когда возобновится программа первый автомобиль в 2021 году какого числа
Программа льготных автокредитов со скидкой до 375 000 ₽ продлена до 2023 года
Льготные автокредиты со скидкой 10 или 25% от стоимости машины можно будет взять и в этом году. Программа действовала до конца 2020 года, но теперь продлена до 2023. В 2021 году на субсидии по этой программе будет выделено 8,87 млрд рублей.
Основные условия не изменились. Вот что нужно учесть, если планируете покупать автомобиль российской сборки.
Что это за программа
Программа льготного автокредитования с господдержкой дает возможность некоторым категориям граждан взять автокредит и получить скидку за счет бюджета. Размер скидки составляет 25% для Дальнего Востока и 10% для остальных регионов.
Сумму скидки не выдают деньгами, ее прибавляют к первоначальному взносу. Получается, что заемщик как будто вносит 10 или 25% от стоимости машины при покупке, но на самом деле эту сумму банку возмещает государство.
Участвовать в программе могут не все, есть требования и к характеристикам машины.
Кому дадут льготный автокредит в 2021 году
Заемщики из всех льготных категорий должны соответствовать общим условиям программы. Вот они:
Но не все заемщики, соответствующие этим условиям, смогут получить скидку. Есть дополнительные требования. Вот кому подойдет эта программа:
Для скидки должно соблюдаться хотя бы одно из перечисленных условий.
Какие требования установлены для автомобилей
В 2021 году новый автомобиль должен иметь такие характеристики:
Баллы присваиваются по соглашению производителя с Минпромторгом. Так подтверждается, что машина произведена в России. Например, российская сварка кузова дает 400 баллов, окраска — 500 баллов, использование российского металла — 200 баллов. Заемщикам в это можно не вникать: на машины уже получены заключения. Поэтому достаточно уточнить в автосалоне, что можно купить в кредит с господдержкой.
Каждый год необходимое количество баллов растет. Модель, которая подходит в 2021 году, может не соответствовать условиям в 2022.
Условия программы льготного автокредитования в 2021 году
В рамках поддержки отечественной автопромышленности правительство России выделяет населению льготы на покупку машины в кредит. Средства не выдаются заемщику на руки, а представляют скидку – 10% от стоимости автомобиля. Условия программы корректируют ежегодно, но общие требования не меняются.
Кто может воспользоваться скидкой по госпрограмме
Условия субсидирования государством по льготной программе автокредитования
Сроки проведения программы
Программа льготного автокредитования проводится в период с 2018 по 2023 год.
Список автомобилей, которые можно купить со скидкой от государства
Субсидирование распространяется на покупку и лизинг машин, собранных на территории России.
Марка
Модель
Granta, 4×4, Vesta, Largus, Niva, Xray
Patriot, Hunter, Profi, Pickup, 3741, 3303, 3909, 2206, 3962
Arkana, Duster, Kaptur, Sandero, Logan
Газ, Газель Business, Газель Next
Список банков
Согласно условиям на 2021 год, автокредиты с господдержкой предоставляют: Тинькофф Банк, ВТБ, Открытие, Газпромбанк, Уралсиб, Райффайзен, Альфа-Банк, СовКомБанк, Cetelem, РГС, РНКБ, ОТП, Русфинанс, Абсолют банк, СНГБ, Банк Левобережный, Энергобанк, КредитУралБанк, ДВБ, Генбанк, БанкАверс, Квантмойл, Банк Хлынов, БайкалИнвестБанк, БанкСоюз, Норвик Банк, Яринтербанк, Новобанк, J&T Bank, ГазнефтьБанк, ТпСБанк, ЧБРР, Банк «Вологжанин», Аресбанк, Кузнецбизнесбанк, Живаго, Татсоцбанк, СДМ, ТХБ, Юг-Инвестбанк, Банк Акцепт, Снежинский, Датабанк, Байкалкредобанк, Банк Заречье, Севастопольский Морской Банк, ИшБанк, АвтоградБанк, Ставропольпромстройбанк, Оранжевый Банк, Хакасский Муниципальный Банк, БСТ, Первый Клиентский Банк, Внешфинбанк.
Сравнить предложения банков, которые кредитуют население по льготной программе, можно на сайте Выберу.ру.
Скидки по нескольким госпрограммам
Складывать скидки на автокредит по нескольким льготным программам нельзя. Если заемщик подходит к нескольким программам – он может выбрать одну из них.
Требования для автомобилей по программе льготного автокредитования в 2021 – 2022 году
Описание действующих госпрограмм по льготному автокредитованию
«Семейный автомобиль» – для семей с несовершеннолетними детьми от 6 месяцев до 18 лет.
Клиент должен иметь официальное трудоустройство, хорошую кредитную историю и отсутствие других автокредитов. Подтвердить факт можно свидетельством о рождении ребенка, справкой из ГИБДД об отсутствии автомобиля в собственности за последние 2 года.
«Первый автомобиль» – для граждан, у которых ранее не было автомобиля в собственности.
Заемщик должен иметь официальное трудоустройство и не иметь своего транспорта или автокредита.
«Медицинский работник» – для граждан с официальным трудоустройством в государственной медицинской организации. Подтвердить факт может справка с места работы.
«Trade-In» – для граждан, которые продают свой автомобиль дилеру. Срок транспорта в эксплуатации не должен превышать 6 лет. Для получения субсидий необходимо подтвердить продажу копией ПТС.
Минпромторг: программа льготных автокредитов не возобновится минимум до конца года
Программа льготного автокредитования не будет возобновлена минимум до конца 2021 года, сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на полях Восточного экономического форума.
«Я могу подтвердить, что программа льготного автокредитования до конца года не будет продлена. С точки зрения следующего года — будем смотреть, как будет складываться ситуация на рынке», — сказал министр.
Речь идет о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые позволяют получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей. Купить машину по льготному кредиту могут работники государственных медицинских учреждений, семьи с одним ребенком, граждане, сдавшие свои автомобили старше шести лет в trade-in, а также те, кто приобретает машину впервые.
В феврале большинство кредитных организаций прекратили выдачу льготных автокредитов из-за исчерпания лимита средств госпрограммы, сообщили РИА Новости в Российской ассоциации автодилеров и подтвердили игроки рынка. В июне министр пояснил, что программа не возобновляется из-за «перегретого рынка». Он отмечал рост продаж и нехватку некоторых моделей машин.
При этом Минпромторг РФ планирует направить около 10 млрд рублей на программы льготных автокредитов и льготного лизинга в 2022 году, сообщил журналистам Денис Мантуров.
«На следующий год у нас в целом на поддержку спроса по автопрому около 10 миллиардов — это включая лизинг. Поэтому у нас есть всегда возможность маневра. Поэтому мы будем принимать решение к концу года, как и с какого момента стартовать поддержку», — сказал он.
При этом министр уточнил, что средства на льготное автокредитование и лизинг будут распределены в пропорции 50 на 50.
В этом году Минпромторг выделил на льготное автокредитование 9,5 млрд рублей (на лизинг — 3,8 млрд рублей), но средства закончились уже к середине февраля.
Возобновят ли программу “Первый автомобиль” в 2021 году
Выделенные на льготные автокредиты 2021 года бюджетные деньги закончились уже в середине февраля. Именно тогда российские банки, участвующие в государственных программах, объявили, что средства на исходе, и прекратили прием заявок на новые кредиты. Разбираемся, могут ли возобновить госпрограмму “Первый автомобиль” в 2021 году или нужно ждать еще год до перезапуска льготных автокредитов.
Фото: bankiclub.ru
Возобновится ли программа льготных автокредитов в 2021 году
“Первый автомобиль” — только одна из программ господдержки, существующих в этом году. Кроме льготы на автокредиты для тех, кто приобретает свой первый в жизни автомобиль, действует еще три программы:
По условиям программы государство субсидирует 10% стоимости нового бюджетного автомобиля российского производства (включая иномарки, которые собираются на территории нашей страны). Средства засчитываются в качестве первоначального взноса по автокредиту.
В 2021 году льготная госпрограмма распространяется на большее число россиян. В рамках “Семейного автомобиля” право на льготу получили и те родители, у которых растет один ребенок. В число имеющих право купить автомобиль с господдержкой, вошли медработники и владельцы сравнительно старых транспортных средств.
Также был увеличен лимит стоимости нового авто российского производства, который подпадает под госпрограмму — до 1,5 миллионов рублей.
Такие демократичные изменения привели к взрывному росту популярности льготных автокредитов, в результате все выделенные средства (8,9 миллиардов рублей) были израсходованы всего за полтора месяца.
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил — его ведомство будет прорабатывать вопрос дополнительного финансирования льготных автокредитов в 2021 году. Спрос на субсидию от государства очевидно не удовлетворен. Другой вопрос, найдутся ли эти средства в предвыборный год, когда у правительства есть и другие приоритеты — такие, как возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам.
Эксперты, впрочем, полагают, что шансы на возобновление программы льготных автокредитов далеко не нулевые. В этом, в частности, убежден ведущий аналитик QBF Олег Богданов. Он называет преждевременное исчерпание средств на льготные автокредиты чисто техническим фактором и уверяет, что новый транш банкам из бюджета в этом году еще поступит.
Что делать тем, кто планирует покупку нового российского автомобиля
Фактически остается всего два выхода. Либо ждать у моря погоды — надеяться на возобновление финансирования льготных госпрограмм в 2021 году или дожидаться 2022 года и перезапуска программы в январе (сама программа продлена до 2023 года, так что перезапуск в новом финансовом году точно будет). Либо приобретать автомобиль без господдержки прямо сейчас.
Если финансирования программ в 2021 году уже не будет, ждать нового года большого смысла нет. Автомобили растут в цене, и к январю 2022 года этот рост может успешно съесть всю выгоду от госсубсидии. Если, конечно, вы не живете на Дальнем Востоке, где субсидия составляет 25% стоимости авто, а не 10%, как для всех остальных россиян.
Советуем обратить внимание на обычные автокредиты российских банков. В госпрограммах участвует ограниченный список кредитных организаций, одобренных правительством. Соответственно, эта сфера отчасти монополизирована. А вот обычные автокредиты предлагают многие банки, и их условия могут быть даже более выгодными, если подсчитать общую переплату.
Условия обычных автокредитов без господдержки в 2021 году
Российские банки сегодня предлагают довольно лояльные условия по своим автокредитам. Практически ушли в прошлое времена, когда автокредит подразумевал обязательное страхование КАСКО и необходимость внесения высокого первоначального взноса. Страховку на автомобиль сегодня практически нигде не требуют, во многих случаях не нужен даже первый взнос.
Минимальный процент по автокредитам в среднем по рынку — около 7% годовых. Но стоит иметь в виду — это ставка с учетом личного страхования самого заемщика. Без страховки процент будет выше — минимум от 12-13% годовых.
Страхование обычно стоит ровно столько, сколько удается сэкономить на снижении процентной ставки. Иногда — даже чуть дороже. Так что при расчете переплаты по автокредиту имеет смысл ориентироваться именно на 12-13% годовых как на минимальный процент. Максимальная ставка по кредитам на покупку авто сегодня — около 20-21% годовых.
Преимущество обычных автокредитов над теми, что субсидируются государством — нет ограничений ни по марке автомобиля, ни по стоимости, ни по дате выпуска. Купить можно в том числе авто с рук на вторичном рынке — оно также может быть практически новым.
Банк | Макс. сумма кредита | Процентная ставка |
Газпромбанк | до 5 млн руб. | от 5,6% годовых |
Банк Тинькофф | до 3 млн руб. | от 7,9% годовых |
Росгосстрах Банк | до 3 млн руб. | от 5,9% годовых |
Банк ВТБ | до 7 млн руб. | от 0,4% годовых |
Альфа-Банк | до 5 млн руб. | от 6.5% годовых |
Газпромбанк
По условиям автокредита Газпромбанка можно приобрести как новый автомобиль, так и подержанный. Условия ничем не отличаются.
В число преимуществ этого варианта входят:
Тинькофф Банк
В Тинькофф Банке кредит также универсальный — кредитное учреждение позволяет приобрести новый автомобиль в салоне или подержанный на вторичном рынке. Условия кредитования ничем отличаться не будут.
Сразу же отметим важное требование Тинькофф Банка — автомобиль обязательно должен быть передан в залог кредитной организации. Залог действует вплоть до полного погашения кредита. Он не помешает пользоваться автомобилем, но продать транспортное средство, подарить его или еще как-то распорядиться не получится, пока кредит не погашен.
Первоначальный взнос за автомобиль в Тинькофф Банке также не обязателен. Оформить кредит можно всего по двум документам — паспорту и водительскому удостоверению. Автомобиль нужно будет приобретать собственными силами, без участия банка в сделке. Однако, если потребуется, банк поможет с проверкой юридической чистоты найденного варианта.
Росгосстрах Банк (РГС)
Процентная ставка по автокредитам на покупку нового автомобиля в РГС — 16,9% годовых. Скидки при наличии страховки не будет. Максимальная сумма — 7 миллионов рублей.
Более лояльные условия — для автокредитов на покупку автомобиля на вторичном рынке. Базовая ставка по таким кредитам — 13,9% годовых, но ее при выполнении некоторых условий можно уменьшить до 5,9% годовых.
В РГС Банке также не требуется первоначальный взнос за автомобиль, не обязательно и страхование КАСКО.
Автокредит на сумму до 1 миллиона рублей можно получить по паспорту и второму документу из списка кредитной организации. Подтверждение дохода потребуется только для кредитов на сумму более одного миллиона.
Банк ВТБ
Банк ВТБ предлагает несколько гибких программ автокредитования. Выбрать подходящую можно исходя из того, собираетесь ли вы приобретать новый или подержанный автомобиль, в салоне или у частного лица.
Новый автомобиль у дилера при помощи автокредита Банка ВТБ можно взять по ставке от 1% годовых. Чтобы получить такой низкий процент, нужно быть зарплатным клиентом ВТБ, оформить КАСКО, страхование жизни и пользоваться картой “Автолюбитель”. При невыполнении всех этих условий ставка вырастет до 10,5% годовых.
Программа кредитования для покупки подержанного авто у частного лица подразумевает от 8% до 10% годовых. В этом случае может потребоваться первоначальный взнос от 20% стоимости автомобиля.
Альфа-Банк
Альфа-Банк также предлагает весьма демократичные условия по своим автокредитам. Такой кредит здесь универсальный, как у большинства конкурентов — марка и год выпуска автомобиля могут быть какими угодно. Минимальная сумма кредита — всего 50 тысяч рублей, максимальная — солидные 5 миллионов рублей.
Первоначальный взнос по кредиту здесь не обязателен, КАСКО не нужно. Если клиент обращается за суммой до 300 000 рублей, подтверждение дохода не потребуется. Зарплатным клиентам справка о доходах не нужна во всех случаях.
Выводы
Хотя средства, выделенные государством на поддержку российского автопрома и покупателей его продукции, исчерпаны, в 2021 году вполне вероятно возобновление таких программ. Если денег на новый транш в казне не найдут, программа перезапустится только в начале 2022 года.
Особенного смысла ждать перезапуска программ “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль” нет. Российские банки сегодня предлагают автокредиты на вполне неплохих условиях. Переплата по ним даже может быть ниже, чем все расходы на обслуживание субсидируемого автокредита.
Миллиарды на Ладу: как помогут автопрому в 2021 году
Минпромторг планирует выделить 17,5 млрд рублей на поддержку автомобильной промышленности, в основном на развитие льготного кредитования и лизинга. Между тем в этом году выделено 45,5 млрд рублей, но рынок всё равно оказался в минусе. Эффективны ли госпрограммы, разбирались «Известия».
Помогут с кредитами
Выделяемая Минпромторгом на 2021 год сумма в 17,5 млрд рублей пойдет на программы льготного автокредитования, льготного лизинга и доступной аренды, субсидии на газомоторную технику, опережающие госзакупки автотранспорта, а также гранты Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию производства автокомпонентов.
Директор департамента автомобильной промышленности министерства Денис Пак уточнил, что 9 млрд рублей будут выделены на программу льготного автокредитования, а 3,8 млрд рублей — на программу льготного лизинга. Еще 1 млрд рублей пойдет на локализацию производства автокомпонентов.
Между тем в этом году общая сумма господдержки достигла 45,5 млрд рублей, но автомобильный рынок всё равно оказался в минусе.
Поддержка в минус
Согласно данным «Ассоциации европейского бизнеса», 2020 год рынок завершит со спадом в 23,9%, а число проданных новых авто составит 1 339 000 штук.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в сентябрьском интервью «Известиям» посчитал, что спад будет еще более серьезным. Чиновник отметил, что несмотря на поддержку авторынка, из-за пандемии спрос на машины в 2020 году упадет в сравнении с 2019-м на 25–30%.
— Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ», — отметил министр.
И всё же есть те, кто дает чуть более оптимистичный прогноз. Отложенный спрос еще до конца не удовлетворен, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
— За 10 месяцев этого года спад составил 12,1%. Два последующих месяца не двинут эту цифру вниз, а чуть вверх — вполне реально. Ослабевший рубль толкает людей спасать сбережения, а цены на автомобили еще не до конца отыграли падение рубля, — рассказал «Известиям» Целиков.
Работают ли программы?
Эксперты и игроки рынка считают, что программы господдержки доказали свою эффективность. С ее помощью за 10 месяцев текущего года продано более 220 тыс. автомобилей. Как сообщила пресс-служба Минпромторга, по программе льготного автокредитования, на которую в 2020 году выделено 16,4 млрд рублей, реализовано 172 350 автомобилей.
По новым для 2020 года направлениям льготного автокредитования — для работников государственных медучреждений и программе скидок при сдаче старого авто в трейд-ин — продано соответственно 2600 и 19 000 автомобилей. Кроме того, 46428 машин было реализовано по программе «Льготный лизинг», и 1790 автомобилей — по программе субсидирования газомоторной техники.
— Если бы не программы господдержки, авторынок в этом году не дотянул бы и до отметки в 1,2 млн проданных новых автомобилей, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
В «РОЛЬФ» отметили две самые эффективные программы — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как заявили в пресс-службе компании, 16% от всех автокредитов, выданных в дилерских центрах сети на покупку новых машин, приходится именно на них.
В пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto уточнили, что доля автомобилей по госпрограммам составила 25% от общего объема продаж.
— Летом и осенью программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» действительно оказали положительное влияние на продажи автомобилей. Расширение ценового порога до 1,5 млн увеличило ассортимент автомобилей, подпадающих под действие программ, и привлекло покупателей, — рассказал директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.
Хватило на «Ладу»
Программы господдержки действительно делают покупку автомобиля более доступной для клиентов. Тем более, что, учитывая перманентный рост цен на авто, машина не сильно потеряет в стоимости.
— Госпрограммы помогают купить авто чуть дешевле, процентов на 5–10. Все, кто купил автомобиль в начале года, да еще со скидками, могли ездить весь год, а сейчас — продать машину по той же цене, а при удачном раскладе даже дороже! — рассказал «Известиям» Сергей Целиков.
По данным «Автостата», наибольшим спросом среди участников госпрограмм поддержки авторынка по итогам 10 месяцев нынешнего года пользовались автомобили LADA (более 64,5 тыс. шт.), Hyundai (33,8 тыс. шт.) и KIA (25,6 тыс. шт.).
«По результатам октября мы с удовлетворением отмечаем положительную динамику роста продаж и спроса на автомобили. Безусловно, это стало возможным благодаря продолжению действия государственных и собственных программ LADA», — рассказал аналитическому агентству исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Оливье Морне.
В пресс-службе Hyundai рассказали, что в этом году было выдано 30 720 кредитов со скидкой по госпрограммам — это 64% от кредитных продаж бренда Hyundai. Из них на программу «Семейный автомобиль» приходится 16 080 кредитов, на программу «Первый автомобиль» — 9 862, на программу «Автомобиль в трейд-ин» — 3 874 и на «Автомобиль работникам медицины» — 904.
Новый год без драмы
Изначально в 2020 году Минпромторг планировал выделить 12,5 млрд рублей. Однако пандемия заставила власти прибегнуть к дополнительному финансированию отрасли, поэтому финальная сумма и выросла до 45,5 млрд рублей. Таким образом, выделяемые на 2021 год средства уже не кажутся скромными.
— 17,5 млрд — это нормально. Это на том уровне, что было до COVID-19 — в 2017 году было около 15 млрд, без учета газомоторки. Конечно, хотелось бы больше, но и на том спасибо, — поделился с «Известиями» независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
Он считает, что повышение цен на легковые автомобили по итогу года будет на 14–15%. В дальнейшем цены продолжат расти, но не драматично.