конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году

Буржуазная революция в Англии (XVII в.)

Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции.

Стремление создать последовательную и гармоничную правовую систему играло важную роль в развитии английского права. Английская правовая система до сих пор имеет ряд особенностей, которые отличают ее почти от всех правовых систем стран мира.

Англия накануне революции. Причины, этапы, особенности и задачи революции

В начале XVII в. Англия была страной более буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах — промышленности, торговле, сельском хозяйстве.

В стране формируются основные классы буржуазного общества — буржуазия (промышленная, торговая, финансовая), пролетариат (городской и сельский), фермерство. Дворянство (феодальный класс) подразделяется на старое дворянство — лендлордов, ведущих свое хозяйство по старинке, и «новое дворянство» — джентри, активно занимающихся торговой и промышленной деятельностью.

а) продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены были считаться;
б) отсутствовала постоянная армия (главная опора абсолютизма) — в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом (а на флоте, как известно, традиционно сильны демократические настроения);
в) бюрократизация государства была незначительной; продолжала существовать система местного самоуправления, фактически независимая от монарха, т. к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые.

Тем не менее в первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью и парламентом, выражающим интересы буржуазии и «нового дворянства». Причины народного недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими:

а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 г.) «налогообложение через представительство»;
б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской оппозиции, долгое беспарламентное правление (в 1628 г. Карл I Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.);
в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем);
г) распространение законов военного времени на мирное время, постои армии в домах частных лиц;
д) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);
е) стремление реставрировать ненавистный большинству англичан католицизм;
ж) ориентация династии Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства континентальной Европы (Францию, Испанию) — традиционных торговых соперников Англии.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

1640-1642 гг. — мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаивавшем на минимальном ограничении королевской власти;
1642-1649 гг. — гражданские войны между сторонниками короля и приверженцами парламента;
1649-1653 гг. — период республики;
1653-1658 гг. — протекторат Кромвеля (военная диктатура);
1660 г. — реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I); возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем к началу XVIII в. — парламентарной монархии).

Английская буржуазная революция имела ряд особенностей, отличающих ее от последующих буржуазных революций (например, Великой Французской революции XVIII в.)

К числу таковых особенностей следует отнести:

а) «религиозный» характер революции — одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические «партии» революционного периода (индепенденты, левеллеры и т.д.) зачастую по-разному относились к тем или иным религиозным вопросам;
б) относительная бескровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);
в) невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в затяжную тридцатилетнюю войну и к 1640 г. у европейских монархов не осталось сил; изолированное островное положение Англии и сильный флот затрудняли иностранную военную интервенцию).

Главными задачами революции было:

а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республики), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;
б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве;
в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.

Законодательство революционного периода (1640-1649 гг.)

Необходимо отметить, что революция оказала весьма несущественное воздействие на правовую сферу и вплоть до первой половины XIX в. английское право (особенно уголовное) сохраняло массу феодальных пережитков (около 200 составов преступлений каралось смертной казнью).

Протекторат Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

В 1649 г. основные задачи революции были решены — король казнен, палата лордов ликвидирована, власть перешла к Государственному совету английской республики. Однако экономическое положение страны оставляло желать лучшего. Простолюдины, вынесшие на своих плечах все тяготы революции и гражданской войны, практически ничего не получили. Вполне реальную угрозу для республики создавала и армия — офицерам и солдатам долгое время не выплачивали обещанного жалования, а денег в казне для расчета с военнослужащими не было. Когда армия перестает воевать (дело, для которого и создается любая армия), возникает угроза ее вмешательства в политику; тем более явной она была в Англии, где многие офицеры высшего командного состава были одновременно и парламентариями.

Европейские соседи Англии, оправившись от тридцатилетней войны, начинают готовить военную интервенцию против республики. В этих сложных условиях Государственный совет и парламент принимают решение о введении войск в Ирландию, которая, воспользовавшись смутой в стране, к тому времени практически стала независимой.

Целями введения «ограниченного контингента» были:

а) ликвидация мятежа, грозившего потерей наиболее близкой и освоенной колонии;
б) решение финансовой проблемы — с солдатами и офицерами армии «новой модели» планировалось расплатиться землей, конфискованной у непокорных ирландских крестьян и феодалов;
в) устранение (хотя бы временное) армии от внутриполитической борьбы;
г) демонстрация перед европейскими соседями мощи новой английской армии (предостережение интервентам);
д) создание образа врага в лице ирландцев, возложение на них ответственности за беды и несчастья англичан, отвлечение народа от более важных внутренних проблем.

Жесткое подавление мятежа, разграбление ирландских земель разложили некогда революционную армию. Увенчанная «славными победами» над мятежниками армия вернулась в Англию. В стране устанавливается военная диктатура, армия и республика оказались вещами несовместимыми. «Английская республика разбилась об Ирландию» — писал впоследствии К. Маркс.

Установление военной диктатуры было законодательно оформлено «Орудием управления» 13 декабря 1653 г. — документом, который иногда именуют первым и достаточно удачным опытом создания писаной конституции Англии. Однако это не совсем верно, считать «Орудие управления» конституцией нельзя по следующим формальным причинам:

Тем не менее «Орудие управления» закрепляет традиционный для Англии принцип «смешанного правления» (монархия, аристократия и демократия) — монархическую ветвь власти олицетворял лорд-протектор (избираемый пожизненно), аристократическую власть осуществлял Государственный совет, демократическую — однопалатный парламент (однако в 1656 г. палата лордов была восстановлена).

Главой республики был лорд-протектор (Кромвелю предлагали корону, но он благоразумно отказался от такого «опасного головного убора»), осуществляющий свои властные полномочия при содействии Совета (в число членов которого входило от 21 до 30 человек).

Полномочия лорда-протектора:
а) назначение на должности (гражданские и военные);
б) командование вооруженными силами;
в) помилование (за исключением убийства и измены);
г) представительство страны на международной арене;
д) просмотр законопроектов, принимаемых парламентом, и ряд других функций.

Высшая законодательная власть вручалась парламенту, годовая сессия которого должна была длиться не менее пяти месяцев, а беспарламентное правление не могло продолжаться более трех лет. Устанавливается возрастной (21 год) и равный для всех парламентариев имущественный ценз в 200 фунтов стерлингов годового дохода (устранивший от политики большую часть взрослого населения). Однако нужно отметить, что парламент был лишь маскировкой, прикрытием для единоличной диктатуры генерала Оливера Кромвеля.

Становление в Англии парламентарной монархии

В 1658 г. лорд-протектор умирает, успев назначить приемником своего сына Ричарда Кромвеля («неудачливый Дик» — так за глаза называли его офицеры). Однако, не обладая авторитетом своего отца, Ричард был отстранен от власти Советом офицеров. В 1660 г. после нескольких лет политической смуты парламент принимает решение о реставрации монархии и приглашает на престол Карла II Стюарта (сына казненного Карла I).

Основными причинами для реставрации явились:

а) необходимость заключения внутреннего мира между буржуазией и феодальным дворянством;
б) необходимость мира с континентальной Европой (перед лицом готовящейся интервенции);
в) возврат к старой, испытанной веками форме правления — монархии (с учетом корректив, внесенных революцией).

Перед своим восшествием на престол Карл II Стюарт подписал так называемую «Бредскую декларацию», в которой дал своим подданным ряд обещаний, ограничивающих его власть:

Нужно заметить, что в целом свои обещания Карл II формально выполнил (и даже перевыполнил, распространив свободу вероисповедания и на католиков).

Форма правления, установленная после реставрации Стюартов, может быть охарактеризована как дуалистическая монархия (переходный этап от абсолютной к парламентской монархии).

Этапами становления монархии нового типа в XVII — начале XVIII вв. стало принятие следующих нормативных актов:

1) «Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и предупреждении заточению за морями» (Хабеас корпус акт 1679 г., принятый по инициативе партии вигов-либералов с целью защиты от судебного произвола). Его основными положения были:
а) любой арестованный (за исключением случаев ареста за государственную измену, тяжкое уголовное преступление и гражданское правонарушение — неуплату долга) имеет право обратиться в суд с требованием в кратчайшие сроки рассмотреть дело;
б) тюремщик или шериф, в ведении которого находится арестованный, получив приказ «Хабеас корпус», должен доставить арестованного в суд (выдавший приказ) для проверки законности задержания;
в) судье, к которому доставлен арестованный, может либо оставить его под стражей, либо освободить (не найдя в его действиях состава преступления), либо отпустить до суда под залог;
г) в течение шести часов после задержания человек может требовать от шерифа или тюремщика письменную копию предписания об аресте, где указывается основание задержания и помещения под стражу;
д) должностные лица (тюремщик, шериф, судья), не исполняющие требований данного акта, наказываются высоким (до 500 фунтов стерлингов) штрафом в пользу арестованного, а при повторном нарушении платят еще более высокий штраф и отстраняются от должности.

Положительное значение закона 1679 г., несомненно, поскольку он заключал в себе требования возможно более скорого уголовного суда и некоторые гарантии против незаконных арестов (презумпция невиновности).

При всем этом для правильной оценки закона 1679 г. немаловажное значение имеют три обстоятельства:

2) «Билль о правах» 1689 г. (принятый парламентом после т. н. «славной революции» 1688 г., изгнания Якова II Стюарта и восшествия на престол Вильгельма Оранского — родственника Стюартов, протестанта, имевшего опыт управления Нидерландами). Основные положения «Билля» заключались в следующем:

а) любой закон и налог исходит только от парламента;
б) никто, кроме парламента, не может отменить и изменить закон, а также освободить из-под действия закона;
в) устанавливаются свобода прений в парламенте, свобода подачи петиций, гарантируется частый и свободный созыв палат;
г) парламент определяет состав и численность армии на каждый год и выделяет средства на ее содержание;
д) запрещается требование чрезмерных судебных залогов, наложение жестоких и необычных наказаний.

Данный закон определил место парламента в системе государственных органов Англии.

3) Акт об устроении 1701 г. («Акт о престолонаследии»):

а) регулировался порядок наследования английского престола — после смерти бездетных Вильгельма и Марии корона переходит к сестре Марии Анне Датской, если же она умрет бездетной, то корона вручается курфюстам Ганновера (германским князьям протестантам, дальним родственникам династии Стюартов);
б) монарх должен исповедовать англиканскую веру (что должно исключить реставрацию ненавистного католицизма);
в) вводится принцип контрасигнатуры, снимающий ответственность за те или иные решения с короля («Король не может поступать дурно») и возлагающий ответственность на министров;
г) лицам, получающим жалование, либо пенсию от короны (офицерам и государственным чиновникам), запрещалось избираться в нижнюю палату парламента (во избежание возникновения прокоролевской группировки в парламент);
д) подтверждение установленного еще в период революции принципа «несменяемости судей» — судья занимает свой пост, «покуда ведет себя хорошо», т. е. не впадает в безумие и не нарушает закон, сместить судью со своего поста можно только по решению обеих палат парламента;
е) король лишался права помилования министров, осужденных в порядке импичмента.

Таким образом, итогами революционного и послереволюционного развития Англии в XVII — начале XVIII в. стало установление новой, более прогрессивной, удобной и дворянству и буржуазии формы правления — парламентарной монархии, а также ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.

Источник

Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 года

конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции.

конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции.

конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году фото. конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка конституционный период английской буржуазной революции имел место в каком году. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Англия — страна с многовековой демократической традицией, в основе которой лежит умение достичь компромисса, двигаться к намеченной цели путем эволюции.

Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-пра­вовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. В Петиции отраве 1628году был сформулирован ряд требований, обличенных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента»; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны».

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции — о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос — о неприкосно­венности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629—1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Это означало, по сути, политическую ответствен­ность должностных лиц перед парламентом и было воспри­нято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

ВЕЛИКАЯ РЕМОНСТРАЦИЯ— список требований Долгого парламента англ. королю Карлу I; принята парламентом 22 ноября 1641 и фактически обращена к англ. народу. Один из док-тов первого периода английской буржуазной революции 17 века. Содержала перечень (204 параграфа) злоупотреблений короны в период беспарламентского правления Карла I (1629-40) и была обвинит. актом против абсолютизма. Основу содержания В. р. составлял вопрос об обеспечении бурж. собственности на землю, о защите движимого имущества от притязаний короны. Для обоснования неприкосновенности этой собственности привлекались формулы Великой хартии вольностей, в к-рые вкладывалось новое, бурж. содержание. Интересы нар. масс почти не нашли отражения в В. р. §§ 31-32 лишь мельком касаются вопроса об огораживании общинных земель; §§ 54-55 говорят о разорении сукноделия и об эмиграции суконщиков; § 98 мимоходом упоминает о тяжелом положении народа, пропадавшего от «горя и страха». Несмотря на классово ограниченное содержание, В. р. с ее стремлением оградить страну от тирании (§§ 37, 39, 52, 140), пресечь религ. преследования (§2), финансовый произвол (§§ 17-18) и т. д. имела в начальный период революции несомненно революционное общенац. значение. Обсуждение В. р. в Долгом парламенте обнаружило наличие серьезных разногласий в рядах парл. оппозиции (умеренные элементы страшились разрыва с королем). В. р. была принята большинством всего лишь в 11 голосов.

Источник

Государство и право Англии в Новое время

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазной революции в Англии

Социально-экономические изменения

К началу XVII в. в Англии, население которой составляло около 6 млн человек, бурными темпами стали развиваться капиталистические отношения (добыча железной руды, кораблестроение, выработка сукна, а не шерсти, морская торговля, крупные государственные и частные компании («Старые авантюристы», Ост-Индская, Гвинейская, Истляндская, Ливантийская, Московская и др.). Однако все это сдерживалось мелочной опекой государства над развитием производства (цеховой строй, налоги, пошлины, займы), волюнтаризмом королевской власти (произвольные налоги и смена судей, ущемление свободы торговли, деятельность внесудебной юстиции, авантюризм фаворитов короля, приведший к экономическому кризису, насаждением англиканской церкви). Кроме того, нарастали острые противоречия между крупными феодалами и буржуазией, продолжалось извечное недовольство крестьян политикой «огораживания», увеличением земельной ренты и т.д.

Вместе с тем именно практически ничем не ограниченные действия английских земельных магнатов по отобранию крестьянских наделов в процессе «огораживания» привели к тому, что изгнанные со своих мест земледельцы формально оказывались не принадлежащими никому, а значит, фактически свободными. Это привело к тому, что уже к началу XVII в. все население Англии стало свободным, и на каждого стали распространяться юридические гарантии личной безопасности, закрепляемые Великой Хартией вольностей: «Ни один человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен вне закона, или изгнан … иначе как по законному (судебному) приговору и по закону страны» (ст. 39).

К началу революции определились, а в ходе ее оформились два противостоящих друг другу политико-религиозных лагеря:

В ходе революции в пуританском течении выделяются:

Конфликт короля и парламента

Конфликт короля и парламента начался в 1614 г., когда, не укладываясь в бюджет и не имея возможности введения новых налогов, возмущаясь такой «несправедливостью», Карл I Стюарт (1600—1649) распустил «гнилой парламент» и арестовал его членов.

Здесь следует сказать, что в соответствии с обычаями страны король за короткое время мог только один раз обратиться к палате общин по поводу налоговых субсидий. Однако еще со времен Эдуарда IV (1461—1483) монархи в критических ситуациях стали прибегать к практике так называемых «добровольных даров» — беневоленсов, сделанных их самыми богатыми поданными. Судебное решение 1598 г., легитимировавшее беневоленсы, определявшее, что «добровольный дар (монарху), взимаемый без принуждения, законен», превратило их в один из источников пополнения казны. Вместе с тем эта практика английских королей нередко наталкивалась на непонимание поданных, подталкивая их искать судебную защиту своих традиционных прав. Итак, в 1614 г. Карл I остался без новых налогов и без беневоленсов. На последующем судебном процессе, где позиции короля защищал Генеральный атторней Френсис Бэкон, прозвучали слова о том, что во Франции, на которую корона ссылается, как на пример, гражданские войны часто вспыхивали изза «внепарламентского обложения, в то время как Англия избегала этого, во всяком случае, до недавнего прошлого», и что сила Франции заключена в высшем дворянстве, а сила Англии — в ее подданных и «любовью их не следует пренебрегать».

В 1628 г. король вновь стал требовать от парламента новых налогов («корабельные деньги»). В ответ на это ему представили перечень претензий к его администрации. Это была Петиция о праве 1628 г., которая, отразив идеи конституционной монархии, четко выразила стремление буржуазии и нового дворянства ограничить власть короля. Перечислив злоупотребления королевской администрации, парламент просил короля:

После подписания Петиции о праве Карл I, не получив разрешения на новые налоги, распустил парламент. До 1640 г. длился период беспарламентского правления.

К 1640 г. в результате развязанной монархом в своих владениях войны и безуспешных попыток военным путем навязать Шотландии англиканскую церковь королевство вновь оказалось на пороге финансового банкротства. Король созвал парламент, затем распустил и опять созвал (Короткий парламент). С этого момента началась английская буржуазная революция, вошедшая в историю как «Великий мятеж» 1640—1660 гг.

Этапы английской буржуазной революции 1640—1660 гг.

Последовательное развитие революционных событий позволяет говорить о трех крупных периодах: роялистском, индепендентском и военной диктатуры.

Конституционный период (1640—1649)

Это время правления Долгого парламента, проходившее в условиях политического и экономического кризиса.

Главенствующие первоначально в парламенте пресвитериане, добились от короля принятия ряда принципиальных законов. Например, уже в 1641 г. были изданы:

Конституционный период ознаменовался: созданием независимых правительств и армий короля («кавалерами»), поддерживаемого пресвитерианами и Долгого парламента («круглоголовыми», «железнобокими»), в котором стали сильны позиции индепендентов (Оксфорд и Лондон); ликвидацией епископата и введением пресвитерианской модели в 1643 г. Это время двух гражданских войн (1642—1649) и поражения королевских войск при Нэйзби в 1645 г. бегство короля в Шотландию и выдача его Долгому парламенту в 1647 г.

В этот период под давлением наиболее радикального крыла революционеров — левеллеров было создано несколько программных документов революции, получивших название «народных соглашений» (1647). В них закреплялись принципы равенства, народного суверенитета и естественного права, требования создания основ республиканского строя, всеобщего мужского избирательного права без имущественного ценза, возврата огороженных общинных земель, реформы громоздкой системы «общего права» и др.

Индепендентская республика (1649—1653)

Она существовала в условиях острой борьбы в парламенте пресвитериан с индепендентами и левеллерами и привела к установлению военной диктатуры.

В конце 1648 г. из парламента были изгнаны пресвитериане («Прайдова чистка»), в январе 1649 г. палата общин (палата лордов была упразднена), состоявшая из полсотни оставшихся депутатов («охвостье»), была провозглашена носительницей верховной власти с объявлением народного суверенитета («народ, ходящий под Богом, является источником всякой законной власти»). Силами этих же депутатов, под давлением Кромвеля, был устроен суд над королем («тираном, убийцей и врагом добрых людей»), в результате которого он был немедленно казнен, а королевский титул — упразднен как «опасный для свободы, общественной безопасности и публичного интереса народа».

Затем силы пуритан были брошены на жестокое подавление восстаний в Ирландии и Шотландии. Опустевшие ирландские земли массово заселялись английскими колонистами. Конституционное закрепление республиканской формы правления произошло только в мае 1649 г., когда О. Кромвелю удалось сломить сопротивление Долгого парламента и разогнать его (на дверях закрытого парламента кто-то написал объявление: «Сдается внаем»).

Высшая законодательная власть вручалась парламенту — палате общин, все посягательства на права которой по закону от 17 июля 1649 г. стали рассматриваться как государственное преступление, а высшая исполнительная — назначаемому парламентом Государственному совету. Однако фактическая власть оказалась у Военного совета, возглавляемого генералом Кромвелем.

После установления республики проявились противоречия между индепедентами и левеллерами. Кроме того, пользуясь всеобщей смутой, попытку освобождения предприняла Ирландия, против которой выступила парламентская армия (1649—1652).

Военная диктатура (1653—1660)

Протекторат О. Кромвеля связан с правлением военной верхушки. В 1653 г. генерал Кромвель, используя всеобщее недовольство Долгим парламентом, разгоняет его. Военный совет берет власть в свои руки.

«Орудие управления» 1653 г. считается первой и единственной конституцией в истории Великобритании. Этим актом вся высшая законодательная власть передавалась О. Кромвелю — «пожизненному лорду-протектору Англии, Шотландии, Ирландии» и народу, представленному палатой общин. При этом устанавливался высокий избирательный ценз (200 фунтов стерлингов), католики и роялисты лишались права голоса. Высшую исполнительную власть олицетворял лорд-протектор и Госсовет (13—21 человек).

Таким образом «Орудие управление» фактически закрепляло личную диктатуру О. Кромвеля, который наделялся исключительными правами назначения чиновников всех высших чиновников республики, командования армией, заключения договоров, созыва чрезвычайных сессий парламента и отлагательного вето на законопроекты парламента. Власть лорда-протектора была огромной, он сам поселился в королевском дворце Уайтхолл и даже документы подписывал именем Оливера II.

Однако еще при военной диктатуре начинает проявляться влияние монархистов, усилиями которых в 1653 г. была восстановлена палата лордов. Самому О. Кромвелю не раз предлагали корону, но он, опасаясь утраты и без того шаткой общественной поддержки, а также потери авторитета в армейской среде, на это так и не пошел.

Становление правовых основ конституционной монархии в Англии

Реставрация монархии

После смерти О. Кромвеля в 1658 г. группа его бывших офицеров, опасаясь новых волнений народных масс, пригласила на престол скрывавшегося все революционные годы за границей сына казненного короля. Главой восстановленной монархии стал Карл II.

Для закрепления своих интересов буржуазия и джентри добиваются от короля подписания «Бредской декларации» 1660 г., где он должен был обещать не преследовать деятелей индепендентской республики и протектората, амнистировать противников своего отца, обеспечить свободу совести для всех поданных (не притеснять протестантов и не покровительствовать католикам), а содержание армии и все споры о конфискованных революционерами землях роялистов отдать на разрешение парламента и др.

Король согласился, но, поддерживаемый своими сторонниками в палате лордов, сразу стал нарушать эти условия. Прежде всего были казнены члены трибунала, вынесшего смертный приговор Карлу I, а труп О. Кромвеля и тела других вождей революции были выкопаны из могил и повешены вверх ногами, затем их головы были надеты на пики и выставлены на площади у Вестминстерского дворца. «Железнобокие» были распущены, революционеры подверглись преследованиям и гонениям, на протестантов (пресвитериан, квакеров и методистов) начались гонения, англиканская церковь восстанавливалась, а ее земли и земли короля и роялистов отбирались у новых владельцев и возвращались старым, организации пуритан (индепендентов и пресвитериан) ликвидировались (Акт «О присяге» 1673 г. предусматривал чистку государственного аппарата от бывших революционеров).

В парламенте, главной арене политической борьбы, складываются две группировки — политические партии:

«Habeas Corpus Act» 1679 г.

Получив большинство в парламенте, оппозиция (виги) постаралась гарантировать себе неприкосновенность и безопасность в складывающихся условиях. Принимается «Habeas Corpus act», который не только узаконил процедуру ареста и в целом обеспечил законность пребывания под стражей, но и создал предпосылки презумпции невиновности.

Важнейшими положениями «Хабеас корпус акт» 1679 г. (Акт «О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями»), действие которого приостанавливалось только два раза, были следующие требования:

Новый король Яков II (1633—1701), правивший в 1685—1688 гг., в стремлении восстановить некоторые «идеальные» основы абсолютной монархии и католичества вызвал крайнее недовольство всех слоев общества. Парламентский компромисс тори и вигов привел к его свержению и замене более практично настроенным монархом Вильгельмом III Оранским (1650—1702), зятем Якова. Это событие вошло в историю под названием «Славная революция» 1688 г.

С момента «Славной революции» противоречия между буржуазией и аристократией значительно смягчаются и перестают быть принципиальными.

Конституционная монархия была оформлена рядом законов, в число которых, наряду с потерявшей ныне силу Великой Хартией вольностей 1215 г. вошли «Habeas Corpus Act» 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. и др.

Билль о правах 1689 г. был принят при коронации Вильгельма III Оранского. Этот документ послужил юридической основой английской конституционной монархии — поставил корону в зависимое от парламента положение:

Акт об устроении 1701 г.

Крупная буржуазия ставила своей целью дальнейшее ограничение власти короля над правительством, но открыто этого сделать было нельзя, так как король считался символом государства и опорой власти. Тогда английские юристы разработали довольно мягкую конструкцию, позволяющую в определенной степени затруднять вмешательство монарха в работу кабинета министров.

Первыми были меры, обеспечивающие безответственность главы государства и правительства перед парламентом, т.е. принцип контрассигнатуры:

Далее следует отметить запрет на занятие должностей, связанных с оказанием доверия, лицам, родившимся за пределами Англии, Шотландии и Ирландии, а также обязанность претендента на престол присоединиться к англиканской церкви. Была установлена кастильская система престолонаследования (наличие младшего брата исключает старшую сестру).

Таким образом, король фактически был отстранен от активного участия в правлении государством, но, будучи символом нации, он продолжал «царствовать». Такое расположение ветвей власти существует и сейчас.

Эволюция государственного строя Великобритании в XVIII—XIX вв.

Полномочия парламента

С течением времени английские короли неуклонно теряли свои полномочия, передавая их парламенту. Постепенно сложилась система, при которой «король царствует, но не управляет». В свою очередь, возвышение роли парламента приводило к изменениям в его структуре и порядке формирования.

Палата лордов формировалась по нескольким направлениям:

Палата общин формировалась в результате выборов. С 1710 г. в нее могли быть избраны лица, имевшие доход в 500 фунтов стерлингов в городах и 300 фунтов стерлингов в сельской местности, т.е. исключительно представители финансовой и земельной аристократии. Города до 1830 г. не имели права направлять своих избирателей в парламент. Со временем многие населенные пункты, пользующиеся правом направления депутатов в палату общин еще со Средневековья, а теперь почти исчезнувшие, сохранили свое право («гнилые местечки»). С 1718 г. срок полномочий палаты общин был увеличен с трех до семи лет.

Со второй половины XIX в. и до начала XX в. палата общин превратилась в главный элемент политической системы страны. Дальнейшее совершенствование системы государственной власти происходило во многом благодаря ряду избирательных реформ 1832, 1867, 1885 и 1911 гг.

Так, реформа 1832 г. была направлена на ликвидацию «гнилых местечек» путем лишения населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек права парламентского представительства. Избирателями могли быть лица мужского пола, достигшие 21 года, проживающие в данной местности не менее шести месяцев и выплачивающие не менее 10 фунтов стерлингов подоходного налога.

Последующие две избирательные реформы существенно увеличили избирательский корпус: сначала за счет включения в него земельных собственников в графствах, имеющих годовой доход 12 фунтов стерлингов, собственников помещений и арендаторов, а также квартиросъемщиков в городах (с 380 тыс. до 1 млн человек в 1867 г.), а затем путем упразднения имущественного ценза для городских избирателей, расширения круга сельских избирателей из числа мелких арендаторов, лиц с университетским образованием и т.п. (до 5,5 млн человек в 1884 г.).

Реформы 1885 и 1911 гг. не только в корне преобразовали саму избирательную систему (50 тыс. избирателей на один избирательный округ), но и перераспределили полномочия между палатами парламента (финансовые билли, принятые палатой общин, не нуждались в одобрении палаты лордов), в результате чего Великобритания из дуалистической монархии превратилась в парламентскую.

Правительство, армия и суд

Кабинет министров выделился из Тайного совета. С 1700 г. королем стал назначаться глава правительства (лидер партии большинства), который должен был по поручению монарха после выборов в палату общин сформировать правительство. Король не присутствовал на заседаниях кабинета. Постепенно кабинет министров превратился в ведущий исполнительный орган страны. С конца XVIII в. к сохранившейся система высших сановников добавляются новые (министр внутренних дел, военный министр, министр иностранных дел, торговли, народного образования и народного здоровья). С 1782 г. была введена солидарная ответственность кабинета министров перед парламентом.

Появление практики делегированного законодательства привело в возвышению роли правительства, критика действий которого стала затруднительной (парламентские «кнуты» и «гильотины» 1882 г.). Тем более что само правительство комплектовалось из партии парламентского большинства (оппозиция создавала свой, «теневой», кабинет), а премьер-министр был ее лидером. Таким образом, с началом XX в. правительство превращает парламент в послушный орган.

Со времени «Славной революции» королям в мирное время запрещалось иметь постоянную армию. С 1689 г. наемная армия могла формироваться с разрешения парламента. Самые большие контингенты находились в Ирландии и Индии. Ополчение в графствах возглавлялось мировыми судьями и лордами-лейтенантами. В отличие от армии флот был постоянным.

Городской совет (с 1835 г.), избираемый всеми налогоплательщиками, избирал мэра на один год. Все города с населением более 50 тыс. жителей в 1888 г. получили статус отдельных графств во главе с соответствующими советами, наделенными полномочиями мировых судов. В приходах были созданы приходские собрания (в 1894 г.).

К 1880 г. «суд справедливости» был ликвидирован. Вместо многочисленных центральных судов создан один Верховный суд, возглавляющий систему из Высокого и Апелляционного судов по гражданским делам. К низшим судам относились Центральный уголовный суд в Лондоне («Олд бейли»), суды графств, мировые суды.

В настоящее время судебная система страны мало отличается от прежней, но состоит из трех автономных систем: суды для Англии и Уэльса; отдельные суды для Шотландии и Северной Ирландии.

К высшим судам Англии и Уэльса относятся Верховный суд и палата лордов. Верховный суд в своем составе имеет Высокий суд (хозяйственные, гражданские и семейные споры), Суд Короны (с 1971 г. заменил разбросанные по стране суды присяжных для рассмотрения тяжких уголовных дел) и Апелляционный суд, рассматривающий жалобы на решения иных судов. Палата лордов в лице коллегии лордов-юристов во главе с лордом-канцлером является высшей апелляционной инстанцией. Она может пересмотреть решение любого суда (кроме Высокого суда юстициариев Шотландии).

Низшие суды состоят из магистратских (мировых) судов и судов графств, рассматривающих подавляющее число дел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *