контртенор это какой голос
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Контртеноры. Кто они?
Популярно о контртенорах
«Мужчина, поющий женским голосом»
На первый взгляд, это самый простой способ объяснить, что такое контртенор, человеку, который никогда не слышал такого голоса. Однако, следует учесть, что, во-первых, по сути это утверждение неверно: голос мужчины, каким бы высоким он ни был, всегда будет являться по факту мужским голосом и всегда будет звучать отлично от женского из-за различий в строении женского и мужского голосового аппарата; во-вторых, такая формулировка неправильно ориентирует слушателей — традиционно считая высокий певческий голос прерогативой женщин, они часто делают выводы о женоподобии или некой физической неполноценности вокалистов-контртеноров. Исходя из этих соображений, от употребления формулировки «мужчина, поющий женским голосом» стоит отказаться.
Многие, услышав пение контртенора впервые, принимают певца за кастрата, полагая что лишь кастрат может петь так высоко. Это заблуждение. Фальцетный регистр голоса, за счёт использования которого взрослый и физиологически полноценный мужчина может издавать высокие звуки, есть у всех мужчин без исключения, и способность петь в этом регистре в подавляющем большинстве случаев является результатом развития врождённых вокальных способностей певцов.
«Редчайший голос» или «каждый мужчина может так петь»?
Репертуар контртеноров чаще всего основан на музыке эпохи барокко, времени стремительного взлета европейского вокального исполнительского искусства.
Вот некоторые имена: Javier Medina, Michael Maniaci, Jorge Cano, Aris Christofellis, Radu Marian, Jörg Waschinski, Ghio Nannini.
Одним из лучших считается Paul Esswood (Пол Эссвуд).
Британский контртенор Майкл Чанс обладает невероятно аккуратно сделанным голосом с совершенно особым тембром.
Имя немца Йохена Ковальского стоит особняком. Уже долгие годы ему принадлежит звание самого звездного контртенора, чьи компакт-диски расходятся невиданными для классической музыки тиражами.
Российские знаменитые контртенора: Евгений Аргышев, Олег Безинских, Юрий Борисов, Николай Гладских, Александр Горбатенко, Евгений Журавкин, Константин Збанычук, Ярослав Здоров, Игорь Ищак, Вячеслав Каган-Палей, Григорий Консон, Артём Крутько, Эрик Курмангалиев, Юрий Миненко, Евгений Мунько, ИгорьРетнёв, Олег Рябец, Олег Усов, Багдасар Хачикян, Василий Хорошев, Николай Шилинцев, Рустам Яваев.
Немного о некоторых из них
Эрик Салимович Курмангалиев (каз. Ерік Сәлімұлы Құрманғалиев, 31 декабря 1959 года, город Кульсары Гурьевской области, Казахстан — 13 ноября 2007 года, Москва, Россия) — оперный певец (контратенор) и актёр, обладатель уникального тембра. По некоторым данным первый контртенор в СССР. В 2005 году, в Риге участвовал в гала-концерте пяти контртеноров, на основе которого был сделан документальный фильм «Farinelli. Show must go on» с участием Эрика Курмангалиева.
Олег Рябец. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал. » Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».
Николай Гладских обладает таким уникальным тембром голоса, что его сравнивают с великим Фаринелли. Знатоки пророчат Николаю Гладских великое будущее.
Голос контратенор: статья для общего развития
Я делаю это очень часто. И тем не менее неустанно. А именно: я начинаю этот пост с предупреждения о том, что он не предназначен для специалистов. Он предназначен исключительно для широкой аудитории людей, которые может быть, сегодня в первый раз услышат некоторые термины, например, голос контратенор. Как и сама я относительно недавно узнала про них. Я заглянула на специализированные форумы. Там я подслушала разговоры Посвященных про разнообразие обертонов и смыкание голосовых связок. Я с благодарностью впитала все то, что могу впитать в рамках «для общего развития», но подобные разговоры поддерживать я, разумеется, не могу. Соответственно и уровень данной статьи определяется так и только так: для общего развития.
Голос контратенор и кастраты
Кратенькое изложение истории певцов-кастратов не оставляет никаких иллюзий: настоящие голоса этих персонажей мы уже никогда не услышим. Печаль… Однако, есть и такая новость: примерно с 14 века известно о существовании голосов под названием контратенор. Это самый высокий мужской голос, которым можно обладать без вмешательства хирургического скальпеля. До средины 20 века контратенора пели только в мужских церковных хорах, а широкой публике не было знакомо даже само это слово. В таком хоре в Великобритании пел мальчиком и Альфред Деллер, которому впоследствии было суждено возродить искусство пения контратенором. Я не знаю: за эту ли заслугу, но после организации певческого ансамбля «Деллер-консорт» и исполнения произведений композиторов эпохи барокко, певец был награжден Орденом Британской империи.
Это было началом всплеска небывалого интереса к вокальному мастерству певцов барокко. Принято считать, что современные контратенора наиболее точно могут передать нам представление о голосах кастратов. Теперь для заинтересованных этой темой читателей осталось только назвать конкретные имена и послушать конкретные записи. Самой яркой и знаменитой звездой мирового уровня считается французский контратенор Филипп Жаруски. Его репертуар — арии из барочных опер, любимый автор — Вивальди. Предлагаю вам посмотреть короткий фильм, где певец рассказывает о своем отношении к той музыке, которую он исполняет. В этом фильме соединилось все, что мне так нравится: историческая реконструкция, звучание музыки Вивальди, любимые виды Венеции. Упс! видео удалили… Ладно, вставляем другое — тоже Вивальди и тоже Жаруски:
Филипп Жаруски — не единственное имя, которое блистает в оперном репертуаре времен барокко. Можно назвать еще как минимум два-три самых известных контратенора: Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Франко Фаджоли (Аргентина), Андеас Шолль (Германия). А теперь — приготовьтесь! Для читателей, которые только знакомятся с этой сферой, сейчас будет рассказ о нестандартном событии. У некоторых, возможно, это событие вызовет даже состояние легкого шока.
Новые постановки старых опер
В 18 веке в Италии творил композитор Леонардо Винчи (не путать с Леонардо да Винчи!). В свое время он был одним из самых востребованных и талантливых авторов, но его популярность не выдержала испытания временем. В наше время его имя и его произведения оказались практически забыты. Но благодаря все возрастающему интересу к барочной музыке, взгляд заинтересованных современных исполнителей обратился на одну из опер Леонардо Винчи «Артаксеркс». Опера была написана для 6 солистов, пятеро из которых были кастратами. Вы уже перестали, я думаю, удивляться такому обстоятельству, понимая о каком времени идет речь.
Еще совсем недавно постановка такой оперы выглядела бы совсем иначе: главные партии исполняли бы женщины. Но в 2012 году был осуществлен грандиозный проект: живое исполнение оперы на сцене города Нанси (Франция), а затем и в Кёльне (Германия). Грандиозность заключается в следующем: на сцене одновременно выступали пятеро знаменитых контратеноров во главе с Филиппом Жаруски. Они исполнили как мужские, так и женские партии. Даже если вас, читатель, не трогает оперная тема, рекомендую уделить просмотру хотя бы несколько минут. На мой взгляд, это уникальная постановка, которую лично я воспринимаю в первую очередь как зрелище в духе «living history». Наверно именно так и выглядела опера во времена барокко.
Хотя имена Андеас Шолль и Майкл Маньячи не задействованы в этом спектакле, я не могу обойти их своим вниманием. Я уже упоминала разные варианты исполнения своей любимой арии из оперы Генделя «Ринальдо». А сейчас услышала и еще один вариант, пожалуй, он теперь и есть самый замечательный для меня. К тому же о Майкле Маньячи прочитала следующее: его голосовые связки и гортань не претерпели существенных изменений во время пубертата. Есть мнение, что именно его голос более всех других можно сравнивать с голосами кастратов. Поэтому я не могу не предложить вам прослушать арию Генделя в исполнении этих певцов.
И наконец, еще одно знаковое имя — Эрик Курмангалиев. Это первый голос контратенор в бывшем СССР. Можете себе представить, какую эпатажную репутацию имел певец в то время?! Да еще и после того, как он исполнил заглавную партию в постановке Р.Виктюка «Мадам Батерфляй». Певца уже нет в живых, записей его выступлений не так и много, я предлагаю одну из них.
Но зато есть документальные фильмы о Курмангалиеве и записи интервью с ним, которые показывают, что этот человек имел не только уникальный голос, но и весьма своеобразные жизненные принципы. На мой взгляд, некоторые из них заслуживают уважения и внимания. Поэтому для заинтересованных я выкладываю и ролик с таким интервью.
Классическая Музыка
Контратеноры
Запись опубликовал blocked · 2 апреля, 2011
Контратенор (Контр-тенор) — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон которого формально определен в границах «до» малой октавы и «ми» второй. Получил наибольшее распространение с конца XXв. в связи с возросшим интересом к музыке барокко и ее аутентичному исполнительству.
Искусство пения контратенором возродил в середине XX века Альфред Деллер (Англия). Первым русским контратенором считается Евгений Аргышев (1933 – 1992).
Как правило, в репертуар контратеноров входят сопрановые и альтовые партии мужских героических персонажей, написанные в эпоху барокко (например, партии Юлия Цезаря и Ринальдо в одноимённых операх Генделя) или несколько позже (ранний Моцарт и даже Россини), а также фольклор, в частности английский. Композиторы XX века, например Бриттен, стали писать партии непосредственно для контратеноров. Зачастую контратенорами успешно исполняются и женские партии.
В разных источниках можно встретить самые различные толкования термина «контратенор». Мужчина, поющий женским голосом, – складывается впечатление, что это самое простое и понятное объяснение. Однако, мужской вокал, как бы высок и виртуозен он ни был, всегда будет отличаться от женского, поэтому гораздо точнее и корректнее выглядит следующее определение:
В действительности называть контратенор фальцетом некорректно. Следует очень чётко разделять эти понятия.
В литературе можно найти следующие определения:
Контратенор (англ. counter и тенор). Высокий мужской альтовый голос. Диапазон от до малой октавы до ми второй. Контратенор употреблялся в церковной музыке 16-17 веков. В 20 веке происходит возрождение амплуа контратенора. Это связано с распространением ансамблей старинной музыки, пропагандирующих так называемый «аутентичный» стиль исполнительства (в том числе и в оперном искусстве). [. ]
Техника пения контратенором является комбинированной, она действительно задействует фальцетный механизм, но одновременно подмешивается звучание грудного резонатора, опирающееся на развитое дыхание, используются низкие октавы (вплоть до баритональных), что в совокупности позволяет контратенору, в отличие от фальцета, звучать более объемно, насыщенно, достаточно громко и подвижно, с широким диапазоном, без явно слышимых переходных нот, эффективно расходуя запас воздуха в легких. Применяются разнообразные технические приемы, например неполное смыкание голосовых связок, смыкание только их краёв. В эстрадных традициях схожий способ пения высоким голосом называется микст (хотя он лишен ряда особенностей, присущих классическому оперному пению бельканто).
Условно голоса контратеноров можно классифицировать на альт, меццо и сопрано. Последнее является большой редкостью.
Однако, например, во Франции отношение к подобной варварской практике было негативным, голоса кастратов считались противоестественными. Именно во Франции зародилась школа особой техники пения высоким мужским голосом (haute-tenor).
В XIX веке в Европе был объявлен окончательный запрет на традицию кастрации (например, последний из могикан Алессандро Морески (Alessandro Moreschi), умерший в 1922г., разделил подобную участь не ради служения искусству, а по причине проблем со здоровьем, перенесенных в детстве, что, впрочем, могло быть только красивой легендой). У поклонников оперы возникло закономерное ощущение, что без калечащих операций уже невозможно исполнять сопрановые партии на прежнем качественном уровне. В частности, по этому поводу сокрушался Россини. Множество прекрасных музыкальных произведений по этой причине было забыто. Например, более 200 лет не исполнялись вокальные сочинения Вивальди и этот композитор до сих пор известен в основном своими струнными концертами, которые писал лишь для развлечения, в то время как основными его жанрами были опера и духовная вокальная музыка. Эти вещи считались невозможными для исполнения, даже для женских голосов. Та же участь постигла множество творений Генделя, Глюка, Монтеверди, А.Скарлатти. В кругах ценителей бытовало мнение, что без сопранистов на сцене наступил необратимый упадок. Вместе с тем, с наступлением эпохи романтизма интерес к барочной музыке и классицизму заметно угас. Вниманию слушателя предстало новое, свободное, масштабное звучание, которое знаменовало собой наступление новой эпохи в музыке. Что же касается уже существующих произведений XVII-XVIIIвв., то долгое время в академической практике все мужские сопрановые партии поручались женщинам.
В XX веке с возрождением интереса к барочному музыкальному наследию и появлением аутентизма (т.е. исторически достоверного исполнения, с использованием музыкальных инструментов и приемов соответствующих эпохе произведения) было принято остроумное решение возложить сопрановые и альтовые партии на контратеноров, благодаря чему слушателю открылась новая грань оперного искусства, блистающая уникальными талантами. Мужчины вновь запели подобно соловьям, но на сей раз без каких-либо невосполнимых жертв.
Каприз природы или Божий дар?
Контратенор считается редким голосом. У певцов, которые хотели бы научиться петь контратенором, нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, считая такую манеру пения женоподобной.
Чистый, нежный голос, переплетенный с силой внутреннего состояния, слившись со сказочной музыкой, наполнял небольшое пространство. Уже от этого мне становилось легче, но ему было мало, он проникал в меня, вытряхивая из меня сомнения, грусть, одиночество, давая ощущение полной свободы мыслей, и мои фантазии рисовали самую радужную надежду.
Эти чувства я помню до сих пор. В первые годы иммиграции я часто ставила эту кассету с записью тогда еще начинающего контратенора. Я знаю Рустама Яваева с его отрочества, помню его первые творческие победы. Его неповторимый, чарующий, высокого тембра голос уже тогда удивлял и покорял слушателей. Феномен таланта Рустама и в том, что его голос, вопреки природе, не претерпел ломки.
После первого интервью с ним для астраханской газеты «Горожанин» прошло достаточно времени, и мне было приятно общаться с уже известным талантливым российским контратенором. Отзывы о творчестве Рустама Яваева:
«Фигура номер один — Рустам Яваев. Блистательный выпускник Галины Вишневской, обладающий удивительной красоты тембром и свободно поющий сложнейшие арии барокко…»,
— журнал «Экспресс».
«Певец обладает подвижным и гибким голосом красивого, мягкого тембра, выразительностью фразировки, тонким чувством стиля, сценическим обаянием»,
— Галина Вишневская.
– Рустам, хочу сразу же узнать, как прошла твоя гастрольная поездка в Китай, и в каких странах тебе еще довелось выступать?
– Выступление было принято восторженно. Китайцы любят Россию, русскую культуру и музыку. Высокие мужские голоса у них считаются Божьим даром. Я исполнял не только музыку барокко, русскую классику, но также татарскую музыку. Ее приняли замечательно, она очень похожа на китайскую, потому что музыкальный лад пентатоника присущ восточной музыке.
В прошлом году с Большим театром выступал в Лос-Анджелесе. Также гастрольные поездки были в Барселоне, во Флоренции и Пезаро. И, конечно, много гастролирую по России, давал сольные концерты в Риге, в Домском Соборе, недавно мое выступление прошло в Нижнем Новгороде с премьерой «Литургия Иоанна Златоуста».
– Рустам, после окончания музыкального училища ты уехал покорять Москву. Помню, мама твоя беспокоилась за тебя, ведь столица таит сколько соблазнов для неопытных молодых людей. Не зря говорят: Москва слезам не верит. А чему она может поверить?
– Силе характера и целеустремленности. Учась на втором курсе Московского Педагогического Университета, я уже пел в Большом театре и был его первым контратенором. Только одним талантом в жизни нельзя добиться успеха. Нужны упорство, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе и цель.
Талант — это сосуд, который постоянно должен наполняться знаниями и даже собственными ошибками. Именно путем проб и ошибок набираешься творческого и личностного опыта.
– Кстати, кто тебя пригласил в Большой театр?
– Я познакомился с режиссером Натальей Кайдановской, в прошлом балериной. Она восстанавливала танцы эпохи Возрождения и пригласила меня участвовать в опере-балете Ж. Ф. Рамо «Пигмалион или сюрпризы Амура» на французском языке.
В Большом никогда не ставились произведения эпохи барокко, и я первый контратенор, который участвовал в этой постановке. Позже принимал участие в опере М. Мусоргского «Руслан и Людмила», в балете «Чинкве» в постановке итальянского хореографа Мауро Бигонцетти, там я пел на музыку Вивальди.
– Врачи-фониатры определили, что у тебя горло «необычной» конструкции, что это означает?
– Это не совсем правильно, мы поем не горлом, а мышцами, резонаторами. Меня учили петь по эверардиевской школе: это дыхание и резонанс, свободная глотка, гортань, конечно, и все тело. Кстати, профессор Московской консерватории В. П. Морозов с применением специализированной компьютерной технологии провел исследование особенностей высокой певческой форманты четырех профессиональных контратеноров, где описываются и мои голосовые данные.
– В Гнесинке, куда тебя рекомендовала И. Архипова, на прослушивание сбежались все студенты, но не было педагога для твоего голоса. Такой нашелся только в Московском Государственном Педагогическом Университете?
– Нет, не совсем так. Был педагог, ныне покойная Зара Долуханова. Меня не взяли, потому что оперная певица Валентина Левко, преподававшая тогда, не любила контратеноровые голоса. Но я поступил в Московский Педагогический Университет, о чем не жалею.
Все случилось так, как должно было случиться. Мне очень повезло с педагогами Г. И. Рубановичем и М. А. Ганешиной. Я продолжаю повышать свое певческое мастерство, беру мастер-классы у оперных певцов с мировыми именами. Это Г. П. Вишневская, И. К. Архипова, Йохан Ковальски, Эмили Олин, Томас Хемпсон и другие. Певцу, как и каждому творческому человеку, нужно всегда совершенствоваться для роста, для открытия в себе новых возможностей.
– С твоим участием впервые в России были исполнены: партия Амура в постановке оперы-балета Ж.Ф. Рамо «Пигмалион или сюрпризы Амура» в Большом театре и партия Лизинги в концертном исполнении оперы К.В. Глюка «Китаянка», на которую был аншлаг, а в рецензии писалось: «Случай уникальный, концертное исполнение состоялось с участием сразу трех контратеноров.
На Западе такие голоса на вес золота и пригласить даже одного контратенора может позволить себе далеко не каждый оперный театр». Это было еще в самом начале твоей певческой карьеры, и это огромный успех и удача для молодого артиста. Все-таки, как нужна удача для человека творческого и особенно в начале карьеры…
– Удача определяется не только тем, что тебя пригласили для участия в спектакле, и не в том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. Для современных исполнителей очень важно иметь хорошего продюсера. Но у меня до сих пор нет такого. В России еще не развита продюсерская работа с такими певцами.
– Возможно, потому что в России контратенора — это редкое явление.
– Они есть, но в России музыка барокко ставится редко, на оперных сценах больше идут спектакли классических произведений. В Европе старинная музыка даже в современной обработке пользуется спросом.
– Продолжим далее. В «Фаусте» Ш. Гуно ария Зибеля написана композитором для женского меццо-сопрано, но впервые она прозвучала в мужском именно в твоем исполнении и критики высоко оценили твое мастерство. Впервые — в России, или в истории оперного искусства?
– Я не могу сказать, впервые ли в истории оперного искусства, но я не слышал, чтобы Зибеля пел контратенор в полном спектакле. Были исполнения в концертном варианте.
– На международном конкурсе П. И. Чайковского на первом туре твое выступление взрывалось овациями, публика тебя оценила очень высоко, но жюри было, мягко говоря, в конфузе — ты ни тенор, ни баритон, ни альт. И дальше … участия в конкурсе ты не продолжил. Что ты чувствовал тогда?
– Мне было обидно, что контратеноровые голоса до сих пор не воспринимает жюри, подчеркну: жюри, а не зритель. Этот международный конкурс себя исчерпал, он, к сожалению, уже останется в истории. Но, во всяком случае, я не огорчен случившимся, уже с первого тура меня заметили критики, и в своих статьях в прессе высоко оценили мое выступление. Даже появились поклонники моего творчества.
Для меня было важно не только участвовать в конкурсе, но и показать, что контртенор тоже может соревноваться с другими голосами.
– Но зато тебя высоко оценили в другом международном конкурсе — «Città di Pesaro» в Италии, где ты стал обладателем второй премии.
– В этом конкурсе принимают участие исполнители с 16 и до 40 лет в разных номинациях. Я участвовал в оперно-камерном исполнительстве, пел произведения малоизвестных итальянских композиторов. Мне было приятно, когда один из организаторов конкурса очень тепло отозвался о моем выступлении и выборе произведений и высказал много хороших пожеланий.
Конкурсы важны для начинающего исполнителя, чтобы обратить на себя внимание, а мне этого уже не надо, как профессиональный певец я состоялся, у меня есть знания, опыт, свой репертуар, есть своя публика, нужно только совершенствовать мастерство и самого себя.
– Федор Шаляпин, когда пел арии, строил образ на воображении. Он так и говорил, что ничему нельзя научить того, у кого нет воображения. Ирина Архипова чувствовала, что у нее внутри Собор, когда она поет, а у тебя какие ощущения во время пения?
– У меня они совершенно разные и это дает мне всегда особо сильное вдохновение в исполнении различных произведений. Ощущения складываются от энергетики в зале, партнеров, от того, где исполняешь произведение. Когда пою с хором — одни ощущения, с оркестром — другие.
– Скажи, пожалуйста, Рустам, какое произведение ты чувствуешь, что вот оно как будто написано специально для тебя, ты в нем весь растворяешься, душа твоя испытывает, возможно, божественную радость?
– Это камерные и духовные произведения: православные, итальянские, испанские и татарская духовная музыка мунанджат. Когда я был на гастролях в Испании, меня попросили разучить одно духовное произведение, правда, я не сразу решился. Но после того, как сказали, что кроме меня никто ее не исполнит глубоко и проникновенно, все же согласился. Это была замечательная музыка, просто потрясающая.
– И все же есть произведение, написанное специально для тебя, цитирую: «Я написал это сочинение для единственного на планете Земля певца, который может исполнить его в совершенстве — это Рустам Яваев». Ты знаешь, кто это сказал и о каком сочинении идет речь. Расскажи об этом немного.
– Это талантливый композитор Александр Маноцков. Он написал музыку к спектаклю «Антоний и Клеопатра» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова в театре «Современник» (Галины Волчек). В главных ролях были Сергей Шакуров и Чулпан Хаматова, я играл и пел партию евнуха Мардиана. Затем, по моей просьбе, Александр написал «Маленькую торжественную мессу», которую я исполнил в рижском Домском соборе.
Это было замечательное произведение, оно произвело огромное впечатление на слушателей. Маноцков соединил музыку Возрождения с современной музыкой, это звучало завораживающе. Я вообще люблю исполнять неизвестные произведения и, конечно же, современную музыку. Она тоже дает возможность раскрыть голосовые данные контратенора.
– Тебя еще приглашал эпатажный режиссер Роман Виктюк, ты отказался, почему?
– Это был спектакль «М. Баттерфляй». Я не посчитал нужным участвовать в нем после Эрика Курмангалиева — моего хорошего друга, которого я очень ценил как замечательного певца (советский/российский контртенор, 1959-2007). Его, к сожалению, не стало.
– Рустам, ты обратился к сложному татарскому духовному песнопению мунаджат, который на российской сцене прежде не звучал. Как воспринял ее слушатель?
– С большим интересом. Мунаджат — это сложная духовная татарская музыка, она почти не знакома слушателям, и профессионалы ее исполняют мало. Известный татарский композитор Шамиль Шарифуллин дал мне послушать хоровые мунаджаты с замечательным текстом, которые я перевел на русский язык.
Я решил соединить эту духовную музыку с органом. Орган не наш национальный инструмент, но он возвышенный, духовный, как Господь, ведь Бог един, независимо от вероисповеданий. Также и народные татарские песни я исполнял в сопровождении органа, потому что в нем слышится звучание национальных инструментов: флейты и курая.
– Рустам, наряду с классикой, народными песнями, духовными ты также исполняешь тяжелый рок в синтезе с классикой. Не означает ли это, что контратеноровый голос может выйти за рамки классического консерватизма и такие эксперименты не вредят голосу?
– Это голосу совершенно не вредит, ведь я исполняю тяжелый рок не в чистом виде, не меняя тембр своего голоса. А почему бы и не выйти за рамки консерватизма? Можно исполнять все что угодно, умело вкрапляя тембр своего голоса, от чего музыкальное произведение зазвучит свежо и по-новому.
– Сейчас некоторые оперные корифеи поют дуэтом с эстрадными певцами: Д. Хворостовкий и И. Крутой, А. Нетребко и Ф. Киркоров. Это пошло от европейских исполнителей. Что это — тяготенье эстрады к высокому искусству? Или высокое искусство таким образом популяризирует себя? Раньше это считалось недостойным занятием для классического артиста. А у тебя есть желание спеть с кем-то из эстрадников, и кто бы это мог быть?
– Я совершенно нормально отношусь к таким выступлениям. Можно петь с кем угодно, важно, что ты хочешь донести до слушателя, чтобы это не было пошло, чтобы исполнение было достойное. Можно и попсовую музыку спеть достойно, а можно и классику спеть очень плохо. А мне лично все равно с кем петь дуэтом, главное, чтобы певец был талантлив, любил музыку и искусство.
– Рустам, твое упорство, трудолюбие, стремление совершенствоваться творчески — от отца Тагира и мамы Минуры, в прошлом актеров Татарского драматического театра. Мама до сих пор ведет активную культурную деятельность в Астрахани. Она – обладательница высоких правительственных и областных наград. И ты тоже не ограничился только вокальным образованием, еще и аспирантуру закончил. Таким образом подготавливаешь себя для преподавательской деятельности или уже преподаешь?
– Я преподаю уже в течение десяти лет, у меня есть свои ученики, читаю лекции, даю мастер-классы, являюсь членом жюри музыкальных конкурсов. У меня кроме певческой деятельности довольно насыщенная преподавательская работа.
– А теперь я прочту выдержку из одного интервью: «Все, что мы делаем, мы делаем для себя. Для того чтобы познать себя, узнать нечто большее о жизни. И не всегда для того, чтобы сделать хорошо другим людям». Это сказал всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский. А ты что скажешь?
– Я не хочу комментировать известного баритона, но у меня на этот счет есть свое мнение. Все, что мы делаем, делаем не только ради себя, но и ради людей, потому что искусство принадлежит людям. Переживаемые чувства, эмоции, которые в данный момент внутри нас, передаются нашему зрителю и слушателю, они наслаждаются результатом нашего титанического труда.
А все то, что было до выхода на сцену: наш опыт, нелегкий труд, наши творческие искания — все это должно быть скрыто. Мы должны отдавать людям духовность, красоту, которые нас делают личностями. Я знаю, когда люди слушают музыку, воспитаны на классике, они достаточно целеустремленные и духовные. Все в этой жизни тленно, поколение сменяется новым поколением, но самое главное в жизни — это оставить о себе светлую добрую память.
– Музыки барокко — это элитная музыка, она для подготовленного слушателя, а не для широкой массы. Или я ошибаюсь?
– Я с этим не согласен. За рубежом сейчас вся старинная музыка идет в современной режиссуре, с сохранением ее особенностей. Это очень интересно и слушателям очень нравится. Оперы барокко поставлены с большим вкусом на современный лад. В России от этого пока еще далеки.
Публика идет смотреть то, что она знает, а вот на неизвестные вещи она не идет и не будет тратить время и деньги. Это задача профессиональных музыкантов – пропагандировать барокко. Но даже не все музыканты знают произведения этой эпохи, а их очень много. Я, когда учился у Г. П. Вишневской, пел только три партии из классических опер: Зибеля, Ратмира и Ваню, а барокко она не ставила, потому что эта музыка ей не близка, и она ее никогда не пела.
– Но, несмотря на то что эта музыка Галине Вишневской не была близка, ты — единственный контратенор, который обучался в ее Центре оперного пения.
– Учиться в Центре Галины Вишневской — это престижно и дает большой опыт. Я был у нее первый контратенор и, думаю, последний. Она потом призналась мне, что из всех певцов, которых она прослушала, мой голос ее очень заинтересовал, потому что он полноценный контратеноровый.
– Скажи, пожалуйста, Рустам, какой вопрос ты бы хотел услышать от журналистов, но он тебе не был задан? У тебя есть возможность задать его самому себе и ответить.
– Много есть вопросов. Мне очень понравился ответ одной актрисы. На заданный ей вопрос, какая для нее самая сложная роль, она очень просто сказала: быть самой собой. Пение — это тоже определенная роль и певец выражает определенные эмоции, поэтому важно оставаться всегда самим собой, не потерять себя в сложном мире, быть достойным не только на сцене, но и в жизни.
– Традиционный вопрос: планы на будущее.
– Петь, конечно же! (Смеется.)
– Спасибо тебе, Рустам, что нашел время ответить на вопросы газеты «Слово». Желаю тебе покорения новых творческих вершин.