конспект какой стиль речи
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Стили речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: текст состоит из предложений, к тексту можно придумать заглавие, все предложения в тексте имеют границы, предложения в тексте идут в определённой последовательности, в тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится, текст можно разделить на части, каждая часть текста записывается с красной строки.
Разговорный стиль служит для неформального общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла, повторение одних и тех же слов и букв.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы.
Официально—деловой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений. Используются речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология.
Научный стиль используется в сфере науки и производства. Он применяется для написания статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования: определённая терминология.
Художественный стиль применяется в художественной литературе. Используются множества образных стилистических фигур и всевозможных синтаксических средств выразительности.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – С.46-48.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем два текста.
Лошадь – млекопитающее отряда непарнокопытных, её облик говорит о приспособленности к быстрому бегу. Из всех существующих млекопитающих у лошади сохранились лишь 4 пальца, по одному на каждой ноге.
Вороной конь с блестящими зелёными глазами и чёрной гривой казался образцом лошадиной красоты, одним из самых благородных коней… Местные пастухи говорили о том, что вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как бес. (Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»).
В чём сходство и отличия текстов? Мы читаем о лошадях. Но в первом случае текст – научный, с точным описанием без художественно-выразительных средств. Во втором – художественный с эпитетами, сравнениями, рассуждением о характере и поведении лошади.
Прочитаем разговор мамы с дочерью и сыном.
Мама: «Почему ты такой грустный, Ваня?».
Маша: «Ваня делал доклад на районном конкурсе “Моё изобретение” и не завоевал никакого места. Хотя его изобретение, на мой взгляд, хорошее.
Ваня: «Мне сказали, что мой доклад нужно было сделать более серьёзным, в научном стиле».
Можно сделать вывод, что Ваня сделал неправильный доклад, не в научном стиле.
«Я изобрёл зеркало заднего вида для самоката. Как-то я ехал по дороге, и вдруг, откуда ни возьмись, грузовик! Ужас! И свернуть было некуда! Еле увернулся, упал в канаву. Пришёл домой, а тут мама увидела, что я грязный, и давай ругать. И тут я подумал: «Вот бы мне зеркало заднего вида, тогда я бы вовремя увидел грузовик!».
Ваня сделал доклад в разговорном стиле, а надо в научном.
Отредактируем доклад Вани:
– уберём эмоциональные высказывания и просторечные слова («Ужас!», «давай ругать», «еле»);
– включим в текст термины.
– составим текст-рассуждение, объясняющий суть изобретения.
Ваня изобрёл зеркало заднего вида, чтобы можно было видеть то, что находится за спиной. Это изобретение необходимо, потому что оно помогает избежать несчастных случаев и позволяет катающемуся на самокате быть уверенным в дорожной ситуации.
Текст принадлежит к научному стилю, так как используется терминология.
Для разных жизненных ситуаций нужно использовать определённый стиль речи, тип текста.
Научный – доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике (чаще описание или рассуждение).
Разговорный – повседневное общение (любой тип текста).
Художественный – язык художественных произведений (любой тип текста).
Официально-деловой – в сфере делового общения (любой тип текста).
Публицистический – текст публикаций (любой тип текста).
Используя предложенный набор слов и словосочетаний, составим тексты в разных стилях.
Слова для использования: двухколёсная машина развивает скорость, невнимательный прохожий, тяжёлый рюкзак, педали с двух сторон, приводимое в движение, проволочная корзина, отличное настроение, фонари-отражатели, горный велосипед, железный конь, трёхколёсный, гоночный, насос, детский, тормозные колодки, бутылка для воды, визг тормозов, блестящая поверхность, много впечатлений, необыкновенный подарок, переключение скоростей, длительные путешествия, красивые виды.
Первый текст представлен в научном стиле, тип текста – описание, для словарной статьи.
Велосипед – двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение педалями с двух сторон, вращающими колеса. Велосипеды делятся по назначению на спортивные, гоночные, детские. Велосипед комплектуется насосом, светоотражающими фонарями и бутылкой для воды, у некоторых имеются багажник и проволочная корзина.
Второй текст написан в художественном стиле, тип текста – описание, используется в художественном произведении.
Моему брату купили новый гоночный велосипед. Все детали блестели на солнце. Велосипед был настоящим «железным конем», способным уносить на много километров вперёд за несколько минут. Колёса тонкие и большие, а на руле – переключатель скоростей. Как я завидовал своему брату!
Третий текст написан в разговорном стиле, тип-повествование, используется в разговоре друзей.
Мы с друзьями собрались в поход, но велосипеда у меня не было, и я попросил его у соседа. Мы взяли воду, рюкзаки, надели кроссовки и поехали на станцию, весело болтали по дороге. Вдруг из-за кустов выскочил пёс и начал лаять. Мы помчались, но пёс не отставал, мы поехали ещё быстрее и не заметили, что тротуар закончился. Яму я заметил поздно: «Бах!» – и я оказался в грязной луже со свёрнутым рулём – поход закончился!
Знания о стилях и других особенностях текста позволят провести комплексный анализ текста.
Северное сияние – это зрелище необычайной красоты. Смотришь на него – и не веришь своим глазам. Я никогда не упускаю случая полюбоваться северным сиянием, но впервые мне посчастливилось его увидеть на берегу Онежского озера. В полночь я вышел на улицу. Над озером стояла тишь, которую изредка нарушали лай собаки и голос какой-то ночной птицы. А в звёздном небе колыхался светящийся занавес. Он сужался, расширялся, собирался в складки, менял цвет. На фоне неба виднелись черные макушки деревьев, крыш домов. Я был очарован чудесным видением и сохранил это воспоминание на всю жизнь.
Давайте поставим заголовок, определим основную тему текст, его тип.
Заголовок – «Северное сияние»
Основная тема текста – красота сияния на берегу Онежского озера. Тип текста – описание.
Разговорный стиль подразумевает неформальное общение.
Научный стиль отличается обилием специальных терминов.
В официально-деловом стиле мы встречаем стандартную форму, особые обороты.
В публицистическом стиле помимо нейтральной, используется высокая, торжественная лексика и эмоционально окрашенные слова.
Художественный стиль применяет выразительные средства, образность.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор;
Укажите стиль текста.
Ветер – это перемещение воздуха над поверхностью земли. Он возникает из-за неравномерного распределения атмосферного давления.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, какие особенности есть у каждого стиля речи. Определение содержит термины и относится к научному стилю.
Выделите цветом стиль речи текста.
Внимание! Все желающие отправиться на экскурсию в Москву собираются у кабинета директора 3 октября в 12 часов.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Вспомнить, какие особенности есть у каждого стиля речи. В тексте объявления используется стандартная форма.
Стили речи и типы речи
Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.
В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Публицистический стиль
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.
Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Основные подстили научного стиля
Разновидности | Собственно научный | Научно-учебный | Научно-популярный |
Цель | Выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий | Обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями | Дать представление о науке, заинтересовать читателя |
Адресат | Учёный, специалист в данной области науки | Учащийся, будущий специалист | Любой человек, инте ресующийся той или иной наукой |
Художественный стиль
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств других стилей, особенно разговорного.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Таблица: Функционально-смысловые типы речи
Конспект урока «Стили речи и типы речи».
Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».
Стили речи
Урок 3. Русский язык 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Стили речи»
· Сегодня мы вспомним признаки каждого из стилей речи.
· Рассмотрим сферы употребления стилей речи.
· Поговорим об основных жанрах стилей речи.
Что такое стиль? Нам приходится слышать это слово довольно часто: стиль писателя, стиль архитектуры… И даже «Будь стильным!» Получается, что стиль – это определенная манера поведения, письма, творчества, совокупность внешних отличительных признаков чего-либо.
У речи тоже есть свои стили – так называемые функциональные стили. Они называются так потому, что функции у них разные. Рассмотрим критерии, на основе которых выделяются стили речи.
Первый критерий – это сфера употребления. Стили речи охватывают все сферы жизни человека, при этом у каждого стиля – своя «специализация». Важно знать, где и когда употребляется стиль.
Цель употребления. Мы уже сказали, что для каждого стиля характерна своя функция. Важно знать также, зачем употребляется стиль.
Используемые средства. Цель в каждом из стилей достигается при помощи своих языковых средств.
Наконец, для каждого из стилей характерны свои жанры.
Итак, в русском языке выделяются следующие стили:
Первые четыре стиля при этом являются книжными. Поэтому разговорный как бы противостоит им.
Первым стилем, который мы рассмотрим, будет научный стиль. Целью научного стиля является сообщение информации и предоставление доказательств истинности этой информации. Сферой применения, конечно, является наука.
Для научного стиля характерны точность, логичность, доказательность.
В текстах этого стиля не должно быть эмоций. Зато там часто встречаются термины, общенаучные слова, а также абстрактная лексика.
Жанры научного стиля хорошо вам знакомы. Это доклад, учебник, лекция, монография и так далее.
Примером научного стиля в Интернете являются, например, статьи из широко известной Википедии – свободной электронной энциклопедии.
Приведем пример текста в научном стиле.
Существует несколько гипотез происхождения традиции дарить цветы женщинам. По предположениям некоторых ученых, данная традиция связана с лекарственными свойствами растений. Возвращаясь с охоты, таким образом, древний человек приносил домой не только добычу, но и листья, цветы, пыльцу и т.д.
Обратите внимание на некоторые специфические выражения. В первом предложении мы можем увидеть еще одну особенность научного стиля: существительные в форме родительного падежа стоят друг за другом.
Перейдем к характеристике официально-делового стиля. Его цель – прежде всего информировать, довести до сведения. Сфера его применения – законодательство, делопроизводство, поскольку именно при помощи официально-делового стиля государство и предприятия общаются с людьми.
Признаки этого стиля – точность, стандартизированность, императивный – то есть, приказной – характер, отсутствие эмоциональности.
Речь официально-делового стиля – клиширована. В ней встречаются аббревиатуры, сложносокращенные слова. Материал обязательно должен быть изложен стандартно.
К жанрам официально-делового стиля относятся закон, приказ, постановление, справка, протокол, характеристика и т. д.
В качестве примера официально-делового стиля сочиним протокол.
8. 03 в 18.00 гр. Иванов Иван Иванович 1976 г. р. был обнаружен рвущим цветы на клумбе возле дома по адресу ул. Ленина, д. 43. После задержания гр. Иванов пояснил, что рвал цветы с целью поздравить с праздником свою супругу, гр. Иванову Инессу Игоревну. На вопрос, по какой причине им была выбрана клумба возле здания РОВД Ленинского района, гр. Иванов ответить не смог.
Задержание провел сотрудник РОВД Ленинского района мл. лейтенант Сидоров С. С.
Отметим обороты, которые характерны для официально-делового стиля. Заметим, что в нашем документе есть и сокращения, и аббревиатура.
Одним из признаков официально-делового стиля являются канцеляризмы – слова и обороты речи, характерные для деловых бумаг и документов. Это такие обороты, как довести до сведения, оказать помощь, имеет место, вышеуказанный, в связи с распоряжением и так далее.
Канцеляризмы не следует употреблять за пределами официально-делового стиля.
Фраза «Мы собирались пойти с другом в лесной массив с целью собирания грибов» − разумеется, звучит нелепо и смешно.
Именно поэтому в литературе канцеляризмы часто становятся основой для пародий. С их помощью авторы пародируют чиновников, окончательно разучившихся говорить без рабочих штампов.
Умерщвление произошло по причине утонутия (А. Чехов).
Дело об изгрызении плана оного мышами (А. Герцен).
Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Дм. Писарев).
Поговорим теперь о публицистическом стиле. Его цель – не только сообщить, но и убедить, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение человека к происходящим событиям. Сфера применения этого стиля – средства массовой информации.
Признаки публицистического стиля – логичность, эмоциональность, образность, оценочность.
В текстах этого стиля мы можем встретить слова с общественно-политическим значением (кризис, гуманизм, гласность).
Его жанры – статья, очерк, фельетон, репортаж, интервью.
В качестве примера публицистического стиля сочиним небольшую заметку по поводу уже известных нам событий.
На что только не идут наши мужчины, в своем стремлении поздравить любимым с праздником! Некого Иванова И.И. это стремление, например, привело прямиком на клумбу Ленинского РОВД. Поступок отважный, никто не спорит. Однако вряд ли умный и рыцарственный. С учетом штрафа, который придется уплатить Иванову И.И., тюльпаны ему обошлись гораздо дороже, чем в магазине или цветочном киоске! Будем надеяться, никому не захочется повторить такой вот «подвиг».
Отметим эмоциональность текста и его оценочность.
Перейдем теперь к художественному стилю, целью которого является передача мыслей и чувств автора, а также воздействие на читателя. Художественный стиль используется в художественной литературе.
Для него характерны образность и выразительность. Художник слова может использовать все богатство и разнообразие лексики, средства любого из стилей.
С жанрами художественного стиля вы знакомились на уроках русской литературы: это роман, повесть, рассказ, эпиграмма, поэма, трагедия, комедия – и остальные жанры, с которым вы наверняка встречались.
В качестве примера художественного стиля создадим небольшую зарисовку.
Тюльпаны для Инессы
Тюльпаны! Это слово пело в его душе. Не пафосные розы, не робкие незабудки, а именно тюльпаны – свежие, яркие, пахнущие юностью и весной.
Отметим большое количество определений в этом тексте. Здесь есть и метафоры, и сравнения.
Последний стиль, который нам предстоит охарактеризовать – разговорный. Цель этого стиля – непосредственное общение между людьми. Он употребляется в неофициальной обстановке.
Разговорная речь обычно – емкая, красочная, экспрессивная, живая.
Нередко в ней используется разговорная и просторечная лексика. Речь сопровождается жестами, мимикой.
Разговорный стиль встречается обычно в диалогах. А еще – в личной переписке, записях, телефонных разговорах.
Приведём пример разговорного стиля, причем используем уже известную нам тему.
− А что я… да я вообще просто поздравить жену хотел! Ну, вижу, − цветы. Красиве́е, чем у нас в мага́зине. Думаю – чего там, раз есть цветы, то можно брать! Да кто ж знал-то, что их нельзя рвать на клумбах в городе? Обалдеть можно!
Слова красиве́е и мага́зине – примеры неправильной постановки ударения, которая встречается в просторечии. Правильно – краси́вее и магази́не. Еще в нашем примере присутствуют слова-паразиты. А обалдеть – это просторечное слово.
Что же нам требуется запомнить?
В русском языке выделяются следующие стили:
Эти стили различны по функциям, сфере употребления, средствам выражения и жанрам.
Как просто различить стили речи?
Если текст словно прочитан лектором или списан из учебника – это научный стиль.
Если это – текст распоряжения или заявления, под которым так и хочется поставить печать – это официально-деловой стиль.
Если мы легко можем вообразить текст на странице газеты – это публицистический стиль.
Текст принадлежит художественному произведению? Стиль – художественный.
Наконец, если перед нами хорошо знакомая нам повседневная речь – перед нами разговорный стиль.
Смешивать различные стили и ошибаться со сферой их употребления крайне нежелательно. Вопросы правильного использования стилей речи регулируются стилистической нормой.
Предприятию на постоянную работу требуется классный специалист.
Мой друг не пишет мне за неимением времени.
Мы рассмотрели основные особенности стилей речи, и это нереально круто.
Все эти предложения содержат стилистические ошибки, поскольку средства различных стилей в них смешиваются.