кони в футболе это какая команда
«Бомжи», «мясо», «кони». Откуда взялись прозвища российских футбольных команд?
Почему московский «Спартак» принято называть «мясом», а питерский «Зенит» — бомжами? Capital Sport пытается разобраться в причинах прозвищ отечественных футбольных клубов.
Начнем с фаворитов РПЛ. Питерцев начали называть «бомжами» с начала 80-х, когда фанаты клуба стали добираться до других городов на электричках, при этом они спали на вокзалах и в парках. Говорят, что прозвище придумали болелы «Спартака». А с чемпионства 1984 года питерских футболистов стали называть «мешками», поскольку в честь этого события произвели гигантское количество полиэтиленовых пакетов. Фанаты гордились первым в истории титулом и бережно хранили эти мешки.
Самих москвичей стали называть «мясом» еще с тех пор, когда они выступали под названием «Пищевики». Футболисты тогда играли от профсоюза работников пищевой промышленности. Болельщики других команд называют игроков «Спартака» «свиньями», что считается оскорбительным. Также нередко красно-белых называют «Народной командой». Ну, тут все просто. Просто у «Спартака» больше всего болельщиков во всей стране. А кличка «гладиаторы» к ФК пристала из-за легендарной истории о Спартаке, который руководил восстанием рабов в Италии в 73—71 годах до нашей эры. Именно в честь него и назвал московский клуб Николай Старостин.
ЦСКА называют «конями», поскольку в 1974 году клуб переехал на стадион на Песчаной улице, на территории которого раньше были конюшни. Их еще принято считать «армейцам», но здесь ничего удивительного нет, поскольку ЦСКА – это центральный спортивный (ранее советский) клуб армии.
С «Динамо» еще проще, их называют «ментами», так как команда в советский период курировалась министерством внутренних дел. Раньше это прозвище считалось обидным, а теперь фанаты буквально гордятся им.
С «Локомотивом», думается, ситуация всем понятна. Дело в том, что спонсором клуба выступает РЖД, да и само название команды говорит о том, почему футболистов называют «железнодорожниками», «паровозами», «кочегарами» и все в таком духе. С тульским «Арсеналом» аналогично: прозвища «пушкари» и «канониры» говорят сами за себя. То же самое и с «Краснодаром», правда, их называют и «быками» (или «буйволами) и «горожанами», но первая кличка связана с тем, что в регионе животное является традиционным, а второе с тем, что название ФК и города совпадают.
У остальных команд прозвища не так сильно бросаются в глаза. Но они все же имеются.
Футболистов «Рубина», например, называют только «рубиновыми» или «рубинами». Никакой фантазии у людей. Недалеко ушла и «Уфа» с похожими кличками: «уфимцы» и «горожане». У «Ахмата» все совсем плохо. В «Википедии» пишут, что их называют волками, но в реальности такого употребления нет. Раньше, когда клуб назывался «Тереком», футболистов именовали «чехами». А вот у «Урала» есть прозвище «шмели». Связано это с цветами команды и эмблемой.
Игроков «Ростова» называют «сельмашами» просто потому, что команда раньше называлась «Ростсельмашем», так же называется и комбайновый завод, поэтому их иногда именуют «комбайнерами». Игроков «Тамбова» принято называть «волками» по вполне понятным причинам, а футболистов «Сочи» — «барсами», поскольку это животное изображено на эмблеме клуба.
В случае с «Химками» оригинальность также не прослеживается. Футболистов называют либо красно-черными в честь их формы, либо химари в честь названия ФК, либо горожанами ввиду одноименности команды и города.
Для игроков «Ротора» же привычны такие клички, как «роторы», «моторы», «стартеры» в соответствии с названием клуба. А еще одно удивительное и необычное прозвище футболисты получили после попытки прочитать название клуба на английском. Вместо «Ротора» получился «Потоп».
Почему «Спартак» называют мясом? История клубного прозвища
Вспоминаем, откуда это пошло.
На прошлой неделе на Sports.ru вышел текст о Спартаке – гладиаторе, в честь которого назвали главный клуб России. Теперь рассказываем, почему «Спартак» – мясо, а его болельщики – мясные.
Дмитрий Сычев отмечает победный гол в ворота «Зенита», 2002 год
«Спартак» основали спортсмены московского района Красная Пресня в 1922 году, они назвали клуб «Московским кружком спорта Краснопресненского района» (МКС). За 13 лет команда сменила несколько названий: «Красная Пресня», «Пищевики», «Промкооперация» и «Дукат» – «Спартак» появился только в 1935-м, когда Николай Старостин предложил переименовать клуб в честь предводителя восставших римских рабов.
Нас интересует название «Пищевики» – под ним клуб играл пять лет, с 1926-го по 1931-й. Весной 1926-го года спортивное движение в СССР было реорганизовано: президиум Московского губернского совета физической культуры приказал распустить спортивные организации, которые строились не по производственному принципу. Так называемые районные кружки устранили. Среди них были «Красная Пресня» (то есть «Спартак»), ОППВ (сейчас – ЦСКА), «Динамо» и еще несколько клубов.
Все члены районных команд перешли в профсоюзные кружки в зависимости от места работы. Решение МГСФК совпало с назначением председателя Краснопресненского исполкома Николая Пашинцева председателем ЦК профсоюза пищевиков. Пашинцев любил футбол и уделял внимание «Красной Пресне», поэтому помог перевести команду под управление и спонсорство Союза пищевых производителей. Теперь клуб финансировал кооператив мясников и торговцев продуктами питания – и его назвали «Пищевики».
Николай Старостин в книге «Футбол сквозь годы» так вспоминает тот период: «С самого начала «Пресню» опекал Николай Пашинцев. Мы всецело зависели от него и во всем ему доверяли. И поэтому, когда в 1926 году Пашинцев был назначен вначале председателем Всесоюзного табачного синдиката, а затем стал председателем ЦК профсоюза пищевиков, вся команда, не задумываясь, отправилась за ним. Так «Красная Пресня» превратилась в «Пищевиков».
Нам достался хороший стадион, расположенный на теперешнем Ленинградском проспекте, в Петровском парке, который до революции принадлежал Московскому клубу лыжников. Сейчас он называется «Стадион юных пионеров», а тогда носил имя Томского. После реконструкции переоборудованный стадион пищевиков стал вмещать 10 тысяч зрителей».
Стадион Юных пионеров
«Пищевики», как и «Красная Пресня», играли в чемпионате Москвы (чемпионат СССР был основан лишь в 1936-м) и дважды выиграли его – в 1927-м и 1929-м. А еще победили в Кубке Тосмена-1929 – это был трофей, который разыгрывали весенние чемпионы Москвы и Ленинграда. «Пищевики», кстати, обыграли клуб с похожим названием – ленинградский «Пищевкус»; два года спустя он распался.
Уже в 1931-м клуб в очередной раз сменил название (спонсором стала «Промкооперация»), и про «Пищевиков» все забыли. Тогда в СССР еще не существовало активного фанатского движения, поэтому обидных прозвищ из-за того, что клуб финансировал кооператив мясников и торговцев, никто не придумал.
Про «Пищевиков» вспомнили уже в 70-х. Вот как об этом в интервью «Советскому спорту» рассказывал председатель фан-клуба «Спартака» Владимир Гришин: «Раньше, до 1970‑х, унизительных кличек не было. Хотя несколько оскорбительно звучало в отношении «Спартака» «торгаши», а еще раньше – «пух и перья». В промкооперации были и врачи, и шоферы – кого только не было! Но назвали почему-то торгашами. В советские времена это звучало как спекулянты, стяжатели…
Первые фанаты «Спартака» появились в 1972‑м. Тогда мы ЦСКА иначе как «конюшней» не называли. Хотя в советское время они не считались соперниками. Никаких дерби не было. Было дерби с «Динамо», но с динамовцами, как ни странно, мы дружили. А ЦСКА, хотя нечего с ними было делить, мы здорово молотили. Надо же было кого-то погонять! Нашли козлов отпущения… Никакой другой, социальной, причины нет: мол, они – армия, а мы – простой народ.
Нас в 70‑е торгашами если кто и называл, то втихаря, потому что это было время полной красно-белой гегемонии, и за любое неаккуратное слово можно было по физиономии получить. Это на себе о-о-о-очень сильно испытали армейские болельщики. Но к концу 70‑х у них тоже бурно начало развиваться движение. Осмелели и даже начали давать отпор. Вот тогда-то армейцы и придумали «мясо». Что обиднее найти в торговле, чем мясной отдел? В них в те времена мяса как раз не было или было очень паршивое.
Вот и пошло «мясо». А в начале 1980‑х появилось «свиньи» – от свинины. Конечно, мясо бывает разное – говядина, баранина, но быки, бараны звучит не так обидно, как свиньи. Многие спартаковцы, и я в том числе, до сих пор воспринимают «мясо» как оскорбление. В юности морду бил за это, не стесняюсь признаться».
У другого опытного болельщика «Спартака», Валентина Степанова, другая версия: «Впервые услышал слово «мясо» в самом конце 50-х. Другие московские команды уже имели свои прозвища. Армейцев звали «конями», «Динамо» – «обосранной дамой». А вот спартаковцев окрестить не успели. Но очень хотели, причем как можно обиднее.
Подозреваю, что «мясо» – плод творчества динамовской публики из числа так называемой шпаны. По крайней мере слово с буквой «С», нарисованной в виде спартаковского ромба, в 1959-1960 годах стало встречаться на заборе стадиона «Динамо». Вскоре его можно было увидеть и во дворах домов, окружающих армейский стадион на Песчаной».
Фанат ЦСКА Александр Беликов подтверждает версию Гришина – называть «Спартак» мясом болельщики армейцев начали примерно в 1976-1977 годах: «Они нас все время обзывали «конюшней», надо было что-то придумать в ответ. А потом мы посмотрели их историю – мясокомбинат, «Пищевик». Оттуда и пошло «мясо».
Их знак было удобно перерисовывать: букву «С» округляли в виде сосиски или рисовали из нее поросячью рожицу, спереди добавляли «МЯ», внизу пририсовывали «О».
Беликов даже вспоминает одну из кричалок, которую придумали фанаты ЦСКА:
Пусть «мясники» нас, сволочи, не любят,
От их любви воняет колбасой.
А в ЦСКА такие люди,
Что нам Америка завидует порой.
Сейчас «мясо» – фактически неофициальный бренд «Спартака», болельщики не стыдятся этого прозвища. А свинья стала одним из символов клуба.
Прозвище окончательно закрепилось за «Спартаком» после перфоманса Дмитрия Сычева в 2002 году: забив «Зениту», он показал майку с надписью «Кто мы? Мясо». Реликвию Сычев позже подарил другу из тамбовского «Спартака».
Владимир Гришин считает, что прозвище «мясо» – это не очень круто: «Мне кажется, это неправильно. Уже пишут на майках «Кто мы? Мясо!». Не хватало еще написать «Кто мы? Свиньи!». Хотя свинью спартаковцы переделали под кабана – он стал как талисман. Хороший ход: кабан – мощное, независимое животное».
Очевидно, мнение Гришина разделяют многие опытные фанаты «Спартака», но молодым болельщикам нравятся мясные ассоциации.
Они поют про мясо на стадионе.
Не стесняются мясной атрибутики.
И приходят на стадион в свиных масках.
Игроков и легенд «Спартака» слово «мясо» тоже не раздражает. «Давно прошли те времена, когда это у меня вызывало какие-то эмоции. Сегодня отношусь к «мясу» совершенно спокойно, – рассказывал Егор Титов. – Не волнует нисколько! По-моему такая же реакция на это у всех нас – не только футболистов, но и болельщиков». Дмитрий Радченко соглашается: «Когда играл за «Спартак», на это внимания как-то не обращал. Меня это не обижало и не раздражало».
Сергей Паршивлюк как-то назвал себя мясным, Глушаков – мясным хулиганом, а Квинси Промесу нравилась фраза «Кто мы? Мясо» – он выкладывал ее в инстаграме.
Теперь для всех нормально, что «Спартак» – это мясо.
Все тренеры «Спартака» носили пиджак. Бесков надевал его даже под олимпийку, Романцев верил, что он приносит удачу
ОМОН появился еще в СССР. Он постоянно дерется с болельщиками, особенно спартаковскими
Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров; РИА Новости/Виталий Загуменный; РИА Новости/Юлия Честнова, Дмитрий Мухаметкулов
Почему ЦСКА называют «кони»? История
Почему ЦСКА называют «конями», какое прозвище у самой народной команды «Спартака»? Эти вопросы интересуют многих любителей футбола, особенно начинающих. Сейчас трудно поверить, но первыми придумывать прозвища своим командам стали их игроки. Эта традиция появилась еще на заре футбола.
Как появлялись прозвища?
На заре становления советского футбола
В нашей стране клубный футбол начал активно развиваться только в 30-е годы XX века. Играли в него, конечно, и до этого. Но, как правило, команды собирались от случая к случаю, вместе не тренировались, не готовились к предстоящим поединкам. Такой была ситуация в начале века, в царской России.
Затем события Первой мировой войны и Октябрьской революции настолько заполонили умы, чтобы до футбола много лет ни у кого руки не доходили.
Первый чемпионат СССР по футболу был разыгран только в 1936 году. В Высшей лиге, тогда ее называли группа «А», приняли участие 7 команд. Ими стали столичные «Спартак», «Локомотив», ЦДКА и «Динамо», ленинградское «Динамо» и «Красная заря», «Динамо» из Киева.
Именно в те годы стали зарождаться прозвища футбольных клубов.
Сильнейшие команды советского чемпионата
В числе лидеров советского футбола в то время были в основном московские клубы. Это «Торпедо», «Динамо» и ЦСКА, который тогда назывался спортивным клубом центрального дома Красной армии (ЦДКА).
Команда «Спартак» в те времена относилась к предприятию «Промкооперация». Поэтому первым прозвищем «красно-белых» было «торгаши». В нем не было ничего обидного, а только констатация факта. Ведь форма для спортсменов шилась на деньги, полученные с торговли.
Футболистов столичного «Торпедо» долгое время называли «слесарями». Первоначально команда базировалась на заводе имени Лихачева. В первых составах даже большинство футболистов были рабочими ЗИЛа.
А вот почему ЦСКА называют «кони»? Это как раз тот случай, когда команда получила прозвище из-за места, в котором располагалась ее база. Игроки в то время жили в помещениях, которые ранее принадлежали князю Юсупову. В них до революции помещалась конюшня. Отсюда и прозвище.
Незамысловато называли и «динамовцев». Так как в то время команда находилась под покровительством ГПУ, то игроков именовали просто «ментами».
Как это ни удивительно, но ни на одну из этих кличек ни одна команда не обижалась. Все играли в футбол, выясняя отношения исключительно на поле.
Команда-«шнурки»
В то время существовало прозвище «шнурки» для одной из столичных команд. Так в 30-е годы называли московский «Спартак». Оно применялось наряду с «торгашами». Компания, которая курировала «Спартак», контролировала систему продовольственных и непродовольственных рынков столицы. А основным видом ее деятельности было производство консервов.
Версии появления прозвища «кони»
Интересный факт, в болельщицкой среде существует несколько версий, почему ЦСКА называют «кони». Ранее мы озвучили самую популярную, но есть смысл ознакомиться со всеми вариантами.
Один из них указывает на то, что команда получила такое прозвище из-за того, что первоначально «армейцы» тренировались на поле военного Всеобуча, именно к этой организации они и были приписаны первое время. А поле находилось в Сокольниках поблизости от конюшен, в которых содержались лошади легендарной армии советского героя Семена Буденного.
Еще одна версия указывает на место, на котором расположен стадион, где клуб выступает до сих пор. Ответ на вопрос о том, почему ЦСКА называют «конями», заключается в том, что стадион на улице Песчаной в Москве был построен на месте старого столичного ипподрома.
Символ команды
Некоторые болельщики сегодня болезненно относятся к обидным, на их взгляд, прозвищам любимых команд, но все же большинство воспринимает их как здоровую иронию.
Так, в среде болельщиков ЦСКА есть традиция превращать прозвища в символы своей команды. Так что нередко на трибунах можно увидеть коня. ЦСКА игрушку в виде этого животного давно считает талисманом. Некоторые фанаты переодеваются в соответствующие костюмы, носят шапочки или маски с изображением лошадей.
Как «спартаковцы» из «торгашей» превратились в «мясо»?
Оно появилось уже в середине 70-х годов, когда противостояние между группировками фанатов время от времени выливалось в открытые конфликты. Сочинялись оскорбительные речевки, которые затем выкрикивали во время матча, а после игры болельщики нередко сходились в массовых потасовках.
Тогда-то болельщики ЦСКА и придумали для «спартаковских» фанатов прозвище «мясо». В то время в стране был тотальный дефицит, полки продуктовых магазинов пустовали, поэтому кричать «мясо» команде бывших «торгашей» было особенно обидно.
Прозвища других команд
Конечно, прозвища, шутливые и обидные, получали команды по всей стране. Например, самарские «Крылья Советов» в начале 90-х начали активно называть «крылышками». В то время на телевидении была чрезвычайно популярной реклама прокладок, в которой крылышкам отводилась одна из главных ролей. Звучало это очень обидно.
Как футболисты ЦСКА стали для болельщиков «конями»?
Сейчас немногим известно о том, что традицию давать прозвища спортивным клубам основали… сами игроки футбольных команд, и изначально никакого обидного подтекста эти прозвища не содержали. Чаще всего они указывали либо на ведомство, основавшее ту или иную команду, либо географическое расположение стадиона или тренировочной базы давало возможность окрестить игроков команды метким словом.
Появление оскорбительного подтекста, стремление всячески унизить и игроков, и болельщиков конкурирующего спортивного общества стали наблюдаться с середины семидесятых годов, когда ставшие уже привычными прозвища начали варьироваться и наполняться негативным смыслом.
Как в 30-е годы назывались игроки конкурирующих команд?
В годы становления советского футбола (а этот период приходится на 20-30 годы) в Москве уже сложились еще три сильные команды: «Торпедо», «Динамо» и спортивный клуб центрального дома Красной армии (будущий ЦСКА).
Спартаковцев, которые зависели своим существованием от Промкооперации, именовали «торгашами». Их форма полностью шилась на деньги, полученные с торговли, поэтому прозвище вполне закономерно прикрепилось ко всем участникам команды.
Игроков «Торпедо» окрестили «слесарями», поскольку считалось, что футболисты работают в цехах знаменитого завода имени Лихачева (ЗИЛа).
Команду, отстаивающую спортивную честь рабоче-крестьянской армии, называли не иначе как «конюшней», поскольку ее игроки жили в отреставрированном помещении, бывшем некогда конюшней в резиденции князя Юсупова.
Динамовцев, выступавших под эгидой государственного политического управления (ГПУ), со временем стали называть «ментами».
И «торгаши», и «слесаря», и «менты» с «конюшней» занимались своим делом, разборок не устраивали, на клички не обижались. Это было время честного футбола и настоящей спортивной борьбы.
Была в столице еще и пятая команда – «Локомотив», но на начальном этапе своего становления она зарекомендовала себя слабо, в основном выступала в первой лиге, и потому даже не рассматривалась в качестве конкурента для четырех, перечисленных выше, команд. Существовало даже выражение, что «Локомотив» является «пятым колесом столичного футбола», а посему его игроки даже прозвищ удостоены не были.
Кого именовали «шнурками»?
«Шнурки» (они же «торгаши») – не кто иной, как игроки нынешнего московского «Спартака». Этими прозвищами (казалось бы, никак не связанными друг с другом) их беззлобно называли участники других футбольных команд. Все благодаря тому, что изначально команда носила название «Пищевик» и была основана московской Промкооперацией, ведающей системой рынков и рядом предприятий. Основной деятельностью «спонсоров» было производство мясных консервов: отсюда и «торгаши».
А причем же тут «шнурки»? Дело в том, что по всей тогдашней Москве стояли палатки, в которых можно было не только починить обувь, но и купить пару шнурков к отреставрированной паре. Сетью этих палаток, входящих в кооператив, ведала все та же Промкооперация.
Оба прозвища были одинаково употребимы и часто использовались в дружеских пикировках между представителями разных команд.
И при чем тут «кони»?
Существует несколько трактовок этого названия.
Во-первых, тренировочное поле военного Всеобуча (к которому была изначально приписана команда) в Сокольниках находилось рядом с конюшнями, в которых содержались кони легендарной Буденновской армии.
По странному стечению обстоятельств стадион, принадлежащий ЦСКА (на Песчаной), был сооружен на месте, в котором прежде располагались конюшни московского ипподрома.
Спортивная база армейцев некогда размещалась на площади санатория для военных, причем жилые помещения для футболистов были устроены в бывшей конюшне.
Конь – очень сильное, выносливое и трудолюбивое животное. Сравнение с рысаком говорит о том, что игроки клуба ЦСКА столь же добросовестны, сильны, выносливы, и с ними так же трудно состязаться в беге.
Употребление слова «кони» в данном контексте является лишь свидетельством уважения высокого спортивного мастерства и профессионализма игроков ЦСКА.
Поддержка любимой команды
У фанатов армейского клуба стало традицией брать на стадион мягкие игрушки в виде лошадок. Символ любимой команды может быть как талисманом для победы в данной игре, так и подарком одному из игроков.
Многие болельщики сидят на трибунах в масках, шапочках или костюмах лошадей. Подобным образом выражается сила привязанности к ЦСКА, притягивается удача и воодушевляется команда.
Болельщики утвердили приз «Золотая Подкова», которым по окончанию сезона награждаются три лучших спортсмена-армейца (баскетболист, хоккеист и футболист). Лучшие игроки определяются в ходе голосования среди болельщиков (на сайте «Красная армия»).
Болельщиками был разработан талисман с изображением коня, выполненный в традиционной цветовой гамме клуба ЦСКА, причем контуры его изображения в точности повторяют контуры эмблемы этого клуба.
На одном из матчей болельщиками армейцев были выпущены тысячи воздушных шаров с изображением или в форме лошадок.
Почему «торгаши» стали «мясом»?
Середина семидесятых годов стала временем активной конфронтации болельщиков «Спартака» и ЦСКА: обе стороны выкрикивали оскорбительные речевки, многие матчи заканчивались яростными массовыми потасовками.
Поначалу болельщики «Спартака» неизменно выходили победителями из всех стычек (организаторами которых они же и являлись). Фанатам ЦСКА не оставалось ничего лучшего, чем объединиться и разработать собственную стратегию нападения и защиты.
Прозвище «мясо» было придумано болельщиками ЦСКА в конце семидесятых. Тогда, в условиях тотального дефицита, прилавки мясных отделов обычно пустовали, и кличка «мясо» по отношению к команде бывших «торгашей» звучала наиболее обидно.
Болельщики ЦСКА, пытаясь побольнее задеть своих извечных противников, использовали эмблему их клуба. Заглавная буква символики Спартака легко трансформировалась в полукольцо колбасы или в мордочку поросенка. Перед рисунком писали слог «мя», а в конце приписывали букву «о».
Как ни странно, прозвище «мясо» прочно срослось со «Спартаком»: многие его болельщики стали носить футболки с соответствующими надписями. Оскорбительное же прозвище «свиньи» трансформировалось в «кабаны». Некоторые фанаты видят в этом свидетельство признания их силы, поскольку кабан – животное очень сильное и свирепое.
Какими прозвищами наделены менее именитые клубы?
Малосимпатичным прозвищем «прокладки» именуют самарские «Крылья Советов». Дело в том, что на языке телекомментаторов название команды звучало коротко: «крылышки». Так было и просто, и удобно комментировать напряженные моменты матчей.
К несчастью, вскоре на телевидении появились многочисленные ролики, рекламирующие известные средства женской гигиены, снабженные пресловутыми крылышками. Несмотря на многочисленные просьбы руководителей клуба не называть больше команду «крылышками», это слово продолжало употребляться, со временем видоизменившись в унизительные «прокладки».
«Крылья Советов» именуют также «крысами» (или «крысоловами»), поскольку именно так звучит сокращенная форма этого словосочетания.
Команда «Москва» в среде болельщиков именуется «кепками»: в данном случае просматривается намек на любимый головной убор ее активного фаната Юрия Лужкова.
Есть и менее благозвучное прозвище москвичей: «фекалии» (произошедшее от аббревиатуры ФК).
Томскую команду «Томь» москвичи иронично прозвали «валенками», завистливо намекая на сибирские холода.
Пермский «Амкар» сполна расплатился за производственный профиль своего спонсора, производящего удобрения. Самым обидным из прозвищ является «навоз» (лучшее органическое удобрение). Игроков команды именуют «аммиачными» (поскольку само слово «Амкар» появилось путем сокращения слов «аммиак» и «карбамид»).
Легче всего отделались футболисты команды «Ростов»: их шутливо именуют «сенокосилками», памятуя о том, что некогда она отстаивала честь завода, производящего сельскохозяйственную технику. Иногда их же называют «сельпо» (сельское потребительское общество), в продолжение сельской тематики.Липецкий «Металлург»именуют «сталеварами». Калининградскую «Балтику» называют «балдой».