консультация для родителей какой ты завтрашний первоклассник
Консультация для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник. На что обратить внимание при подготовке к школе»
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Ваш ребёнок идёт в первый класс, и Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает) Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Особое внимание при подготовке к школе родители должны обращать на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим дня нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать нравственно – волевые качества у ребенка: настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание, любознательность, организованность, прилежание ребенка, умение доводить дело до конца.
В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы,такие как:
— восприятие (цвета, величины, формы, времени, пространства и т. д.);
— память (научите ребенкасамым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделения главных и второстепенных деталей и т. д.);
— мышление (дошкольник должен уметь находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира). Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг);
— уметь слышать и слушать своего товарища;
— говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
— пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.
Преодолеть эти недостатки помогают игры, в которых участвуют не только дети,но и взрослые: «Школа», «Дочки-матери», «Магазин», «Буратино», «Больницу», игры-эстафеты, «Классики», игры с мячом, настольные игры и т. д.
Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе,помогут следующие вопросы: Хочешь ли ты пойти в школу? Зачем нужно ходить в школу? Чем ты будешь заниматься в школе? Что такое уроки? Чем на них занимаются? Как нужно вести себя на уроках в школе? Что такое домашнее задание? Зачем нужно выполнять домашнее задание?
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
«Будущий первоклассник?» Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к семи годам» Интеллектуальное развитие К семи годам ребенок должен уметь: Решать простые логические задачки; Без труда находить.
«Готов ли ваш ребенок к школе». Консультация для родителей До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой первого класса и сохранил.
Презентация-консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс» Слайд №1 Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1-й класс. Слайд №2 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и.
Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу.
Консультация для родителей дошкольников «На что следует обратить внимание при выборе стихов к 8 Марта» Любимый праздник 8 Марта приносит нам солнечное настроение и надежду на то, что с приходом календарной весны изменится не только природа,.
«Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей Что такое нравственная готовность к школе Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе,.
Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве. Проблемы при подготовке к школе» Проблемы в школе, которые можно избежать. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть.
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник» Тема родительского собрания «Ваш ребенок – будущий школьник». Присутствовало: 20 Отсутствовало: 7 Цели: формирование активной педагогической.
Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий школьник» Ваш ребенок будущий школьник Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности.
«Какой ты, завтрашний первоклассник?» Консультация педагога-психолога
Евгения Самсоненко
«Какой ты, завтрашний первоклассник?» Консультация педагога-психолога
В реальной жизни наши дети, дети с ОНР, не всегда достигают определенных стандартом целевых ориентиров.
Какие же эти ориентиры?
Но прежде чем говорить о достижениях выпускников нашего детского сада (МБДОУ №49 «Золотой петушок» г. Симферополя, предлагаю вспомнить, какими они приходят в детский сад.
Каковы особенности формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи?
Насколько сформированы у них коммуникативные навыки?
И насколько они социализированы?
Существует тесная связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития.
На начальном этапе пребывания в детском саду дети демонстрируют трудности в овладении коммуникативными навыками, навыками самообслуживания, что затрудняет процесс социализации и адаптации к детскому коллективу и требованиям детского сада.
• нарушена целенаправленная деятельность при выполнении вербальных и невербальных заданий,
• ограничен объем слухового восприятия и кратковременной механической памяти,
• это в свою очередь вызывает трудности в приеме словесной инструкции и самостоятельное выполнения заданий (дети нуждаются в постоянном побуждении и уточнении инструкции по мере ее выполнения,
• недостаточная концентрация слухового внимания,
• повышенная утомляемость и истощаемость в произвольной деятельности (что вызывает необходимость дозировать нагрузку и активизировать различные каналы восприятия в ходе выполнения заданий,
• познавательная деятельность у большинства детей находится либо в нижней границе нормы, либо вообще на начальном уровне, при этом снижена познавательная активность,
• представления об окружающем мире ограничены,
• дети испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей.
Благодаря целенаправленной коррекционно-развивающей психолого-педагогической работе в тесном сотрудничестве с родителями наш педагогический коллектив добивается хороших результатов в этом направлении. Об этом свидетельствует психолого-педагогическое обследование, которое проводится педагогами в ходе наблюдений, бесед, специально организованных игровых ситуаций. Результаты этой работы дают возможность уточнить трудности, которые испытывают наши воспитанники и определить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.
Следуя основным требованиям стандарта дошкольного образования, мы, педагоги-дошкольники, обязаны создавать условия для полноценного проживания дошкольником уникального периода дошкольного детства, и проводим обучение дошкольников с использованием различных методов и приемов игровой деятельности. Перед нами не стоит задача научить дошкольников чтению, письму, но мы можем таким образом развивать его познавательную деятельность, что ребенок будет готов интеллектуально и функционально выполнять учебную деятельность. Вспомним слова известного мыслителя Мишеля Монтеня о том, что «мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Как же мы можем определить школьную зрелость наши воспитанников, не прибегая к диагностическим методикам? Конечно же, в этом нам поможет сказка и создание игровых ситуаций на основе сказочного сюжета.
Одним из условий интеллектуальной готовности к школьному обучению является развитие устойчивого слухового и зрительного внимания, мелкой моторики и координация «глаз-рука». Как это проверить? Предлагаем детям выполнить работу «соедини рисунок по точкам». Но при этом создается игровая ситуация «Я – художник» с предварительной беседой. Детям предлагается представить себя художниками. Предварительно уточняем, для чего рисуют картины? (Чтобы выразить свое настроение, свое впечатление от увиденного. Каждый художник по-своему видит мир и отражает его в своих картинах.) Дети выполняют работу, чувствуя себя настоящими художниками. Они очень стараются и ответственно относятся к предложенной работе. Полученные результаты дают возможность определить, с каким настроением дети воспринимают предстоящую школьную жизнь, насколько каждый из них готов к новому статусу школьника, какие дети испытывают тревогу и может быть даже страхи перед новой школьной жизнью. Обращают на себя внимания рисунки, на которых ребенок выбирает темные цвета и сильную штриховку. Предложенное игровое упражнение развивает мелкую моторику, способность к сосредоточению, воображение, мотивацию к учебной деятельности.
Следующий прием, который можно использовать для определения школьной зрелости – это работа с лабиринтами. Она позволяет выяснить уровень сформированности концентрации, устойчивости, переключения внимания (а также мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы). Снова предлагаем детям игровую ситуацию. Мальчик Петя самостоятельно идет в школу. Но вот он остановился и задумался, он затрудняется выбрать правильный путь к школе. Давайте поможем мальчику. В процессе рисования дороги мы можем наблюдать, насколько у ребенка сформирована способность к целенаправленной деятельности, к достижению конечного результата. Детские работы об этом ярко свидетельствуют.
О развитии социальных и коммуникативных навыков поможет узнать сказка. Мы работаем со сказками М. А. Панфиловой «Лесная школа». А проводником в сказку служит игрушка Еж. Еж приглашает детей в сказки, из которых они узнают много интересного и полезного для себя из жизни ребят-зверят в лесной школе. Например, детям предлагается представить себя в классе, куда пришла волшебница и всех учеников заколдовала и превратила в каких-то зверей (птиц). В кого превратился ты, учитель, ребята-одноклассники? Дети рисуют, а мы, взрослые, по рисункам можем для себя уточнить, каким ребенку представляется учитель, какими он видит себя и своих будущих одноклассников. Рисование по сказке имеет не только диагностический, но и коррекционный эффект. А подобная арт-терапевтическая работа позволяет увеличить время пребывания ребенка в сказке и проживания сказочной ситуации.
Интересная проективная методика «Два дома» позволяет уточнить, каким останется в памяти у детей образ детского сада и какой представляется школа. Предварительная беседа позволяет уточнить, как себе представляют дошкольники будущую школьную жизнь, чем отличается детский сад и школа. Многие из детей ходят на подготовку к школе и уже имеют представления о том, как организовываются в школе уроки, каковы правила поведения в классе на уроке и на перемене в школе, чем отличаются школьные уроки и занятия в детском саду. Подобные задания и беседы развивают способность к анализу и сравнению, познавательный интерес и познавательную активность, монологическую речь детей, формируют внутреннюю позицию школьника.
Очень важный момент в формировании школьной зрелости – это формирование привычки соблюдать режим дня. Сказка о «поющем цветке» наглядно показывает, к чему может привести несоблюдение режима труда и отдыха, формирует у детей представление о здоровом образе жизни, ярко демонстрирует, к чему может привести чрезмерное пребывание у экрана телевизора. Вместе с героями сказки дети запоминают, как важно вовремя делать уроки, отдыхать на свежем воздухе, хорошо и правильно питаться.
Дошкольное детство – это еще и очень важный период для формирования и развития нравственной сферы. Стойкие нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Такие результаты достигаются благодаря системным занятиям в этом направлении.
Поэтому так важно вести целенаправленную и систематическую просветительскую работу, как с родителями, так и с педагогами.
Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовка к школе
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:
Как зовут твоих родителей?
Где они работают и кем?
Как называется город, в котором ты живёшь?
Какая река протекает в нашем городе?
Назови свой домашний адрес.
Есть ли у тебя сестра, брат?
Сколько ей (ему) лет?
На сколько она (он) младше (старше) тебя?
Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
Сколько времён года ты знаешь?
Сколько месяцев в году и как они называются?
Где правая (левая) рука?
счёт до 10 (20) и обратно
сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
решение задач на сложение и вычитание
Выяснить , есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
Хочешь ли ты пойти в школу?
Зачем нужно ходить в школу?
Чем ты будешь заниматься в школе?
Что такое уроки? Чем на них занимаются?
Как нужно вести себя на уроках в школе?
Что такое домашнее задание?
Зачем нужно выполнять домашнее задание?
Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?
Портрет будущего первоклассника
Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
Общается со сверстниками, знает правила общения.
Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
Хорошо адаптируется к новой обстановке.
Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
Не избегает общения.
Может планировать свою деятельность.
Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
Не отказывается от заданий.
Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).
Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
Спокоен, усидчив, нераздражителен.
Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
В речи нет выраженных задержек в развитии.
8. Развитие внимания и памяти
Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Будущий первоклассник: подготовка ребенка к школе
Что нужно знать и уметь?
Есть родители, которые считают, что если их сын или дочь, поступая в 1 класс, знает и умеет больше, чем остальные дети, то это гарантирует, что ребенок станет хорошо учиться. На самом деле, в начале учебы «натасканный» первоклассник действительно может выделяться на общем фоне и без труда давать ответы на «сложные» вопросы учителя, но постепенно запас знаний закончится и ребенку придется осваивать новое, незнакомое. И может случиться, что что-то из этого нового ему не удастся понять с первого раза (потому что он привык к объяснению мамы, а не учителя). И из «лидеров» он переместится в ряды «середнячков». Ребенку будет очень сложно понять, почему те дети, которые раньше казались ему «глупыми», вдруг стали получать оценки лучше, чем у него?
Моральная подготовка
Другой момент — психологический. Первоклассникам, особенно неподготовленным, будет очень сложно понять специфику социально-общественных отношений с одноклассниками, которые граничат между дружбой и адекватным соперничеством. Также от воспитания и привитых в семье ценностей зависит то, какую роль в школьном социуме будет играть ваш в ребенок — изгоя, середнячка, лидера или «темной лошадки». Заранее определяя роль своего ребенка, отталкивайтесь не от собственных надежд и чаяний (понятно, что любой родитель хочет видеть своего ребенка лидером), а от того, в какой роли комфортнее будет чувствовать себя ребенок: может быть, в силу специфических черт характера ему совсем не нужно быть лидером. Что касается отношений с учителем, ребенку важно привить чувство уважения и послушания (в разумных пределах), научить корректно отстаивать собственное мнение, не перебивать.
Что делать, если ребенок не хочет в школу?