кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара

Вопросы по сказке Пушкина о царе Салтане с ответами

1. В каком году Пушкин дописал сказку?
Ответ: в 1831 году

2. Где Пушкин дописал «Сказку о царе Салтане»?
Ответ: в Царском селе под Петербургом

3. Где Пушкин начал писать сказку?
Ответ: в южной ссылке в Кишиневе

4. Кто из очень важных людей лично проверял сказку перед выходом в печать?
Ответ: император Николай I

5. В каком году была впервые опубликована сказка?
Ответ: в 1832 году

6. Кто по первоначальному варианту должен был приносить золото вместо волшебной белочки?
Ответ: дерущиеся боровы

7. С каким писателем соревновался Пушкин при написании сказки?
Ответ: с Жуковским

8. Какими необычными свойствами по первоначальной задумке автора должен был обладать царский сын?
Ответ: ноги по колено в золоте, а руки в серебре

9. Как звали злых сестер царевны из сказки?
Ответ: ткачиха и повариха

10. Как звали бабушку Гвидона?
Ответ: Бабариха

11. Куда отправился царь Салтан после женитьбы?
Ответ: на войну

12. Что отправила царевна царю Салтану?
Ответ: письмо

13. Почему злые сестры навредили сестре-царице?
Ответ: потому что они завидовали ей, они тоже хотели замуж за царя

14. Куда посадили царевну с царевичем?
Ответ: в бочку

15. Кого попросил молодой царевич вынести их с матушкой на берег?
Ответ: волну/море

16. Где оказались Гвидон с матерью, когда вышли из бочки?
Ответ: на необитаемом острове

17. Как описывается взросление маленького Гвидона в бочке?
Ответ: «не по дням, а по часам»

18. Какого размера был Гвидон при рождении?
Ответ: с аршин

19. Кого родила царица по письму ткачихи и поварихи?
Ответ: «неведому зверюшку»

20. Какое дерево росло на необитаемом острове?
Ответ: дуб

21. Из чего Гвидон сделал лук для охоты?
Ответ: из ветки дуба и шелкового шнурка от нательного крестика

22. Кого спас Гвидон?
Ответ: волшебную лебедь

23. От кого Гвидон спас волшебную лебедь?
Ответ: от коршуна

24. Кем был на самом деле коршун?
Ответ: чародеем

25. Кем была на самом деле Лебедь?
Ответ: девицей

26. Что увидел Гвидон, проснувшись утром на острове?
Ответ: город

27. Кем стал Гвидон когда пришел в город на острове?
Ответ: князем

28. Кто в сказке путешествовал по свету?
Ответ: корабельщики

29. Что передавал князь Гвидон царю Салтану?
Ответ: поклон

30. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон?
ответ: Буян

31. В кого превращался Гвидон в первый, второй и третий раз?
Ответ: в комара, в муху и в шмеля

32. С какой думой на лице сидел Салтан на престоле?
Ответ: с грустной

33. Кто сидел рядом с царем Салтаном?
Ответ: ткачиха, повариха и Бабариха

34. Кто приносил доход князю Гвидону в сказке?
Ответ: белочка

35. Какую песенку пела белочка в сказке?
Ответ: во саду ли в огороде

35. Из чего состояли драгоценные орешки?
Ответ: скорлупа золотая, а ядра изумрудные

36. Куда комар укусил повариху?
Ответ: в правый глаз

37. Куда мошка укусила ткачиху?
Ответ: в левый глаз

38. Куда шмель укусил Бабариху?
Ответ: в нос

39. Под каким деревом живет белочка?
Ответ: под елью/под елкой

40. Из чего был сделан домик для белки?
ответ: из хрусталя

41. Кто охранял белочку?
Ответ: караул

42. Кто превращал Гвидона в разных насекомых?
Ответ: лебедь

43. Кого в сказке было ровно 33?
Ответ: богатыри

44. Кто был предводителем богатырей?
Ответ: дядька Черномор

45. Где жили богатыри?
Ответ: в море

46. Кем богатыри приходились царевне Лебеди?
Ответ: родными братьями

47. Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?
Ответ: месяц

48. Что горит во лбу у прекрасной царевны?
Ответ: звезда

49. Как называет себя царь Салтан, когда тётки не пускают его к Гвидону?
Ответ: дитя

50. Что сделал Салтан с предательницами?
Ответ: простил и отпустил домой

Источник

«Сказка о царе Салтане» краткое содержание сказки Пушкина – читать пересказ онлайн

кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара. 53b3f807b9dcdd8cd6af58d9e801640c. кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара фото. кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара-53b3f807b9dcdd8cd6af58d9e801640c. картинка кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара. картинка 53b3f807b9dcdd8cd6af58d9e801640c. 1. В каком году Пушкин дописал сказку? Ответ: в 1831 году

Стихотворение «Сказка о царе Салтане» Пушкина было написано в 1831 году, а опубликовано год спустя в сборнике «Стихотворения А. Пушкина». Произведение представляет собой сказку в стихах – удивительно лирическую, яркую и образную.

На нашем сайте есть возможность читать онлайн краткое содержание «Сказки о царе Салтане», а также пройти тест для проверки усвоенной информации.

Главные герои

Царь Салтан – государь, отважный воин, добрый и справедливый правитель.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, решительный, мужественный юноша.

Царевна-лебедь – прекрасная девушка, мудрая волшебница.

Другие персонажи

Царица – жена Салтана, добрая, любящая и терпеливая женщина.

Ткачиха и повариха – злые сестры царицы, которые из зависти к ней совершают подлые поступки.

Сватья баба Бабариха – такая же злая и завистливая, как и сестры царицы.

Краткое содержание

Три сестры собираются вечером за рукоделием и обсуждают свою мечту – выйти замуж за царя. В случае женитьбы на царе первая сестра обещает «на весь крещеный мир» приготовить угощения, вторая – наткать полотна для всех людей, а третья – мечтает родить богатыря «для батюшки-царя».

В горницу входит царь Салтан, который все это время стоял под окном и подслушивал. Он предлагает младшей сестре выйти за него замуж и родить богатыря «к исходу сентября». Двум другим сестрам государь также предлагает последовать во дворец, но только в качестве ткачихи и поварихи.

Поскольку «в те поры война была» царь был вынужден покинуть свою молодую жену и отправиться на поле битвы. В положенное время царица рожает сына и посылает гонца с радостной вестью к государю. Вот только ткачиха с поварихой, снедаемые жгучей завистью, «извести ее хотят». Они меняют гонца и пишут царю, что царица родила «не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку».

Узнав такую новость, царь приходит в буйство, но, успокоившись, отдает приказ – «Ждать царева возвращенья для законного решенья». Такое решение не устраивает злых сестер, и они гонцу «суют грамоту другую», в котором царь приказывает боярам царицу с младенцем «тайно бросить в бездну вод».

Мать с ребенком сажают в большую бочку, заколачивают и скидывают ее в бескрайнее море. Царица горько плачет над своей судьбой, а между тем ребенок растет «не по дням, а по часам». Она просит волну не губить их, а выплеснуть на сушу. Волна послушно выносит бочку на берег, и царица с царевичем оказываются на свободе.

На острове подросший царь Гвидон решает поохотиться. Он сооружает лук и стрелы, и отправляется «на край долины у моря искать дичины». Подойдя к морю, он слышит чей-то стон и видит, как «бьется лебедь средь зыбей», спасаясь от цепких когтей коршуна. Недолго думая, Гвидон убивает хищную птицу метким выстрелом. Спасенная лебедь благодарит отважного юношу и обещает непременно сослужить ему службу.

Оставшись без ужина, царица с царевичем ложатся спать голодными, но поутру они видят прекрасный белокаменный город, которого еще вчера отродясь здесь не бывало. В новоявленном городе «царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой». Он понимает, что здесь не обошлось без его лебедя.

Моряки, в очередной раз проплывая мимо уединенного острова, не могут надивиться – на некогда пустом месте неожиданно стоит «город новый златоглавый». Они пристают к берегу и знакомятся с гостеприимным князем Гвидоном. Узнав, что купцы родом из царства «славного Салтана», он передают привет царю.

Опечаленный, гуляет молодой князь по берегу. Появляется лебедь, и, узнав, что Гвидон скучает по отцу, превращает его в комара и тот вместе с моряками отправляется к себе на родину.

Салтан расспрашивает путешественников об их приключениях, и те наперебой начинают рассказывать об удивительном городе и их правителе. Царь мечтает посетить чудесный город, но «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» не хотят его отпускать. Они рассказывают ему об истинной диковинке – белке, что грызет золотые орешки, да танцует под елью. Злой комар жалит тетку «прямо в правый глаз».

Вернувшись домой, князь Гвидон делится своей мечтой с лебедью, и та вмиг ее осуществляет – под елью появляется белка с золотыми орешками.

Спустя время купцы вновь приглашают Салтана посетить остров, в котором они увидали редкое чудо – танцующую белку, что грызет золотые орешки. Воодушевленный, царь вновь собирается в дорогу, но «усмехнувшись исподтиха, говорит царю ткачиха», что настоящим чудом является грозный Черномор и его тридцать три богатыря, что выходят из пенных морских вод. Гвидон, в этот раз превращенный в муху, садится тетке на левый глаз, и та сразу же кривеет.

Князь рассказывает об услышанном чуде лебеди, и на острове появляются богатыри вместе с дядькой Черномором, которые отныне будут охранять славный город Гвидона.

Моряки в очередной раз рассказывают Салтану обо всех чудесах белокаменного города. Но желание царя побывать там перебивает Бабариха, которая делится с ним народной молвой, согласно которой есть на свете такая прекрасная царевна, «что не можно глаз отвесть». Гвидон, которого лебедь превратила в шмеля, жалит нос Бабарихи и улетает прочь.

Юный князь делится с лебедью своей печалью – он мечтает создать семью, но своей невестой он видит лишь чудесную царевну, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Тут лебедь, «взмахнув крылами», превращается в прекрасную девушку. Обрадованный Гвидон ведет невесту «к милой матушке своей», та их благословляет и они играют пышную свадьбу.

Узнав от купцов о прекрасной царице, царь Салтан отправляется на остров. Его встречает князь Гвидон, и царь никак не может налюбоваться всеми красотами и чудесами удивительного города. Увидев же свою жену, он не верит своим глазам, и молит ее и сына о прощении. На радостях Салтан не наказывает злых сестер, а отпускает их домой, и закатывает пир на весь мир.

Заключение

Сказка А. С. Пушкина учит детей добру, справедливости, прощению. Правильные выводы помогают сделать персонажи, которые четко разделены на позитивных и негативных.

Краткий пересказ «Сказки о царе Салтане» пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Источник

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара. cropped child4. кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара фото. кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара-cropped child4. картинка кому и в какой глаз впился князь гвидон в образе комара. картинка cropped child4. 1. В каком году Пушкин дописал сказку? Ответ: в 1831 году

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Ответы к стр. 110 — 120

? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?

Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.

Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?

Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.

? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле?

Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».

? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?

Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.

Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.

С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.

Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?

Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.

Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?

— Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев волшебных сказок.
— Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
— Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.

? Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как ц
аревич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.

• С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями.

• Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы.

— Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком.

Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).

? Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.

• С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.

• Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.

Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость.

Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.

Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.

Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки.

Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?

Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.

Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.

Итак, в конце сказки зло побеждено, царь Салтан признаёт свою жену и сына. Однако злым бабам, после того как «…во всём они признались, // Повинились, разрыдались», никто не мстит: «Царь для радости такой // Отпустил всех трёх домой».

Теперь, после подробного разбора сказки, можно утверждать, что князь Гвидон – настоящий герой волшебной сказки: волею судьбы он оказывается вне дома, но с раннего возраста обладает необычными чертами: растёт «не по дням, а по часам», силы природы подчиняются ему, на его пути встречаются трудности и препятствия, которые он преодолевает. С Гвидоном происходят чудесные превращения. Гвидон, в конце концов, побеждает зло и несправедливость. Безусловно, за время своих приключений и благодаря общению с волшебным миром он становится поумневшим и повзрослевшим.

Источник

Тайная идея сказки о царе Салтане

Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Анализ названия сказки.

В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.

Рассмотрим имена персонажей.

Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.

Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.

Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».

Образы главных героев.

Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»

Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»

Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….

Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»

Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».

Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.

«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.

Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа

«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»

«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.

«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.

Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»

Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.

Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».

Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *