когда у нас день железнодорожника какого числа
День железнодорожника
День железнодорожника — один из старейших профессиональных праздников! (Фото: Meoita, Shutterstock)
День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран — бывших республиках Советского Союза, ведет свою историю еще из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города.
Этот профессиональный праздник работников данной отрасли был учрежден в царской России еще в 1896 году и был приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. День железнодорожника в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня (по старому стилю).
После Октябрьской революции 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Традиционно к этому дню приурочено проведение различных торжественных и праздничных мероприятий для всех работников железнодорожного транспорта, когда особенно отмечаются их профессиональные заслуги и достижения отрасли.
Сейчас этот профессиональный праздник по праву можно назвать международным и поздравить всех, кто связан с железнодорожным делом в России, Беларуси, Кыргызстане. В других странах — бывших советских республиках — Дни работников железнодорожного транспорта установлены на другие даты.
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
День железнодорожника в России
Российские железные дороги, высокоскоростной поезд «Сапсан» (Фото: Iakov Filimonov, Shutterstock)
История возникновения Для железнодорожника в России, который в настоящее время отмечается в первое воскресенье августа, связана с именем императора Николая I, которого по праву называют «основателем железнодорожного дела в России». Ведь именно во времена его правления началось строительство российских железных дорог.
Поэтому в 1896 году было принято решение ежегодно отмечать День железнодорожника в день рождения Николая I. В этот день работники всех стальных магистралей, сходившихся в Петербурге, собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале. Эта традиция соблюдалась до 1917 года. Пришедшие к власти большевики отменили знаменательный для железнодорожников день.
После Октябрьской революции 1917 года о Дне железнодорожника не вспоминали два десятилетия. Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года праздник решено было проводить ежегодно 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Сегодня российская железнодорожная сеть — одна из крупнейших в мире, она осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира. Эксплуатационная протяженность сети железных дорог общего пользования составляет около 90 тысяч км, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю.
Российские железные дороги, органично интегрированные в единую транспортную систему РФ, по своему географическому положению являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Восточной Азии и Европы, а через морские порты осуществляется взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
В свой профессиональный праздник все работники железнодорожного транспорта России получают поздравления от руководства, коллег и друзей. Традиционно к этому Дню приурочено вручение правительственных и отраслевых наград наиболее отличившимся сотрудникам, чествование ветеранов, проведение различных праздничных и торжественных мероприятий — концертов, фестивалей, спортивных соревнований, конкурсов, открытие новых объектов инфраструктуры и т.д.
Подчеркну, что эффективное, слаженное функционирование всех звеньев железнодорожного транспорта — одно из ключевых условий динамичного развития регионов и экономики России, укрепления промышленного потенциала страны, реализации масштабных инфраструктурных проектов, востребованных социальных программ.
Сегодня перед вами стоят серьезные многоплановые задачи, главные из которых — модернизация коммуникаций и подвижного состава, внедрение современных логистических и управленческих схем, повышение качества услуг, уровня безопасности и надежности перевозок.
Убежден, что, опираясь на замечательные трудовые традиции и богатый опыт многих поколений своих предшественников, вы добьетесь значимых результатов, осуществите намеченные планы. Желаю вам всего самого доброго!».
Другие праздники в разделе «Праздники России»
Какого числа и как отметят День железнодорожника в России в 2020 году
Ежегодно в начале августа в России отмечается большой профессиональный праздник — День железнодорожника. Торжество непосредственным образом касается тысяч сотрудников РЖД всех рангов, возрастов и статусов. Праздную профессиональную дату как начальники станций, так и обычные проводники, машинисты, подсобные рабочие или диспетчеры.
Вены железных дорог пронизывают государство от границы до границы, а потому праздник, хоть и не имеющий государственного значения, считается в России практически всенародным.
Какого числа и как отмечают День железнодорожника России
Свое начало праздник берет в 19 веке. Учреждена торжественная дата была в далеком 1896 году, и приурочена она была ко Дню рождения царя Николая первого, который и считается инициатором строительства железных дорог в государстве.
Наличие развитой железной дороги дало толчок не только развитию транспортной и туристической отрасли в государстве, но и помогло выйти на новый уровень в целом экономике страны, зависящей в том числе и от наличия регулярного железнодорожного сообщения между крупными промышленными центрами.
Железнодорожный транспорт пользуется популярностью у обычных жителей благодаря своей доступности: уехать можно и на край мира, причем за достаточно лояльную цену.
Именно из-за значимости железной дороги в жизни государства, День железнодорожника в России принято отмечать на широкую ногу. Постоянной даты праздник не имеет — отмечают его всегда в первое воскресенье августа. В 2020 свой профессиональный праздник сотрудники железной дороги отметят 2 августа, вместе с десантниками.
Традиционно в праздничный день проводится Всероссийский благотворительный забег «Достигая цели», и собранные средства передаются в благотворительные фонды страны на лечение больных детей и взрослых. Сотрудники железной дороги в свой праздник не имеют дополнительного выходного, так как статус «красного дня календаря» торжеству предоставлен не был. Но многие работают вахтовым методом, а потому массово соревнуются в скорости и ловкости ради спасения жизней нуждающихся сограждан.
Праздничные мероприятия ко Дню железнодорожника в 2020 году отменены
Отменить ежегодный благотворительный забег из-за опасной эпидемиологической обстановки решили и в РЖД — забег перенесли в режим онлайн.
Изначально сообщалось, что забег пройдет в любых обстоятельствах, но с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм, установленных на эпидемиологический сезон. После компанией было решено от подобной идеи отказаться.
Онлайн-забег пройдет не только 2 августа, но и на протяжении всего последующего месяца — участвовать в нем может каждый неравнодушный гражданин страны.
Отмена же концертов и других праздничных мероприятий, посвященных Дню железнодорожника, не должна стать причиной равнодушия к представителям профессии. В праздничный день железнодорожников будут поздравлять на работе и дома, а лучшие сотрудники года получат традиционные награды, премии и новые звания.
Когда День железнодорожника в 2021 году и как его отмечают
Редакция, Общество, 7:22, 01.08.2021
В первое воскресенье августа в бывших советских республиках отмечают День железнодорожника. Этот праздник начали отмечать еще в царской России в XIX веке
Какого числа День железнодорожника
В 2021 году День железнодорожника в России – 1 августа.
В Алтайском крае вводится обязательная вакцинация
Почти 20 сфер деятельности попали под обязательную вакцинацию, среди них – образование, здравоохранение, торговля и другие. Под постановление подпадают 174 тыс. человек
День железнодорожника в России
День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России, рассказывает РИА Новости. Его учредили еще в 1896 году и приурочили ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России (6 июля по новому стилю).
По традиции, в праздник работники железной дороги отдыхали, и посещали торжественный прием с концертом.
После революции о Дне железнодорожника забыли почти на два десятилетия, и возродили в 1936 году. В Советском Союзе праздник перенесли на 30 июля. А потом – на первое воскресенье августа.
Как отмечают День железнодорожника
Ко Дню железнодорожника организовывают торжественные, праздничные мероприятия. Работников железнодорожного транспорта отмечают за их профессиональные заслуги и достижения отрасли.
Как в России появился День железнодорожника
История зарождения, традиции и вторая жизнь праздника
В эти дни работники стальных магистралей страны отмечают свой профессиональный праздник. Интересно, что в России его первый раз отпраздновали ещё в XIX веке.
К концу позапрошлого столетия Россия уверенно вышла в мировые лидеры по росту железнодорожной сети. Историки транспорта подсчитали, что в это время ежегодно вводились в строй по тысяче с лишним вёрст новых дорог. Рельсовые линии выходили на Урал, в Среднюю Азию и Кавказ, а самая дальняя ветвь – Транссиб – протянулась к Тихому океану на рекордных десять тысяч километров.
Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения Михаилу Хилкову пришла в голову мысль учредить и специальный железнодорожный праздник. Дату для него выбрали поначалу вполне логичную. А именно – годовщину поездки первого русского поезда: 30 октября 1837 года. Проблема заключалась в том, что в это время в России уже стоит глухая промозглая осень, а в Сибири и вовсе зима. Словом, не самое подходящее время для народных гуляний.
Покопавшись в архивах, авторы проекта назначили празднику другую дату: день рождения императора Николая I. С тем объяснением, что именно при нём построили первую железную дорогу. Император родился в разгар лета, 25 июня (6 июля по новому стилю), и против этой даты уже никто не возражал.
Летом 1896 года отечественные газеты сообщили, что Государь повелеть изволил следующее: «Установить ежегодное празднование годовщины рождения Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России».
Стоит отметить, что это был первый железнодорожный праздник не только в России, но и во всей Европе.
В царской России этот день во всех железнодорожных учреждениях считался выходным. Поезда-то ходили по расписанию, а вот буфеты, кассы и багажные конторы были недоступны. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебны.
По вечерам на крупных станциях организовывали гуляния. В столице, Санкт-Петербурге, традиционным местом праздника была набережная Фонтанки напротив здания Министерства путей сообщения. А на Павловском вокзале Царскосельской дороги организовывался тор-жественный ужин «с живою музыкою».
На рубеже веков празднование Дня железнодорожников пришло и в Сибирь, на только что построенные станции Транссиба. На Сибирской железной дороге этот день впервые массово отметили в 1899 году, ровно 120 лет назад. Около станции Тайга, например, в этот день открылась первая на Транссибе частная платформа, построенная на средства некоего дьякона Владимирова. В Читу в День железнодорожника прибыл с комиссией сам министр Хилков и даже издал указ о создании в местном училище железнодорожного отделения. А вот в Иркутске в этот день произошло землетрясение силою в 5,5 балла.
В дальнейшем на Транссибе регулярно устраивали специальные мероприятия, посвящённые Дню железнодорожника. Например, в начале ХХ века, как пишет газета «Сибирская жизнь», для работников дороги с семьями устраивали «праздничную поездку» в специальном поезде на целый день. Она была платной – по 50 копеек с человека. Газета писала, что «деньги эти пойдут на наём оркестра, на бутерброды, чай и лакомства для детей, а остальная сумма, если она окажется, пойдёт на расходы по открытию предполагаемого железнодорожного клуба».
Традиция отмечать День железнодорожника в России продолжалась до самой революции. В 1918-м праздник отменили. День рождения императора (хоть и замаскированный) новой власти был, конечно, чужд.
Возрождение произошло спустя почти двадцать лет. Как это принято было в СССР, по просьбам трудящихся. На совещании работников железнодорожного транспорта в Москве в июле 1935 года труженики выдвинули предложение «о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины». Предложение посчитали уместным. Датой нового праздника назначили 30 июля, поскольку в этот день делегацию железнодорожников принимал в Кремле товарищ Сталин. А называться праздник стал, соответственно, Всесоюзным Сталинским днём железнодорожников.
Уже 29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». День этот был объявлен всенародным праздником, мероприятия по случаю которого были в кратчайшие сроки организованы по всей стране.
Так День железнодорожника получил вторую жизнь. Через несколько лет имя Сталина убрали из названия праздника. С тех пор День железнодорожника отмечается в первый выходной августа.
От всесоюзной традиции не отставала и Красноярская магистраль. С момента её образования в 1936 году День железнодорожника широко отмечали на всех станциях. К самому первому празднику в Красноярске, например, приурочили открытие Детской железной дороги. В соответствии с веяниями времени, упор делался на активное времяпровождение. Из прессы той поры мы знаем, что на станции Глядень профессиональный праздник работники отметили генеральной уборкой. А ужурские железнодорожники отправились в Минусинск, где сыграли товарищеский футбольный матч с местным «Динамо».
Новый импульс празднование Дня железнодорожника обрело после «второго рождения» дороги, когда она была выделена из состава Восточно-Сибирской магистрали в 1979 году.
Летопись той поры вела газета «Красноярский железнодорожник». Из архива публикаций мы знаем, как проходил этот день 40 лет назад.
Традиционным местом празднования была тогда Николаевская сопка. На тот момент это дальняя окраина города – кампус Сибирского федерального университета и Академия биатлона появятся здесь много позднее. На Сопке в этот день выступали коллективы художественной самодеятельности ДК железнодорожников и артисты ЭВРЗ, было налажено вещание радиогазеты, а старт мероприятию задавало приветствие пионеров.
Для гостей праздника была подготовлена обширная спортивная программа: от блиц-турнира по шахматам до эстафеты и перетягивания каната, а также литературная викторина. Концертные бригады из Красноярска выступали и на пригородных станциях – в Зеледеево, Сорокино, Минино и Таёжном. Помимо выступлений артистов, такие выездные концерты включали встречи с передовиками производства. Фирменным элементом программы был так называемый устный журнал. Назывался он «СССР – великая железнодорожная держава» и содержал последние сведения об успехах отечественных стальных магистралей.
Артем Яковлев
Материал опубликован в газете «Красноярский железнодорожник» 02.08.19