комиссия банка на какой счет расходов отнести
Учет расходов на услуги банков
Всем организациям обязательно приходится иметь дело с кредитными учреждениями. Банк оказывает услуги, имеющие отношение к финансам, и за эти услуги нужно платить. Компания несет постоянные расходы на банковские операции.
Какие именно траты можно счесть такими расходами? Как правильно отражать их в бухгалтерском учете? Как они учитываются для налогообложения? Какими проводками при этом пользоваться? Подробно разъясняем ниже, а также рассмотрим, как правильно решаются конкретные вопросы, связанные с квалификацией банковских комиссионных за самые популярные услуги, оказываемые юридическим лицам.
Вопрос: Как отражается в учете организации оплата услуг банка за ежемесячное перечисление денежных средств с расчетного счета организации на банковские счета работников при выплате заработной платы?
В соответствии с коллективным договором заработная плата перечисляется на банковские счета работников. Стоимость услуг банка по перечислению денежных средств при выплате заработной платы в текущем месяце, согласно акту приемки-сдачи оказанных услуг, составила 7 000 руб.
Посмотреть ответ
От чего зависят финансовые отношения с банком
Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:
Вопрос: Можно ли застройщику при УСН учесть расходы на услуги банка по отправке договора долевого участия в Росреестр?
Посмотреть ответ
Оплачиваемые банковские услуги
Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2017 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:
Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.
Особенности взимания платы за банковские услуги
Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.
К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.
В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:
Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.
Бухгалтерские проводки платежей за банковские услуги
При осуществлении бухучета комиссии за банковские операции отражаются в нем следующими проводками:
Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий
Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.
Какие это расходы: прочие или внереализационные?
К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).
ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.
Сложности кредитования
Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).
Проведение оплаты за покупку активов
Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?
Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:
Обслуживание зарплатных карточек
Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:
Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком
Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).
Списание комиссии банка: проводки
При открытии банковского счета между кредитной организацией и клиентом заключается договор обслуживания, в котором оговариваются тарифы.
Договор предусматривает право банков изменять комиссию в одностороннем порядке, уведомив клиента о новых тарифах.
Виды банковских комиссий
Наиболее распространенными видами банковских вознаграждений являются:
Комиссия за РКО и ДБО устанавливается фиксированной суммой и в некоторых кредитных организациях взимается как абонентская плата даже при отсутствии операций по счету.
Вознаграждение за проведение платежей чаще всего устанавливается в фиксированной сумме за каждый платеж и только при переводе денег в другой банк.
За выдачу наличных и за эквайринг — устанавливается как процент от суммы денежных средств.
Все вышеперечисленные услуги кредитных организаций не облагаются НДС. Но, помимо этого, банки предоставляют услуги, облагаемые НДС: инкассация, сопровождение кредитной линии, предоставление депозитарных ячеек или СМС-информирование.
Бухгалтерские проводки по банковским комиссиям с НДС и без НДС целесообразно учитывать на разных счетах учета.
Списание комиссии банка: проводки
Банковские комиссии без НДС в бухгалтерском учете отражают на счете 91.2 — прочие расходы в момент списания. Как правило, банки самостоятельно списывают причитающиеся ему вознаграждения со счета клиента, а бухгалтеру остается проверить соответствие списанных денежных средств фактическим операциям и действующим тарифам.
Проводки по учету вознаграждений без НДС оформляются проводкой Д 91.02 К 51 на основании выписки, дата списания соответствует дате выписки.
Учет банковских расходов при УСНО
Автор: Тарасова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Деятельность любого хозяйствующего субъекта в настоящее время не обходится без взаимодействия с кредитными учреждениями. Причем спектр банковских услуг для бизнеса не ограничивается лишь обслуживанием расчетного счета (кредиты, депозиты, гарантии – все эти услуги также предоставляет банк). Но это взаимодействие влечет за собой дополнительные расходы, поскольку банки за свои операции и услуги взимают определенную плату (фиксированную или проценты). Большинство из этих платежей налогоплательщики, исчисляющие «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами, могут беспрепятственно включить в налоговую базу. Но есть и те, которые опасно включать в налоговую базу.
Буква закона
На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях применения УСНО разрешено учесть проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.
Казалось бы, такая формулировка налоговой нормы позволяет «упрощенцам» учесть при налогообложении любые суммы, уплаченные банку. На самом деле нет. Несмотря на то, что в вышеназванной норме не приведен четкий перечень банковских услуг, плату за которые можно признать в расходах при УСНО, «упрощенцы» могут признать лишь расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. На этот важный нюанс в признании банковских расходов чиновники Минфина указали еще в Письме от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229.
Виды разрешенных банковских расходов
Перечень услуг, оказываемых кредитной организацией конкретным организациям или ИП, определяется соответствующим договором. В нем определяются стоимость банковских услуг (включая процентные ставки по кредитам и вкладам), сроки их выполнения, ответственность сторон за нарушение обязательств, а также порядок расторжения и другие существенные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 30 Закона № 395-1).
Как правило, каждая кредитная организация (банк) устанавливает свои конкретные ставки по каждой операции. Иногда стоимость банковских услуг предлагается определенным пакетом согласно тарифному плану, выбранному клиентом. В некоторых случаях с клиентов может взиматься разово фиксированная плата, например, плата за открытие расчетного счета. Далее им придется платить за ежемесячное обслуживание (чаще всего – фиксированную сумму, реже – расчетную, величина которой зависит от оборота средств по счету). За возможность работать с банковским счетом через программу «Клиент-Банк» банки тоже взимают плату с организаций и ИП. И, наконец, перевод денежных средств контрагентам или же сотрудникам (например, заработную плату), скорее всего, будет облагаться определенной комиссией.
К разрешенным для целей применения УСНО банковским расходам относятся прежде всего затраты, обусловленные проведением банковских операций, поименованных в ст. 5 Закона № 395-1 (см. схему). Отметим: в названной статье приведен закрытый перечень банковских операций. В то же время есть ст. 29 Закона № 395-1, которая разрешает кредитным организациям взимать комиссионные вознаграждения за совершение отдельных операций по соглашению с клиентами.
* С 1 октября 2019 года операции по выдаче банковских гарантий будут считаться сделками. Эта корректировка произведена Федеральным законом от 26.07.2019 № 249-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Помимо перечисленных основных операций банки вправе осуществлять также сделки, за совершение которых может взиматься плата (ст. 5 Закона № 395-1) (см. схему). Эти платежи «упрощенцы» на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ тоже могут включить в налоговую базу по УСНО. Подчеркнем: перечень банковских сделок является открытым, так как в ст. 5 Закона № 395-1 содержится фраза о праве кредитных организаций осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание: В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля, в частности, являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. При этом уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам (п. 3 Информационного письма Банка России от 31.03.2005 № 31). Поэтому плата уполномоченному банку за осуществление функций агента валютного контроля может учитываться в составе расходов при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229).
Обобщим сказанное. В целях применения УСНО можно учесть расходы, которые понесены при оплате всех вышеперечисленных операций и сделок. Все иные траты, возникающие в ходе взаимодействия с банками, не упомянутые в ст. 5 Закона № 395-1, включать в налоговую базу по УСНО рискованно. Подробнее об этих тратах мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок признания банковских расходов в налоговом учете.
Правила признания банковских расходов в налоговой базе
Любые расходы, признаваемые при УСНО, должны быть экономически оправданными. То есть они должны быть понесены в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К примеру, если не будет представлено доказательство использования полученных кредитных средств в целях предпринимательской деятельности, то стоимость банковских расходов по таким кредитам, скорее всего, будет исключена из налогообложения (см. Постановление АС УО от 08.07.2016 № Ф09-7085/16 по делу № А76-16749/2015).
Еще одно общее требование при признании расходов – их документальное подтверждение. Кредитные организации в большинстве своем отдельные документы по оказанным ими услугам не выставляют. Взаимодействие с банками чаще всего происходит в удаленном режиме, поэтому все возможные документы – платежные поручения, ордера или требования – владелец счета может распечатать из «личного кабинета». Наряду с указанными документами подтвердить обозначенные затраты можно также самим договором обслуживания банковского счета, в котором, как правило, приводятся утвержденные банком тарифы по обслуживанию.
Обратите внимание: при смене объекта налогообложения «доходы» на «доходы минус расходы» «упрощенцы» не могут учесть расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов. Об этом сказано в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
При этом проценты по банковскому кредиту, перечисленные после перехода на объект налогообложения «доходы минус расходы», можно включить в налоговую базу, если кредит был взят на цели, связанные с ведением предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 29.01.2019 № 03-11-11/4867).
По общему правилу расходы в виде платы за услуги банков «упрощенцы» признают в полной сумме в момент погашения обязательств по их уплате (пп. 9 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть на дату фактического списания тех или иных сумм с расчетного счета организации или ИП.
ООО применяет УСНО («доходы минус расходы»). В августе 2019 года ООО открыло в банке дополнительный расчетный счет. Согласно условиям и тарифам, предусмотренным договором, за открытие счета банк взимает единовременную плату в размере 2 000 руб. Она была внесена 5 августа. Кроме того, договором предусмотрен ежемесячный платеж за банковское обслуживание счета в размере 700 руб.
Оба платежа являются фиксированными. Первый ООО отразило в КУДиР по состоянию на 05.08.2019. Второй – будет ежемесячно отражать в КУДиР на последнюю дату месяца.
В КУДиР общество сделает следующие записи.
Дата и номер документа
Содержание операции
Доходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
Расходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
05.08.2019,
ПП № 178 от 05.08.2019
Отражена в расходах плата за открытие расчетного счета
Учет прочих расходов НКО в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Каждая некоммерческая организация, равно как и коммерческая, в своей деятельности сталкивается с прочими расходами, такими как расходы на услуги банка, штрафные санкции, расходы по возмещению убытков и пр. О том, как отражать такие расходы в учете некоммерческих организаций мы и поговорим сегодня в нашей статье.
Отражение в учете НКО расходов на услуги банка
Начнем, пожалуй, с банковских расходов, с которыми ежедневно сталкивается любая организация.
Банк – коммерческая организация и за свои операции взимает плату. К таким операциям относятся, например, обслуживание расчетного счета, проведение платежного поручения, пересчет наличных, предоставление заверенных копий документов и пр. Кредитное учреждение в рамках договора банковского счета сразу спишет комиссию за проведение операции с расчетного счета. Организации не придется для этого делать никаких дополнительных действий, и списанная банком комиссия найдет свое отражение в банковской выписке.
Сегодня практически все организации получают банковские выписки электронно в системе Клиент Банк. Далее в программе 1С: Бухгалтерия можно действовать двумя способами:
1) Отразить операции по выписке в ручном режиме;
2) Загрузить выписку с помощью файла, сформированного в системе Клиент Банк.
Большинство организаций действуют вторым способом.
Затем в программе в разделе «Банк и Касса» выбираем пункт «Банковские выписки»:
В открывшемся окне нажимаем кнопку «Загрузить»:
Программа предложит выбрать файл с диска – тот самый, который мы сохранили из Клиент Банка:
После выбора загрузочного файла и нажатия на кнопку «ОК» программа начнет загрузку выписки. По окончании загрузки будет указано сколько документов загружено и на какую сумму, а самом журнале банковских выписок отразятся все загруженные операции:
В числе загруженных операций мы увидим и операцию по отражению комиссии банка. В нашем случае – плата за списание денежных средств по платежному поручению на оплату ТМЦ поставщику.
По умолчанию плату за услуги банка программа отражает операцией с видом «Комиссия банка»:
Это предусматривает формирование проводки с использованием счета 91.02 «Прочие расходы»:
Типовая 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 предусматривает учет в коммерческих организациях. А согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. Поэтому при выборе вида операции «Комиссия банка» программа отражает проводки по учету в коммерческих организациях.
В случае, когда некоммерческие организации ведут учет не в отраслевом решении, а в типовой 1С: Бухгалтерии ред. 3.0, то расходы, связанные с уставной (некоммерческой) деятельностью, они отражают на счетах 20, 26 с последующим их списанием на счет 86 (а не на 90 счет, как в коммерческих организациях).
В случае с комиссией банка можно действовать двумя способами:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26
2 способ. С использованием напрямую счета 86
При выборе любого из способов для отражения банковской комиссии необходимо выбирать вид операции «Прочее списание». То есть, загрузив автоматически банковскую выписку, нужно войти в операцию по отражению комиссии и изменить вид операции с «Комиссия банка» на вид операции «Прочее списание»:
После чего необходимо выбрать вместо счета 91 счет 26 либо 86 – в зависимости от выбранного способа:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26.
При выборе данного способа в конце месяца все затраты, собранные на счете 26, операцией «Закрытие месяца» (в режиме ручной корректировки) закрываются на счет 86:
2 способ. С использованием напрямую счета 86.
Для упрощения учета можно комиссию банка сразу отражать на 86 счете (по аналогии отражения комиссии на 91 счете в коммерческих организациях). В этом случае в загруженной операции по списанию комиссии банка выбрать счет 86.02:
Отражение в учете НКО штрафов и пеней по налогам и сборам
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 не предусмотрено специального документа для отражения штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности и уплату налогов. Начисление пеней и штрафов происходит с помощью документа «Операции, введенные вручную» в разделе «Операции»:
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) для отражения сумм причитающихся налоговых санкций предусмотрен счет 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам:
Здесь опять оговоримся, что такая проводка делается в коммерческих организациях.
В некоммерческих же организациях вместо счета 99 используется счет 86:
Еще один важный момент, вызывающий вопросы: какой датой начислять штрафные санкции?
Когда пени и штрафы были начислены организации в результате проверки контролирующих органов, то датой будет момент вступления в силу соответствующего решения ФНС.
В случае, если плательщик самостоятельно обнаружил, к примеру, недоплату по налогу, то он может доплатить налог, а вот пени можно не уплачивать самостоятельно, а дождаться требования из ФНС.
Когда же организация сдает уточненную декларацию (расчет), которая привела к увеличению суммы налога (взноса), то, чтобы избежать штрафа, до подачи уточненки необходимо заплатить налог/взнос и пени. В таком случае датой начисления пеней будет дата утверждения расчета (включая расчет пеней) руководителем компании.
Отражение в учете НКО штрафных санкций по договорам с контрагентами
К примеру наша некоммерческая организация, помимо уставной деятельности, занимается сдачей собственного здания на территории поселка в аренду. Так 17 июня она заключила договор аренды с ООО «Ромашка», согласно которому срок оплаты за аренду здания установлен 5 дней.
Чтобы программа автоматически могла рассчитать штрафные санкции по договору, необходимо этот срок указать при создании договора контрагента (справочник «Контрагенты»):
За июнь-август была начислена арендная плата:
Однако денежные средства от ООО «Ромашка» по состоянию на 10 сентября не поступили.
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 начисление пеней по договорам с контрагентами отражается специальным документом: «Продажи» – «Расчеты с контрагентами» – «Начисление пеней»:
Создадим новый документ:
Заполним контрагента, договор, ставку пени и нажмем кнопку «Заполнить» для заполнения табличной части:
Программа рассчитает пени автоматически, останется только провести документ:
После проведения сформируются проводки:
Обратите внимание, что данный документ некоммерческие организации используют, как правило, в случае ведения предпринимательской деятельности. Однако вопрос начисления штрафных санкций актуален и при ведении уставной деятельности.
Например, согласно Положению о начислении членских взносов, как правило, всегда предусмотрены санкции за их неуплату в определенный срок. В этом случае штрафные санкции придется начислять аналогично налоговым пеням – через документ «Операция» вручную:
Основанием для начисления таких пени являются решение суда, либо факт признания их плательщиком (фактическая уплата):
Важно! Некоммерческие организации на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 НК РФ. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 Кодекса, является закрытым. В данной статье доходы в виде пени за несвоевременную уплату членских взносов отсутствуют, поэтому данные доходы подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов