контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд

Регулятивные УУД. Контроль, самоконтроль и коррекция действий.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Регулятивные УУД. Контроль, самоконтроль и коррекция действий

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий. Современное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

— способность принимать, сохранять цели и следовать им
в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешности его учебной деятельности. Формирование оценки в учебной деятельности основано на анализе учащимся собственной деятельности, что наилучшим образом может быть организовано в учебном сотрудничестве со сверстниками (Г.А. Цукерман, Л.В. Берцфаи, А.В. Захарова).
При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения отмечается наличие таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.
Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:
— постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребёнком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;

— предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;
— организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
— формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности.

1.Актуализация знаний и фиксирование затруднений

«Зеркало» На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы; рядом крепится маркер (карандаш). Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:

— одобряю, критикую, предлагаю, сделал, понятно, легко, интересно, могу поделиться, сложно, необходимо повторить и т.д.

При формулировании темы, цели урока можно использовать записи для обсуждения. Необходимо сразу наладить серьезное отношение к «Зеркалу» и не превращать его в юмористический листок.

«Светофор» – оценивать выполнение заданий одноклассником с помощью цветовых сигналов:
Красный – ошибка
Зелёный – согласен

3.Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Лесенка» – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

«Волшебные линеечки» На вертикальной линеечке дети отмечают, как они справились с работой с помощью крестика, а учитель, проверяя тетрадь, показывает своё согласие (обводит крестик) или правильный вариант. С помощью линеечек можно оценивать работу по разным критериям: красота, правильность, аккуратность.

«Пальцы» В конце урока дети закрывают глаза и готовят кулачок. Учитель называет критерий, а дети поднимают пальцы. Когда все условия названы, дети показывают результат одноклассникам.

«Разноуровневая контрольная работа» Ребёнок выбирает контрольную работу с учётом сложности и будущей отметки: «на 5», «на 4», «на 3».

Источник

Формирование регулятивных УУД при решении текстовых задач

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Формирование регулятивных УУД при решении текстовых задач»

Фролова Ирина Александровна, учитель начальных классов.

Во втором классе начинается овладение одним их главных аспектов математического образования – умением решать задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Решить задачу в широком смысле этого слова – это, значит, раскрыть связи между данными, указанными условием задачи, и искомыми величинами. Определить последовательность применения общих положений математики (правил, законов, формул и т.п.), выполнить действия над данными задачи, используя эти общие положения, и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.

Этот путь начинается со знакомства с этим видом заданий в сопоставлении их с другими, уже знакомыми детям заданиями. На основе такого сравнения ученики выделяют основные признаки новых заданий, среди которых важным является отсутствие прямого указания на те действия, которые необходимо выполнить, чтобы получить ответ.

Важное место в формировании умения научиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые и обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Так как я работаю с детьми с ОВЗ (вариант 1.2), то при планировании учитываю возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности.

В связи с этим возникла необходимость разработки системы приемов, направленных на формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий.

Выделим несколько регулятивных действий, которые формируются при решении задач:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Средством формирования регулятивных УУД служат:

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии,

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Алгоритм решения задачи.

Переход в умственное действие (по Гальперину П.Я.)

Прочитай задачу и представь себе то, о чём в ней говорится.

В задаче говорится…

2. Запиши задачу кратко или выполни чертёж.

Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

Рассказываю по краткой записи…

по чертежу, по схеме..

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то подумай – почему.

5. Составь план решения (цепочку).

Составляю план решения задачи…

6. Осуществление решения задачи Выполни решение.

7. Формулирование ответа задачи

Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

8. Запиши решение и ответ.

Пишу решение и ответ….

9. Анализ решения задачи

Составь обратную задачу.

Составляю обратную задачу…

На этапе принятия и осмысления задачи происходит формирование УУД целеполагания через технологию проблемного диалога (Мельникова Е.Л.)

Цель: понять ситуацию, описанную в задаче, выделить условие и требование (вопрос). Обучающиеся отвечают на вопросы: Из чего состоит задача? Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? Что известно? Что неизвестно? Что надо найти? Но в учебниках в основном даются задачи одинаковые по структуре: условие, требование.

Каждый ребёнок индивидуален и по-своему принимает и осознаёт задачу. И это он отражает в моделировании задачи. Моделирование задачи – это перевод текста на язык математики. Для моделей используются предметы, сюжетные картинки, схемы, рисунки, чертежи. Например,

контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. hello html m618e814c. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд фото. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд-hello html m618e814c. картинка контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. картинка hello html m618e814c. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. hello html m341add76. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд фото. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд-hello html m341add76. картинка контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. картинка hello html m341add76. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. hello html m3497b3ab. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд фото. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд-hello html m3497b3ab. картинка контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. картинка hello html m3497b3ab. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. hello html 6c1147b9. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд фото. контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд-hello html 6c1147b9. картинка контроль правильности решения задачи перед его завершением какое ууд. картинка hello html 6c1147b9. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель этапа – соотнести вопрос с условием. Данный этап требует рассуждений, но если их осуществлять устно, как часто бывает, то многие дети, особенно «визуалы», не освоят умения искать план решения задачи. Нужны приемы графической фиксации подобных рассуждений.

Составление плана основано на двух способах: синтетическом (рассуждения от условия к вопросу) и аналитическом (от вопроса к условию).

Например, Для детского сада купили 5 больших мячей, а маленьких на 3 больше. Сколько всего мячей купили для детского сала?

Предлагаю детям планы решения задачи.

— что нужно найти? Сколько всего купили мячей

— Что нужно знать, что бы ответить на вопрос? Сколько маленьких мячей.

— Что известно? Больших мячей 5, а маленьких на 3 больше

— что нужно найти? Сколько всего мячей?

— Что нужно знать, что бы ответить на вопрос: сколько всего мячей. Сколько маленьких мячей

Находим сколько маленьких мячей

Находим сколько всего мячей

Зная, сколько больших мячей, находим сколько маленьких

Зная сколько больших мячей и сколько маленьких, находим их сумму.

Приём «выбор верного плана решения из предложенных вариантов » формирует такие регулятивные действия как контроль и прогнозирование.

Третий этап решения задачи – выполнение плана – наиболее существенный этап, особенно при арифметическом решении задачи. Цель этапа – выполнить операции в соответствующей математической области (арифметика, алгебра, геометрия, логика и др.) устно или письменно.

На этапе выполнения плана решения задачи можно использовать прием

«Завершение решения задачи».

Четвертый этап – проверка выполненного решения. Цель этапа – убедиться в истинности выбранного плана и выполненных действий, после чего сформулировать ответ задачи.

На этапе проверки формируются такие регулятивные УУД, как контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников. Приём «Оценочные шкалы». Критерии оценивания:

1. умение выделять условие и требование:

2. умение создавать схему, рисунок, краткую запись;

3. умение составлять план;

4. правильность решения задачи;

5. умение составления обратной задачи.

При решении текстовых задач ученикам приходится самостоятельно ориентироваться в имеющихся знаниях, ставя перед собой вопрос: «Владею ли я теми знаниями, которые необходимы для решения задачи? Необходимы ли мне новые знания и уме­ния?»

После проверки выполнения задания каждым ребёнком заполняется рефлексивная табличка.

В графе «оценка» ученик закрашивает кружочки красным цветом («ошибок нет, я умею это делать»), синим («я затрудняюсь») или желтым («я пока не могу этого делать сам»).

Учитель: Чему мы учились на этом уроке? (Решать задачи). Что мы ля этого делали? (Мы составили алгоритм для решения задачи). Алгоритм ещё раз восстанавливается и проговаривается. А теперь посмотрите на свои таблички и ответьте на вопрос: «Чему вам ещё необходимо учиться?» (Делать схемы к задачам, подбирать действие).

Таким образом, в процессе обучения решению текстовых задач можно форми­ровать все виды регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирова­ние, контроль, коррекцию, оценку и воле­вую саморегуляцию. Для этого нужны специальные задания. Поэтому при подго­товке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того или иного УУД, которое формируется на данном этапе.

Можно сделать вывод, что, овладев ре­гулятивными УУД на уроках математики, учащиеся переносят их и на другие предме­ты: на уроках русского языка легко опреде­ляют цель задания, при написании изложе­ния — составляют точный план, при работе с деформированным текстом — контроли­руют и оценивают свою деятельность, не затрудняясь, корректируют и исправляют ошибки в заданиях типа «Найди и исправь ошибки»

Истомина КБ. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Смоленск, 2005.

Истомина КБ., Воителева Г.В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе. М., 2003.

Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Воронеж, 2004.

Овчинникова B.C. Методика обучения решению задач в начальной школе. Учеб. пособ. М., 2003.

Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, практика. М., 2002.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

Источник

Формирование УУД при решении задач

В данном материале показаны этапы работы над задачей, формы и приёмы работы на каждом этапе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД при решении задач»

«Формирование регулятивных УУД на уроках математики при решении текстовых задач»

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её.

Составление плана решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий.

Применять установленные правила при планировании способа решения задачи.

Умение работать по плану.

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения плана решения задачи.

Сверять свои действия с целью, соотносить выполненное задание с образцом и, при необходимости, исправлять ошибки.

Сравнивать различные варианты решения, осуществлять поиск разных способов решения, выбирать наиболее рациональный.

Умение работать с учебной книгой.

Что включает в себя фраза «РЕШИТЬ ЗАДАЧУ»

— переход от условия задачи к ответу на её вопрос

— запись решения задачи ( оформление )

— методы и способы решения задачи

Подходы к решению задач

1) частный ( основан на видах, типах задач )

2) общий ( 4 этапа решения любой задачи )

Общий подход решения задач.

I. Анализ текста задачи – ПОНЯТЬ ЗАДАЧУ

ЦЕЛЬ – понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова ( лексика ), словосочетания, предложения и на этой основе выделить множества, отношения, величины, зависимости, известные и неизвестные, искомое, требование.

правильное и скоростное чтение ; умение слушать при восприятии задачи на слух.

— разбиение текста на смысловые части

— переформулировка текста задачи

— исключение части текста, не влияющей на результат решения

— замена некоторых слов синонимами или другими словами, близкими по смыслу

— дополнение текста пояснениями

— замена числовых данных буквенными и наоборот

построение моделей различного вида ( т.е. перевод информации в другую форму )

— предметной ( показ задачи на конкретных предметах, в лицах – драматизация с использованием приёма «оживления» )

— условно – предметный ( рисунок )

— геометрической ( замена предметов геометрическими фигурами )

— чертёж ( изображение предметов, данных задачи, взаимозависимость между которыми отображена с помощью отрезков и с соблюдением определённого масштаба )

— схематический чертёж ( схема ) – взаимозависимость передаётся приблизительно, без точного соблюдения масштаба

— словесно – графической ( схематическая краткая запись )

постановка специальных вопросов

— о чём задача, о ком задача

— что известно, неизвестно

— какая ситуация описывается в задаче

— сколько ситуаций описывается в задаче

— сколько раз характеризуется каждый предмет

— какими свойствами, величинами характеризуются предметы

Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами: равенство, часть/целое, разность, кратность – сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Анализ практики обучения показывает, что особую трудность для учащихся представляют задачи с отношением кратности.

II. Составление плана решения.

На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач.

Рассуждение выстраивается по 2 направлениям :

Между умением выделять простую задачу из составной и умением находить синтетическим путём решения составной задачи существует важное различие. Должны быть отклонены «лишние» задачи, не ведущие к решению составной задачи.

— от КОНЦА задачи, т.е. аналитический способ – рассуждение начинается с вопроса задачи.

III. Осуществление плана решения.

Активизировать необходимые для решения задач теоретические знания ( соотношение именных чисел, взаимозависимость величин и т.д. ).

— устное выполнение каждого пункта плана

— письменное выполнение каждого пункта плана

— измерение, счёт предметов

— по действиям с пояснением

— по действиям без пояснения

— по действиям с вопросами

— в виде выражения, после вычислений преобразуется в равенство

— пояснение готовых способов решения

— соотнесение пояснения с решением

— продолжение начатых вариантов решения

— нахождение «ложного» варианта решения из числа предложенных

* брать задачи в паре, сравнивать – почему одну решили одним способом, а другую решили двумя

1 «12 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо банок, чтобы разложить 24 кг варенья?»

2. «15 кг варенья разложили в 5 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 9 кг варенья?»

— с использованием символического языка логики

IV. Проверка и оценка решения задачи.

Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа, нет ли более простого). Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.

До решения ( прогнозирующий ):

— прикидка ответа или установка границ результата будущего, опора на жизненный опыт, здравый смысл

«Мама купила канцелярских принадлежностей на 27 рубле. Сколько сдачи она получит с 50 рублей?»

Во время решения ( пошаговый ):

— по ходу решения контролировать прикидкой

После решения задачи ( итоговый ) :

— решение другим способом

— решение другим методом

— подстановка результата в условие

— составление и решение обратной задачи

Виды работ над задачей :

Составить условие к данному вопросу

Составить вопрос к условию

Задачи с недостающими данными

Задачи с несоответствующими вопросом и условием

Составить задачу, аналогичную данной

Основные ошибки при решении задач детьми :

Неполное погружение в задачу на первом этапе, недостаточный анализ текста

Часто используется готовая модель, краткая запись, неучастие детей в её создании

Со 2-3 класса моделирование уходит, полагаясь на достаточное развитие абстрактного мышления, уходит и пояснение действий

Алгоритм решения текстовых математических задач.

1. Прочитай задачу, представь то, о чём говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертёж или схем.

3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа, и т.д.)

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.

7. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.

8. Подумай: можно ли решить задачу другим способом?

9. Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?

Источник

Формирование и развитие УУД на уроках математики при решении текстовых задач

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование и развитие УУД на уроках математики при решении текстовых задач

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта

Универсальные учебные действия:
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

• 1 этап — вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)

• 2 этап — открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний.

• 4 этап — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер.

Таблица «Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *