контакт рука нога у грудничка в каком возрасте
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Тревожный симптом: патологии у новорожденных
Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.
О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.
— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?
— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.
— Что значит «адекватное ведение ребенка»?
— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.
— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?
— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.
Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.
Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?
— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.
Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.
На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.
Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Таблица тревожных симптомов
Патологии | Симптомы | Действия |
Неврологические отклонения | Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. | Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования. |
Тугоухость | Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). | Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца. |
Патология сетчатки глаз | 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. | Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения. |
Хирургическая патология | Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. | На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме. |
Патология мочевыводящей | Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. | Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. |
Пороки сердца | Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. | Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу. |
Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.
Хабибуллина Зульфия Кабировна
Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории
Ортопед для малыша
чем раньше – тем лучше
Казалось бы, зачем показывать кроху ортопеду, ведь он пока еще не сидит, не встает, не ходит. Получается, что нагрузки на кости и мышцы нет, так что вроде бы и смотреть у малыша еще нечего. Так думают некоторые родители и почему-то не спешат показать своего ребенка ортопеду. Другие мамы и папы не идут на консультацию, так как считают, что их малыш развивается нормально. Ведь никаких заметных изменений у него нет: руки-ноги на месте, вроде бы одной длины, спина ровная – значит, все у малыша в порядке. На самом же деле некоторые болезни опорно-двигательного аппарата не всегда очевидны и родителям обычно не заметны. А уж самостоятельно определить, например, одной ли длины ноги у младенца, не будучи специалистом, вообще невозможно. И даже педиатр, если патология не выражена, может не выявить ее, особенно если заболевание не беспокоит ребенка. Но по мере того как малыш будет расти, ортопедические проблемы могут усиливаться и вылечить болезнь будет гораздо сложнее, чем в раннем возрасте. Поэтому новорожденного надо показать ортопеду как можно раньше.
Ортопеда надо посетить, когда ребенку исполнится 1 месяц, а потом еще несколько раз – в 3, 6 и 12 месяцев. При первой консультации врач очень внимательно осмотрит малыша, буквально от макушки до пят, оценит размеры и форму всех частей тела, проверит также, насколько они пропорциональны, симметричны по отношению друг к другу, посмотрит, как двигаются ручки и ножки. Ортопед внимательно обследует все суставы на подвижность, особенно тщательно он осмотрит тазобедренные суставы и обязательно проверит, одинаковой ли длины ноги малыша.
Но даже если в 1 месяц ортопедической патологии не было, кроху все равно надо регулярно показывать врачу. При повторных осмотрах могут быть выявлены какие-то болезни, которые не проявляли себя во время первого визита к доктору.
возможные проблемы
Какие самые серьезные болезни должен исключить ортопед у детей первого года жизни?
— Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра – эти заболевания возникают из-за врожденного недоразвития тазобедренного сустава. Если болезнь не выявить вовремя, то она может быстро прогрессировать, одна нога будет значительно короче другой и походка серьезно нарушится. Обнаружить патологию можно уже в 1–3 месяца.
— Врожденная мышечная кривошея – сразу после рождения становится заметным, что голова ребенка постоянно наклонена в сторону и на бок. Кривошею обязательно надо лечить, иначе у ребенка развивается асимметрия лица, лицевого черепа, плеч, позвоночника.
— Врожденная косолапость – ножки малыша «косолапят», как у медвежонка: если бы новорожденный мог встать, он опирался бы на внешнюю поверхность стопы. Без лечения, если ребенок начинает ходить на таких ножках, деформация поврежденной стопы усиливается, нарушается взаимоотношение костей, страдают походка и осанка, возникают трудности с подбором обуви.
Эти три основные болезни надо выявить как можно раньше (а обнаружить их можно уже в 1–3 месяца), ведь чем быстрее начать их лечить, тем лучше будет результат.
Но даже если ортопедической патологии у ребенка нет, доктор все равно посоветует родителям, что сделать, чтобы кости и мышцы малыша правильно развивались. Например, даже здоровые дети могут часто поворачивать голову в одну сторону. Обычно это происходит потому, что их привлекает сторона кроватки с красочной игрушкой или с другим интересным предметом. Нередко родители этого просто не замечают, а вот ортопед сразу обратит внимание, в какую сторону чаще всего наклоняет голову ребенок. Также он быстро увидит, как переворачивается ребенок – опять в одну какую-то сторону или в обе. Все это может быть вариантом нормы, но иногда говорит о том, что у ребенка разный тонус мышц слева и справа. В таком случае ортопед посоветует массаж, плавание и специальные упражнения с акцентом на определенную группу мышц. Расскажет доктор, как укрепить и остальные группы мышц: например, живота, спины – все это поможет крохе в будущем вовремя начать сидеть, вставать и ходить.
Ребенок растет и вроде бы уже готов сидеть. Самостоятельно сесть он должен в 7 месяцев, встать на ножки – в 9, в 10–11 сделать первые шаги, держась за опору. До этого возраста врачи рекомендуют не побуждать малыша сидеть или стоять (особенно вредно сажать его в подушки). Кости и мышцы крохи к новым движениям еще не готовы, и если мышечный корсет ребенка не успеет окрепнуть до того, как он начнет самостоятельно садиться, это может привести к искривлению позвоночника. Если же время пришло, а малыш пока еще не освоил новый навык, ортопед подскажет, как простимулировать кроху (здесь опять помогут массаж и гимнастика).
помогаем первым шагам
Когда ребенок попытается делать первые шаги, ортопед подскажет, какую обувь купить крохе. Она поможет равномерно нагрузить голеностопный сустав, а значит, и на все остальные суставы нагрузка будет распределена правильно. Обычно врачи советуют учиться ходить не босиком или в носочках, пинетках, а в ботиночках или туфлях: кожаных, с жесткой пяткой, маленьким каблучком, на шнуровке или на липучке. Если же у малыша будет какая-то патология стопы или голеностопа, ортопед подберет уже специальную обувь или ортопедические стельки.
Красивая осанка, крепкие кости, сильные мышцы, гармоничная фигура – это то, чего хотят родители для своего малыша. А поможет этого достичь ортопед, главное –вовремя попасть к нему на консультацию.
Моторное развитие от 3 до 6 месяцев
Во второй половине первого полугодия тело принимает всё более разнообразные позы, и ребенку открывается все больше возможностей для целенаправленного выполнения всё большего числа точно скоординированных движений.
В положении «лёжа на спине» ребёнок может:
В положении «лежа на животе» ребёнок может:
Развитие из положения “лежа на спине”
Так ребенку удаётся различным образом использовать обе стороны тела. Выполнение этого нового двигательного алгоритма становится достижимым, поскольку ребенок может координировать работу обеих полушарий мозга, что позволяет распределять работу на обе стороны тела: одна половина обеспечивает опору, а другая совершается движение. Но ребенок применяет этот алгоритм лишь при условии, что считает объект исследования достаточно интересным.
Глаза и рука остаются направленными на предмет, который нужно схватить; в этой ситуации особенно важно обеспечить устойчивую позицию корпуса и позвоночного столба. Такое постуральное обеспечение требует чрезвычайного расхода сил в связи с неустойчивостью положения “лежа на боку”. Как правило, ребенок не задерживается в этом положении, поскольку из него можно сразу перейти в положение «лежа на животе». Голова в положении «лежа на боку» не находится на плоскости опоры тела, она приподнята и направлена в сторону игрушки.
В описанной последовательности движений важен переход от грудного к поясничному отделу позвоночника, точнее, от 12го позвонка грудного отдела к 3ему позвонку поясничного отдела. В первом триместре этот участок уже применялся для опоры тела в положении «лёжа на спине». Во втором триместре он стал ключевым местом поворота. От задействованной мускулатуры он требует точно скоординированной работы, поскольку в динамике поворота это место диктует необходимость и постуральной устойчивости и точности выполнения движения.
Во время переворота в этом месте таз слегка приподнимается вверх со стороны хватающей руки, а другая сторона таза выполняет функцию опоры тела.
При первых попытках поворота, ребенок, достигая начала положения на боку, возвращается в положение на спине. Но познакомившись с ходом выполнения движения, он продолжает поворачиваться, чтобы очутиться в положении «лежа на животе».
Развитие из положения “лежа на животе”
В положении на животе ребенок обнаруживает обилие новых объектов, которыми он непременно хочет обладать. Для того, чтобы обладать вожделенными объектами, ребенку нужно добраться до них и схватить их. Уже известный нам ранее двигательный алгоритм симметричной опоры на локти расширяется, превращаясь в алгоритм опоры на один локоть. При этом вес всего тела опирается на один локоть, на таз и бедро с одной стороны, а также на колено с противоположной стороны. Голова и рука в этой позиции удерживаются и уравновешиваются за пределами опорной поверхности).
Развитие речи
На четвертом и до пятого месяца жизни кончик языка ребенка начинает упираться в резцовый сосочек (Papilla incisiva) нёба. Четче становятся жующие движения нижней челюсти. Начинают резаться зубки. Ребенок все сует себе в рот, в этом возрасте рот становится важнейшим органом чувств. Ребенок познает свой мир руками и ртом. Поза, а также выпрямление корпуса и позвоночного столба, создают предпосылки, чтобы держать головку, а также предпосылки свободного развития тонких моторных функций мускулатуры гортани, подъязычной кости, а также самого языка. К этому моменту ребенок в состоянии целенаправленно использовать свою речевую моторику. С четвертого по пятый месяц жизни он обнаруживает, что его губы способны формировать звуки. Ребенок активно издает характерные фрикционные согласные и гласные, начинает «гулить».
В этом возрасте речь ребенка состоит из цепочек звучных слогов, модулированных горловых звуков, отдельных криков.
Предмет ребенку в первой половине второго триместра следует предлагать однозначно с одной какой-либо стороны. Если предлагать ребенку игрушку для хватания по средней части тела, необходимо делать это спокойно, чтобы ребенок мог принять решение, какую руку ему выбрать для хватания. Ни в коем случае нельзя быстро двигать предметом из стороны в сторону, это ставит процесс хватания в условия, не соответствующие возрасту ребенка, путает ребенка и нервирует его. До конца шестого месяца жизни ребенок может только хватать собственные ступни, они пока еще недостаточно развиты для того, чтобы ходить. Поэтому ребенка в таком возрасте нельзя сажать или ставить на ноги. Пассивное сидение или стояние могут повредить позвоночник и тазобедренные суставы ребенка.