кони привередливые это какие

История песни: «Кони привередливые»

кони привередливые это какие. 8ed4b6fae5e27b0cb457c611507fd2e8. кони привередливые это какие фото. кони привередливые это какие-8ed4b6fae5e27b0cb457c611507fd2e8. картинка кони привередливые это какие. картинка 8ed4b6fae5e27b0cb457c611507fd2e8. Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

История песни: «Кони привередливые»

Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

Произведение было написано в 1972 году. В этот период в нестабильных отношениях между Владимиром Высоцким и руководителями советской культуры наметилось явная оттепель. Его песни из фильма «Вертикаль» были изданы на диске-миньоне фирмой «Мелодия», в 1971-м он сыграл Гамлета в одноименном спектакле Театра на Таганке, а еще через полгода про него сняли 55-минутную передачу «Парень с Таганки» — показали ее, правда, только по эстонскому телевидению.

В декабре 1970 года Владимир Семенович женился на Марине Влади, и государство, в общем, не возражало: Высоцкого выпускали к жене за границу, а интернациональную семью стремились использовать для укрепления советско-французских связей. В 1972 году Владимир Высоцкий и Марина Влади должны были сниматься в фильме «Земля Санникова» по мотивам романа Владимира Обручева. Высоцкому предназначалась роль Крестовского, а Марина должна была сыграть невесту Ильина.

Владимир Семенович с энтузиазмом взялся за подготовку к роли, тем более что в фильме предполагалось использование его песен. Для «Земли Санникова» он сочинил три композиции — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Последнее произведение было написано по заданию: заказчики хотели увидеть «песню о главном» — жизни, смерти, преодолении.

Вряд ли они предполагали стихи и музыку такой силы, какой их создал Владимир Высоцкий. В итоге песня в фильме так и не прозвучала, да и Высоцкому с Мариной не было суждено в нем сыграть. Снимать актера не разрешили, и на его роль был срочно приглашен Олег Даль.

Дело в том, что оттепель в отношениях Высоцкого с государством сменилась очередными заморозками, к которым сам Владимир Семенович причастен не был. На «вражеской» радиостанции «Немецкая волна» прозвучали несколько его песен, а Высоцкий в передаче был представлен отъявленным диссидентом. И его на всякий случай опять запретили. «Коней привередливых» Высоцкий стал петь на своих концертах, и песню очень скоро полюбил народ.

Сын Владимира Семеновича Никита считает эту композицию лучшей в репертуаре отца. Кстати, произведение распространялось не только на кассетах и бобинах: случилась новая оттепель, и несколько песен Высоцкого были изданы фирмой «Мелодия».

Ни одного диска-гиганта при его жизни в СССР так и не вышло, зато в 1975-м «Кони привередливые» попали сразу на две мини-пластинки: одну гибкую и один виниловый миньон. Таким образом, песню услышали даже те, кто не увлекался подпольной грамзаписью.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые»

Автор раскрывает внутренний конфликт рассказчика песни: с одной стороны, лирический герой отчаянно молит, чтобы его Кони остановились, с другой — гонит их всё быстрее. Он умоляет своих Коней: «Хоть немного, но продлите — путь к последнему приюту!» и говорит им: «Вы тугую не слушайте — плеть!».

Песня использована в художественном фильме «Белые ночи» режиссёра Тэйлора Хэкфорда (1985). В главных ролях — Михаил Барышников, Грегори Хайнс, Хелен Миррен, Изабелла Росселлини.


Владимир Высоцкий — Кони привередливые

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть!

Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть немного еще постою на краю.

Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить я не смог, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть немного еще постою на краю.

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою,
Я куплет допою,-
Хоть мгновенье еще постою на краю.

кони привередливые это какие. vysotskij. кони привередливые это какие фото. кони привередливые это какие-vysotskij. картинка кони привередливые это какие. картинка vysotskij. Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

Источник

Кони привередливые

25 января Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 76 лет.

Одной из самых известных песен Высоцкого является произведение «Кони привередливые». Немного об истории её создания.

Песня, не попавшая в саундтрек «Земли Санникова», стала одной из немногих композиций, официально изданных при жизни Владимира Высоцкого.

Афанасьев В.А. Кони привередливые

Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

Произведение было написано в 1972 году. В этот период в нестабильных отношениях между Владимиром Высоцким и руководителями советской культуры наметилось явная оттепель. Его песни из фильма «Вертикаль» были изданы на диске-миньоне фирмой «Мелодия», в 1971-м он сыграл Гамлета в одноименном спектакле Театра на Таганке, а еще через полгода про него сняли 55-минутную передачу «Парень с Таганки» — показали ее, правда, только по эстонскому телевидению.

В декабре 1970 года Владимир Семенович женился на Марине Влади, и государство, в общем, не возражало: Высоцкого выпускали к жене за границу, а интернациональную семью стремились использовать для укрепления советско-французских связей. В 1972 году Владимир Высоцкий и Марина Влади должны были сниматься в фильме «Земля Санникова» по мотивам романа Владимира Обручева. Высоцкому предназначалась роль Крестовского, а Марина должна была сыграть невесту Ильина. Владимир Семенович с энтузиазмом взялся за подготовку к роли, тем более что в фильме предполагалось использование его песен.

кони привередливые это какие. Zemlya Sannikova movie poster. кони привередливые это какие фото. кони привередливые это какие-Zemlya Sannikova movie poster. картинка кони привередливые это какие. картинка Zemlya Sannikova movie poster. Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

Для «Земли Санникова» он сочинил три композиции — «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Последнее произведение было написано по заданию: заказчики хотели увидеть «песню о главном» — жизни, смерти, преодолении. Вряд ли они предполагали стихи и музыку такой силы, какой их создал Владимир Высоцкий.

В итоге песня в фильме так и не прозвучала, да и Высоцкому с Мариной не было суждено в нем сыграть. Снимать актера не разрешили, и на его роль был срочно приглашен Олег Даль. Дело в том, что оттепель в отношениях Высоцкого с государством сменилась очередными заморозками, к которым сам Владимир Семенович причастен не был. На «вражеской» радиостанции «Немецкая волна» прозвучали несколько его песен, а Высоцкий в передаче был представлен отъявленным диссидентом. И его на всякий случай опять запретили.

«Коней привередливых» Высоцкий стал петь на своих концертах, и песню очень скоро полюбил народ. Сын Владимира Семеновича Никита считает эту композицию лучшей в репертуаре отца. Кстати, произведение распространялось не только на кассетах и бобинах: случилась новая оттепель, и несколько песен Высоцкого были изданы фирмой «Мелодия». Ни одного диска-гиганта при его жизни в СССР так и не вышло, зато в 1975-м «Кони привередливые» попали сразу на две мини-пластинки: одну гибкую и один виниловый миньон. Таким образом, песню услышали даже те, кто не увлекался подпольной грамзаписью.

кони привередливые это какие. kRKohaegUIXgj SpgfVRZrLQpjTPTvf LkzjnZ6Zf65gif. кони привередливые это какие фото. кони привередливые это какие-kRKohaegUIXgj SpgfVRZrLQpjTPTvf LkzjnZ6Zf65gif. картинка кони привередливые это какие. картинка kRKohaegUIXgj SpgfVRZrLQpjTPTvf LkzjnZ6Zf65gif. Композицию «Кони привередливые» Высоцкий написал на заказ: редкий случай, когда он знал заранее, о чем должна быть песня и где она будет использоваться. Правда, в итоге трек не вошел в фильм, для которого предназначался, да и тематика его поэтом была существенно расширена. Но обо всем по порядку.

В 1976 году песня прозвучала в спектакле «Там, вдали» Московского Литературно-драматического театра ВТО. Хотя композиция непроста для исполнения, свои версии «Коней» в разные годы сделали Григорий Лепс

и даже польская певица Марыля Родович, превратившая песню Высоцкого в балладу.

Источник

«Привередливые кони» Владимира Высоцкого

Поэтический образ страстей, которые взяли власть

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Много лет назад, в 1980 году, умер Высоцкий. «Коней привередливых» придержать так и не получилось. О чем же хотел сказать Владимир Семенович в этой песне, какую боль свою и тревогу пытался выразить? Кто такие – эти самые «кони», что они такое есть?

По-моему, «привередливые кони» — очень сильный поэтический образ страстей, которые взяли над человеком полную власть, и он с ужасом понимает это. Сначала – сам их раздувал-разгонял, настегивал нагайкой. Потом, когда они понесли, вдруг увидал, что «тугую плеть» они больше не слушают, несут себе по самому краешку… Отсюда – ощущение себя «пушинкой», которая не может управлять своей жизнью, и способна лишь быть сметенной, унесенной ветром. А самое главное и страшное – человек понимает, КУДА его несут эти «кони-страсти». И бессильно просит «…чуть помедленнее…хоть немного, да продлите». Зная, впрочем, что просьба останется не услышанной.

У современного подвижника Паисия Святогорца есть слова о страстях, где он описывает их очень похоже, только вместо коней использует другую метафору — автомобиль:

«Я думаю, что страсти – это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит бес, начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога. Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке – это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева – у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, которой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, – включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы. Человек должен знать силы, которые у него есть, и направлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение».

Вот такие два образа, для изображения страстей – кони, и автомобили. И то, и другое может многократно увеличить силу человека, дать ему новые возможности, радость, пользу. Но если выйдет из под контроля, тогда из помощника превращается в убийцу.

Тот же Владимир Семенович Высоцкий был чрезвычайно одаренным человеком. Не только в творческом плане – там ведь такие огромные силы души были, такая мощь, такой темперамент… И не справился он с ними. Не совладал. Привередливые кони-страсти его не послушали, понесли к пропасти, и в конце концов – убили. Но я очень надеюсь, что не смел его этот ураган страстей с ладони, что не пушинкой перед лицом вечности оказалась его такая короткая и такая запутанная жизнь. Потому что ладонь-то Божия. А для Бога каждый человек – не пушинка, а – чадо любимое. Ну а кроме, как на милость Божию нам всем надеяться просто не на что…

Фото на заставке: Владимир Высоцкий. Кадр из фильма «Служили два товарища»

Источник

Образы коней в творчестве Высоцкого

«. Ночи по полгода за полярным кругом.
И, конечно, Сивка – лошадь – заскучал.
Обзавёлся Сивка Буркой – закадычным другом,
С ними он ночи длинные коротал. »

В 1964 году в иронической песне «Я любил и женщин, и проказы» Высоцкий смело сравнил встреченную им «. одну из очень многих на моём на жизненном пути» со злым конём:

«. Женщины – как очень злые кони:
На дыбы, закусят удила.
Может, я чего-нибудь не понял,
Но она обиделась, ушла. »

Впрочем, в песне «Всё относительно» автор резко меняет в тексте своё отношение к коням, к «хорошим» коням:

И такой переход (героя этой песни 1966 года) из каменного века в эпоху Шекспира, и перемена в отношении поэта к лошади оправданы относительностью («Вот уж действительно – всё относительно, всё-всё-всё. »).

А в жизни Высоцкий и сам иногда был бы готов отдать полцарства (или хотя бы «полчего-то») за коня, за скачки на лошади. Вот что пишет об этом Вениамин Смехов в воспоминаниях «Гастроли и скорости» («Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути», 1988 г., «Физкультура и спорт», Москва):

***
Любил Владимир Высоцкий лошадей. И это пригодилось на съёмках многих кинофильмов. И в строках его стихов стали появляться в качестве героев кони и лошади. Нечисти из «Песни-сказки про нечисть» Высоцкого всё одно, кого на дно уволакивать – пешехода или всадника, пробирающегося по заболоченному лесу на коне:
«. Будь ты пеший, будь ты конный – заграбастают,
А уж лешие так по лесу и шастают.
Страшно, аж жуть. »

Лошади – средство перемещения, передвижения, путешествия людей. И когда беда и тревога, когда надо уходить на войну, на борьбу с чем-то страшным, люди садятся и скачут – в темноту, в неизвестность или к заданной цели.

«Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги –
Значит. Скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно, к какому концу унося седоков. »

Слова эти и сегодня актуальны. Но отгрохотало ли? Ведь огни за пожары ещё часто принимаем. Забывать уже начали? Не прощать или прощать? Всё очень неоднозначно: до сих пор люди людей делят «на своих и врагов»! Не устали скакать кони наши?

В августе 1967 года Владимир Семёнович написал в тексте песни «Аисты»:

«. Воздух звуки хранит
разные,
Но теперь в нём гремит,
лязгает,
Даже цокот копыт –
топотом,
Если кто закричит –
шёпотом. »

В конце 1967 года Высоцкий просто вынужден опять упомянуть коней – в песне «Моя «Цыганская»: как спеть цыганский мотив, не упомянув про коней?

«Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце – подавно. »

Кони нужны и рыцарям Круглого стола на поединках, даже если поединок –результат любовного соперничества (коней могут ранить, но. коней не жалко?):

«. Вот подан знак – друг друга взглядом пепеля,
Коней мы гоним, задыхаясь и пыля.
Забрало поднято – изволь!
Ах, как волнуется король.
Но мне, ей-богу, наплевать на короля. »

Это строки из песни Владимира Высокого «Про любовь в средние века», написанной в 1969 году.

«. Он лихо ездил на коне
В конце весны, в конце весны,
Последней, довоенной. »

В песне «Романс» (1969 года) кони опережают обиду, которая гонится за мчащимся, спешащим «навстречу новым поединкам»:

«Не ведать мне страданий и агоний,
Мне встречный ветер слёзы оботрёт,
Моих коней обида не догонит,
Моих следов метель не заметёт!»

И в 1970 году снова звучат цыганские мелодии в текстах Высоцкого:

«Цыган кричал, коня менял:
«С конём живётся вольно.
Не делай из меня меня,
С меня – меня довольно!

Напрасно не расстраивай,
Без пользы не радей.
Я не гожусь в хозяева
Людей и лошадей.

Не совещайся с гадиной,
Беги советов бабских.
Клянусь, что конь не краденый
И – что кровей арабских».

В том же 1970 году поэту приходит осознание, что лошади-то могут двигаться, бежать, ходить – по-разному, «по иному»:

«Нараспашку – при любой погоде,
Босиком хожу по лужам и росе.
Даже конь мой иноходью ходит,
Это значит – иначе, чем все. »

«Я скачу, но я скачу иначе
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью – значит:
По-другому, то есть – не как все.

Мне набили раны на спине,
Я дрожу боками у воды.
Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды.

Он вонзает шпоры в рёбра мне,
Зубоскалят первые ряды.
Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды.

Нет, не будут золотыми горы –
Я последним цель пересеку:
Я ему припомню эти шпоры –
Засбою, отстану на скаку!

Колокол! Жокей мой «на коне»,
Он смеётся в предвкушенье мзды.
Ох, как я бы бегал в табуне –
Но не под седлом и без узды!

Что со мной, что делаю, как смею –
Потакаю своему врагу!
Я собою просто не владею –
Я прийти не первым не могу!

Что же делать? – остаётся мне
Вышвырнуть жокея моего
И бежать, как будто в табуне,
Под седлом, в узде, но – без него!

Я пришёл, а он в хвосте плетётся
По камням, по лужам, по росе.
Я впервые не был иноходцем –
Я стремился выиграть, как все!».

Создаётся впечатление, что поэт пишет не о верховой езде или скачках в буквальном, прямом понимании этого смысла. Нет! Иноходца надо понимать только в метафорическом смысле.
При чтении этих строк невольно возникают ассоциации песенного сюжета с реалиями Театра на Таганке, размолвки Высоцкого с Любимовым – проступает второй смысл спетого. Кто же тут жокей? Очень похоже, что – это знаменитый режиссёр Театра? Явственно чувствуется и желание полной свободы Иноходца – от седла, от жокея, от общепринятого способа бега. Даже не иноходью Иноходец способен добежать до финиша – под седлом, но только без жокея. И ясно, что тема «иноходства» гораздо шире отзвуков событий в Театре на Таганке. Эти скачки – движение по жизни, по Времени, движение к цели, желания не отстать на скаку. Скачки – очередное преодоление, победа в соревновании, в борьбе с конкурентами – и в поэзии, и в песне, и в любви.

В рассказе о том, как он пробирался на футбол сквозь конные милицейские кордоны, поэт рассказывает, что его нельзя силою остановить:

«В голове моей тучи безумных идей –
Нет на свете преград для талантов! –
Я под брюхом привыкших теснить лошадей
Миновал верховых лейтенантов.

. Он, растрогавшись. Поднял коня на дыбы,
Волево упираясь на стремя,
Я пожал ему ногу, как руку судьбы.
Ах, живём мы в прекрасное время!

Серый конь мне прощально хвостом помахал,
Я пошёл – предо мной расступились.
Ну а мой командир на концерт поскакал
Музыканта с фамилией Гилельс. ».

Футбольный болельщик в песне Высоцкого «Не заманишь меня на эстрадный концерт», предчувствуя близкую кончину на Центральной спортивной арене во время футбольного матча, просит посадить его на коня:
«. Буду я помирать – вы снесите меня
До агонии и до конвульсий,
Через западный сектор, потом – на коня,
И несите до паузы в пульсе. »

В 1971 году в песенном посвящении капитану дальнего плавания А.Гарагуле, позже использованном в спектакле театра «Современник» «Свой остров», образы лошадей виртуозно использованы Высоцким при описании судовых машин:

«Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты,
И хрипят табуны, стервенея внизу.
На глазах от натуги худеют канаты,
Из себя на причал выжимая слезу.»

Мысль о неизбежности судьбы не оставляет Владимира Высоцкого. В 1972 он пишет стихотворение:

«Мосты сгорели, углубились броды,
И тесно – видим только черепа,
И перекрыты выходы и входы,
И путь один – туда, куда толпа.

Интуиция поэта подсказывает неизбежность уготованной ему судьбы – остаётся только констатировать, что «ничьё безумье или вдохновенье круговращенье это не прервёт».

Песня «Кони привередливые» была написана Владимиром Высоцким в начале 1972 года:

Чуть помедленнее. Кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
Я куплет допою –
Хоть немного ещё постою на краю. »

Но мотив сражения с ураганом происходит, кажется, только в воображении героя этой песни.

Поэт Александр Межиров написал, услышав песню Высоцкого «Кони привередливые»:

«Как Высоцкий поёт
Про своих одичалых коней,
Так жестокий цейтнот
Мне сжимает виски всё тесней. »

Мотив скачек на лошадях у Высоцкого перекликается с песнями о ямщиках («Когда я на почте служил ямщиком», «Степь да степь кругом» и др.), использованные образы (тройка, кони, плеть, колокольчик) отражают и движение по жизни и в творчестве самого поэта. Именно здесь просвечивает романтика автора – в стремлении жить и не просто жить, а жить очень рисковой жизнью. Видна и привязанность к драматическим, к запредельным ситуациям.

И этот мотив движения на запряжённых в повозку конях в «Моя цыганская» и «Кони привередливые» продолжается в песнях: «Погоня», «Чужой дом», «Купола», «Райские яблоки».

А в стихотворении Высоцкого «Я дышал синевой» движение прекращается: ямщик бросил кнут:

«. И звенела тоска – что в безрадостной песне поётся,
Как ямщик замерзал в той глухой, незнакомой степи.
Усыпив, ямщика заморозило жёлтое солнце,
И никто не сказал – шевелись, поднимайся, не спи!

Всё стоит на Руси
До макушек в снегу –
Полз, катился, чтоб не провалиться.
Сохрани и спаси,
Дай веселья в пургу,
Дай не лечь, не уснуть, не забыться!

Тот ямщик чудодей бросил кнут – и куда ему деться!
Помянул он Христа, ошалев от заснеженных вёрст.
Он, хлеща лошадей, мог движеньем и злостью согреться,
Ну, а он в доброте их жалел, и не бил, и замёрз. »

В песне Высоцкого от имени ожидающих ушедших мужчин «Мы вас ждём» (1972 год) слышен «вековечный надрыв причитаний»:

Мы вас ждём – торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час. »

Снова мотив «Торопите коней!».

Прозревший Гамлет у Высоцкого в стихотворении «Мой Гамлет» «объезжал зелёные побеги» и пьянел «среди чеканных сбруй»:

«. Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих. »

Шахматные кони тоже присутствуют в песнях и стихах поэта. В набросках к песне «Честь шахматной короны»:

Скачу, хрустят колосья под конём,
Но ясно различаю из-за хруста:
«Пророков нет в отечестве своём,
Но и в других отечествах – не густо. »

В «Песне конченого человека», который признаётся «. Не напрягаюсь и не рвусь, а как-то так. Не вдохновляет даже самый факт атак. », обыгрывается известное выражение «Я на коне»:
«Я на коне, толкани – я с коня.
Только «не», только «ни» у меня».

Волна в море бывает очень похожа на конскую гриву, но любая вспененная и «взмыленная» волна обречена на гибель возле берега:

Волна-лошадь – белый конь моря-океана обладает магическими силами. Значит, лошадь может символизировать и морские волны. В греческой мифологии белые кони связаны с Богом Моря Посейдоном, а сам Посейдон мог появляться в образе коня. В образе взмыленной волны есть большая энергичность, но есть и некоторая обречённость.

Конь может и спасти всадника: в стихотворении В. Высоцкого «Если где-то в чужой, неспокойной ночи» (1974 год):

А полководцы с короткой шеей могут оказаться «тёмной лошадкой», если будут вытягивать шеи и вставать на кончики носков: «. поза неустойчива и шатка, и открыта шея для петли»! («Баллада о короткой шее», 1973 год)

Погоня! – И тогда спасают верные кони! В песне «Погоня» В. Высоцкого (1974 год) кони «то плелись, то неслись, то трусили рысцой, и болотную слизь конь швырял мне в лицо»:

«…Лес стеной впереди, не пускает стена,
Кони прядут ушами, назад подают.
Где просвет, где прогал? – Не видать ни рожна!
Колют иглы меня, до костей достают.

«. Я лошадкам забитым, что не подвели,
Поклонился в копыта до самой земли,
Сбросил с воза манатки, повёл в поводу.
Спаси Бог вас, лошадки, что целым иду.»

В песне «Чужой дом» (написанной Высоцким в 1974 году) кони Высоцкого продолжают свой бег:

«Что за дом – притих, погружён во мрак,
На семи лихих, продувных ветрах,
Всеми окнами обратясь в овраг,
А воротами – на проезжий тракт?!

Хоть устать я устал, а лошадок распряг.
«Эй! Живой кто-нибудь – выходи, помоги!»
Никого – только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги. »

«…В дом заходишь, как всё равно, в кабак.
А народишко – каждый третий враг.
Своротят скулу: гость непрошеный.
Образа в углу, и те перекошены.

. Я коней заморил, от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад,
Укажите мне место, какое искал,
Где поют, а не стонут, где пол не покат.

…И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя, гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли, да глядели глаза,
И где люди живут, и как люди живут…»

В песне «Купола» (1975 год) движение лошадей замедлено, нет здесь безудержной гонки, бешеного бега тройки:

«. Грязью чавкая, жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, распухла от сна. »

В песне «Райские яблоки» (1977-1978 годы) привередливых коней сменяют «ворованные клячи»:

«. В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок –
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.»

«Клячи» привозят героя песни, приготовившегося к попаданию в рай, в «не райское что-то» (появляется лагерный мотив – рай неотличим от лагеря :

Как ржанёт коренной! – Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплёл.
Седовласый старик что-то долго возился с засовом,
И кряхтел, и ворчал, и не мог отворить, и ушёл. »

И в «Райских яблоках движение коней – вдоль обрыва, но у обрыва и неродящего пустыря, кроме литых ворот – сады, «в коих прорва мороженых яблок»:

В песнях Высоцкого, использующих образы коней, видны отзвуки есенинских, блоковских, пушкинских стихов о ямщиках («Тройка», «Телега жизни» и других), гоголевской «птицы-тройки, чувствуется перекличка с «Погоня» Ф. Глинки. Но все каноны мотивов скачек на тройке, образов коней, погонь, ситуаций и движения «по-над пропастью в поэзии классиков и русских поэтов 19-20 веков переработаны и трансформированы Владимиром Высоцким применительно ко времени написания им своих песен. В этом виден принцип преемственности классических традиций и влияний.
Высоцкий принял эстафету от Гоголя и его птицы-тройки, символизирующей движение-полёт Руси, и пытается в стихах и песнях дать ответ на вопрос – куда несётся Русь? Образ России при этом раздваивается на две страны: идеальную небесную, хранимую в душе, и земную, в которой приходится жить.

Образы коней присутствовали в песнях и стихах Владимира Высоцкого в течение всего его творчества: мчащиеся вдоль обрыва кони, жеребцы на старте, иноходцы без узды, лошади, пегасы, скакуны, чудо-кони.
Образы коней Высоцкого в сочетании с другими образами его песен и стихов вызывают душевное волнение, помогают понять ощущение автором особенностей и истории той эпохи, в которой он жил и творил. А этого и хотел поэт– чтобы его слушатели и читатели испытывали волнение. Во всех его стихах присутствует многосмысловой подтекст, взаимодействие прямого значения слова и дополнительного – переносного значения. Границы и препятствия дороги, обрыв, литые ворота – являются метафорами внешней и внутренней несвободы, кони – метафорой способов преодоления несвободы и движения к цели.

Если иллюстрировать песни Владимира Высоцкого «Моя цыганская», «Кони привередливые», «Погоня», «Чужой дом», «Купола», «Райские яблоки», то можно написать одно большое полотно (картину), объединяющее сюжеты всех этих очень связанных, сопрягающихся между собой песен. Будет ли создана такая картина – время покажет. Но коней, запряжённых в повозку-колесницу, почему-то хочется нарисовать крылатыми. Может быть, потому, что привередливые его кони – символ убегающего со всё возрастающей скоростью Времени, которое, как ни уговаривай – не остановить.

В заключение несколько строк из своей поэмы «Место встречи», посвящённой Владимиру Высоцкому:

Ты из дела ушёл, и наследие вмиг растащили.
Есть другие дела, только каркает вновь вороньё.
Правда ложь победит – ложь лишь белыми нитками шили,
И утонет неправда, как со временем сгинет враньё!

Кто – ушёл навсегда, кто-то жив и доволен при деле,
Ты же, всех обогнав, оказался на жизнь впереди,
Потому что твои КОНИ быстро, как птицы, летели…
КОНИ дальше летят, даже если кричат – «Погоди!»

***
Мы, люди, все по-разному живём –
Бывает на душе, в кармане – пусто,
Пророков часто жалуем огнём,
И стало их в отечестве не густо!

Мы слушаем, читаем и поём,
А на душе бывает очень грустно:
Жил-был пророк в Отечестве своём,
Ушёл от нас, и стало в сердце пусто.

***
Словно в сказочном дивном законе,
Безудержно движенье вперёд –
У обрыва залётные КОНИ
Переходят в свободный полёт!

Кони быстро домчали ваганта.
Привередливым – путь в облака!
Ум, фантазия с добрым талантом
Унесли далеко ездока…

А герои неспетых и спетых,
Сердцем принятых с голоса строк
Прозевали лихую карету –
Срок, что дан был Судьбою, истёк!

. Что он спел бы сегодня? Кто знает?
Всех коней не успел напоить…
Пусть коней новой плетью стегают –
Громкий голос его – не забыть!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *