конец двухтысячных какие то годы
Чем нам запомнились 2000-е и почему мы по ним ностальгируем
Кто-то наверняка скажет, что подросткам не о чем ностальгировать. Я не соглашусь! Ведь у нас были прекрасные нулевые…
И нет, мы вспоминаем о них не только потому, что скучаем по детству (хотя и это тоже). В 2000-х осталось много реально крутых фишек. Вспомним? 🙂
Больше, больше гламура! Помнишь розовые бархатные костюмы от Juicy Couture? А сверкающие блестки на губах и маленьких милых собачек? Все это — fashion нулевых! Самые модницы тогда ходили во всем розовом и блестящем — иногда, правда, перебарщивали и с тем, и с другим 🙂 А вот джинсов с заниженной талией сейчас очень не хватает, мини-юбок на бедрах — тоже. Спасибо, что хоть кроп-топы снова в моде.
И, конечно, главное лицо гламура 2000-х — fashion-дива Пэрис Хилтон, образы которой всегда очень напоминали наряды кукол Барби. Но ведь и сама Барби в то время для многих была эталоном.
Субкультуры
Во-первых, готы. Противники гламура, которые всегда были в черном. Черные волосы, черная одежда, черные губы — черное все! Даша Васнецова из «Папиных дочек» — наглядный пример. (Кстати, у нас есть прикольный тест, в котором можешь проверить, на кого из «Папиных дочек» похожа ты.)
Во-вторых, вечно грустные эмо. И снова розовый, но обязательно в сочетании с черным. И, конечно, длинная челка, уложенная на одну сторону лица. Ты ведь наверняка тоже когда-то хотела похожую? Нет? Уверена?
Телевидение
Нулевые — это, пожалуй, пик расцвета ТВ. Каждый из нас ждал любимую передачу и бежал скорее к экрану, чтобы не пропустить начала. Сложно было даже представить, что кто-то может не смотреть телевизор. А ведь сейчас таких большинство. Мы смотрели познавательные программы про животных, мультики, клипы на музыкальных каналах, различные реалити-шоу и, ну конечно, сериалы. Я, например, особенно любила «Топ-модель по американски». Телевизор был наше все, а потом пришел большой интернет… 🙂
Мобильники-раскладушки и MP3-плееры
Это сейчас один телефон может заменить все гаджеты, а тогда нужен был целый арсенал разных устройств — но в этом была своя прелесть 🙂 Да, для самых простых задач нужен был огромный компьютер, но он был почти членом семьи 🙂 DVD-проигрыватели и целые коллекции дисков с любимыми фильмами и музыкой, которые было приятно вертеть в руках. Иногда в них были еще вкладыши-брошюрки, которые можно было полистать и почитать. А фотоаппараты-мыльницы и PSP? И самый, наверное, любимый девайс и главный друг для многих — mp3-плеер, который всегда брали с собой.
Нулевые — это наше детство
Большинство из нас родились в 2000-х, поэтому воспоминания об этом десятилетии для нас особенно приятны. Мы выросли на телепередачах, журналах, фильмах и мультфильмах этого периода. Именно поэтому сейчас так популярны куклы Братц! Думаю, ты заметила, как пару месяцев назад все пытались повторить их макияж. А еще мы часто вспоминаем и феечек Винкс, поэтому в соцсетях сейчас есть множество крупных сообществ, посвященных мемам из мультсериала 2000-х. Кстати, для самых соскучившихся на Netflix скоро запустят сериал про Винкс! Ура! 🙂
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Эпоха-оборотень: почему 2000-е в России оказались красивой фальшивкой
Все мы помним этот момент. Церемония открытия Олимпиады в Сочи, механические подвесные снежинки, превращающиеся в олимпийские кольца. И последнее, пятое кольцо, предательски не раскрывшееся в решающий момент. Вряд ли можно найти лучший символ конца эпохи красивых сверкающих колечек — эпохи нулевых.
Когда смотришь на нее из 2020 года, кажется, что все, что случилось тогда, было одной чудовищной ошибкой, а сами нулевые оказались совершенно нулёвыми. Впрочем, 20 лет назад все выглядело иначе.
Миллениум — это слово манило, переливаясь всеми цветами радуги, словно вывеска лас-вегасского казино. Казино, ставка на зеро в котором всегда оказывалась выигрышной. Бум, рост, расцвет и благоухание, а самым старательным еще и бонусы в конце года — тогда казалось, к чему ни прикоснись, все превращается в золото. А на золото, как известно, можно купить все — любовь, уважение, свободу и даже, если сильно захочется, Олимпиаду. То, что было недосягаемым, оказалось доступным. То, к чему нужно было долго идти, оказалось не сложно приблизить. А то, что невозможно создать, — легко сымитировать.
Нынешний исторический кризис — в значительной мере кризис именно этой имитационной модели жизнеустройства, которой мы так увлеклись в нулёвые годы. Имитация государственности, имитация выборов, имитация силы… Неудивительно, что лучше всего в эту эпоху чувствовали себя люди, которые эту имитацию могли обеспечить, — политтехнологи и медиаменеджеры (они отвечали за имитацию политического процесса), модные байеры и редакторы светских изданий (они отвечали за имитацию дольче виты) и, конечно, русский шоу-бизнес, который отвечал за имитацию самого себя. Именно в нулевые страна превратилась в одну огромную площадку для пиар-кампаний, что дало возможность не задумываться о реформировании в принципе, ведь какой смысл перестраивать потемкинскую деревню, если она еще даже не построена?
Нулевые — это эпоха небывалого расцвета индивидуализма, но одновременно и наступления на личность. Расправивший плечи атлант очень быстро уперся в расправленные плечи других и понял, что кроме как взаимной аннигиляцией проблему мирного сосуществования атлантов не решить. Индивидуализм одних оказался угрозой свободе личности других, а сама свобода начала трактоваться не как право, но как привилегия.
Именно в нулевые исчезло понятие общественной солидарности, ощущения, что все мы являемся частью единого целого. Это хорошо заметно в энтропии командных видов спорта, где нужны взаимовыручка и коммуникация, например, футбол (при этом индивидуалистические и даже нарциссические вроде фитнеса, наоборот, расцвели).
Нулевые — это вообще торжество «мирка», который каждый обустраивал себе сам, будь то купленная в кредит квартира или собственная идентичность, подсмотренная в модном журнале («Как скажем, так и будет!» — лозунг «Афиши» тех лет) или в набирающем силу интернете. Но оказалось, что за строительством собственного мирка не осталось общего мира — нас как нацию уже мало что объединяет, если не считать растущие усталость, раздражение и гагаринскую улыбку Юрия Дудя.
Нулевые — это эпоха-оборотень, по окончании которой все оказалось не тем, чем казалось. Крушение старых иерархий привело к формированию новых, куда более сложных. Моральный релятивизм обернулся той же силы моральным фундаментализмом. Постмодернистская ирония превратилась в изощренный цинизм. А интернет, казавшийся главным достижением десятилетия, вместо единства только усилил ощущение одиночества и содержание подменил упаковкой. Так неужели все эти десять лет мы прожили зря и потратили лучшее время на то, чем вовсе не стоило заниматься?
Если перефразировать Островского, то жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно, а было просто приятно за бесцельно прожитые годы. А нулевые, как ни крути, были приятной эпохой.
Каждое десятилетие начинается оптимистически, а заканчивается плохо. Но с нулевыми не так. Рама 2000-х выглядит отточенной и декадентски стильной.
Стальные интеллектуалы — новый тип
Нулевые стали временем прокремлевской интеллигенции в верхушке власти. В конце десятилетия, осенью 2008 года, Сурков создает в Кремле центр пересмотра стратегии власти. Понятие «власти» по Суркову вмещает понятия государства, страны и народа. Новая идеология порывает с либеральным консенсусом, став агрессивно-изоляционистской. Намечается иное русло, сегодня ставшее мейнстримом, — подготовка к глобальному конфликту с ускорением военной реформы и перевооружением.
Террор и сердечность
Теракт в Беслане Россией почти не был проанализирован. Это момент, когда на пике ужаса событие применили для взлома конституционной системы. В декрете Путина 2004 года есть подражание президенту Бушу — с его созданием Министерства внутренней безопасности и других немыслимых в США до 11 сентября институций. Импровизируя, Кремль холодно применил чужой эталон.
Война с Грузией длилась неделю и кончилась замирением. К концу нулевых Россия дружила почти со всеми в мире, кроме Грузии. Даже на Украине началась демаркация границ с РФ. Ежемесячно росло число стран безвизового въезда. Наступил мир.
Путинский мир
«Дело ЮКОСа» сперва не повлияло на картину будущего, но стало взломом политической игры. Последовало падение правых фракций в Думе, коварно задуманное обрушение базы КПРФ, образовалось супербольшинство партии «Единая Россия». «Дело ЮКОСа» породило сценарий выборов 2004 года, задуманных царским выходом, а басаевская атака в Беслане дала повод для отмены выборов губернаторских.
Президентские выборы 2004 года — это выход одного человека для торжественной пролонгации личной власти. Уже здесь закладывается пафос ее непререкаемости. Ручное управление входит в правило с 2004 года. Заметим, что мандат на него выдают чрезвычайные обстоятельства.
Мы найдем в нулевых все компоненты сегодняшней жизни: взлет силовых сетей, захват ими экономики, появление теневых «активистов», воззвания к «национальному лидеру» и даже загадочные отравления. Провластные активисты уже ставят сценки, но в исполнении старлеток из «Наших» они сводятся к выяснению, кто переспал с куратором.
Куратор — временный аппаратный диктатор, устанавливающий правила в порученной ему зоне. На страну рухнула необъятная масса путинских порученцев. Путинский Кремль, занятый высоким, за них ответственности не несет.
Кремль разрастается до такой величины, что не может сохранить политический и просто человеческий контакт с населением России. В нулевые формируется разрыв, глубину которого заполнит следующее десятилетие.
«Где «Остров мертвых» в декадентской раме?» — элегически вздыхал Тарковский в 1957-м. 2000-е начинаются «Гарри Поттером», а кончаются «Аватаром». Но где Лора Буш, поправляющая президенту Путину воротник рубашки? Где Хиллари Клинтон, вручающая министру Лаврову глупую игрушечную кнопку с надписью «Перегрузка»?
Конец двухтысячных какие то годы
«Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял.
Российская культура 2000-х в определенной степени началась с культового фильма «Брат 2» режиссера Алексея Балабанова — истории о том, как добрый и бескорыстный русский герой побеждает развращенных деньгами американцев, а потом читает им мораль. Все, что в 1990-е у Балабанова выглядело протестом одиночки против окружающей действительности — любовь к родине, презрение к Западу, призыв к достоинству, «сила в правде», — в 2000-е становится практически официальной государственной идеологией. Россия новой эпохи приняла ценности Балабанова — правда, поняла их по-своему: «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!».
Борис Березовский уезжает после пресс-конференции, на которой он объявил о решении продать свою долю (49%) акций ОРТ
Одного из самых известных журналистов постсоветской России в 1990-х трижды увольняли с телевидения. Несмотря на это Доренко всегда возвращался. В 1999-м Березовский позвал его освещать выборы в Думу, и журналист заработал прозвище Телекиллер, уничтожив политическую карьеру фаворитов предвыборной гонки. Год спустя, в 2000-м, журналиста уволили снова — за резкий сюжет о гибели атомной подводной лодки «Курск» — на федеральное телевидение он после этого уже не вернулся.
Представители СМИ дежурят у Бутырской тюрьмы, где находится Владимир Гусинский, июнь 2000 года
Антон Денисов, Константин Крымский/ТАСС, Дмитрий Коробейников/»РИА Новости», Scott Peterson/Getty Images
Клубный промоутер, сооснователь клуба Zeppelin, музыкант
Одного из самых известных журналистов постсоветской России в 1990-х трижды увольняли с телевидения. Несмотря на это Доренко всегда возвращался. В 1999-м Березовский позвал его освещать выборы в Думу, и журналист заработал прозвище Телекиллер, уничтожив политическую карьеру фаворитов предвыборной гонки. Год спустя, в 2000-м, журналиста уволили снова — за резкий сюжет о гибели атомной подводной лодки «Курск» — на федеральное телевидение он после этого уже не вернулся.
Людмила Пахомова, Евгений Евгранов/ТАСС
На Пушкинской площади проходит митинг журналистов НТВ
Украинская ракета сбивает самолет, следующий рейсом Москва—Тель-Авив
В эфир выходит шоу «За стеклом»
АПЛ «Курск» подняли со дна Баренцева моря
Основана политическая партия «Единая Россия»
Промоутер Алексей Горобий, взявший паузу в несколько лет после закрытия «Титаника»,
Говоря о ресторанах нулевых, в половине случаев мы говорим о проектах, которые запустил именно Аркадий Новиков. Многие светские львицы впервые увидели руколу именно у него, а дизайнерские решения его ресторанов с разной степенью успеха копируют до сих пор. На данный момент Аркадий Новиков владеет сотней ресторанов, в его инстаграме более 600 тысяч подписчиков, и на покой он явно не собирается.
Борис Кавашкин, Семен Майстерман/ТАСС, Сергей Гунеев/»РИА Новости»
Багаж нулевых: какими мы запомнили двухтысячные
Лихие девяностые закончились знаменитым обращением Ельцина перед наступлением 2000 года. Им на смену пришли нулевые — более мирное и благополучное, но не менее яркое время. Именно в двухтысячные в России появился гламур и развлекательная пресса, начал распространяться интернет и достигли своего расцвета молодежные сериалы. Мы ностальгично собрали воспоминания очевидцев об этом периоде.
Игровые нулевые: компьютерные клубы и пиратские серверы
Андрей Синеокий, аспирант РНИИТО имени Вредена:
Один клуб был дорогой и цивильный с нормальными компами, автоматами с едой и охраной. Во втором была полная жопа: сидели какие-то грязные дети, играли в первый HALF-LIFE и матерились. Ну и еще студенты, конечно. Ужасные компы, накурено, все пьют «Ягуар» — самый популярный напиток того времени — и играют на пиратских серверах в Warcraft. Атмосферное место, скажем так. У меня был один знакомый оттуда, я уже не помню имени, играл за Паладина в Доте. Когда он плохо кого-то «отхилил», ему дали такого леща, что он упал со стула и порвал себе тапочек. Пришлось ему идти домой так. Чувак вообще был не очень удачливый: как-то раз за плохую игру на стене напротив клуба тиммейты написали его никнейм и слово «лох» баллончиком. Я лет пять назад проходил мимо этого клуба, и надпись все еще там была. Возможно, она и сейчас на той стене.
Владимир Бутолин, студент НИУ ВШЭ и член сообщества КиберВышка:
Клуб находился через дорогу от школы в подвале брежневской девятиэтажки, у входа всегда курили старшаки. Формально в клубе было нельзя пить и курить, но там продавались сигареты и пиво. Не знаю, почему родители не одобряли мое увлечение компьютерными играми — дома играть не разрешали, а когда узнали про клуб, то запретили ходить и туда.
Обычно мы с друзьями просили у админа «три компа на все деньги». Мы не знали точной стоимости часа, но, кажется, нам делали приличную скидку. Найти три компа рядом было сложно: все играли в Dota или Counter-Strike, для команды обязательно было пять компов в ряд.
Из-за этого в клубе регулярно происходили конфликты из-за игровых мест: старшие могли просто выгнать ребят помладше с оплаченного компа. Когда других пацанов прогоняли, они уходили из клуба. Считалось, что жаловаться «не по-мужски». Один раз и меня прогнали с уплаченного места, но я пошел к админу жаловаться. Паладином справедливости он не был и возвращать мое место не собирался, но перенес баланс на другой компьютер.
Во врем игры мы не обращали внимания ни на что вокруг. Один раз мы начали играть втроем, а закончили вдвоем. Заметили это, только когда закончилось время. В процессе мы сидели и разговаривали с пустым местом: нашего друга увел домой отец.
Макияж: блестки и свобода
Автозагар, тонкие брови, зеркальный блеск для губ, мелирование. Макияж двухтысячных был по-хорошему безумным и совершенно точно подходил времени, в которое существовал. Тренды, как это всегда бывает, задавали звезды, а повторяли обычные люди. Синие тени сначала появились на Кэмерон Диаз и Пэрис Хилтон, а уже потом закрепились на веках русских женщин.
Катя Горелова, визажист:
Мое детство и юность прошли в двухтысячные, но в силу возраста я не попробовала все, что хотелось тогда, что видела в журналах и на экране. Круто, что сейчас есть возможность заново окунуться в это время: купить ту сумку, о которой тогда мечтала, снова накрасить губы сияющим блеском, нанести бронзер. Мне вообще гораздо ближе по духу макияж того времени, чем матовые губы, скульптурирование, слишком плотный тон, пудра и сухой хайлайтер 2010-х. Лично мне по душе что-то более свежее и сияющее, словно я только вернулась из отпуска. В те годы все выглядели классно и самобытно, это читалось и в мейке, и в образе в целом. Существовал определенный тренд, но не было образов «под копирку», каждый хотел выразится по-своему, и в этом была свобода. Может, именно поэтому нам нравятся тенденции тех лет.
Лиза Зимина, студентка НИУ ВШЭ:
У моей мамы в нулевые была модная короткая стрижка и тонкие брови, как у многих тогда. Я помню ее палетку от Chanel, в которой были коричневые, светло-зеленые, сиреневые и черные тени. Черный заполнял пространство около века, а сиреневый и зеленый наносился на него спонжиком на палочке, а не кистью. Кистей тогда ни у кого не было. Еще она обожала блески для губ и кучу туши. А моя крестная красилась сиреневыми тенями.
Музыка: компакт-диски и поп-звезды
Двухтысячные — последнее десятилетие, когда музыка в России по-настоящему массово распространялась на компакт-дисках. Популярность русского рока способствует появлению рок-фестивалей — «Крылья», «Рок над Волгой», «Нашествие». Упадком поп-сцены нулевые тоже не назовешь — МакSим, ВИА ГРА, Руки Вверх!, Дима Билан и Блестящие выпускают альбомы и пользуются спросом у слушателей. Именно в двухтысячные Россия впервые выигрывает, а позже и принимает у себя Евровидение.
Настя Кочеткова, студентка ФКМД НИУ ВШЭ:
« Ранеток» можно ругать сколько угодно: сериал, группу, журнал, — но они были по-настоящему массовым культурным феноменом и оказали невероятное влияние на подрастающее поколение. Сложно вспомнить хоть одну какую-нибудь российскую рок-героиню, которая была бы девушкой и так нравилась бы девочкам. Если бы не «Ранетки», я бы, наверно, не уяснила для себя настолько прочно и глубоко, что рок играть могут все и можно заниматься тем, что тебе нравится, и не бояться осуждения. Думаю, такая рок-эстетика до сих пор во мне проступает. Ну и я уже молчу о том, что они даже «Олимпийский» собрали, когда им всем было по 19!
Когда я была во втором-третьем классе, начал выходить журнал «Ранетки». Мы тогда жили в Зеленограде, но папа нашел ларек в Москве на Петровской-Разумовской, договорился с его продавцом, раз в неделю приезжал туда и забирал журнал. Думаю, он повлиял на мой музыкальный вкус: например, именно через «Ранеток» я узнала про The Rolling Stones.
Соня Рыжкова, студентка НИУ ВШЭ:
Это был примерно 2006 год. Мама принесла домой диск с песнями Димы Билана, и я влюбилась. Почему именно Билан? У меня дома это был единственный диск с музыкой, которую пел мужчина.
Если бы тогда существовало слово «краш», то именно так бы я назвала Билана. Я просто слушала его и не могла остановиться. Прекрасно помню как мама убиралась, а из магнитофона играла музыка Билана. Я сидела на подоконнике и слушала его до тех пор, пока диск не начинался сначала. Выпытывала у мамы смысл этих песен, а она только говорила, что они «про любовь». Я не понимала, почему почти все поют про любовь — что, в жизни мало, о чем петь можно?
А потом я очень сильно маму просила сходить со мной на его концерт. Она обещала, но, я так ни разу и не была на концерте Димы Билана. К первому или второму классу любовь прошла.
В 2009–2010 году продажи альбомов на физических носителях упали — самые топовые релизы расходились тиражом в 50–100 тысяч копий. Музыка начала переходить в интернет, но 90% от ее количества составлял пиратский контент. Сейчас треки тех лет снова актуальны: например, в этом году Валерий Меладзе стал хедлайнером вышкинского выпускного, а наша редакция устраивала тематическое посвящение для стажеров и всю ночь танцевала под лучшие песни нулевых.
Журнальный бум: плакаты на стенах и интервью с t.a.T.u.
Бум развлекательной прессы в России случился и в конце девяностых — начале нулевых: после непростых 90-х люди стали жить лучше и вкладывать больше денег в одежду, технику или путешествия. Журналы про автомобили, моду и туризм приобрели невиданную ранее популярность. Глянцевые издания, такие, как знаменитый L’officiel, задавали тренды, которые тут же подхватывала аудитория. Популярность развлекательной прессы привлекала рекламодателей: именно высокая концентрация рекламы составляла основной доход таких СМИ.
Дарья Коростелева, студентка НИУ ВШЭ:
Я каждое лето ездила к бабушке и дедушке в маленький город, где из развлечений были только журналы Bravo и «Все звезды». Последний стоил слишком дорого, поэтому часто приходилось покупать только Bravo за 35–40 рублей.
В нем было много драйва, меня привлекали их иллюстрации. Из старых номеров я вырезала картинки и делала коллажи. Еще там были классные рубрики, много информации о моде и разборы луков звезд, клевые комиксы в конце. Но самая офигенная вещь — плакаты. Мне не разрешали вешать их на стены, поэтому ими были обклеены двери в моей комнате.
Игорь Попов, главный редактор журнала Bravo в России, преподаватель Школы Журналистики Игоря Попова:
Я запускал журнал Bravo в России в 2002 году, после того, как ушел из молодежного варианта «Аргументов и Фактов» — журнала «Я молодой». Изначально он был продуктом немецкого издательского дома Bauer, который выпускался в США, во Франции, в Японии, в Новой Зеландии, Польше, Германии. В 2002 году он добрался до России. Я привел с собой большую команду из бывших коллег по АиФ и моих студентов. Мы очень круто стартовали — быстро набрали хороший тираж.
Мы не могли делать интервью с актерами Голливуда, музыкантами и знаменитостями. Так что часть интервью была переводная, но мы получали их абсолютно легально от немецких партнеров. А со всеми отечественными звездами мы, конечно, разговаривали сами.
Тогда гремела группа t.a.T.u — девчонки подняли весь мир на уши. Помню, как наша журналистка Наташа Мостакова сумела выйти на группу и сделала с ними эксклюзивное интервью. Его перепечатали все другие иностранные Bravo, даже в Австралии.
Умерли ли журналы, которые создавались в нулевые? Пока рано их хоронить. Я думаю, что впереди всплеск ностальгии и любви к ретро, связанный с печатными изданиями. Человечество периодически откатывается назад: все хотят вспомнить детство, юность. Это мировая неизбежность. При этом важно признать, что пик популярности развлекательной прессы остался позади, именно в двухтысячных.
С развитием интернета закончился бум развлекательной прессы — именно туда стал уходить большой объем рекламы, много популярных изданий закрылось. Журналы еще могут пережить второе рождение, как пленочные фотоаппараты или пластинки — людям свойственно ностальгировать.
Текст: Наталья Синеокая
Фотографы: Анна Терешева, Юлия Сумкина
Редактор: Анна Терешева