комиссия по 223 фз сколько человек какая статья в 2020 году
Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ
Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.
Комиссия по закупкам: как назначается
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.
Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.
Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).
Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.
Состав комиссии и полномочия ее участников
Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.
Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:
При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).
Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.
Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности
Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.
Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.
Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:
Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.
Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:
Документальное оформление работы закупочной комиссии
Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.
Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:
В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:
Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.
Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.
Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:
Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.
Ответственность членов комиссии
Ответственность за результаты работы закупочной комиссии прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Что качается положений КоАП, то здесь не предусмотрены меры ответственности, которые могут распространяться на членов комиссии.
Нормы административного права распространяются только на само юрлицо, которое работает в рамках 223-ФЗ.
Таким образом, 223-ФЗ не содержит требований к формированию закупочной комиссии, четко установленных норм в отношении ее состава и полномочий. Регулируется работа закупочной комиссии положением о закупке, приказом о создании комиссии и положением о ее работе. Закупочная комиссия представляет собой орган, целью которого является оптимизация и наиболее эффективная реализация закупочных мероприятий.
Закупочная комиссия по 223-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Закупочная комиссия по 223-ФЗ ― это команда, собранная заказчиками при проведении конкурсных госзакупок. Участвует в подготовке документации, проверяет соответствие заявок, формирует разъяснительные документы. Влияет на ход конкурса, может принять решение о переторжке или уторговывании, а также проводит переговоры с победителем.
Закупочная комиссия состоит из председателя, заместителя, секретаря и остальных участников. Законодательных требований к составу нет, заказчики устанавливают их самостоятельно.
Как назначают закупочную комиссию
В 223-ФЗ прямых указаний о создании и правилах создания комиссии нет. Но в статье 447 ГК РФ указано, что победителем конкурса становится участник, выбранный группой. Поэтому она является обязательной при проведении конкурса.
Заказчик самостоятельно разрабатывает регламент создания экспертной команды и требований к ее членам. Сюда могут входить образование, опыт, занимаемая должность, а также количество человек.
Допускается создание нескольких команд с разными целями. Например, закупка ТМЦ, заказ исследовательских работ и для иных нужд. Также группы могут специализироваться на видах госзакупок. Одна для конкурсных, другая для аукционов и т. д. Собирать команду можно для разового сопровождения одной госзакупки или функционирующую на постоянной основе.
Состав и возможности закупочной комиссии по 223-ФЗ
В состав можно включить сотрудников компании и третьих лиц. Первые работают согласно трудовому контракту, другие — по специально заключенному договору, в котором прописаны их обязанности, права и ответственность.
В каждой команде традиционно есть следующие члены:
Если принятие решений осуществляется голосованием, то рекомендуется включать в состав нечетное количество человек. Они должны обладать соответствующим образованием. Желательно иметь опыт участия в закупках как со стороны заказчика, так со стороны поставщика, уметь работать с программным обеспечением, например, знать функциональность торговой площадки, сервис «Астрал.Тендер». Стоит включить в состав активных членов и запасных, которых можно будет при необходимости привлечь на замену.
Как работает закупочная комиссия: функции и обязанности
Цель закупочной группы ― определить победителя, с которым заказчик подпишет договор. Для реализации поставленной задачи выполняются следующие действия:
Заказчик может наделить членов дополнительными правами:
Собрать команду можно до того, как закупка активирована и в процессе ее реализации. Права и обязанности необходимо прописать в нормативно-правовых актах: приказах, распоряжениях, инструкциях и в иных организационных документах.
Рабочая документация для закупочной команды
Возможность создания группы должна быть зафиксирована в Положении о закупках. Затем составляют приказ о создании. Дополнительно, но не обязательно, можно разработать Положение о порядке работы. Поскольку типовой формы по 223-ФЗ нет, за основу можно взять положение по 44-ФЗ.
В документах необходимо указать:
Все принимаемые решения оформляются протоколом. Их необходимо подписать и опубликовать в ЕИС не позднее чем на 3 день. В итоговой записи дополнительно указывают победителя. Документы должны быть подписаны ЭЦП для торгов, которая должна быть у всех членов. Протоколы хранятся заказчиком на протяжении 3 лет.
Заключение
Несмотря на отсутствие четких нормативов, закупочная группа необходима для проведения конкурсных закупок. Она создается для эффективного, безошибочного и быстрого проведения мероприятия. Ее работа регулируется Положением, которое может быть составлено по 44-ФЗ.
Закупки по 223‑ФЗ в 2021 году
эксперт в сфере закупок, преподаватель в области госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Про особенности закупок в рамках 223-ФЗ: кто и как по нему работает, что важно знать для участия. Начинающим заказчикам и поставщикам
Кто работает по 223-ФЗ
По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):
Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.
Особенности закупок по 222-ФЗ
При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке, ее осуществление в рамках 223-ФЗ является правом заказчика, а не обязанностью. В противном случае заказчик обязан осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном нормами 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.
Преимущества применения 223-ФЗ для заказчика
Положение о закупке в рамках 223-ФЗ
Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 223-ФЗ), где подробно прописан порядок и все этапы осуществления закупок:
Положение публикуют в ЕИС в течение 15-ти дней после утверждения.
Положение о закупке конкретного заказчика содержит в том числе:
Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.
Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности
В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные закупки.
Конкурентными способами закупок являются:
Неконкурентные способы закупок также указаны в Положение о закупке, при проведении которых заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается то, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1057–1061 ч.2 Гражданского кодекса РФ, и не накладывает на заказчика обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса РФ. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.
В рамках 223-ФЗ Заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламентация возможности направления дозапроса, порядок направления запроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.
Особенности участия в закупках по 223-ФЗ
Заказчики вправе размещать закупки на более чем 100-та электронных торговых площадках. Большинство из них требуют плату за аккредитацию на участие в закупке или покупку абонемента на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.
Важно: участие в закупках для субъектов СМП бесплатно! При этом фиксированная плата взымается исключительно с победителя закупки и составляет 1% от НМЦК, но не более фиксированной суммы, которая устанавливается оператором ЭТП:
— 4600 руб. без НДС
— 4300 руб. без НДС
— 5000 руб. без НДС
Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с Положением о закупках.
Обеспечение договора/заявки в рамках 223-ФЗ
Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечение заявки при НМЦК закупки менее 5-ти млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях, если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.
Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. При осуществлении конкурентной закупки с участием СМП денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с 44-ФЗ.
Участники закупок, преференции по 223-ФЗ
Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон 223-ФЗ предусматривает ряд преференции для отдельных участников:
Защищены ли права участников закупок
Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.
Жалоба подается в случаях, когда:
Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматриваются в течение 7-ми рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение одного месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Такая жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок. После окончания срока подачи заявок обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки, может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке.
Подробнее о процессе обжалования действий заказчика, а также алгоритмах рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 223-ФЗ рассказывает эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Комиссия по 223 фз сколько человек какая статья в 2020 году
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2020 г. № ИА/55057/20 “По вопросу законности квалификации действий закупочной комиссии по необоснованному допуску лица к участию в закупке по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом в субъектный состав лиц, в чьих действиях возможно выявление нарушений, подпадающих под пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, входит исключительно заказчик, как юридическое лицо.
На основании вышеизложенного, в случае выявления в действиях заказчика (закупочной комиссии) нарушения требований Закона о закупках, выразившихся в неправомерном допуске/отказе в допуске участнику к участию в обжалуемой закупке, такие нарушения целесообразно устанавливать в действиях (бездействии) заказчика.
Кроме того, при квалификации действий, связанных с неправомерным допуском/отказом в допуске участнику (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП), следует иметь в виду, что субъектом такого административного правонарушения является как юридическое лицо (заказчик), так и должностные лица, осуществляющие полномочия членов закупочной комиссии.
Также ФАС России обращает внимание, что действующая редакция КоАП позволяет одновременно привлекать к административной ответственности не только заказчика (как юридическое лицо), но и соответствующих должностных лиц, осуществляющих полномочия членов закупочной комиссии на основании статьи 2.4 КоАП.
Обзор документа
КоАП позволяет одновременно привлекать к административной ответственности за неправомерный допуск/отказ в допуске к закупке по 223-ФЗ не только заказчика (как юрлицо), но и должностных лиц, осуществляющих полномочия членов закупочной комиссии.
Как составить приказ о создании комиссии по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Приказ о комиссии по госзакупкам — это распоряжение о создании и составе специального органа, регулирующего закупочную деятельности заказчика.
Суть распоряжения
Закупочная деятельность каждого заказчика осуществляется при помощи специально создаваемой комиссии. В ее задачи входит контроль над проведением конкурентных процедур госзаказа.
В органы по закупкам (ЗК) включают минимум пять человек, каждому из которых необходимо получить специализированное образование или пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области госзакупок. Главное условие — среди членов закупочного отдела есть специалисты с определенными навыками и компетенциями, способствующими в определении поставщиков (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Деятельность ЗК регламентируется статьей 39 Федерального закона №44. В процессе своей работы члены ЗК руководствуются Гражданским и Бюджетным кодексами, действующим законодательством в области закупок и иными подзаконными нормативами.
Перед началом закупок руководитель в специальном приказе назначает членов ЗК. Формат и содержание распоряжения не закреплены в действующих нормативно-правовых актах. Заказчик самостоятельно принимает решение, какие положения включать в указ. Обязательно закрепите следующие моменты:
Ответственность за формирование распорядительного документа во многих организациях лежит на контрактном управляющем. Утверждает распоряжение руководитель учреждения.
Виды распоряжений
Помимо указов о единой ЗК, заказчики выпускают и распоряжения о создании органа по отдельным видам конкурентных процедур (ч. 3 ст. 39 44-ФЗ):
Иногда для более эффективного проведения процедуры заказчик назначает ЗК на определенный тендер или каждую отдельную закупку. Для этого издают приказ о создании конкурсной комиссии (аукционной, котировочной и т. д.). Единая ЗК проводит заказы, которые не имеют специфических свойств. Если же у приобретаемых товаров, работ или услуг есть особые характеристики, рекомендуется создавать ЗК, члены которой обладают специальными знаниями и компетенциями в области закупаемой продукции. Например, при осуществлении госзаказа на приобретение произведений искусства включите в отдел экспертов в профильной сфере. Они смогут объективно оценить предложения участников торгов.
Порядок составления по 44-ФЗ
Указ составляется в свободной форме. Содержание документа зависит от конкретных потребностей заказчика. Ответственному сотруднику необходимо:
Распоряжение выпускают до начала проведения торгов (ч. 2 ст. 39). Документ подписывает руководитель учреждения. Все члены расписываются и подтверждают, что они ознакомлены с содержанием указа.
Используйте в работе образец приказа о создании единой комиссии по закупкам по 44-ФЗ — подставьте в шаблон персональные сведения организации.
о создании единой комиссии по осуществлению закупок
__________________ (наименование заказчика)
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
1. Создать единую комиссию по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений, проводимых в электронной форме (далее — единая комиссия), для нужд ___________________ (наименование заказчика).
Установить следующий состав единой комиссии.
Председатель единой комиссии:
Заместитель председателя единой комиссии:
Члены единой комиссии:
2. Определить порядок работы единой комиссии согласно утвержденному положению (приложение № 1 к приказу № ___ от __________2020 г.).
3. Ознакомить председателя, заместителя председателя и членов единой комиссии с данным приказом под подпись.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Правила по 223-ФЗ
Если заказчик работает по Федеральному закону №223, он составляет отдельное распоряжение. Унифицированный бланк указа не предусмотрен. Правила составления аналогичны документам по ФКС. Укажите в тексте:
В этом же распоряжении утвердите и положение о ЗК. Подпишите указ у руководителя и дайте ознакомиться под подпись всем участникам ЗК. Вот так выглядит образец приказа о создании комиссии по закупкам по 223-ФЗ, распоряжения о создании закупочного отдела по процедурам составляем по той же схеме.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.