 4—5 раз, а на фабрике Сапожниковых в 8 раз ниже, чем у рабочего-мужчины, и в 2-3 раза ниже, чем у женщины-работницы.

Судьба рабочего полностью находилась в руках фабриканта. Одна треть заработка отбиралась у рабочего в виде штрафов. Под любым предлогом рабочие могли быть уволены. Когда в 1895 г. на прядильной фабрике сломался паровой котел, хозяин уволил сразу 160 человек, оставив их семьи без средств к существованию.

Товарищество Ф. Рабенека в Болшеве в 1903 г. довело годовое производство до 2 с лишним млн. руб.; число рабочих превысило 500. Шелкоткацкая и крутильная фабрика Сапожниковых в Куракине в том же году имела свыше 800 рабочих; годовое производство составило свыше 500 тыс. руб. Эти результаты лишь отчасти были следствием технических усовершенствований. Фабриканты добивались роста производства за счет систематически усиливавшейся эксплуатации рабочих. Поэтому вся округа в 1905 г. была втянута в сферу революционных действий. Большое значение имела близость таких крупных промышленных центров, как Мытищи и Щелково.

Летом 1905 г. болшевские рабочие выступили в поддержку требований бастующих рабочих Мытищинского вагоностроительного завода. В начале июня они объявили забастовку и вступили в переговоры со щелковскими рабочими об организации общей забастовки в районе Мытищи—Щелково. В Болшеве возникли первые марксистские кружки и организация РСДРП. Их создателями были Е. В. Ганин, С. Н. Соловьев и И. Е. Ласточкин, которые имели постоянную связь с Московской окружной партийной организацией, получали из Москвы листовки и брошюры. На митингах и собраниях в Болшеве выступали агитаторы из Москвы. 14 октября текстильщики Куракина присоединились по призыву рабочих Мытищинского вагоностроительного завода к Всероссийской политической забастовке. В начале декабря рабочие фабрик Болшева и Куракина вновь остановили производство. 15 июня 1906 г. был проведен митинг в лесу в 3 верстах от Мытищ; в тот же день назначался митинг в лесу около с. Костина, но он не состоялся.

После поражения первой русской революции болшевским большевикам пришлось уйти в подполье, но они продолжали революционную работу среди рабочих. С новым революционным подъемом болшевские рабочиевключились в активную политическую жизнь. В знак протеста против расстрела на Ленских золотых приисках в 1912 г. рабочие прядильной фабрики Рабенека в одном из цехов провели митинг, на котором выступали рабочие из Мытищ, слесари Ф. В. Попенков и П. О. Тихомиров. Была принята резолюция, гневно осудившая царских палачей. Ни ораторов, ни организаторов митинга полиции не удалось арестовать.

В период первой мировой войны на территории бумагокрасильной фабрики разместился госпиталь. Фабричная организация РСДРП умело использовала пребывание раненых, недовольных войной и царским правительством солдат для революционной агитации. На фабриках распространялись листовки с требованиями прекратить ненужную войну, дать народу землю и хлеб.

В день, когда совершилась Февральская революция, рабочие в Болшеве прекратили работу. С красными полотнищам на которых мелом было написано “Да здравствует свобода!”, “Долой царское самодержавие!”, с песнями ликующая толпа направилась к фабрике. На митинге был избран фабричный комитет (Е. В. Ганин, И. Е. Ласточкин и другие). Выступал Е. В. Ганин. Было принято решение арестовать полицию. На следующий день избрали депутатов в Московский Совет рабочих депутатов: С. Е. Шагова, И. Е. Ласточкина, П. И. Богомолова. В июне при фабрике был создан отряд Красной гвардии. Рабочих поддержал сход крестьян с. Болшева: в октябре он принял резолюцию о переходе власти в руки Советов.

Село Костино вплоть до революции оставалось владением богатых помещиков. В середине XIX в. оно принадлежало князьям Долгоруковым, а затем гофмейстеру царского двора М. Д. Жеребцову. Последним владельцем Костина был фабрикант Крафт.

Незадолго до революции в 5 км от Костина, на месте богатого имения чайного фабриканта С. В. Перлова, возник дачный поселок. На территории усадьбы находились двухэтажный каменный дом, манеж, конный двор, кузница, фруктовый сад. Хозяин проиграл имение на скачках. Новые владельцы продали лес и земли под дачи. В московских газетах появились объявления об устройстве дачного поселка недалеко от Москвы по Щелковской ветке Ярославской железной дороги. Предприниматели обещали застройщикам сделать поселок одним из самых благоустроенных в Подмосковье: с парком, скверами, спортивными павильонами, плавательными бассейнами, асфальтированными проспектами (в России в то время асфальт еще не применялся), с телефонами на дачных участках. Еще не было построено ни одной дачи, а на 17-й версте от Москвы, между Мытищами и Болшевом, в 1914 г. появился полустанок с необычным названием Вилла Подлипки.

Накануне Февральской революции бывшее имение Перлова приобрело английское акционерное общество “Бекос” и приступило к строительству завода военных самоходов. Но развернуть полностью производство англичане не успели: началась революция. После Февральской революции рабочие завода выступили в поддержку большевиков. В марте избрали на заводе Совет рабочих депутатов, участвовали в первомайской демонстрации в Мытищах, в забастовке протеста вдень открытия так называемого Государственного совещания в Москве 12 августа, 11 сентября приняли резолюцию с требованием демократической республики, вооружения рабочих, рабочего контроля над производством, права наций на самоопределение.

Установление Советской власти в Болшеве и других населенных пунктах этой округи прошло мирным путем. В октябрьские дни отряд Красной гвардии из рабочих болшевской фабрики в составе 42 человек выступил на помощь сражающимся с юнкерами рабочим Москвы.

В годы гражданской войны многие рабочие Болшева ушли на фронт. Коммунисты прядильной фабрики И. Е. Ласточки М. М. Колбенов, И. А. Спицын в боях под Новохоперском проявили стойкость и мужество, оцененные Политотделом Южного фронта как “выдающиеся перед социалистической республикой”. Болшевские фабрики в годы гражданской войны не работали: не было топлива и сырья. Последние тонны хлопка поступили в августе 1918 г. Тем не менее делаются первые шаги по налаживанию экономической жизни, используются в хозяйственных целях помещичьи имения. Так, в 1918 г. крестьяне с. Болшева собственными силами создали небольшую электростанцию, приспособив под нее машину, взятую с водокачки помещичьего имения.

В освободившихся домах помещиков открылись детские дома и детские колонии для беспризорных детей, клубы и Народные дома. В Болшеве в первые послереволюционные годы было создано четыре детских учреждения для 535 детей открылся вечерний университет политических знаний, занятия в котором проводили квалифицированные пропагандисты, среди которых были большевики с большим опытом революционной работы (И. Е. Ласточкин). Заметный след в истории города оставила группа питерских рабочих-большевиков, о чём следует рассказать особо. В 1918 г. из Петрограда, на подступах к которому стоял интервенты, было решено эвакуировать некоторые заводы. Вместе с заводами уезжали рабочие, многие с семьями. Часть оборудования перевозили по железной дороге, часть—на баржах по рекам. Эвакуация длилась более года. Так в Москве и в Подмосковье оказались рабочие-питерцы с семьями. Протокол заседания Малого СНК от 5 апреля 1920 г. в котором был пункт о переселении в Подлипки группы рабочих, был подписан В. И. Лениным. Так, в пустовавших дачах в Подлипках поселились И. А. Поливанов, С. С. Ульянов, М. А. Барабанов, В. 3. Зимин, Г. П. Емельянов—соратники М. И. Калинина по подпольной работе в Петербурге в 1911— 1912 гг. и Т. Р. Соловьев.

Питерские рабочие вели в округе большую политическую работу. Все участвовали в субботниках, которые устраивались тогда довольно часто. Есть их заслуга и в налаживании культурной жизни. В 1920 г. в одном из зданий в Подлипках они помогли оборудовать клуб. Созданный при их участии драматический кружок ставил пьесы Островского и Гоголя, выезжал с постановками на заводы и фабрики.

В 1920 г. в бывшем имении Крафта в Костине был организован совхоз. Здесь с 17 января по 1 марта 1922 г. жил и работал В. И. Ленин. За полтора месяца жизни в Костине Владимир Ильич написал более 190 документов по вопросам партийного, государственного и хозяйственного строительства, внешней политики Советской Республики. Дом, в котором жил Ленин, решением партии в 1939 г. превращен в музей В. И. Ленина.

С 1921 г. экономика Болшева и округи постепенно восстанавливается и набирает силу. В этом году в соответствии с планом ГОЭЛРО бумагопрядильная и ткацкая фабрика (бывш. Ф. Рабенека) переоборудуется в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Она стала снабжать электроэнергией Мытищинский вагоностроительный завод, Мытищинскую водоподъемную станцию, подававшую воду в Москву. Электростанция питалась торфом. Она проработала до конца 1924 г., а 1 мая 1925 г. вновь была пущена как прядильная фабрика. В честь знаменательного дня пуска фабрика стала называться им. 1 Мая.

В 1922 г. начала работать фабрика бывш. Сапожниковых в Куракине. Станки к этому времени пришли в нерабочее состояние. Квалифицированных рабочих осталось очень мало, специалистов не было. Рабочие сами ремонтировали станки, устраивали воскресники по добыче топлива на торфяных болотах. Ткачихи Н. Мотова, К. Бабаева, В. Васильева выступили инициаторами почина: одна ткачиха обслуживает два станка. Почин стал известен в Подмосковье. Перенимать передовой опыт приезжали с других текстильных предприятий.

В 1923 г. фабрика неоднократно выходила победительницей социалистическом соревновании московских фабрик Шелкотреста. Ей было присвоено название “Передовая текстильщица”.

В 1923 г. в Подлипках было закончено строительство первого значительного по тому времени сооружения — водонапорной башни. На торжества приехали М. И. Калинин и председатель СНК Украины В. Я. Чубарь. Гости сфотографировались вместе с рабочими, среди них были и питерцы. Затем клубе состоялось собрание, с докладом выступил М. И. Калинин, кадровым рабочим вручили персональные приветствие В Музее М. И. Калинина в Москве хранится автограф Калинина: “Приехал впервые, надеюсь, не в последний раз 8. XI. 1923 г.”. И действительно, Всероссийский староста не однократно потом приезжал в гости к рабочим, к своим друзьям по Питеру. Бумагокрасильная фабрика бывш. Ф. Рабенека с 1921 г. приспособленная под мельницу, в 1930 г. послужила базой для создания Болшевского машиностроительного завода (БМЗ) по производству машин для пищевой промышленности. К началу 30-х гг. кадры рабочих выросли на всех предприятиях. На фабрике им. 1 Мая в 1931 г. насчитывалось 1,8 тыс. рабочих; на фабрике “Передовая текстильщица” —около 400 человек. В 30-е гг. на предприятиях зарождается и получает широкое распространение стахановское движение. Его зачинателем на “Передовой текстильщице” была ткачиха М. Н. Дворянинова. Она первой стала работать на четырех станках; в 1939 г. ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. На фабрике им. 1 Мая первыми стахановцами были Е. В. Ганин (до революции—организатор марксистских кружков в Болшеве) и Н. М. Соловьева.

В 1925 г. в Костине по инициативе Ф. Э. Дзержинского была создана трудовая коммуна (она носила название Болшевской трудкоммуны им. ОГПУ №1) по перевоспитанию правонарушителей, которым срок заключения заменялся работой в коммуне.

При непосредственном участии коммунаров в селе были построены спортивно-обувная фабрика и спортивно-механический завод. Коньки, лыжи, теннисные ракетки, спортивная обувь и одежда с маркой “Болшевская трудкоммуна” расходились по всей стране. Сами коммунары увлеченно занимались спортом. Они построили стадион, на котором проходили международные футбольные встречи. Из воспитанников коммуны вышли заслуженные мастера спорта В. Д. Трофимов и И. И. Конов.

В Болшевской трудкоммуне бывали А. М. Горький, Н. К. Крупская, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, А. Н. Толстой Б. Шоу, А. Барбюс. А. М. Горький проявлял постоянный и большой интерес к трудкоммуне. Он подарил коммунарам библиотеку в 3 тыс. томов, которая стала основой современной костинской массовой библиотеки. Он со вниманием относился к литературным способностям коммунаров, из среды которых вышли известные впоследствии поэты П. И. Железнов и В. В. Державин.

В 1932 г. по рекомендации А. М. Горького в коммуну при ехал молодой пианист и композитор А. Г. Двейрин, (он был аккомпаниатором советского исполнителя-виртуоза на балалайке Б. С. Трояновского). Под его руководством в коммуне развернулась широкая самодеятельность (в ней участвовало 900 человек). Были созданы духовой оркестр, танцевальная группа, оркестр народных инструментов, хор, театральны кружок, оркестр неаполитанских народных инструментов. Эти коллективы не раз занимали первые места на конкурсах художественной самодеятельности. Об искусстве болшевских коммунаров очень тепло отзывались А. В. Нежданова, Н. С. Голованов, С. С. Прокофьев, Р. Роллан.

Та часть Костина, где располагалась трудкоммуна, приобрела в 30-е гг. черты рабочего поселка с кирпичными четырех этажными домами, в которых жили коммунары, двухэтажной больницей (сейчас городская больница № 2), фабрикой-кухней, учебным комбинатом, где размещалась семилетняя школа (сейчас школа № 2), клубом. Первая благоустроенная улица в Костине называлась Шоссе коммунаров (сейчас улица Дзержинского—главная улица костинской части Калиниграда).

Другая часть Костина оставалась селом, где единственным культурно-просветительным учреждением была изба-читальня, на которую выписывались в 1929 г. четыре газеты и три журнала.

В конце 20-х гг. наблюдается формирование (и юридическое оформление) рабочих поселков, которые впоследствии стали частями Калининграда; в них утверждаются и развиваются нормы городской жизни: растет население, ведется благоустройства, экономическое и культурно-бытовое строительство. Рабочий поселок, образовавшийся около фабрики им. 1 Мая, выделился со временем из с. Болшева. В 1926 г. он насчитывал свыше 4 тыс. человек. В с. Болшеве проживало в это время 220 человек. В дальнейшем рабочий поселок Болшево получил название Первомайский. В 1927—1930 гг. началась электрификация Болшева, а в 1934 г. там впервые появилось уличное освещение. В 1935 г. началась электрификация Костина. Оба поселка радиофицировались и телефонизировались.

С 1928 г. до конца жизни (1942 г.) в Болшеве жила русская революционерка В. Н. Фигнер; здесь она написала книгу “Запечатленный труд”. (В 1974 г. на доме, где жила В. Н. Фигнер, была установлена мемориальная доска.) В 1927 г. при фабрике “Передовая текстильщица” возник поселок Текстильщики (с 1928 г. отнесен к категории рабочих поселков); в его состав вошли Куракино и Максимково.

В 1928 г. к категории рабочих поселков был отнесен и пос. Подлипки. Ему присвоили название Калининский. Здесь началось строительство первых четырехэтажных кирпичных домов, появились первые улицы. В 1929 г. построили кирпичный двухэтажный клуб (сейчас детский клуб им. Калинина). С первых дней клуб стал центром культурной жизни зарождающегося города, при нем работали самодеятельные кружки. В 1932 г. в Калининском открылась первая средняя школа (сейчас школа № 1). Учительница этой школы Е. А. Кушниренко первой из учителей города была награждена орденом Ленина. В середине 30-х гг. здесь построили больницу. Долгие годы главным врачом ее был заслуженный врач РСФСР Ю. О. Ботнер.

Дальнейшее развитие экономики и других форм городской жизни и рост населения дали основание для преобразования пос. Калининского в декабре 1938 г. в г. Калининград Мытищинского района. Тогда же получило статус рабочего поселка Костино.

На 17 января 1939 г. в Калининграде насчитывалось 28,1 тыс. жителей. Первым председателем горсовета избрали В. И. Болдырева. Его именем названа ныне улица в городе. На первой сессии городского Совета обсуждались вопросы жилищного строительства и плановой застройки города. В 1940г. получил статус города и рос. Костино. В 1939 г. там насчитывалось 15,9 тыс. жителей.

В городе был сформирован истребительный батальон, отряд ополченцев-калининградцев влился в московскую дивизию. В октябре-ноябре калининградцы участвовали в сооружении оборонительных линий вокруг Москвы в районе Лобни, Истры, Можайска и лесных завалов вдоль Ярославской железной дороги от Москвы-3 до ст. Валентиновка. Зимой 1941 г. население было мобилизовано на добычу торфа и строительство семикилометровой узкоколейной железной дороги до Торфо-предприятия. Узкоколейка была построена в трехмесячный срок и на протяжении всех военных лет снабжала топливом Калининград, Костино, Мытищи, рабочие поселки.

В город стали поступать эшелоны с ранеными. Было создано семь госпиталей. Они размещались в домах отдыха санаториях, школах

Калининградцы вместе с жителями Мытищинского района собрали более 3 млн. руб. на постройку эскадрильи самолетов, 2,5 млн. руб. на постройку танковой колонны.

На “Передовой текстильщице” было установлено свыше 100 новых станков и машин. К концу первой послевоенной пятилетки по сравнению с довоенным, 1940 г. увеличился выпуск продукции, расширился ассортимент, повысилось качество, снизилась себестоимость. От полушелковых тканей перешли к производству и массовому выпуску чисто шелковых, платяных. Передовые рабочие М. Н. Дворянинова, А. А Громова, О. П. Семина, Н. М. Бурцева внедрили на фабрике новаторский почин главного инженера пироговской фабрики “Пролетарская победа” Ф. Л. Ковалева, открывшего новые возможности повышения производительности труда в текстильной промышленности. Производительность труда на фабрике возросла на 17%. Пятилетка была выполнена досрочно. Предприятие из убыточного стало рентабельным. Коллектив фабрики им. 1 Мая в ноябре 1949 г. превысил довоенный уровень выпуска пряжи на 6%. На Болшевском машиностроительном заводе были освоены новые машины—вафельный и рыборазделочный автоматы, дрожжевой сепаратор. В следующей пятилетке завод изготовил 18 новых видов машин для механизации трудоемких работ в молочной, мясной и рыбной промышленности. В 1958 г. выпуск продукции по сравнению с 1940 г. увеличился в 6 раз. В 1959 г. на ВДНХ демонстрировался пастеризатор для молока, сделанный на БМЗ. Первые в стране агрегаты для охлаждения 10 т молока в час и пастеризатор для вина были также изготовлены на Болшевском заводе.

В послевоенные годы в Калининграде появляется еще ряд новых предприятий: технохимзавод по производству технических тканей, филиал дмитровской фирмы “Юность”, выпускающий детскую одежду, завод “Металлопосуда”. Детищем четвертой пятилетки явился Костинский домостроительный комбинат, одним из первых в стране освоивший новый вид продукции — заводское домостроение: сборные щитовые жилые трехкомнатные дома с утеплителем из минеральной ваты. Первые дома и школы для строителей БАМа были изготовлены на ДСК.

В 1950 г. на комбинате был пущен первый конвейер, что позволило увеличить выпуск домов почти в 2 раза. В 1954 г. было изготовлено сборных домов в 3,4 раза больше, чем в 1950 г. 1956—1965 гг. явились важным этапом в техническом перевооружении комбината: были созданы мощные пневмо-транспортные системы. В 1960 г. ДСК первым в стране перешел на изготовление древесностружечных плит из отходов. Продукция комбината выставлялась на ВДНХ в 1961 и 1964 гг., дважды награждалась дипломами II степени. В 1963г. были получены первые изделия из поливинилхлорида и полистирола, начато строительство цеха пластмасс для выпуска плитки из полихлорвинила.

В 1958 г. развернулось соревнование за коммунистическое отношение к труду. Уже через 5 лет в этом соревновании участвовало около 90% рабочих, служащих, инженерно-технических работников города.

В 1967 г. ткачи бригады С. А. Рязанова (“Передовая текстильщица”) перешли на обслуживание шести станков вместо четырех. Бригада одной из первых закончила план восьмой пятилетки. Ткачиха Г. А. Казакова стала обслуживать 10 станков вместо 6 по норме; она была награждена орденом Октябрьской Революции.

Около 700 рабочих фабрик им. 1 Мая и “Передовая текстильщица” поддержали почин костромской ткачихи В. П. Плетневой—выполнить годовой план 1967 г. к 50-летию Советской власти, а пятилетний—к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Быстрый рост населения Калининграда, Костина, поселков потребовал интенсивного жилищного строительства. В 1947 в южной части Калининграда был построен поселок 30 лет Октября.

До войны на одной из главных улиц Калининграда—Циолковского — стояло всего два пятиэтажных каменных дома. В годы первых послевоенных пятилеток улицу застроили пятиэтажными домами, в одном из которых открыли первый в Калининграде универмаг (и по сей день это один из крупных магазинов города). Были построены новая трехэтажная поликлиника, средняя школа.

При активном участии жителей был разбит парк культуры и отдыха; осенью 1950 г. близ Калининграда заложили 18 га леса и лесопарк.

По инициативе молодежи фабрики “Передовая текстильщица” в 1950 г. в поселке построили стадион.

В 1955 г. началось строительство стадиона в Калининград. Сейчас это один из лучших стадионов в Подмосковье. В нем плавательный бассейн, трибуны на 10 тыс. зрителей, залы для тренировок и занятий секций.

В 1955—1960 гг. вырос новый жилой массив Калининградские Черемушки. В 1956—1957 гг. в квартиры калининградцев и костинцев начал поступать газ.

В годы семилетки в Калининграде, одном из первых городов страны, началось крупнопанельное и крупноблочное строительство. Почти все жилые дома строились индустриальным методом, в результате была достигнута самая низкая в Московской области фактическая стоимость строительства 1 кв. м; были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 526 тыс. кв. м.

Рост населения Калининграда (в 1959 г.—41,4 тыс. жителей) и Костина (в том же году—30,5 тыс. жителей), интенсивное жилищное и социально-культурное строительство привели к их территориальному слиянию. В августе 1960 г. оно было оформлено административно: г. Костино вошел в черту г. Калининграда.

В 1963 г. в подчинение Калининграду были переданы рабочие поселки Первомайский и Текстильщики, а также дачный поселок Болшево (возник на основе той части когда-то единого с. Болшева, которая осталась селом после отделения пос. Первомайского). Началось слияние всех этих населенных пунктов в один город. С этого времени Калининград начал особенно быстро расти и развиваться. В 1965 г. был принят план застройки города и поселков. Некогда разделявшее Калининград и Костино Куракинское поле стало местом интенсивной застройки. Здесь создается большой микрорайон Новые Подлипки. Главная улица этого района, проспект Королева, соединила улицы Циолковского (Калининград) и Дзержинского (Костино), что завершило территориальное слияние Костина и Калининграда. Широкое строительство развернулось в посёлках.

Девятиэтажными домами стал застраиваться пустырь у станции Подлипки в Завокзальном районе. В первых этажах домов разместились кафе, книжный магазин, ателье, парикмахерская. На станции был сделан подземный переход. На станционной площади появилось красивое здание универмага “Заря”.

В 1970 г. число жителей в городе превысило 105,9 тыс. человек. В 1979 г. оно составило 133,5 тыс. человек. За годы девятой пятилетки средняя обеспеченность жилой площадью на долю одного человека выросла с 7,9 до 9,1 кв. м. Предполагается, что к 80-м гг. она будет составлять 10,2 кв. м.

Знаменательные изменения в развитии города произошли в девятой пятилетке. В 1971 г. впервые был принят план технического прогресса и социального развития города и поселков на 1971—1975 гг. Коллективы промышленных предприятий досрочно, к 4 сентября 1975 г., выполнили пятилетку по объему промышленного производства и росту производительности труда. Калининград был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ.

Изменилось лицо предприятий. На Болшевском машиностроительном заводе построены новые производственные корпуса. На хлопкопрядильной фабрике им. 1 Мая внедрен механизированный комплекс по транспортировке пряжи и полуфабрикатов. Общая протяженность механизированных путей около 3 км. Цеха фабрики полностью реконструированы, в их отделке появились кафель, мрамор, на стенах—красочные панно. С 1973 г. фабрика носит звание “Предприятие комплексной механизации и высокой культуры производства и организации труда”.

В новое здание переехал филиал дмитровского производственного швейного объединения “Юность”.

Ведется подготовка к реконструкции и комплексной механизации домостроительного комбината, филиала фирмы “Юность”, завода “Металлопосуда”. Домостроительный комбинат является предприятием коммунистического труда. Завершается строительство нового микрорайона — Комитетского Леса. Новым центром города станет район Новые Подлипки. Там будут построены Дом общественных организаций, культурно-спортивный центр, детская поликлиника, Дворец бракосочетания. Уже построены городская библиотека, филиал научной областной библиотеки, шахматный клуб, торговый центр и другие здания. Украшением этого района являются три 16-этажных здания молодежного жилищного комплекса (МЖК).

МЖК—это эксперимент по созданию домов с новым бытом, основанным на коллективизме и самоуправлении. В поэтажных холлах этих домов располагаются комнаты продленного дня для школьников, вечерний сад, ясли, библиотека, зал семейных торжеств, зал для спортивных занятий и т. п. Жителями этих домов стали лучшие комсомольцы города—передовики производства, комсомольский актив.

Сданы в эксплуатацию новый роддом на 160 коек, поликлиники в поселках Первомайский и Текстильщики, что полностью решило проблему обеспечения медицинской помощью населения этих поселков. Принимает больных главный корпус городской больницы. Это современное здание состоит из семиэтажного и двухэтажного блоков, соединенных переходом. В семиэтажном блоке располагается стационарная больница на 510 коек. На каждом этаже три секции по 30 коек, а между ними транспортные узлы, столовые, лечебные кабинеты. Всего в городе восемь больниц, 12 поликлиник; в них работает свыше 500 врачей и 1200 медицинских сестер.

В девятой пятилетке большое внимание уделялось развитию сети предприятий бытового обслуживания. Освоено около 100 новых видов бытовых услуг. Построен Дом быта, который оказывает 213 видов различных услуг. В 1975 г. службы быта города оказывали населению 465 видов услуг.

Культурная жизнь города с каждым годом становится все полнокровнее. Растет число культурных учреждений (от школ до спортивных сооружений), содержательнее становится их работа. В городе насчитывается 24 средних школы, два техникума, два ГПТУ.

Центры культурной жизни города—Дворцы культуры им. Ленина в Костине (открыт в 1962 г.) и им. Калинина в Калининграде (открыт в 1963 г.). Кроме того, работают семь клубов, два кинотеатра, 14 массовых городских библиотек с числом читателей около 65 тыс. человек, две музыкальные школы, пять детских технических станций, два бассейна, шесть стадионов.

Большая идеологическая работа проводится в музее В. И. Ленина в Костине. Здесь принимают в пионеры, вручают первые паспорта, сюда приходят выпускники школ после последнего звонка. С 1972 г. (50-летие пребывания В. И. Ленина в Костине) здесь проводятся Ленинские чтения, ветераны партии и труда, лучшие рабочие вместе с представителями молодежи рапортуют о выполнении своих планов и обязательств. Начало этой традиции положили рабочие во главе с Героем Социалистического Труда В. Д. Егоровым.

Городская партийная организация придает большое значение массово-политической и культурно-просветительной работе с населением, в том числе и по месту жительства.

Городские библиотеки, взрослые и детские, регулярно организуют встречи с интересными людьми, читательские конференции, литературные диспуты. Болшевская библиотека им. С. Н. Дурылина продолжает традиционные встречи с артистами, художниками, писателями, положенные еще ученым-искусствоведом С. Н. Дурылиным (жителем Болшева с 1934 по 1954 г.). Он был инициатором создания библиотеки в поселке, которой передал в дар 3 тыс. томов. Библиотека была открыта в 1959 г. и с 1966 г. носит его имя.

Работу с молодежью проводят молодежные клубы и клубы по интересам: поэзии, старшеклассников “Твое призвание” (с факультетами—рабочих профессий, юридический, медицинский, службы быта), коллекционеров, детский клуб “Мечта”, “Орбита” и др.

Для молодежи организуются встречи с передовиками производства, ветеранами партии и труда. Большую воспитательную работу проводят ветераны Т. Р. Соловьев и И. С. Киреев, Н. М. Бородкин (возглавлял в годы Великой Отечественной войны Мытищинский горисполком). Герой Советского Союза генерал-майор запаса И. В. Дубовой, член партии с 1926 г. В. С. Шагов (сын рабочего-революционера С. Е. Шагова), Герой Социалистического Труда слесарь-инструментальщик С. С. Павлов. Имя С. С. Павлова известно в медицине: совместно с профессором В. И. Францевым он изобрел инструмент, позволяющий делать операции на сердце без грубого нарушения сердечной мышцы.

Немаловажную роль в воспитании учащихся и молодежи играют созданные при некоторых школах мемориальные музеи (В. И. Ленина, М. И. Калинина, Героя Советского Союза Н. П. Корсакова) и музеи трудовой славы.

Стало деятельным участником культурной жизни города городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в котором состоит 14 тыс. членов.

Популярностью пользуются устные молодежные журналы “Горизонт”, “Виток”, “Спектр”, “Сатирикон”. Хорошая традиция—организация вечеров при Дворцах культуры, посвященных городам-героям, героям строек века и с их участием,—“Товарищ КамАЗ”, “Товарищ БАМ”, “Товарищ ВАЗ”, вечеров-портретов, которые прославляют героев труда и передовиков производства.

Неотъемлемой частью жизни калининградцев стали праздники улиц, вечера “А у нас во дворе”. Организует и готовит их общественность. При этом учитывается особенность каждой улицы. На один из праздников улицы им. Калинина приезжали работники Государственного музея М. И. Калинина из Москвы. Старожилы города поделились воспоминаниями о встречах с замечательным революционером, рассказали о переменах в жизни улицы. Любят жители города яркий, красочный праздник проводов зимы, праздник весны, устраиваемые на площадях и в парках. Уже установилась традиция: в новогоднюю ночь калининградцы собираются на праздник у главной елки города на центральной площади.

При Дворцах и клубах работает 150 коллективов художественной самодеятельности (около 7 тыс. человек).
Самодеятельность в городе ведет счет своей истории с 1918 г. Те самодеятельные кружки, которые были созданы в трудные 20-е гг. в деревянном клубе в пос. Подлипки и в Болшевской трудкоммуне, в Народных домах при прядильной и шелкоткацкой фабриках, существовали все годы и не распались даже тогда, когда страна вела кровопролитную войну с фашизмом. А некоторые из них, как детский хор и хореографический коллектив при клубе им. Калинина, появились во время войны. Новую жизнь они получили в послевоенные годы. В 50-х гг. на всю страну прославился калининградский детский хор под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Н. Чмырева. Более ста произведений из репертуара хора записано на грампластинки. Участники хора не раз выступали в Колонном зале Дома союзов, в Кремле, в концертных залах и театрах Москвы и Ленинграда. О хоре снят телевизионный фильм, который демонстрировался в советском павильоне Брюссельской выставки. Этот коллектив стал предвестником детской хоровой студии “Подлипки”, которой в 1976 г. присвоено звание Академической капеллы. В 70-х гг. хор три раза удостаивался звания лауреата. Он стал одним из лучших в Московской области. Приобрел популярность детский хор “Спутник” при Дворце культуры им. Ленина. Он выступал по телевидению, его записывали на пластинки.

При Дворце культуры им. Калинина более 50 лет существует хор взрослых (25 лет им руководил заслуженный деятель искусств РСФСР С. С. Сахаров) и цирковой коллектив. Этим коллективам присвоено звание народных; они неоднократно выступали в концертных залах Москвы.

В народный театр при Дворце культуры им. Калинина перерос драмкружок, созданный еще в 20-е гг. в Подлипках. Из этого кружка вышел народный артист РСФСР В. Р. Соловьев, единственный исполнитель до 1970 г. роли М. И. Калинина в кино (брат питерского рабочего Т. Р. Соловьева). Детский театр Дворца культуры им. Ленина также носит звание народного. В 1970-х гг. при Дворце культуры им. Ленина была создана детская балетная студия (она поставила балеты “Доктор Айболит”, “Мальчиш-Кибальчиш” и др.).

Изостудия при Дворце культуры им. Ленина начиналась с рисовального кружка в Болшевской трудкоммуне, которым руководил художник И. И. Бродский. За эти годы многие воспитанники студии стали профессиональными художниками. В Калининграде созданы хорошая спортивная база: два стадиона, два закрытых бассейна, легкоатлетический манеж, три спортивных комплекса, 37 спортивных залов, три детских юношеских спортивных школы, шахматный клуб. В школе № 17 имеется спортивный комплекс с закрытым бассейном, двумя залами, тиром. В 45 коллективах физкультуры занимается свыше 40 тыс. человек. Команда спортивного клуба “Вымпел” занимала в 1977 г. пятое место в первенстве СССР по хоккею с мячом. Стали традиционными соревнования: лыжная эстафета на приз газеты “Калининградская правда”, легкоатлетическая эстафета в честь рождения В. И. Ленина, спартакиады уличных и дворовых команд, спартакиады общежитии.

В 1975 г. был принят план застройки Калининграда, в котором город с поселками рассматривается как единое целое. Это найдет отражение в архитектуре, характере застройки. Особое внимание уделяется поиску новой структуры города, учитывающей уже сложившуюся систему улиц, магистралей, жилых образований и центра. Застройка города будет проводиться по районам. Районами капитальной застройки станут Костино, Самаровка, Болшево, поселки Первомайский, Текстильщики. Все ветхие деревянные строения будут снесены.

Поселки, расположенные за Клязьмой, сохранятся как дачные районы, как зеленая зона между Калининградом, Щелковом, Ивантеевкой. В каждом жилом районе намечается создание парка, где построят спортивные сооружения, бассейны. Находящиеся в черте города дома отдыха и санатории будут выведены из города, а их территории станут парками и садами. На благоустроенных берегах очищенной Клязьмы проектируется городская зона отдыха с пляжами, яхт-клубом, кафе, открытым летним театром.

Сегодня наш город широко известен в России и за её рубежами, прежде всего благодаря весомому вкладу в развитие космической техники. В кварталах довоенной застройки сохранились элементы планировки того времени: улицы Коминтерна, Октябрьская, Кирова, Ленина лучами расходятся от небольшой круглой площади.

В 1992 г. из военных городков, находящихся на территории города, был образован самостоятельный город Юбилейный.

В 1996 г. Калининград был переименован в Королёв в честь выдающегося учёного и конструктора академика С.П. Королёва, сыгравшего большую роль в становлении города. С включением в черту города исторических сёл и деревень на его территории оказалось немало памятников археологии, культуры, архитектуры, природы. На месте деревни Максимково в VII в. до н.э.-V в. н.э. располагалось селище, относящееся ещё к раннему железному веку (Дьяковская культура). K XII-XIII векам относятся городища и курганные группы, обнаруженные археологами западнее деревни Буркове.

В Болшеве, близ моста через Клязьму, находится церковь Косьмы и Дамиана, построенная в 1786 году и являющаяся древнейшим из сохранившихся памятников архитектуры в городе. В XIX в. на средства П.И. Одоевского в селе были построены церковь Преображения Господня, школа и богадельня.

Фабрика с современным названием «Болшевский Текстиль» возникла в 1715 г., в период становления полотняного и парусного дела в России, и являлась одним из крупнейших мануфактурных производств того времени.

В Костино сохранился ансамбль усадьбы, до революции принадлежавшей фабриканту А.Н. Крафту.

В 1922 г. в гостевом домике усадьбы жил В.И. Ленин. Ныне здесь располагается Историко-краеведческий музей. С 1924 года в этом районе размещалась Болшевская трудовая коммуна по перевоспитанию малолетних правонарушителей. В 1920-30-е гг. коммуна обрела новый облик: здесь появились постройки жилого, общественного и производственного назначения. Гостями коммуны были многие деятели культуры и видные политики.

В Болшеве и окрестностях жили и работали знаменитые писатели, поэты, художники, музыканты, актёры, режиссёры. В домах, связанных с именами поэтессы М.И. Цветаевой и учёного-филолога С.Н. Дурылина, открыты мемориальные музеи.

В последние десятилетия известность городу принесли первый в стране Молодёжный жилой комплекс (МЖК), хоровая школа «Подлипки», команда мастеров по хоккею с мячом, воспитавшая немало чемпионов мира и заслуженных мастеров спорта, выдающиеся люди в разных областях науки и культуры, среди которых можно отметить писателя О.М. Куваева, педагогов Никитиных, инженера-изобретателя И.М. Маслова. В наши дни город активно преображается: рассматриваются возможности реконструкции и благоустройства старых его районов, основных магистралей, спортивного комплекса, начинается развитие туристической инфраструктуры, открыты для посетителей музеи городских предприятий и Центр Управления Полётами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *