кому должна россия внешний долг 2020 каким странам
Отправить по почте
Структура долга
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2021 гг.)
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2021 года
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2021 года
Дата публикации: 23.09.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2021 года
Дата публикации: 18.08.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2021 года
Дата публикации: 16.07.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2021 года
Дата публикации: 17.06.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2021 года
Дата публикации: 13.05.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года
Дата публикации: 15.04.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2021 года
Дата публикации: 12.03.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2021 года
Дата публикации: 16.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года
Дата публикации: 11.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 декабря 2020 года
Дата публикации: 15.12.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2020 года
Дата публикации: 20.11.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2020 года
Дата публикации: 26.10.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2020 года
Дата публикации: 22.09.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2020 года
Внешний долг России
Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права. В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений. В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.
Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.
Информация обновлена 21.01.2021 года.
Как в РФ появился внешний долг
В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.
На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.
С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.
В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.
К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.
В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.
Как выплачивался долг СССР
План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.
Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.
Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.
После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.
России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.
Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.
В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.
Внешняя задолженность РФ в 2019 году
С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.
В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.
Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:
На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.
Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами
По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.
Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.
Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.
Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.
Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ
Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.
А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.
Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:
Страна | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Австралия | 38,74 | 36,12 | 34,18 | 32,24 |
Беларусь | 49,63 | 47,49 | 46,12 | 43,22 |
Канада | 81,16 | 78,68 | 74,41 | 74,26 |
Китай | 57,56 | 60,45 | 63,05 | 65,45 |
ЕС | 76,76 | 74,63 | 72,41 | 70,16 |
Россия | 19,95 | 20,01 | 20,14 | 20,35 |
Украина | 71,68 | 66,92 | 63,05 | 59,37 |
Великобритания | 85,18 | 84,52 | 83,62 | 82,51 |
США | 111,26 | 113,12 | 115,23 | 116,87 |
Япония | 232,29 | 231,43 | 230,71 | 229,65 |
Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.
Состояние долга России на сегодня
В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:
Категория долга | млн долларов США |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 56 478,0 |
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба | 349,5 |
Задолженность многосторонним кредиторам | 473,8 |
Долги по внешним облигационным займам | 38 257,7 |
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в: | |
2022 году | 2 000,0 |
2023 году | 3 000,0 |
2025 году | 2 148,1 |
2026 году | 3 000,0 |
2027 году | 920,6 |
2027 году | 2 404,6 |
2028 году | 2 499,9 |
2029 году | 3 000,0 |
2030 году | 2 250,1 |
2035 году | 4 000,0 |
2042 году | 3 000,0 |
2043 году | 1 500,0 |
2047 году | 7 000,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 2,7 |
Прочая задолженность | 22,6 |
Госгарантии РФ в инвалюте | 17 679,7 |
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.
Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.
Комментарии: 20
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Отправить по почте
Структура долга
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2021 гг.)
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2021 года
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2021 года
Дата публикации: 23.09.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2021 года
Дата публикации: 18.08.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2021 года
Дата публикации: 16.07.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2021 года
Дата публикации: 17.06.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2021 года
Дата публикации: 13.05.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года
Дата публикации: 15.04.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2021 года
Дата публикации: 12.03.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2021 года
Дата публикации: 16.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года
Дата публикации: 11.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 декабря 2020 года
Дата публикации: 15.12.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2020 года
Дата публикации: 20.11.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2020 года
Дата публикации: 26.10.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2020 года
Дата публикации: 22.09.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2020 года
В сухом достатке
Минфин отмечает, что важен не только общий объем госдолга, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также важна сбалансированная структура долга без пиков платежей.
Россия подошла к испытаниям 2020 года с рекордно низким госдолгом и хорошей репутацией у инвесторов, готовых кредитовать российское государство по низким ставкам. Это позволило свести к минимуму использование резервов из Фонда национального благосостояния: на финансирование дефицита бюджета из него было перечислено лишь 290 млрд рублей. За счет зачисления в ФНБ нефтегазовых доходов предыдущего года, приобретения акций Сбербанка и валютной переоценки объем фонда за 2020 год, несмотря на кризис, вырос с 7,77 трлн до 13,55 трлн рублей. Это подушка на «черный день».
До прошлого года цифра 20% ВВП публично обсуждалась как нежелательная для пересечения, но это не какая-то объективная граница, категория безопасного уровня долга многомерна и очень условна, говорит замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, и после очень крупных заимствований 2020-2021 годов.
В основном госдолг в 2020 году увеличился за счет внутреннего долга (программа государственных внутренних заимствований была перевыполнена более чем в 3,5 раза). Внешний госдолг вырос лишь на 1,9 млрд долларов (до 56,8 млрд долларов), но из-за ослабления национальной валюты его рост в рублевом эквиваленте оказался гораздо более существенным (+800 млрд руб.).
Обслуживание госдолга обошлось бюджету в 2020 году в 784 млрд рублей, что на 53 млрд рублей, или на 7,3%, больше расходов за предыдущий год. Стоимость обслуживания долга выросла бы значительно больше, если бы не снижение доходностей облигаций федерального займа вслед за ключевой ставкой Банка России.
Из новых тенденций, требующих внимания, в АКРА выделяют рост доли расходов на обслуживание долга, чувствительных к колебаниям процентных ставок: доля долга с плавающими процентными ставками существенно увеличилась, этот инструмент заимствований оказался основным в 2020 году и, вероятно, будет играть заметную роль в 2021-м. Около четверти прямого госдолга России к концу 2020 года имело плавающий купон, что при текущих ставках соответствует
0,2% ВВП в составе ежегодных расходов на обслуживание госдолга, приближающихся к 1,2% ВВП.
При условии, что бюджетное правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов, будет, как и планируется, в полном объеме возобновлено после 2021 года, движение уровня госдолга от 22% ВВП значимо вверх стоит ожидать лишь в периоды проведения антикризисной контрциклической политики, подобные 2020-2021 годам. В обычные же годы его динамика будет очень инерционной, прогнозирует Дмитрий Куликов. Наконец, учитывая ликвидные финансовые активы, которыми располагает государство (в ФНБ и за его пределами), чистый долг в разных определениях будет ближе к 10% ВВП, заключает аналитик.
Госдолг России превысил 20,4 трлн рублей
Государственный долг России к 1 июля превысил 20,4 трлн рублей. Это следует из оперативного доклада Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2021 года.
«По предварительным данным, за первое полугодие 2021 года государственный долг Российской Федерации увеличился на 1 трлн 483 млрд 105,4 млн рублей, или на 7,8%, и по состоянию на 1 июля 2021 года составил 20 трлн 423 млрд 507,6 млн рублей (17,7% прогнозируемого объема ВВП)», — говорится в докладе.
Объем государственного внутреннего долга РФ увеличился на 1 трлн 435 млрд 234,1 млн рублей, или на 9,7%, и составил 16 трлн 186 млрд 672,1 млн рублей, или 88,4% верхнего предела государственного внутреннего долга России (18 трлн 315 млрд 272,3 млн рублей). Его доля в общем объеме госдолга РФ увеличилась с 77,9% до 79,3%.
Государственный внешний долг РФ по состоянию на 1 июля 2021 года составил 58 млрд 542,2 млн долларов США (81,3% верхнего предела государственного внешнего долга РФ в размере 72 млрд долларов США) и за январь — июнь 2021 года увеличился на 1 млрд 839,3 млн долларов США, или 3,2%. В рублевом эквиваленте государственный внешний долг на 1 июля 2021 года увеличился на 47 млрд 871,4 млн рублей, или на 1,1%, и составил 4 трлн 236 млрд 835,5 млн рублей.
Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга РФ за январь — июнь 2021 года составили 506 млрд 60,2 млн рублей, или 42% показателя сводной росписи, из них: расходы на обслуживание государственного внутреннего долга — 434 млрд 521,1 млн рублей (41,6% показателя сводной росписи), внешнего долга — 71 млрд 539,1 млн рублей (45,1%), или 964,6 млн долларов США.
Увеличение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга на 166 млрд 546,6 млн рублей, или на 62,2%, в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го ведомство связывает с увеличением государственного внутреннего долга по ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ.
«Уменьшение в первом полугодии 2021 года расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 10 млрд 227,8 млн рублей (на 12,5%), или на 147,1 млн долларов США (на 13,2% в долларовом эквиваленте), связано, главным образом, с погашением в 2020 году (выплатой последнего купонного платежа и дисконта) облигаций внешних облигационных займов выпуска № 12840044V (Россия – 2020), а также с уменьшением в 2021 году расходов на обслуживание облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации выпуска № SK-0-CM-128 (Россия-2030), что предусмотрено соответствующим графиком платежей», — сказано в докладе.